Принцип гуманизма

Гуманизм предполагает уважение человека, его интересов, признание его как личности. На основе такого понимания гуманизма сформулирована ст. 7 УК РФ:

«1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры условно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, нс могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Принцип гуманизма обращен к двум категориям лиц: гражданам правопослушным и гражданам, преступившим уголовный закон, т.е. к преступникам. Часть 1 ст. 7 УК РФ закрепляет правило, согласно которому уголовное законодательство обеспечивает безопасность граждан. Такой императив полностью соответствует велениям Конституции РФ, прежде всего провозглашающей необходимость защиты и уважения интересов личности.

Сравнительно недавно человек стал выступать в качестве цели, а не как средство ее достижения. Ранее считалось, что человеческий материал необходим для более полного и успешного построения социализма и победы коммунизма. Была в ходу даже фраза «людской ресурс».

В настоящее время личность начали рассматривать пол иным углом зрения – она превратилась в цель, ради которой осуществляются социальные мероприятия (хотя слово «электорат» заставляет задуматься). Конституция РФ закрепила это новое отношение к человеку, а нормативные акты были приведены в соответствие с конституционными постулатами.

В УК РФ принцип гуманизма по отношению к гражданину как объекту всех социальных начинаний воплотился прежде всего в ст. 2, где в качестве первоочередной задачи названа охрана прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, система Особенной части УК РФ построена таким образом, что первая ее глава посвящена защите наиболее важных человеческих ценностей – жизни и здоровья.

Принцип гуманизма представлен ст. 7 УК РФ в трех аспектах. Во-первых, обеспечение безопасности граждан, во-вторых, возможность правомерного причинения вреда ради достижения социально полезных целей и, в-третьих, отношение к лицу, виновному в совершении преступления.

Обеспечение безопасности граждан проявляется в наказании или в привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, изоляции злоумышленника от общества, а также в иных мерах уголовно-правового воздействия в отношении лица, совершившего противоправное деяние, применение которых исключает или затрудняет возможность вновь совершить преступление субъектом. Сам же факт применения мер уголовного или даже уголовно-процессуального принуждения представляет собой впечатляющую картину для неустойчивых граждан, склонных разрешать собственные проблемы преступным путем. Таким образом, наказывая виновного, государство обеспечивает безопасность граждан, максимально купируя криминальные проявления.

Принцип гуманизма но отношению к правопослушному гражданину находит свое выражение в предусмотренных УК РФ возможностях, позволяющих правомерно, не боясь наказания, отражать преступные посягательства или совершать иные полезные для общества поступки.

Речь идет о таких обстоятельствах, которые указаны в гл. 8 УК РФ. Это необходимая оборона; задержание лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.

Например, если ученый производил эксперимент, итог которого обещал принести неслыханную выгоду обществу, и при соблюдении необходимых правил предосторожности все же потерпел неудачу, причинив фактический вред, он освобождается от уголовной ответственности, поскольку его риск будет в таком случае считаться обоснованным (исключения из этого правила отмечены в норме ст. 41 УК РФ).

Другой аспект принципа гуманизма – отношение к виновному. Наказание есть отчасти кара за совершенное преступление. Однако эта кара не должна превышать определенных пределов, когда она превращается в постыдную и безобразную месть. В связи с этим принцип гуманизма самым тесным образом сопрягается с принципом равенства всех перед законом и принципом справедливости. Если требования равенства граждан перед законом требуют непременного привлечения к уголовной ответственности любого лица, совершившего преступление, положения справедливости заключаются в соразмерности наказания, но все же в применении репрессии. Принцип гуманизма состоит в применении такой репрессии, которая бы не имела целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Любое наказание, а в особенности лишение свободы, доставляет в определенной мере физические страдания. Однако задачи наказания состоят не в этом. Они необходимы для исправления осужденного, предотвращения новых преступлений, восстановления социальной справедливости. Если бы цель лишения свободы заключалась в причинении физических страданий, тогда вряд ли существовала необходимость в институтах освобождения от наказания, условного осуждения и т.п.

Причиняя осужденному страдания, правоприменитель учитывает все обстоятельства дела и личность виновного для того, чтобы мера страдания могла бы выполнять воспитательную роль. В этом смысле страдания, содержащиеся в наказании, носят справедливый характер но отношению к потерпевшему, который таким образом получает желаемую сатисфакцию.

Излишнее страдание может сделать из преступника мученика. И тогда это может стать знамением, которое в состоянии сплотить огромные массы людей (из истории хорошо известно, как относится к мученикам русский народ). Поэтому принцип гуманизма в отношении лица, совершившего преступление, имеет значение не только правовое, но еще и социально-политическое, нередко очень важное.

Принцип гуманизма, как это вытекает из законодательной формулировки, двулик. Отсюда и противоречив: проявляя гуманность к правопослушным гражданам, к потерпевшим, суд должен одновременно проявить гуманное отношение и к преступнику. Противоречие снимается тем, что гуманное отношение к преступнику служит одним из важнейших средств предупреждения преступлений. Сознавая, что получил справедливое наказание и гуманную меру репрессии, правонарушитель легче осознает негативность совершенного, будет стремиться быстрее исправиться, не озлобится, что очень важно для профилактики преступлений. В свою очередь, предупреждение преступления – важнейшее средство защиты граждан и всего общества от преступных посягательств. Внешне кажущееся противоречие принципа гуманизма в сущности направлено на благородную цель – защиту человека от преступных посягательств.

Принцип гуманизма находит яркое воплощение в правовых институтах амнистии (ст. 84 УК РФ) и помилования (ст. 85 УК РФ). Гуманное отношение актов амнистии заключается в том, что от ответственности освобождаются категории граждан, которые имеют несовершеннолетних дегей, нуждающихся в надзоре, и т.п. Помилование адресовано каждому конкретному субъекту, осужденному за совершенное преступление. Акт помилования, пожалуй, как и акт амнистии, означает полное или частичное прощение лицу его прежнего преступного поведения.

Помимо названных институтов принцип гуманизма реализуется в нормах об уголовной ответственности несовершеннолетних (разд. V УК РФ), освобождении от уголовной ответственности и наказания.

Принцип гуманизма не означает всепрощения. Виновному в преступлении лицу назначается наказание, но мера сто репрессивности должна соответствовать необходимой мере страдания как фактору воспитательного воздействия, а нс как первобытной каре.

Все принципы уголовного права тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве единой системы. Требования этой системы направлены только к одной цели – наиболее надежным образом защитить интересы граждан и общества.

Примеры употребления слова гуманный в литературе.

С ним, дворянином, иезуитом и полковником австрийской службы, обошлись отнюдь не так гуманно, как с местными уроженцами Гальваксом, Мецом, Бюлером, Лампрехтсом и Шефером, у него не было родни в правительственной канцелярии, штатских он именовал щелкоперами, всех, у кого не было дворянского титула, в особенности же парламентариев, обзывал не иначе как плебеями, канальями, чернью, и заслужил дружную ненависть.

Два переворота — августовский и декабрьский, как два последовавших один за другим подземных толчка или сердечных приступа, казалось, безжалостно разрушили упорно возводившуюся конструкцию реформируемого и гуманного советского социализма.

Не гуманнее ли плюрализм Левинаса или Ханны Арендт, культивирующей общение равноправных граждан?

Духовные, гуманные качества этой одинокой ученой помогают ей стать вдохновительницей других.

Кавабэ сказал, что все благомыслящие японцы, проникнутые чувством искренней признательности к его высокопревосходительству фельдмаршалу за его истинно гуманное отношение к побежденной Японии и за его благоуспешные неустанные заботы в направлении демократизации страны и пресечения попыток разрушительных элементов распространять тлетворные идеи, считают высокой честью для себя участвовать в деле выполнения влаголюбивых предначертаний его высокопревосходительства по части утверждения кардинальных принципов демократии.

В соответствии с новыми политическими и идеологическими веяниями и в канцеляриях военно-морского ведомства, и в корабельных кают-компаниях, и в служебных взаимоотношениях тон стали задавать такие офицеры, для которых завещанное шестидесятыми годами гуманное отношение к матросу было ненавистно — и по сословно-кастовым предрассудкам и потому еще, что оно требовало от них неустанного воспитательского труда.

Некоторые из них стали моими хорошими друзьями, они — высокообразованные, эрудированные и очень гуманные люди.

Вот и решили это дело прекратить, гуманнее сразу пулю в лоб, — энергично жестикулируя объяснил Макс, успокоившись, он добавил, — доминанты почему-то не могут жить без людей, с ума сходят.

Содержание Изборника, подбор помещенного в нем материала, характеризуют его составителя, человека образованного и гуманного.

Помимо Бабурина, Зюганова и Исакова, в президиуме восседал, на этот раз, и Анатолий Лукьянов, которому гуманный демократический суд сменил меру пресечения вместо тюремной камеры на подписку о невыезде.

Провести плебисцит — законы не позволяют, а избранные должностные лица — из гуманных либо карьеристических соображений — делают обратное тому, чего хочет избравший их для своего блага народ.

Будучи гуманным натуралистом, вы сочувствуете и преследуемым, и брачной паре, которая тем временем уже отнерестилась и теперь терзается заботами о потомстве.

Эвтаназия, правда, как весьма разумное и гуманное мероприятие обязательно должна сохраняться, но зато не нужно будет срывать с насиженных мест несколько тысяч бельгийцев и переправлять на освоение целинных земель Патагонии — подобная практика, безусловно, прекратится.

Гнев вскоре уступил место уважению — после того, как он и его подчинённые обошлись с дедом более гуманно: — Не такие уж они и звери, как нам тут внушают!

Она преследует меня до сих пор, хотя, может быть, в конечном счете это более гуманно, чем наш земной метод: мы позволяем детям стать людьми, чтобы обратить их потом в придатки машин.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Принцип гуманизма завершает систему принципов уголовного законодательства РФ. Это не означает тем не менее, что он менее значим для отечественного права. Гуманизм (от лат. humanus — человечность) представляет собой философскую концепцию, ориентированную на ценность и значимость человека, его основных прав и свобод. Часто понятие гуманизма трактуют более узко — «любовь к человеку». Несмотря на то что появление концепций, сконцентрированных на человеке, имело место еще во времена Античности, формирование данного правового принципа в большей степени связано с просветительно-гуманистическим направлением французских философов начала и середины XVIII в.; не случайно и само название. В данном отношении значимой является работа Ш. Монтескье «О духе законов», в которой утверждается, что суровые наказания — это высшая несправедливость. Следует учитывать, что работа (1748 г.) была написана еще во времена инквизиционных процессов, широкого распространения смертной казни и телесных, в том числе членовредительских, наказаний.

Принцип гуманизма принято рассматривать в двух аспектах: гуманизм по отношению к обществу, защищаемым и охраняемым интересам, в том числе интересам потерпевшего, и гуманизм по отношению к лицу, совершившему преступление. В соответствии с этим ст. 7 УК и делится на две части.

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека (ч. 1).

Важнейшей задачей уголовного права и закона является гарантия безопасных условий существования человека в обществе, в первую очередь обеспечение его права на жизнь, здоровье, половую свободу, честь и достоинство. Уголовное законодательство обеспечивает также и иные общественные интересы, но в соответствии с толкованием слова «гуманизм» законодатель сконцентрировал внимание на безопасности человека. По этим же соображениям использован термин «человек» вместо термина «личность».

Если посмотреть строение Особенной части, то мы увидим, что последовательность расположения разделов определяется приоритетом ценностей для государства, которое отражено в УК. На первом месте расположен разд. VII «Преступления против личности», а внутри раздела главы расположены следующим образом: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Данная последовательность отражает значимость основных благ и прав в первую очередь для самого человека и для общества в целом. Все они с различных позиций обеспечивают безопасность, т.е. состояние защищенности человека в Российской Федерации.

Структура Особенной части УК является далеко не единственным проявлением принципа гуманизма в нашем законодательстве. Важным представляется также и тот факт, что за преступления против человека предусматриваются достаточно суровые наказания. Самое репрессивное из них — смертная казнь, а вслед за ней и пожизненное лишение свободы могут быть назначены только за умышленные преступления, результатом которых является смерть человека.

Принцип гуманизма по отношению к человеку в уголовном праве тесно связан с правами потерпевшего в уголовном процессе.

Второй составляющей принципа гуманизма является человеколюбие по отношению к виновному в преступлении лицу.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2).

Уголовное законодательство РФ ставит задачей обеспечение безопасности граждан и общества путем преследования лиц, совершивших преступления. Но при этом целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений. Эти цели достижимы путем применения различных, в том числе и суровых, но цивилизованных наказаний, которые являются не карой, возмездием, а необходимой мерой воздействия на преступников в совокупности с иными мерами уголовно-правового характера. В российском УК отсутствуют членовредительские, телесные либо позорящие наказания. Уголовная ответственность и наказание как ее реализация по своей сути, бесспорно, являются негативными для преступника. Однако эти лишения и страдания должны заключаться в ограничении прав, а не в унижении человека, озлоблении его, создании из него антисоциальной личности, настроенной против государства. Последователь французских философов-просветителей, итальянский правовед Ч. Беккариа писал: «одно из самых действенных средств, сдерживающих преступления, заключается не в жестокости наказаний, а в их неотвратимости. Не суровость, а продолжительность наказания производит наибольшее влияние на душу человека» <1>.

<1> Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 308, 318.

Конечно, условия содержания в определенных пенитенциарных учреждениях далеки от идеальных, и фактически заключенные испытывают и нравственные страдания, а зачастую и физические. Однако это проблема не только России, многие значительно более стабильные в финансовом отношении государства тоже сталкиваются с такими проблемами <1>.

<1> О трансформации наказания и системы юстиции см. подробнее: Фуко М. Надзирать или наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

Помимо наказаний и иных мер уголовно-правового характера уголовное законодательство России предусматривает другие способы воздействия на преступника. К таковым следует отнести институт добровольного отказа и деятельного раскаяния. Они позволяют оступившемуся, но вовремя остановившемуся человеку либо раскаявшемуся после совершения преступления не быть привлеченным к уголовной ответственности, либо быть освобожденным от уголовной ответственности, либо рассчитывать на смягчение наказания. К гуманным институтам российского уголовного права следует отнести возможность назначения лицу наказания условно. Позитивно, на наш взгляд, следует оценить новеллу уголовного законодательства, внесенную Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в виде нового основания отсрочки отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82.1 УК).

Однако гуманизм по отношению к преступнику не означает безмерно широких границ и безнаказанности. Например, такая, безусловно, гуманная мера, как условное осуждение, должна назначаться в редких случаях, как правило, лицу, совершившему преступление впервые, небольшой либо средней тяжести. Это скорее исключение из правил, нежели норма. Однако вот статистика условного осуждения недавнего времени в России. Например, в 2002 г. от общего числа вынесенных приговоров наказание, назначенное условно, составляло 56,4% (!), в 2003 г. — 55,5, в 2004 г. — 52,7, в 2005 г. — 48,1, в 2006 г. — 46,5%. Еще ярче была картина в отношении несовершеннолетних. В 2002 г. условно назначалось наказание в 74,6% случаев, в 2003 г. — в 72,3, в 2004 г. — в 64,5, в 2005 г. — в 57,6, в 2006 г. — в 58,5% случаев <1>. В последующие годы практика применения условного осуждения сократилась. В 2007 г. оно было назначено в 44,9% случаев, в 2008 г. — в 40,8% <2>. Представляется, что принцип гуманизма заключается не в распространении безответственности, а во взвешенном, индивидуализированном и основанном на законе применении к осуждаемым лицам разнообразных уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера и воздействия.

<1> Преступность и правонарушения (2002 — 2006): Статистический сборник. М., 2007. С. 163 — 164.

<2> Преступность и правонарушения (2004 — 2008): Статистический сборник. М., 2009. С. 165.

Контрольные вопросы

1. Какие принципы предусмотрены уголовным законодательством Российской Федерации?

2. Каково соотношение принципов права и принципов законодательства?

3. В чем значение принципов уголовного законодательства?

4. Как трактуется содержание принципа законности?

5. Почему принцип равенства граждан перед законом не означает равную меру уголовной ответственности и наказания?

6. Что вы понимаете под принципом вины?

7. Что такое объективное вменение и в чем его опасность?

8. Как трактуется содержание принципа справедливости?

9. Что вы понимаете под двумя сторонами принципа гуманизма?

Литература

Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М., 1988.

Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия. СПб., 2004.

Мальцев В.В. Принципы уголовного права и их реализация в правоохранительной деятельности. СПб., 2004.

Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительный правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003.

Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М., 2002.

Чередниченко Е.Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. М., 2007.

Принцип гуманизма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *