Размещение положения о закупках

>Как изменить положение о закупках к 1 января 2019 года по Закону № 223-ФЗ

Содержание

Конкуренция формальная и фактическая

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет. Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика. А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часовЧто же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя. Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ. И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным. Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках. Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках. Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п. — заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью. Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных. Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств. Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях обновляется Положение о закупках по 223-ФЗ и как опубликовать новую версию в ЕИС?

Положение о закупках по 223-ФЗ – это внутренний нормативный документ заказчика, регулирующий его закупочную деятельность наряду с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и отраслевыми нормативными актами.

В ч. 2 ст. 2 223-ФЗ подчеркнуто, что Положение о закупках конкретного юрлица должно содержать:

  • требования к проведению закупок;
  • пошаговую процедуру подготовки к осуществлению закупок;
  • применяемые в организации заказчика способы закупки;
  • принятый порядок подписания и исполнения договоров с поставщиками.

Также в Положении обычно прописываются состав и порядок работы договорного отдела заказчика и детальный регламент закупки каждым применяемым в организации способом.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Положение о закупках, как правило, составляется на основании типового Положения, которое утверждается местным или федеральным органом исполнительной власти. Внутренние Положения о закупках должны соответствовать типовому Положению, утвержденному исполнительной властью для юрлиц конкретной формы или сферы деятельности.

Когда нужно актуализировать Положение

Актуализация внутреннего Положения о закупках конкретного заказчика необходима в следующих случаях:

  • при утверждении властями нового типового Положения для группы заказчиков данного вида;
  • при изменениях закупочного законодательства;
  • при изменении потребностей заказчика;
  • при смене вида деятельности или организационно-правовой формы заказчика;
  • при формировании новой закупочной стратегии на несколько лет.

Типовое Положение, утверждаемое исполнительной властью, содержит дату, к наступлению которой все заказчики, упомянутые в утвержденном нормативном акте, должны актуализовать свои типовые Положения в соответствии с новыми правилами (ч. 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Так как Положение о закупках детально описывает закупочную деятельность конкретной организации, любые изменения в законодательстве, а также существенное изменение закупочной стратегии и потребностей заказчика требуют актуализации Положения о закупках.

Процедура внесения изменений

Актуализация Положения о закупках по 223-ФЗ выполняется в следующем порядке:

  1. Отделы закупок юридических лиц составляют списки изменений и новых пунктов, которые нужно внести в Положение о закупках.
  2. Предложения отдела закупок проверяются юристами организации на соответствие законодательным нормам.
  3. Разрабатывается окончательный вариант нового Положения о закупках.
  4. Выпускается и подписывается приказ руководителя заказчика о введении в действие нового Положения о закупках.
  5. Ответственный за исполнение приказа вносит необходимые изменения во внутренние документы заказчика.
  6. Производится переобучение персонала, задействованного в закупочной деятельности.

Списки изменений составляются после принятия исполнительной властью типового Положения о закупках, в соответствии с которым нужно актуализировать Положение о закупках данного заказчика.

При оценке соответствия вносимых изменений законодательству проверяется не только прямое отсутствие противоречий с буквой закона, но и практическая применимость нового Положения о закупках. Так, противоречия Положений о закупках с действующими нормативными регламентами обычно возникают в части согласования сроков размещения документов в ЕИС, а также порядке процедуры рассмотрения заявок и вынесения решений по ним.

Окончательный вариант Положения о закупках распространяется по отделам для ознакомления. В случаях когда корректировки касаются отдельных формулировок в нескольких пунктах и не вносят кардинальных изменений в работу отдела закупок, то вместо нового Положения принимается только список поправок.

Приказ о введении нового Положения о закупках должен содержать:

  • наименование и реквизиты заказчика, ФИО руководителя;
  • список вносимых изменений;
  • ответственные за исполнение приказа лица;
  • дата начала действия нового Положения о закупках.

Образец приказа об утверждении нового Положения о закупках можно посмотретьздесь. Новое Положение или поправки к нему считаются утвержденными после подписания приказа руководителем и ознакомления персонала с итоговым документом.

Переобучение персонала в связи с актуализацией Положения о закупках должно проводиться специалистом отдела закупок, непосредственно разработавшего новое Положение, и при необходимости – юристом организации. Важной частью переобучения является информирование о законодательных новшествах, а также об изменении порядка действий при выполнении привычной работы отдела закупок.

Если в результате актуализации Положения о закупках по 223-ФЗ был существенно изменен подход к закупочной деятельности конкретного заказчика, то необходимо внести корректировки в должностные инструкции персонала, а также проконтролировать успешное освоение и закрепление новых сведений.

Порядок и сроки публикации изменений в ЕИС

Измененное Положение о закупках публикуется в ЕИС в следующем порядке:

  1. Открытие личного кабинета портала ЕИС сотрудником отдела закупок заказчика.
  2. Переход в раздел «Реестр положений о закупках».
  3. Выбор вкладки «Проект изменений».
  4. Загрузка в появившемся окне электронной версии нового документа Положения о закупках.
  5. Отправка документа путем последовательного нажатия кнопок «Разместить» и «Завершить формирование положения».

Вместе с основным документом Положения о закупках система предложит загрузить дополнительные документы, обосновывающие вносимые изменения – к ним относятся приказ о внесении изменений в Положение о закупках, а также иные внутренние нормативные документы (например, новая закупочная стратегия).

Согласно ч. 1 ст. 4 закона 223-ФЗ, актуальное Положение о закупках нужно разместить в ЕИС не позднее, чем через 15 дней после подписания приказа о его принятии.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Некоторые вопросы формирования Положения о закупке​​

Положение о закупке — основной документ любого заказчика, который обязан руководствоваться законом 223-ФЗ. От того, насколько тщательно оно будет продумано, зависит очень многое. Ведь в отличие от закона 44-ФЗ, четко регламентирующего все процедуры, 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Все, что внутри, заказчик должен определить для себя сам и закрепить в Положении о закупке. Сегодня расскажем об общих принципах составления этого документа и новшествах, которые вступили в силу в 2018 году.

Основная информация

Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено. В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.

Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Учредителем бюджетного учреждения;
  2. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
  3. Руководителем ГУП или МУП;
  4. Наблюдательным советом автономного учреждения;
  5. Общим собранием участников ООО;
  6. Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.

В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.

Если не разместить Положение о закупке вовремя, для должностного лица последует ответственность на основании статьи 7.32.3 КоАП.

Что должно содержаться в Положении

Составляя Положение о закупке, нужно руководствоваться следующим принципом: оно должно стать максимально полезным инструментом для специалистов заказчика. В идеале, в этом документе они должны найти ответ на любой свой вопрос. Чем тщательнее подойти к его составлению, тем эффективнее будут проводиться закупки.

Специалисты рекомендуют включить в Положение о закупке следующие разделы:

  1. Понятия, термины и сокращения, которые используются в документе.
  2. Область применения документа. То есть правоотношения, которые он регулирует, а также те, которые под него не попадают.
  3. Описание порядка планирования закупок.
  4. Последовательность подготовки закупочной процедуры, требования к документам.
  5. Порядок, в котором будет заключаться и исполняться договор.
  6. Порядок формирования отчетности.
  7. Требования к описанию предмета закупки.
  8. Расчет и обоснование цены договора.
  9. Требования, которые будут предъявляться к поставщикам.
  10. Перечень способов осуществления закупки с описанием условий и порядка применения каждой процедуры, а также принципы их выбора.
  11. Порядок, в соответствии с которым будут оцениваться заявки.
  12. Положение о конфликте интересов.
  13. Механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков.

Не беда, если сразу не удастся составить идеальное Положение, ведь в него в любое время можно внести коррективы. Главное — вовремя опубликовать изменения. Это нужно сделать в течение 15 дней после их утверждения. При этом публикуется новая редакция Положения и перечень изменений, которые были в него внесены.

Какие еще документы заказчики по 223-ФЗ должны размещать в ЕИС? Узнайте из этого материала.

Изменения в 2018 году

С начала текущего года в законе появился ряд изменений, связанных с Положением о закупке. Учредители, собственники заказчиков по 223-ФЗ, а также иные уполномоченные органы должны разработать Типовые положения о закупках. Кроме того, им необходимо утвердить списки подведомственных учреждений и организаций, которые должны при разработке собственного Положения руководствоваться типовым документом.

В Типовом положении должны присутствовать разделы, регулирующие:

  • порядок подготовки и проведения закупки;
  • способы, которыми будут определяться исполнители;
  • особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • сроки заключения договоров.

Еще одно изменение внесено в отношении дочерних организаций государственных компаний — они могут присоединиться к Положению головной организации. Такая практика существовала и раньше, но теперь это закреплено в законе.

Как разместить Положение в ЕИС

Положение размещается в личном кабинете заказчика в ЕИС. Порядок действий таков:

  1. Войти в раздел «Реестр положении о закупках» и нажать кнопку «Создать положение о закупке»:
  2. В следующем окне нужно выбрать «Размещение собственного положения»:
  3. Заполнить форму, ведя основные сведения:
  4. Загрузить файл с Положением в разделе «Документы».
  5. Если заказчик обязан применять Типовое положение — заполнить дополнительные вкладки.
  6. Отметить способы определения поставщика, которые будут применяться:
  7. Завершить правку и разместить Положение.

Заказчики, которые присоединяются к положению о закупке головной организации, предпринимают другой порядок действий:

  1. При выборе вида Положения следует указать «Присоединение к положению другой организации»:
  2. Появится форма, в которую нужно будет внести данные.
  3. В блоке документов загрузить те, на основании которых производится присоединение.
  4. Когда все готово, разместить Положение.

Сроки размещения положения по 223-ФЗ

Здравствуйте, Борис.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Согласно части 2 этой же статьи

Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных настоящими Правилами.

Думаю, что Вы можете разместить оба документа за 15 дней до конца года

Что такое Положение о закупках по 223-ФЗ, какие сведения оно включает и в каком порядке утверждается?

Положение о закупках в рамках 223-ФЗ – это важнейший документ, разработанный в компании-заказчике, которая работает по законодательству о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ. Оно необходимо для закрепления основных требований к закупкам и регламента их проведения.

Что такое Положение о закупках, и кто его разрабатывает

Заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, обязаны разработать внутреннее Положение о закупках, регламентирующее их закупочную деятельность. Положение принимается на длительный период времени (бессрочно), но в него регулярно вносятся поправки с учетом существенных изменений в 223-ФЗ и при пересмотре закупочной процедуры заказчиком. Положение призвано конкретизировать процедуру закупок, так как в самом 223-ФЗ она регулируется только рамочно.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Положения о закупках должны разрабатывать все заказчики, которые проводят закупки по 223-ФЗ. В их числе:

  1. Государственные корпорации (ГК Ростех или Внешэкономбанк).
  2. Госкомпании (например, компании, которые ведут деятельность в рамках регулируемых тарифов и оказывают услуги теплоснабжения, водоснабжения и пр.).
  3. ГУПы и МУПы, которые не работают по 44-ФЗ.
  4. Автономные учреждения. Это региональные и муниципальные учреждения в сфере культуры, социальной защиты, физкультуры и спорта и пр.
  5. Акционерные общества с государственным участием – обычно это компании-монополисты (например, ОАО «РЖД», АО «Энерго», «Ростелеком», «Газпром»).
  6. ООО, если они закупаются за счет субсидий и грантов и иных внебюджетных средств и соответствуют некоторым дополнительным условиям о доле государственного участия.
  7. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения.
  8. Публично-правовые компании с долей государственного участия более 50%. Например, Аэрофлот или Росимущество.

Коммерческие организации (например, в форме ООО) размещают Положение о закупках, если они отвечают таким условиям:

  1. Доля участия в таком обществе государства превышает 50%.
  2. Доля участия дочернего общества в хозяйственном обществе более 50%.

ООО размещает Положение, если планирует проводить закупки по нормам 223-ФЗ.

В рамках 44-ФЗ заказчики не разрабатывают Положение о закупках, так как законодательство о контрактной системе достаточно подробно регламентирует закупочную процедуру. Если заказчик не разработает и не примет локальное положение о закупках по 223-ФЗ на следующий календарный год, то ему придется работать по более жесткому 44-ФЗ, согласно п. 5.1 ст. 8 223-ФЗ).

Вести закупки по 223-ФЗ гораздо проще и выгоднее заказчику, что стимулирует его к разработке Положения.

Благодаря применению 223-ФЗ взамен 44-ФЗ, у заказчика появляется возможность выбрать любой удобный способ проведения закупки, устанавливать лояльные или более строгие требования к участникам, самостоятельно выбрать основания для закупок у единственного поставщика, устанавливать сроки проведения закупок в соответствии со своими интересами, уменьшить количество жалоб, поступающих на него в ФАС.

При разработке Положения заказчику следует учитывать не только положения закона 223-ФЗ, но и 135-ФЗ «О защите конкуренции», «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельными юрлицами» от ФАС.

При разработке Положения заказчик должен придерживаться принципов равноправия, отсутствия необоснованных ограничений для участников закупки и дискриминации и пр.

В Положении о закупках недопустим конфликт интересов. Сотрудники компании-заказчики не могут иметь личную заинтересованность по результатам закупки. Заказчик не вправе:

  • осуществлять координацию деятельности участников;
  • создавать преимущественные условия для участников;
  • вести переговоры, которые не прописаны в Положении о закупке;
  • нарушать конфиденциальность сведений из заявки на участие в закупке.

Сведения, которые необходимо включить

Положение по 223-ФЗ должно содержать такие сведения:

  1. Порядок подготовки и проведения закупочных процедур, включая закупки в электронном виде и условия их применения.
  2. Способы осуществления заказа по 223-ФЗ.
  3. Порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур.
  4. Порядок подписания контракта неконкурентным способом с единственным поставщиком.
  5. Прочие вопросы обеспечения закупок по 223-ФЗ.

Необходимость разделять все закупки на конкурентные и неконкурентные появилась у заказчиков с 2019 года.

Образец положения о закупках по 223-ФЗ для ООО можно посмотретьздесь.

Помимо Положения о закупке, заказчику целесообразно утвердить Положение о работе отдела закупок. В нем должны быть закреплены полномочия по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения государственного заказа, и зафиксирована ответственность за нарушение своих обязанностей отдельными сотрудниками.

Структура типового Положения о закупках

В рамках 223-ФЗ могут быть разработаны типовые Положения о закупках. Если учредителем или собственником имущества организации было принято подобное типовое Положение, то заказчик утверждает свое внутреннее Положение в строгом соответствии с типовым (по ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Типовое положение о закупках включает в себя следующую информацию:

  1. Используемые термины и определения.
  2. Цели и принципы проведения закупок.
  3. Утверждение Положения и внесение поправок в него.
  4. Формирование и корректировка закупочного плана.
  5. Выбор способа и формы проведения заказа.
  6. Правила проведения и подготовки закупки.
  7. Принципы формирования требований к участникам и критерии их оценки.
  8. Требования к описанию объекта закупки, которые нужно учитывать заказчику.
  9. Требования к условиям договора и обязательства, связанные с его исполнением.
  10. Подготовка и утверждение процедуры закупки.
  11. Проведение процедуры.
  12. Обжалование и контроль за действиями заказчика.
  13. Отчетность по закупке.
  14. Требования к обеспечению сохранности документов, которые были подготовлены в ходе закупки.

С 2018 года в типовое Положение о закупках по 223-ФЗ обязательно включают регламенты подготовки и исполнения закупок, способы отбора поставщика и сроки подписания контракта по результатам конкурентной процедуры. В стандартном Положении о закупках нужно предусмотреть особенности участия в них субъектов малого предпринимательства.

Все Положения о закупках можно найти во вкладке «Документы» в ЕИС: в нижней части есть раздел «Перечень типовых положений».

Какие сведения стоит включить

Заказчику стоит предусмотреть требования, которые предъявляются к описанию объекта закупки: к качественным и техническим характеристикам, к потребительским свойствам, к порядку оказания услуг и иным условиям. В документе следует указать на недопустимость того, чтобы требования приводили к ограничению участников закупок. По новым правилам, вступившим в силу в 2016 году, при проведении закупки и описании объекта закупки заказчику следует опираться на отраслевые стандарты, действующие в РФ.

В Положении имеет смысл прописать запрет на объединение в один лот товаров, работ и услуг, которые никак не связаны друг с другом (например, закупку продуктов питания и электроники). Документы о закупке не должны содержать требования, которые не были предусмотрены гражданским законодательством и ограничивающие доступ к участию в закупках (например, требование о наличии лицензии в закупках, в которых она не нужна).

Также стоит прописать и невозможность укрупнения предмета закупки (например, проводить закупки, в рамках которых требуется оказывать услуги по всей РФ – такие условия способен исполнить только ограниченный круг заказчиков).

В Положении указывается порядок формирования начальной цены договора с учетом дополнительных расходов на перевозку и уплату пошлин, налогов и других обязательных платежей. Заказчикам следует опираться на Приказ Минэкономразвития от 2013 года №567 «Об утверждении методических рекомендаций…». Эти рекомендации по определению цен имеют универсальный характер: согласно им, приоритетным способом расчета НМЦК является метод рыночного анализа – по нему цена определяется на основании ценовых предложений, полученных от поставщиков.

Наиболее объемной частью Положения становится раздел с потенциальными способами закупок. Заказчики могут включить в документ следующие процедуры: аукцион, конкурс, запрос предложений и котировок. Эти способы закупок соответствуют тем, которые практикуются в 44-ФЗ. В самом 223-ФЗ есть указание только на конкурс и аукцион.

Также заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть двухэтапную форму закупки, квалификационный отбор, переторжку, многолотовые закупки, альтернативные формы, постквалификацию, выбор нескольких победителей, комиссионный отбор, закупки на основании устойчивых хозяйственных связей, котировочную сессию, конъюнктурный анализ и пр.

Положение о закупках должны содержать исчерпывающий перечень способов закупок, который заказчик предполагает использовать в своей деятельности. Заказчик в Положении о закупках может закрепить за собой право использовать все инструменты закупок либо сохранить только некоторые типы закупок.

Неконкурентным способом закупки является подписание контракта с единственным поставщиком. С точки зрения формы проведения закупки, различают открытый и закрытый форматы, а также бумажные и электронные способы отбора поставщика. Заказчики проводят закупки в электронном виде с учетом ст. 3 223-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 2012 года №616. В данном перечне перечислены товары, работы и услуги, которые заказчику следует закупать в электронном формате. Это бумага, инструменты, трансформаторы, автомобили, канцелярские товары, мебель и пр.

Заказчику следует установить критерии выбора иного способа отбора поставщиков. Например, на аукционе стоит остановиться при закупках товаров, работ и услуг, которые можно сравнить между собой по ценовым параметрам. Заказчиками может быть разработан собственный перечень продукции, которая закупается через аукцион (за основу можно взять «аукционный перечень», применяемый в рамках 44-ФЗ). В качестве критериев выбора поставщика могут стать: цена контракта более 500 тыс. р.-1 млн р., возможность выбора победителя закупки исключительно по критерию цены.

При закупках товаров, работ и услуг, которые имеет смысл сравнить по разным параметрам, а не только по цене, заказчику нужно проводить конкурс. Помимо цены, поставщиков в рамках конкурса сравнивают по условиям исполнения договора, качеству объекта закупки, уровню квалификации, опыту работу и пр. Заказчик может прописать необходимость выбора конкурса при закупках технически сложных товаров, работ и услуг, если квалификация и опыт поставщика в реализации подобных контрактов имеют определяющее значение.

Запросы котировок и предложений могут применяться при цене закупок до 500 тыс. р. В первом случае используется только ценовой критерий, во втором можно дополнительно учесть квалификацию участника.

Конкурентные переговоры можно использовать при необходимости срочно закупить определенные товары, работы и услуги. Переговоры проходят с каждым поставщиком по отдельности или со всеми поставщиками сразу. Также допускается проведение переговоров в закрытом формате, когда заказчик сам определяет участников переговоров.

Переторжку, скорее, можно рассматривать в качестве элемента закупки в виде конкурса или аукциона, а не как отдельный самостоятельный способ закупки. При переторжке участники могут снизить предложенную ими цену реализации контракта на первом этапе или пересмотреть иные условия его исполнения. Правила проведения переторжки определяются заказчиком.

Хотя 223-ФЗ не ограничивает заказчика в выборе способа закупки у единственного поставщика, но в Положении ему рекомендуется закрепить исчерпывающий перечень оснований для подписания договора неконкурентным способом. Например, договор с единственным поставщиком имеет смысл подписывать при закупках малого объема на сумму до 100-500 тыс. р., когда проведение конкурентных торгов нецелесообразно; когда конкурентные закупки признаны несостоявшимися (например, только одна заявка были подана или признана соответствующей требованиям закупки), когда решение о закупке у единственного поставщика было принято руководителем заказчика и пр. Положение может обязывать поставщика обосновывать подписание контракта с единственным поставщиком в извещении о закупке.

Отдельно заказчиком прописываются критерии и порядок выбора победителя закупки. Например, в рамках аукциона побеждает лицо, предложившее самую низкую цену, а итоги торгов оформляются в виде итогового протокола. В конкурсе побеждает лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта. Итоги также следует оформить в виде протокола. К критериям для оценки заявки можно отнести технические характеристики товара, качество работ и услуг, квалификацию участника, его деловую репутацию, сроки поставки товара и пр.

В Положении о закупках заказчику следует предусмотреть требования к составу документации по ч. 10 ст. 4 223-ФЗ. Среди них должны быть, в частности, такие документы, которые нужны для установления приоритета российских товаров над иностранными (по п. 5 Постановления Правительства от 2016 года №925).

В стандартный перечень документации входят извещение, закупочная документация, проект договора. Извещение, в частности, должно содержать способ закупки, предмет договора, сроки предоставления документации, НМЦК и прочие сведения, которые закрепляются в Положении. В Положении указываются сроки и порядок предоставления разъяснений на запросы от участников закупки.

Документация о закупке должна устанавливать конкретные критерии для оценки заявок на участие в закупке. При этом по судебному решению АС Уральского округа от 2015 года №Ф09-9444/14 документация не может содержать критерии, которые не были указаны в Положении о закупках. Если в Положении заказчик не прописал, каким образом он будет оценивать и сопоставлять заявки, то это делает процедуру оценки заявки непрозрачной и не соответствующей требованиям закона.

Требованиям к участникам закупки обычно отводится пристальное внимание со стороны контролирующих инстанций, ведь на основании несоответствия этим требованиям заказчик может отклонить заявку на участие в закупке. Хотя ФАС в письме №ИА 44025/12 установил, что заказчик может самостоятельно устанавливать требования к участникам, но они не должны нарушать нормы 135-ФЗ.

Заказчикам следует прописать в Положении вид и форму предоставляемых участниками документов, которые подтверждают их соответствие установленным требованиям. В числе типовых требований к поставщикам можно выделить:

  • ненахождение поставщика в стадии банкротства или в процессе ликвидации;
  • отсутствие приостановления деятельности участника закупки по решению суда;
  • отсутствие у заказчика недоимки по налогам и сборам;
  • отсутствие у руководства судимости за экономические преступления;
  • отсутствие сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков и пр.

К дополнительным требованиям можно отнести наличие необходимых ресурсов для исполнения договора, кадровых и финансовых ресурсов и пр.

В Положении о закупке заказчик может предусмотреть случаи, когда вводится обеспечение исполнения контракта. Дополнительно указываются способ его расчета (например, в размере 5-30% от НМЦК), сроки внесения обеспечения и его возврата после исполнения своих обязательств, условия для удержания обеспечения и пр. Положение может содержать условия об уменьшении обеспечения.

Положение о закупке регламентирует и порядок подписания договора. Так, заказчику следует прописать минимальное количество дней, которое должно пройти с даты подписания итогового протокола, после которого допускается подписать контракт. С учетом того, что участникам закупки отводится 10 дней для обжалования решения заказчика о выборе победителя, то сроки заключения договора также следует прописать, как 10 дней с момента публикации итогового протокола в ЕИС.

Также здесь указываются максимальные сроки для подписания договора победителем закупки и вынесения обеспечения. Например, они составляют не более 20 дней после публикации итогового протокола.

Заказчику следует предусмотреть порядок действий на случай уклонения победителя от подписания контракта. Например, он может направить предложение подписать контракт участнику, который стал вторым в ходе закупки.

В отличие от контрактной системы, где внесение изменений в контракт практически невозможно, в рамках 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Но порядок изменения контракта заказчик прописывает в Положении. Например, заказчик может установить ограничение на пересмотр цены и объема поставки в размере не более 20%, на изменение сроков исполнения обязательств по договору без веских причин и пр.

В Положении прописывается порядок начисления неустойки по договору: основания для ее взыскания, размер неустойки, перечень обязательств, которые влекут неустойку, порядок взыскания и пр.

Заказчик также может установить правила отмены закупки и возможные сроки для принятия такого решения.

Утверждение и размещение

Порядок утверждения Положения зависит от организационно-правовой формы заказчика. На основании ч. 3 ст. 2 223-ФЗ Положение утверждается:

  1. Высшим органом управления в государственной корпорации (с учетом ФЗ-7 от 1996 года «О некоммерческих организациях»).
  2. Руководителем ГУП или МУП (ФЗ-161 от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
  3. Наблюдательным советом в автономных учреждениях (ФЗ-174 от 2006 года «Об автономных учреждениях»).
  4. Собранием участников, советом директоров и коллегиальным органом (ФЗ-14 от 1998 года «Об ООО»).
  5. Советом директоров или общим собранием (ФЗ-208 от 1995 года «Об акционерных обществах»).
  6. Наблюдательным советом в публично-правовой компании (ФЗ-236 от 2016 года «О публично-правовых компаниях»).
  7. Учредителем государственного или муниципального бюджетного учреждения (ФЗ-7 от 1996 года «О некоммерческих организациях»).

Порядок и сроки размещения документа в ЕИС

Разработанные Положения о закупках должны быть размещены заказчиком в ЕИС в течение 15 дней после подписания приказа об их утверждении либо после внесения изменений. Любые заинтересованные лица, в частности, потенциальные участники закупки, вправе изучить эти документы, которые содержатся в ЕИС в открытом доступе.

В 223-ФЗ предусмотрены и специальные сроки для публикации Положения о закупке. Его необходимо выложить в течение 3 месяцев после:

  • регистрации нового заказчика по 223-ФЗ (на основании ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
  • получения уведомления об изменении доли государственного участия в уставном капитале, если после такого изменения заказчик должен применять нормы о закупках по 223-ФЗ.

Заказчик, который нарушил сроки для публикации положения в ЕИС, будет оштрафован на сумму 10-30 тыс. р. Должностное лицо, которым были нарушены сроки публикации, будет оштрафовано на сумму 2-10 тыс. р. по ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП.

После того как Положение о закупке опубликовано в ЕИС, оно приобретает юридическую силу, и заказчик должен строго его придерживаться.

Могут ли вноситься изменения

В Положение о закупках заказчик вправе вносить корректировки и изменения. Более того, он обязан это делать, чтобы актуализировать Положение с учетом изменений в 223-ФЗ. Все изменения подлежат публикации в ЕИС, их периодичность не определена.

Так, до конца 2019 года заказчикам необходимо прописать в Положении изменения, вступающие в силу с 2020 года. Такие новшества были внесены Постановлением Правительства от 2019 года №1205. Так, например, были изменены предельные сроки для оплаты услуг СМП. Ранее они составляли 30 дней, а по новым правилам составляют не более 15 рабочих дней. Также был увеличен годовой объем закупок у СМП: с 15 до 18%.

С июля 2019 года начали действовать измененные правила обращения с подаренными деньгами и пожертвованиями. Эти средства можно будет тратить на закупки по 223-ФЗ, но это право заказчика необходимо указать в Положении о закупке.

Положение о закупках должно изменяться также в следующих случаях:

  1. Если контролирующие инстанции признали действующее Положение заказчика не соответствующим требованиям заказчика.
  2. В ходе работы у заказчика изменились какие-либо реквизиты, и это требует внесения правок в основные документы.

Если организация-заказчик обязана применять типовые стандарты в своей деятельности, то обязательными станут все корректировки, внесенные в регистр вышестоящего органа.

Порядок внесения изменений в Положении о закупках будет следующим:

  1. Анализируются все нормы Положения о закупках на предмет их актуальности.
  2. Вносятся необходимые поправки в документ.
  3. Приказом утверждается измененное Положение.
  4. В установленные сроки новая версия Положения размещается в ЕИС.

Таким образом, в Положении о закупках утверждается регламент, которого должны придерживаться заказчики по 223-ФЗ. На основании ст. 2 223-ФЗ Положение о закупках выступает регулятором закупочной деятельности. Заказчик обязан разместить Положение в ЕИС течение 15 дней после его утверждения. При необходимости Положение можно изменять, но все поправки обязательно передаются в ЕИС в течение 15 дней.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Обоснования для внесения изменений в Положение о закупках по 223-ФЗ и их документальное оформление

О том, как технически внести изменения в Положение о закупках, говорилось много и не раз…

Ничего сложного в этом нет:

  1. Заходим в личный кабинет.
  2. Находим свое Положение.
  3. Создаем «Проект изменений».
  4. Заполняем окно «Обоснование внесения изменений».
  5. Меняем дату утверждения положения.
  6. Прикрепляем документ и «Вуа-ля!» работаем дальше…

Но это технически, а что в реальности?

А в реальности многие заказчики спотыкаются на 4-ом и 6-ом шаге, а именно на обосновании для внесения изменений и документальном оформлении этого изменения.

Приведение положения в соответствие

Ни в 223-ФЗ, ни в Постановлении Правительства РФ № 908 ничего не говорится о том, в каких случаях заказчик может изменять свое Положение, и что для этого будет являться обоснованием.

Понятно, что если Положение требует доработки до требований действующего законодательства, это и будет являться обоснованием и в окне «Обоснование» появиться фраза типа «Приведение Положения в соответствие…». В качестве обоснование также подойдёт ссылка на нормативный документ, например: «Пункт 2.4 поручения и.о. временно исполняющего обязанности Губернатора … от … № Пр-001-84/17-0-0».

В качестве примера можно привести следующее: для многих заказчиков январь 2019 года ознаменовался тем, что их Положения «загорелись» красным цветом и ЕИС «выдала», что «Положение о закупке не соответствует положениям части 2 и пункта 1 части 3.1. статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ», требуя проведение актуализации Положения.

Заказчики избавились от «красноты» добавив в Положение типовые способы закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, написав в обосновании «Приведение Положения в соответствие с положениями части 2 и пункта 1 части 3.1. статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ».

Никакого документального оформления, рассмотренный случай не потребовал. Актуальность ранее прикрепленного документа подтверждается в специальном окне, где надо выбрать «Да».

Если законодательство требует масштабного изменения Положения, как это случилось в конце 2018 года, то предыдущая редакция Положения признается не действующей, Положение меняется полностью и прикрепляется новый документ.

Редактирование Положения

Бывает так, что заказчики по собственной воле решают изменить формулировку того или иного пункта (статьи, раздела) Положения. В этом случае есть несколько вариантов внесения изменений:

1. Формирование отдельного документа под названием «Изменения в положение о закупках…».

В этом случае, заказчик может перечислить изменения в отдельном документе (п. 5 Постановления Правительства РФ № 908), сопроводив их фразой:

«Внести в Положение о закупке товаров, работ, услуг следующие изменения:

  1. Пункт 5 статьи 5 изложить в новой редакции:…
  2. Дополнить Положение статьей 5¹ следующего содержания:…

Утвердить изменения можно приказом, уполномоченного на это органа (директора, наблюдательного совета, учредителя и т.п.), либо грифом «УТВЕРЖДЕНО» на самом перечне.

Если для утверждения изменений необходимо передать их в уполномоченный на то орган, то перечень изменений следует прошить и на титульном листе поставить гриф «Утверждено» и «Согласовано». Под грифом «Согласовано» подписывается сам заказчик, под «Утверждено» — соответствующий орган.

В связи с тем, что Положение меняется не полностью, необходимо подтвердить актуальность ранее размещенного Положения.

2. Создание новой версии Положения о закупках

Внесение изменений в Положение возможно и путем утверждения Положения в новой редакции с приложением файла с перечнем изменений. В этом случае предыдущая версия Положения становится не действующей. Обоснованием внесения изменений может служить приказ №___ от ___.

3. Вариант не для всех

Если Вы относитесь к счастливчикам, которым для утверждения изменений в Положения достаточно только подписи руководителя, то вам достаточно только приказа с перечисленными в нем изменениями. В этом случае в личном кабинете размещается сам приказ с подтверждением актуальности размещенной ранее версии Положения.

Размещение положения о закупках

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *