Предоставление в аренду

Содержание

Аренда земельного участка

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Аренда земельного участка

На сегодняшний день одним из самых распространенных способов владения земельными участками признается аренда.

На сегодняшний день одним из самых распространенных способов владения земельными участками признается аренда. Подобный правовой механизм представляет собой срочное право пользования землей при обязательном составлении договора между участниками сделки.

Непосредственная регламентация данного вопроса осуществляется как ГК РФ, который включает основные правила о составлении договора аренды между участниками, так и ЗК РФ, где прописаны все юридические тонкости сдачи земли в аренду.

Понятие аренды земельных участков

Аренда территории земельного участка – сложное понятие, специфика которого определяется земельным и гражданским законодательством России. В юридической литературе представлено несколько ключевых определений данной категории. Приведем, к примеру, одно из них.

Аренда – это передача недвижимого имущества, в указанном случае земельного участка, за внесение определенной платы для использования его лицом на определенный временной срок. На сегодняшний день подобная форма землевладения признается одной из самых эффективных и популярных во всем мире.

Предоставление земельных участков в аренду. Субъекты аренды и ограничение аренды в отношении земельных участков

Предоставление земельного участка происходит гражданами — собственниками этих территорий арендаторам на основании ГК РФ и ЗК РФ. Так как земля может причисляться к собственности как физических, так и юридических лиц, то и представление территорий в наем может осуществляться данными категориями граждан.
Согласно указанным Кодексам предоставление земельного участка может происходить следующим категориям субъектов правоотношений:

  • гражданам;
  • юридическим лицам;
  • иностранцам, а также иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства, если соблюден законодательный порядок.

Предоставление земельного участка иностранцам и физическим лицам без гражданства может происходить также на праве аренды, но, исключая случаи, которые запрещены нормативно-правовыми актами РФ.

На сегодняшний день в законодательстве предусмотрены случаи, когда государственная земля не может быть передана в аренду:

  • Заявление об аренде будет отклонено, если предполагается аукцион на земли исторического и культурного значения.
  • Документы не будут приняты к рассмотрению, если предполагается аренда участков, расположенных на территории заповедников и заказников.
  • Государственная земля не может быть предоставлена на определенный срок аренды, если она необходима для обеспечения гражданской обороны.
  • Оформление договора об аренде невозможно и в том случае, если участок подвержен радиоактивному, химическому, биогенному заражению.

В подобных случаях любой договор будет признан незаключенным.

Цель аренды земельного участка

Согласно ст. 22 ЗК РФ одной из ключевых целей заключения подобной сделки признается аренда земельного участка под строительство. Права и обязанности арендатора в данном случае регламентируются ст. 41 и 42 ЗК РФ.

Иными словами, после предоставления земельного участка в аренду физическими или юридическими лицами, субъекты могут использовать данную территорию только по целевому назначению. Ограничение на предоставление земли может быть связано с необходимостью капитального строительства.

Строительство – не единственная цель аренды земельного участка. Современное законодательство также регламентирует подобную сделку между владельцами собственности и гражданами в случаях, если предоставление земли происходит для:

  • ведения на ней личного подсобного хозяйства;
  • ведения дачного, садоводческого или огороднического хозяйства;
  • сельскохозяйственных нужд арендатора, в том числе открытия фермерского хозяйства;
  • размещения на территории участка иных объектов, форма которых не подходит под категорию недвижимости.

Аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности

Российская Федерация разделена примерно на 14500 муниципальных образований. Подобная форма управления способствует грамотному контролю над огромной территорией земли.

Согласно нормативно-правовым актам РФ муниципалитеты имеют право заключать договор аренды земельного участка с гражданами. При этом должен соблюдаться законодательный порядок, который действует на территории всего государства, в ином случае, договор является незаключенным.

Предоставление участка в аренду, который причисляется к муниципальной собственности, в большинстве случаев можно лишь с учетом уплаты стоимости.

Государственная земельная собственность на безвозмездной основе может быть передана госучреждениям или же религиозным организациям.

Если государственная собственность или же земля, находящаяся в муниципальной собственности, будет использоваться не для строительства, то для регистрации договора аренды потребуется заявление, написанное физическим или юридическим лицом. Причем форма заявления должна быть письменной.

После того как заявление будет рассмотрено, идет предоставление земли из муниципальной собственности. Заявитель должен провести регистрацию, порядок которой закреплен в нормативно-правовых актах, иными словами, поставить участок на кадастровый учет. Лишь после этого принимается решение о возможности предоставления земли из муниципальной собственности в частную. Далее подписывается договор аренды земельного участка.

Аренда земельного участка под строительство. Порядок предоставления земельного участка в аренду

Если предоставление участка из муниципальной или государственной собственности происходит с целью проведения строительных работ жилого или же коммерческого здания, то порядок и условия договора аренды земельного участка немного изменяются.

Чтобы земля была получена физическими или юридическими лицами под застройку, им придется участвовать в процедуре торгов муниципальной собственностью, которые устраивают органы местного самоуправления. Во время торгов заявители должны побороться друг с другом, после чего заплатить стоимость земельного участка. При этом расчет стартовой стоимости муниципальной земли осуществляется во время проведения независимой оценки.

До проведения торгов муниципалитет публикует, когда и во сколько будет проведен аукцион. За месяц до начала торгов, о чем гласит законодательный порядок, должна быть представлена актуальная информация о лотах, которые выставлены на аукцион и их первоначальной стоимости.

Далее участники торгов проходят процедуру регистрации в установленный срок, после чего вносят задаток. Во время торгов стоимость муниципальной земли возрастает за счет повышения цены самими участниками. Аукцион считается закрытым, когда определяется один победитель, предоставивший наивысшую цену.

После этого у победителя торгов возникает право на заключение договора аренды земельного участка. Далее следует оплата стоимости, которую зафиксировал аукцион. Если срок аренды найма земли превышает 12 месяцев (долгосрочная аренда), то проводится процедура регистрации.

Если на аукцион не поступили документы от второго и последующих заявителей, то договор аренды заключается с единственным участником торгов по начальной стоимости, что предусматривает законодательный порядок.

Аренда земельных участков без проведения торгов

Аукцион на предоставление муниципальной собственности без торгов может осуществлять в том случае, если заявление и документы будут направлены в муниципалитет предпринимателем. Для этого между юридическим лицом (представителем от предприятия) и муниципалитетом заключается дополнительное соглашение, которое подразумевает размещение на выбранной территории определенных объектов строительства.

Иными словами, государство имеет право не проводить аукцион по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, если аренда предполагает дополнительное развитие территории.

Аукцион не предусмотрен и в том случае, если на территорию участка, находящегося в муниципальной собственности, претендуют льготные категории граждан: ветераны ВОВ, служащие российской армии, а также семьи, признанные малоимущими или многодетными.

Заявление о предоставлении земельного участка в аренду

Заявление, написанное гражданами, на аренду участка, находящегося в госсобственности, направляется в уполномоченный орган. Если срок найма более 12 месяцев, то предусмотрена долгосрочная аренда. Заявление должно содержать в себе стандартную информацию о заявителе, площади участка, находящегося в госсобственности. Кроме того, заявление предусматривает указание конечной цели и срока аренды.

В том случае, если заявление на аренду участка, находящегося в собственности у государства, подается от предприятия, то должно быть указано юридическое название компании и дополнительные контактные данные. В целом, заявление может быть заполнено по образцу, оформление которого регламентируется законом.

Договор аренды земельного участка и договор аренды с правом выкупа земельного участка. Выкуп земельного участка из аренды в собственность

На государственный аукцион могут выставляться участки, которые предполагают заключение на определенный срок договора аренды, но с последующим правом выкупа. Подобный механизм с правом выкупа земли считается одним из самых распространенных в юридической практике.

Наем с выкупом – выгодная форма сотрудничества как для приобретателя, так и для продавца имущества. В некоторых случаях приобретатель земельного участка не может в определенный срок собрать необходимую сумму, чтобы покрыть стоимость земли.

Поэтому он оформляет аренду на длительный срок с последующим правом выкупа. Иными словами, покупатель на праве выкупа может эксплуатировать землю на протяжении определенного срока, заключив соглашение с продавцом, за арендную плату. Выкуп выгоден и для продавца, так как гарантирует реализацию земли по истечению установленного срока действия арендного договора.

Выкуп земельного участка в собственность в конкретный срок предполагает прекращение аренды земельного участка арендатором.

После того как закончится срок аренды, документы отправляются в регистрационную палату. Далее следует процедура проверки – был ли осуществлен выкуп на законных основаниях, правомерно ли соглашение между участниками. Лишь после этого проходит процедура регистрации собственности.

Заключение договора аренды земельного участка и право на заключение договора аренды земельного участка

Оформление договора аренды регламентируется ЗК и ГК РФ. Право осуществлять подобные сделки имеют все без исключения граждане, в том числе и иностранные резиденты.

При этом оформление договора идет согласно принятому порядку, учитывая стоимость участка и срок предполагаемого пользования. В государственный орган, который подписывает соглашение, должны быть направлены все необходимые документы, прописанные в нормативно-правовых актах РФ. Только в этом случае возможна регистрация правоотношений по поводу аренды земельного участка.

Замена арендатора в договоре аренды земельного участка. Передача прав аренды земельного участка

Российское законодательство предусматривает возможность провести замену арендатора в договоре. Показательным примером в этом случае выступает регистрация проведения сделки купли-продажи здания по определенной стоимости, которое находилось в собственности у арендатора земельного участка, расположенного под ним.

Иными словами, после того как прошла процедура проведения перехода прав собственности, о чем свидетельствуют документы из Росреестра, необходимость аренды у бывшего собственника земли отпадает. В этом случае и происходит замена арендатора.

Цессия (то есть замена арендатора) в теории довольно простая процедура, но на практике регистрация проведения изменений может вызвать трудности даже у подкованных юридически граждан. Поэтому в таких ситуациях рекомендуется обращаться за помощью к адвокатам.

Передача прав по арендному договору требует соблюдения законодательного порядка, в том числе переоформление сделки. В частности, новый арендатор должен уведомить собственника имущества и заключить с ним дополнительное соглашение на аренду или продление договора цессии.

Регистрация договора аренды земельного участка. Документы для регистрации договора аренды земельного участка, госпошлина за регистрацию договора и срок его регистрации

Чтобы прошло признание регистрации арендного договора на земельный участок, заявитель должен представить следующие документы в уполномоченный орган:
первичный договор аренды, если начинает фигурировать определение субаренды.

  • документы, свидетельствующие о праве собственности на земельный участок.
  • соглашение с собственником земли о заключении договора аренды.
  • кадастровый план участка.
  • квитанция о том, что уплачена госпошлина (подлинник).
  • учредительные документы компании (при сделке с юридическим лицом)
  • доверенность на лицо, которое выступает представителем от имени заявителя.

Госпошлина на регистрацию сделки каждый год меняется, правда в 2016 году сумма не увеличилась. Госпошлина для граждан составляет 2000 рублей. Госпошлина за государственную регистрацию для организаций равняется 22 000 рублей.

Может меняться госпошлина и с учетом количества собственников, с учетом осуществляется ли переуступка прав, цессия и т.д. Госпошлина рассчитывается до регистрации договора аренды.

Сроки регистрации договора аренды составляют не более 18 календарных дней со дня принятия уполномоченным органом документов.

Недействительность договора аренды земельного участка

Договор об аренде земельного участка может быть признан недействительным. Понятие «недействительность» регламентируется ГК РФ. На сегодняшний день признание недействительным договора аренды является распространенной судебной практикой. Основания прекращения аренды земельного участка также включают в себя категорию «недействительность».

Согласно российскому законодательству признание договора недействительным происходит в том случае, если:

  • была нарушена процедура оформления документации;
  • выявляются нарушения в условиях и порядке проведения аукциона и торгов;
  • участникам торгов была предоставлена неполная или искаженная информация о земельном участке, в том числе неправильно произведен расчет ее стоимости;
  • нецелевое использование участка;
  • муниципалитеты предоставили в аренду земли, относящиеся к федеральной собственности;
  • договор аренды заключен на земельный участок, находящийся под охраной государства (заповедники, заказники и др.);
  • условия аренды земель лесных фондов, которые подразумевают расчет стоимости сделки, противоречат российскому законодательству.

Чтобы договор аренды был признан недействительным, необходимо обратиться в судебную инстанцию, которая рассмотрит данное дело. Недействительность влечет за собой определенные последствия для всех участников правовой сделки.

Признание договора аренды земельного участка незаключенным

Признание арендного договора незаключенным является не менее актуальной проблемой юридической практики. Дискуссии по поводу того, какой договор считать незаключенным, а какой недействительным ведутся среди научного сообщества постоянно. Это связано с тем, что само законодательство не определяет четкие рамки того, какой договор является незаключенным.

Главные основания, когда договор аренды может быть признан судом незаключенным:

  • неактуальная или неполная информация об объекте аренды ведет к признанию договора незаключенным.
  • если произведен неправильный расчет арендной платы из-за неверного разграничения территорий.
  • если выяснится факт о том, что земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
  • если договор аренды предполагает использование земли более чем на 12 месяцев, но при этом процедура регистрации не прошла.

Таким образом, в судебной практике существуют прецеденты, когда договор аренды был признан недействительным. Поэтому при заключении сделок следует особенно тщательно изучать все условия договора.

Размер арендной платы. Окончание срока аренды земельного участка

Расчет (определение) арендной платы за земельный участок, если он был приобретен на торгах, устанавливается протоколом о результатах проведения аукциона. Кроме того, размер стоимости аренды земли может быть изменен, что не противоречит законодательству РФ. При этом расчет аренды идет в большинстве случаев в сторону увеличения.

Расчет (определение) арендной платы и ее размер за сделку с государственной собственностью регламентируется:

  • постановлениями Правительства РФ.
  • законами и указами федеральных органов власти и органов местного самоуправления.

После того как срок аренды закончится, заявитель может заключить соглашение о его продлении. Для этого необходимо обратиться к собственнику участка и перезаключить договор, если иное не предусмотрено его условиями. В ином случае происходит расторжение договора аренды земельного участка.

Процедура предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов

В современном обществе стало престижным иметь земельный участок. Любое физическое лицо или организация вправе приобрести угодье в собственность или взять в аренду. В последнем случае перспектива назревает при обнародовании информации о проведении торгов, объектами которых являются участки, находящиеся в распоряжении государства и муниципальных органов. Многих людей настораживает такая процедура, поэтому следует подробно рассмотреть такой процесс, как предоставление земельного участка в аренду без торгов.

Законодательная основа предоставления земельного участка в аренду без торгов

Под арендой земельного участка следует понимать его передачу во временное владение или только во временное пользование от арендодателя к арендатору. Лицо или организация, которая получает участок, выплачивает определенную плату. Все доходы, получаемые от аренды земли, а также выращиваемая на ней продукция будет относиться к собственности арендатора. Это регламентировано статьей 606 Гражданского кодекса РФ.

Основные положения распоряжения угодьями регулируются Земельным кодексом РФ в отношении:

  • возникновения права;
  • случаев предоставления;
  • продажи;
  • цены;
  • размеров арендной платы;
  • особенностей договора аренды;
  • размещения рекламных конструкций;
  • порядка получения таких объектов, относящихся к муниципальной, а также государственной собственности.

Закон в нормативном правовом акте выделил целую V.1 главу, посвященную данным вопросам. Там по общим правилам установлено, что отдавать земельный надел без торгов не разрешается. Что же собой представляют земельные торги?

Земельные торги – это такое мероприятие, на котором осуществляется презентация по продаже участков, находящихся в собственности государства или у его субъекта. Организаторами аукциона могут выступать представители по осуществлению полномочий агента Российской Федерации, у которых формируются свои земельные фонды. В них входят некоторое количество таких участков, и они выдвигаются на аукцион.

Существуют исключения, при которых допустима аренда без проведения торгов. Такие положения установлены в ч. 2 ст. 26.6 ЗК РФ.

Возможность воспользоваться особыми условиями может быть как у юридических лиц, к ним относятся некоммерческие и коммерческие организации, так и у физических лиц.

Дело в том, что предоставляться такие участки будут на основании целевого назначения. Иначе говоря, для чего и как будет использоваться земной надел, будет являться решающим в определении его вида.

Виды земель, которые предоставляются без проведения аукциона

Следующий перечень указывает на категории земельный наделов, предоставляемых без аукционных мероприятий:

  1. Возведение объектов недвижимости (зданий, сооружений) на земле, которую хотят приобрести в аренду.
  2. Размещение фермерского, подсобного хозяйства.
  3. Расширение территории уже существующих садовых, огородных участков или для их устройства.

При выборе места нужно обязательно учитывать род деятельности, чтобы он соответствовал категории выбранной земли. Если категория не будет соответствовать целевому назначению, то, вероятней всего, государственные органы в судебном порядке изымут предоставленную территорию, так как это является нарушением законодательства.

Существует перечень территорий, которые не могут передаваться в аренду. Поэтому важно узнать подробную информацию о той площади, которую планируется использовать в личных целях. В противном случае высока вероятность получения отказа в получении земельного надела во временное пользование.

Причиной отказа может послужить расположение границ надела в пределах:

  1. Природоохранной зоны (парки, заповедники).
  2. Закрытых границ административно-территориального образования.
  3. Отданных мест захоронений радиоактивных, а также химических отходов.
  4. Объектов федерального значения, принадлежащих государственной охране.
  5. А также если территория предназначена для объектов строительства государственного значения, ограничена или изъята из оборота.

В таблице №1 указаны случаи предоставления, которые позволяют взять земельный участок, находящийся в государственной, муниципальной собственности без торгов:

Юридические лица Физические лица Иные возможности предоставления
Распоряжение Президента РФ, вынесение указа При реализации права в приобретении надела без соблюдения очередности или при специальных условиях Выделение из ранее предоставленного некоммерческой организацией, участка. Для ведения огородничества, садоводства и т. д.
Распоряжение правительства РФ, высших органов субъектов РФ, для возведения, реализации культурных объектов, инвестиционных проектов Для ИЖС в районе населенных пунктов при использовании садоводства, дачного хозяйства При работах, связанных с недрами
Возведение специальных объектов, предназначенных для теплоснабжения, водоснабжения и т. п. При ЛПХ, сенокошении и огородничестве При сельскохозяйственном производстве, предоставляются казачьим обществам, религиозным организациям
Для размещения пунктов хранения ядерных материалов, установок, хранилищ радиоактивных отходов при решении Правительства РФ Для замены на другую часть территории в связи с изъятием для гос. или муниц. нужд Для создания объектов недвижимости в границах с особой экономической зоной
Для освоения новых мест в целях строительства, заключившему лицу договор Однократное предоставление при строительстве незавершенных строений При концессионном соглашении и положения о муниципальном государственно-частном партнерстве
При замене земельного участка, который изымается для гос. или муниц. нужд Предоставление собственникам зданий, сооружений тех территорий, на которых они расположены
При бессрочном пользовании При необходимости осуществления в сфере охотничьего хозяйства
Однократное предоставление при строительстве незавершенных строений
Предоставление собственникам зданий и сооружений, тех территорий, на которых они расположены

Отметим, что право на получение земли без очереди предоставляется на льготных условиях инвалидам. В последнем абзаце ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» регламентировано, что инвалидам предоставляется такое право для жилищного индивидуального строительства, садоводства, подсобного и дачного хозяйства.

Перечень основных документов, которые следует предъявить в администрацию, различается в зависимости от региона. Дополнительно существует зависимость от нюансов, касающихся приобретаемой территории – наличие строения или сооружения, в каком месте находятся границы, цель эксплуатации и т. п.

Основные документы

  1. Заявление с прошением о предоставлении надела в аренду.
  2. Паспорт заявителя, ИНН, его копия.
  3. Кадастровый паспорт, схему.
  4. Наличие технического плана, необходимых к нему приложений, при расположении сооружений, строений для доказательства права владения.
  5. Наличие документа, указывающего на предварительную стоимость.
  6. Справка об отсутствии ограничений, обременений на землю.

Необходимо также предъявить выписку из ЕГРП, копии уставных документов, если организация является арендатором.

Процедура получения участка земли в аренду

Порядок в предоставлении земельного участка в аренду требуется соблюсти ряд условий.

Для начала правообладатель, изъявивший желание приобрести земельный надел, должен определиться с местоположением. Правильным вариантом, по мнению экспертов, является обращение в местную администрацию, чтобы они предоставили подробную информацию. А также обратиться в Росреестр запросив список свободных территорий.

Следующим шагом для осуществления задуманного станет подача заявления, которое подразумевает письменную просьбу в получении надела. Заявка пишется в свободной форме, но образец можете попросить у государственного служащего. В нем необходимо указать, для каких целей будет использоваться земля. Эксперты рекомендуют не забывать, что участок, передающийся во временное пользование, точнее, его категория, должна соответствовать целевому назначению. В противном случае есть риск получения отрицательного ответа. Как правило, в комментариях указывается, что надел, на который претендует арендатор, не соответствует целям, указанным в заявлении.

Далее, фиксируется список документов:

  • копия паспорта;
  • справка с места жительства;
  • справка с места работы;
  • иные документы.

Все копии нужно будет приложить к заявлению, оригиналы предъявляются для удостоверения подлинности. В течение 30 дней администрация должна будет их выдать и сообщить письменно о решении.

При положительном решении следует посетить регистрационный орган для постановки на учет участка. Далее направляются полученные документы в кадастровое учреждение, чтобы получить паспорт на предполагаемый участок. Теперь останется дождаться результата, пока произойдет кадастровая оценка, сделают чертеж и схему.

Схема земельного участка подготавливается в электронном виде. При предоставлении аренды земельного надела без торгов подготовка разрешается на бумажном носителе. Во время такой процедуры учитываются правила землепользования, а также строительства (расположение недостроенных построек). Важно заметить, что в случае предоставления надела без аукциона утвержденная схема заменяет решение об образовании территории и месторасположения. Это актуально, если заявитель не занимался разработкой проекта межевания. Но если схема находится в процессе разработки, тогда документы на землю проходят регистрацию в кадастровом учете.

Проект межевания – это такой план, который составляется для образующихся земель. То есть участки подлежат застройки или в отдельных случаях уже застроены. А также может создаваться для их объединения или при выделении части участка. План необходим для определения границ, чтобы понять, какие из них места еще свободны или уже застроены.

По истечении выделенного срока на подготовку документа заявитель посещает местную администрацию и составляет соглашение. В нем указываются основные моменты, касающиеся аренды, т. е. целевое назначение, наименование объекта, период действия, условия использования. Могут быть указаны какие-либо ограничения, касающиеся применения, все это согласуется в момент заключения соглашения. Готовый договор останется зарегистрировать в Росреестре.

Существуют некоторые особенности в порядке предоставления земли. При подаче прошения о предварительном согласовании для ее выделения в органы местного самоуправления, заявитель еще только начинает заниматься подготовкой схемы такого участка. Уполномоченные органы на этот момент публикуют уведомление о предварительном выделении, а также для каких целей выделяется. Если в течение месяца поступают другие заявления в отношении данной территории, то компетентные органы выносят отказ в предоставлении земельного участка в аренду без торгов. Но если участок уже сформировался, а за это время никаких других прошений не поступило, тогда остается подписать соглашение.

Преимущества и минусы в приобретении земельного надела без торгов

Плюсы при таком получении относятся к привлекательной стоимости. Цена для объектов, находящихся в государственной собственности или в праве владения субъекта, обычно указывается по итогам проведения аукциона. Но изначально всегда в размере кадастровой или рыночной цены, однако, тогда, когда оценка кадастра происходила минимум за 5 лет до предполагаемого аукциона, на который выставляют данную часть земли. В рассматриваемом варианте не может устанавливаться больше кадастровой. Решив выбрать такой путь в получении, лицо приобретает без предоставления полной оплаты, арендная плата разделяется на равные части и входит в стоимость территории. Допускается воспользоваться правом продления аренды или передать под наем другому лицу. Может использоваться как под строительство дома, так и под хозяйственные постройки.

Минус заключается в том, что все равно объект достается не бесплатно, а за него периодически нужно выплачивать денежные средства. Если приобретался надел под строительство дома, то также устанавливается срок, в течение которого следует закончить строительство. Немаловажным является тот факт, что использовать угодья необходимо только в установленных целях, прописанных в соглашении.

Дополнительно к участкам, которые передаются государственными и муниципальными органами без аукциона, предъявляются условия. Без них такое приобретение просто невозможно.

Условия предоставления

  1. Должны быть установлены четкие линии границы, чтобы был составлен план.
  2. Такой участок должен находиться у государственных органов в собственности или у его субъекта.
  3. Площадь должна быть установлена и документально зафиксирована.
  4. Расположение территории в пределах компетентности государственных органов, куда обращаются с прошением о предоставлении.
  5. Соответствие категории земли и цели ее использования.

Целевое назначение предоставления аренда без аукциона – это строительство жилых многоквартирных домов, огородничество, ведение садоводства, дачного, а также личного подсобного хозяйства.

Стоимость процедуры оформления бумаг зависит от дополнительных услуг при заключении соглашения. Так, возможно заказать постановку в кадастр на учет, регистрация в Росреестре договора аренды. В иных случаях, когда заключается соглашение без ограничения права пользования тоже взимается сбор.

Только после наличия всех составляющих может заключаться договор с администрацией. Однако нужно внимательно ознакомиться со всеми новыми изменениями в законодательной системе, относящейся к заключению договорных отношений. Это позволяет понять наличие обоснованной возможности арендовать землю по упрощенной процедуре. Учитывая возможные трудности и следование установленным правилам, можно быстро и легко приобрести земельный участок в аренду без торгов.

Право пользования земельным участком закреплено в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (далее – РФ). Оно позволяет использовать той или иной участок территории на свое усмотрение без права выкупа его в собственность.

Какие виды пользования землей не собственником существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков нужно учесть? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

Право пользоваться землей, не являясь ее собственником — что это такое?

Рассмотрим сущность понятия права пользования землей, а также каковы его принципы. Данное право — это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землей, а также права и обязанности пользователей землей.

К принципам права пользования относятся:

  • недопустимость владения землей без ее использования;
  • равенство всех прав и обязанностей;
  • сочетание землепользования с иными видами пользования.

Объекты и субъекты

Субъекты земельных правоотношений являются носителями прав и обязанностей. К ним относятся:

  • граждане;
  • юридические лица;
  • апатриды;
  • иностранные физические и юридические лица;
  • Российская Федерации и ее субъекты;
  • муниципальные образования.

К объектам в соответствии со ст. 6 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК) относятся земельные участки и их части, земля как природный ресурс и объект.

Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая входит в часть земной поверхности и обладает характеристиками, с помощью которых ее можно инфицировать как индивидуально определенную вещи.

Разрешенное применение земель

Разрешенное использование земель означает, что при получении территории, устанавливается порядок и характер их эксплуатации, после чего данная территория не сможет применяться для других целей.

На данный момент существует три вида разрешенного использования земли:

  1. Основной. Данный вид не нуждается в согласовании с правомочными управляющими органами. Собственник устанавливает такой вид сам, не получая при этом разрешения.
  2. Условно-разрешенный. Необходимо пройти специальную процедуру выдачи разрешения, без которого установка вида использования будет считаться неправомерной.
  3. Вспомогательный. Устанавливается как дополнение к основному или условно-разрешенному и расширяет функционал основного вида.

Виды

В главе 4 ЗК выделяются такие виды пользования землей:

  • Аренда. Данное право пользования состоит в возможности эксплуатации определенной территорией в течение обозначенного времени и за конкретную стоимость (размер арендной платы указывается в договоре аренды).
  • Сервитут, публичный сервитут. Это ограничительное право на использование чужой территории. Данное разрешение может потребоваться для проезда или прохода по чужой территории, к примеру, для проведения строительных работ или для возведения постройки. Получить разрешение возможно двумя способами: заключить соглашение с собственником или через суд.
  • Безвозмездное пользование. Означает, что юридические лица или граждане имеют право передавать свою землю в пользование на определенное время без оплаты, что прописывается в договоре.
  • Бессрочное пользование. Это форма предоставления участков из земель, которые находятся в ведении муниципального образования. Либо передача региональным властям земельной собственности государства.

Предоставление участка в пользование не является автоматическим предоставлением права на распоряжение.

Отличия от владения и распоряжения наделом

Право собственности включает в себя три правомочия:

  1. Владение — это фактическое обладание определенной территорией, о чем будет свидетельствовать право собственности.
  2. Пользование — это возможность пользоваться обозначенной территорией в соответствии со своими целями.
  3. Распоряжение — это способность определять дальнейшее будущее территории, то есть продавать ее.

Таким образом, владелец вправе любым способом совершить отчуждение своих владений:

  • сдать в аренду;
  • завещать;
  • подарить;
  • продать и т. д.

При исключительном пользовании землёй у лица нет права на владение и распоряжение. Все, чем обладает пользователь угодья — это документ, на основании которого он пользуется землей и осуществляет свои потребности в соответствии с законом и условиями договора.

Основания предоставления

Основания для предоставления земельных участков, собственниками которых являются государство или муниципальное образование:

  • решение уполномоченного органа (либо государственного органа власти, либо органа местного самоуправления);
  • договор аренды;
  • договор безвозмездного пользования.

В каждом критерии речь идет о разном виде пользования земельным участком.

Порядок предоставления

Глава 5.1 ЗК рассматривает предоставление территории, которая является собственностью государства или муниципалитета, а также регламентирует основания и порядок передачи такого рода земельных угодий в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное или в пользование на основании договора аренды.

Подробнее о порядке предоставления земельного участка мы рассказывали .

Заявление о согласовании предоставления участка земли должно содержать такие сведения как:

  1. ФИО заявителя и данные его паспорта или наименование юридического лица, юридический адрес и его реквизиты;
  2. кадастровый номер участка;
  3. основания, по которым пишется заявление;
  4. цель, для которой необходима данная территория;
  5. контакты заявителя.

Если поступившее заявление не отвечает требованиям норм, то после рассмотрения, в десятидневный срок, уполномоченный орган возвращает его. При этом заявителю объясняются причины, по которым заявление было возвращено.

Без проведения торгов

В ст. 39.14 ЗК поэтапно описан процесс по предоставлению участков, которые находятся в собственности муниципалитета или государства без проведения торгов:

  • Если планируется произвести преобразование земли, то нужно подготовить схемы ее расположения. Если территорию необходимо образовать или уточнить границы, то гражданину или юридическому лицу следует подать заявление о предварительном согласовании предоставления территории.
  • Затем принимается решение о предварительном согласовании на предоставление земельного участка.
  • Выполнение кадастровых работ обеспечивается для того, чтобы участок соответствовал проекту межевания территории, схеме расположения участка или проектной документации лесных участков либо кадастровых работ, с помощью которых можно уточнить границы угодья.
  • Реализовывается государственный кадастровый учет земли для уточнения ее границ.
  • Подается физическим или юридическим лицом заявление в уполномоченный орган о возможности предоставления участка земли.
  • Заключается договор купли-продажи, договор безвозмездного пользования территорией или договор аренды.
  • Принимается решение о предоставлении территории.

Несмотря на то, что в ЗК указан порядок всех действий, которые следует выполнять — это не означает то, что нужно четко следовать этому списку. Необходимость того или иного этапа зависит от целого ряда факторов.

Полномочия и обязанности

У субъектов права пользования земельным участком существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу.

Права, которыми наделяются землепользователи:

  1. Возводить на участке жилые и нежилые постройки. Тип строения при этом должен соответствовать целевому назначению земли.
  2. Для собственного блага использовать ресурсы, которыми обладает земли.
  3. Самостоятельно проводить все хозяйственные мероприятия на предоставленной в земле.
  4. Использовать в режиме, не противоречащему действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые и находящиеся на его территории лесные и водные массивы.
  5. Осуществлять комплекс мелиоративных мероприятий, которые направлены на улучшение земли.
  6. Получать компенсацию затрат, вложенных в участок для приведения его в надлежащее сельскохозяйственное состоянием.

Обязанности, возложенные на землепользователей:

  • содержать территорию в должном состоянии, проводить все необходимые мероприятия, направленные на сохранение и повышение плодородия на земельном участке;
  • использовать данный участок только в соответствии с его целевым назначением, в том числе ими может осуществляться только разрешённое строительство;
  • строить здания и сооружения с соблюдением санитарных и строительных норм;
  • своевременно вносить оплату за эксплуатацию участка, если такая оплата предусмотрена договором;
  • освободить занимаемую территорию по окончанию срока договора.

Данный список прав и обязанностей не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретной территорией.

Более подробно особенности юридических отношений по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, были рассмотрены нами .

Плата

Плата за использование участка земли регулируется ст. 65 ЗК. Согласно указанной статье, формами оплаты за пользование землей являются арендная плата и земельный налог (до того, как был введен в действие налог на недвижимость).
В договоре аренды прописываются условия, порядок и сроки оплаты земельного участка, который находятся в частной собственности.

В редких случаях установлению подлежит кадастровая стоимость территории для уточнения суммы арендной платы за участок, который является собственностью государства или муниципалитета.

В зависимости от вида пользования земельным участком, сроки регламентируются:

  • срок частного сервитута определяется по соглашению сторон или решением суда;
  • срок публичного сервитута определяется решением о его установлении или по решению суда;
  • в случае аренды и безвозмездного пользования сроки устанавливаются в соответствии с договором.

Особенности

У каждого участка земли, относящегося к той или иной категории, существует свой правовой режим эксплуатации земель, который не должен противоречить законодательству.

Если говорить о территориях, которые находятся в городских населенных пунктах, то стоит указать такие нюансы:

  1. не допускаются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации;
  2. все мероприятия, проводимые на земле, должны соответствовать генеральному плану города;
  3. наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком.

Кроме того, в каждом муниципальном образовании существуют свои требования по эксплуатации предоставленных участков:

  • Если земли, к примеру, выделены на ведение личного подсобного хозяйства, то основным требованием к ним будет четкое соблюдение их целевого назначения.
  • Если земли выделены для создания крестьянского фермерского хозяйства, то следует соблюдать требование, которое связано с эксплуатацией участка по его прямому назначению. Это значит, что все действия, осуществляемые на конкретной территории, должны быть направлены на создание такого хозяйства.
  • На землях, выделенных для индивидуального жилищного строительства, запрещено сооружать дома этажностью больше трех, в которых может проживать более одной семьи.
  • Земельный участок, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, можно использовать только в своих личных целях. При этом условиями договора запрещена его передача в аренду.

ЗУ общего использования

В соответствии с п.12 ст. 85 ЗК к земельным участкам общего пользования относятся участки, которые заняты:

  • автомобильными дорогами;
  • бульварами;
  • площадями;
  • набережными;
  • скверами и другими объектами.

Земли общего пользования не подлежат передаче в личную собственность. Тем не менее, некоторые объекты могут быть переданы во временную эксплуатацию.

Таким образом, может быть только 2 варианта использования общих земель:

  1. аренда;
  2. безвозмездное бессрочное пользование.

Если одной стороной сделки является юридическое лицо, то будет применяться аренда. А если речь идет о взаимоотношениях физического лица и государства, то вариантом получения угодья будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.

Необходимо ли платить налоги и сколько?

Земельный налог возлагается на лиц, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (данное обстоятельство регламентируется с. 388 Налогового кодекса РФ).

А тем, у кого территория находится на праве безвозмездного пользования или передана по договору аренды платить налог не нужно.

Формула для расчёта земельного налога:

Земельный налог = кадастровая стоимость участка *размер доли в праве на участок*налоговая ставка*коэффициент владения.

При этом коэффициент владения необходим только в случае владения земельным участком в течение неполного года.

Ответственность и штрафы

Если земельный участок используется не по его прямому целевому назначению, то данное нарушение рассматривается Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП).

При установлении кадастровой стоимости это влечет ответственность:

  • Физическим лицам – 0,5–1% кадастровой стоимости, но не ниже 10 тыс. руб.
  • Юридическим лицам – 1,5-2%, но минимум — 100 тыс. руб.
  • Должностным лицам – 1-1,5%, но не ниже — 20 тыс. руб.

В случае не установления кадастровой стоимости, штрафные санкции будут следующими:

  • Физическим лицам – 10-20 тыс. руб.
  • Должностным – 20-50 тыс. руб.
  • Юридическим лицам – 100-200 тыс. руб.

Помимо штрафа дается предписание по устранению нарушений и если оно не выполняется в установленный срок, то землю могут изъять. Также это может случиться, если эксплуатация сельскохозяйственных земель ведет к снижению их ценности.

Условия прекращения права

В ст. 45 ЗК объединены основания прекращения двух видов прав на земельный участок. Речь идет о праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения. Такие права могут быть прекращены если землепользователь или землевладелец отказывается от принадлежащего им права на территорию. Для этого требуется подать заявление об отказе права на земельный участок в орган местного самоуправления.

Основания для принудительного прекращения:

  1. на участке были созданы или возведены самовольные постройки или не были выполнены обязанности, предусмотренных статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ;
  2. был принесён вред используемой территории;
  3. были нарушены правила целесообразного эксплуатирования земли;
  4. были не выполнены обязательства по рекультивации земель и обязательных мероприятий по улучшению земли;
  5. земля приведена в состояние, которое является непригодным для использования по целевому назначению;
  6. территорию необходимо изъять для муниципальных или государственных нужд.

В соответствии со ст. 46 ЗК аренда территории прекращается по основаниям, которые устанавливает Гражданский кодекс РФ:

  • отказ от аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок;
  • время действия аренды подошло к концу;
  • арендодатель или арендатор требует расторжения договора (если данное условие не было предусмотрено в договоре, то договор расторгается в судебном порядке);
  • отказ в одностороннем порядке от исполнения договора, если это допускается соглашением сторон или законом.

В ст. 47 ЗК к общим основаниям прекращения права безвозмездного пользования земельным участком относятся:

  1. истек срок периода, на который земельный участок был предоставлен;
  2. те же условия прекращения, что и у права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии со статьей 48 ЗК частный сервитут прекращается по следующим основаниям:

  • по требованию собственника территории, которая обременена сервитутом;
  • ввиду изменению обстоятельств, по которым он был установлен в судебном порядке.

Публичный сервитут прекращается в случае устранения общественных нужд, для которых он был установлен.

Подробнее о том, в каких случаях может возникнуть утрата права пользования участком, читайте .

Право пользования землей является одним из центральных институтов земельного права. Многие собственники не используют свой участок по назначению, а предоставляют его в эксплуатацию другим лицам (как правило, это характерно для государства). В этом случае у собственников сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему территории, но посредством получения арендной платы. Однако формально право пользования принадлежит тому, кто фактически эксплуатирует землю.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о порядке пользования земельным участком:

Кодекс Республики Беларусь о ЗемлеСтатья 16. Временное пользование земельными участками

На праве временного пользования у граждан, юридических лиц Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные им до вступления в силу настоящего Кодекса либо в соответствии с частью второй настоящей статьи, а также у юридических лиц Республики Беларусь – земельные участки, право временного пользования на которые в установленном порядке перешло к ним от других юридических лиц Республики Беларусь.

Во временное пользование земельные участки могут предоставляться:

лицам и для целей, указанных в части второй статьи 15 настоящего Кодекса, – на срок до десяти лет, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до десяти лет;

гражданам Республики Беларусь, указанным в статье 41 настоящего Кодекса, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей – на срок до десяти лет;

юридическим лицам Республики Беларусь для добычи общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, а также для использования геотермальных ресурсов недр и сушки лигнина, для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения при наличии горного отвода, строительства объектов, необходимых для их переработки и хранения, – на срок, установленный законодательством об охране и использовании недр для указанных целей;

концессионерам на основании концессионных договоров – на срок до девяноста девяти лет в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель и о концессиях.

Законодательными актами и решениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков во временное пользование.

Правила публикации извещения об аренде земельного участка

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, — где прописаны правила публикации извещений о предоставлении в аренду земельных участков?

К примеру, Районный Исполком, либо ПИЗО публикует объявление в местной газете:

«Палата имущественных и земельных отношений сообщает о возможности предоставления земельного участка в аренду на 3 года для индивидуального жилищного строительства, ориентировочной площадью 1000 кв.м, в с.Пупкино с условным номером 21. Условие: инженерные коммуникации и подъездные дороги на вышеуказанном участке отсутствуют. Их строительство должно быть произведено за счет застройщиков. Заявления принимаются в течение месяца со дня опубликования данного сообщения. Заявитель предоставляет заявление в Палату имущественных и земельных отношений Тяпкинского муниципального района лично по адресу: г.Пупкино, ул.М.Ульяновой, д.54, тел.000-000, время приема заявлений с 9 до 12ч.»

ВОПРОС: как можно узнать точное месторасположение участка? и какие справки они обязаны предоставлять по телефону? каждый раз сталкиваемся с одной проблемой: пишем заявления о предоставлении участка в аренду и развозим их по районам — это очень неудобно. Есть ли законный выход?

Предоставление в аренду без торгов земельных участков не для целей строительства

А) В случае рассмотрения УРКК заявлений лиц, указанных в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций»

I. Прием и регистрация Заявления и комплекта документов

Сотрудник УРКК Комитета:

  1. Регистрирует заявление в Системе документооборота в день его поступления в УРКК Комитета (с присвоением регистрационного номера и указанием даты поступления Заявления).
  2. Один экземпляр Заявления с отметкой УРКК Комитета о дате принятия Заявления с указанием регистрационного номера возвращает заявителю либо его представителю в день его подачи.
  3. Сканирует документы, поступившие на бумажном носителе, и загружает заявление со всеми приложениями в Систему документооборота, из которой вся загруженная информация при синхронизации загружается в ИТС «Кадастр‑2».
  4. Передает заявление с приложениями начальнику УРКК для передачи специалисту, уполномоченному на рассмотрение заявления, для рассмотрения или для выявления оснований для возврата заявления.

II. Проверка содержания Заявления и комплекта приложенных документов УРКК Комитета

Специалист УРКК:

  1. Проверяет Заявление и полноту комплекта документов.
  2. Осуществляет проверку заявления на предмет наличия оснований для возврата.
  3. Проверяет информацию о земельном участке, о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в РГИС/ИТС «Кадастр-2».
  4. В случае наличия оснований для возврата Заявления:
    • готовит в ИТС «Кадастр-2» проект письма о возврате заявления (далее — Письмо о возврате) по форме;
    • подписывает его у начальника (заместителя начальника) УРКК;
    • передает подписанное письмо в Организационное управление (далее — ОУ Комитета) для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме либо для выдачи на личном приеме в УРКК;
    • закрывает заявку в ИТС «Кадастр‑2».
  5. В случае наличия оснований для оставления заявления без рассмотрения формирует в ИТС «Кадастр — 2» проект Уведомления о нарушениях подачи заявления, направляет его на подпись начальнику Управление по предоставлению земельных участков и сопровождению сделок ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — УПЗУ), а также в отдел делопроизводства ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — ОД ГКУ) для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю на адрес электронной почты (при наличии) или иным указанным в заявлении способом , и закрывает заявку в ИТС «Кадастр‑2».
  6. В случае отсутствия оснований для возврата заявления/оставления без рассмотрения переходит к выполнению следующей административной процедуры.

III. Подготовка и направление межведомственных запросов и иных запросов УРКК

Специалист УРКК:

  1. При необходимости подготавливает в ИТС «Кадастр‑2» межведомственные запросы с использованием электронной подписи и направляет их:
    • в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт‑Петербургу (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт‑Петербургу) о предоставлении выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН):
      • о правах на земельный участок;
      • о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке (при их наличии).
    • в Управление Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу (далее — УФНС) о получении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о лице, являющемся заявителем.
  2. Подготавливает запросы в исполнительные органы государственной власти и направляет их посредством РГИС в:
    • Комитет по градостроительству и архитектуре (далее — КГА):
      • о сведениях, содержащихся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка;
      • о сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно‑технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения (при наличии);
    • Комитет по инвестициям Санкт‑Петербурга (далее — КИ) о принятых и (или) подготавливаемых решениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности или право государственной собственности на который не разграничено, и(или) о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования;
    • Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее — КЭиИО) об ограничениях использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения;
    • Комитет по благоустройству Санкт‑Петербурга (далее — КБ) об ограничениях на использование земельного участка, расположенного в границах территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), лесных участков, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по организации дорожного движения грузовых транспортных средств (в случае если целью использования земельного участка является размещение стоянки грузовых транспортных средств);
    • Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга (далее — КРТИ) о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по развитию объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения (в случаях если целью использования земельного участка является размещение стоянки транспортных средств);
    • Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее — КГИОП) о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, и о режиме использования земельного участка;
    • Комитет по строительству (далее — КС) о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ (в части невозможности образования земельного участка по основанию, указанному в подпункте 18 статьи 39.16 ЗК РФ) (сведения представляются в рамках компетенции КС);
    • Санкт‑Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно‑расчетный центр» (далее — ГИРЦ) о наличии (отсутствии) в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка. Запрос направляется при рассмотрении заявления, поданного в целях приобретения земельного участка в аренду заявителем, наделенным в соответствии с федеральными законами или законами Санкт‑Петербурга правом на приобретение земельного участка в первоочередном или внеочередном порядке, в случае, если заявителем не представлен документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории граждан, но заявитель указал в заявлении о регистрации в ЭСРН.
  3. Получает ответы на межведомственные запросы.

IV. Направление УРКК запроса о получении сведений о фактическом использовании земельного участка в ГКУ и получение ответа из ГКУ

Специалист УРКК:

  • В ИТС «Кадастр‑2» осуществляет подготовку запроса в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» о представлении сведений о фактическом использовании земельного участка и направление в отдел проведения полевых обследований земельных участков ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — ОППО).

ОППО ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»:

  • Осуществляет полевое обследование земельного участка, готовит в ИТС «Кадастр‑2» акт обследования и направляет его с материалами фотофиксации в УРКК для анализа и рассмотрения.

V. Рассмотрение Заявления, принятие решения по результатам его рассмотрения УРКК Комитета, подготовка проекта договора аренды земельного участка

Специалист УРКК Комитета:

  1. Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные и иные запросы.
  2. При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка специалист УРКК Комитета готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект решения об отказе в предоставлении земельного участка (далее — Уведомление об отказе) по форме, подписывает у начальника (заместителя начальника) УРКК Комитета и обеспечивает направление его заявителю.
  3. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка:
    • готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект договора аренды земельного участка (далее — Договор аренды) по форме и
    • готовит проект Уведомления к Договору аренды заявителю (далее — Уведомление к Договору аренды) по форме и подписывает их у начальника (заместителя начальника) УРКК/

VI. Регистрация и выдача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист ОУ:

  1. В случае поступления на регистрацию Уведомление к проекту договора аренды и проекта Договора аренды (в 3 экземплярах):
    • регистрирует Уведомление в Системе документооборота;
    • один экземпляр Уведомления передает в УРКК Комитета;
    • один экземпляр Уведомления и Договор аренды (в трех экземплярах) направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо передает сотруднику УРКК (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении).
  2. В случае поступления на регистрацию Уведомления об отказе осуществляет следующие мероприятия:
    • регистрирует Уведомление об отказе в Системе документооборота;
    • один экземпляр Уведомления об отказе передает в УРКК Комитета;
    • один экземпляр Уведомления об отказе направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо в виде электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты (в случае, если в заявлении указано представление результата по адресу электронной почты).

Сотрудник УРКК Комитета:

  • Обеспечивает вызов заявителя (заявителей) посредством телефонной связи и (или) электронной почты и выдачу заявителю (заявителям) указанных проекта договора либо уведомления (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении). При выдаче заявителю проекта договора аренды либо Уведомления об отказе на копии данных документов проставляется соответствующая отметка в произвольной форме с подписью заявителя о получении.

Б) В случае рассмотрения в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» заявлений юридических и физических лиц, не указанных в приказе Комитета от 19.07.2017 №71‑п «О перечне организаций»

I. Прием и регистрация Заявления или Заявления 1 и комплекта документов в ГКУ

Специалист Управления по работе с заявителями ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (далее — УРЗ):

  1. Регистрирует заявление в Системе документооборота в день его поступления (с присвоением регистрационного номера и указанием даты поступления Заявления или Заявления 1).
  2. Один экземпляр Заявления (Заявления 1) с отметкой УРЗ о дате принятия и указанием регистрационного номера возвращает заявителю либо его представителю в день его подачи.
  3. Сканирует документы, поступившие на бумажном носителе, и загружает заявление со всеми приложениями в Систему документооборота, из которой вся загруженная информация при синхронизации загружается в ИТС «Кадастр‑2».
  4. Передает заявление с приложениями в соответствующее УПЗУ для передачи специалисту, уполномоченному на рассмотрение заявления, для рассмотрения или для выявления оснований для возврата заявления/оставления без рассмотрения.

II. Проверка содержания заявления и комплекта приложенных документов ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»

Специалист УПЗУ:

  1. Проверяет заявление и полноту комплекта документов.
  2. Осуществляет проверку заявления на предмет наличия оснований для возврата.
  3. Проверяет информацию о земельном участке, о границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы в РГИС/ИТС «Кадатр‑2».
  4. В случае наличия оснований для возврата заявления:
    • готовит в ИТС «Кадастр — 2» проект письма о возврате заявления (далее — Уведомление о возврате) по форме;
    • направляет его на подпись заместителю директора ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»;
    • передает в ОД ГКУ для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в электронной форме;
    • обеспечивает закрытие заявки в ИТС «Кадастр‑2».
  5. В случае наличия оснований для оставления заявления без рассмотрения:
    • формирует в ИТС «Кадастр — 2» проект уведомления о нарушениях подачи заявления
    • направляет его на подпись заместителю директора ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»;
    • передаёт в ОД ГКУ для регистрации в Системе документооборота и направления заявителю на адрес электронной почты (при наличии) или иным указанным в заявлении способом (копия письма передаётся в УПЗУиСС ГКУ для закрытия заявки в ИТС «Кадастр 2»);
    • обеспечивает закрытие заявки в ИТС «Кадастр‑2».

III. Подготовка и направление межведомственных запросов и иных запросов УПЗУиСС

Специалист УПЗУ:

  1. Подготавливает в ИТС «Кадастр‑2» межведомственные запросы с использованием электронной подписи и направляет их в.
    • ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт‑Петербургу о предоставлении выписки из ЕГРН:
      • о правах на земельный участок;
      • о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке (при их наличии);
    • УФНС о получении выписки из ЕГРЮЛ о лице, являющемся заявителем.
  2. Подготавливает запросы в исполнительные органы государственной власти и направляет их посредством РГИС в:
    • КГА:
      • о сведениях, содержащихся в документах территориального планирования и документации по планировке территории, в границах которой расположен земельный участок, касающихся использования земельного участка;
      • о сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах инженерно‑технического обеспечения, в том числе о расположенных в границах земельного участка зонах охраны электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения (при наличии);
    • КИ о принятых и (или) подготавливаемых решениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности или право государственной собственности на который не разграничено, и(или) о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования;
    • КЭиИО об ограничениях использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия охранных зон электрических сетей и сетей инженерно‑технического обеспечения;
    • КБ об ограничениях на использование земельного участка, расположенного в границах территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), лесных участков, находящихся в государственной собственности Санкт‑Петербурга, а также о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по организации дорожного движения грузовых транспортных средств (в случае если целью использования земельного участка является размещение стоянки грузовых транспортных средств);
    • КРТИ о соответствии использования земельного участка для целей, не связанных со строительством, мероприятиям по развитию объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения (в случаях если целью использования земельного участка является размещение стоянки транспортных средств);
    • КГИОП о расположении земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, в границах зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, и о режиме использования земельного участка;
    • КС о наличии основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанного в подпункте 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ (в части невозможности образования земельного участка по основанию, указанному в подпункте 18 статьи 39.16 ЗК РФ) (сведения представляются в рамках компетенции КС);
    • ГИРЦ о наличии (отсутствии) в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (далее — ЭСРН) документов, подтверждающих принадлежность заявителя к категории граждан, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка. Запрос направляется при рассмотрении заявления, поданного в целях приобретения земельного участка в аренду заявителем, наделенным в соответствии с федеральными законами или законами Санкт‑Петербурга правом на приобретение земельного участка в первоочередном или внеочередном порядке, в случае, если заявителем не представлен документ, подтверждающий принадлежность к указанной категории граждан, но заявитель указал в заявлении о регистрации в ЭСРН.
  3. Получает ответы на межведомственные запросы.

IV. Рассмотрение Заявления и Заявления 1, принятие решения по результатам их рассмотрения, подготовка проекта договора аренды земельного участка

Специалист УПЗУ:

  1. Осуществляет проверку и анализ полного пакета документов, включая ответы на межведомственные запросы и иные запросы.
  2. Проверяет наличие оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
  3. При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка специалист УПЗУ осуществляет подготовку в ИТС «Кадастр‑2» проекта Решения об отказе в предоставлении земельного участка (далее — Уведомление об отказе) по форме и направляет начальнику УПЗУ для согласования.
  4. Направляет согласованный проект Уведомления об отказе вместе с комплектом документов в УРЗУ Комитета для подписания.
  5. При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка направляет в ОППО посредством ИТС «Кадастр‑2» запрос о проведении полевого обследования земельного участка.

Специалисты ОППО:

  • Осуществляет полевое обследование земельного участка, готовит в ИТС «Кадастр-2» акт обследования и направляет его посредством ИТС «Кадастр-2» вместе с материалами фотофиксации в УПЗУиСС для анализа и рассмотрения.

Специалист УПЗУ после получения акта обследования с материалами фотофиксации:

  1. Готовит в ИТС «Кадастр‑2» проект договора аренды земельного участка (далее — Договор аренды) по форме.
  2. Готовит проект Уведомления к Договору аренды заявителю (далее — Уведомление к Договору аренды) по форме.
  3. Согласовывает проект Договора аренды у начальника (заместителя начальника) УПЗУ.
  4. Направляет проект Договора аренды с проектом Уведомления к Договору аренды в Управление по юридическому сопровождению сделок ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» для согласования и передачи директору ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» (в трёх экземплярах).
  5. Обеспечивает передачу проекта Договора аренды с Уведомлением к Договору аренды в ОД ГКУ для регистрации и направления заявителю.

УРЗУ Комитета при поступлении из ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» проекта Уведомления об отказе с комплектом документов:

  1. Обеспечивает проверку проекта Уведомления об отказе и комплекта документов, обоснованность принятого решения.
  2. Обеспечивает подписание Уведомления об отказе начальником УРЗУ Комитета.
  3. Обеспечивает передачу Уведомления об отказе в ОУ Комитета для регистрации и направления (выдачи) заявителю в соответствии со способом, указанным в Заявлении или Заявлении 1.

V. Регистрация и направление заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист ОД ГКУ:

  1. В случае поступления на регистрацию Уведомления к Договору аренды и проекта Договора аренды (в трех экземплярах):
  • регистрирует Уведомление к Договору аренды в Системе документооборота;
  • один экземпляр Уведомления к Договору аренды передает в соответствующее УПЗУ;
  • один экземпляр Уведомления к Договору аренды и Договор аренды (в трех экземплярах) направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо передает в УРЗ ГКУ (если в Заявлении указано предоставление результата в виде бумажного документа при непосредственном личном обращении в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).

УРЗ ГКУ:

  • В случае поступления проекта Договора аренды в целях их выдачи заявителю (заявителям) в течение одного дня обеспечивает вызов заявителя (заявителей) посредством телефонной связи и (или) электронной почты и выдачу заявителю (заявителям) указанных проекта договора (в случае, если в Заявлении/Заявлении 1 указано представление результата в виде бумажного документа при личном обращении). При выдаче заявителю проекта Договора аренды либо Уведомления об отказе проставляется соответствующая отметка с подписью заявителя о получении.

Специалист ОУ Комитета в случае поступления на регистрацию Уведомления об отказе:

  1. Регистрирует Уведомление об отказе в Системе документооборота.
  2. Один экземпляр Уведомления об отказе передает в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга».
  3. Один экземпляр Уведомления об отказе направляет заявителю почтовым отправлением (в случае, если в Заявлении указано представление результата в виде бумажного документа посредством почтового отправления) либо в виде электронного документа, который направляется заявителю посредством электронной почты (в случае, если в заявлении указано представление результата по адресу электронной почты), либо направляет в УРЗ ГКУ (в случае, если в заявлении указано представление результата в виде бумажного документа непосредственно при личном обращении в ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга»).

Предоставление в аренду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *