Зарплата физрука в детском саду

Наш материал о сокращениях ставок в дошкольных учреждениях Петрозаводска вызвал большой резонанс. Дошло до того, что заведующая одним из детских садов на педсовете посоветовала своим подчиненным поменьше общаться с журналистами (к счастью, не помогло). И педагоги, и родители считают, что оптимизация ничего хорошего не даст: воспитатели и так работают на износ, а теперь это просто узаконят. Вишенкой на торте стал тот факт, что администрация города, инициировавшая эти изменения, фактически перекладывает ответственность на руководителей детсадов, а те боятся называть вещи своими именами.

Объяснять мотивы городских чиновников пришлось Министерству образования республики. Заместитель министра Татьяна Васильева рассказала, что происходит в детских садах карельской столицы. Если коротко: всё по закону. А вот по совести или нет – вопрос дискуссионный.

Фото: «Учительская газета»

– То, что сокращается количество воспитателей, это неверно. Их число растет в связи с тем, что открываются новые детские сады, новые группы. Если у нас в 2015 году было 1620 воспитателей, то в 2017-м уже 1688 педагогов работают. Значит, нужно говорить о том, что сокращается количество воспитателей, работающих на одной группе. То есть сокращается относительное количество ставок воспитателей.

– Как рассчитывается количество воспитателей на организацию?

– Есть постановление Министерства труда России от 1993 года. В нем рекомендована методика, по которой рассчитывают число работников дошкольных учреждений. Учитываются разные показатели: например, для руководящего состава будет иметь значение количество групп. Что же касается воспитателей, имеется специальная формула. Исходят из продолжительности работы детского сада, количества рабочих дней, возраста детей, нормативной продолжительности трудового дня для воспитателей (это 36 часов).

И получается, что в стандартном детсаду норматив – 1,6 воспитателя на группу. Или три воспитателя на две группы. Мэрия Петрозаводска использует это постановление, расчеты сделаны верно.

– И как же трем воспитателям разорваться на две группы?

– Да, это усложняет работу: сегодня я занимаюсь одними детьми, завтра – другими. А еще надо реализовывать образовательную программу… Но это должно регулироваться самой организацией.

– Почему этот процесс идет только в Петрозаводске?

– В ряде муниципальных районов эта работа была проведена раньше. И потом, повторюсь, многое зависит от разных условий. Где-то на селе время работы детского сада меньше, чем в городе, и идут другие расчеты.

– Но заведующие говорят, что они сейчас сокращают вакансии. Раз были вакансии – была и потребность в работниках, логика простая. А теперь выясняется, что никакой потребности нет. Количество детей в садах при этом явно не уменьшилось. В чем же дело?

– Возможно, раньше не придерживались этих рекомендаций по расчету численности. Вообще, неправильно так говорить; нужно говорить о том, что штатное расписание приводится в соответствие с рекомендуемой численностью работников.

– Люди воспринимают всё это в штыки, потому что работать им и так тяжело. Это не мое утверждение, это говорят и воспитатели из разных детсадов, и сами заведующие. В моем понимании слово «тяжело» не согласуется со словом «норматив». Работать по нормативу должно быть не тяжело, а нормально. Возможно, норматив неправильный?

– Любое изменение условий труда воспринимается сложно. Система образования достаточно консервативна по сути своей, и это правильно. Однако неготовность к изменениям присутствует. Мы с такими же сложностями переходили на новую систему оплаты труда, на федеральный образовательный стандарт. Было много существенных изменений, и люди устали от них.

– Первое предположение, которое было высказано нашими собеседниками, – что сокращение ставок связано с повышением зарплат в рамках майских указов и с увеличением МРОТ после постановления Конституционного суда. И сейчас просто хотят сэкономить.

– Во-первых, на этом не сэкономишь. Во-вторых, повышение заработной платы педагогическим работникам – это не самоцель. Оно связано с повышением эффективности деятельности учреждения. В том числе должна повышаться и финансовая эффективность. Под словом «оптимизация» мы подразумеваем не сокращение, а четкое следование нормативным документам.

– Но эффективность отрасли увеличивается только одним способом – увеличением ассигнований и ростом зарплат. Если повысить зарплаты медикам (не на бумаге, а в реальности), выпускники медвузов пойдут работать по специальности. И терапевт в поликлинике тогда будет осматривать пациента, а не думать о километровой очереди с чужих участков. В случае с детсадами ситуация и вовсе парадоксальная: нагрузка на воспитателей увеличится, а эффективность каким-то образом должна вырасти. Это притом, что зарплаты педагогов если и растут, то, опять-таки, только на бумаге.

– Я оставлю без комментариев ваш взгляд на проблему, хотя у меня есть и своя точка зрения, во многом основанная на исследованиях – до какой степени нужно поднимать заработную плату педагогическим работникам, и с какого момента это перестает играть решающую роль. Человек не может работать выше своего профессионального уровня, он должен повышаться вместе с уровнем заработной платы. Майские указы повысили среднюю заработную плату по отрасли, и это действительно так. Сейчас наша задача – удержать достигнутый уровень.

– Удержать очень просто: нужно включать повышение зарплаты в окладную часть, а не раздавать премии время от времени, как это было в прошом году.

– Есть такой взгляд, скажем так.

– Почему администрация города не говорит прямо об изменениях? Они прислали ответ: «Численность работников определяется руководством учреждения». Хотя очевидно, что сокращение ставок – централизованный процесс.

– Конечно, это так.

Детсады – бюджетные учреждения, и до них доводится муниципальное задание, которое обеспечивается определенным фондом оплаты труда.

– Почему бы мэрии об этом не сказать?

– Оставлю это без комментариев.

…Когда чиновники начинают заниматься всевозможными оптимизациями и «приведением штатной численности в соответствие с нормативами», они оперируют цифрами, формулами, целевыми показателями и прочими усредненными параметрами. Однако – «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Мы поговорили с воспитательницей, чей детский сад уже в декабре перешел на новую систему. Она рассказала, что работать по схеме «три воспитателя на две группы» в принципе реально – но до тех пор, пока один из трех педагогов не заболеет. Как только это произойдет, двоим оставшимся придется вкалывать по десять часов ежедневно.

Однако нормативы таких нюансов не учитывают. В нормативных документах люди не болеют, не ходят в отпуск, не увольняются, не теряют концентрацию в конце десятичасового рабочего дня. Уполномоченный по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев в комментарии информационному агентству «Республика» высказал мнение, что новая система эффективна, с точки зрения экономики, но, по сути, представляет из себя «ограничение ребенка во внимании со стороны педагога, которому нужно находить индивидуальный поход и удерживать в памяти особенности пятидесяти детей и почти сотни родителей». Что же, уже не в первый раз власти экономят на вещах, на которых бы экономить не следовало. Мы к данной практике привыкнуть почему-то никак не можем; зато детей наших к этому приучают уже сейчас.

Наверное, чтобы в будущем поменьше возмущались.

Вопрос: Здравствуйте! Я работаю инструктором по физической культуре. В дипломе у меня стоит «руководитель физического воспитания». Есть разница?

У меня в саду 6 групп, провожу зарядки начиная с 1-ой младшей группы. Занятия по 3 раза в неделю на каждую группу. Получается: в группе раннего возраста, 1 младшей группе — по 2 занятия в неделю. А со 2 младшей группой и старшей — по 2 занятия в зале и по одному на улице. Делим один зал с музыкальным руководителем.

Работаю на 0,75 ставки. Также готовлю развлечения на каждую группу, начиная со 2 младшей — получается по 1 разу в неделю; праздники спортивные со школой и садом.

Правильно ли я работаю, и правильно ли мне оплачивают. Помогите, пожалуйста, разобраться! Благодарю. Татьяна

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Поскольку не известны все особенности Ваших трудовых отношений, рекомендую обратиться в территориальную трудовую инспекцию, где с учетом всех тонкостей обязаны Вам помочь. Вместе с этим, согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н (ред. от 23.12.2011) для реализации ст. 144 ТК РФ утверждены профессиональные квалификационные группы (ПКГ) должностей работников образования», которые, в частности, включают ПКГ должностей педагогических работников:

  • 1 квалификационный уровень:

Инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; старший вожатый.

  • 2 квалификационный уровень:

Инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог-организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель.

  • 3 квалификационный уровень:

Воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель.

  • 4 квалификационный уровень:

Педагог-библиотекарь; преподаватель; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед).

То есть должность ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ отличается от должности РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ квалификационным уровнем (1 и 4 соответственно), а значит и содержанием должностных требований с уровнем заработной платы (и не только в ДОУ).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона, лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены:

1) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее –Список);

2) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно Списку «льготы по выслуге лет» в любых ДОУ положены для перечня ряда должностей, которые включают должность руководителя физического воспитания, но должность инструктора по физической культуре в этом Списке не значится.

Таким образом, руководитель физического воспитания обладает указанными льготами, а инструктор по физкультуре – нет.

При этом согласно Квалификационным характеристикам должностей работников образования (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011)) руководитель физического воспитания: планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования. Осуществляет проведение учебных занятий по физическому воспитанию обучающихся в объеме не более 360 часов в год. Руководит работой преподавателей физкультуры.

То есть, в настоящее время в системе дошкольного образования России по определению не может быть должности руководитель физического воспитания.

Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н такая должность возможна только в сфере начального и среднего профобразования.

НА ЗАМЕТКУ — детский спортивный инвентарь можно приобрести в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru Цены низкие, товар из России и предназначены специально для детских садов.

Зарплата физрука в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *