Если подрезали кто виноват

Идеальные автомобили с пробегом попадаются также же редко, как и порядочные перекупщики. Большинство машин на «вторичке» имеют повреждения и когда-то побывали в ДТП. Но это не значит, что покупать их категорически нельзя. Разберемся, при каких повреждениях рассматривать покупку можно, а когда стоит сразу отказаться.

Виды повреждений по степени тяжести

Все повреждения, которые получает автомобиль во время ДТП можно разделить на три группы:

• Повреждения наружных элементов
• Повреждения силовых элементов
• Конструктивная гибель

На первый взгляд все просто: есть сколы и царапины — бери, помяты лонжероны — беги. Но в каждой ситуации есть свои тонкости. И вот, на что стоит обращать внимание.

Повреждения наружных элементов

Наружные элементы (капот, двери, крышка багажника, бампера, крылья и т.д.) — первое, что страдает при ДТП. Повреждения либо имеются на автомобиле в момент покупки, и тогда вы можете сами понять, насколько сильно досталось машине и сколько придется вложить в ремонт. Либо были устранены продавцом, в результате чего деталь оказалась окрашенной. В этом случае понять было ли ДТП серьезным можно по косвенным признакам: толщина ЛКП окрашенной детали, состояние сопряженных деталей, следы снятия на крепежных элементах. Например, если на автомобиле окрашено крыло, капот, передний бампер и заменена фара, очевидно был достаточно сильный удар и нужно дальше более внимательно осмотреть силовые элементы в этом месте. А вот окрашенный бампер — не повод беспокоиться, так как этот элемент является расходным материалом в принципе.

Вывод. Автомобили с повреждением наружных элементов однозначно стоит рассматривать для покупки. Но обращайте внимание на степень окраса (двойной окрас с толщиной ЛКП 200-220 микрон не страшен) и количество сопряженных окрашенных деталей. Например, по розничному стандарту Automama у 3-летних авто может быть 2 окрашенных элемента.

Повреждения силовых элементов

Повреждения силовых элементов (лонжероны, стойки, крыша, пороги, ниша запасного колеса и т.д.) — следствие достаточно сильного удара. Когда автомобиль попадает в ДТП, удар гасят именно силовые элементы путем складывания. Пострадавшие элементы вытягивают на стапеле, наваривают на них дополнительные металлические уголки и пластины, чтобы усилить. Понять стоит ли рассматривать такую покупку сложнее, чем в первом случае. Многое зависит от характера удара и конкретной детали. Например, панель радиатора даже при небольших ударах подвержена деформации. Поэтому ее повреждение является поводом для более детальной проверки сопряженных деталей, а не для бегства. А вот, если на автомобиле деформированы центральные стойки или есть следы ремонта на моторном щите, то затея с покупкой очень рискованная.

Вывод. Некоторые автомобили с повреждением силовых элементов опасно покупать и сложно продать в будущем. Но окончательный вердикт брать или не брать зависит от самой детали, которая пострадала и от наличия пострадавших сопряженных деталей. Например, один поврежденный порог — не страшно, поврежденный порог рядом с поврежденной стойкой — отказ.

Конструктивная гибель

Машина после конструктивной гибели — это битье, которое с виду кажется вполне нормальным автомобилем с целыми крыльями, крышей, дверями. Обычно в эту категорию попадают премиальные машины, так как это достаточно дорогое «удовольствие», на котором еще нужно заработать. Продают конструкторы чаще всего перекупщики. У таких машин отсутствует активные и пассивные системы безопасности, нарушена геометрия кузова, а сам кузов восстановлен с помощью «донора». Поэтому неизвестно, как автомобиль поведет себя в случае повторного ДТП. А при постановке на учет может быть арестован по статье 326 УК РФ «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».

Вывод. Машину после конструктивной гибели покупать однозначно нельзя. В лучшем случае вас ждут постоянные траты на ремонт, в худшем — риск для жизни и здоровья. А чтобы избежать подобных вариантов, ищите надежного продавца или воспользуйтесь помощью специалиста.

Сервисы для проверки авто на ДТП

Узнать о степени повреждений в ДТП и заранее отсеять неподходящие варианты позволяют онлайн-сервисы. Несмотря на то, что в интернете их много, далеко не все предоставляют информацию корректно и бесплатно. Мы собрали несколько проверенных сайтов, которыми пользуемся сами.

Официальный сайт ГИБДД

Для проверки на сайте ГИБДД понадобится только VIN-номер автомобиля. Как только вы забиваете информацию в соответствующее поле, сервис покажет информацию о ДТП: дата и время происшествия, его тип, регион, где оно произошло. Кроме того, на схеме будут отражены данные о наиболее серьезных повреждениях.

Учитывайте, что сюда попадает информация только о тех ДТП, которые произошли с начала 2015 года, были оформлены сотрудником полиции и поставлены на федеральный учет в автоматизированную информационно-управляющую систему (АИУС) ГИБДД.

Автокод. Портал Правительства Москвы

Для проверки через Автокод понадобится VIN-номер или госномер автомобиля, а также номер свидетельства о регистрации ТС. В отличии от сайта ГИБДД необходимо зарегистрироваться, чтобы получить не просто количество ДТП, а развернутую информацию о них. Сведения формируются в табличку с датой, видом ДТП, повреждениями и регионом происшествия.

Помните, что сервис работает только для автомобилей, зарегистрированных в Москве и Московской области. Сведения о ДТП отображаются независимо от степени вины водителя, а вид одинаково для каждого участника происшествия. Об этом портал предупреждает. Кроме того, не всегда есть информация о повреждениях.

Для проверки через Audatex понадобится только VIN-номер автомобиля. Этот сервис не раскручен, зато специализируется на проверке именно истории повреждений и получает данные от страховых компаний. Поэтому при наличии информации можно пробить наличие тотальных повреждений, узнать список поврежденных деталей и произведенных с ними действий, а также увидеть стоимость ремонта.

Обратите внимание, что проверка на сайте платная.

Вывод. Конечно, ни один онлайн-сервис не даст вам 100% информацию о ДТП. Зато с помощью такого инструмента можно подстраховаться перед осмотром. Что касается платных сервисов, то большинство из них подтягивают данные о ДТП с сайта ГИБДД. Поэтому советуем в первую очередь пользоваться официальным источником ведомства, а уже потом остальными сайтами.

Automama — проверенные авто в кредит

Рассмотрите покупку уже проверенного автомобиля в розничной сети Automama. Мы заботимся о своих клиентах и предлагаем машины, которые прошли осмотр эксперта, тест-драйв и комплексную диагностику с электронным сканированием систем. Каждый автомобиль имеет подробное описание: комплектация и документы, состояние кузова и салона с фотографиями повреждений, юридическая чистота. А если состояние машины отличается от заявленного на нашем сайте, просто верните авто в течение 7 дней и получите денежные средства в полном размере.

Следующая ситуация, когда «догнавший» не виноват, случается при неосмотрительном перестроении машины, идущей с небольшой скоростью, в соседнюю полосу, где движется более быстрый транспорт.

Если вы держите скорость около 100 км/ч и прямо перед вами внезапно (это существенное обстоятельство!) в вашу полосу стартует с обочины до последнего момента стоявшая там машина, аварии избежать крайне сложно. Но виноваты будете не вы, а такой «обочечник», фактически подставивший свой задний бампер под удар.

Правда, доказывать свою невиновность вам, скорее всего, придется с помощью записи с вашего видеорегистратора или показаний свидетелей, если такие найдутся. Ведь истинный виновник аварии, выгораживая себя, всегда может заявить, что он не отъехал от обочины, а мирно «тошнил» в крайней право полосе, когда в него врезались вы…

Ну и третий вариант невиновности «заднего» в столкновении — когда его пытался «учить» резкими неоправданными торможениями перед самым бампером другой автомобилист. В случае аварии тут как воздух будет необходима запись с видеорегистратора, чтобы доказать вину лихача. Ведь это он, нарушив пункт 2.7 ПДД, запрещающий опасное вождение, спровоцировал аварию, а не машина, въехавшая в зад.

Кто должен возмещать ущерб, если столкнулись несколько машин.

Кто должен возмещать ущерб, если столкнулись несколько машин.

Письмо в редакцию

Недавно выехали с приятелями на двух машинах за город. Неожиданно у впереди идущего автомобиля загорелись стоп-сигналы и он резко затормозил. Я тоже нажал тормоз, но не успел остановиться и въехал в него, а мой знакомый – сзади в мою машину. Подскажите, кто в этой ситуации виноват? По какому принципу обычно определяется виновный в «вереничной» аварии?

Максим М., Киев

Аварий, в которых сталкиваются несколько автомобилей подряд, становится все больше. Кто виновен в такой ситуации и кто должен возмещать ущерб? Слово адвокату.

Пункт 13.1. ПДД гласит, что «водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен придерживаться безопасной дистанции». При этом безопасная дистанция определена как «расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае внезапного торможения или остановки позволит водителю ТС, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра». Что же касается виновных в «вереничной» аварии, то слово «обычно» тут можно применять с большой натяжкой, поскольку каждую конкретную ситуацию нужно рассматривать с учетом всех исходных данных, причем даже тех, которые на первый взгляд могут показаться несущественными.

Кого и за что накажут?

Теперь подробнее рассмотрим действия каждого из водителей в описанной ситуации (см. «Письмо в редакцию»). Водитель первого автомобиля может быть признан виновным в нарушении подпункта «г» пункта 12.9. ПДД, в котором говорится, что «водителю запрещается резко тормозить (кроме случаев, когда без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие»). За это правонарушение cтатья 125 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде предупреждения. Правда, из письма неясно, насколько в действительности резко тормозил первый водитель.

Автору письма – водителю второго автомобиля – будет вменено в вину нарушение пункта 13.1. Правил дорожного движения, а именно: несоблюдение безопасной дистанции, которое к тому же привело к повреждению транспортных средств. Он будет нести ответственность согласно статье 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание в виде наложения штрафа от одного до четырех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 – 68 грн.) или лишения права управления транспортным средством на срок от трех до шести месяцев.

Правда, экспертиза может доказать, что второй водитель успевал остановиться, если бы не «помощь» третьей машины. В этом случае он не будет признан виновным, поскольку безопасную дистанцию соблюдал, а резко тормозил, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие (то есть пункт 13.1. и подпункт «г» пункта 12.9. ПДД не нарушил).

Водитель третьего автомобиля также будет нести ответственность за нарушение пункта 13.1. ПДД в соответствии со статьей 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Кто кому платит?

Что касается того, кто кому должен платить, то при рассмотрении этого дела суд будет руководствоваться статьями 1187, 1188 Гражданского кодекса Украины, которые регламентируют возмещение ущерба, причиненного источником повышенной опасности. В соответствии с Кодексом источником повышенной опасности считается деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования… которые создают повышенную опасность для лица, которое эту деятельность ведет, и других лиц. Ущерб, нанесенный источником повышенной опасности, возмещается владельцем транспортного средства, использование которого создает повышенную опасность. Лицо, которое осуществляет деятельность, являющуюся источником повышенной опасности, отвечает за причиненный ущерб, если не докажет, что ущерб был причинен вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Ущерб, причиненный вследствие взаимодействия нескольких источников повышенной опасности, возмещается на общих основаниях, а именно:

ущерб, причиненный одному лицу по вине другого лица, возмещается виновным лицом;

при наличии вины всех лиц, деятельностью которых был причинен ущерб, размер возмещения определяется в соответствующей части, в зависимости от обстоятельств, имеющих существенное значение.

Таким образом, в описанной ситуации водитель второго автомобиля будет возмещать ущерб водителю первого автомобиля. Водитель третьего автомобиля будет возмещать ущерб, причиненный водителю второго автомобиля, поскольку между их неправомерными действиями и причиненным материальным ущербом есть непосредственная причинно-следственная связь (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба»). Водитель первого автомобиля согласно тому же постановлению Пленума Верховного Суда Украины не должен возмещать кому бы то ни было материальный ущерб, поскольку между его неправомерными действиями (если таковые вообще имели место) и причиненным ущербом отсутствует причинно-следственная связь.

Нюансы

Впрочем, в этой ситуации есть ряд тонкостей. Например, если будет установлено, что водитель первого автомобиля резко тормозил без причины, то есть нарушал подпункт «г» пункта 12.9. Правил дорожного движения, суд может уменьшить размер возмещения ущерба для водителя второго автомобиля ввиду того, что потерпевший – водитель первого автомобиля – своими действиями содействовал причинению или увеличению ущерба (статья 1193 Гражданского кодекса Украины).

Более того, водителя второго автомобиля могут вообще освободить от необходимости возмещать ущерб, если экспертиза установит, что он бы успел остановиться, если бы в него не «въехал» третий автомобиль. В данной ситуации виновным в причинении ущерба водителям первого и второго автомобилей будет признан водитель третьей машины.

В любом случае степень вины (или ее отсутствие) каждого из участников ДТП устанавливает суд с учетом всех существенных обстоятельств дела. А размер возмещения будет определен соответственно степени вины каждого из них.

Станислав Чуркин, адвокат
Фото Сергея Кузьмича и Юрия Дацыка

Еще одна не менее спорная ситуация связана с перестроениями машин между полосами попутного направления. Многие водители свято верят, что все, кто едет с левой от них обязаны уступать дорогу. Вздумается такому перестроиться левее на многополосном шоссе и он уверенно и нагло лезет в чужой ряд.

И если из-за этого случается авария такой гражданин потом дико возмущается, ссылаясь на пресловутую «помеху справа». Применяемая аргументация обычно следующая: «я же левый поворотник включил, значит мне должны уступить!»

Но на самом деле адепт секты «помеха справа» просто напросто забыл другой пункт ПДД — 8.4. Он гласит, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». А пресловутая «помеха справа» действует при разъездах машин на пересекающихся траектории лишь в том случае, если неприменимы иные положения ПДД.

Ну и классический случай: «задний всегда виноват» — при авариях, когда одна машина догоняет и бьет в корму другой. На первый взгляд все просто: пункт 9.10 ПДД требует, чтобы «водитель соблюдал такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения».

На этот пункт при разборе ДТП упирает обычно водитель машины, резко перестроившейся перед авто предполагаемого виновника, а потом внезапно «ударивший по тормозам». В результате задний не успевает оттормозиться и бьет в корму «подрезавшего» авто. Однако в эру массового распространения видеорегистраторов такие заявления уже «не проходят». На записи, как правило, прекрасно видно — кто истинный автор ДТП,

Если подрезали кто виноват

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *