Если преподаватель оскорбляет студента

Общие правила таковы: обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее — Закон об образовании).

В свою очередь, каждый педагогический работник обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, а также учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья (п. 1-3, 5, 6 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе выразившееся в нарушении прав обучающихся) педагогический работник, при наличии к тому оснований, может быть привлечен к различным видам юридической ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной) (ч. 4 ст. 48 Закона об образовании).

Для защиты своих прав в рассматриваемой ситуации обучающемуся целесообразно обратиться в администрацию образовательной организации или органы прокуратуры.

Особо отметим, что нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ).

Иногда, когда учитель не находит общего языка с родителями кого-то из учеников, такие мамы или папы становятся изгоем микросоциума под названием «родители класса». Увы, эта ситуация — явление распространенное, хоть и непопулярное. Говорят и пишут о ней редко. Однако родителям, которые попадают под немилость учителя и всех, кто становится на его сторону, поддержка нужна ничуть не меньше, чем ребенку, оказавшемуся жертвой буллинга.

Оговорюсь сразу: все, что я напишу ниже, не относится ко всем учителям. В основном в школах работают психологически взрослые, целостные, устойчивые люди, чья цель — сотрудничество с родителями и учениками. Этот текст — о других учителях. Неуверенных в себе, напуганных перспективой утратить свой авторитет, незрелых психологически людях. Выбор быть учителем для них — это способ получить, в первую очередь, признание, почитание и власть. А дети для этого самый удобный материал.

Учителей принято бояться

Социум устроен довольно просто — люди делятся на стаи различные функциональные группы, почти в каждой группе есть лидер — авторитетное лицо, наделенное властью. Его боятся.

Страх перед авторитетной (родительской, учительской, директорской, президентской) фигурой у каждого из нас в крови. Наделяемые авторитетом и значимостью люди зачастую буквально демонизируются как всемогущие и непобедимые (о том, почему это происходит, можно писать бесконечно). Учитель тоже лидер группы, и у него тоже довольно много власти, присущей авторитетному лицу.

Изначально учителя боятся не дети, а родители, которые учат ребенка бояться учителя

Это происходит, потому что родители проецируют страх перед своими учителями/начальниками/родителями на собственных детей и начинают бояться, что несогласие с учителем, конфликт с ним, напрямую скажется на отношении учителя к ребенку. Учителя это знают, более того, воспринимают это как данность и норму. Каждый учитель — это вчерашний ученик, ребенок своих пап и мам, да еще и подчиненный строгого директора школы. Учитель прекрасно знает, что такое страх перед авторитетной фигурой, он его каждый день испытывает. Это неприятное чувство. И если обойтись с ним по-взрослому, то есть признать и прожить, не получается, хочется этот страх как-то нейтрализовать. За счет чего? Правильно — собственного авторитета, своей «огромной» значимости в глазах учеников и их родителей.

Если все винтики и гаечки этой системы крутятся в одну сторону, у нас получается двуслойный пирог:

  • Первый слой — все чинно-мирно. Учатся дети, работает педагог. На день учителя, новый год и восьмое марта между рядами парт разливаются медовые потоки любви и сахарного восхищения.
  • Второй слой — закулисье. Родители сплетничают об учителе, учителя о родителях, коллегах и руководстве школы (причем зачастую с родителями), ученики — о тех, других и третьих. Если кто-то кем-то недоволен, то злость, страх, обиды, чувство незащищенности и несправедливости не легализуются, а накапливаются здесь, в «сумраке». Места здесь много, копить можно годами. Иногда, правда, этот гнойник лопается. Причем там, где самое слабое место — в классе, среди детей. Дети обращают весь этот поток накопленного негатива либо на учителя (если хватает смелости), либо на родителя, либо друг на друга (чаще всего). Бывает, что ссорятся и родители. Как правило, один из них берет на себя роль защитника, другой — нападающего, жертва по традиции всем этим действом скрыто руководит.

Отвергают тех, кто пугающе смел

Но бывает так, что один-два винтика не желают крутиться «как все». У них есть свое мнение и они не боятся его высказывать. Эти родители могут быть не согласны с учителем, могут просить о чем-то, чего не осмеливаются делать остальные. Могут дать учителю понять, что первый человек, которого они готовы защищать в случае конфликта — это их ребенок и его интересы. (О том, как учителя игнорируют интересы детей в угоду своим, тоже, увы, можно писать бесконечно.)

Недопонимания и конфликты — это часть жизни. Они были и будут всегда. Все мы живые люди, можем где-то друг друга не понимать, расходиться во мнениях и прочее.

99% всех разногласий решаемы, когда основа конфликта — сотрудничество. Когда цель участников конфликта — решить проблему, а не доказать друг другу, кто тут правее и важнее

Психологически зрелый учитель, уверенный в том, что его авторитет и уважение к нему со стороны класса стабильны, легализует конфликт и разрешит подобную ситуацию напрямую с без особых усилий. (Если родитель в свою очередь тоже нацелен на разрешение конфликта через поиск решения проблемы, а не ради соревнования «кто умнее»).

Но, увы, если учитель психологически не дозрел, сотрудничать с ним сложно или даже невозможно. Более того, напуганный маленький человек в душе такого педагога в панике и страхе потерять свою власть над классом, начинает укреплять свой иллюзорный бастион всеми возможными «нелегальными» способами.

В ход идут:

  • манипуляции
  • клевета
  • шантаж
  • создание коалиций среди родителей против «родителя — бунтаря»
  • настраивание ребенка против родителей
  • создание коалиций среди детей против ребенка «родителя — бунтаря»

То есть производится множество действий направленных на то, чтобы несогласный родитель оказался один против всего коллектива класса.

Человек — существо социальное

Страх отвержения переживается каждым из нас крайне тяжело. А страх отвержения значимым лицом — еще тяжелее. Именно из страха быть отверженными, впасть в немилость к учителю и дети, и родители легко объединяются против общего «врага». Им, возможно, некомфортно внутри, они встречаются с тяжелыми, противоречивыми эмоциями и чувствами. Здесь и стыд, и страх, и азарт, и удовольствие от нахождения среди «избранных», и в то же время вина перед тем, кого записали в «изгои». И хотя общее ощущение неправильности происходящего доставляет внутреннюю тяжесть, тем не менее в ситуации «учитель против родителя» большинство родителей выбирают сторону учителя.

Некоторые выбирают сразу обе стороны, передавая туда сюда выгодно подретушированные информационные сообщения

Этим людям невыносимо быть между двух огней. Им проще верить, что так они помогают сторонам помириться, но с нелегальной и поэтому как-бы безопасной позиции. Официально они, как правило, «за учителя».

Оставайтесь собой и опирайтесь на свой внутренний ресурс

Родителю оказавшемуся в «изгоях» всегда тяжело. Он может не показывать этого на людях, но внутри бушует эмоциональный шторм. Быть изгоем стыдно, страшно и обидно. Возникает вопрос: «Что делать, как все это пережить?».

Ресурсом в этой ситуации может послужить осознавание того факта, что в этой ситуации вы оказались как раз потому, что человек по ту сторону баррикад напуган побольше вашего. Если бы учитель, объявивший вам партизанскую войну, не боялся решительности и уверенности, которые позволили вам рискнуть и высказать свое с ним несогласие, он не стал бы воевать при помощи закулисных интриг.

В пустое дерево камни не кидают

У вас есть то, чего нет у той группы лиц, которая объявляет вас чужаком. У вас есть мнение, индивидуальность и смелость о них заявить и от них не отказываться. В этой ситуации ваш ребенок видит, что его родитель имеет устойчивую внутреннюю опору, и учится у вас этому. Не прогибаясь под большинство, вы приобретаете статус смельчака и индивидуалиста. Да, таких не любят. Потому что завидуют, ибо себе такого позволить не могут!

А если вас сильно задело морально, и вам важно вернуть себе чувство принадлежности к социуму, попросите поддержки у друзей и семьи. Это очень хорошо помогает.

Чего не надо делать, если вы оказались в такой ситуации:

  • Не надо настраивать ребенка против учителя. Ваши отношения с учителем не касаются его учеников, даже если один из них — ваши сын или дочь. Если вам стало известно, что учитель обсуждает вас с вашим ребенком, пресеките это — попросите учителя этого не делать. Если не помогло, подключайте вышестоящие инстанции. Если возникнет необходимость объяснить ребенку происходящее, говорите, как есть, но при этом не втягивайте его в конфликт. Говорите о себе и своих чувствах, не оскорбляйте учителя. Да хочется, но не надо.
  • Ни в коем случае не обвиняйте ребенка в том, что ваши отношения испортились из-за него. В том, что у вас конфликт с учителем, нет вины вашего ребенка, даже если он плохо учится и «в тот день» вы пришли в школу из-за того, что он её поджег.
  • Не пытайтесь перетягивать других родителей на свою сторону. Во-первых, они не перетянутся, потому что для этого им придется признать, что они были неправы, а это сложно. Во-вторых, им важно нравится лидеру стаи учителю, чтобы не оказаться на вашем месте.
  • Не оправдывайтесь ни перед какой из сторон — если вы оправдываетесь, значит чувствуете себя виноватым. Оставайтесь при своем мнении, если уверены в его правильности.

Как вести себя с другими родителями

У меня здесь просится слово «никак». Я трижды переписывала абзац. Но решила, что все-таки напишу это своё «никак». Здоровайтесь, если вам хочется. Если не хочется, не делайте даже этого, не насилуйте себя. Ограничьтесь минимальным сухим общением. Или общайтесь как ни в чем не бывало. И не стоит демонстрировать, как вам плохо за порогом их уютного шалаша. Нормально вам. Вы, если уж на то пошло, не нравитесь им потому, что они а) боятся вас за то, что вы смелы, б) злятся на вас, что вы сделали то, чего не смогли сделать они. Вы не изгой, вы недосягаемая величина.

И последнее! Скажите честно, как вам комфортнее? Быть частью свиты учителя и делать все то, что обычно делают в этом случае: любить его, хвалить, почитать, благодарить за каждый шорох. Или же быть вне её и иметь возможность на свое мнение? В каком случае вам легче дышать? Для меня ответ очевиден.

Как вести себя с учителем

В школе у каждого своя функция: учитель дает знания, ученик берет, родитель наблюдает за процессом и, если надо, включается в него, чтобы процесс передачи информации от учителя к ученику шел гладко. Какими бы ни были ваши личные отношения, основных функций учителя, ученика и родителя никто не отменял. Поэтому продолжайте делать все, что считаете нужным, в рамках своей ответственности за ребенка — ученика. Если вы не будете подбрасывать дров в печь вашего с учителем конфликта, со временем он погаснет сам собой.

Если же ситуация задевает вас настолько, что справится с эмоциональным напряжением самостоятельно вы не можете, обратитесь за помощью к психологу.

6 главных правил общения родителей и учителей

Юрий Сапрыкин: Что происходит, когда дети становятся религией

12 признаков хорошего учителя

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей. В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях. Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников. За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет. Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

У школы № 1 в Стерлитамаке, где ученик напал с ножом на учительницу и одноклассников, а также совершил поджог, 18 апреля 2018 года Фото: ТАСС/Николай Петров

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты. В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии. Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя. Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана. Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения. Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться. Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи. Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

Фото: ТАСС/Евгений Софронеев

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира. Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами. И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон. Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

Фото:

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды. Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию. Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами. Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций. Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем. Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком. Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Ничто не мешает Вам использовать разные способы защиты.

Напишите коллективное письмо на имя ректора ВУЗа, с просьбой о замене преподавателя.

Что касается оскорбления, у Вас есть право подать заявление о возбуждении уголовного дела по ст. 130 УК РФ мировому судье по месту совершения преступления.

Статья 130. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

Пригласите в судебное заседание несколько свидетелей. Но учтите, что если преподавательница высказывалась иносказательно, состава преступления, скорее всего, не будет. В обратном случае вероятность удовлетворения иска высока. В уголовном процессе можно взыскать моральный вред. Удачи! И не давайте себя в обиду!

Если преподаватель оскорбляет студента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *