Инвестиционная политика Франции

М. Сулейменов, доктор юридических наук, профессор, академик НАН РК, директор НИИ частного права КазГЮУ

Введение

Об инвестициях, особенно иностранных, я начал писать достаточно давно и написал довольно много /1/. Но вопросом о месте инвестиционного права в системе права я почти не занимался и хочу теперь восполнить этот пробел.

Данный вопрос приобрел особенную актуальность в связи с тем, что наши доблестные чиновники из Министерства юстиции вдруг стали предъявлять иски о лишении лицензий адвокатов на том основании, что они имеют акции АО или являются учредителями ТОО, а это инвестиции, а инвестиционная деятельность — это предпринимательская, а предпринимательской деятельностью адвокатам заниматься нельзя.

Совершенно нелепый вывод, ложный силлогизм, если исходить из правил формальной логики.

Но чтобы его опровергнуть, необходимо провести различия между инвестиционной и предпринимательской деятельностью. Для этого надо обосновать соотношение предпринимательского и инвестиционного права, что упираеся в конце концов в вопрос о месте инвестиционного права в системе права.

Основные взгляды на правовую природу инвестиционого права

В юридической литературе сложились различные взгляды на правовую природу инвестиционного права и его место в системе права.

Наиболее распространенная точка зрения — что инвестиционного права как отрасли права не существует. В лучшем случае, можно говорить об отрасли законодательства /2/.

Другие считают, что инвестиционное право выступает как институт предпринимательского права /3/.

По мнению третьих (в основном это те, кто специально занимается исследованием инвестиционных отношений), инвестиционное право — комплексная отрасль права /4/.

Среди тех, кто признает инвестиционное право как комплексное образование, сложилось две точки зрения: 1) институт предпринимательского права как комплексной отрасли права; 2) комплексная отрасль права. Истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине.

Всегда ли инвестиционная деятельность выступает как предпринимательская?

Основным аргументом тех, кто относит инвестиционное право к комплесной отрасли права, существующей наряду с предпринимательским правом, выступает тот факт, что возможна инвестиционная деятельность (например, индивидуальные инвесторы на рынке ценных бумаг, приобретение гражданами или юридическими лицами акций АО или долей участия в ТОО и т.п.), которая не является предпринимательской /5/.

Странно, что такой же аргумент приводят авторы, считающие инвестиционное право институтом предпринимательского права.

Например, О.Н. Кондрашкова считает, что инвестиционная деятельность — один из видов предпринимательской деятельности. Ей присущи все признаки предпринимтаельства: самостоятельность, инициативность, риск /6/.

Однако она сама чувствует некоторое неудобство от такого решительного заявления, которое расходится с действительностью и делает весьма знаменательную оговорку.

Она пишет: «Однако у инвестиционной деятельности есть специфика, которая состоит в том, что средства инвестора вкладываются в объекты предпринимательской деятельности с целью извлечения или эксплуатации этих объектов в будущем. Самостоятельность и инициативность инвестора проявляются на стадии принятия решения о вложении собственных средств в качестве инвестиций в реализацию какого-либо объекта предпринимательской деятельности, а затем участие инвестора может носить и пассивный характер — ожидание прибыли» /7/.

Весьма странный предприниматель, не правда ли? Сидит и пассивно ожидает прибыли. А где признаки предпринимательства: самостоятельность, инициативность, риск?

И.В. Ершова и Т.М. Иванова, сославшись на это изречение из учебника под редакцией их учителя проф. В.С. Мартемьянова, сделали из этого вывод о дискуссиионности вопроса о том, является ли инициативная деятельность предпринимательской /8/. Хотя, если честно, я в этом отрывке особой дисскусиионности не увидел. Просто два абзаца, каждый из которых противоречит другому. И.В. Ершова и Т.М. Иванова, надо отдать им должное, делают большой шаг вперед, хотя и очень осторожный.

Они пишут: «Если мы безусловно признаем инвестиционную деятельность предпринимательской, то у любого лица, которое приобретает ценную бумагу, возникает обязанность регистрироваться в качестве предпринимателя». Поэтому представляется, что инвестиционная деятельность в разных своих проявлениях может носить статус предпринимательской, а может таковой и не являться».

Однако возникает вопрос: если инициативная деятельность может быть и не предпринимательской, как же инвестиционное право может быть институтом предпринимательского права, что вытекает из факта включения раздела о правовом регулировании инвестиционной деятельности в учебник «Предпринимательское право»?

Весьма интересное исследование провел Ф.С. Карагусов. Он доказывает, что возможна инвестиционная деятельность, не являющаяся предпринимательской. Не всякий доход, получаемый гражданином, является доходом от предпринимательской деятельности. Заработная плата, доход от подсобного хозяйства, рентные платежи, суммы дивидендов по акциям, доход от участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, вознаграждение по банковским депозитам и долговым ценным бумагам, доход от продажи собственного имущества и иные доходы, полученные по отдельным гражданско-правовым договорам, — все эти виды дохода нельзя отнести к доходам, полученым от предпринимательской деятельности.

Например, существует понятие инвестиционной деятельности, содержанием которой является вложение средств в объекты инвестиций (недвижимость, ценные бумаги, банковские счета, драгоценные металлы и минералы, художественные произведения и т.п.), владение и пользование которыми (либо продажа которых в будущем) могут принести доход их собственникам. Однако эта деятельность не может быть автоматически признана предпринимательской, хотя может быть необходимым условием для успешной реализации предпринимательства /9/.

Вернемся к определению инвестиционной деятельности. Насколько это определение совпадает с определением предпринимательской деятельности, и можно ли из него вывести положение, что инвестиционная деятельность всегда предпринимательская?

В соответствии с Законом Казахской ССР от 10 июня 1991 г. «Об иностранных инвестициях» (отменным в 1994 г.) инвестиции — все виды вложений, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли, социального, экономического, экологического и научно-технического эффекта. В Законе РК от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» (отмененном в 2003 г.) под инвестициями понимались все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода. В действующем Законе РК от 8 января 2003 г. «Об инвестициях» закреплено, что инвестиции — все виды имущества, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.

В российском Законе от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» под инвестициями понимается имущество и имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Различны определения инвестиционной деятельности и в юридической литературе.

Например, С.П. Мороз определяет инвестиции как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, а также права на них, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного социального эффекта /10/.

Г.Т. Казиева дает другое определение: все виды имущества, используемые инвестором с целью получения дохода для создания объекта предпринимательской деятельности либо для передачи в виде вклада в уже созданные объекты предпринимательской деятельности /11/.

Если отбросить в сторону разногласия по поводу состава инвестиций (этот вопрос я опускаю, поскольку я писал об этом достаточно много) /12/, то основной водораздел между всеми этими определениями: 1) вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности; или 2) вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности. Соответственно, для первых целью инвестиций является получение предпринимательского дохода, для других — получение дохода или иного социального эффекта от объектов как предпринимательской, так и иной деятельности.

Очевидно, что если инвестиционная деятельность может быть и не предпринимательской, то правы вторые. С этой точки зрения редакция Закона об иностранных инвестициях 1994 г. предпочтительнее, чем редакция Закона об инвестициях 2003 г.

В то же время, на мой взгляд, и первые и вторые неправы в том, что вложение инвестиций в объекты предпринимательской деятельности они отождествляют с осуществлением предпринимательской деятельности. Между тем это не так.

Инвестор, вложивший инвестиции в объекты предпринимательской деятельности, совсем не обязательно должен стать предпринимателем. Если он купил акции в АО или долю участия в ТОО, он не становится от этого предпринимателем.

Виды инвестиций и предпринимательская деятельность

Посмотрим на соотношение инвестиционной и предпринимательской деятельности с помощью анализа видов инвестиций. Я не собираюсь определять правильность или неправильность той или иной классификации, просто я хочу определить, какие виды инвестиционной деятельности являются предпринимательскими, а какие — нет.

В.Г. Воронин делит инвестиции на: 1) материальные (реальные) инвестиции (инвестиции в материальные объекты); 2) финансовые (номинальные) инвестиции (финансовые средства собственника, вкладываемые в ценные бумаги, в долю (пай), вклады, а также предоставление кредита за счет собственных средств и т.д.); 3) нематериальные инвестиции (инвестиции в общие условия воспроизводства, формирование рынка с помощью рекламы, научно-технического проекта, квалификацию сотрудников, организацию предприятия) /13/.

К предпринимательской здесь относится инвестиционная деятельность, связанная с инвестициями в первой группе. Из второй группы может быть отнесено к предпринимательской при наличии признаков предпринимательства предоставление кредитов за счет собственных средств. В третьей группе все хаотично перемешано. Реклама и организация производства может осуществляться в целях развития предпринимательской деятельности и в нее включено. Однозначно не предпринимательскими являются социальные мероприятия.

Многими авторами инвестиции разделяются на: 1) прямые инвестиции/ вложение средств в производство, приобретение реальных активов; 2) ссудные инвестиции (предоставление дережных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или иностранной валюте (валютный портфель); 3) портфельные инвестиции (в форме приобретения ценных бумаг) /14/.

Инвестиции первой группы, несомненно, связаны с предпринимательской деятельностью. Видимо, это верно и для инвестиций второй группы. Портфельные инвестиции с предпринимательской деятельностью не связаны.

С.П. Мороз делит инвестиции на капиталообразующие и интеллектуальные, государственные и частные, иностранные и национальные (отечественные) /15/.

Из этих видов инвестиционной деятельности не связаны с предпринимательской государственные инвестиции (бюджетные инвестиции) и интеллектуальные (в трактовке С.П. Мороз: подготовка специалистов, повышение квалификации и т.п. за счет бюджета). Остальные виды могут как относиться к предпринимательской деятельности, так и не относиться.

Но наиболее распространенным является одновременное деление инвестиций: 1) в зависимости от объекта вложения — на реальные и финансовые; 2) в зависимости от степени участия в управлении капиталом: прямые и портфельные /16/.

Таким образом, основной вид инвестиционной деятельности, выступающий в качестве предпринимательской деятельности, это реальные инвестиции — вложения в реальные активы, инвестиции, осуществляемые в сфере материального производства.

Реальным инвестициям противостоят финансовые инвестиции. Они в литературе понимаются по-разному, но в основном это вложение в ценные бумаги, банковские депозиты и сертификаты. Как правило, это не предпринимательская деятельность.

Еще одна классификация инвестиций — прямые и портфельные. Прямые в основном совпадают с реальными, но к ним добавляются еще частично вложения в ценные бумаги, так как к портфельным инвестициям относятся вложения в оплату акций (вкладов участников) юридического лица только в случае, если лицу, осуществляющему такие вложения, будет принадлежать менее определенного процента голосующих акций (в Казахстане раньше было менее 10%, по определению МВФ — менее 25%, в странах ЕС — 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — 50% уставного капитала и т.п.). Значит, то, что выше этого процента, — это уже прямые инвестиции.

Такое определение нам не подходит. На мой взгляд, все вложения в уставный капитал юридических лиц, независимо от процента, — это не предпринимательская деятельность.

Согласно действующему Закону РК об инвестициях к инвестициям относятся все виды имущества, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности.

Из этого определения довольно четко вытекает, что к предпринимательской деятельности относятся инвестиции, вкладываемые в увеличение фиксированных активов. Инвестиции, вкладываемые в уставный капитал юридического лица, нельзя отнести к используемым для предпринимательской деятельности.

Является ли инвестор, купивший акции, предпринимателем?

Таким образом, анализ видов инвестиций показал, что осуществление не всех из них выступает в качестве предпринимательской деятельности. Не рассматривая здесь государственные и социальные инвестиции, можно сделать вывод, что главным таким видом являются вложения в ценные бумаги и приобретение акций и долей участия в АО и ТОО.

Если гражданин купил акции или приобрел долю участия в ТОО, это не значит, что он стал предпринимателем. Предпринимательскую деятельность осуществляет не он, а само АО или ТОО.

При анализе инвестиционной деятельности как приносящей доходы, не учитывается, что самого факта получения доходов еще недостаточно для признания этой деятельности предпринимательской. Для этого необходимо наличие признаков, характерных для предпринимательской деятельности. Эти признаки определены в п. 1 ст. 10 ГК РК: предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Там же говорится, что предпринимательство — это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги).

Эти признаки (инициативная деятельность, получение дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), за свой риск и под свою имущественную ответственность) напрочь отсутствуют при осуществлении инвестиционной деятельности путем покупки акций или долей участия в ТОО. Цель инвестора — получение дохода, но не путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги). Никакой деятельностью предпринимателя он не собирается заниматься и не может заниматься. Всем этим занимаются АО или ТОО, которые отчисляют инвестору дивиденды на акции или долю участия.

Здесь можно спокойно провести аналогию с рантье, который положил капитал в банк и живет на проценты. Вложение капитала — это, несомненно, инвестиции. Также несомненно, что рантье — не предприниматель, он не собирался им быть и не может им быть.

Совершенно прав Ф.С. Карагусов, утверждая (со ссылками на труды западных авторов), что современное корпоративное право основано на разделении интереса акционеров и ответственности органа управления АО. Корпорация управляется органом управления (совет директоров или правление) под его ответственность. Акционеры (участники ТОО) не вправе вмешиваться в деятельность органа управления корпорации. В связи с этим у акционеров (участников ТОО) сохраняется лишь имущественный интерес в результатах деятельности корпорации, они не осуществляют какой-либо непосредственной деятельности в отношении корпорации или по поводу ее существования, а следовательно, не являются и предпринимателями /17/.

Причем даже когда инвестор сам входит в орган управления АО или ТОО, он не становится предпринимателем. Для наглядности я покажу это на собственном примере.

За годы с начала обретения Казахстаном независимости я участвовал в создании ряда ТОО. Многие из них бесславно почили в бозе, не успев набрать обороты, но сохранилось два действующих. В одном из них все партнеры изредка участвуют в заседаниях общего собрания ТОО, но всеми конкретными делами занимается орган управления — исполнительный директор. Партнеры являются инвесторами, но не являются предпринимателями. Предпринимателем является само ТОО, приглашенный исполнительный директор — это орган управления.

Вдругом ТОО та же картина, но функции директора исполняет один из партнеров. От этого он не становится предпринимателем, он выступает в двух функциях — как инвестор и как исполнительный орган ТОО, которое и осуществляет (как юридическое лицо) предпринимательскую деятельность.

Даже если я один создам ТОО и буду в нем и общим собранием, и исполнительным органом, все равно я не буду предпринимателем. Я не обязан регистрироваться в качестве предпринимателя, так как моя деятельность инвестиционная, но не предпринимательская. Предпринимательской деятельностью занимается ТОО, которое я зарегистрировал как коммерческую организацию.

Соотношение инвестиционного и предпринимательского права

Таким образом, существует инвестиционная деятельность, не являющаяся предпринимательской. Предмет инвестиционного права шире, чем предмет предпринимательского права. Поэтому проблематичным выглядит рассмотрение инвестиционного права в качестве института предпринимательского права. В то же время сторонники рассмотрения инвестиционного права как отдельной от предпринимательского права отрасли права ограничиваются обычно констатацией факта наличия инвестиционной деятельности, не являющейся предпринимательской. Ими не решен главный вопрос: каково соотношение инвестиционного и предпринимательского права.

Если с этой точки зрения посмотреть на инвестиционное право, то его предметом будут выступать два вида отношений:

1) инвестиционные предпринимательские отношения;

2) инвестиционные не предпринимательские отношения.

Правовые нормы, регулирующие первую группу инвестиционных отношений, входят в предпринимательское право как комплексную отрасль права и составляют институт предпринимательского права.

Одновременно они составляют и институт инвестиционного права. Остальную часть норм предпринимательского инвестиционного права тоже можно разбить на институты: государственные инвестиции; социальные инвестиции; инвестиции в ценные бумаги, в уставный капитал юридических лиц, депозиты, долговые бумаги и другие виды финансовых инвестиций; возможны и другие виды предпринимательских инвестиций.

Все это вместе (и предпринимательские, и не предпринимательские инвестиции) составляет инвестиционное право как комплексную отрасль права, которая, хотя и перекрещивается с предпринимательским правом, все же представляет собой отдельную комплексную отрасль права.

Схематически это можно изобразить следующим образом (см. схему).

Из этой схемы ясно видно, что инвестиционная деятельность только частично является предпринимательской, и регулируется она инвестиционным предпринимательским правом. Остальные институты инвестиционного права довольно разнородны, и объединяет их только то, что они регулируют инвестиционные отношения, не связанные с предпринимательской деятельностью. Комплексность этих институтов заключается в том, что они включают в себя нормы различных основных отраслей права (государственное, административное, финансовое, гражданское, международное частное и другие).

Несколько особняком стоят государственные инвестиции. По-настоящему они инвестиционным законодательством не регулируются. В основном регулятором выступает финансовое право в форме бюджетного инвестирования. Сомнительно здесь также включение гражданского права в систему регуляторов. Хотя теоретически и практически это возможно (понятие юридического лица, правосубъектность, вопросы вещных прав и т.п.).

Литература

1. Право и иностранные инвестиции в Республике Казахстан. Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: Ѓылым, 1998; Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан. Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: КазГЮА, 2001; Сулейменов М.К. Правовое регулирование иностранных инвестиций и недропользования в Казахстане. Алматы, 2005 и другие.

2. Коммерческое право: Учебник. Под ред. Попондопуло В.Ф. Яковлевой В.Ф. Изд. Санкт-Петерб. ун-та, 1998. Ч. 2. С. 114-115.

5. Мороз С.П. Указ.соч. С. 58.

6. Хозяйственное право. Учебник для вузов. Том 2. Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. М.: Изд. БЕК, 1994. С. 153.

8. Ершова И.В. Иванова Т.М. Предпринимательское право. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999. С. 227.

9. Карагусов Ф.С. О праве казахстанских адвокатов учреждать коммерческие организации. Юрист. 2010. № 7. С. 33-40.

11. Казиева Г.Т. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан (вопросы теории). С. 10.

12. Сулейменов М.К. Правовое регулирование иностранных инвестиций и недропользования в Казахстане (Избранные труды). Алматы, 2006.

13. Воронин В.Г. Организация и финансирование инвестиций. Омск: Изд. Омский дом печати, 1999. С. 11-12.

15. Мороз С.П. Указ.соч. С. 229-240.

17. Карагусов Ф.С. Указ.соч. С. 36.

Что нужно инвесторам?

В известной мере им нужны активы или проекты способные принести существенную прибыль.

На сегодняшний день все больше и больше активов, удовлетворяющих данные критерии, находятся в поле интеллектуальной собственности.

Все больше и больше компаний развивают собственные технологии и производственный процесс для увеличения качества и количества выпускаемой продукции, что непременно ведет к повышению дохода. Современное производство невозможно представить без участия высоких технологий. По этой причине собственники бизнеса начинают активно инвестировать в интеллектуальную собственность и в инновации.

Интеллектуальные инвестиции это вложение средств в создание новых нематериальных активов, в обучение персонала и повышение его квалификации для создания инновационных продуктов.

Наращивание инвестиций в интеллектуальную собственность очень важно как для отдельно взятого производства, так и для целого государства. По мнение экспертов, инновации это главный локомотив экономики на сегодняшний день.

Основные задачи интеллектуальных инвестиций:

  1. изменение структуры экономики
  2. осуществление взрывного эффекта в части воспроизводства капитала
  3. косвенная поддержка малого и среднего бизнеса.

По мнению подавляющего числа экспертов и участников мира финансов именно инвестиции в интеллектуальные активы способны менять экономику целых стран на качественном уровне. Сильными сторонами считают относительно невысокие издержки по запуску проектов и быстрая отдача.

Интеллектуальные инвестиции это целый комплекс мер по созданию нового продукта. Начиная с подготовки рабочей силы и высококвалифицированного персонала, который будет воплощать идею в жизнь, до разработки новейших технологий и покупки необходимого оборудования.

Результатами реализации инновационно-инвестиционных проектов на предприятии могут стать:

  • создание высокотехнологичных процессов производства и повышение его автоматизации
  • применение принципиально новых метод управления и организации труда
  • создание инновационных товаров и услуг
  • использование новых технологий в действующей модели деятельности предприятия.

Творческий процесс, в результате которого происходит финансирование развития и создания объектов интеллектуальной собственности называют интеллектуальными инвестициями.

Отличие между интеллектуальным капиталом и собственностью

Интеллектуальная собственность — это следствие инвестирования интеллектуального капитала, базовых навыков, знаний, информации, которые преобразуются в готовые объекты.

Термин «интеллектуальный капитал» изобрел экономист Д. Гэлбрейт, а саму суть явления выразил Т. Стюарт, который уточнит, что капитал — суть совокупность управленческих навыков, силы интеллекта, опыта, технологи, знаний, процессов и информации. Чтобы превратить интеллектуальный капитал в актив, необходимо подкрепить и формализовать информацию, чтобы она была зафиксирована в документированном виде.

Интеллектуальный капитал создается не только в экономических структурах, но и в частных домашних хозяйствах (под хозяйствами мы понимаем персональные разработки и небольшие объединения людей и группу людей). Люди затрачивают интеллектуальные и физические усилия, благодаря чему создают свой капитал.

Ключевыми характеристиками интеллектуальной собственности являются:

  1. Стоимостное выражение (есть возможность определить рыночную цену актива).
  2. Конкурентоспособность объекта (НМА обеспечивает добавленную стоимость и дает организации преимущества на рынке).

Объекты для вложений

Под объектами интеллектуальной собственности принято понимать частную или коллективную собственность. Очевидно, что частная собственность — порождение индивидуального вложения усилий и знаний в конкретный объект. Коллективная собственность — продукт совместных усилий группы людей.

Принято разделять виды и объекты интеллектуальной собственности. Все они относятся к НМА — нематериальным активам, имеющим конкретную ценность и учтенных в балансе в денежном выражении.

Объектами для интеллектуального инвестирования всегда будут предметы интеллектуальной собственности:

  1. исключительная собственность (лицензии, патенты, права, сертификаты, гранты, авторское право и так далее)
  2. информационная собственность (зафиксированные в документальном виде уроки, видеолекции, обучающие материалы,опыт и знания)
  3. лицензионная собственность (право использования объекта или услуги, зафиксированное в лицензии)
  4. приобретение оборудования, отвечающего последнему слову техники
  5. расходы на повышение квалификации персонала и улучшение профессиональных навыков.

Из художественных новшеств можно выделить уникальный дизайн вашей будущей торговой марки или бренда. Из технических разработок это новый вид оборудования или кардинально усовершенствованный его старый вариант. Из продуктов интеллектуальной собственности это конечно инновационное программное обеспечение.

Источники формирования

Откуда взять средств на финансирование?

В первую очередь это гос поддержка и средства государственного бюджета. Это выгодно и компании, привлекающей инвестиции и самому государству.

Интеллектуальные инвестиции это стимул для роста научного потенциала страны.

Другим источником финансирования будут средства частных инвесторов. Инвесторы вкладываются в инновационное производство для получения прибыли и прав собственности на новые разработки, патенты и другие продукты интеллектуального труда. Не редко источником финансирования выступает спонсорская помощь.

На данный момент достаточно широко распространены некоммерческие организации, существующие за счет государственных субсидий, помощи частных лиц либо субсидий крупных компаний. Целью таких учреждений является повышение уровня жизни населения за счет разработки новых технологий значительно упрощающих различные сферы жизни. Такие организации занимаются инновационной деятельностью и средства, потраченные на их финансирование принято считать интеллектуальным инвестированием.

Проблемы, существующие в России

Сегодня в России одной из приоритетных задач развития экономики является изменение её структуры и переход от сырьевой экономики к инновационной.

Посыл замечательный, и весь мир движется по схожему пути. Однако осуществление интеллектуальных инвестиций в России находится на этапе формирования и рождает несколько проблем.

Основной проблемой здесь выступает недостаток в финансировании. Эта недостаточность возникает из-за проблемы оценки эффективности будущего проекта.

Почему так происходит?

Во-первых, сама суть таких вложений подразумевает создание нового нигде ранее не виданного продукта. Очень сложно спрогнозировать приживётся ли такой продукт на рынке и будет ли востребован со стороны населения.

При оценке интеллектуальных инвестиций традиционные методики анализа не работают, что представляет сложности в презентации будущего проекта потенциальным инвесторам и привлечении их капитала.

Последнее, что мешает динамичному развитию таких вложений это факт того, что расходы, направленные на финансирование инвестиционно-инновационных проектов, сокращают долю чистой прибыли предприятия, что не добавляет инвестиционной привлекательности организации.

Одним из путей выхода из сложившейся ситуации может стать создать создание бирж-посредников между авторами и владельцами интеллектуальной собственности и инвесторами. Данная мера способна упростить процесс инвестирования и привлечь дополнительный капитал.

E. S. Serebrennikova Limited liability company of «Siberian sausages»

THE ANALYSIS OF ADVERTIZING FROM THE POINT OF VIEW OF THE USED MOTIVES

Keywords: advertizing, psychology, rational motives, emotional motives, behavior of the consumer.

© Е. С. Серебренникова, 2015

Автор статьи — Екатерина Сергеевна Серебренникова, консультант, Общество с ограниченной ответственностью «Сибколбасы», e-mail: ekaterinass.88@mail.ru

Рецензенты:

Игорь Владимирович Царев, кандидат экономических наук, доцент, Уфимский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.

Кайртай Жакупович Амиргазин, доктор педагогических наук, профессор, Высшая школа народных искусств (институт).

УДК 338.1+336.02

О. А. Тюрина,

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И КРИЗИСА ЗОНЫ ЕВРО

Данная статья посвящена обзору программ и концепций, которые предпринимает правительство Франции для поддержания и увеличения объемов потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Выбранная тема является достаточно актуальной для исследования ввиду недавнего мирового кризиса и продолжающегося по сей день кризиса зоны евро, в рамках которого Франция начала медленно терять свои позиции не только в Европейском Союзе, но и в мировом сообществе в целом. В статье автором раскрываются проблемы и недостатки инвестиционной политики действующего правительства Франции. Основной задачей, которая ставится перед автором статьи, является анализ и описание стратегий, направленных на освоение и дальнейшее развитие новых кластеров и отраслей, которые находятся на первом месте по объемам прямых иностранных инвестиций в экономику страны среди иностранных инвесторов. Особое внимание уделяется также российско-французским отношениям в области ПИИ.

Ключевые слова: конкурентоспособность, кризис, прямые иностранные инвестиции, «Национальная инвестиционная программа», Competitive Cluster Strategy, кластер.

Реальность современной мировой экономики такова, что только те страны, которые обладают диверсифицированной и комплексной промышленной базой, передовыми технологиями и заботой об экологии, могут рассчитывать на долгосрочные иностранные инвестиции. Но по причине

долгового кризиса в Европе иностранному инвестору крайне сложно выбрать страну, которая отвечала бы всем требованиям быстроменяющейся ситуации на мировой арене. Но тем не менее существуют страны, которые даже во время мирового кризиса 2007-2010 гг. и кризиса зоны евро продолжают удерживать свои позиции в мировой экономике и оставаться привлекательными для иностранных инвесторов. К этой группе стран можно отнести Францию, которая имеет одну из наиболее привлекательных экономик для иностранного инвестора в Европе. Согласно последнему списку Thomson Reuters «Top 100 Global Innovators» («100 крупнейших инновационных компаний мира») Франция находится на третьем месте в рейтинге стран мира с наиболее инновационными предприятиями (после США и Японии). Так, в 2013 году экономическая привлекательность Франции в области исследований и инноваций стала выше: было принято 77 инвестиционных решений в области НИОКР, инженерии и дизайна. Этот показатель является рекордным: по сравнению с показателем 2012 года он поднялся на 33 % .

Объем накопленных во Франции прямых иностранных инвестиций составил в 2013 г. 436,49 млрд евро, в т. ч. из России — 1,26 млрд, или 0,29 % от общего объема накопленных ПИИ .

Таких результатов Франция смогла добиться благодаря запущенной в 2010 году «Национальной инвестиционной программе», суть которой заключается в повышении конкурентоспособности предпринимательства во Франции и использовании опыта инновационной деятельности в ключевых стратегических секторах (схема). Бюджет программы в 35 млрд евро направлен на поэтапное повышение качества высшего образования и подготовки специалистов.

Во время реализации первого этапа программы запланировано строительство городков для учащихся. Второй этап включает в себя проведение правительством Франции мер по усилению сектора нано- и биотехнологий, развитию промышленности, среднего и малого бизнеса, цифровой экономики и технологий по сохранению окружающей среды. В частности, в рамках национальной инвестиционной программы были проведены консолидация инновационных кластеров (одним из примеров является проект «Большой Париж», который превращает округ Парижа в открытую метрополию мира, отличающуюся конкурентоспособностью и инновационным подходом), реформа университетского образования, приняты новые условия возмещения налогов при ведении НИОКР, а также отменены некоторые местные налоги.

Другим важным направлением остается устойчивое развитие сектора безуглеродной и возобновляемой энергетики, создание ядерных реакторов четвертого поколения, долгосрочное благоустройство городов и развитие транспорта.

В результате данной программы было отмечено ежегодное увеличение роста количества инвестиционных зарубежных проектов, в результате чего происходит создание новых рабочих мест. С 2007 года насчитывалось 624 проекта, в 2009 году — уже 639. В 2011 году рост составил 22 %. В среднем 15 иностранных компаний каждую неделю решали вкладывать средства в экономику Франции .

Подведя итоги по реализации данной программы, можно сказать, что более половины всего объема инвестиций (35 млрд евро), заявленного в плане стимуляции экономики Франции в январе 2009 года, к концу 2010 года было направлено в экономику — на реализацию программы. В конечном счете уже в 2012 году государственные инвестиции выросли на 10,5 млр евро, 4 из которых поступили в стратегические отрасли экономики: инфраструктуру, высшее образование и научные исследования, оборонную промышленность, частно-государственный сектор, в такие ведущие компании, как Électricité de France, GDF Suez S.A. (энергетическая и газовая компания), RATP (государственная структура, управляющая общественным транспортом Парижа и его пригородов), SNCF (государственное предприятие, управляющее железными дорогами Франции) и La Poste (почтовая компания Франции).

Также в рамках проведения Национальной инвестиционной программы правительство Франции претворяет в жизнь не менее важный и ценный пакет реформ под названием «Стратегия повышения конкурентоспособности кластеров» (Competitive Cluster Strategy) (кластер является объединением и концентрацией по географическому признаку бизнес-центров либо учебных

организаций, например, общественных и частных исследовательских институтов, основой деятельности которых являются создание и осуществление инновационных проектов).

Основываясь на концепциях Competitive Cluster Strategy, заявленных 2 декабря 2004 года, правительство Франции опубликовало перечень предложений по развитию экономики страны, который охватывает как новые технологические поля, такие как нанотехнологии, биотехнологии и микроэлектроника, так и уже существующие области (автомобильная и аэрокосмическая промышленность).

Схема направлений использования бюджета «Национальной инвестиционной программы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная стратегия была разработана Межведомственным комитетом регионального планирования и развития (Interministerial Regional Planning and Development Committee (CIADT) на заседании 14 сентября 2004 года. В ней рассматриваются три основные задачи:

• ускорение инновационной деятельности;

• оказание поддержки в сфере высокотехнологичных проектов, в первую очередь промышленных;

• повышение привлекательности Франции через более тесное международное сотрудничество.

Каждый кластер, согласно стратегии, формирует пятилетний стратегический план, во время осуществления которого исследуются и анализируются центральные проблемы в деятельности и развитии конкретного кластера и способы их решения на правительственном уровне.

Государство обеспечивает поддержку кластерного развития как на национальном, так и на региональном уровнях, а именно:

1) выделяя финансовую помощь в лучший R&D проект и инновационную платформу через Единый Межведомственный фонд;

2) путем нахождения дополнительных партнеров в качестве учредителей той или иной программы;

3) опираясь на местные органы власти, которые также могут оказать финансовую поддержку кластерных проектов;

4) путем помощи кластерам и их членам в поиске перспективных международных партнеров и установлении технологического партнерства с ними .

Стратегия развития конкурентоспособных кластеров осуществляется также на уровне ЕС, в рамках установленной миссии, первостепенным направлением которой является осуществление плана по превращению Европы в самую конкурентоспособную интеграционную группировку в мире.

Каждый утвержденный кластер индивидуально контролируется координационным комитетом. Этот комитет отвечает за составление основного договора для определения стратегии, научно-исследовательских приоритетов и критериев оценки деятельности кластера. На заседании 2 декабря 2004 года было определено два основных типа кластеров:

1. очень высокотехнологичные кластеры с международным профилем;

2. кластеры, построенные на производственной базе.

В общей сложности в период 9-летнего существования стратегии более 1,5 млрд евро было выделено на создание и дилатацию кластеров с 2006 по 2012 гг., в том числе 300 млн евро в область социального обеспечения. Более 400 млн отпускается на модернизацию различных министерств, которые будут финансироваться совместно с Национальным агентством Research и Агентством по промышленным инновациям группы OSEO (Banque publique d’investissement).

Не менее содержательный и глубокий шаг в поддержку и дальнейшее развитие инвестиционной политики во Франции был предпринят действующим руководством страны, а именно президентом Франсуа Олландом, который в своей предвыборной кампании заверил избирателей со стороны малого и среднего бизнеса в том, что в дальнейшем будет создан государственный инвестиционный банк (Banque publique d’investissement). В конце 2012 года вышеупомянутая финансовая организация начала свою деятельность. Согласно проекту банк специализируется в сфере выдачи кредитов малому и среднему предпринимательству. Уставный капитал банка составил 20 млрд евро, что дает возможность выдавать кредиты для финансирования французского бизнеса на сумму до 30 млрд евро . Кроме того, 10 млрд евро будут выделены для привлечения предпринимателей к их участию в капитале банка. В частности, банк осуществляет следующие операции:

• финансирование инноваций (отчисление из бюджетных ассигнований со стороны государства и регионов) в виде субсидий и безвозмездных выплат;

• софинансирование других банков, выдача банковских кредитов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

• финансирование краткосрочных нужд государства (государственный долг и крупные частные заказы);

• инвестирование в капитал и квазикапитал непосредственно и через партнеров банка .

Инновации становятся мощным рычагом развития и основой конкуренции, в которую вступают различные страны для привлечения талантливых профессионалов и иностранного капитала. Россия и Франция не стали исключением. В период 2006-2012 годов более 50 % инвестиций России относились к области программного обеспечения, финансов, добычи и обработки металла, энергетического сектора. Производство, недвижимость, агроиндустрия и сфера услуг также представляют сферу интересов российских инвесторов.

Для российских инвесторов Франция интересна также и созданными здесь благоприятными экономическими условиями, наличием рабочих кадров высокой квалификации, а также развитием динамичного рынка, который открыт для других мировых рынков — средиземноморского, североафриканского и европейского. Здравоохранение и система образования эффективно осуществляют свою деятельность, готовя специалистов, а качество

инфраструктуры обеспечивает легкость во взаимодействии с различными европейскими метрополиями, а также со всем миром в целом .

Несмотря на показательные результаты проведения данных мероприятий по повышению конкурентоспособности страны, с точки зрения инвестиций и завидных перспектив в области развития иностранного бизнеса во Франции, существуют реальные угрозы ухудшения состояния в сфере капиталовложений иностранных инвесторов в страну, и это связано в большей мере с осуществлением нынешним правительством Франции во главе с Франсуа Олландом реформ по повышению налогов и с увеличивающимся государственным присутствием в экономике. По мнению аналитиков, может сложиться так, что в случае ухудшения общей экономической ситуации в Европе инвесторы начнут сомневаться в способности Франции к рефинансированию долгов. Похожая ситуация складывается в Бельгии и Италии .

Согласно последнему исследованию, проведенному Ernst & Young, именно Франция остается основным направлением для инвестиционных проектов в сфере промышленности. Если в 2010 году наблюдался спад инвестиционной активности в данной области, то в 2013 году было принято 209 решений, касающихся инвестиций в промышленность Франции. Такие факторы являются решающими для России, традиционно имеющей общее с Францией стремление к развитию индустрии и инноваций.

Российские компании расширяют свою деятельность в Европе и в мире. Так, в 2013 году во Франции были запущены 9 проектов. Для 4 компаний Франция стала новой страной для инвестирования. Количество инвестиционных решений во Франции не перестает расти: к 2013 году во Франции работали 38 российских компаний, что на 15 компаний больше, чем в 2012 году. Девять проектов были осуществлены при поддержке Агентства инвестиций в экономику Франции (AFII), что позволило создать 225 рабочих мест. В настоящее время инвестиционные потоки между двумя странами приходят к равновесию: совокупность российских прямых иностранных инвестиций во Франции выросла в десять раз всего за три года, с 0,15 млрд евро в 2010 г. до 1,30 млрд евро в 2013 г. Данные цифры включают в себя финансовые потоки, слияния и поглощения, а также инвестиции в проекты с созданием рабочих мест. Кроме того, с открытием многих научно-исследовательских и инженерных центров во Франции растет объем наукоемких инвестиций.

«Отчет 2013 года» подтверждает диверсификацию российских инвестиций, которая наблюдается за последние годы в сфере агропромышленного комплекса, машинного оборудования и транспорта. Следующие примеры недавно реализованных проектов-наглядно демонстрируют это.

«Прогресстех»: эта российская компания, являющаяся лидером предоставления услуг в сфере авиастроения и производства космической техники, решила открыть исследовательское бюро в Тулузе для того, чтобы в будущем сотрудничать с компанией Airbus и ее основными поставщиками. Филиал компании, зарегистрировавшийся под названием Tucana Engineering, создаст 50 рабочих мест в ближайшие три года.

«Active Optics «: после начала работы в Марселе в 2012 году эта компания, которая разрабатывает и производит системы адаптивной оптики, использующиеся в основном для работы с лазерным лучом в космической и медицинской областях, объявила о дополнительном приеме на работу еще десяти человек. Компания, находящаяся во Франции, обеспечивает своей продукцией всю Европу.

A. K. Dellos: российская сеть кондитерских магазинов и чайных салонов продолжает развиваться за рубежом, в частности, во Франции, с открытием двух новых точек «Кафе Пушкинъ» в Париже. Одно кафе уже было открыто в магазине Printemps Haussmann. Существует также кулинарная лаборатория, которая находится в департаменте Сен-Сан-Дени. Было создано 20 новых рабочих мест.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агентство инвестиций в экономику Франции — это государственное агентство, целью которого является продвижение, поиск и привлечение иностранных инвестиций. Это организация, отвечающая за экономическую привлекательность Франции. Агентство инвестиций в экономику Франции работает в тесном сотрудничестве с региональными агентствами экономического развития с целью предоставления услуг иностранным инвесторам .

Библиографический список

1. Экономика Франции — Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index. php?page= cat&newsid=13 84&type=news

О. А. Tyurina

Postgraduate of World economy Department Plekhanov Russian University of Economics

FRENCH POLICY IN FOREIGN DIRECT INVESTMENTS SPHEREIN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS AND CRISIS EURO ZONE

2. RBK QUOTE: Francija, Bel’gija i Italija mogut popast’ v «chernyj spisok» investorov -Rezhim dostupa:

© О. А. Тюрина, 2015

Рецензенты:

Ирина Борисовна Стукалова, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

Алексей Энверович Садеков, кандидат экономических наук, ООО «Консет-Рус».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиционная политика Франции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *