Принцип равенства сторон и свободы договора



Для гражданского оборота одним из наиболее значимых признаков является установленный гражданским законодательством принцип свободы договора. Действующим законодательством также установлены гарантии и пределы ограничения данного принципа.

В современном российском гражданском праве высокая роль отводится договорам. С целью формирования необходимых рыночных механизмов в России, которые имеют приоритетные значения, в законодательстве закрепляются такие принципы как свободы экономической деятельности, права частной собственности, а также права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Для нормального функционирования рыночной экономики и развития конкуренции необходима реализация в договорных отношениях принципа свободы договора.

В цивилистической литературе также не утихают споры по вопросу юридической природы как злоупотребления правом, в общем, так и злоупотребления свободой договора. Считается правильным согласиться с точкой зрения авторов, которые относят злоупотребление правом к числу противоправных действий .

Гражданско-правовые отношения должны базироваться на личной инициативе, самостоятельности, свободе индивида. На данном этапе развития гражданского законодательства такая свобода выражается в независимости участников гражданских правоотношений заключить договор и определить его содержание.

Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора, в соответствии с которым граждане и юридические лица свободны в заключение договора.

Данный принцип в первую очередь предполагает юридическое равенство сторон, независимых друг от друга в имущественном отношении и не находятся в административном подчинении друг от друга.

Основное проявление данного принципа заключается в свободе определения его условий. Таким образом, стороны договора по своей воле определяют конкретные условия и его содержание в целом, кроме содержания условий, которое закреплено императивно в гражданском законодательстве .

Возможно заключение договора сторонами, в котором содержаться элементы различных договоров, которые предусмотрены законом, иными правовыми актами. К данным отношениям, при заключении смешанных договоров, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не будет вытекать из существа данного договора или соглашения сторон. При отсутствии такого соглашения, условие договора будет определяться обычаями делового оборота или диспозитивной нормой.

Таким образом, свобода заключаемого договора выражается, прежде всего, в следующих элементах:

  • Участники гражданского оборота имеют право сами решать о необходимости заключения договора;
  • Право физических и юридических лиц в свободе выбора контрагента по договору;
  • В процессе достижения соглашения действует юридическое равенство сторон;
  • Свобода сторон в заключении договора, предусмотренного или не предусмотренного законом и иными правовыми актами;
  • Право сторон заключать договоры, содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами;
  • Свобода в установлении условий договора.

Необходимо учитывать, что при реализации данных свобод, возникают источники злоупотреблений в гражданских правоотношениях, о чем делается вывод при анализе судебной практики. Следует согласиться с профессором А. В. Волковым, который говорит о том, что данные злоупотребления возникают в связи с личными пороками лиц, злоупотребляющих установленным принципом гражданских правоотношений . Несмотря на установленную законодателем в п.3 ст. 1 ГК РФ норму, согласно которой, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав, а также при исполнении гражданских обязанностей, стороны должны действовать в соответствии с принципом добросовестности.

В обобщении практики рассмотрения дел, вытекающих из нарушения обязательств по кредитным договорам, договорам поручительства, судей Центрального районного суда г. Барнаула и мировых судей судебных участков № 1–7 Центрального района г. Барнаула за 2014 г. указывается, что за последнее время часто встречаются ограничения прав заемщиков при заключении кредитных договоров с банками или иными кредитными организациями в плане определения такого условия договора, как территориальная подсудность дел. Согласно ст. 32 ГПК РФ изменение территориальной подсудности возможно по соглашению сторон, статья 421 ГК РФ предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда это предписано законом или иными нормативными правовыми актами. Банки, которые заключают кредитные договоры в соответствии с утвержденными ими Условиями предоставления кредитов, которые принимаются заемщиком в установленном банком варианте, нередко включают условия о договорной подсудности, тем самым лишая заемщика права на выбор суда, в котором может быть рассмотрен спор имущественного характера (которое предусмотрено в п. 7, 10 ч. 2 ст. 29 ГПК РФ). Налицо необоснованное превышение пределов свободы на заключение договора и нарушение прав гражданина.

В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2014 года № Ф06–16096/2013 по делу № А12–1193/2014 в качестве спорного условия договора выступало то, что стороны подписали дополнительное соглашение, в условиях которого из текста основного договора был исключен пункт, который предусматривал досрочное расторжение договора по инициативе арендатора. Судом первой инстанции было установлено нарушение баланса интересов сторон, поскольку предприниматель был поставлен в невыгодное для него условия, и тем самым признал действия ответчика злоупотреблением правом.

При согласовании условий договора и выбора вида договора, сторонам необходимо исходить из уважения прав и свобод, законных интересов сторон договора иных лиц. При несоблюдении данных положений, условия договора могут быть признаны недействительными, и судом могут не учитываться условия договора при возникновении спора.

Следует учитывать, что свобода договора не является абсолютно неограниченной. Законодателем, при закреплении свободы договора в рамках гражданско-правовых принципов одновременно установлены ее пределы. Допускается ограничение свободы договора только в порядке исключения и в той мере, в которой подобное ограничение допустимо по отношению к гражданским правам. Так, в Конституции Российской Федерации и в ч.2 п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, что такое положение возможно в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В качестве примера ограничения свободы договора можно представить заключение договора с гражданином-потребителем. При анализе статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» видно, что в случаях, когда условия договора каким-либо образом ущемляют права потребителя по сравнению с правами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, такие условия признаются недействительными .

Таким образом, свобода договора предполагает возрастающие требования к поведению субъектов правоотношений, что является абсолютно адекватным для цивилизованного гражданского оборота. Сторонами гражданско-правовых отношений должны использоваться их субъективные права так, чтобы не нарушать права и свободы других лиц, а также действовать добросовестно, не злоупотребляя принципом свободы договора. Также, при использовании гражданско-правовых терминов в диспозициях норм права законодателем должна исключаться возможность их многозначного толкования, обхода соответствующих запретов или извлечения выгоды посредством произвольного выбора вида заключаемого договора, включения в договор тех или иных условий.

Литература:

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Юридические науки Выпуск 4(22)

УДК 347.113

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПРАВА

В.В. Кулаков

Доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права, зав. отделом гражданско-правовых исследований Российская академия правосудия

117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., 69, корп. «А» E-mail: Faust-ul2004@ya.ru

Аннотация: В статье определяется место основных принципов гражданского права в системе иных форм права, раскрываются особенности применения; содержится критический анализ изменений гражданского законодательства. Принципы не предписаны в виде юридических обязанностей участникам гражданских правоотношений, а адресованы государству, в связи с чем одновременное закрепление в ГК РФ добросовестности как основного начала гражданского законодательства и презумпции представляется нелогичным. Показаны особенности применения принципов в правотворческой и правоприменительной деятельности. Обосновано, что только Президент РФ должен учитывать в процессе своей правотворческой деятельности основополагающие принципы гражданского права, поскольку обладает инициативой в принятии непредусмотренных законом нормативных актов. На необходимость применения основных начал гражданского законодательства судебными органами законодатель указывает лишь в случаях разрешения ситуаций в гражданском обороте, оказавшихся не урегулированными действующим законодательством (п. 2 ст. 6 ГК). Автор полагает, что в данной норме добросовестность, разумность и справедливость понимаются иначе — как характеристики поведения участников гражданских правоотношений.

Ключевые слова: принцип права; принцип гражданского права; основные начала гражданского законодательства; правотворчество; правоприменение; судебная деятельность; аналогия права; правовые презумпции; презумпция добросовестности; международное право

В статье 1 ГК РФ перечисляются основные начала гражданского законодательства, которые в доктрине принято называть основополагающими принципами права. Заметим, что в отношении принципов права в разных документах используется различная терминология. В Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и Трудовом кодексе РФ употребляется термин «общепризнанные принципы международного права», в ст. 92 Устава ООН — термин «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В актах Европейского суда по правам человека употребляется термин «основополагающие принципы», закреплен он также в Декларации об основополагаю-

© Кулаков В.В., 2013

щих принципах и правах в сфере труда Международной Организации Труда 1998 г., в Хартии Европейского Союза об основных правах №2007/С 303/01 (принята в г. Страсбурге 12 декабря 2007 г.). Полагаем, что термин «общепризнанные принципы» является предпочтительным, поскольку основан на терминологии, закрепленной в Уставе ООН. Проблема установления их юридической природы нашла отражение и в общей теории права, и в цивилистике. Существует множество подходов к пониманию их сущности (как основополагающих идей , особых правовых норм , меры справедливости , квинтэссенции многовекового опыта правового регулирования определенной сферы общественных отношений и др. В.В. Ершов, сде-

лав подробный анализ этих подходов, справедливо замечает, что в работах советских и российских специалистов в области общей теории права второй половины XX в. и начала XXI в. даны не столько сущностные, сколько терминологические оценки данного правового явления . Действительно, предлагаемые определения достаточно обтекаемы и неясны. В них затейливо переплетаются право (принцип — правовая норма) и неправо (принцип — политическая идея, квинтэссенция опыта). Сам термин «принцип» используется в отечественной юридической литературе достаточно широко .

В англосаксонской правовой системе принципы договорного права рассматриваются как нечто, что «с одной стороны, произведено из прошлых решений и, с другой стороны, предлагается применять к последующим решениям» .

Разнообразие приведенных доктри-нальных взглядов на сущность основных принципов права не позволяет дать однозначный ответ на вопрос о их месте среди форм права. Можно согласиться, что ле-гистский тип правопонимания не позволяет отграничить основополагающие принципы права от нормативных правовых актов и иных форм права. Заслуживает поддержки понимание их как самостоятельной формы права на основе интегративного правопо-нимания, поскольку он позволяет гармонично сочетать и легистский, и социологический, и естественно-правовой подходы, уйти от схоластики . На необходимость учитывать различные типы правопо-нимания при определении сущности принципов гражданского права обоснованно обращает внимание О.А. Кузнецова .

Государство признает наиболее важные, объективно существующие явления, состояния, потребности и тем самым обязуется учитывать их в процессе правового регулирования в целях нормального существования и развития общества и экономики. Признание государством указанных общественных явлений, состояний, потребностей придает им характер особой формы права — принципов гражданского права, в отличие от нормативных судебных преце-

дентов, нормативных правовых актов и нормативных договоров обладающих более высоким уровнем обобщения. Принципы права признаются, а не принимаются государством. Не принимаются государством правовые обычаи, требуя, однако, санкционирования в судебном решении, по сути, делая его прецедентом.

На самом деле правовые принципы находятся вне сравнения с иными формами права, поскольку имеют иное назначение -организация правового регулирования. Как справедливо замечает В.В. Ершов, они обеспечивают сбалансированное состояние права, его взаимосвязь с иными формами права, внутреннее единство и целостность; ожидаемость, предсказуемость, непротиворечивость и последовательность правотворческого и правореализационного процесса .

В связи с этим возникает ряд важных вопросов: кому принципы гражданского права адресованы, как применяются в процессе правового регулирования общественных отношений, где их искать?

Расположение комментируемой статьи в гл. 1 ГК РФ (о законодательстве) и буквальное значение выражения «.. .гражданское законодательство основывается на признании…» означает, что принципы не предписаны в виде юридических обязанностей участникам гражданских правоотношений, а адресованы самому законодателю. Так как гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), то именно Федеральное Собрание РФ должно в первую очередь их учитывать в процессе законотворчества.

Вместе с тем отсутствие устойчивого понимания в науке принципов как особой формы права приводит к двусмысленности понимания многих из них и, соответственно, к возможному принятию несправедливых законов или не принятию законов нужных. Очевидно, что в современных условиях назрела необходимость в принятии специального закона, который будет обязателен и для законодателя. Речь идет о законе о нормативных правовых актах Российской Федерации, в котором следует установить жесткие требования к деятельности самого

Федерального Собрания РФ. Проект такого закона находится в Государственной Думе РФ, однако принятие его в ближайших планах пока не стоит. К слову, такие законы есть в ряде государств СНГ, например: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. №213-1 «О нормативных правовых актах Республики Казахстан».

Об адресате основополагающих принципов международного трудового права (что вполне применимо к гражданскому праву) достаточно определенный вывод делает Е.А. Ершова: их следует относить к неоспоримому праву (jus cogens), обязательному как для органов государственной власти и иных управомоченных лиц, принимающих нормативные правовые акты или вырабатывающих нормативные правовые договоры, содержащие нормы трудового права, так и для правоприменительных органов (в том числе судов) . Выражая солидарность с высказанным мнением, приходим к выводу: принципы гражданского законодательства адресованы самому государству, а не участникам гражданских правоотношений.

В связи с этим вызывает недоумение закрепление в ст. 1 ГК РФ в качестве одного из основных начал гражданского законодательства требования к участникам гражданских правоотношений действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей. Согласно Пояснительной записке «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» закрепление правил о добросовестности в качестве основного начала гражданского законодательства служит естественным противовесом правилам, утверждающим свободу договора и автономию воли сторон. Нормативное закрепление принципа добросовестности позволит не только установить важнейшие ориентиры поведения субъектов права, но и более широко применять меры гражданско-

правовой защиты в случаях недобросовестных действий участников оборота.

Полагаем, что представление требований к добросовестности участников гражданских правоотношений в качестве основного начала гражданского законодательства вступает в противоречие с нормой п. 5 ст. 10 ГК РФ, в которой добросовестность выступает как презумпция: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются». Правовые презумпции (от лат. рraesumptio — предположение) представляют собой предположение о том, что факт существует, хотя заранее не известно точно, так это или нет. Презумпции представляют собой умозаключения, выведенные путем наблюдения за конкретными ситуациями, поэтому, как писал З.М. Черниловский, они «есть выражение того, что происходит чаще всего» . Немногочисленные доказательственные презумпции и поныне используются в казуистической системе перераспределения доказательств в гражданском процессе, будучи закрепленными в праве материальном (презумпции отцовства, собственности и т.д.). Одновременное представление добросовестности как основного начала гражданского законодательства и презумпции представляется нелогичным. Как отмечалось, принцип права адресован государству, а не участникам гражданских правоотношений, поэтому в Кодексе вполне достаточно нормы ст. 10 ГК РФ. Следует отметить, что требование добросовестного поведения давно применяется судами при разрешении споров, однако в ходе судебного разбирательства должно быть доказано недобросовестное поведение управомочен-ного лица.

Итак, основные начала гражданского законодательства в первую очередь адресованы органам законодательной власти. Применяются ли они судами и органами исполнительной власти?

Так как многие из перечисленных в ст. 1 ГК РФ основных начал гражданского законодательства повторяют по содержанию статьи Конституции РФ или прямо из нее следуют, они обладают приоритетом перед другими правовыми нормами. Конституционный суд РФ в рамках предостав-

ленной ему компетенции праве оценить соответствие законодательных актов Конституции РФ, а следовательно, и конституционным принципам гражданского законодательства.

На необходимость применения основных начал гражданского законодательства иными юрисдикционными органами законодатель указывает лишь в случаях разрешения ситуаций в гражданском обороте, оказавшихся не урегулированными действующим законодательством (п. 2 ст. 6 ГК). Вместе с тем в практике нередки случаи, когда суды основывают свои решения на принципах гражданского права не только при применении аналогии права. Так, в судебной практике обращается внимание на необходимость применения принципов разумности и добросовестности как основополагающих частноправовых принципов (п. 6 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13 сентября 2011 г. №147). Потребность в применении принципов судами вызвана тем, что многие гражданско-правовые нормы носят оценочный характер и требуют в той или иной степени судейского усмотрения.

Уместно заметить, что перечень принципов, закрепленный в ст. 1 ГК РФ, принято считать открытым. Так, в литературе таким «статусом» принято наделять добросовестность, разумность и справедливость, упоминаемые в п. 2 ст. 6 ГК РФ. Безусловно, применение аналогии права требует учета основных начал, нашедших отражение в ст. 1 ГК РФ. Вместе с тем представляется, что в данной норме добросовестность, разумность и справедливость понимаются иначе — как характеристики поведения участников гражданских правоотношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О добросовестности в ГК РФ упоминается применительно к приобретателю (ст. 302), владельцу (ст. 234, 303), лицу, которое изготовило новую движимую вещь для себя путем переработки не принадлежащих ему материалов (ст. 220). В статьях 157, 220, 303, 1109 ГК РФ упоминается обратное понятие — «недобросовестность». Анализ содержания указанных норм свидетельствует, что лицо следует считать добросовестным в том случае, когда оно действует без умысла причинить вред другому ли-

цу, а также не допускает легкомыслия (самонадеянности) и небрежности по отношению к возможному причинению вреда. Соответственно добросовестность — это характеристика поведения участника гражданских правоотношений, отличающегося стремлением исключать нарушения субъективных прав и законных интересов других лиц.

Разумность — характеристика поведения участника гражданских правоотношений, свидетельствующая о стремлении соотносить его с требованиями здравого смысла, предусмотрительности и экономической целесообразности и заботливости о субъективных права и законных интересов других лиц. В законе требование разумности сопряжено с требованием добросовестности (ст. 10, 54 ГК РФ). Отдельно от него разумность упоминается в ГК РФ нечасто (ст. 72, 76, 314, 397, 404 ГК РФ и др.)

Справедливость — характеристика поведения участника гражданских правоотношений, свидетельствующая о его стремлении соблюдать разумный баланс прав и обязанностей его и других лиц, а также общественные интересы, т.е. соблюдать равенство в положении участников отношений. Она упоминается в ГК РФ только в ст. 6, в п. 3 ст. 451 относительно распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением договора при его расторжении вследствие существенно изменившихся обстоятельств, в п. 2 ст. 1101 — относительно определении размера компенсации морального вреда, в п. 3 ст. 1252 — компенсации за нарушение исключительного права.

Данные характеристики поведения, которые законодатель требует учитывать при применении аналогии права, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Аналогия права хоть и редко, но используется в судебной практике (см., например, определение Пензенского областного суда от 19 июня 2012 г. по делу №33-1331).

Далее. Возможно ли применение основных принципов гражданского права органами исполнительной власти?

В пунктах 3, 4, 7 статьи 3 ГК РФ называются три вида федеральных подзаконных

актов, регулирующих гражданские отношения, которые располагаются по юридической силе следующим образом: а) указы Президента РФ; б) постановления Правительства РФ; в) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, охватываемых в тексте ГК РФ родовым понятием «правовой акт».

Указы Президента РФ принимаются в целях конкретизации норм ГК РФ и иных федеральных законов или для восполнения отсутствующего на уровне закона правового регулирования (п. 2 ст. 90 Конституции РФ), они подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ) (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

В отличие от Президента РФ Правительство РФ не обладает столь высокой степенью инициативы, не имея права произвольно принимать постановления, содержащие гражданско-правовые нормы. Как следует из п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 4 ст. 3 ГК РФ, указанные постановления принимаются только на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, а также указов Президента РФ.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права только в случаях, предусмотренных ГК РФ, иными федеральными законами и правовыми актами. Вопросы определения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и их компетенции находится в ведении Президента РФ (см.: указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Кроме федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, может принимать Центральный банк РФ, не упоминаемый в ст. 3 ГК РФ, хотя федеральным органом власти он не является. ЦБ РФ может принимать нормативные правовые акты только по вопросам, отнесенным к его

компетенции (ст. 7 Федерального закона от 10 июня 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» только нормативными актами Банка России на подзаконном уровне осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, которая представляет собой совершение банковских операций, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 ст. 5 данного закона. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни иные органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты в сфере расчетов и ведения банковских счетов, кредитования, деятельности по привлечению вкладов, купли-продажи иностранной валюты и др. В ГК РФ акты ЦБ РФ охватываются термином «банковские правила». Полагаю, что норма п. 7 ст. 3 ГК РФ должна применяться к актам ЦБ РФ по аналогии.

Из сказанного становится очевидным, что только Президент РФ обладает инициативой в принятии непредусмотренных законом нормативных актов (кроме регулирования банковской деятельности), соответственно он должен учитывать в процессе своей правотворческой деятельности основополагающие принципы гражданского права.

Ранее мы говорили, что принципы гражданского права — это отражение определенных объективно существующих в обществе социально-экономических законов, соответствующим образом определяющих особенности отношений, входящих в предмет гражданского права (ст. 2 ГК РФ). При этом следует иметь в виду многообразие таких отношений. Так, С.Ю. Морозов обращает внимание на возможность существования неимущественного «элемента» в обязательствах, которые традиционно понимают как имущественные . Равным образом другие объективные законы определяют особенности отношений, регулируемых нормами иных отраслей, например семейным правом . Определенные объективные закономерности лежат и основе отраслевых институтов,

например, определяющих систему юридических лиц .

Итак, основополагающие принципы гражданского права — особая его форма, но в связи с этим у любого юриста, воспитанного на легистском понимании права, непременно возникает вопрос: где искать принципы права? Полагаем, что они, как уже отмечалось, находятся вне сравнения с иными формами права, на ином уровне обобщения и наиболее адекватное их понимание возможно только исходя из интегра-тивного подхода.

Однако не только в науке, но и в законодательстве и судебной практике происходит смешение принципов права с иными формами права. Наиболее отчетливо это проявляется в части 4 ст. 15 Конституции РФ (вслед за ней и в ст. 7 ГК РФ), где в одном ряду перечисляются: 1) общепризнанные принципы, 2) нормы международного права и 3) международные договоры.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» была сделана попытка разделить общепризнанные принципы и нормы международного права. Под общепризнанными принципами международного права предложено понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (в частности, принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств). Общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Как видим, общепризнанные принципы международного права определяются через нормы международного права, что приводит к фактическому отождествлению этих понятий. В.Н. Корнев справедливо замечает, что с позиций теории права нормы права являются правилами поведения и не

могут перечисляться в одном ряду с формами международного права . Полагаем, что содержание ст. 7 ГК РФ на самом деле предполагает наличие двух форм международного права: общепризнанных принципов и международных договоров. При этом основополагающие принципы гражданского права имеют интернациональное значение, поэтому сказанное выше относительно форм международного права вполне применимо и к праву внутреннему.

Принципы права могут найти отражение не только в международных договорах, но и в иных писаных актах, в частности в документах ООН и ее специализированных учреждений (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ №5), а также во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Нормы международного права могут и не иметь письменного закрепления. В статье 7 ГК РФ не упоминается такая форма международного права, как обычаи, вместе с тем, согласно Статуту Международного Суда, принятому 26 июня 1945 г., упомянут «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (подп. Ь п. 1 ст. 38). Преамбула Венской конвенции о праве международных договоров, принятой 23 мая 1969 года, гласит: «…нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции».

В случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам использовать акты и решения международных организаций, в том числе органов ООН и ее специализированных учреждений, а также обращаться в Правовой департамент Министерства иностранных дел Рос-

сийской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации (например, для уяснения вопросов, связанных с продолжительностью действия международного договора, составом государств, участвующих в договоре, международной практикой его применения) (п. 16 постановления № 5).

Таким образом, основополагающие принципы гражданского права следует понимать как особую форму гражданского права, обладающую по сравнению с иными формами права наивысшей степенью обобщения. Основные принципы гражданского права адресованы государству, первую очередь законодателю, но должны учитываться не только в правотворческой, но и правоприменительной деятельности государственных органов. Нельзя понимать основополагающие принципы права как требования к поведению участников гражданских правоотношений.

Выразим надежду, что настоящая статья будет полезна для читателя, выводы, сделанные в ней, станут предметом обсуждения и справедливой критики.

Библиографический список

1. Waddams S. Principle and Policy in Contract Law. Cambridge, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ершов В.В. Правовая природа принципов российского права: теорет. и практ. аспекты // Рос. судья. 2009. №5. С. 1318.

3. Ершов В.В. Тенденции развития права и неправа // Рос. правосудие. 2011. №7. С. 5-15.

5. Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2008. 344 с.

7. Кирпичев А.Е. Принципы формирования цены государственных и муниципаль-

ных контрактов // Коммерческое право. 2012. №1.

9. Корнев В.Н. Международное трудовое право, реализуемое в Российской Федерации // Рос. правосудие. 2012. №7. С. 72-76.

10. Кузнецова О.А. Принципы гражданского права: современное состояние вопроса // Власть закона. 2011. №4(8). С. 87-95.

12. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: ИНФРА-М, 2000. 256 с.

13. Общая теория государства и права / под. ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2001. 204 с.

15. Серова О.А. Классификация юридических лиц по виду правоспособности // Нотариус. 2010. №2. С. 6-8.

16. Черниловский З.М. Презумпции и фикции в истории права // Сов. государство и право. 1984. №1. С. 98-105.

Bibliograficheskij spisok

1. Waddams S. Principle and Policy in Contract Law. Cambridge, 2011.

2. Ershov V.V. Pravovaja priroda principov rossijskogo prava: teoret. i prakt. aspekty // Ros. sud’ja. 2009. №5. S. 13-18.

3. Ershov V.V. Tendencii razvitija prava i neprava // Ros. pravosudie. 2011. №7. S. 5-15.

5. Ershova E.A. Istochniki i formy trudovogo prava v Rossijskoj Federacii: dis. … d-ra jurid. nauk. M., 2008. 344 s.

7. Kirpichev A.E. Principy formirovanija ceny gosudarstvennyh i municipal’nyh kon-traktov // Kommercheskoe pravo. 2012. №1.

9. Kornev V.N. Mezhdunarodnoe trudovoe pravo, realizuemoe v Rossijskoj Federacii // Ros. pravosudie. 2012. №7. S. 72-76.

10. Kuznecova O.A. Principy grazhdanskogo prava: sovremennoe sostojanie voprosa // Vlast’ zakona. 2011. №4(8). S. 87-95.

12. Nersesjanc V.S. Filosofija prava. M.: IN-FRA-M, 2000. 256 s.

13. Obshhaja teorija gosudarstva i prava / pod. red. V.V. Lazareva. M.: Jurist#, 2001. 204 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Serova O.A. Klassifikacija juridicheskih lic po vidu pravosposobnosti // Notarius. 2010. №2. S. 6-8.

16. Chernilovskij Z.M. Prezumpcii i fikcii v istorii prava // Sov. gosudarstvo i pravo. 1984. №1. S. 98-105.

BASIC PRINCIPLES OF CIVIL LA W AS A SPECIFIC FORM OF LA W

V.V. Kulakov

Russian academy of justice

building A, 69, Novocheryomyshinskaya st., Moscow, 117418

E-mail: Faust-ul2004@ya.ru

С методом отраслевого регулирования тесно связаны основные начала, характеризующие систему гражданско-правовых отношений, определяющие основу их строения и развития, — принципы гражданского права.

Организующее и системообразующее значение принципов гражданского права заключается в том, что они присущи всей совокупности гражданских правоотношений и пронизывают все институты гражданского права.

Назначение указанных принципов состоит в обеспечении правильного применения гражданско-правовых норм и содействии более глубокому пониманию содержания и целей гражданско-правового регулирования. Основные начала гражданского права названы в cт. 1 ГК РФ.

Принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования

Дозволительная направленность гражданско-правового регулирования — «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе». По этому типу правового регулирования в отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. При этом объем запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. В частности, граждане и юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом (ст. 18,49 ГК РФ).

Другим проявлением этого принципа является то, что большинство норм носит диспозитивный характер. С учетом этого гражданское законодательство устанавливает, что субъекты гражданского права по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Вместе с тем свобода усмотрения участников гражданских правоотношений не безгранична и существует в определенных юридических рамках. Так, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК РФ). Кроме того, гражданские права могут быть ограничены на основании закона только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Принцип равенства правового режима

Равенство правового режима для субъектов гражданских правоотношении — координационная связь между субъектами гражданского правоотношения, в которой субъективные права могут быть неравными по содержанию, но условия их осуществления всегда должны быть равными. Так, к числу условий осуществления субъективных прав относятся и условия их защиты от возможного нарушения, которые защищаются одинаково независимо от формы собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Принцип неприкосновенности собственности

Гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, п. 1 ст. 1 ГК РФ). Неприкосновенность и защита собственности находит свое выражение и в иных нормах (ст. 16, 235 ГК РФ), конкретизирующих положение, закрепленное в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и полного возмещения». ГК РФ допускает принудительное отчуждение лишь по ограниченному кругу оснований и лишь в строгом соответствии с законом.

{reklama}

Принцип свободы договора

Договор могут заключать любые лица, удовлетворяющие требованиям гражданской правосубъектности. Субъекты гражданского права свободны в выборе контрагента (стороны) по договору. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ или иным федеральным законом.

Принцип недоступности произвольного вмешательства

Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела субъектов гражданского права как со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, так и частных лиц, за исключением случаев их неправомерного поведения. Принцип закреплен в ст. 23 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Принцип осуществления гражданских прав

Беспрепятственное осуществление гражданских прав, восстановления и защиты нарушенных прав означает обеспечение свободной инициативы участникам гражданского оборота. Закрепление этого принципа в ГК РФ отражает и конституционное положение о том, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Осуществление гражданских прав неразрывно связано с данным принципом и зависит от его неукоснительного соблюдения. Так, согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, причем отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет, по общему правилу, прекращения этих прав.

Осуществление гражданских прав может быть подвергнуто определенным ограничениям, если того требует действующий правопорядок. Так, может быть ограничена либо запрещена деятельность, направленная на ограничение конкуренции или проявляющаяся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Недопустимы действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, равно как и злоупотребление правом в других формах (ст. 10 ГК РФ).

{reklama2}

Принцип свободного перемещения товаров

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ означает беспрепятственное перемещение объектов гражданских прав в пределах территории государства и невозможности установления специальных «заградительных» режимов оборота вещей, работ и услуг в отдельных субъектах РФ.

Руководствуясь вышеуказанными принципами в отношении предмета гражданского права путем применения метода гражданского права, осуществляются функции этой отрасли. Так, из смысла ст. 2 ГК РФ вытекает их определение как регулятивной и охранительной, которые закрепляют примат регулятивной функции в методе гражданского права и компенсаторно-восстановительный характер охранительной функции.

Под основными началами гражданского законодательства понимается система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения.

Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права);

направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях (принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности);

осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (принцип приоритета общественных интересов);

субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений);

право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности);

граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора);

добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное (принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений);

вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами (принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты);

иных принципах, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла гражданско-правовых норм.

Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Принцип равенства сторон и свободы договора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *