Каждая организация не должна исключать вероятность прихода сотрудников Федеральной службы судебных приставов России (ФССП) с целью проверки бухгалтерии по алиментам – соблюдаются ли правила удержания и перечисления соответствующих сумм с доходов сотрудника-должника.
Содержание
Правовая основа проверки ФССП по алиментам
Отметим, что проверить алименты приставы могут на основании положений федерального законодательства.
Так, полномочия судебного пристава-исполнителя и порядок проведения проверки бухгалтерии судебными приставами по алиментам предусмотрены:
- статьёй 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»;
- статьёй 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ).
Основания для проверки
Проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить:
- по заявлению (жалобе) взыскателя;
- по собственной инициативе (например, в случае непредставления организацией информации по требованию ФССП, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на зарплату или иные доходы должника).
Действия по проверке бухгалтерии судебным приставом-исполнителем по алиментам происходят 2 способами:
- выезд в организацию и истребование необходимых документов;
- направление требования о представлении документов судебному приставу-исполнителю соответствующего территориального органа ФССП России.
Также см. «Сколько процентов от зарплаты могут составлять алименты в 2019 году?».
Ход проверки по алиментам приставами
При проверке судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке изучает правильность удержания бухгалтерией алиментов со всех выплат, причитающихся работнику, на которые может быть обращено взыскание. При этом он учитывает положения:
- статьи 101 Закона № 229-ФЗ;
- постановления Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».
Итог проверки
По результатам проверки бухгалтерии по алиментам судебный пристав-исполнитель составляет её акт о правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.
Ответственность бухгалтера
В случае нарушения бухгалтером или иным лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований пристава, он в отношении виновного составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.
А в случае установления признаков злостного неисполнения и/или воспрепятствования исполнению вступившего в силу судебного акта со стороны бухгалтерии организации, производящей удержания, указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
КАК МОГУТ НАКАЗАТЬ
По ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ штраф:
- на граждан – от 2000 до 2500 рублей;
- на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 рублей;
- на юрлиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
По ст. 315 УК РФ:
- штраф до 200 000 рублей или в размере зарплаты/иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
- либо обязательные работы до 480 часов;
- либо принудительные работы до 2-х лет;
- либо арест до 6 месяцев;
- либо лишение свободы до 2-х лет.
Дума города Владивостока Противодействие коррупции Часто задаваемые вопросы Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?
Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?
Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция — это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.
К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
получение взятки (ст. 290 УК РФ);
дача взятки (ст. 291 УК РФ);
провокация взятки (ст. 304);
служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);
присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
халатность (ст. 293 УК РФ).
Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.
К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.