Запрещающие административно правовые нормы реализуются в форме

Понятие и сущность реализации норм административного права. Общие и специальная формы реализации норм административного права. Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права. Правоприменительная форма реализации норм административного права.

Проблема реализации норм административного права имеет важное практическое значение. Административно-правовые нормы реализуются тогда, когда заложенные в них общеобязательные правила воплощаются в фактическом поведении участников общественных отношений, когда достигается предусмотренный в них правовой результат. Действительная реализация этих норм свидетельствует, что государственная администрация организована и функционирует в точном согласии с волей законодателя, установленными им публичными целями и интересами. А находящиеся под ее юрисдикцией все иные субъекты неукоснительно следуют административно-правовым нормам, процесс административно-правового регулирования и административного управления осуществляется и развивается должным образом, как необходимо обществу и государству. В то же время все участники административно-правовых отношений удовлетворяют свои потребности и интересы в точном соответствии с нормами.

Различают общие и специальную формы реализации юридических норм. Общие формы реализации административно-правовых норм являются универсальными, так как в них реализуют правовые веления все без исключения субъекты. Среди общих форм реализации норм выделяют три вида: а) исполнение; б) использование; в) соблюдение. Любая из названных общих форм «привязана» к соответствующим способам административно-правового регулирования (обязыванию, дозволению, запрету) и соответственно обязывающим, управомочивающим, запрещающим нормам.

Исполнение является одной из общих форм реализации, при которой субъекты следуют обязывающим административно-правовым нормам, выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению и совершают тем самым активные действия. В Градостроительном кодексе РФ содержится обязывающая административно-правовая норма о том, что «лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства» . Приведенная обязывающая норма может быть реализована всеми субъектами, осуществляющими строительство, лишь путем исполнения возложенной на них обязанности по предоставлению требуемой информации, если на подведомственных им объектах имели место аварийные ситуации. Для этого им необходимо совершить собственные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административного правоотношения.

Использование — другая общая форма реализации административно-правовых норм. Она также выражается в активном поведении субъектов, однако в отличие от предыдущей формы основывается не на исполнении обязанностей, а на следовании правам, установленным в управомочивающих нормах. Здесь используются права на собственное активное поведение. При этом субъекты имеют правовую возможность в определенных пределах как воспользоваться предоставленными им правами путем совершения собственных активных действий, так и воздержаться от них.

Таможенный кодекс Таможенного союза содержит управомочивающую административно-правовую норму, предоставляющую проверяемому лицу при проведении таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства государств — членов Таможенного союза, касающихся порядка проведения таможенных проверок . Реализация нормы будет осуществлена в форме использования, когда проверяемое лицо обратится к таможенным органам с просьбой предоставить ему указанную информацию и получит ее.

Соблюдение третья из общих форм реализации административно-правовых норм. Она характерна для реализации запрещающих норм и выражается в том, что субъекты следуют установленным в таких нормах запретам, а потому не совершают никаких действий. При данной форме реализации они выполняют возложенные на них обязанности путем бездействия (пассивного поведения). Путем соблюдения реализуются административно-правовые нормы, запрещающие совершение административных правонарушений и служебных проступков. Согласно ТК ТС товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза . Для реализации указанной административно-правовой норму.] достаточно не производить фактический вывоз указанных товаров с таможенной территории Таможенного союза, т.е. соблюдать установленный запрет.

Реализацию норм в специальной форме осуществляют исключительно органы государственной административной власти и их должностные лица. В отличие от общих форм реализация в специальной форме возможна при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделенные указанной компетенцией, в процессе реализации норм административного права разрешают индивидуально-конкретные административные дела путем принятия индивидуальных правовых актов, именуемых правоприменительными. Такие дела связаны, например, с назначением на государственную должность гражданина, принятием решения лицензирующим органом о предоставлении лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю либо изданием постановления о наложении па правонарушителя административного наказания.

Специальная форма реализации права получила наименование правоприменения (правоприменительной деятельности). Она основана также на общих формах реализации права — использовании и исполнении. Для административно-правового регулирования данная форма имеет важнейшее значение и по содержанию, и по объему. Огромное множество конкретных административно-правовых дел решается только благодаря правоприменительным актам государственной администрации, в том числе принятых ее должностными лицами. Граждане и организации, за исключением их органов и должностных лиц, не обладают правоприменительной компетенцией.

Проблема реализации права и законодательства является острейшей для государственной администрации, потому что неисполнительность — ее пока неискоренимый и серьезный недостаток. Следовательно, совершенствование правореализационной деятельности должно стать одним из существенных направлений формирования в России действительно правового государства, единообразного правового пространства и развитого гражданского общества.

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений.

В науке конституционного права до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права или методов конституционно-правового (государственно-правового) регулирования.

В свое время М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе особенности этих методов связывали с тем, что «нормы государственного права большей частью не детализируют сформулированных в них положений, поскольку это должно быть сделано в других отраслях права, развивающихся на его основе». Фактически такой вывод был основан на основе анализа общих положений Конституции и не затрагивал другую группу норм, детально регулирующих государственно-властные отношения. Поэтому эта позиция была подвергнута критике.

По мнению С. М. Равина, специфика отрасли государственного права выражается в том, что общественные отношения регулируются путем непосредственного применения правил (норм) конституции и изданных в соответствии с ней конституционных актов. При этом данные правила (нормы) опосредствуют все другие отрасли права, что и выражает ведущую роль государственного права в системе права. Нельзя не заметить, что предложенный С. М. Равиным отличительный признак свойственен и другим отраслям права, где конституционные нормы в определенных случаях также применяются непосредственно (например, в административном и финансовом праве). На это было обращено внимание Б. В. Щетининым, который полагал, что в государственном праве главным образом используется нормоустановительный метод. Наряду с ним, по мере необходимости, используются и некоторые другие методы – дозволения, предупредительного воздействия, регламентирования структуры и др., успешно применяемые и в иных отраслях права. Комплексность общественных отношений в государственном праве обусловливает, по мнению Б. В. Щетинина, использование различных методов.

Попытка обозначить уникальный для государственного права метод была предпринята Я. Н. Уманским, который заметил, что для норм данной отрасли характерен метод конституционного закрепления. Однако У майскому не удалось определить особенности этого метода.

В современный период большинство государствоведов склонны искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.

Во-первых, отмечается, что для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

Во-вторых, предпринимается попытка определить соотношение между методами по их роли в конституционно-правовом регулировании.

Необходимо отметить, что в современной отечественной науке наблюдается разнообразие подходов к определению системы методов регулирования в конституционном праве Российской Федерации.

Так, В. Е. Чиркин выделяет следующие методы: императивные методы, управомочения, субординации, обязывания, запрещения, диспозитивные методы, методы координации, согласования и репрессивные методы. О. Е. Кутафин, опираясь на классическое деление в теории права методов правового регулирования, предлагает их классифицировать применительно к конституционному праву на три вида: предписание, запрет и дозволение.

Представляется, что для более четкого уяснения особенностей системы методов конституционно-правового регулирования целесообразно проводить их классификацию на двух уровнях.

Прежде всего, на самом общем уровне в зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, координации деятельности.

Названные методы могут быть подразделены в свою очередь на следующие способы воздействия: 1) предписание или позитивное обязывание; 2) запрет; 3) дозволение.

Предписание или позитивное обязывание – способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершения определенных обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права случаях, использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется метод предписаний. На его основе определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними, без этого метода невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия. В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет призывает уклоняться, воздерживаться от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный метод используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации.

В Конституции РФ наибольшее число запретов может быть найдено в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение этих запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности – уголовную ответственность. Так, согласно ст. 278 УК РФ действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Призыв к пассивному поведению отличается категоричностью, и ослушание влечет за собой ответственность, которая часто определяется в нормах, непосредственно устанавливающих такие запреты. Например, целый комплекс запретов содержится в избирательном праве, за несоблюдение которых следуют юридически неблагоприятные последствия для кандидатов и его сторонников: отказ в регистрации, признание выборов недействительными и т.п. Так, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования; запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

В наиболее серьезных случаях в избирательном законодательстве устанавливается административная и уголовная ответственность.

Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента РФ принять отставку Правительства РФ или не принимать, распускать или не распускать Государственную Думу при трехкратном отклонении ею кандидатуры Председателя Правительства РФ – ст. 111, 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Зачастую одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером установления конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В данной статье обозначаются случаи, когда государство гарантирует социальное обеспечение. Человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может воспользоваться данным правом, а может и отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования присуще использование императивного метода и способов, основанных на властных началах. Однако в отличие от некоторых других отраслей публичного права, в частности, административного или финансового права, основанных главным образом на императивно-властных предписаниях, конституционное право широко использует диспозитивный метод. Поэтому трудно согласиться с авторами, которые подчеркивают приоритетное применение властно-императивных начал в конституционном нраве, замечая, что «особенностью конституционного права является часто встречающееся неравенство сторон – участников конституционного правоотношения». В качестве примера подчинения одной стороны другой приводится, в частности, такая сфера, как регулирование конституционных обязанностей гражданина. Представляется, что одной из особенностей конституционного права Российской Федерации как отрасли публичного права является широкое применение, наряду с императивным, диспозитивного метода. В соответствии с обшей тенденцией на демократизацию общественной жизни в ней все большую роль будет играть диспозитивный метод.

Особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственновластных отношениях, основанных в целом на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве. Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Едва ли следует согласиться и с признанием одностороннего подчинения в системе отношений государства и личности при регулировании обязанностей гражданина. Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. При этом гражданину должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Таким образом, преобладание императивного метода над диспозитивным, властных начал над свободой выбора для конституционного права может быть названо лишь со значительной оговоркой в качестве особенности, и не должно быть переоценено, как нельзя недооценивать неуклонную тенденцию возрастания роли диспозитивного регулирования в конституционном праве. Использование того или иного метода зависит от характера регулируемых общественных отношений.

Довольно спорно введение в научный оборот понятия репрессивных методов. В качестве примера такого метода В. Е. Чиркин приводит высылку лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны во время режима чрезвычайного положения. Думается, что в данном примере речь идет о применении санкции за нарушение предписаний и запретов, т.е. императивных методов. Такие санкции – неотъемлемое условие действия метода императивного регулирования, как такового.

Оригинальную классификацию методов конституционно-правового регулирования предлагает С. А. Авакьян. С точки зрения характера регулируемых общественных отношений он выделяет методы общего нормирования (регулирования) и детального регулирования соответствующих общественных отношений. Метод общего нормирования используется в определении основ конституционного строя, а метод детального регулирования – для регламентации отношений политического властвования. Приводимая С. А. Авакьяном классификация корреспондируется с аналогичными функциями конституционного права и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Есть много разных правовых норм и правил. Для того чтобы было проще разбираться в этом довольно большом их количестве и отношениях между ними, надо знать их виды и разбираться в классификации правовых норм их примерах, показательных для конкретных ситуаций.

Замечание 1

В Конституции Российской Федерации насчитывается три вида норм права, примеры приведены ниже.

Запрещающие нормы

Должность Президента не может быть занята одним и тем же лицом более двух сроков подряд (статья 81).

Без согласия частного лица на сбор информации о его личной жизни и поведении запрещен (статья 24).

Запрещено создание общественных объединений и структур, в задачи которых входит насильственное изменение территориальной целостности, конституционного строя и т.п. (статья 13).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (статья 6).

Обязывающие нормы

Отдельная группа норм – обязывающие нормы права, примеры:

  1. Каждый гражданин обязан платить налоги, установленные законом (статья 57).
  2. Каждый гражданин обязан беречь памятники культуры и истории (статья 44).
  3. Обязательно основное общее образование: получение детьми основного общего образования должно обеспечиваться родителями (статья 43).

Управомочивающие нормы

Примеры управомочивающих норм:

  1. Граждане не обязаны свидетельствовать против себя (статья 51).
  2. Граждане имеют право быть избранными и избирать (статья 32).
  3. Каждый гражданин имеет право свободно въезжать в Россию и беспрепятственно выезжать из нее (статья 27).
  4. Каждый гражданин имеет право на тайну своей переписки (ст. 22).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Связь прав и обязанностей

Замечание 2

Одно важное обстоятельство, которое следует учесть: если в законодательстве прописана норма чьей-то обязанности, то одновременно с этим в статье проглядывает чье-то соответствующее право.

Например, если родители обязаны предоставить своим детям получение основного общего образования, то дети имеют право получить такое образование и требовать его. Так, граждане РФ имеют обязанность платить налоги, следовательно, государство имеет право эти налоги получать и требовать их.

Следовательно, в формулировках норм на самом деле сказано больше, чем написано. Так в прописанной обязанности, мы видим право, и, наоборот: в прописанном праве, мы видим обязанность. С таким подходом к написанию законодательства становится более понятна и ясна воля законодателя.

Также следует рассматривать в качестве обязывающей запрещающие нормы. Понятие нормы «запрещается делать что-либо» тождественно понятию «обязан не делать что-либо». Например, запрещено подвергать пыткам людей. Это можно читать, как каждый гражданин обязан не подвергать людей пыткам. Следовательно, люди в нашей стране имеют право не быть подвергнутым пыткам. Пытки – это нарушение прав гражданина и человека.

Обратная логика устанавливается в управомочивающих нормах: если в норме сформулировано чье-либо право, то вместе с этим у другого человека появляется встречная обязанность. Эта обязанность подразумевается в подтексте нормы права. Пример: обвиняемый имеет право свою невиновность не доказывать, следовательно, суд и государство получают обязанность обеспечить гражданину это право, доказать вину и не требовать действий по доказательству невиновности.

Замечание 3

Также, если любой гражданин имеет право быть избранным и избирать в нашей стране, то у государства появляется обязанность это право гражданину обеспечить.

Классификация норм в соответствии с субъектами правотворчества

Данная классификация строится на зависимости от автора той или иной нормы. Роль критерия играют субъекты правотворчества. В том случае если норма исходит от народа, народ считается автором и создателем нормы, в которой заложена его непосредственная воля.

Замечание 4

Традиционно такие разновидности норм называются референдумными, так как принимаются на всенародных голосованиях и референдумах. Практически все конституционные нормы в России являются референдумными, так как Конституция принималась посредством всенародного голосования.

Федеральное Собрание страны является законодателем и может быть автором и создателем нормы. Нормы, которые содержатся в законах, принятых Собранием, относятся к группе законодательных.

Существует также особый тип подзаконных норм, которые исходят от исполнительной ветви власти (для России – ведомства, министерства, Правительство).

В некоторых странах, преимущественно принадлежащих англосаксонской правовой семье (США, Великобритания и т. д.) допускается формирование особых образцов норм судьями, судебной властью. Такие нормы носят название юридических норм судебных прецедентов.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Регулятивные нормы — нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные нормы — нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Коллизионные нормы — нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Охранительные нормы обычно состоят из диспозиции (указывает на правонарушение) и санкции.

Примеры охранительных норм права:

1) Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. (п. 1 ст. 116 НК РФ);

2) Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. (п. 1 ст. 120 НК РФ)

Материальные административно правовые нормы примеры

Запрещающие административно правовые нормы реализуются в форме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *