Заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств

СТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 712

В. О. СОТНИКОВА

КАКИЕ ОСТАНОВОЧНЫЕ ПАВИЛЬОНЫ НУЖНЫ?

Поднимаются вопросы благоустройства городской среды и логической обоснованности размещения остановок транспорта в условиях современной градостроительной ситуации.

Ключевые слова: остановочный павильон, благоустройство.

В промышленно развитых странах 24% населения ежедневно добирается до работы, пользуясь общественным транспортом. В странах с переходной экономикой эта цифра составляет более 60%. А сколько времени убивает среднестатистический гражданин в ожидании общественного транспорта? Наша статистика об этом умалчивает. Это время можно провести под открытым небом на продуваемой всеми ветрами остановке, а можно — в тепле и уюте за чашечкой кофе, прикупив заодно необходимые продукты. Остановки, как точки наибольшего скопления людей, наиболее «проходные» участки, идеально подходят для развертывания малого бизнеса. Недаром именно к ним тяготеют частные торговцы мелким, штучным товаром. Таким образом, на остановочные комплексы возлагается двойная нагрузка. С одной стороны, являясь малыми архитектурными формами, они украшают город, вносят разнообразие в городскую среду. С другой — обеспечивают комфорт для горожан, способствуют развитию розничной торговли, сети «fast food» — быстрого питания. Здесь могли бы размещаться и пункты по оказанию разнообразных мелких бытовых услуг. Особая тема — архитектурный облик остановочных комплексов. Их архитектура разнообразна, пестра, и каждый по-своему индивидуален, хотя выполняется по определённым канонам и с учётом необходимых градостроительных требований, пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и т. д. Несмотря на свою индивидуальность, остановочные комплексы должны гармонично вписываться в сложившуюся архитектуру, дополнять её, а не входить с ней в противоречие. Кроме того, строительство остановочных комплексов должно подчиняться градостроительному регламенту размещения объек-

Сотникова В. О., 2009

тов торговли и общественного питания малой мощности.

В дорожной среде объектами малых архитектурных форм являются оборудование площадок отдыха, оборудование автобусных остановок и т. д.

Все эти элементы, составляя часть «промежуточной зоны», служат строго утилитарным целям и вместе с тем являются композиционными деталями среды, составляющими «связующий элемент» в масштабном сопоставлении человека и застройки. «Утилитарны и необходимы» — и с этим никто не спорит, они должны уберечь нас от солнца и дождя, ветра и снега… Они могут также спасти нас от уныния и серости, повысить настроение после трудового дня, снять нервозность и украсить городской быт.

Остановочный павильон должен соответствовать всем нормам и правилам: социальным, антропометрическим, санитарно-гигиеническим, экологическим, экономическим; отвечать требованиям безопасности — и это уже гарантия, что он не будет нас раздражать.

Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых ландшафтно-архитектурных форм, исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях, их «читаемости», при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т. п.

Во всём мире уделено достаточно внимания проблеме остановочных павильонов. Создано огромное количество унифицированных остановочных павильонов, модульных систем, при установке которых все требования СНиПов и стандартов будут удовлетворены. Почему же продолжают объявляться конкурсы в разных

городах на создание остановок? Казалось бы, расставляй уже придуманное — и делу конец.

Человек всегда будет стремиться к индивидуальному — в своём облике, в обстановке своего жилища; его никогда не перестанут удивлять музейные экспонаты, созданные художниками и дизайнерами. Чем больше человека окружают стандартные вещи в офисах, магазинах, больницах (там они оправданы), тем сильнее будет возникать тяга к нестандартному, душевному, рукотворному.

На сайтах в Интернете можно обнаружить различные подходы к решению этой задачи. Остановки в виде арбуза, клубники (Япония), которые хочется откусить; остановки, оборудованные гамаком и качелями (Германия), -больше концептуальные, но в этих идеях заложен основной смысл остановки — отдых. А кто не наработался — остановка «Хайтек» (Франция). С такой вот автобусной остановки вы вряд ли захотите уезжать. С бесплатным-то вай-фаем. Да на ней, вообще, работать можно! А кому не досталось места в ней, может полюбоваться короткими видеороликами с обратной стороны.

Остановочный павильон с эксплуатируемой кровлей (Шефилд, Великобритания) — оказывается, эксплуатируемая кровля бывает не только у зданий. В бетонных джунглях городов каждый квадратный метр стоит тысячи долларов. Поэтому и газон в целях экономии лучше поместить на крышу автобусной остановки.

Вопрос неповторимости можно решить, индивидуализировав подход к вопросу озеленения. Ожидание транспорта можно смягчить пребыванием «на зелёном островке», тем более, что горожанам не хватает общения с природой. Можно превратить остановочный павильон в экспозицию цветущих культур. Сделать это можно за счёт большего внедрения торговых точек с цветочным ассортиментом (понятно, делать это надо там, где будет экономическая выгода предпринимателям). У нас в городе есть один такой хороший пример — остановка «Улица Гончарова», возник он стихийно, а затем полу-

чил развитие в виде установки дополнительных киосков по продаже цветов, где продавцы вынуждены выставлять свой товар для рекламы и на прилегающую территорию. Просто пешеходы или ожидающие транспорт получают эстетическое наслаждение, любуясь несколько минут прекрасными цветочными композициями. Можно распространить этот опыт на другие остановочные павильоны, там, где есть логическая необходимость приобретения букета (часто на бегу), глядишь, почаще зрители в театре и на концертах будут появляться с цветами.

Хороший приём благоустройства — «топиар-ные» фигуры, но они устанавливаются вдоль проезжей части одиноко, не имея композиционной поддержки. Приблизив их к «зрителям» (особенно к детям), можно получить хороший эмоциональный ответ.

К большому сожалению, имея и так небольшое количество озеленённых остановок, мы можем их потерять в ближайшее время. Не доведённое когда-то до окончательного завершения или утерянное в процессе эксплуатации элементарно е оборудование: решётки вокруг деревьев, защищающие от вытаптывания, позволяющие полноценно ухаживать за насаждением; ограждения, направляющие движение пешеходов (нужное и для безопасности самих пешеходов); бортовые камни (бордюры) — не установленные на сопряжениях поверхностей проезжих частей, тротуаров, перепадов рельефа; урны — о значении которых говорить как-то уже и надоело.

За каждой «мелочью» в благоустройстве стоит много вопросов — безопасности жизнедеятельности, экологии, психо-эмоционального, эстетического, воспитательного характера.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(сокращенная редакция на основе стандарта SN 640880,Швейцария)

A. Введение

Данное руководство по размещению является пособием в вопросах планирования, проектирования и строительства автобусных остановок. Оно основывается на законодательных рекомендациях и памятках по различным областям, таких как видимость, кольцевые автотранспортная развязки, движение двухколесного транспорта и т.д., и является дополнением к норме SN 640880 от мая 1993.

Терминология

Автобусные остановки — это остановки нерельсовых транспортных средств движения (автобусов и троллейбусов), двигающихся по заданному маршруту, эксплуатируемых лицензированными транспортными компаниями.

Автобусные остановки устанавливаются как за пределами проезжей части (автобусный карман), так и на проезжей части (остановка на проезжей части) см. раздел «Типы остановок». Расположение автобусных остановок должно учитывать различные потребности всех участников дорожного движения, не снижая вместе с тем безопасность дорожного движения.

B. Расположение

Расположение остановок должно, в первую очередь, учитывать потребности пользователей (пассажиров). Следует также учитывать задачи общественного транспорта, развития населенного пункта и транспортного управления. Остановки должны располагаться:

  • в местах, где к автобусным маршрутам стекаются наиболее благоприятные и короткие пути пешеходного движения;
  • в важных местах назначения или точках притяжения;
  • в местах пересечения с другими маршрутами общественного транспорта;
  • на соответствующем расстоянии до следующей остановки (как правило, 300–400 м);
  • в местах размещения перехватывающих парковок.

Планирование расположения и вида остановки часто пересекается с другими проектами. Общегородские проекты и транспортные стратегии могут играть важную роль при планировании и влиять на график реализации проекта.

Типы остановок

На рисунках ниже приведен лишь краткий обзор различных видов автобусных остановок. Другие аспекты, такие как геометрические характеристики, разметка, оборудование, пешеходные переходы, автобусные остановки под навесом и т.д. рассматриваются в следующих разделах.

Основные формы:

Остановка в кармане Остановка на проезжей части

Особые формы:

Выступающая остановка?? Остановка на площади перед зданием Частичный карман Двойной частичный карман Остановка на тротуаре Светофор для приоритета автобуса (на участках с автоматизированной системой управления дорожным движением) Остановка после островка безопасности Остановка на многоцелевой полосе???

В особых случаях «Остановка на тротуаре», «Остановка после островка безопасности» и «Остановка по многоцелевой полосе», а также в случае частичных карманов позволяется объезд стоящего автобуса, даже при отсутствии кармана.

Выбор типа остановки

Автобусные остановки, как правило, проектируется в виде кармана.

Однако может возникнуть вопрос о выборе другого типа остановки для конкретной ситуации. Существуют различные критерии, которые должны рассматриваться в процессе принятия решения. В зависимости от существующей ситуации, критерии приводят к разным выводам.

Существенное влияние на выбор типа остановки имеют интенсивность транспортного движения, поток транспорта, расположение в дорожной сети (сельский или городской район, транспортная развязка, автоматизированная система управления дорожным движением и т.д.), требования к общественному транспорту (например, безопасность сообщения ), время остановки автобусов, разрешенная скорость, расходы, специфические местные условия и т.д. Так, на участке с высокой интенсивностью движения и непрерывным потоком преимущество имеют автобусные карманы, потому что автобус, который останавливается на проезжей части дороги, в котором, возможно, еще и во время остановки продаются проездные билеты, будет восприниматься как помеха. Если транспортный поток сильно разряжен или если автобусная остановка находится на участке с автоматизированной системой управления движением, то преимущество имеют остановки на проезжей части дороги или отсеки для остановки автобуса.

Выбор типа остановки — исходя из стандартной ситуации с автобусной карманом — является результатом общей оценки. Для этого следует использовать перечень контрольных вопросов «Рекомендация по установлению автобусных остановок: перечень контрольных вопросов по выбору типа автобусной остановки» (документ IMS 408.103). Он включает в себя основные критерии, которые должны соблюдаться в процессе принятия решений. С точки зрения сбалансированной транспортной политики стратегические цели и будущие изменения в транспортной сети, окружающей среде и т.д. так же следует включить в общую оценку.

Остановки в зонах неурегулированных перекрестков

Автобусные остановки в зоне перекрестка или примыкания второстепенной улицы к основной (выезда с прилегающей территории) должны располагаться, как правило, за перекрестком. Так обычно не возникает никаких проблем с видимостью других участников движения.

Минимальная видимость А = указанная максимальная скорость

Расположение за перекрестком

Остановка в виде кармана Остановка на проезжей части

Расположение перед перекрестком

Карман

Видимость может быть увеличена за счет углубления кармана или установки остановки под углом

Расположение кармана под углом для улучшения видимости Остановка на проезжей части

Примыкание боковой улицы к главной (выезд с прилегающей территории) запрещается использовать в качестве зоны для посадки и высадки пассажиров, поскольку остановка на перекрестках, ближе 5 м как перед, так и за перекрестком запрещена ПДД.

Как частный случай можно рассмотреть (в основном частные) подъездные пути к домам, фермам и так далее. Они в понимании норм ПДД не являются дорожными пересечениями. Таким образом, в данном случае ПДД не применяется, и остановка в зоне подъездного пути возможна с юридической точки зрения (для Швейцарии). Следует отметить, что это все равно может привести к нежелательным дорожным ситуациям. Поэтому такие распоряжения должны быть проверены в индивидуальном порядке. Как при остановке на площади перед зданием, использование подъездного пути в качестве зоны для посадки и высадки пассажиров подлежит утверждению со стороны (частного) собственника земельного участка.

Остановки на узлах с круговым движением

Автобусные остановки в районе перекрестков с круговым движением часто целесообразны, поскольку в основном они устанавливаются на центральных местах, а пересечение улицы в зоне перекрестков с круговым движением является простым и безопасным.

Остановка на проезжей части: остановка допускается только перед въездом на перекресток (для предупреждения блокировки круга).

Остановка за перекрестком с круговым движением: автобусный карман должен располагаться как можно ближе к перекрестку. Конструктивный радиус выезда с перекрестка не должен увеличиваться до пешеходного перехода, поскольку в противном случае угол отклонения уменьшается, и, таким образом, увеличивается скорость движения.

Расположение пешеходных переходов следует проверить согласно норме SN 640241.

Остановки на перекрестках со светофорным регулированием

Автобусные остановки перед перекрестками со светофорным регулированием, как правило, располагаются на отдельных выделенных полосах, которые обеспечивают приоритет автобуса на светофоре и не мешают индивидуальному движению во время остановки. Остановка в обычной полосе возможна, там где не достаточно пространства для отдельной полосы или преобладают пробки.

Примеры автобусных остановок в зоне светофорного регулирования:

Заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *