Вывоз мусора в 2019 году

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Содержание

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). .

Вопрос:
Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области, предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Опрос: на сколько больше Вы стали платить за вывоз мусора с 1 января 2019 года

Сколько платить

Договор с региональным оператором считается публичным, и он не вправе отказать в подписании этого документа, если на оферту откликнулся клиент. В то же время, если вы не подписывали такой договор, по умолчанию он считается заключенным на неопределенный срок, в связи с этим необходимо будет оплачивать услуги по обращению с ТКО по отдельной квитанции или отдельной строке, вне перечня жилищно-коммунальных услуг.

Между тем, в некоторых регионах и до 2019 года плата за мусор начислялась не совместно с платой за содержание жилья, а отдельно. Поэтому для жителей таких субъектов введение новшества не будет столь заметным, как там, где люди оплачивали услуги исходя из количества квадратных метров жилья.

Предельный тариф на взимание платы за вывоз мусора устанавливается департаментом по ценам каждого субъекта в отдельности.

К примеру, в Оренбургской области установлены следующие нормативы платы за вывоз мусора:

  • многоквартирные дома – 101,55 рублей в городе и 79,27 рублей в селе с человека;
  • собственники частных домов – 118,08 рублей в городе и 89,83 рубля в селе с человека.

Ранее в данной области действовал закон о вывозе и утилизации мусора, согласно которому граждане оплачивали такие услуги исходя из площади жилья.

Переход на взимание платы «с человека» произошел не везде, ведь в соответствии с положениями закона каждый субъект самостоятельно рассчитывает тарифы.

К примеру, в Подмосковье власти с успехом выполнили требования законодателя о заключении соглашений с региональными операторами. Так, в МО действуют 7 операторов, каждому из которых подконтрольна четко ограниченная территория. В то же время, здесь действуют тарифы оплаты за вывоз ТКО исходя из сложного расчета метража квартиры или дома в сочетании с установленными коэффициентами платы оператору. Например, в Одинцовском районе начисляют 9,02 рубля с квадратного метра. Кстати, в Московской области с января 2019 строго исполняется закон о сортировке мусора — синие (для пластика и т.д.) и серые (для пищевых отходов) контейнеры уже присутствуют на каждой площадке.

Проанализировав тарифные сетки взимания платы за вывоз ТКО в различных областях России, спешим успокоить граждан и заверить в ложности сообщений о нереальном взлете цен (в сотни раз, как пишут в некоторых СМИ). Подробно о схеме расчета и предельных тарифах каждый из вас может узнать на сайтах администрации района или города.

Если все же цена в квитанциях на оплату увеличилась в разы, это повод обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию и прокуратуру, так считают эксперты (смотрите на видео с 36-й минуты):

Куприянова Вера Николаевна Ссылки на законодательные акты

  1. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами»

В этом году наши соотечественники столкнутся с правительственными нововведениями, касающимися сбора и утилизации твердых бытовых отходов. Мусорная реформа 2019 года предполагает раздельный сбор отработанного сырья, которым теперь будут заниматься не муниципальные службы, а специальные компании-операторы регионального назначения. Планируется, что полученные от увеличения тарифов денежные средства будут направлены на строительство утилизационных заводов и закрытие старых свалок.

Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа?

В декабре 2017 года в связи с ухудшением экологической ситуации в России высший законодательный орган выдал Указ о внесении поправок в действующий на протяжении 20 лет ФЗ о производственных и потребительских отходах. Изменение были подтверждены подписью Президента.

2018 год знаменовался подготовительными мероприятиями. Планировалось, что муниципалитеты определятся с региональными операторами и сформируют тарифы на вывоз мусора. К сожалению, не все местные власти справились с заданием, игнорируя или противодействуя нововведениям. Поэтому сроки внедрения программы сорваны — «мусорная» реформа согласно закону стартовала с 1 января 2019 года, но некоторые субъекты РФ не сумели ввести инновацию. В конце 2018 правительство было вынуждено пролонгировать переходной период (для Москвы, МО, СПБ и Севастополя на 3 года, а для других муниципалитетов, которые не смогли найти оператора по вывозу отходов, еще на 1 год).

Особенности новшества по вывозу мусора

  • ответственность за формирование свалок, разработку схем вывоза отходов и выбор компании-оператора находится в руках местных органов власти;
  • расчет платы за транспортировку мусора теперь зависит от нормативов накопления твердых и крупногабаритных расходов в расчете на 1 человека, а не на кв. метры как раньше;
  • установка тарифов за вывоз мусора проводится государственным комитетом, а нормативов — местными властями (последние новости мусорной реформы свидетельствуют, что пока расценки на услугу сформированы только у 35 субъектов РФ);
  • участие в программах распределения отходов на «мокрые» и «сухие» предполагает льготы в оплате (максимум до 50%);
  • ранее плата за вывоз мусора в платежных документах россиян входила в строчку «Техобслуживание», сегодня же она будет прописана отдельно.

По новым правилам оплата начисляется на каждого прописанного в квартире или доме человека. Если в квартире ни кто не прописан, то расчет ведется с количества собственников. В каждом региона тарифы утверждают местные власти. В ряде регионов тариф считается по сложной формуле. Формула расчета общего тарифа выглядит следующим образом: Т об= Tпр*N/12, где Tоб — общий тариф, Тпр — предельный тариф за 1 м3 мусора, N —норматив за вывоз твердых и крупногабаритных отходов на 1 человека. Норматив определяется суммированием годовых норм производства мусора на одного человека и делением на норматив площади на одного человека. К примеру, в год человек создает 1,56 м3 и 0,49 м3 отходов разного типа. Показатели суммируются и делятся на норму квадратных метров на 1 жильца – 18 м2. В итоге годовой норматив составит: (1,56+0,49)/18.

Следует заметить, что со стороны населения требуется регулярно платить за оказанную услугу и выбрасывать отходы в строго отведенных местах. Существует возможность минимизировать плату, в случае доказательства того, что в квартире или доме проживает меньше человек, чем прописано (к примеру, человек подписал контракт на военную службу, выехал за границу или получил длительную командировку, обучается в другом регионе и т.д.).

Открытые письма граждан к президенту России Владимиру Путину о новых правилах вывоза ТБО

Мусорная реформа по Калужски. Или что случается, когда власть начинает заниматься бизнесом.

Сверх тарифы за вывоз ТБО в Самарской области

Мусорная реформа Томск

Коллективная Жалоба жителей НГО СО

Не справедливость «Мусорной реформы»

Мы в шоке , как чиновники претворяют в жизнь мусорную реформу

Мусорная реформа в частном доме

Новые тарифы за вывоз мусора (ТБО)

В феврале 2019 года многие граждане РФ увидят в своих платежках по коммунальным услугам отдельную строку «За предоставление услуги по обращению с ТКО». В среднем за каждого прописанного жителя придется выложить 90–130 рублей.
Как утверждает Владимир Бурматов, глава комитета Госдумы по работе с общественными объединениями, наблюдается следующее увеличение платы за вывоз мусора:

  • Нижегородская область — почти в 17 раз;
  • Ингушетия — в 18 раз;
  • Астраханская область — в 10 раз;
  • Воронежский регион — в 5 раз;
  • Пермский край — в 7 раз.

Прогнозируемый темп прироста платежей на услугу по вывозу бытовых отходов составит 12%. В среднем тарифы по стране с учетом «мусорной» реформы будут ежемесячно прибавлять по 30 рублей. Каждый месяц планируется проводить индексацию — сначала на 1,7%, а с середины 2019 года на 2,4%.

Митинги и протесты против мусорной реформы

Жители многих городов уже выступили против «мусорной» реформы. Платеж за вывоз ТКО соизмерим с расходами на капремонт, а в некоторых регионах он превысит прошлогоднюю ежемесячную плату в 50 раз. Граждане понимают, что под эгидой нашумевшей реформы на самом деле скрывается новый обременяющий налог. Дело в том, что прибыль от очередной правительственной кампании будет распределяться между региональным оператором, управляющими компаниями, ТСЖ и субподрядчиками, занимающимися непосредственной транспортировкой мусора.

Вывоз отходов совершается только на полигоны с государственной регистрацией. В связи с этим субподрядчики во многих населенных пунктах будут преодолевать длительные дистанции. С учетом удорожания бензина и увеличения расходов на оплату труда перевозчиков расценки на услугу будут действительно заоблачными.

На сегодняшний день из новостей по «мусорной» реформе стало известно, что Правительство на 4 года разрешило использовать старые полигоны, не имеющие регистрации в Госреестре. По сути, все ТКО, как и прежде, будут размещаться на переполненных свалках.

Волна негодования уже прошлась по стране, воплотившись в протестах против «мусорной» реформы. Жители Архангельской области вышли на площади городов против чрезмерно высоких тарифов и желания властей организовать полигон для ликвидации московских отходов на территории региона.

Митинги против мусорной реформы состоялись и в других областях. Они проходили под лозунгом: «Россия — не помойная яма!». В среднем на акции протеста в городах-миллионниках пришло 100-300 человек. В некоторых населенных пунктах мероприятия не состоялись в полном объеме из-за запрета властей. Люди так же пишут открытые письма президенту с просьбами разобраться с повышением тарифов

Последние новости о реформе вывоза мусора

После прихода платежек в феврале за вывоз ТКО, тарифы были увеличены, как и ожидалось. 70 из 85 субъектов РФ сформировали тарифы для своих жителей. В случае длительной неуплаты (2-3 месяца) будет насчитываться пеня. Региональный оператор вправе подать на неплательщика коммунальных услуг в суд.

Оператор будет работать с жителями через Управляющие компании или заключать договор напрямую.

Народные советы: как не платить по новым тарифам «мусорной реформы»?

Бытует мнение, что если не заключить с региональным оператором оферту на вывоз мусора, можно избежать чрезмерных тарифов. Платежку нужно просто игнорировать и обязательно сохранить. Поскольку в ней присутствуют ваши личные данные (ФИО, адрес, номер телефона), сославшись на закон о защите персональных данных, вы можете написать в прокуратуру заявление на некорректное использование вашей личной информации.

Мнения юристов кардинально расходятся с мыслями «народных умельцев». Жилищный кодекс предполагает уплату всех коммунальных платежей. Чтобы не набежала огромная пеня, знатоки юриспруденции настоятельно рекомендуют своевременно проводить уплаты. Что касается защиты персональных данных, региональные компании получают подобную информацию из государственного источника. Они могут использовать ее в выставлении счетов, но не имеют права разглашать третьим лицам.

Таким образом, оплаты тарифов вряд ли удастся избежать. Как видите, мусорная реформа, митинги по которой прокатились по всей стране, и дальше выполняется вопреки негодованию населения. Единственное, что вы можете попробовать предпринять — оспорить закон в Суде по действующей процедуре.

Появился документ о повышении мусорных тарифов в Свердловской области

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области приняла постановление о новых мусорных тарифах. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Принятый документ практически не отличается от его проекта. До 1 июля следующего года тарифы на услуги региональных операторов по обращению с отходами останутся прежними.

С середины 2020 года ставка для клиентов «Рифея» (курирует север Свердловской области) поднимется с 695,23 рубля за кубометр (с НДС) до 720,16 рубля. Для ТБО «Экосервис» (западный кластер) – с 489,61 до 494,15 рубля за кубометр, для ЕМУП «Спецавтобаза» (восточный кластер) – с 474,37 до 491,44 рубля.

С 1 января 2021 года будет резкое повышение: у «Рифея» до 888,72 рубля, у «Экосервиса» — до 743,48, у «Спецавтобазы» — до 726,36 рубля за кубометр. Еще через полгода тарифы поднимут вновь, но уже не так значительно. «Рифею» придется платить по 895,01 рубля за кубометр, «Экосервису» — 749,21 рубля, «Спецавтобазе» — 726,47 рубля.

Напомним, что тариф регоператора – это не то же самое, что размер платежа для населения. Но платеж рассчитывается на основании этого тарифа. Чтобы получить сумму платежа, нужно тариф умножить на норматив.

Норматив для физических лиц, зарегистрированных в многоквартирных домах Екатеринбурга, составляет 0,213 кубометра с человека в месяц, для жителей частного сектора уральской столицы — 0,261 кубометра с человека в месяц. Для остальных жителей Свердловской области соответствующие величины составят 0,169 и 0,190 кубометра в месяц.

Таким образом, для жителей многоквартирников в Екатеринбурге с 1 июля 2020 года платеж составит 104 рубля 67 копеек, а с января 2021 года – по 154 рубля 71 копеек с человека в месяц.

Министр энергетики и ЖКХ региона Николай Смирнов, напомним, обещал, что рост мусорных платежей для жителей Свердловской области не превысит инфляцию. Если себестоимость оказания услуги у регоператоров будет требовать большего роста, то разница будет компенсироваться из облбюджета.

Несколько лет правительство разрабатывало так называемую «Мусорную» реформу, пытаясь упорядочить систему работы с отходами как в многоквартирных домах, так и в частном секторе. До 2019 года тарифы на вывоз мусора не были едиными, деятельность компаний, которые были за него ответственны, не была централизована.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Ещё сложнее ситуация складывалась в сельской местности, где процесс утилизации отходов регулировался местными властями и не был обязательным.

Изменения законодательства в 2019 году

Основное регулирование системы работы с мусором осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2017 году (№503-ФЗ от 31.12.2017) и дважды – в 2018 году (№272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-ФЗ от 25.12.2018). Новые положения содержат:

  1. Включение вывоза твёрдых бытовых отходов (ТБО) в перечень коммунальных услуг (наряду с электро-, газоснабжением и т. п.).
  2. Полный перевод системы управления работой с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в ведение региональных властей.
  3. Требование введения единого регионального оператора для организации вывоза мусора.
  4. Изменение системы формирования тарифов за вывоз отходов.

Теперь все собственники жилья обязаны заключить договор с единым региональным оператором по работе с ТКО и платить за вывоз мусора по тарифу, установленному региональными властями (п. 4 ст. 24.7 №89-ФЗ). Это касается не только жителей многоквартирных домов, но и владельцев частных домов (в том числе в деревнях и сёлах), членов садоводческих объединений, членов гаражных кооперативов.

Сам принцип организации вывоза отходов из сельской местности не имеет принципиальных отличий от работы оператора в городе. Основная разница – в тарифах для города и для сельских поселений. Так, мусорная реформа для частного дома, как правило, предполагает пониженные ставки.

Основные правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

Принятые поправки к законодательству возлагают ответственность по своевременному и обязательному вывозу мусора на собственников частных домовладений.

Порядок сбора и вывоза мусора

Задача владельца ТКО (то есть собственника дома) – заключить договор с мусоровывозящей организацией. Именно она полностью отвечает за порядок сбора отходов и соблюдение правил их вывоза. Основные технические требования к работе компании, включая транспортировку, обработку и утилизацию мусора, определены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они должны соблюдаться как жильцами, так и исполнителем работы. Правила включают:

  1. Рекомендации по использованию технологии автоматизированной сортировки ТКО.
  2. Требования по извлечению отходов определённых классов (повышенной опасности) и недопущению их попадания на объекты захоронения ТКО.
  3. Организацию складирования в месте сбора, установленном региональной властью.
  4. Применение жильцами системы раздельного хранения мусора (если такое требование зафиксировано региональным законодательством).

Заключение и оплата договора

В соответствии с новым законодательством собственник твёрдых коммунальных отходов обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, выполняющим работы с таким видом мусора (ст. 30 ЖК РФ от 29.12.2004 N188-ФЗ в ред. от 31.12.2017).

Под обращением с твердыми коммунальными отходами при этом понимаются: транспортирование, обезвреживание и захоронение.

Договор может быть заключен как напрямую с собственником домовладения, так и с организациями, представляющими интересы потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом или кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

При этом заключить контракт на вывоз ТКО можно не только с региональным оператором, но и с другими юрлицами или ИП, имеющими лицензию на такой вид деятельности (п. 39 Постановления № 1156).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.

Документ должен содержать следующие пункты:

  • название оператора, оказывающего услугу;
  • ФИО представителя оператора с указанием его должности;
  • ФИО клиента (потребителя) и паспортные данные;
  • существенные условия договора. К ним относятся: услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов;
  • описание обязанностей исполнителя и потребителя. Исполнитель обязуется выполнять работу в срок, а потребитель – оплачивать услуги в соответствии с тарифами.
  • порядок вывоза мусора (объём, периодичность, способ складирования на участке);
  • дату начала оказания услуг;
  • порядок расчётов по договору;
  • время и место его заключения.

Форму типового договора можно посмотреть . Договор заключается в письменной форме и составляется в двух экземплярах (п. 148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Жителям домовладений будет приходить ежемесячная квитанция в соответствии с установленными в регионе тарифами.

Как формируется плата

С начала 2019 года каждый субъект РФ устанавливает свои нормативы по накоплению мусора. На их основе формируются тарифы на обслуживание жилых и нежилых помещений региональными операторами. Тариф может быть как единым, так и дифференцированным. Сколько будет платить конкретный житель, зависит от региона его проживания. В некоторых субъектах страны разработана гибкая сетка тарифов, например, в Калининграде.

Субъекты РФ могут формировать плату за работу с ТКО исходя из трех типов исчисления:

  • по количеству проживающих;
  • по площади помещения;
  • дифференцированно (исходя из объема контейнеров для раздельного сбора отходов).

В большинстве регионов применяется первая модель.

По количеству проживающих тариф рассчитывается по формуле:

число проживающих в доме * норматив накопления отходов * тариф на услугу регионального оператора за 1 куб ТКО.

При расчёте на основе площади помещения применяется формула:

S * норматив накопления * тариф, где S – площадь помещения.

К формуле может добавляться скидка для жителей сельской местности. Так, в Московской области она составляет 30%.

Нормативы накопления рассчитываются и устанавливаются каждым регионом самостоятельно. Региональные власти вправе определять льготные категории, тариф для которых будет рассчитываться с учётом пониженного коэффициента.

При дифференцированном способе расчет платы производится по объему установленных контейнеров для сбора ТКО. В этом случае для подсчета стоимости услуги необходимо использовать сумму всех установленных контейнеров. Далее полученная цифра умножается на тариф и количество проживающих лиц (или площадь помещения – в зависимости от схемы, утвержденной в конкретном регионе).

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Мусорная реформа в России: что изменилось в 2020 году

Мусорную реформу в России можно назвать необходимостью, и не только потому, что отходов становится все больше — требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами. Во времена СССР в стране работал единый стройный алгоритм сбора и вывоза отходов. Однако в современном мире состав мусора сильно изменился, а методы утилизации – устарели. В советские времени предварительная сортировка по сути уже существовала, занимались ей пионеры во время сбора макулатуры и вторсырья.

В 90-е годы от этой системы отказались, что параллельно с новыми вызовами, например появился пластик, позволило образоваться масштабной мусорной проблеме. Повсеместно во всех регионах стали образовываться стихийные свалки, переполнялись полигоны для утилизации ТБО, жители близлежащих с ними населенных пунктов задыхались от смрада. Ежегодно в России образовывалось 70 миллионов тонн мусора, утилизировать который оказалось некуда. Стало ясно, что пришло время для реформирования мусорной сферы — последние новости пока говорят нам о «сыром» законодательстве, однако уже на начало 2020 года есть серьезные подвижки в сторону повышения качества вывоза и обращения с ТКО.

Цель мусорной реформы

Целью мусорной реформы, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно.

Таким образом, нынешняя система, по которой мусорные компании зачастую занимались тем, что собирали мусор и вывозили его на полигон, а иногда и просто вываливали в лесу, должна прекратить свое существование, уступив место новой методике.

Компании должны быть заинтересованы, чтобы везти мусор в специально отведенные для этого места. Эти места регионы вносят в разработанные территориальные схемы обращения с отходами. Старые полигоны подлежат рекультивации. А если их собственники отказываются ее проводить, за них это должны делать региональные операторы, а затем – выставлять собственникам счет. На местах приемки отходов должны строиться сортировочные мощности и перерабатывающие производства.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус). Принципиально не буду платить по новым тарифам, пусть пересматривают. Общий балл 625 139 – + 764 Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен! Общий балл 504 121 – + 625 Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними. Общий балл -102 231 – + 129 Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам! Общий балл -113 165 – + 52 Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях… Общий балл -114 167 – + 53

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно поправкам, к началу 2019 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2020 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Региональные операторы вывоза мусора

Региональные операторы по обращению с отходами в каждом регионе выбираются на основе конкурсных процедур. Всего в каждом регионе может быть по одному оператору. Компания-победитель конкурса осуществляет деятельность по:

  • сбору
  • транспортировке
  • обработке
  • утилизации
  • обезвреживанию
  • размещению отходов I — IV классов опасности

Основная задача регионального оператора – решение проблемы с вывозом и переработкой мусора в данном субъекте. Регоператор отвечает за всю деятельность в этой сфере, в том числе – взимает платежи с населения, готовит и создает инфраструктуру по работе с ТБО, включающую в себя строительство комплексов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Мнение эксперта Анна Юрист по призванию! Региональным оператором также могут быть муниципальные или государственные унитарные предприятия в регионах. Для этого, согласно ФЗ «О внесении изменений…» от 25.12.2018 № 483-ФЗ, они должны иметь необходимые лицензии.

Также к функциям регоператора относится ликвидация стихийных свалок, вывоз мусора с территорий многоквартирных домов, частного сектора, предприятий, строительство контейнерных площадок.

Регоператор вправе заключать договоры с мусорными компаниями. Посредством технологии ГЛОНАСС он осуществляет контроль за мусоровозами. Расчет с транспортными фирмами ведется на основании того объема мусора, который доставляется к месту сортировки и обработки.

Вы уже используете раздельные контейнеры для мусора в своем доме/квартире? ДаНет

Тарифы: как они формируются

Тарифы для физических лиц стали самым спорным вопросом новой «мусорной реформы». С 1 января 2019 года тариф на вывоз и сортировку отходов был выделен в квитанции об оплате ЖКХ в отдельную строку. Его выставляет региональный оператор. До этого тариф включался с содержание и ремонт жилого помещения, а сама услуга значилась в перечне жилищных. Ее предоставляла муниципальная власть.

С 2019 года установка тарифа – прерогатива субъекта РФ. Однако при его формировании власти должны руководствоваться:

  • №89-ФЗ;
  • Правилами коммерческого учета… (Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 №505);
  • Методическими рекомендациями…, (Приказ Министерства строительства РФ от 28.07.2016 №524/пр);
  • Правилами предоставления коммунальных услуг…, (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (разд. XV(1));
  • письмами ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18 «О направлении информации…»;
  • а также нормативно-правовыми актами регионального правительства в данной сфере.

Для наглядности можно привести пример Орловской области. Там единый предельный тариф составляет 469,42 рубля/куб.м.

На выходе получается:

  • 2,0 куб.м в год для одного жильца в МКД;
  • 2,5 куб. м в год для одного проживающего в частном доме, расположенном в административном центре муниципального района;
  • 2,25 куб. м в год для одного проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном в сельской местности.

Соответственно, размер платы для первой категории абонентов составляет 78, 24 рублей в месяц, для второй – 97,80 рублей, для третьей – 88, 02 рублей.

Какие регионы участвуют, какие получили отсрочки

На начало 2019 года в «мусорную реформу» вошли 70 из 85 субъектов Российской Федерации. Еще шесть регионов сообщили, что все необходимые процедуры выполнят в течение первого квартала. А девять субъектов – взяли отсрочку до 2020 и 2022 годов.

Это:

  1. Владимирская область
  2. Еврейская автономная область
  3. Забайкальский край
  4. Курганская область
  5. Ненецкий автономный округ
  6. Омская область
  7. Приморский край
  8. Республика Марий Эл
  9. Хабаровский край

В регионах свою неготовность объяснили тем, что на их территории нет необходимой инфраструктуры и прежде всего полигонов. Например, в Приморье на момент вступления в силу поправок «мусорной» реформы ближайшие точки для вывоза отходов находятся в 300-400 километрах от административных центров. Во Владимирской области власти не смогли определиться с региональным оператором, антимонопольная служба трижды вмешивалась и отменяла результаты конкурса.

Кроме того, в некоторых проблемных регионах оказалась не подготовлена документационная база, а также не начаты процедуры строительство сортировочных и перерабатывающих объектов.

Незадолго до начала 2019 года процесс адаптации к «мусорной реформе» ускорила Генеральная прокуратура, инициировавшая проверки из-за информации о срывах в субъектах в части утверждения территориальных схем.

В итоге в новый год большинство регионов вошли и с утвержденными схемами, и с выбранными региональными операторами. Однако в большинстве регионов первые месяцы сопровождались вспышками активности населения и неприятием реформы. Большая часть недовольства пришлась на утвержденные регионами тарифы, которые значительно отличались от прежней платы за вывоз мусора. Местные региональные парламенты начали готовить обращения в Госдуму и правительство РФ с просьбой выступить в качестве регулятора ситуации.

В апреле 2019 года президент РФ Владимир Путин обратил внимание федерального правительства на то, что тарифы на вывоз мусора должны находиться на контроле и не должны расти.

Перспективы и необходимость реформы в РФ

То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом. Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2018 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ. Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.

Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.

Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.

Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 503-ФЗ) был внесен ряд существенных изменений в области правового регулирования.
В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров». Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра.
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».
В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
«Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации».
С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)
Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО.
Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО.
Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Материал подготовила Фирдаус Кадикова

69 регионов России перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с 01.01.2019. С 01 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну. Контроль осуществляет ОНФ, создана горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), чтобы россияне имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги. Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.

Какие законы определяют суть мусорной реформы

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах. Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями. Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.

Что стало причиной появления

Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой. В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях. В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.

На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Президент Путин высказал мнение о мусорной реформе в послании Федеральному Собранию 20.02.2019. Он заявил, что до конца 2020 года должно быть уничтожено 30 самых крупных свалок в городах, за следующие 6 лет – все остальные. Но это выполнимо лишь при условии, что в проекте не будут участвовать структуры, которые лишь собирают деньги с населения.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.

Загрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу. Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы. Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Кто покрывает расходы по мусорной реформе

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

Кто определяет размер тарифов

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Интересно: Тарифы на вывоз мусора по регионам России на 1 января 2019 г.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление. Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Люди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Кто получил отсрочку

Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.

Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля. Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе. Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.

Фото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется. Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими. Население – высокими.

На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать. В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).

Не поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!

Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.

Первый год мусорной реформы. Переработка растет, платежи уменьшаются

«Наши предварительные оценки, построенные на опросе ассоциаций, показывают, что да, мы утилизируем необходимое количество отходов. Что касается обработки отходов, то к концу года мы соберем статистику, сколько объектов было введено, и тоже ожидаем, что этот план будет выполнен», — сказал Макрушин.

Однако, отходы остаются самым сложным направлением нацпроекта «Экология», считает глава Минприроды Дмитрий Кобылкин. Из достижений года он выделил создание РЭО.

«Проревизировали всю страну, достигли четкого понимания, что делать в последующие годы. Планируем в 2020 году поучаствовать в строительстве 21 крупного объекта обращения с отходами. Частный сектор вложил в этом году в строительство инфраструктуры по обращению с отходами 27 млрд рублей, что является неплохим показателем. Ликвидировали 16 незаконных свалок, в том числе объекты крупные и серьезные, а также 17 объектов накопленного вреда, среди которых три очень тяжелых в Нижегородской области», — заявил министр на форуме «Чистая страна».

Неустойчивые регионы

Ревизия РЭО выявила первую десятку регионов, на которые можно равняться, — это Тюменская, Ярославская, Брянская, Липецкая, Саратовская, Мурманская, Московская, Белгородская области, Татарстан и Удмуртия. В список критериев вошли активность взаимодействия органов власти с региональными операторами, представителями отрасли и населением, ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры.

Однако, развитие отрасли происходит неравномерно: так, по данным РЭО, близки к прекращению вывоза отходов сегодня 20 операторов в 17 регионах. Причинами же этого зачастую становятся несбалансированные тарифы и нормативы накопления, низкая собираемость платежей, уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз мусора, появление отходов в большем объеме, чем это предусмотрено территориальной схемой.

В список отстающих, по данным Минприроды, вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Инвестиции пошли

По данным РЭО, к 1 декабря было введено 43 объекта по обращению с отходами: мощности по обработке выросли на 3,4 млн тонн в год, по утилизации — на 1,9 млн тонн. Идет строительство еще 11 объектов по обработке мощностью 2,3 млн тонн, по утилизации — 0,7 млн тонн. Их ввод запланирован уже в декабре.

В 2019 году бизнес инвестировал в отрасль порядка 27 млрд рублей. При этом в целом, чтобы выстроить систему обращения с отходами в стране, по оценкам РЭО, необходимо около 370 млрд рублей. Помимо средств инвесторов, нужна и финансовая поддержка со стороны государства, чтобы предотвратить рост тарифов для населения выше предельных значений, отмечают в компании.

К сегодняшнему дню правительство России одобрило уже два механизма финансирования инвестиционных проектов — участие в уставных капиталах инвесторов и предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов.

Вывоз мусора в 2019 году

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *