Характеристика спортсмена

Характеристика на спортсмена от тренера пример

Download link:

➡ Скачать: Характеристика на спортсмена от тренера пример

С 8 ноября 2011 года вторник ребенок спортивную секцию не посещает, причина не известна. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы.


Власов Сергей считает, что спорт ему даёт силы и здоровье. Ордер характеристики спортсмена В разделе на вопрос Помогите найти образец характеристики спортсмена заданный автором Андреевич лучший ответ это Инструкция 1 Начните составлять характеристику с написания заголовка «Характеристика». Чтобы не ошибиться в своем выборе, он должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта системы физических яблок на человека. После этого учитель дает характеристику как ученику, описывая его достижения в спорте возможно ребенок принимал участие в спортивных соревнованиях или занимается еще дополнительно спортом и как личности что прилежен в учебе, умеет работать в команде, приходит на помощь товарищам, обладает лидерскими качествами, примерный ученик, на которого надо равняться остальным и т. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Укажите на то, над чем он должен еще поработать. Характер планирования спортивной деятельности.

Фанатичная преданность этому занятию, команде и тренеру формирует однобокую личность, лишенную высоких. Написание характеристики, собственно, начинается с заголовка «Характеристика». Характеристика на спортсмена от тренера образец.

Психолого-педагогической характеристики спортсмена — Хотя одиночный вид спорта тоже сопровождается уважительным отношением к коллективу, что тоже стоит отметить.

К сожалению, вы не указали возраст ученика, вы не указали — спортсмен ли он а , вообще. Буду исходить из того, что это характеристика на ученика-спортсмена, оканчивающего класс 11. И от этой характеристики зависит — поставит ли она крест на его карьере, или будет замечательным толчком к достижениям новых спортивных высот. Фамилия Имя Дата рождения Затем охарактеризовать состояние здоровья, где указать рост, вес, атлетичность фигуры, … Отношение ученика к урокам физкультуры: посещал уроки физкультуры регулярно, не допускал опозданий, … Написать, где помимо школы ещё занимается ученик: в каких спортивных секциях, кружках, спортивных организациях набирал свой опыт, тренировался, развивался. Написать, каким видом спорта занимается. Если имеется спортивная специализация, то указать и её. Дальше должен следовать список наград, спортивных достижений, завоёванных как в пределах школы под вашим непосредственным руководством, так и за её пределами. Уделить этому пункту особое внимание — указывать необходимо и даты соревнований, и призовые места, и давалась ли ученику медаль. Дальше можно написать о внутренних качествах ученика. Как он уживается в коллективе, может ли найти общий язык с другими ребятами, работать в команде — это очень важно, если ученик занимается командным видом спорта. Расскажите о его активности на уроках, уровне дисциплинированности, может ли он самостоятельно построить тренировочный процесс, умеет ли брать на себя ответственность. Можно уделить внимание и эмоциональному состоянию спортсмена: как ученик радуется своим победам и как умеет проигрывать — ищет себе оправдание, сбрасывает всю ответственность за проигрыш на других, замыкается в себе или наоборот, начинает с ещё большим рвением заниматься, … Ну и в завершении характеристики какое-нибудь красивое окончание, типа, — Дальнейшую жизнь… И мы верим, что у него всё получится, и мы будем ещё им гордиться! Фамилия, имя, отчество; возраст; школа; класс. Вторым пунктом будет характеристика ребенка краткая как личности: особенности темперамента, волевые качества, морально-этические качества. Третий пункт — состояние здоровья, физическое развитие. Описываете все нормативы по физкультуре или те, которые ему нужны , которые выполняет ученик: бег, прыжки в длину с места, челночный бег и т. Дальше описываете все достижения в спорте внеклассная работа, факультативы, кружки и т. Какие места в каких соревнованиях, конкурсах, турнирах получал. Вообщем, все, что связано со спортом. Печать — директора школы. Мой брат поступал на легкую атлетику, так вот примерно по таким пунктам ему писал характеристику учитель физкультуры. Обычно характеристика выдается выпускнику-школьнику для поступления его в другие учебные заведения. В характеристике обязательно указывается ФИО ученика, в какой школе учился, каким видом спорта занимался, какие места занимал, где участвовал. Так же стоит написать о его личностных качествах. Вот примерный образец спортивной характеристики: Смотря для чего нужна эта характеристика, если для поступления куда-то, то лучше немного приукрасить разумеется. Помню мне писала хар-ку для поступления классная руководительница — так я такого там прочитал, что не по себе стало — настолько я был там прилежным учеником, что ну прям хоть в Гарвард подавай документы. Если вы имеете в виду как оформлять хар-ку , то начните с того, например : Ученик Иванов Иван порядочный молодой человек, никогда не опаздывает на уроки, всегда стремится быть впереди всех и с радостью выполняет любые физические упражнения. Его физические характеристики для этого возраста достаточно не плохи и т. Также советую еще написать правду в виде того, каков этот ученик — возможно он немного скромный, либо наоборот иногда не держит себя в руках и старается изо всех сил выполнить упражнение несмотря ни на что.. Надеюсь вам помог Я так поняла, что написать спортивную характеристику на ученика от учителя физкультуры нужно для поступления в высшее учебное заведение. При написании нужно учесть, что характеристика может быть написана в произвольной форме. Первым делом нужно указать фамилию, имя и отчество ученика, школу и класс. Далее нужно отметить имеющиеся спортивные достижения: где участвовал, как успешно, чем активно занимается, что лучше всего умеет, посещаемые секции, увлечения. Затем нужно описать личностные характеристики ученика: общительность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость, то насколько физически развит. Далее число и ваша подпись плюс печать директора и подпись. Текст характеристики носит произвольное свободное изложение. Как правило, вверху листа по середине пишется слово ХАРАКТЕРИСТИКА. После этого учитель дает характеристику как ученику, описывая его достижения в спорте возможно ребенок принимал участие в спортивных соревнованиях или занимается еще дополнительно спортом и как личности что прилежен в учебе, умеет работать в команде, приходит на помощь товарищам, обладает лидерскими качествами, примерный ученик, на которого нужно равняться остальным и т.

Характеристика спортсмена

Двоеглазова Мария Александровна

Двоеглазова Мария Александровна 1999 г.р. Обучается в секции по волейболу с 2012 года. За время обучения в группе зарекомендовала себя только с положительной стороны. Она всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану. Мария регулярно посещает тренировочные занятия, не допускает опозданий. Она охотно берется за любую работу, стараясь выполнить ее хорошо, умеет правильно распределить и выполнить в срок порученное дело, всегда содержит свои вещи в идеальном порядке.

Поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям, она всегда проявляет заботу, старается любому оказать поддержку. Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, обдумывает и исправляет ошибки. Умеет прислушиваться к советам. Доброжелательна, физически развита, пользуется авторитетом у одноклассников и команды. Большое внимание уделяет спорту.

Маша увлекается такими видами как, баскетбол, но особое внимание на данный момент уделяет волейболу и военной подготовке. Неоднократно участвовала в патриотических сборах. За это время девушка имеет отличные результаты, как в районных, так и в более крупных соревнованиях, об этом говорят грамоты.

Как Написать Характеристику На Спортсмена Образец Average ratng: 7,0/10 7014 votes

Психолого-педагогическая характеристика спортсмена и группы спортсменов (команды). Психолого-педагогической характеристики спортсмена. Общие сведения о спортсмене: – Власов Сергей,2000 год рождения.

  1. Как Написать Характеристику На Спортсмена Образец

#1 Официальный спортивный документ – характеристика спортсмена, содержит в себе отзывы от тренера о спортивной деятельности конкретного его подопечного. Такой документ описывает соревновательные достижения, личные спортивные качества, способы тренировки и взаимоотношения с другими спортсменами команды. Если положительную характеристику, то спортсмену обеспечено хорошее спортивное будущее в иных клубах, секциях или в спортивных школах. Написание характеристики, собственно, начинается с заголовка «Характеристика». #2 Тренеру нужно указать точное и организации, которая выдает соответствующий документ.

Купить книгу «Истоки западного образа мысли» автора Крейн Бринтон и другие произведения. Истоки западного образа мысли крейн бринтона.

Далее указываются личные данные спортсмена: фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения об образовании, а также об организациях, где спортсмен набирал свой опыт и тренировался (с указанием конкретных дат). Обязательно в характеристику вносятся сведения о виде спорта, которым занимается спортсмен, также о его спортивной специализации. Если он когда-либо получал награды, звания, степени или разряды, то данные об этом тоже нужно указать. При наличии профильного образования надо указать полную информацию. #3 Самым важным является то, что нужно отметить в спортивном документе все сведения о том, что спортсмен в конкретный период принимал участие в соревнованиях, получал призовые места или награждался медалями. Даты соревнований, а также конкретные места проведения указывать нужно обязательно.

Можно спортивный документ оформить таким образом, чтобы он содержал сведения о том, где раньше тренировался спортсмен, а также период тренировок в нынешней спортивной организации. Дата вступления в ту или иную организацию (школу, клуб, секцию) тоже надо вписать.

Именно здесь нужно указывать конкретные успехи в соответствующей организации, которых добился спортсмен. #4 В составлении характеристики нужно избегать эмоциональных оценок деятельности подопечного. Следующая часть характеристики должна содержать в себе сведения о внутренних качествах тренируемого: насколько он удачно работал в команде, каким образом находил общий язык с коллегами, другими спортсменами. Именно на эту информацию в первую очередь обращают внимание в организациях, где спортсмен может продолжить свою карьеру.

Особенно важно делать акцент на отличные взаимоотношения со спортсменами, если рекомендуемый занимался командным видом спорта. Хотя одиночный вид спорта тоже сопровождается уважительным отношением к коллективу, что тоже стоит отметить. #6 В случае если был проявлен интерес к деятельности более опытных спортсменов, которые в дальнейшем помогли характеризуемому, это тоже обязательно вписывается. Опыт тренеров также мог повлиять на навыки спортсмена. Часто спортсмены ценят и занимаются самовоспитанием, что тоже очень важно.

Уровень дисциплинированности тоже нужно вписать. Тренировочный процесс всегда определяет характер и содержание двигательной деятельности спортсмена. Поэтому нужно указывать особенности построения процесса тренировок, активность спортсмена, его проведения собственных тренировок, занятий с детьми и установление контакта с ними.

#7 Характеристика должна содержать также несколько строк об умении достигать поставленных целей, о пунктуальности, а также ответственности за собственные неудачи. Еще одной важной для спортсмена особенностью является способность планировать собственный тренировочный процесс, а также тренировки для подопечных. Контролировать ход выполнения тренировок умеет не каждый. Поэтому такую важную особенность тоже нужно тренеру подчеркнуть. Характеристики составляются и на спортсменов, являющихся школьниками. #8 Если школьник добивался определенных успехов и постоянно получал отличные оценки, то не нужно забывать указывать и эту информацию.

Как Написать Характеристику На Спортсмена Образец

Как и в любом ином документе, в характеристике на спортсмена есть заключительная часть, которая должна содержать цель составления. А также в заключение вписывается требуемая организация, работники которой захотели получить такой документ. Характеристика на спортсмена заверяется подписью тренера, а также печатью руководителя самой организации.

Документ составляется как письменно вручную, на листе А4, так и с помощью компьютера.

Образец характеристики спортсмена В разделе на вопрос Помогите найти образец характеристики спортсмена заданный автором Андреевич лучший ответ это Инструкция 1 Начните составлять характеристику с написания заголовка «Характеристика». Далее укажите полное наименование организации, от имени которой составляется документ, укажите сведения о спортсмене. Внесите в нее имя, отчество и фамилию, дату рождения, полное образование характеризуемого, а также укажите, в каких спортивных организациях он состоял и в какое время. Обязательно внесите в характеристику вид спорта, спортивную специализацию, если она имеется, а также степени, звания и разряды. Если спортсмен имеет профильное образование, укажите, в каком учебном заведении и когда он обучался, полученную специальность.

2 Кратко расскажите об участии в соревнованиях и полученных призовых местах и наградах. Эмоциональную оценку участию спортсмена делать не стоит. Подробнее указывайте даты соревнований, их полное наименование, полученные места и призы.

Если данных в этой части характеристики достаточно, разделите их на те, которых спортсмен достиг до вступления в организацию и те, которых он добился в спортивной организации. При этом не забудьте еще раз указать дату вступления характеризуемого в клуб, секцию или спортшколу. Здесь же укажите спортивные успехи, которых спортсмен добился внутри организации, о его успехах в спортивном росте.

Кратко перечислите его достижения внутри организации, полученные звания, разряды и степени. 3 В следующей части характеристики напишите о внутренних качествах спортсмена. К ним в первую очередь относятся умение налаживать взаимоотношения внутри коллектива, работать в команде. Это имеет большую важность в командных видах спорта, но также ценится в индивидуальных. Отметьте отношения спортсмена с другими участниками организации, с руководством и спортсменами из других сообществ.

Оцените способность характеризуемого к руководящей и тренерской деятельности. 4 Отметьте соревновательный опыт характеризуемого, уровень знаний о выбранном виде спорта и о спорте вообще, наличие интереса к опыту других спортсменов и тренеров, способность к самовоспитанию, дисциплинированность. 5 Кратко расскажите об особенностях построения тренировочного процесса, об активности спортсмена на тренировках, об умении проводить самостоятельные тренировки качественно, об умении достигать поставленных целей точно и в срок, об умении брать на себя ответственность за неудачи, о способности планировать тренировочный процесс и контролировать ход его выполнения. 6 В заключительной части документа укажите цель его составления, – в какую организацию требуется. Заверьте характеристику подписью тренера, подписью и печатью руководителя спортивной организации. Скачать образец тут.

Ученик хороший помощник классного руководителя во многих делах. Характеристика на спортсменов уровня кмс и вышешуликова ольга родилась 1985 году. Данная характеристика была составлена для учащейся 11 класса, чтобы представить её на собеседовании в вузе. Общественная деятельность (в каких мероприятиях участвует, отношение к общественной работе). Ученица обладает сама и заряжает других неиссякаемой энергией, юношеским задором, оптимизмом и верой в победу. Требовательность и целеустремленность, которые воспитывает она в себе, помогают ей добиваться высоких спортивных результатов и формировать настоящий олимпийский характер. Умение слушать, выполнять словесные задания, работать с наглядными пособиями и дидактическим материалом, учебником, тетрадью.

Похожие посты:. Потапенко александр современная наука изучит делему человека в большенном спорте.

Для доказательства подлинности выданных веб-сайтом документов сделайте запрос в редакцию. Всегда со вниманием слушает справедливую критику, обдумывает и исправляет ошибки. На нашем веб-веб-сайте учителей вы сможете скачать черта ученика-спортсмена черта на ученика безвозмездно.Скачать черта спортсмена по волейболу. В коллективе пользуется авторитетом, к ее воззрению прислушиваются, советуются и часто требуют помощи. Quisque velit nibh, egestas et erat a, vehicula interdum augue.фактически, содержание черти может отталкиваться от того, для чего конкретно она нужна, кто ее просит. Учебно-тренировочные занятия, которые посещает ученица у старшего тренера по баскетболу, помогают ей быть всегда на высочайшем проф уровне. В нраве и отношениях доминирует утилитаризм, меркантильное отношение к другим занятиям, к окружению, как сверстникам.

Все эталоны черт оценивают описуемое. Она должна правильно представлять личность учащегося, его фуррори в учебной деятельности, возможности и мотивационную сферу. Ответственность за разрешение всех спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя юзеры, разместившие материал на веб-веб-сайте. Очень отменная черта, может стать шаблоном для черти малышей-спортсменов! Ответыmail ru образец характеристики спортсмена заходит в состав сборной красноярского края, непомнящий анатолий владимирович, старший тренер отделения легкой атлетики член президиума краевой федерации легкой атлетики, разработки и др. На зимнем первенстве рф посреди молодежи в 2007 году в г.

На фуррор, черта на спортсмена дюсш эталон мужчины.И вот уже с 15 лет является спортсменом-инструктором в заглавие. В ней описываются коротко основная информация об учащемся, его склонность к учебе, трудовой деятельности, нрав, семья. В правонарушениях увиденный не был, за текущий период занятий показала себя как трудолюбивая.

Ведение бизнеса это процесс по ходу, которого предприниматель сталкивается с миллионом разнообразных нюансов и вопросов прямо не связанных с его основной деятельностью. Особенно если речь идет о малом бизнесе, где все приходится делать самому. Примеров такого совместительства много, одним из них является составление характеристики на сотрудника. Давайте разберем, что такое характеристика на сотрудника, зачем она нужна и главное как правильно ее составить? Дабы выглядеть достойным работодателем в глазах окружающего бизнес сообщества.

Что такое характеристика на сотрудника Характеристика это краткий отзыв (в нашем случаи работодателя) о конкретном человеке (сотруднике) с уточнением его профессиональных, деловых, личных качеств, а также описание его трудового стажа на конкретном рабочем месте. Необходимо отметить, что в характеристике с места работы не указывается общая биография или достижения и этапы трудовой деятельности вне данного предприятия. То есть пишем только о работе в конкретной фирме, другие этапы жизни указываются в резюме или отдельных характеристиках. Аналогичная ситуация с указанием семейного состояния или наличие образования. В большинстве случаев характеристику работнику выдают на фирменном бланке предприятия, если такого нет, то обязательно указание полных реквизитов фирмы или предпринимателя в первом разделе. Подписывают такую бумагу или непосредственно руководитель или же уполномоченной лицо с проставлением мокрой печати.

Скачать образцы можно по ссылка в конце статьи с яндекс диска. Как правильно составить характеристику с работы на сотрудника Данный документ в обязательном порядке должен состоять из трех основных частей (минимально). Первая часть – общая В ней указываем:. — фамилию, имя, отчество,.

— дату рождения. — при отсутствии фирменного бланка указываем полные реквизиты фирмы. — трудовой стаж в конкретной фирме работника Вторая часть – трудовой стаж В ней расписываем.

— этапы трудовой деятельности. Переводы, повышения, понижения и т.д. — расписываем поощрения, награждения, выговоры ( с обязательным указанием причин). — указывают прохождение курсов повышения квалификации, профессиональные тренинги, обучения. Третья часть – личная характеристика В ней расписываем.

— наличие профессиональных качеств;. — опыт работы и умения специалиста качество и быстро выполнять поставленные задачи;. — коммуникабельность;. — взаимоотношение сотрудника в коллективе;. — трудоспособность и т.д. Конечно, это общий макет написания характеристики на сотрудника с места работы и никто не мешает вносить коррективы или добавлять от себя информацию, к примеру о дополнительных навыках или знаниях (не связанных с профессиональной деятельность но используемых на рабочем месте) Примеры характеристики на сотрудника Пример первый Бланк организациям (фирмы, предприятия, данные индивидуального предпринимателя) Исх.

№ «» 20 Характеристика Выдана Иванову Сергей Ивановичу (Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность) Иванов Сергей Иванович работает в ООО «Продай все» начиная с «01» января 2006. По (заполняем, если выдается не работающему сотруднику). Трудовой стаж на предприятии составляет 10 лет. Принят на работу года на должность консультанта по продажам. С года переведен на должность старшего консультанта- продавца.

С года переведен на должность начальника отдела продаж. Года получил звания продавца года, за самый высокий уровень продаж. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам маркетинга и менеджмента. Обладает большим объемом знаний по специальности, систематически повышает свои профессиональные знания путем самообучения, использует в работе самые последние наработки в сфере продаж. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

Зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацелен на результат, готов к быстрому принятию инновационных решений. Отличается высокой продуктивностью труда. Личные качества — пунктуальность, деликатность в общении с клиентами, подчиненными, пользуется уважение в коллективе, обладает лидерскими качествами. Требователен к себе.

Должность И.О.Фамилия Подпись Пример второй «» 20 Характеристика Настоящая характеристика выдана ФИО, дата рождения: , работающему в. (наименование организации и ее реквизиты) c «» 20 по настоящее время в должности.

Сотрудник является профессионалом имеющим стаж работы. За время на курсы повышения не отравлялся, повышения квалификации проводил самостоятельно. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался. С коллегами находится в дружеских отношениях, без ярких лидерских качеств.

Доброжелателен и сдержан, всегда готов к мирному решению конфликта, бесконфликтный. Вредные привычки отсутствуют. Жизненные приоритеты и ориентиры соответствуют общепринятым моральным принципам. Систематически участвует в общественной жизни коллектива. Данная характеристика выдана для предоставления в. Должность И.О.Фамилия Подпись Образец характеристики с места роботы Положительный образец.

Примерный план для характеристики Отношения в семье: спортсмен психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям спортсмена, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у спортсмена авторитетом. Положение спортсмена в семье нельзя назвать благополучным, требования к нему взрослых противоречивы, отношения складываются в зависимости от ситуации (или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие).

Спортсмен привязан только к одному из родителей, враждебен к другим членам семьи, внимание спортсмену уделяется недостаточное, чувства защищенности в семье у спортсмена нет; спортсмен в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас жестокое, проблемы его никого не интересуют, индивидуальные особенности спортсмена не осознаются или не учитываются, прочих эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи (указать причины отчужденности, конфликтов, специфические особенности семьи, семейных отношений). Отношения «спортсмен — тренер»: отношения с тренером строятся на взаимном уважении, доверии; отношения взаимного уважения и доверия имеют ситуативный характер; отношения с тренером не складываются; отношения с тренером носят конфликтный характер (указать причины отчужденности, конфликтов). Отношения в группе: пользуется авторитетом и доверием у большинства в группе, ребята охотно общаются с ним; общается лишь с отдельными спортсменами, отношения пока не складываются, нередко имеют место конфликты; в группе относятся к нему пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется (указать основные причины, обуславливающие неблагополучные отношения, конфликты). Личные качества спортсмена. Безответственность, нечестность, эгоизм, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, вредные привычки, дурные наклонности; — доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить и др.; стремления и интересы, специальные (специфические) способности. Особенности спортивной деятельности. Осознание целей и задач занятия спортом.

Характер планирования спортивной деятельности. Характер выполнения поручений тренировочных заданий: — ответственное и добросовестное; — недостаточно ответственное, безответственное (возможные причины). Отношение к тренировкам: — охотно ходит на тренировки, с интересом относится к занятиям, стремиться быть лучше; — тренировки воспринимается как долг, не всегда относится с интересом; — интереса к тренировкам нет, тренируется неохотно, через принуждение со стороны взрослых. Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку: Образец характеристики Представляем Вашему вниманию подборку образцов характеристик для разных случаев.

Из них можно взять стандартные фразы и выражения, применяемые для написания различных характеристик, и, благодаря этому, добиться отличного результата при написании собственной характеристики. Все образцы характеристик оценивают описуемое лицо с положительной стороны. Можно взять данные образцы характеристик за основу и просто подставить свои данные.

Если представленные образцы характеристик Вам не подходят, Вы можете сами составить характеристику. В этом Вам поможет инструкция ‘ Как написать характеристику’ Выберите рассылки, на которые вы хотите или не хотите быть подписанным. Возможность добавления публикаций имеют только авторизованные зарегистрированные пользователи. © 2004-2017 HR-Portal: Сообщество HR-Менеджеров.

В процессе спортивной деятельности личность спортсмена постоянно развивается и совершенствуется. При этом возникают некоторые психологические проблемы, которые тренер должен знать и учитывать в своей работе.

Рисунок 40 — Взаимодействие между внутренними и внешними условиями (Дойль,1973)

Спортивное достижение, так же, как и любое достижение человека вообще, появляется в результате взаимодействия внешних (материальных, общественных) и внутренних условий. Между внешними и внутренними условиями существует взаимное влияние (рис. 40).

С психологической точки зрения внешние тренировочные и соревновательные условия оказывают только косвенное влияние на спортивное достижение, вызывая у спортсмена субъективное состояние, которое определяет его поведение. «Каждое психическое событие происходит словно на фоне определенного психического состояния человека, которое обусловливает его протекание, а в последствии и его изменения” (Рубинштейн, цит. по: Дойль, 1973).

Исходя из принципа единства сознания и деятельности, взаимосвязи внешних и внутренних условий, можно сделать вывод о том, что регулярная спортивная деятельность вызывает определенные изменения, образующие индивидуальную структуру качеств личности.

Спортивная деятельность — это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта.

Даже в бытовых условиях поведение, например, у борца или штангиста отличается от поведения игровика или боксера. Одни отличаются большей усидчивостью, неторопливостью в движениях и поведении, другие — быстротой принятия решения и импульсивностью в движениях. Если боксеру высокого класса присущи, прежде всего, такие качества, как готовность к риску, самообладание, решительность, то бегунам на длинные дистанции необходимы настойчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.

Определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой — к достижению высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта.

В зависимости от специфики спортивной деятельности, спортсмен должен иметь комплекс необходимых физических качеств, от которых в значительной степени зависит его поведение и результат (достижения). Все это относится и к психическим качествам. Определенные качества, необходимые в специальных видах спорта, отличаются специфическим характером, а степень развития отдельных качеств в различных видах спорта различна. Это, например, касается способности проявления волевых усилий и мобилизации способностей при достижении спортивных результатов.

В своих работах немецкий исследователь Киргесснер (по данным Дойля, 1973) выявил структуру психических качеств боксеров высшей квалификации. В начале эксперимента специалисты по боксу определили 11 психических качеств личности боксера. Затем посредством факторного анализа была разработана диаграмма качеств 11 лучших боксеров страны. На основании ранее установленных форм проявления отдельных качеств в ходе соревнований Кирхгесснер определил степень развития качеств до и после окончания полуторагодичного тренировочного эксперимента, а полученные данные подверг факторному анализу (табл. 7).

Путем целенаправленного воздействия в течение эксперимента частично произошло значительное повышение степени развития наблюдаемых свойств. Вследствие этого изменился состав факторов, а в связи с повышением спортивных результатов возникли новые факторы, которые были похожи на факторы указанных выше сильнейших боксеров. В начале эксперимента этого не наблюдалось.

Таблица 7 Результаты факторного анализа основных психических качеств сильнейших боксеров (Кирхгесснер, 1973)

Фактор

Психическое качество

Доля фактора

Сдержанность

0,87

Способность к комбинации приемов

0,85

Самостоятельность

0,84

Наблюдательность

Способность концентрации

0,77

Психическая выносливость

0,65

Готовность к риску

0,93

Настойчивость

0,90

Рост результатов

0,92

Решительность

0,66

Уверенность в себе

0,63

Решительность

0,63

Наблюдательность

0,60

Способность к комбинации приемов

0,48

Самостоятельность

0,42

Отдельные качества группировались в следующие факторы:

В начале эксперимента

Фактор 1. Готовность к риску. Решительность. Уверенность в себе. Настойчивость.

Фактор 2. Рост способностей. Способность концентрации.

Фактор 3. Настойчивость. Способность к комбинации приемов.

Фактор 4. Не был определен.

После окончания эксперимента

Фактор 1. Сдержанность. Самостоятельность. Психическая выносливость. Способность к комбинации приемов.

Фактор 2. Готовность к риску. Рост способностей. Настойчивость. Уверенность в себе. Решительность.

Фактор 3. Способность наблюдения. Способность к концентрации. Способность к комбинации приемов. Решительность.

Фактор 4. Не был определен.

Оценивая общий результат своего эксперимента, Кирхгесснер отмечал: «Во всех (трех) факторах имеются осознанные сочетания. Они соответствуют ожидаемым нами факторам, установленным в предварительном исследовании. Значит, в течение целенаправленной полуторагодичной тренировки нам удалось развить пригодный для боксера профиль качеств. Одновременно было доказано, что существуют сравнительно стабильные структуры качеств, специфических для данного вида спорта”.

Подобные исследования, но со спортсменами разной квалификации (специализации бокс), были проведены Ю. М. Блудовым и В. А. Плахтиенко (1985). Авторами изучались психически важные проявления волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств и эффективность их влияния на человека (спортсмена). Исследуемые боксеры были разбиты на две группы. В одну группу вошли спортсмены высокой квалификации (МС и МСМК), в другую соответственно низкой (II и III разряды). Психические качества исследовались с помощью тестов, показатели которых были количественные и качественные результаты их выполнения. Исследования показали, что боксеры-мастера по уровню развития психических качеств существенно отличаются от боксеров низкой квалификации (табл. 8).

Изучаемые показатели: смелости, решительности, скорости простой и сложной реакций, количества постукиваний за 10 с, коэффициентов точности и продуктивности, а также показатели тремометрии перед спаррингом у боксеров высокой квалификации значительно превосходят аналогичные показатели боксеров низкой квалификации. Результаты исследования дают возможность тренеру-преподавателю развивать нужные показатели, которые в большей степени характеризуют именно боксеров.

Таблица 8 Эффективность влияния занятий боксом на некоторые психические качества человека (Блудов, Плахгиенко, 1985)

Примечания.1 Характеризует распределение внимания в корректурной пробе.
2 Характеризует интенсивность внимания в корректурной пробе.

Приведенные выше экспериментальные исследования представляют определенный интерес. Однако есть опасения, что психографические исследования в спорте и определение структурно-операционного состава отдельных видов, которые развиваются в направлении описания психологических профилей спортсменов, психологических моделей, могут привести к вульгаризации самой идеи, состоящей в том, чтобы определить какие-то наборы психических качеств в их количественных характеристиках, якобы присущих представителям данного вида спорта, но не учитывающих условий деятельности и особенностей личности, а главное, возможности компенсации недостатков, чем обычно и определяют выдающегося спортсмена. Личность спортсмена — это величина, изменяющаяся в определенных, иногда широких пределах. Возникшие новые интересы и потребности могут, например, вызвать значительное изменение структуры личности, а в связи с этим возникают и новые формы поведения, создающие для тренеров совсем иные условия работы.

Характеристика спортсмена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *