Примирение сторон в административном судопроизводстве

Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Условия соглашения о примирении заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами, а если соглашение о примирении выражено в письменном заявлении суду, то оно приобщается к административному делу, на что указывается в протоколе (ч. 1 ст. 157 КАС РФ).

Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

По ходатайству сторон, их представителей суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

Вопрос об утверждении соглашения о примирении сторон рассматривается судом в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, в том числе предварительного судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон.

Судья разъясняет сторонам последствия заключения соглашения о примирении, в соответствии с которыми производство по административному делу прекращается и повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ч. ч. 2 и 3 ст. 157, ч. 1 ст. 195 КАС РФ).

Суд не утверждает соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону, в том числе ч. 1 ст. 137 Кодекса административного судопроизводства РФ, или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц.

По результатам рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении сторон суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения.

На определение суда об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в утверждении указанного соглашения может быть подана частная жалоба.

В случае утверждения судом соглашения о примирении сторон производство по административному делу прекращается полностью или в соответствующей части.

Исполнение соглашения о примирении сторон осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены указанным соглашением.

Не исполненное в добровольном порядке соглашение о примирении сторон подлежит принудительному исполнению по правилам гл. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ.

25 октября 2019 года вступают в силу изменения в гражданско-процессуальный кодекс и кодекс административного судопроизводства РФ, посвященные примирительным процедурам. Кому теперь поручается роль примирителя и упростит ли новая процедура мирное решение вопроса?

В нынешней редакции ГПК РФ и КАС РФ понятие «примирительной процедуры» отсутствует. В Арбитражном кодексе сказано, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации.

В новой редакции кодексов вводится перечень примирительных процедур, направленных на урегулирование споров, которые будут открытыми. В их число будут входить переговоры и посредничество в формате медиации и судебного примирения (ст. 138.2 АПК РФ, 153.3 ГПК РФ, 137.3 КАС РФ).

Основным отличием от ныне действующего порядка примирения станет введение процедуры судебного примирения и института судебных примирителей. Однако есть все шансы, что именно эта законодательная новелла не заработает.

Ни один из трех процессуальных кодексов детально процедуру судебного примирения регулировать не будет. Каждый из них содержит указания на то, что порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются, помимо кодекса, еще и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации (ст. 138.5 АПК РФ, ст. 153.6 ГПК РФ, ст. 137.6 КАС). Для урегулирования конфликта судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, а также другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные документы, с согласия суда знакомиться с материалами дела и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Однако на 17 октября 2019 г. указанный регламент не принят. Информация о его подготовке на сайте Верховного Суда отсутствует.

Кроме того, примирителями смогут быть только судьи в отставке. Кандидатура должностного лица, уполномоченного решать возникший конфликт, выбирается сторонами из предоставленного списка и утверждается определением суда. Список формируется из вышедших в отставку представителей судов общей юрисдикции, а также краевых, городских, республиканских отделений, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. По какому принципу данные списки должны формироваться, все ли судьи в отставке должны в них включаться — об этом Федеральный Закон никакой информации не содержит. К тому же неизвестно, найдётся ли среди судей в отставке достаточное количество желающих взять на себя роль судебного примирителя?

Предполагается, что деятельность судебных примирителей будет оплачиваться, но источники финансирования не определены. Как будет на практике решаться вопрос о финансировании расходов на оплату труда примирителей, предположить пока невозможно. Уместно вспомнить, что наше законодательство уже содержит немалое число правовых норм, не работающих по причине отсутствия соответствующего финансирования. Так, огромное количество статей в УК РФ давно предусматривает наказание в качестве ареста, однако арестные дома отсутствуют, соответственно, наказание не применяется. Поэтому вполне возможно, что институт судебного примирения ожидает та же судьба.

Помимо изменений в АПК РФ, КАС РФ и ГПК РФ, данным законом вносятся изменения в ряд других законов, так или иначе затрагивающих вопросы примирительных процедур.

В статью 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» вносится положение, разрешающее судьям в отставке быть медиатором и примирителем. Другая примирительная процедура — медиация (урегулирование спора с участием третьей стороны) — в соответствии с Федеральным Законом № 197-ФЗ получит новую форму своего завершения: нотариально удостоверенное медиативное соглашение. Письменная форма без нотариального удостоверения также будет допустимой. Однако, в отличие от нее, нотариально удостоверенное соглашение, а также его нотариально заверенная копия приобретут статус исполнительного документа. Медиация станет применимой процедурой и к административным делам, что ранее законом не предусматривалось. Но, помимо судей в отставке, урегулировать спор в процедуре медиации, как и раньше, смогут люди, не имеющие отношения к судебной системе

Появятся положения, посвященные новой примирительной процедуре — переговорам (ст. 153.4 ГПК РФ, ст. 137.4 КАС РФ, ст. 138.3 АПК РФ). В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке. Представляется, что может встать вопрос о механизме обеспечения обязанности по проведению переговоров, а также о последствиях ее несоблюдения. В той редакции изменений, которая вступит в силу 25 октября 2019 года, подобных механизмов и последствий не предусмотрено.

Любые примирительные процедуры будут продолжать носить исключительно добровольный характер. При этом переход к таким процедурам может не привести к результатам. Перечень возможных результатов носит открытый характер и несколько отличается друг от друга в каждом из процессуальных кодексов: мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований; частичный или полный отказ от иска; частичное или полное признание иска; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения (ст. 153.7 ГПК РФ); соглашение о примирении в отношении всех или части заявленных требований; частичный или полный отказ от административного иска; частичное или полное признание административного иска; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы, представления; признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам (ст. 137.7 КАС РФ); мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований; частичный или полный отказ от иска; частичное или полное признание иска; полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы (представления); признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения; соглашение по обстоятельствам дела; подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака (ст. 138.6 АПК РФ). Но закон предусматривает возможность для сторон после начала примирительных процедур отказаться от них, что влечет возобновление рассмотрения дела (ст. 153.2 ГПК РФ, ст. 138.1 АПК РФ, ст. 137.2 КАС РФ) в общем порядке. Мировые соглашения, не исполняемые добровольно, можно будет выполнить принудительно на основании выдаваемых судами исполнительных листов (ст. 153.11 ГПК РФ).

При этом ни один из кодексов не содержит указания о необходимости проведения судебного заседания по данному вопросу. Ранее судебная практика сталкивалась с неоднозначным толкованием подобной ситуации.

Так, 21 октября 2016 г. Савеловским районным судом г. Москвы было вынесено определение о выдаче исполнительного листа по мировому соглашению по гражданскому делу № 2-642/16 о взыскании неосновательного обогащения. Данное определение было обжаловано в Московский городской суд, который определением от 20 марта 2017 г. по делу № 33-9285 оставил частную жалобу без рассмотрения. В определении Мосгорсуд, применяя по аналогии ст. 142 АПК РФ, указал, что данная статья устанавливает лишь возможность принудительного исполнения мирового соглашения, не исполненного добровольно, и сама по себе не регулирует порядок выдачи исполнительного листа. Таким образом, для выдачи исполнительного листа в случае неисполнения мирового соглашения в добровольном порядке достаточно ходатайства стороны данного соглашения, вынесения определения о выдаче исполнительного листа в этом случае не требуется.

Представляется, что данная правовая позиция может приводить на практике к нарушению прав стороны, оказавшейся в результате выдачи исполнительного листа должником. Получив исполнительный лист без проверки доводов о нарушении соглашения должником, взыскатель получает возможность в соответствии добиться от судебного пристава-исполнителя наложения ареста на имущество должника в течение срока, установленного приставом для добровольного исполнения исполнительного документа. В свою очередь должник мог и не нарушать условий мирового соглашения, однако ни у суда при выдаче исполнительного листа, ни у пристава при решении вопроса о наложении ареста не будет обязанности проверять данное обстоятельство.

Для решения вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в ходе исполнения судебного акта, будет установлен месячный срок (ст. 153.10 ГПК РФ). В АПК РФ такой срок уже был установлен статьей 141.

Изменена процедура обжалования определения суда об утверждении мирового соглашения. Ранее в ГПК РФ отсутствовала специальная норма, устанавливающая порядок обжалования определения об утверждении мирового соглашения. Данный вопрос регулировался, в частности, статьей 152 ГПК РФ, допускающей подачу частной жалобы на определение суда о прекращении производства по делу. В новой редакции ГПК РФ появится статья 153.10, которая будет устанавливать, что определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в суде кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения такого определения.

В АПК РФ подобные положения уже имеются в статье 141. На практике суды трактуют эти нормы как не позволяющие обжаловать подобные определения в апелляционном порядке (например: постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2018 № Ф05-16260/2018 по делу № А40-15053/2018, постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2014 по делу № А12-3861/2013).

Также в статье 153.10 ГПК РФ появится дополнение: в случае об отказе в утверждении мирового соглашения тот может быть обжалован. Ныне действующая редакция ГПК не предусматривает возможность такого обжалования (ч. 1 ст. 331, пример судебной практики: апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2017 по делу № 33-6370/2017).

Верховный Суд Российской Федерации поддержал сегодня на заседании Пленума проект постановления «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Документ разрабатывался рабочей группой ВС РФ в связи с вступлением в силу с 25 октября текущего года Федерального конституционного закона от 26 июля 2019 г. № 3-ФКЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» (далее – Закон № 3-ФКЗ).

Указанным законом к полномочиям Пленума ВС РФ отнесено утверждение Регламента проведения судебного примирения (далее – Регламент), а также формирование и утверждение списка судебных примирителей на основе предложений кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономных округов, суда автономной области, окружных (флотских) военных и арбитражных судов (п. 13.1 ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в редакции Закона № 3-ФКЗ). Появление новых полномочий и необходимость утверждения соответствующего Регламента связаны в свою очередь с вступлением в действие с 25 октября новых норм о примирительных процедурах при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

НАША СПРАВКА
31 октября Пленум ВС РФ принял Постановление № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения»

Напомним, что к примирительным процедурам, проведение которых будет возможно с 25 октября на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, относятся переговоры, посредничество, в том числе медиация, и судебное примирение. При этом список не является исчерпывающим, то есть возможно использование и других примирительных процедур, если это не противоречит закону. Примирительную процедуру можно будет провести по ходатайству сторон (стороны) либо при согласии сторон по предложению суда, которое может быть сделано в устной форме либо содержаться в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к разбирательству или в ином определении по делу. Примирительные процедуры стороны смогут использовать и в рамках рассмотрения административных дел. Изменения будут инкорпорированы во все процессуальные кодексы – Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства.

Судья, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов подчеркнул, что физические и юридические лица одинаково заинтересованы в быстрой и эффективной защите прав, но при этом процессуальные правила часто требуют длительного рассмотрения дел. «Однако сами участники спора всегда знают детали конфликта, его фактическую сторону и при желании могут выработать в короткие сроки взаимоприемлемое решение, используя примирение», – отметил судья. Он обратил внимание на то, что примирение сторон позволяет сократить сроки разрешения спора, финансовые издержки участников процесса, способствует сохранению социальных связей и деловых отношений, в целом снижает уровень конфликтности в обществе.

Институт судебного примирения, как заметил Виктор Момотов, широко используется в различных странах, в частности в Германии, Канаде, Финляндии, Австралии, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Словении, Нидерландах. В российском обществе существует, по словам судьи, высокая потребность в доступных и эффективных механизмах урегулирования споров, которые способствовали бы не только повышению качества правосудия за счет оптимизации судебной нагрузки, но прежде всего снижению уровня конфликтности, укреплению социально-деловых связей и повышению уровня правосознания.

В подготовленном рабочей группой ВС РФ проекте Регламента (текст имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ) два раздела – первый посвящен общим положениям (целям и задачам, принципам примирения, требованиям, предъявляемым к судебным примирителям), а второй – порядку судебного примирения с детальным описанием процедуры. Судебное примирение, как указано в проекте, проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Его задачами являются соотнесение и сближение позиций сторон, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора, оказание сторонам содействия в достижении результата примирения. К принципам судебного примирения относятся добровольность, сотрудничество, равноправие сторон, независимость и беспристрастность судебного примирителя, конфиденциальность и добросовестность. Судебные примирители утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей в отставке с учетом опыта работы в качестве судьи, опыта научной деятельности, специализации, региона проживания. При этом не смогут выступать в качестве судебного примирителя судьи в отставке, привлеченные к осуществлению правосудия или работающие в органах госвласти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных, иных общественных объединениях, а также в качестве помощников депутата Госдумы, члена Совета Федерации или депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ либо назначенные на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Заместитель Министра юстиции России Денис Новак отметил, что процедура судебного примирения в проекте Регламента описана подробно. Такой документ сможет, по его словам, стать «настольной книгой» для судебных примирителей и сторон. Представитель Минюста России указал лишь на несколько редакционных замечаний. Например, следует, как он отметил, исключить из п. 1 ст. 17 проекта Регламента упоминание о том, что судебное примирение проводится в форме переговоров, поскольку переговоры являются самостоятельным видом примирительных процедур.

Обзоры изменений, внесенных в процессуальное законодательство с 25 октября 2019 года: примирительные процедуры
ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ

Виктор Момотов подчеркнул, что нормы, регулирующие процедуру судебного примирения, будут диспозитивными – стороны смогут самостоятельно определять порядок примирения при условии, что он не будет противоречить общим положениям. Так, предусматривается, что судебное примирение проводится в срок, установленный судом в определении о проведении судебного примирения, но по ходатайству сторон указанный срок может быть продлен. Стороны судебного примирения будут вправе выбирать судебного примирителя, вносить предложения по порядку проведения примирения, заявлять о необходимости участия в судебном примирении иных лиц, сообщать необходимую для урегулирования спора информацию, задавать вопросы другой стороне и судебному примирителю, высказывать просьбу о проведении индивидуальной беседы с примирителем, предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения, обсуждать высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон, ходатайствовать о продлении процедуры в случае истечения ее срока.

Судебное примирение, согласно проекту Регламента, может включать в себя следующие стадии:

  • открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
  • изложение обстоятельств спора и интересов сторон;
  • формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
  • индивидуальная беседа судебного примирителя со сторонами и их представителями;
  • выработка сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
  • оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признания иска;
  • завершение судебного примирения при достижении либо недостижении результата (результатов) примирения, истечении срока проведения примирения или прекращении процедуры судебным примирителем.

По итогам заседания Пленума ВС РФ была создана редакционная комиссия по доработке проекта постановления об утверждении Регламента. Принять окончательную версию документа планируется на следующем заседании Пленума.

Ответ: КоАП РФ, в отличии от УК РФ, АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ, не содержит норм позволяющих суду прекратить производство по делу за примирением сторон. Полагаю, что данный пробел в будущем нашими законотворцами будет ликвидирован, но пока к сожалению, прекращение производства по делу об административном правонарушении не возможно.

Вышеуказанный пробел в КоАП РФ, не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, которые указаны в ст. 1.2 КоАП РФ, в частности такой задаче как защита личности, охране прав и свобод человека и гражданина, поскольку не позволяет потерпевшему своевременно возместить причинённый правонарушением ущерб, а лицу, совершившему административное правонарушение не стимулирует совершение действий к заглаживанию своей вины и возмещению материального ущерба.

Полагаю, что вышеуказанная норма, о примирении с потерпевшим, не была введена в КоАП РФ, в связи с тем, что в рамках административного производства, отсутствуют нормы позволяющие потерпевшему предъявить к виновному требование о возмещении материального и морального вреда.

В настоящее время, согласно, ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ, судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, учитывая, что дела об административных правонарушениях за примирением сторон не прекращаются, лицо привлекаемое к административной ответственности, понимая, что не избежит применения в отношении него административного наказания, не будет стремиться к заглаживанию причиненного вреда, а потерпевшим в любом случае придется обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, что не соответствует задачам защиты прав потерпевшего.

Примирение сторон в административном судопроизводстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *