Охрана окружающей среды в России 2017

Ежегодный выпуск госдоклада характеризует экологическую обстановку в стране, воздействие на нее хозяйственной деятельности, состояние природных ресурсов и тенденции их изменения, а также применяемые меры для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

Госдоклад содержит основные показатели состояния окружающей среды и их взаимосвязь с показателями социально-экономического развития России.

Госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году» лежит в основе формирования и проведения государственной политики в области экологического развития России, определения приоритетных направлений деятельности органов государственной власти в этой области, а также для разработки мер, предупреждающих и сокращающих негативное воздействие на окружающую среду.

Отличительной особенностью доклада за 2017 г. является изложение информации в последовательности «состояние и изменение − оказываемых негативное воздействие − мер по снижению негативного воздействия».

Разделы доклада содержат показатели, характеризующие состояние окружающей среды и экологической эффективности, целевые показатели, предусмотренные государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» до 2020 года.

В докладе расширенно представлена глава, посвященная Арктической зоне РФ. Увеличен объем информации по атмосферному воздуху (в части показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух), дополнены материалы разделов по биоразнообразию и обращению с отходами производства и потребления, проанализированы сведения по инвестициям в основной капитал, направленным на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

В составе материалов, касающихся атмосферного воздуха, водных ресурсов, отходов производства и потребления, лесных ресурсов, по федеральным округам и субъектам РФ приведены систематизированные показатели для сопряженного анализа данных
об оказываемых негативных воздействиях, действиях по снижению таких воздействий и размерах соответствующих природоохранных инвестиций. Также, в разделах, посвященных субъектам Российской Федерации, добавлены сведения об объеме инвестиций и текущих затратах по направлениям природоохранной деятельности.

Доклад прошел общественное обсуждение, был рассмотрен Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации.

Анализ климатических особенностей 2017 г. по данным Росгидромета показал, что этот год стал четвертым среди самых теплых на территории страны с 1936 г. Среднегодовая сумма осадков в 2017 г. составила 111% от нормы. Среднегодовые значения общего содержания озона оказались ниже средних многолетних значений.

В целом по РФ количество утилизированных и обезвреженных отходов выросло по сравнению с 2010 г. в 1,9 раза.Объем вывезенных ТКО в целом по РФ в 2017 г. составил 274,4 млн м3, что на 16,6% больше, чем в 2010 г. Объем твердых коммунальных отходов, вывезенных на мусороперерабатывающие заводы, в 2017 г. составил 27,9 млн м3, или 10% от общего объема ТКО.

1 часть Скачать файл

  1. Введение
  2. Российская Федерация. Основные сведения
  3. Атмосферный воздух
  4. Изменение климата
  5. Водные ресурсы

2 часть Скачать файл

  1. Геологическая среда
  2. Почвы и земельные ресурсы

3 часть Скачать файл

  1. Биологическое природопользование
  2. Биоразнообразие

4 часть Скачать файл

  1. Воздействие отдельных отраслей экономической деятельности на состояние окружающей среды
  2. Обращение с отходами производства и потребления

5 часть Скачать файл

  1. Окружающая среда и здоровье населения

6 часть Скачать файл

  1. Состояние и охрана окружающей среды в субъектах Российской Федерации

7 часть Скачать файл

  1. Арктическая зона Российской Федерации
  2. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

8 часть Скачать файл

  1. Наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды
  2. Экологическое образование, воспитание и просвещение. Общественные экологические организации
  3. Международное сотрудничество
  4. Выводы и предложения

Опубликовано: Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2003. С. 565.

Международное экологическое право

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

окружающая среда – общая забота человечества;

окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

рациональное использование окружающей среды;

содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

предосторожный подход к окружающей среде;

право на развитие;

предотвращение вреда;

предотвращение загрязнения окружающей среды;

ответственность государств;

отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

к.ю.н. Калиниченко П.А.

Используемая литература

Бекяшев К.А. Роль ООН в кодификации и прогрессивном развитии международного экологического права // Труды МГЮА №1/1997. С. 146–152.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М. 1982.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М. 1986.

Международное публичное право / Под ред. Бекяшева К.А. М. 1998.

УДК: 349.6 ГРНТИ: 10.53.17

ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТОВЕРНУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ЕГО ГАРАНТИИ

Д. А. Зеленова, Д. Н. Ермаков

Тихоокеанский государственный университет Россия, 680035 г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136

Н Зеленова Дарья Александровна — acop@list.ru

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования права граждан на достоверную экологическую информацию, его гарантии. Несмотря на то, что в национальном законодательстве содержится достаточно много правовых норм, которые закрепляют и конкретизируют право каждого на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право граждан на достоверную экологическую информацию продолжает оставаться не реализованным до конца, не осознанным гражданами в полной мере и не обеспеченным во-многом правовыми актами, а также практикой судебных и административных органов.

Авторами на основе анализа международного и национального законодательства сформулировано понятие «экологическая информация», рассмотрена система гарантий права граждан на достоверную экологическую информацию, сформулированы меры, принятие которых должно повысить эффективность механизма реализации права граждан на достоверную экологическую информацию.

Ключевые слова: экологическая информация, достоверная экологическая информация, благоприятная окружающая среда, Экологический кодекс, гарантии права на экологическую информацию.

THE RIGHT OF CITIZENS ON ACCURATE ECOLOGICAL INFORMATION AND ITS GUARANTEES D. A. Zelenova, D. N. Ermakov

Pacific National University

136, Tikhookeanskaya St., 680035 Khabarovsk, Russia El Zelenova Daria — acop@list.ru

Как можно увидеть в результате анализа российского законодательства, в нем достаточно подробно регулируются права граждан Российского государства на получение достоверной экологической информации.

Согласно ст. 42 Конституции РФ , предусматривается, что каждому принадлежит право на получение достоверной информации относительно состояния окружающей среды.

Необходимо отметить, что право получения экологической информации лежит в основе реализации других конституционных прав, таких как, права на благоприятную окружающую среду, а также права получить возмещение ущерба, который был причинен здоровью либо имуществу в результате экологических правонарушений.

В ч. 2 ст.24 Конституции РФ, установлены обязанности публичных органов власти, а также должностных лиц таких органов обеспечивать всем заинтересованным лицам возможности по ознакомлению с информацией, непосредственно затрагивающей их права, свободы.

Законодательство Российской Федерации содержит отдельные нормы в рассматриваемой нами сфере. Так, статьями 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливаются права указанных в данных

нормах субъектов на предоставление им своевременной, полной, а также достоверной информации относительно состояния окружающей среды в нашей стране, мерах, принимаемых в целях ее охраны.

Например, законодательство в области защиты населения, территорий от наступления чрезвычайных ситуаций, имеющих природный и техногенный характер , закрепляет гласность и открытость информации, касающейся защиты населения, соответствующих территорий от наступления чрезвычайных ситуаций.

В законодательстве об экологической экспертизе также предусматриваются права граждан и общественных организаций на получение от уполномоченных в данной сфере публичных органов информации относительно результатов проведения экспертизы .

Аналогичные нормы имеются и в других нормативных правовых актах (в настоящее время таких нормативных актов более 25). Из приведенного анализа правового регулирования можно сделать вывод о том, что российское законодательство запрещает ограничивать права субъектов на получение достоверной информации в рассматриваемой области.

Law and Political Sciences | Juvenis scientia 2017 № 5

Между тем, основным проблемным вопросом в данной области видится определение того, какая именно информация подлежит отнесению к экологической, в соответствии с требованиями законодательства — открытой, а также общедоступной, а какая информация может быть секретной либо носить ограниченный характер. Также сам термин «достоверная информация» законодательно не определен.

«Экологическая информация» как правовая категория может быть рассмотрена как с позиции экологического права, так и с точки зрения информационного. На наш взгляд, под экологической информацией необходимо понимать сведения, доступ к которым не ограничен в соответствии законом, о состоянии окружающей среды, а также о мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды, о возможном негативном воздействии хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на природную среду, жизнь и здоровье человека.

«Всеобщая декларация прав человека» предусматривает в п. 2 ст. 29, что в процессе осуществления собственных прав, реализации свобод человека можно обременять исключительно ограничениям, установленными в законе для целей обеспечения государственной безопасности, для необходимого признания, уважения интересов остальных членов общества, а также соблюдения требований морали, обеспечения общественного порядка, поддержания общественного благосостояния, что соответствует требованиям демократического общества.

Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод предусматривает кроме обозначенных выше также и дополнительные ограничения в области информационных прав, что необходимо для защиты интересов государственной безопасности, государственно-территориальной целостности либо общественного спокойствия, для предотвращения в стране беспорядков, предотвращения преступлений, в целях охраны здоровья граждан, сохранения общественной нравственности, репутации либо прав иных лиц, предупреждения разглашения информации, которая была получена конфиденциально, либо поддержания авторитета и сохранения беспристрастности представителей правосудия.

С учетом норм и положений Конституции России (ч. 3 ст. 17, а также ч. 3 ст. 55), допустимо предположить, что в числе оснований ограничения граждан в правах на получение информации выступает потребность в организации защиты основ российского конституционного строя, сохранения нравственности и здоровья, обеспечения прав, законных интересов иных лиц, поддержание обороноспособности государства и безопасности страны.

В отношении экологической информации самым проблематичным моментом видится ограничение информационных прав для целей обеспечения интересов безопасности страны, так как в Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 выделяется помимо государственной еще и экологическая и другие разновидности безопасности. В числе основных объектов безопасности названным Законом именуется личность, а также права, свободы таковой. Следовательно, государство должно обеспечить возможности реализации гражданами своего права на достоверную экологическую информацию, но при этом обязано соблюсти также и интересы безопасности нашей страны .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что в международном законодательстве и законодательстве некоторых зарубежных го-

сударств регулирование вопросов реализации права на экологическую информацию намного прогрессивнее, чем российское в этой области.

В качестве важнейшего документа, принятого в данной сфере, необходимо назвать Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Данный документ подписало Европейское Сообщество и подавляющее большинство европейских государств, а также государств Центральной Азии, члены Европейской комиссии ООН.

Данный документ вступил в силу с 30.10.2001 г., но до настоящего времени Российская Федерация данный документ не ратифицировала и не подписала.

В Конвенции достаточно подробно раскрыто понятие «экологическая информация», под данным термином понимается любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

a) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте Ь выше.

Представляется, что неприсоединение России к названной Конвенции прямо противоречит одному из прав граждан, ранее названному нами и продекларированному в ст. 42 Конституции России.

Присоединение российского государства к данной Конвенции имело бы положительно значение для решения разного рода природоохранных проблем, а также повысило бы международный статус России как правового государства, тем более, что нашей страной в составе Межпарламентской ассамблеи ООН принят модельный закон МПА «О доступе к экологической информации», опирающийся в своем регулировании в том числе и на нормы названной Конвенции .

Действующее российское законодательство достаточно широко охватывает процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации.

Однако нельзя не признать, что возникают различные проблемы, связанные с непосредственной реализации соответствующих правовых норм. К примеру, отсутствует процедура сотрудничества между общественностью и государственными органами, владеющими экологической информацией и принимающими экологически значимые решения. Хотя российские граждане имеют право представлять государственным органам свои замечания к проектам, но

должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. Также актуально предусмотреть и специальный порядок защиты лиц, которые обладают данными об экологических правонарушениях и добиваются разрешения какого-либо экологического вопроса .

Нет также чёткого и подробного механизма работы системы публичных органов, имеющих в своем распоряжении экологическую информацию.

В рамках международного законодательства вопросы относительно предоставления гражданам доступа к достоверной информации относительно состояния окружающей среды имеет достаточно регулирование, тогда как в Российской Федерации законодательством устанавливаются только общие рамки, тогда как вопросы практической реализации права остаются не урегулированными.

В целом по итогам анализа существующего законодательства по теме исследования необходимо выразить мнение о том, что для целей реализации конституционного права россиян на достоверную экологическую информацию возможно вновь поднять в научном сообществе вопрос о принятии Экологического кодекса РФ, проект которого неоднократно предпринимали попытки разработать специалисты-экологи и правоведы, либо решить перечневые и процедурные вопросы в рассматриваемой сфере посредством принятия специального федерального закона об экологической информации.

Для создания эффективного механизма реализации права граждан на достоверную экологическую информацию необходимо:

— закрепить в законодательстве понятие экологической информации;

— определить виды экологической информации;

— предусмотреть формы, в которых может быть предоставлена экологическая информация;

— закрепить систему, порядок доступа и ограничения допуска к экологической информации.

Реализация права граждан на достоверную экологическую информацию предполагает наличие реальных юридических и иных гарантий. К иным гарантиям можно отнести экономические, политические, идеологические. Особенно-

стью юридических гарантий является то, что система экономических, политических и идеологических гарантий работает лишь через юридические гарантии. Под гарантиями права граждан на достоверную экологическую информацию понимаются средства, с помощью которых обеспечивается реализация такого права. Можно выделить следующие юридические средства, с помощью которых граждане могут реализовать свое право на достоверную экологическую информацию: обжалование в суд или вышестоящий орган решений, действий (бездействий) органов государственной власти РФ, местного самоуправления, должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления или субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность; ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. ст. 133.

5. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. ст. 4556.

6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. 2010. № 1. ст. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Минбалеев А.В. Доступ к экологической информации по законодательству Республики Таджикистан // Экологическое право. 2012. № 2. С. 25-28.

8. Эрнст В.В. Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности // Российский следователь. 2016. № 2. С. 51-55.

9. Попов А.А. Правовое регулирование экологической информации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 23 с.

Охрана окружающей среды в России 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *