Стандарты 3 поколения ФГОС

Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:

разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 6. Язык (языки) обучения

1. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

4. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Уважаемые посетители сайта!

Вы, очевидно, знаете, что с 01.09.2013 вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Мы позволили себе выбрать из большого текста закона те статьи, которые, на наш взгляд, помогут вам правильнее определиться с выбором школы.

Обращаем ваше внимание, что в новом законе экстернат как форма получения образования отсутствует, но ребенок может получать образование очно (по индивидуальному плану) или получать образование в семье. В ЧОУ «Школа Экспресс» разработана и развивается педагогическая поддержка (с помощью дистанционных технологий) для самых разных обучающихся, которые могут завершить любой этап образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС):

  • Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). ФГОС начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). Глава I, пункт 4 и примечание к данному пункту.
  • Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897. Глава III, пункт 18.3.1.
  • Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 года. ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413. Глава III, пункт 18.3.1.

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

9. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Статья 34

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Анализ соответствия международным стандартам

Виктор ЛИВШИЦ, преподаватель Университета Бен-Гуриона в Негеве (Израиль) член-корреспондент Российской академии информатизации образования

Сегодня актуален анализ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и «на входе» в систему инженерного образования – Engineering Education (ЕЕ). Этот анализ требует рассмотрения ФГОС как минимум в четырех аспектах:

a) соответствие стандартов базовым положениям эдукологии ЕЕ; b) соответствие ФГОС международным стандартам ЕЕ (МС ЕЕ); c) релевантность выпускника ЕЕ, подготовленного на базе рассматриваемых ФГОС, требованиям устойчивого функционирования избранного им объекта или сегмента техносферы; d) релевантность выпускника ЕЕ инновационным тенденциям XXI века в техносфере, инфосфере, социосфере.

Однако предварять этот комплексный анализ, очевидно, должно рассмотрение важной стороны новых ФГОС: насколько они соответствуют провозглашенным еще в конце 80-х годов принципам максимального расширения поля действия университетского ЕЕ.

* * *

Профессиональный ареал, который регламентируют стандарты и , раньше покрывался специальностью «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», квалификация – инженер-механик. Внешние атрибуты приближения стандартов и к зарубежной модели ЕЕ налицо: специальность заменена направлением подготовки, в названии оставлена только коннотация «машиностроение». Все дополнения, сужающие поле деятельности (технология, резание металлов), опущены. Квалификация обозначена как бакалавр.

Термин «машиностроение» в энциклопедическом определении имеет достаточно узкую дефиницию. Однако практика инженерной деятельности выпускников специальности 0501 в течение многих десятилетий показала, что ареал их успешного использования чрезвычайно широк. Работодатели трактовали термин «машиностроение» также и как машиноиспользование, машинопотребление.
Казалось бы, провозглашенная широта направлений подготовки и как раз и обеспечивается именно таким широким толкованием термина «машиностроение».

Однако знакомство с разделами 4.1 и 4.2 ФГОС и вскрывает совершенно другую картину: в этих разделах термин «машиностроение» употребляется в своей узкой, энциклопедической дефиниции – машиностроительные продукция, производство, изделия, технологические процессы и т.д. Конечно, «потребители» выпускников, как и прежде, будут расширительно толковать термин «машиностроение», не заглядывая в ФГОС. Но возникает вопрос: почему разработчики ФГОС не следуют ими же самими провозглашенной широте подготовки выпускника ЕЕ?

* * *

ФГОС заменяет квалификацию «инженер-механик» на квалификацию «бакалавр». Следует подчеркнуть, что дефиниция «инженер-механик» несла в себе целых три понятийных страты:

  1. Собственно квалификация (степень) – первая ступень ЕЕ. С этой позиции никакого возражения замена «инженера» на «бакалавра» не вызывает.
  2. Указание на предмет профессиональной деятельности (ПД) выпускника – инженерное дело (ИД). В названии бакалавра эта функция опущена, что вызывает удивление: ведь уже почти сто пятьдесят лет бакалавриат является основным поставщиком инженеров на рынок труда. Неупоминание термина «инженер» в ФГОС ничего не изменяет: инженерное дело не отменяется, и молодые инженеры будут, как и раньше, востребованы рынком. Подобное умолчание только вносит путаницу в кастинг, рекрутинг и другие виды селекционного бизнеса: ведь в машиностроении используются и другие бакалавры – экономисты, финансисты, маркетологи, менеджеры, психологи, рекламные дизайнеры и т.д. В других странах указание степени подготовки всегда сопровождается добавлением предмета профессиональной деятельности: например, в Германии степень именуется «дипломированный инженер». Кроме того, дефиниция «инженер» несет важную социальную информацию: данный специалист – не врач, не юрист, не агроном, не учитель и т.д.
  3. Указание на специфику инженерного труда – механик. Во-первых, это указание еще раз подчеркивает расширенную коннотацию термина «машиностроение» в названии профессии, поскольку «механик» уже много веков существует как «повелитель любых машин» в самом широком понимании. Возможно, это требует введения понятия «бакалавр-механик»?

Во-вторых, термин «механик» несет важное видовое отличие, поскольку инженерных профессий много: инженер-химик, горняк, энергетик, пищевик, нефтяник, физикотехник и т.д.

Парадокс заключается в том, что в текстах ФГОС и термины «инженер», «инженерное дело» не встречаются ни разу. При зачистке текстов ФГОС от этих «атавизмов» вместе с водой выплеснули и ребенка! Между тем МС ЕЕ , , , базируются на категорическом примате профессиональной компетентности (ПК) и декретируют обязательность указания и предмета ПД (инженерное дело), и ареала-поля ПД (техносфера).

Таким образом, отсутствие в ФГОС этих указаний противоречит МС ЕЕ. Можно констатировать, что за фасадом внешней атрибутики в названиях ФГОС скрыто немало проблемных и даже противоречивых положений и регламентаций.

* * *

ГЛОССАРИЙ

1. А – адекватность.
2. ВПО – высшее профессиональное образование.
3. ЗУН – знания, умения, навыки.
4. ИД – инженерное дело.
5. ИТ – информационные технологии.
6. МС – международные стандарты.
7. Н – гомеостаз.
8. НИД – научно-исследовательская деятельность.
9. НПК – научно-педагогические кадры.
10. ОК – общекультурные компетенции.
11. ООП – основная образовательная программа.
12. ОП – образовательная программа.
13. ПД – профессиональная деятельность.
14. ПЕЕ – профессионализация ЕЕ.
15. ПК – профессиональные компетенции (компетентность).
16. ПО – парадигма образования.
17. ПТС – производственно-технологическая система.
18. ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
19. ФЕЕ – фундаментализация ЕЕ.
20. ЧПУ – числовое программное управление.
21. APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation.
22. CIM – Computer Integrated Manufacturing.
23. CS – Computer Sciences.
24. EE – Engineering Education.
25. EG – Educational Gap.
26. PE – Professional Engineer.

Переходя к анализу ФГОС в четырех аспектах, названных выше, следует остановиться на кластере «эдукология ЕЕ». Обобщающих монографий по этой научной дисциплине пока еще нет, но уже можно перечислить ее разделы, получившие глубокую научную проработку и вплотную продвинутые к использованию в повседневной практике ЕЕ: системотехника ЕЕ, образовательная инженерия, инженерная эпистемология, технологическая семиотика, технологическая когнитология.

Одна из первых базовых аксиом эдукологии ЕЕ гласит: многолетняя практика ЕЕ фиксирует наличие различных целевых установок образования (парадигм образования – ПО) у разных групп обучающихся. Весь спектр интересов объектов обучения в ЕЕ разделен на четыре сектора:

  • ПО1-ЕЕ как способ повышения социального статуса индивида;
  • ПО2-ЕЕ как подготовка профессионалов, спрос на которых диктует рынок труда;
  • ПО3-ЕЕ как этический императив к повышению эрудиции в сфере научно-исследовательской деятельности;
  • ПО4-ЕЕ как селекция и подготовка элитных индивидов и групп общественной иерархии.

Рассматриваемая аксиома эдукологии ЕЕ однозначно декретирует, что образовательные программы (ОП) для различных ПО должны иметь принципиальные различия. Подготовка в одном «котле» слушателей, претендующих на разные ПО, является распространенной ошибкой управления системами и модулями ЕЕ.

ФГОС и игнорируют эту аксиому эдукологии ЕЕ. В разделах 4.1, 4.3, 4.4 , 4.3, 4.4 среди областей трудоустройства выпускников названа наука, а научно-исследовательская деятельность (НИД) перечислена как один из видов будущего труда. В ФГОС высшего профессионального образования (ВПО) такое смешение целевых установок образования недопустимо: деятельность профессионального инженера и научного работника-исследователя различается в принципе, как в повседневной работе, так и в конечных результатах: реализованные изделия и системы – у одного и новые знания – у другого.

Из этих предпосылок следует, что для науки нужно готовить не профессионалов, а эрудитов. Об этом написаны десятки книг и сотни статей. Например, известный системолог Питер Друкер объясняет, почему подготовка технологов и научных работников должна быть принципиально различной: «Огромное количество новых технологий не является новым знанием. Это новое отношение, новое расположение вещей, которые уже давно существуют вокруг нас – таким образом, каким раньше никто не делал. Эта функция весьма далека от задач поиска нового знания: ее часто называют сборочной, имея в виду сборку не только тривиальных изделий, но и головоломок (пазлов)» .

Ошибочное привнесение НИД в ФГОС ВПО становится очевидным при рассмотрении разделов 4.4 в и , в которых детализированы профессиональные задачи различных видов деятельности выпускника. Перечисленные под заголовком НИД профессиональные задачи не имеют никакого отношения к НИД – это задачи аналитико-экспертизной деятельности.

* * *

Многолетняя практика созидательной деятельности инженеров-механиков протекает в следующих ареалах ПД: конструктор, технолог, линейный руководитель производства, эксперт-аналитик, пусконаладчик, системотехник-генералист, преподаватель. В ФГОС из этих семи видов ПД в разделе 4.3 названы только четыре, последние в перечне три вида ПД отсутствуют. В ФГОС названы шесть из семи видов ПД. В обоих ФГОС отсутствует такой важнейший вид ПД, как системотехник-генералист (проектно-инновационная деятельность).

Производственно-технологическая система (ПТС), в которой трудится выпускник, как любая сложная система функционирует в условиях баланса, равновесия двух важнейших критериев успешного статуса системы: гомеостаза Н и адекватности А, характеризующих стабильность и инновационность системы.

Шесть из семи вышеназванных видов ПД направлены на обеспечение Н. Вся проектная, реализационная, сопроводительная, профилактическая деятельность направлена на то, чтобы флуктуации качества и надежности были редки и незначительны, чтобы они не раскачали ПТС до нежелательных явлений конвергенции бифуркации.

С точки зрения критерия Н любые изменения, приходящие из внешней среды, в том числе и инновации вредны для ПТС. Но процесс усложнения техносферы инфосферы, социосферы непрерывно рождает инновации для ПТС – маломасштабные или кардинальные. Как в этих условиях сохранять баланс между Н и А? Этой задачей как раз и занимается системотехник-генералист работающий в штабе корпорации и держащий руку на пульсе Н и А. Он непрерывно оценивает состояние баланса Н – А и определяет, можно ли продолжать эксплуатацию ПТС в стабильном режиме или пора уже переходить к модернизации отдельных участков, отделений, производств, а то и всей корпорации в целом. Поэтому за подобными специалистами закрепилось второе название – «генералист». Отсутствие в перечне видов ПД системотехника-генералиста – серьезный изъян ФГОС и .

* * *

С сожалением следует отметить, что в и отсутствуют такие универсальные и обобщающие понятия современного технознания, как техносфера, инфосфера, сложность, системология, системотехника. Раздел 4.3 по непонятным причинам сокращает перечень видов ПД до четырех, хотя в стандарте их шесть. В перечне отсутствует сервисно-эксплуатационная (пусконаладочная) ПД. Естественно, от того, что этот вид ПД отсутствует в стандарте, составляющие его работы не исчезли из перечня жизненно важных функций для реальных ПТС. Поэтому эти работы сдвинуты в другой вид ПД – производственно-технологическую ПД и составляют в ней более 50 процентов от всего перечня работ. Это грубая ошибка: технолог выступает как пользователь, потребитель оборудования, софтвера и хардвера, и он должен быть обеспечен для решения своих (без сомнения, самых трудных в производстве) задач полностью налаженной и оттестированной машинной базой. Полагать, что у технолога хватит времени заниматься пусконаладкой и сервисом оборудования – это маниловщина: у технолога нет ни времени, ни, что гораздо важнее, профессиональной компетентности для этого совершенно автономного и весьма специфического вида ПД. Этот вид ПД требует специальных методов обучения и закрепления ПК на практике в условиях реальных ПТС. Делать его несущественным и маргинальным – крупная оплошность.

* * *

В разделе 4.4 детализированы задачи выпускника по каждому виду ПД. При этом перечень задач производственно-технологической ПД выглядит странно: он начинается с задачи «контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении изделий». Но прежде чем контролировать что-то, нужно создать, определить, вычленить объект и предмет контроля. Ведь контроль – действие третье по порядку. Первым действием является разработка технологического процесса, релевантного заказу потребителя, а вторым действием – реализация этой технологии в производственных условиях и границах. Обе эти задачи составляют ядро ПД технолога и подвергают жесткой проверке уровень его ПК, поскольку требуют нетривиальных действий в сопротивляющейся этим действиям среде.

ФГОС и лишь бегло упоминают задачу проектирования технологии производства изделий в разделе «Проектно-конструкторская деятельность», создавая впечатление легковесности и малозначительности этого этапа действий. Между тем проектирование технологии и конструирование изделий являются двумя базовыми кластерами задач ПД в современных ПТС. Первостепенное значение этих кластеров настолько велико, что уже давно существуют специальные регламенты «Конструкторская подготовка и сопровождение производства новых изделий» (КПП) и «Технологическая подготовка и сопровождение производства новых изделий» (ТПП). Эти регламенты детально расписаны в промышленных стандартах. Непонятно, почему ФГОС игнорируют эти базовые для производства регламенты.

* * *

Переходя к анализу части V «Требования к результатам освоения ОП», следует отметить, что эти требования в соответствии с МС ЕЕ сгруппированы в два блока: общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). Так что с формальной стороны требования МС ЕЕ соблюдены. Однако при детальном рассмотрении содержания ОК и ПК возникает целый ряд вопросов:

  1. ОК – 9, 10, 14, 15, 16 относятся к профессиональным видам ПД и должны быть перенесены в ПК.
  2. Совершенно непонятно, почему компетенции в области Computer Sciences (CS), являющиеся сегодня важнейшими составляющими профессии, отнесены к ОК (ОК-11, 12, 13). Возникают сильные сомнения насчет того, что блок ОК может быть сформирован или взращен с нуля в условиях жесткого лимита учебного времени в бакалавриате. Конечно, изучение дисциплин естественно-научного и профессионального циклов влияет на ОК, но лишь опосредованно.

Поэтому вместо постановки явно нереальных задач по взращиванию блока ОК в вузе топ-структуры ЕЕ должны регламентировать тот корпус требований по блоку ОК, который реализуется в довузовском образовании, и затем проверять его путем фильтрации документов абитуриента на «входе» в вуз.

* * *

При анализе профессиональных компетенций следует подчеркнуть, что при реальных контактах бакалавра ЕЕ с объектами техносферы возникает два вида задач ПД.

A) Описание, проект новой ПТС или новой технологии с позиций внешнего субъекта-проектанта, лица, принимающего решения, и т.п. Этап реализации проектных инноваций здесь рассматривается исключительно как результат претворения в жизнь проектных решений посредством тривиальных, рутинных действий, полностью лишенных креативности.

B) Овладение новой ПТС или новой технологией с целью получения продуктивных результатов в реальных условиях материальной техносферы и внешней среды путем преодоления сложности и энтропийного сопротивления техносферы, возникающих при реализации проекта. Эта задача решается посредством нетривиальных, эмпирических, эвристических, формально не описываемых креативных решений и действий. Это позиция конечного пользователя, а сегодня уже очень часто и просьюмера (producer + consumer). Эти действия и решения, называемые технологическими инновациями, не имеют теоретического описания – до сих пор не существует ни общей теории технологии, ни специальных теорий отдельных технологий.

Очевидно, что процесс профессионализации бакалавра ЕЕ в случае решения задач по типу B должен быть качественно иным, чем для задач типа A. Здесь не дадут результата теоретические методы обучения – необходим переход и погружение в «клинические» методы обучения. В подобных случаях сатирик говорил: «Кончай дедукцию, давай продукцию!».

Исходя из изложенного, в перечень ПК производственно-технологической деятельности следует добавить важнейшую ПК: умение преодолевать сложность и энтропийное сопротивление техносферы и внешней среды внедрению инноваций посредством использования эмпирических и эвристических решений и действий высокого уровня креативности.

* * *

Анализируемые стандарты предусматривают изучение следующих учебных циклов: гуманитарного, социального и экономического; математического и естественнонаучного; профессионального. В ОП входят также разделы «физическая культура», «учебная и производственная практика», «итоговая государственная аттестация».

В мировой практике ЕЕ установилась несколько иная структура ОП: три цикла – естественнонаучный, профессиональный и Computer Sciences (CS), а также две отдельные дисциплины – иностранный язык и физическая культура. Студенты имеют возможность изучать дисциплины социального и гуманитарного циклов, но только за счет личного времени.

Странное впечатление оставляет почти полное игнорирование цикла CS. В мировой практике ЕЕ на цикл CSуже в течение пятнадцати лет отводится до 20 процентоввсего объема учебного времени, это и есть тенденция к его возрастанию. В опущен устаревший термин»информатика», вместо него используется термин «информационные технологии» (ИТ). Но ведь ИТ – это второй «этаж» компьютерного «здания»: сначала нужно создать базис – фундамент и первый этаж. Этой цели как раз и служат CS. И без них не обойтись в подготовке профессионалов в XXI веке. Ничего этого в стандарте нет.

Кстати, пора определиться и с термином, который должен придти на смену «информатике». Возможно, новый термин «компьюторика» релевантен Computer Science.

Несмотря на то, что изучение CS фактически не выделено в отдельную дисциплину, в разделе Б2 ( декретируется: «студент должен владеть навыками разработки новых и применения стандартных программных средств» Без фундамента базовых знаний в области CS это полнейшая утопия.

В стандарте дисциплина «Информатика» имеется: она введена в базовую часть блока Б2. Почему-то важные для профессионала разделы CS попали в общекультурные компетенции – ОК-17 и ОК-18.

Но гораздо большее недоумение вызывает задача, упомянутая в статье 4.4 (раздел «Производственно-технологическая ПД»): «Использование современных ИТ при изготовлении машиностроительной продукции». ИТ – это феномен, существующий в виртуальном мире компьютера. ИТ становятся средствами и орудиями производства тогда и только тогда, когда они входят в качестве софтвера в состав производящих продукцию машин – и никак иначе!

С этих позиций стандарт страдает серьезными изъянами. Важнейший тренд сегодняшних ПТС техносферы – всеохватывающая автоматизация. Стандарт отдает вербальную дань этой генеральной тенденции – слово «автоматизация» повторяется в тексте 23 (!) раза. Однако учебный курс автоматизации технологии в отсутствует. Более того, базовыми машинами и системами автоматизации в машиностроении сегодня являются технологические машины с ЧПУ, стационарные и мобильные индустриальные роботы, системы CIM (Computer Integrated Manufacturing). Ни одна из этих машин в не упоминается.

В цикле Б3 нет курсов робототехники, робототехнологии, интегрированных систем автоматического проектирования, производства, контроля, упаковки, отправки продукции. Комментарии излишни.

В таблице 2 стандарта категория ПК не упомянута вообще. Здесь сообщается, что студент должен знать, уметь и владеть навыками – и точка, перечень требований исчерпан. Но регламенты МС ЕЕ однозначно декретируют, что в совокупности ЗУНПК (знания, умения, навыки, профкомпетенции) первые три составляющих должны носить только лишь промежуточный, учетный характер индикаторов освоения ОП, а оценка качества выпускника – это исключительная прерогатива нового параметра ПК. Игнорирование этого кардинального требования МС ЕЕ в стандарте для самой массовой профессии ЕЕ вызывает сомнения в серьезности намерений авторов ФГОС. Регламенты МС ЕЕ однозначно требуют детализации каждой ПК в отдельности в привязке к конкретным курсам и дисциплинам, а не предъявления всех 55 ПК единым списком – «котловым» методом, как это сделано в стандарте .

* * *

Где же происходит формирование ПК? Оказывается, только на практике, о чем вскользь упоминает статья 7.15 . Это полностью противоречит компетентностному подходу к ЕЕ, на котором базируются МС ЕЕ. Ведь этот подход требует наполнения всех без исключения дисциплин ОП не школярским, усеченным материалом, а подлинной проблематикой реальной профессии, дающей в итоге спектр ПК. Но этого ФГОСы не предусматривают. Лишь в статье 7.15 упоминается: практика «представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся».

Выходит, что, кроме практики, все остальные дисциплины могут носить теоретический, схоластический, оторванный от реалий техносферы характер? МС ЕЕ построены на фундаменте двух базовых принципов – компетентностного подхода к оценке качества выпускников и профессионализации обучения в ЕЕ (ПЕЕ). Концепция ПЕЕ требует свести к минимуму оторванное от будущей профессии содержание и методику обучения, которые свойственны господствующей до сих пор во многих вузах и топ-структурах ЕЕ концепции фундаментализации обучения в ЕЕ (ФЕЕ). К сожалению, это требование игнорируется в и .

Статья 7.16, посвященная научно-педагогическим кадрам (НПК) вуза, представляет собой стопроцентную кальку со стандартов предыдущих поколений, поскольку никакого упоминания о требованиях профессионализации ЕЕ, декретируемых в МС ЕЕ, в этой статье не содержится. Отсутствуют в этой статье и упоминания о формах повышения уровня профессионализации для НПК. Попрежнему фигурирует лишь единственное требование: НПК должны иметь базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины. О соответствии профилю будущей профессии слушателей – ни слова.

Серьезным изъяном стандартов и является игнорирование блока «наук XX века»: кибернетика, общая теория систем – системология и ее прикладные ответвления – системотехника и системный анализ, синергетика, теория сложности, теория хаоса, общая теория информации, мехатроника, моделетроника и т.д.

В текстах стандартов и неоднократно декларируются обязанности вузов по обеспечению гарантий качества подготовки выпускника – в статьях 7.1, 8.1, 8.4. В статье 8.1 перечислены даже формы выполнения этих обязанностей.

Эти формы оставляют впечатление процедур вчерашнего дня и поголовной самооценки, что совершенно не соответствует регламентам МС ЕЕ. В этих регламентах четко сформулированы технологии аттестации, аккредитации, сертификации и лицензирования вузов и их подразделений, важнейшими критериями которых являются два показателя: прозрачность и открытость всех сторон деятельности вуза; обязательность внешнего мониторинга вуза международно-признанными аккредитационными и сертификационными организациями. Рассматриваемые стандарты даже не упоминают об этих требованиях.

Мировая практика ЕЕ показывает, что декларативная обязательность требований стандартов далеко не гарантирует высокое качество «продукции» ЕЕ. Немалое число вузов, факультетов, кафедр и отделений дрейфуют в сторону так называемого «нефункционального» образования. Достаточно часто выпускник такого вуза, ознакомившись с требованиями работодателя, ощущает себя новичком-автолюбителем, окончившим автошколу, в которой подробно преподавалась теория, но полностью отсутствовала практика вождения. Выпускник понимает, что он обманут в своих ожиданиях, что его права нарушены, что оплаченное высокой ценой ЕЕ не подготовило его к ПД. Какую ответственность несет в этом случае вуз перед выпускником? Никакой – такой вывод следует из стандартов и . В статье 8.1 все обязанности вуза носят характер деклараций, и не предусмотрена никакая обратная связь и ответственность за брак «продукции» ЕЕ. В статье 7.14 среди прав обучающихся подобная возможность также не предусматривается.

В современную эпоху нарастающей персонализации и персонификации любых продуктов, изделий и услуг с категорической гарантией их высокого качества подобная ситуация безответственности абсолютно нерелевантна духу времени. Поэтому международная Лиссабонская конвенция по высшему образованию 1997 года декретировала, что поступающий в вуз должен заключать контракт, в котором оговорены все возможные коллизии и формы ответственности как будущего студента, так и принимающего его вуза. И ФГОСы третьего поколения, без сомнения, должны хотя бы в виде декларации провозгласить этот тренд инноваций.

Следует отметить, что, к сожалению, тексты стандартов, выложенные в Интернете, содержат многочисленные грамматические и синтаксические ошибки. В пропущен заголовок – название первого вида ПД .

Таким образом, вышеприведенный анализ показывает, что ФГОС и достаточно далеки от исчерпывающего выполнения регламентов МС ЕЕ – выполнения в содержательном понимании, а не по атрибутивным признакам. Безусловно, важным ресурсом для приближения к требованиям МС ЕЕ является наличие в ФГОС вариативной (профильной) части учебных циклов, составляющей от 27 до 52 процентов от всего учебного времени. Этот ресурс отдается в распоряжение самих вузов и используется ими для дополнительной профессионализации всех элементов учебного процесса, причем здесь тренды и маршруты ЕЕ вуз определяет совместно с работодателями. Это в значительной степени уменьшает Educational Gap (EG) – отставание ЕЕ от сегодняшних реалий и завтрашних инноваций техносферы, которое заложено топ-структурами ЕЕ в ФГОС.

Однако эффективное использование вариативной части ОП для уменьшения EG доступно далеко не всем вузам. Именно поэтому ФГОС обязан быть эталоном реализации требований МС ЕЕ. К сожалению, рассмотренные ФГОС третьего поколения таким эталоном не являются. Остается надеяться, что этот уровень будет достигнут в ФГОС следующего поколения.

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 «Машиностроение» . Третье поколение.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» . Третье поколение.
  3. www.washingtonaccord.org
  4. www.abet.org
  5. www.feani.org / EUR ACE/reports accrstand.htm
  6. EngineerManual-revMay1.pdf (www.ccpe.ca/apec/APEC)
  7. Беляев Арнольд, Лившиц Виктор. Educational Gap: технологическое образование на пороге XXI века. – Томск. Издательство STT, 2003, 503 с.
  8. «Продукция» инженерного образования: эрудиты или профессионалы? – Лившиц Виктор, интервью. – «Аккредитация в образовании», № 6(41), сентябрь 2010 г., с. 13-19.

Полная информация о федеральных стандартах содержится на сайтеФГОС

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой » совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Какие требования выдвигает ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

-Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,

-Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

-Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно — смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Стандарты 3 поколения ФГОС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *