Проекты формирования конституционного собрания

Главная страница / Законопроект № 874565-6 О Конституционном Собрании Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации, подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, а также статус Конституционного Собрания Российской Федерации и порядок осуществления им деятельности.

Статья 2. Статус Конституционного Собрания Российской Федерации

Конституционное Собрание Российской Федерации (далее также Конституционное Собрание) – является временно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации, созываемым в порядке и на основании, определенных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом с целью принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации либо разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.

Статья 3. Созыв Конституционного Собрания

1. Решение о созыве Конституционного Собрания принимается Президентом Российской Федерации в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

2. В решении о созыве Конституционного Собрания, принимаемом Президентом Российской Федерации, устанавливается дата проведения первого заседания Конституционного Собрания и предельный срок полномочий созываемого Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации и принятии нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

ГЛАВА II. СОЗЫВ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 4. Состав Конституционного Собрания

1. В состав Конституционного Собрания включаются по должности руководители представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации.

2. По предложению Президента Российской Федерации в состав Конституционного Собрания, от представительного органа города Российской Федерации с числом жителей более ста тысяч человек, могут быть включены до пяти членов такого представительного органа. В случае, определенном настоящим пунктом, такой представительный орган выбирает представителей в состав в состав Конституционного Собрания простым большинством.

Статья 5. Вступление в полномочия члена Конституционного Собрания

1. Лица, указанные в части первой статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия решения о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

2. Лица, указанные в части второй статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия соответствующего решения представительным органом, на основании предложения Президента Российской Федерации.

3. Статус члена Конституционного Собрания подтверждается удостоверением члена Конституционного Собрания.

4. Полномочия члена Конституционного Собрания прекращаются с даты прекращения полномочий созванного Конституционного Собрания, а также в случае прекращения полномочий такого лица, как члена представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации или в иных случаях, определенных настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 6. Вручение удостоверения члена Конституционного Собрания

1. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется в торжественной обстановке в присутствии высших должностных лиц государства.

2. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется за пятнадцать дней до дня созыва Конституционного Собрания, определенного решением о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

Глава III. СТАТУС ЧЛЕНА КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 7. Иммунитет члена Конституционного Собрания

Член Конституционного Собрания является представителем всех граждан Российской Федерации, обладает неприкосновенностью и не может привлекаться к ответственности в связи с деяниями, совершенными им в связи с исполнением обязанностей члена Конституционного Собрания, в период, установленный для осуществления полномочий созванного Конституционного Собрания.

Статья 8. Гарантии и компенсации члена Конституционного Собрания

1. За исполнение обязанностей члена Конституционного Собрания лицо получает вознаграждение в размере, решением Президента Российской Федерации, принимаемым в период созыва Конституционного Собрания.

2. Члену Конституционного Собрания компенсируется стоимость проезда от места жительства до места проведения Конституционного Собрания и обратная дорога.

3. Члены Конституционного Собрания, не имеющие жилья в городе, где проводится Конституционное Собрание, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета таким жильем на время с момента вручения удостоверения члена Конституционного Собрания до даты окончания работы Конституционного Собрания.

Статья 9. Права члена Конституционного Собрания

1. Член Конституционного Собрания вправе:

а) выступать на заседаниях Конституционного Собрания в соответствии с Регламентом Конституционного Собрания;

б) участвовать в разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, путем направления Президенту Российской Федерации предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации, в случае проведения предварительных публичных слушаний по вопросам принятия проекта новой Конституции Российской Федерации в поселениях, муниципального районах, городском округе или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации, представителем которого он является;

в) голосовать на заседаниях Конституционного Собрания;

г) обращаться с запросами в устной (на заседаниях Конституционного Собрания) или письменной форме к Президенту Российской Федерации, в органы государственной власти и к должностным лицам (ответ на такой запрос в письменной форме должен быть предоставлен в пятидневный срок);

д) пользоваться иными правами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным конституционным законом.

2. До даты проведения первого заседания Конституционного Собрания, целях реализации положений пункта б) части первой настоящей статьи, представительный орган поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации проводит предварительные публичные обсуждения по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, на которых рассматриваются все обращения и предложения жителей по предмету публичных слушаний.

Глава IV. РАЗРЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 10. Обеспечение работы Конституционного Собрания

1. Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Собрания осуществляет Администрация Президента Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Во время работы Конституционного Собрания его членам предоставляются информационные бюллетени о деятельности Конституционного Собрания и его органов, стенографические отчеты заседаний.

Статья 11. Место проведения Конституционного Собрания

1. Место проведения Конституционного Собрания определяется решением о созыве Конституционного Собрания, принятым Президентом Российской Федерации созыве Конституционного Собрания.

2. В помещении, где проводится Конституционное Собрание, размещаются изображение Государственного Герба Российской Федерации и Государственный Флаг Российской Федерации.

Статья 12. Регламент Конституционного Собрания

1. В своей работе Конституционное Собрание руководствуется Регламентом Конституционного Собрания, утвержденным Президентом Российской Федерации.

2. Регламент Конституционного Собрания должен быть предоставлен для ознакомления в членам Конституционного Собрания не менее чем за три дня до начала работы Конституционного Собрания.

Глава V. ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 13. Открытие Конституционного Собрания. Первое заседание Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание открывается исполнением Государственного Гимна Российской Федерации.

2. Вступительное слово на первом заседании Конституционного собрания зачитывается Президентом Российской Федерации

3. Президент Российской Федерации является по должности Председателем Конституционного Собрания. Председатель Конституционного Собрания руководит деятельностью Конституционного Собрания и обеспечивает соблюдение Регламента Конституционного Собрания.

4. На первом заседании Конституционного Собрания рассматриваются следующие вопросы:

а) заслушивается и обсуждается доклад представителя инициаторов предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, который представляет предложения по изменению положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

б) рассматривает вопрос о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации

1. Решение о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.

2. В случае принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации считается подтвержденной, а Конституционное Собрание — прекратившим свои полномочия.

3. В случае непринятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Председатель Конституционного Собрания – Президент Российской Федерации объявляет дату проведения заседания Конституционного Собрания, на котором будет рассмотрен вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, а также определяет сроки предоставления членами Конституционного Собрания предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации.

Глава VI. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ

НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Разработка проекта Конституции Российской Федерации

1. Для разработки проекта Конституции Российской Федерации члены Конституционного собрания направляют Президенту Российской Федерации предложения по сформированные по результатам публичных слушании по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, в срок, определенный в соответствии с частью третьей статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона.

2. Подготовленный проект Конституции Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации на рассмотрение Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование. В этом случае, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с даты принятия решения о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Статья 16. Рассмотрение проекта новой Конституции Российской Федерации

1. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан более чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, то считается, что Конституционное Собрание приняло новую Конституцию Российской Федерации.

2. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации выносит принятие нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Глава VII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17. Подписание и вступление в силу новой Конституции Российской Федерации

1. В случае принятия новой Конституции Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации и Председатель Конституционного Собрания подписывают новую Конституцию Российской Федерации.

2. Подписание новой Конституции Российской Федерации происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Конституционного Собрания, членов Совета Федерации, членов Правительства Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных высших должностных лиц Российской Федерации.

3. Новая Конституция Российской Федерации вступает в силу на следующий день после подписания в порядке, определённом частью первой настоящей статьи, если иной порядок не установлен переходными положениями новой Конституции Российской Федерации. В день вступления в силу новой Конституции Российской Федерации прекращает свое действие предыдущая Конституция Российской Федерации.

4. Принятая Конституционным Собранием Конституция Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в трехдневный срок со дня принятия.

5. Органы государственной власти, сформированные в соответствии с предыдущей Конституцией Российской Федерации, действуют в соответствии с переходными положениями новой Конституции Российской Федерации.

обществом и государством, оказывает влияние на политическую культуру общества, может служить предпосылкой гражданского выбора для каждого человека. Политическая экспертиза поднимает вопрос морали в политике. Она подобна хорошему топливу, не являющегося обязательной частью машины, которая может простаивать и с пустым баком, и притом не переставать быть машиной. Но топливо может быть залито в бак любой машины и в зависимости от своего качества сообщить ей большую или меньшую способность движения.

Примечания

удк 32

конституционное собрание рф: модели формирования

В.Е. Бормотов

Саратовский государственный университет E-mail:victor. bormotov@yandex. ru

в статье проведен сравнительный анализ моделей формирования конституционного собрания, представленных в законопроектах «о конституционном собрании», показаны политические причины отсутствия данного закона в правовом пространстве. Ключевые слова: конституционное собрание, модель формирования, принципы формирования, конституционная система.

Constitutional Assembly: Formation Models

V.E. Bormotov

Неизменность Конституции является одним из важных факторов и показателей стабильности функционирования политической системы. Конституция, определяя общественное и государственное устройство, порядок, структуру и принципы формирования органов власти, избирательную систему государства и процедуры передачи властных полномочий, оказывает решающее влияние на политические процессы. Однако сегодня многие ученые, общественные деятели, указывая на юридические неточности, размытость понятий, несоответствие реалиям политической

2 См.: РайковА.Н. Российская «экспертократия» // Экономические стратегии. 2009. № 3. С. 128-132.

3 Капустин Б.Г. Тезисы о политической философии // Полис: Политические исследования. 2010. № 2. С. 22.

4 См.: Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. М., 2000. С. 388.

5 См.: Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003. С. 163.

6 См.: Вавилов С.В. Политические решения: от спонтанности к научности // Российская Федерация сегодня. 2006. № 10. С. 16.

7 См.: ДегтярёвА.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис: Политические исследования. 2003. № 1. С. 159-170.

8 Киселёв А.С. Социологическая перспектива инновационного общества. М., 2007. С. 78.

9 Там же. С. 80.

жизни, внутренние противоречия, заложенные в тексте основного закона, считают необходимым изменить Конституцию1. Официальная власть в виде «тандема» осторожна в своих заявлениях по поводу возможности пересмотра положений Конституции2, что, однако, входит в противоречие с политической практикой. Внесение поправок в Конституцию, изменение избирательной системы, расширение полномочий президента и многое другое расценивается не иначе как изменение конституционного строя3.

В России уже сейчас активно обсуждаются возможные изменения модели власти, параметры государственно-территориального устройства, реализация принципа разделения властей и другое на уровне новых конституционных проектов4. В Конституции заложен прочный механизм ее изменения, зафиксированный в 9 главе. Пересмотром Конституции должен заниматься специально для этого создаваемый орган — Конституционное собрание (КС), порядок формирования которого должен определить федеральный конституционный закон (ФКЗ). Однако закон этот до сих пор не принят, хотя на сегодняшний день создано немало проектов его осуществления, многие из которых в разное время вносились на рассмотрение в Государственную думу, так и не дойдя даже до пленарного заседания.

Создание Конституционного собрания означало бы появление в стране нового мощного центра власти, открывающего возможности для переустройства государства в любом направлении. Конституционное собрание, разрабатывая и при-

© В.Е. Бормотов, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

нимая Конституцию России, фактически явилось бы учредительным органом государственной власти в стране в целом, определяя полномочия всех органов государственной власти всех ветвей и уровней5. Следовательно, принятие закона о Конституционном собрании — фундаментальный вопрос государственного устройства в целом, затрагивающий интересы многих политических сил. Несомненно, что к способу формирования КС должен быть применен особый и взвешенный подход исходя из тех значимых функций, которые оно должно выполнять.

Мы будем выделять четыре наиболее, на наш взгляд, важных критерия, которые должны быть реализованы при создании КС. Во-первых, это принципы и способы образования института, от которых в решающей степени зависит, представители каких общественных сил войдут в Конституционное собрание и в какой степени эти люди смогут эффективно выполнить возлагаемую на них столь сложную задачу — пересмотреть Конституцию.

Во-вторых, это срок полномочий, что воздействует на стабильность и эффективность существования института. Принятие Конституции — вопрос один из основополагающих для развития общества и государства. Непродуманные решения могут привести к необратимым негативным последствиям. Именно поспешность разработки и принятия Конституции РФ указывается как один из главных факторов нестабильности и необходимости ее корректировки в соответствии с существующими условиями.

В-третьих, количество членов Конституционного собрания. Ведь если Конституция — закон учредительного характера, то он, несомненно, должен отражать общие интересы всего народа, и чем больше сил будет мобилизовано для его создания, тем более эффективным он должен стать.

Необходимо отметить, что принятие Конституции 12 декабря 1993 г. стало результатом острого конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти, переросшего в силовое столкновение. Многие вопросы были проигнорированы по политическим соображениям, так как не было сформулировано четкого представления о том, как должны развиваться эти отношения (например, вопрос об избирательной системе). Конституция лишь обозначила векторы развития российской государственности в долгосрочной преспективе, а в тогдашней политической ситуации закрепила доминирующее положение Президента РФ, вышедшего победителем из политической борьбы. Вполне естественной в таких условиях стала проблема не-реализованности многих положений Конституции в текущей политической практике, что получило отражение в критике курса реформ, проводимых Б.Н. Ельциным. Это побудило многих ученых и общественных деятелей «настаивать на ее скорейшем пересмотре»6. Уже в 1994 г. была предпринята первая попытка внесения в нее изменений7.

На этом фоне О.Г. Румянцевым8 были представлены два проекта ФКЗ «О Конституционном собрании». В них предлагалось две возможных модели образования КС. Если в первом случае «созыв Конституционного собрания осуществляется путем избрания его членов непосредственно гражданами Российской Федерации в субъектах Российской Федерации»9, то во втором — «в Конституционное собрание входят члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания России созыва, поддержавшего предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года, а также полномочные делегации представителей субъектов Российской Федерации»10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект «Порядок созыва — выборы» предусматривал прямое избрание депутатов Конституционного собрания по мажоритарной избирательной системе от каждого субъекта РФ по норме, предусмотренной для выборов депутатов ГД РФ11. Такой вариант формирования КС вполне соответствовал «духу времени». Трансформация российского политического режима на рубеже 80-90-х гг. XIX в. вызвала к жизни демократические процедуры образования политических институтов, отражавших мнение народа относительно органов власти. На тот момент (1994 г.) путем прямого голосования формировались практически все органы государственной власти, в том числе и Совет Федерации. Естественно, что, используя первый или второй вариант образования, мы получили бы два совершенно разных органа, отражавших интересы разных политических сил. Именно Румянцевым были заложены основные векторы дискуссии по поводу формирования Конституционного собрания: формирование, избрание или же делегирование12. Проект закона «Порядок созыва — формирование» в большей степени отражал расклад сил в уже действующей конституционной системе, отдавая приоритет Федеральному Собранию. В условиях, когда президент стремился закрепить и упрочить свое положение доминирующего актора политики, усиление ФС для него было недопустимым. Именно поэтому сторонники президента Ельцина в I и II Государственной Думе (большая часть «Выбора России», ПРЕС, затем — НДР) не выдвигали никаких предложений по поводу создания Конституционного Собрания.

Прописывая одинаковый срок полномочий КС (не более 1 года), проекты кардинально по-разному смотрят на количественный состав собрания: 1028 — в случае формирования и 225 (вариант — 403) — в проекте выборов. Численно проект «Порядок созыва — формирование» наиболее радикальный из всех существующих на сегодняшний день. Однако учитывая то, что ныне Совет Федерации наполовину формируется путем назначения, наполовину делегированием от законодательного органа субъекта РФ13, депутаты ГД избираются по пропорциональной избирательной системе, во многом закрывшей доступ к власти

оппозиционным партиям. При вышеперечисленных условиях в случае реализации сегодня Конституционное собрание выглядело бы совершенно иначе, нежели это предполагал О.Г. Румянцев.

Проект «Порядок созыва — выборы» скопировал мажоритарную избирательную систему, предусмотренную для выборов половины депутатов Государственной Думы. Однако выборы 1993-1995 гг. показали их второстепенное значение для политической жизни, поскольку они «стали не столько важнейшим этапом перехода к демократии, сколько одним из элементов становления гибридного политического режима, препятствующего дальнейшей демократизации»14. Ядром такого режима стал и президент и исполнительная власть, которые свою власть отдавать не собирались ни в коем случае. Срок полномочий не более 1 года, обозначенный в проекте, видится оптимальным, хотя и недостаточным, ведь, например, на принятие бюджета у Федерального Собрания уходит практически столько же времени. Функция же КС определена вполне конкретно — рассмотрение не менее важного вопроса об изменении Конституции. Однако если увеличивать срок полномочий КС или же вообще сделать его постоянно действующим органом, то переписывание Конституции вполне может стать нормой политической жизни и неминуемо приведет, как минимум, к дестабилизации, а как максимум — к конституционному кризису.

Перипетии общественной жизни 1994-1998 гг. снизили актуальность проблемы издания закона о Конституционном собрании в политической повестке. Однако принятие в марте 1998 г., Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вызвало активизацию интереса к данному вопросу. Рост интереса к проблеме внесения изменений в Конституцию диктовался политическими причинами — подготовкой к очередным выборам в Государственную Думу, проблемой здоровья президента РФ, широкой общественной дискуссией о возможности перераспределения полномочий в треугольнике президент — правительство — Федеральное Собрание и многое другое.

В начале своего первого президентского срока В.В. Путин высказал мысль о возможности внесения некоторых изменений в Конституцию РФ. Как отклик на эти процессы появляется законопроект группы депутатов ГД РФ III созыва Б.А. Надеждина (фракция СПС), А.И. Лукьянова (фракция КПРФ), Е.А. Мизулиной (фракция СПС), В.В. Володина («Отечество вся Россия») и В.А. Крюкова (фракция КПРФ). Данный проект предполагает вхождение в КС членов СФ РФ, 100 депутатов ГД РФ. По должности членами КС становятся «Президент Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», а также «сто членов Конституционного собрания из числа граждан

Российской Федерации, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права»15, назначаемых президентом РФ. Абсолютное большинство в КС получают представители Федерального Собрания, что не исключает принятия именно ими новой Конституции, а это по действующей Конституции является недопустимым.

Это противоречие отмечается в официальном отзыве Правительства РФ на данный законопроект16.

К тому же, КС, несомненно, теряет в плане «неангажированности» от непредставленности в нем членов, избранных непосредственно народом. Большие возможности оказания влияния на процесс формирования КС в данном проекте получает президент, который, во-первых, напрямую назначает 100 членов; во-вторых, состав Совета Федерации в существующем формате его образования в решающей степени зависит от президента. Иными словами, мы получим институт учредительной власти, формируемый властью действующей. Общество же лишь опосредованно участвует в создании КС, делегируя свою власть президенту и Федеральному Собранию. Не случайно уже при внесении этого проекта на рассмотрение в ГД он был назван «прокремлёвским»17, поскольку именно в режиме, предлагаемом этим проектом, процесс формирования КС оказывается подконтрольным власти, а конкретно — президенту РФ. Таким образом, данный проект явился ответом «лояльной оппозиции» на запрос правящей элиты.

Проект ФКЗ «О Конституционном собрании» С.А. Ковалёва18 отражал все более нарастающее недовольство оппозиционных партий политикой централизации власти, проводимой Кремлём. Данный проект предлагает выборы по избирательной системе, которая создавалась бы специально для «народных избранников — членов Конституционного собрания»19. Предполагается создание 225 двух-мандатных округов с единой нормой представительства, что должно, по мысли автора, обеспечить общенациональное представительство без привязки к территории, профессионализму, причастности к институтам действующей власти, чему также должна способствовать облегченная процедура выдвижения и регистрации кандидатов. Однако такая демократичность таит в себе ряд серьезных опасностей. Во-первых, проведение общенациональных выборов — дорогостоящая и длительная процедура, и в случае неоднократной поддержки пересмотра Конституции (2-3 раза в год) процесс формирования КС заполнит собой значительную часть политики как во временном, так и в объемном аспектах; во-вторых, выборность сама по себе не является гарантией от появления в Конституционном собрании людей, как минимум, случайных, а как максимум, далеких от цели создания КС — органа, учреждающего основной закон государства.

В период нахождения В.В. Путина на должности президента интерес к созданию КС пере-

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

местился от институтов власти в научное сообщество, в среду специалистов по конституционному праву. Политическое пространство заняло решение вопросов государственного строительства, укрепления «вертикали власти», стабилизации политического режима. Среди таковых особо нужно отметить С.А. Авакьяна, предложившего собственный проект ФКЗ «О Конституционном собрании»20. В нем наблюдается попытка нахождения компромисса между основными принципами и способами формирования КС РФ: выборность, профессионализм, статусность, территориальность и вхождение по должности, избрание и назначение.

Избегая вступления в противоречие с Конституцией, представительство ФС РФ в Конституционном собрании ограничено председателями и заместителями председателя палат парламента, комитетов Совета Федерации и Государственной думы, а также руководителями фракций Государственной думы. Членство в КС по должности предусмотрено для Президента РФ, председателей высших судов РФ, Председателя ЦИК РФ, Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ. Большинство в КС должны составить представители от субъектов РФ (по 2 от каждого), избираемые «законодательным (представительными) органом субъекта на его заседании тайным голосованием на альтернативной основе». Оставшиеся члены КС (всего их 300) назначаются президентом из числа ученых-юристов.

Приближавшиеся выборы президента породили широкую дискуссию по поводу возможного третьего срока В.В. Путина. В связи с этим вероятное изменение основного закона вызвало к жизни проект ФКЗ «О Конституционном собрании», внесенный на рассмотрение Государственной думы в 2007 г. депутатами С.Н. Бабуриным и В.А. Алкснисом. По нему членами Конституционного собрания по должности становятся действующий и бывшие президенты России, те кто на момент принятия постановления о созыве собрания являются членами Совета Федерации от исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами Госдумы, членами Общественной палаты РФ. Кроме того, по одному представителю субъектов РФ (член законодательного органа субъекта РФ), а также представители государственных академий наук (все по одному представителю, исключая РАН, квота которой составляет 10 человек). По мнению авторов законопроекта, предлагаемый состав Конституционного собрания представляет собой разумное сочетание принципа представительности (включая представительство политическое, региональное, а также законодательной, исполнительной и судебной власти) и принципа профессионализма и компетентности членов Конституционного собрания21. Среди особенностей данного проекта следует отметить то, что в нем не предусмотрен пункт о вынесении проекта Конституции на референдум,

что придает Конституционному собранию статус высшего органа власти.

Таким образом, в настоящее время обозначено несколько подходов к проблеме формирования Конституционного собрания. Во-первых, это выборность как главный принцип создания КС (проект ФКЗ О.Г. Румянцева «О Конституционном собрании», вариант А «Порядок созыва — выборы», проект ФКЗ «О Конституционном собрании» С.А. Ковалёва), отражающий представления о реализации принципа выборности при формировании политических институтов как неотъемлемом элементе становления демократии. Во-вторых, подход к формированию на должностном и статусном принципах, основанный на стремлении институтов власти, созданных Конституцией, поставить под свой контроль образование новых (проект ФКЗ О.Г. Румянцева «О Конституционном собрании», вариант Б «Порядок созыва — формирование», проект ФКЗ «О Конституционном собрании» Б.А. Надеждина, А.И. Лукьянова, Е.А. Мизулиной, В.В. Володина и В.А. Крюкова, проект ФКЗ «О Конституционном собрании» С.Н. Бабурина и В.А. Алксниса). В-третьих, стремление к сбалансированию подходов (проект ФКЗ «О конституционном собрании» С.А. Авакьяна).

В эволюционированнии подходов явно прослеживается тенденция снижения роли принципа выборности при образовании Конституционного собрания. Главной причиной здесь видится то, что существование КС было бы большой угрозой для всей существующей системы власти. В силу своих полномочий оно в принципе может упразднить и сам существующий государственный строй, причем даже не вынося его на общенациональный референдум22. Из этого исходит вполне естественное стремление институтов власти обезопасить и упрочить свое существование. Мажоритарная система выборов в Конституционное собрание, предлагаемая в проектах С.А. Ковалёва и О.Г. Румянцева, делает непредсказуемым персональный состав КС, и соответственно, его деятельность. Также «болезненным» недостатком многих проектов является приоритет в распределении мест в пользу Федерального Собрания, которое по Конституции не может пересмотреть ее. Исходя из критериев, предложенных нами в начале статьи, проект С.А. Авакьяна видится наиболее осуществимым, так как в равной степени аккумулирует принципы образования КС. Однако в современных условиях даже такой компромиссный проект вряд ли сможет быть воплощен в действующий закон. Доминирование института президентства и поддерживающей его «партии власти» «Единая Россия» на политической арене — свершившийся факт. Всплеск интереса в обществе к проблеме формирования Конституционного собрания приходился на переходные моменты в развитии государственности (1994-1995, 1999-2001, 2007-2008), однако последнее слово оставалось за властью, которая склонилась к тому, что нет

необходимости в пересмотре Конституции, а следовательно, и в существовании Конституционного собрания. Изменение же Конституции необходимо лишь в той степени, в которой оно способствует укреплению положения доминирующих институтов власти. Вопрос о создании Конституционного собрания — это вопрос о пересмотре баланса полномочий в существующей системе.

Примечания

2 Например, на одной из встреч со студентами 5 июня 2003 г. тогдашний президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы должны бережно относиться к Конституции нашей страны. Не позволять ее менять по вкусу тех людей, которые в данный момент оказались у власти. К ней надо бережно относиться. Я категорически против ее изменения» (Газета «Коммерсантъ». 2008. № 201(4018) от 06 ноября.

3 См.: Нисневич Ю.А. Вертикаль никуда. Очерки политической истории России: 1991-2008. М., 2010. С. 5.

4 См.: Кузнецов И.И. Политические механизмы разделения властей в современной России. Саратов, 2010. С. 142.

5 См.: Сравнительная характеристика норм Конституции России и законопроектов «О Конституционном собрании» // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 12(168). С. 44.

6 См.: ЗахаровА.В. К проблеме совершенствования Российской Конституции 1993 // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования. М., 1998. С. 52.

7 См.: Проект ФКЗ «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации». Постановление Совета Федерации от 17 декабря 1994 г. № 306-I СФ // Свод законов РФ. 1994 № 35. Ст. 3665.

8 Румянцев Олег Германович. 1990-1993 — народный депутат, член Верховного Совета РФ, ответственный секретарь Конституционной комиссии, принимал активное участие в разработке проекта Конституции РФ.

9 См.: Проект Федерального конституционного закона «О Конституционном собрании». Вариант Б: «По-

рядок созыва — выборы» (01.12.1994). Ст. 4 пункт 2. . URL: http://www.rumiantsev.ru/ (дата обращения: 21.09.10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Так как напрямую Конституция РФ избирательную систему не прописывает, в проекте во многом отразились те общественные дискуссии, которые велись по этому вопросу.

13 Необходимо отметить, что практически во всех законодательных органах субъектов РФ доминирующее положение занимает «партия власти» — «Единая Россия».

18 С.А. Ковалёв играл ведущую роль в разработке 2 главы ныне действующей Конституции России. На момент внесения законопроекта (2001 г.) депутат ГД РФ от фракции СПС. На выборах в декабре 2003 г. баллотировался в Государственную думу по региональному списку Российской демократической партии «Яблоко» в Санкт-Петербурге. Представитель оппозиции действующей власти. 10 августа 2008 г. осудил позицию российского руководства в грузино-южноосетинском конфликте. В марте 2010 г. подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

20 Авакьян С.А. Конституционное собрание Российской Федерации: концепция и проект федерального конституционного закона // Вестн. МГУ Сер. 11. Право. С. 48-92.

22 См.: Конституция РФ. Ст. 136 // Рос. газ. 2009. № 7. С. 4.

5. Кант И. Критика практического разума. Электронный ресурс. Режим доступа: iknigi.net/…/94571-kritika-pr…manuil-kant.html.

6. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. — 2012. — № 2. — С. 42-47.

8. Сплавская Н.В. Роль правосознания в виктимном поведении молодежи // Гуманизация образования. — 2015. — № 4. — С. 92-97.

10. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. — 2016. — № 2. — С. 18-24.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Четян М.А., Даниелян Г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Конституция играет огромную роль в жизни современного общества, поскольку составляет основу всей правовой системы страны. Она обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, которые должны конкретизировать ее положения и не противоречить ей, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, определяет общественное и государственное устройство, а также порядок, структуру и принципы формирования органов государственной власти и управления. В Конституции фиксируются те ценностные ориентиры, которых должны придерживаться как граждане, так и государство.

Одним из основных свойств Конституции является стабильность. Она призвана закреплять самые устойчивые и неизменные правила и нормы общественной жизни, а также права, гарантируемые государством . Во-первых, Конституция обладает особым порядком принятия: ее проект разрабатывается учеными и специалистами на протяжении длительного времени, проходит всеобщее

обсуждение, а затем принимается на референдуме. В связи с этим Конституция является качественным документом, не нуждающимся в доработке.

Во-вторых, нормы Конституции закрепляют принципы экономической, социальной, политической и духовной общественной жизни, поэтому изменение, а тем более замена Конституции деформируют систему управления страной и уклад общества, что крайне нежелательно.

Однако принцип стабильности не означает того, что Конституция должна быть абсолютно неизменной. Основной Закон можно и даже нужно совершенствовать в силу ряда существующих на то причин. Конституция должна учитывать реальные условия жизни общества, адаптироваться к постоянно меняющейся социальной действительности, отражать перемены в тех общественных отношениях, которые она регулирует. Выявление недостатков, препятствующих нормальному функционированию государственной и общественной системы и ущемляющих права и свободы граждан, также порождает потребность изменения Конституции. В этих случаях изменение Конституции становится не только неизбежным, но даже необходимым и целесообразным.

Поскольку Конституция по своему содержанию неоднородна, законодатель предусмотрел различные модели ее изменения. Так, главы 1, 2 и 9 имеют наибольшее значение для установления конституционного строя и защиты прав и свобод граждан, выражают сущность Конституции, являются ее незыблемыми началами, именно поэтому положения данных глав не могут быть изменены с помощью обычной процедуры внесения поправок. Изменить содержание 1, 2 и 9 глав означает принять новую Конституцию .

Согласно Конституции Российской Федерации, вопрос о принятии нового Основного Закона входит в компетенцию специально создаваемого органа — Конституционного Собрания. Для созыва Собрания необходимо наличие двух условий: внесения предложения надлежащим органом и поддержки этого предложения тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Однако существует проблема, фактически препятствующая изменению положений глав 1, 2 и 9 Конституции. Эта проблема связана с отсутствием федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», который должен определять порядок формирования данного органа, ведь согласно части 2 статьи 135 Конституционное Собрание созывается в соответствии с данным законом. Хотя такой закон пока не принят, Конституция все же закрепляет компетенцию этого органа. Согласно части 3 статьи 135, Конституционное Собрание либо не соглашается с предложением Федерального Собрания, то есть подтверждает неизменность Конституции, либо соглашается и разрабатывает проект новой. Проект нового Основного Закона принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

В настоящее время создано несколько проектов закона о Конституционном Собрании, отражающих различные подходы его формирования.

Первая попытка создания федерального конституционного закона была предпринята О.Г. Румянцевым. Он представил два варианта законопроекта: «Порядок созыва — выборы» и «Порядок созыва — формирование». В первом случае созыв членов Конституционного Собрания осуществлялся путем их прямого избрания по мажоритарной избирательной системе от каждого субъекта РФ, во втором случае состав Собрания формировался из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, поддержавших предложение о пересмотре Конституции, а также представителей субъектов РФ. Различался и их количественный состав: 1028 членов — при формировании и 225 членов — при выборах. Однако срок полномочий Собрания предусматривался одинаковый — один год .

Другой законопроект был представлен депутатами Государственной Думы III созыва Б.А. Надеждиным, А.И. Лукьяновым, Е.А. Мизулиной, В.В. Володиным и В.А. Крюковым. Он предполагал вхождение в состав Собрания членов Совета Федерации, ста депутатов Государственной Думы, Президента РФ, судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, а также ста юристов, утвержденных Президентом. Поскольку абсолютное большинство здесь получают члены Федерального Собрания, что противоречит Конституции, данный законопроект недопустим .

Вскоре был предложен законопроект С.А. Ковалева, в котором предусматривался созыв членов Конституционного Собрания путем их прямого избрания из народа. Такой подход является очень демократичным, однако проведение этой процедуры будет длительным и дорогостоящим, а сама выборность допускает присутствие в Собрании людей, далеких от цели его создания, не учитывает интересы политических сил.

Следующий проект закона был внесен депутатами С.Н. Бабуриным и В.А. Алкснисом. В нем говорилось, что членами Собрания являются действующий Президент РФ и бывшие Президенты РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Общественной Палаты, представители субъектов РФ (по одному от субъекта), а также представители государственных академий наук. Особенность этого проекта в том, что он не предусматривает вынесение проекта Конституции на референдум, что делает Конституционное Собрание высшим органом власти .

Также следует отметить законопроект специалиста по конституционному праву С.А. Авакьяна, сочетающий в себе сбалансированность основных принципов формирования Собрания — принципа выборности, профессионализма, а также должностного и статусного принципов, что делает его наиболее осуществимым. Исходя из этого проекта, членами Собрания могут быть Президент РФ, председатели высших судов, Председатель ЦИК РФ, Генеральный прокурор, Уполномоченный по правам человека, а также представители субъектов РФ (по два от каждого), избирающиеся на территории субъектов тайным голосованием, и ученые-юристы, назначаемые Президентом РФ .

Проанализировав данные проекты, можно сделать вывод о том, что они направлены на снижение роли принципа выборности при формировании Конституционного Собрания, что обуславливает защиту существующей системы власти, а также на повышение значения Федерального Собрания при пересмотре Конституции, что явно противоречит самому Основному Закону. Хотя законопроект С.А. Авакьяна, на наш взгляд, является самым компромиссным по сравнению с другими, даже он не может быть воплощен в закон. Это связано с тем, что принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании затрагивает интересы многих политических сил. Поскольку изменение Конституции необходимо в случаях укрепления положения доминирующих институтов власти, вопрос о создании Собрания — это вопрос о пересмотре расстановки власти в существующей политической системе. Таким образом, создание Конституционного Собрания фактически означало бы появление в стране нового учредительного органа власти, способного изменить существующий государственный строй, даже не прибегая к референдуму.

В настоящее время политическая власть направлена на поддержание и укрепление государственного и общественного строя страны . Это свидетельствует о том, что она заинтересована в конституционном реформировании, однако на данный момент вопрос о создании Конституционного Собрания так и не решен. Скорее всего, отсутствие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании не случайно. Ведь если согласиться с С.А. Авакья-ном, что Конституция является «результатом качественных изменений в природе общества и государства», то и процедура принятия новой Конституции может быть инициирована только в результате таких изменений. Конечно, на этапе разработки действующей Конституции были учтены не все нюансы, но такие недоработки легко исправляются с помощью внесения в нее поправок и изменений.

Таким образом, все это означает то, что в настоящий момент нет необходимости в пересмотре Конституции РФ, следовательно, в существовании Конституционного Собрания.

Конституционное собрание Армении, в которое граждане делегируют своих представителей, разрабатывает проекты, которые в дальнейшем выносятся на референдум. Только тогда народ будет контролировать процесс, так считает Балаян Г. К. Исходя из Конституции республики — Гл. 1 ст. 1 Армения является суверенным, демократическим, социальным, правовым государством, где власть принадлежит народу.

ЛИТЕРАТУРА

— Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_2875/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Авакьян С.А. Конституция как символ эпохи. — Т.1. — М.: Изд-во МГУ, 2014.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. -М.: Норма, 2007.

6. Дзидзоев Р.М., Кизим А.А. К вопросу об институте конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации // Общество и право.

— 2010. — № 1(28). — С. 87 — 90.

8. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. — 2012. — № 2. — С. 42-47.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Лященко И.В., Лященко H.A.

ЗАКОННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Конституция Российской Федерации (ст. 34) провозгласила принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской деятельности. Каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов — необходимые условия успешного осуществления предпринимательства. Эта норма олицетворяет

Проекты формирования конституционного собрания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *