Почему конституцию принято называть законом?

ко́нсул (лат. consul) — высшая выборная магистратура в эпохуреспублики в древнем риме.

должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя тарквиния гордого.

согласно римской традиционной , консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал луций секстий). однако современные ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набиралилегионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производилиауспиции и т. д. в чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам.

консулов были квесторы.

знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. sella curulis), инкрустированноеслоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

в римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. consules ordinarii).

по законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). но дозволялись исключения: помпей впервые стал консулом в 27 лет.

по окончании срока должности консулы получали в какую-либо провинцию и звание проконсула.

в эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

дикта́тор (лат. dictator, от dicto — диктую, предписываю):

человек, стоящий во главе диктаторского режима (см. диктатура), единоличный правитель государства, неограниченной властью и стоящий над законом. чрезвычайное должностное лицо (магистрат) в период республики (v — 2-я половинаi века до н. э.) в древнем риме, назначавшееся консулами по решению сенатамаксимум на 6 месяцев при крайней опасности (внутренних неурядицах, военной опасности и т. когда признавалось необходимым передать власть в руки одного лица. (переносн.) — жёсткий, авторитарный руководитель, лицо, облечённое неограниченной властью в какой-либо области или хозяйства

В этом году весь мир будет праздновать семидесятилетнюю годовщину важнейшего правового документа прошлого века. Принятая в 1948 году Всеобщая декларация прав человека сегодня переживает период переосмысления. И далеко не последнюю роль в процессе придания ей новой жизни играет российский омбудсмен Татьяна Москалькова. РАПСИ изучила различия трактовок базовых прав человека в национальных конституциях, чтобы продемонстрировать масштаб евразийского проекта Уполномоченного по правам человека в РФ.

В последние годы все больше стран заявляют о том, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН декларация прав человека вовсе не является по своему содержанию всеобщей. Отдельные ее статьи противоречат базовым установкам национальных практик и религиозных традиций. Также она не учитывает потребности этих культур, что приводит к появлению местных аналогов правовых деклараций.

Особенно актуальна эта проблема для азиатских стран. Именно поэтому в последние годы регулярно поднимается вопрос о создании Азиатского суда по правам человека.

В этих условиях Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предпринимает все усилия, чтобы единое представление о базовых правах человека продолжало действовать во всем мире. В частности, именно при участии Москальковой сейчас создается важнейший институт для обмена опытом омбудсменов, представляющих страны с самыми разными культурами. Евразийский альянс омбудсменов способен стать экспериментальной площадкой для формирования единой правозащитной практики для европейских и азиатских стран.

Для первых ассимиляция норм «азиатских» прав станет особенно актуальна в связи с потоком беженцев и мигрантов. Для вторых интеграция «европейских» прав в национальный менталитет позволит увеличить их роль в структурах ООН. Наработанным здесь опытом впоследствии могут воспользоваться и страны на других континентах, испытывающих сложности с полноценным применением всех пунктов Всеобщей декларации прав человека.

РАПСИ с нетерпением ожидает начала полноценной работы Евразийского альянса омбудсменов с ключевым участием в ней Татьяны Москальковой. На наш взгляд, этот проект может стать примером реальной помощи простым людям в разных странах с использованием правовых норм различных традиций. В перспективе создание таких рабочих групп, объединяющих страны даже с противоречащими друг другу национальными особенностями правовой культуры, могут стать тем самым плавильным котлом из которого родятся по-настоящему всеобщие права человека.

При подготовки первого выпуска мы изучили конституции ведущих стран, представляющих важнейшие мировые культуры вне западной парадигмы. Мы покажем различия восприятия базовых прав человека в национальных конституциях по отношению к Всеобщей декларации прав человека, чтобы оценить перспективы снятия этих противоречий.

Иран

Конституция Ирана опирается на принципы исламской религии. Основной закон Ирана – единственный религиозный документ из представленных в этом обзоре. Это закреплено в преамбуле Конституции, и прослеживается в ряде статей.

Самое сильное влияние религиозный характер Конституции оказал на положения о свободе совести. В Иране религия не отделена от государства, официальной вероисповеданием является ислам джафаритского толка. Свобода верующих других направлений ислама, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское, ограничивается только необходимостью не нарушать интересы и не вмешиваться в обряды джафаритской традиции.

Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане официально признаются религиозными меньшинствами. Только они могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению. Фактически это означает запрет на религиозную деятельность других течений.

В Иране признается право собственности на имущество, полученное за счет законного труда. Это важная оговорка, поскольку в законе раскрываются виды доходов, которые подлежат конфискации правительством по итогам расследования. Факты получения дохода от воровства, взяточничества и организации мест разврата с точки зрения светской этики представляются логичными основаниями для конфискации имущества. Однако с учетом норм ислама нарушениями в данной стране будут также ростовщичество, азартные игры и злоупотребления вакуфным имуществом (ближайший аналог данного института – благотворительный траст).

По Конституции Иран вполне можно отнести к социальным государствам. В качестве официальных задач государства закреплены борьба с нищетой, обеспечение иранских семей жильем и защита особого статуса женщин. Базовые принципы социального обеспечения также прописаны в основном законе страны.

Конституцией Ирана предусматривается создание системы правосудия, основанной на исламской справедливости и состоящей из судей, полностью владеющих исламскими нормами. При этом с точки зрения Декларации 1948 года, гарантии судебной зашиты по Конституции Ирана представляются вполне достаточными и предусматривают, в том числе, право на бесплатную юридическую защиту. Следует отметить, что по Конституции Ирана в течение 24 часов с момента задержания человека предварительные материалы должны быть направлены в суд. Для сравнения, по Конституции в России срок задержания составляет 48 часов.

Индия

Индийская Конституция имеет светский характер, и это особенно ярко прослеживается в положении, которое запрещает преподавание религии в учебных заведениях, полностью содержащихся за счет государственных средств. Для любых учебных заведений, признаваемых государствами, запрещено принуждать учащихся к участию в религиозных обрядах или посещению таких уроков. Вместе с тем, свобода вероисповедания ограничена лишь соблюдением требований публичного порядка, морали и народного здравия.

Для основного закона Индии запрет дискриминации имеет особое значение в связи с фактическим объявлением об отказе от разделения общества на касты, которые признаны критерием дискриминации. Уточняется, что пол, каста, религия и место рождения не могут служить основанием для запрета или введения особых условий в отношении доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения, а также пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования. Статья 17 Конституции упраздняет «неприкасаемость» (запрет на контакты с низшей кастой с целью избежать осквернения), дискриминация по мотивам «неприкасаемости» является уголовно-наказуемым деянием.

С точки зрения, социальных гарантий, можно сказать, что Конституция Индии предусматривает построение социального государства. Закреплена цель обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа и подразумевающий ряд гарантий, меры поддержки и обеспечения граждан. В момент принятия Конституции для страны была актуальна проблема нормального питания граждан, что также нашло отражение в законе.

Запрет на эксплуатацию детей сформулирован таким образом, что его можно трактовать, как разрешение брать на работу не достигших 14-летнего возраста лиц, кроме случаев труда на фабриках, шахтах и в опасных условиях.

Парламент фактически наделен правом ограничивать реализацию закрепленных в Конституции прав. Речь идет не только о принятии законов, но и о том, что парламент по Конституции вправе освободить любое лицо от ответственности за действия по поддержанию и восстановлению порядка в условиях военного положения, а также санкционировать любой акт или приговор.

Китай

Основной закон Китая носит светский характер, но отличается своей идеологической составляющей. «Китайская Народная Республика является социалистическим государством народно-демократической диктатуры, под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян», — гласит первая статья Конституции.

Основной закон предусматривает ряд прав и свобод, которые можно отнести к базовым. Принцип свободы личности в Китае предполагает защиту от незаконного задержания, проникновения в жилище и вскрытия переписки. Также гарантируется право на свободу вероисповедания, критику государственных органов и официальных лиц, защиту от дискриминации, получение социальной помощи.

Свобода совести включает в себя оговорку о недопустимости управления религиозными организациями из-за границы. Также в числе обязанностей государства закреплена защита прав этнических китайцев и граждан страны за рубежом.

Обращают на себя внимания ряд закрепленных Конституцией обязанностей, в числе которых обязанность трудиться и соблюдать трудовую дисциплину, заботиться о родителях, практиковать планирование семьи. Конституция предписывает поощрять отличившихся работников и поддерживать социалистическое соревнование.

Бразилия

Конституция Бразилии содержит достаточно подробные положения, касающиеся уголовно-правового аспекта защиты прав граждан. По данному критерию это наиболее либеральная конституция из представленных.

Во-первых, запрещается не только смертная казнь (за исключением военного положения), но и пожизненное заключение. Во-вторых, конституция прямо указывает на недопустимость содержания лица под стражей, если закон позволяет временное освобождение с поручительством или без поручительства. Женщинам гарантируются условия заключения, позволяющие осуществлять грудное вскармливание ребенка. В-третьих, государство обязывается компенсировать ущерб, причиненный в результате судебной ошибки и вынесения неправосудного решения.

Основной закон страны не только наделяет граждан избирательным правом, но и закрепляет голосование в качестве обязанности, от которой освобождены лишь неграмотные, а также лица младше 18 лет и старше 70 лет. Право на мирное собрание предполагает, что не будет создано помех ранее организованному мероприятию и ставит обязательным условием предварительное уведомление органов власти.

Экономическая составляющая Конституции очень подробна. Работающим бразильцам гарантируется право помимо зарплаты участвовать в результатах прибыли или деятельности предприятия. Мелкая сельская собственность, эксплуатируемая в форме семейного предприятия, освобождена от долгов и финансируется государством. Ростовщичество запрещено под угрозой уголовного наказания.

ЮАР

В то время как для Конституции Ирана характерна религиозная составляющая, для индийской Конституции – освобождение от архаичных представлениях о сословиях в обществе, основной закон ЮАР во многом направлен на устранение последствий апартеида (политики расовой сегрегации, проводившейся до 1994 года).

К основному положению Билля о правах в южноафриканской Конституции следует отнести статью о равенстве. Данная статья интересна тем, что запрет на дискриминацию не является абсолютным. По конституции ЮАР, достижение равенства может сопровождаться мероприятиями в защиту лиц, пострадавших от дискриминации.

Заключительный пункт статьи 9 Билля о правах прямо указывает, что дискриминацию можно признать справедливой. Фактически, речь идет о так называемой позитивной дискриминации. На преодоление последствий апартеида направлена и статья о праве лиц или сообществ, лишенных права собственности после 19 июня 1913 года в результате прежних законов либо практики расовой дискриминации на возобновление такой собственности либо на справедливую компенсацию.

В остальном конституция ЮАР вполне точно соотносится с положениями к декларации ООН 1948 года. Необычно то, для защиты здоровья детей им отдельно гарантировано право получать донорскую кровь. Однополые браки в ЮАР были разрешены законом в 2006 году, однако основание для этого было заложено в положении Конституции о признании в стране браков, заключенных по любым религиозным традициям или по нормам какой-либо правовой системы.

Статья 30 Декларации ООН 1948 года запрещает действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в ней. Однако согласно статье 29 с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе допускается ограничение прав и свобод на основании закона. Оговорки Декларации фактически дают широкий простор для построения конституции.

Как можно убедиться, конституции представленных стран отличаются друг друга. По-разному трактуется даже право на жизнь. В Китае и Иране предусмотрена законом и практикуется смертная казнь. При этом в Иране применяются и телесные наказания, несмотря на недопустимость пыток по основному закону страны.

Однако конституции этих стран, представляющих основные мировые культуры, все же основываются на базовых принципах защиты прав и свобод человека, заложенных во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Это предоставляет большие перспективы для обновления практики применения Всеобщей декларации прав человека в контексте новой мультикультурной эпохи.

Олег Сивожелезов, Валерий Ермолин

Доброго времени суток.
Сегодня я хотел бы обсудить смысл ч. 2 ст. 13 Конституции РФ. В ней сказано, что ни одна идеология не может быть признана в качестве государственной или обязательной. Но также считается, что ни одно государство не может существовать без идеологии. Таким образом возникает когнитивный диссонанс.
Попробую объяснить, что такое идеология и смысл ч.2 ст. 13 Конституции РФ.

Для начала попробую ответить на вопрос: «Что такое идеология?», вот что говорят по этому поводу различные авторы:

Антуан Дестюд де Траси первым употребил этот термин в своей работе «Элементы идеологии». Под идеологией он понимает философское и этическое учение, которое формирует «истинный дискурс».

Славой Жижек видит в идеологии систему морали, которая организовывает жизнь общества и легитимирует существующие отношения господства.

Ленин любил говорить об идеологии марксизма и под ней он понимал систему взглядов и учений Маркса, где он является «продолжателем и завершителем главных идейных течений XIX века: классической немецкой философии, классической английской политической экономии, французского социализма вместе с французскими революционными учениями вообще».

В комментариях к Конституции Зорькина и Лазарева даётся следующее определение идеологии — «система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.»

Также стоит отметить Томаса Куна. Он не занимался политической философией и не был юристом, а был историком науки, и он пытался объяснить, что такое наука, какие этапы она проходит прежде чем стать «нормальной наукой» . Под ней он понимает исследование в определённой сфере, которое опирается на одно или нескольких научных достижений и они признаются научным сообществом. По ходу истории в науке происходят скачкообразные преобразования («парадигмы»), которые преобразовывают науку в новый вид и таким образом двигают её вперёд. Самый яркий пример — это Коперниковская революция, в результате которой создались две школы в астрологии: сторонники гелиоцентрической системы мира (новаторы и сторонники Коперника) и геоцентрической системы мира (своеобразные консерваторы). Коперник начал революцию, а продолжили: Джордано Бруно, Галилей и закончил Ньютон. Получив и доказав новую картину мира, мы получили современную астрономию.
К чему я заговорил об астрономии? Всё просто, любая наука — это почти идеология. Наука — это также учение и обладает системой (т.е. имеет внутреннюю структуру), но в отличии от идеологии в привычном понимании, наука обладает совершенно другими целями. Цель идеологии — это построение идеального общества. Также стоит отметить, что Кун рассматривал только естественные науки, а в них теории можно легко проверить с помощью приборов и инструментов, а вот идеологию можно проверить только на практике.
Обобщив вышесказанное, можно дать следующее определение: идеология – это политико-философское учение, которое представляет собой систему взглядов, точек зрения, научных работ, исследований и т.п. Задача этого учения состоит в том, чтобы построить «идеальное общество и государство». Также любую идеологию (да и любую другую науку) стоит рассматривать, как своеобразную «призму» или «очки», через которые человек будет познавать окружающий мир (в настоящем случае это будет общество).
Как было сказано, у идеологии имеется своя структура, которую можно разбить по элементам (при этом не обязательно наличие сразу всех элементов):

1) Принципы — это те положения, которые являются основой идеологии. Принципы присутствуют во всех идеологиях и другие элементы не могут противоречить им.
2) Экономический элемент (показывает идеальный способ распределения экономических благ);
3) Социальный элемент (показывает правильное отношение к человеку и обществу);
4) Государственный элемент (показывает идеальную форму государства);
4) и т.д.

Так вот. Конституцию можно рассмотреть, как идеологию, но это не будет идеологией как политико-философское учение. В первую очередь — это НПА, имеющий высшую юридическую силу, а потом уже система концепций, доктрин, взглядов и точек зрения которые были выраженны в Конституции.
Как я сказал выше, любая идеология обладает своей структурой, она имеется и у Конституции:
1) Экономический элемент Конституции выражается в ст. 8, ст. 35, ст. 34, ст. 37 которые закрепляют основы рыночной экономики: в ст. 8 выражается свобода конкуренции и экономической деятельности; вместе со ст. 35 признаётся и защищается частная собственность; согласно ст. 37 и ст. 34 человек может свободно избирать профессиональную деятельность по его желанию.
2) Социальный элемент Конституции выражается в ст. 17, ст. 18, ст. 19, ст. 21, ст. 22, ст. 23, ст. 24, ст. 28,ст. 32, ст. 31, ст. 29, ст. 30, ст. 31, ст. 33 выражаются в: ст. 17 и ст. 18 определяют границы свободы человека и гражданина; в ст. 19 выражается равенство всех граждан и людей между собой, также это выражается в ч. 1 ст. 21; в ст. 22, ст. 23, ст. 24 выражается неприкосновенность человека, как личности; ст. 28 и ст. 29 выражает свободу вероисповедания, политическую свободу (ограничивая враждебные идеологии по отношению к нации или этносу или к какой-либо другой идеологии для фактической возможности существования идеологического плюрализма), согласно ст. 30 и ст. 31 граждане могут организовывать объединения и собираться на мирные митинги и собрания для выражения своего мнения по какому-либо политическому вопросу.
(думаю смысл понятен)

Так вот. В чём же смысл ч.2 ст. 13 Конституции — она закрепляет невозможность устанавливать общеобязательные и государственные идеологии, как политико-философские учения (как это было в Конституции 1977 года). Однако допускает возможность внесения в свою структуру элементов из других идеологий (в пределах разумного, конечно), тем самым закрепляя политический плюрализм. При этом Конституция сама производит свою доктрину, которая обязательна к применению.

Почему конституцию принято называть законом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *