Все про тендеры

Содержание

Тендеры в современной России: виды, правила и условия

Современные тендеры в России – это «потомки» мероприятий, которые проводились у нас задолго до того, как начали применяться в зарубежных странах. Первый тендер датируется серединой семнадцатого века. И лишь в 90-х годах двадцатого века была разработана современная тендерная система.

Тендеры в РФ

Английский термин «тендер» (он означает «предложение»), равно как и словосочетания «тендерная документация», «тендерная система» и т.д., в России очень часто используется в обиходе, но в документах обозначается несколько иначе. В частности, тендер называют на бумаге устаревшим словом конкурс.

Конкурсы (тендеры) в России встречаются несколько видов:

  • открытые,
  • закрытые,
  • специализированные закрытые,
  • запросы котировок,
  • закупки у единственного источника (единичные),
  • одноэтапные,
  • двухэтапные.

Общие положения о проведении тендеров в РФ

Тем, кто собирается поучаствовать в тендере впервые, наверняка захочется знать все о тендерах в России, ведь если вы предупреждены – значит, вооружены. Основные правила достаточно строги.

Участвовать в тендере имеют возможность как российские, так и иностранные юридические лица, а также предприниматели. Участник подает заявку, необходимую для дальнейшего участия в тендере, на основе требований, которые выдвигает заказчик. Он прилагает к заявке все необходимые документы и тендерное предложение. Если потенциальный участник нарушил тендерные правила, его заявка, как и предложение, не рассматривается.

В течение определенного времени (сроки претендентам известны) тендерная комиссия принимает заявки на участие. Заявка может быть изменена, если срок окончания приема заявок еще не подошел к концу. Претенденты, у которых есть вопросы, могут в письменной (в том числе и по электронной почте) форме задать интересующие вопросы, получив на них письменный ответ. Детальнее о том, как нужно оформить заявку на тендер можно узнать .

Условия участия

Проводимый тендер в РФ может представлять совершенно разные сферы – медицинскую, торговую, строительную и т.д., и каждый участник ставит свои условия, которые содержит стандартная тендерная документация. Единственные обязательные и неизменные условия – это предоставление обеспечения и всеобщее объявление результатов конкурса.

Правила участия в конкурсе достаточно жесткие. Их несоблюдение чревато «вылетом» из списка участников тендера. Дефицит времени на оформление обеспечения, который является следствием ограниченного времени приема заявок, заставляет заказчиков обращаться к профессионалам.

Очень важным нюансом является тендерная документация, в которой содержатся условия тендера и условия будущего контракта. Как заказчики, так и исполнители должны действовать в строгом соответствии с условиями, указанными в документах. Существует стандартный набор необходимых документов и набор дополнительных бумаг, которые, возможно, понадобятся.

Тендерная документация

В тендерную документацию входят следующие документы:

  1. Описание условий договора с будущим победителем тендера.
  2. Приглашения к принятию участия в тендере с прилагающимися ссылками на условия договора, осуществление услуг или поставку продукции.
  3. Инструкции для поставщиков.
  4. Информация о порядке подготовки к предстоящему тендеру и подаче заявок для участия в конкурсе, представленная в виде информационных карт.
  5. Требования заказчика к продукции или услуге – график поставки, объем, традиционно указывают стандарты качества, а также технические условия.
  6. К тендерной документации относят и банковские гарантии (хотя они имеются не всегда), и формы заявок, и формы сведений.

Правила проведения тендеров в России подразумевают под собой непременное наличие документации. Тендерную документацию получают все компании, которые хотят принимать участие.

Однако тендерная документация предоставляется потенциальным участникам не бесплатно, потому в настоящее время в конкурсах участвуют преимущественно крупные компании, так как фирмы, относящиеся к малому и среднему бизнесу, далеко не всегда согласны тратиться на документы без гарантии победить.

Это лишь стандартные документы. Кроме этого, каждый участник должен предоставить и дополнительный набор бумаг:

  1. Уставные документы (то есть их копии).
  2. Свидетельства о государственной регистрации.
  3. Баланс на последнюю отчетную дату (не особо успешные предприятия, которые терпят убытки, не допускаются до участия в тендере).
  4. Справки, взятые в налоговой инспекции, с целью подтвердить, что компания не имеет задолженности перед государством.
  5. Приказы на лиц, ответственных за предприятие (представители предприятия).
  6. Копии патентов, лицензий (если сфера торгов требует лицензии).
  7. Другие документы, список которых изменяется в зависимости от вида и сферы проведения конкурса.

Насколько эффективны тендеры?

Тендеры по регионам России в настоящее время очень распространены, что связано с нетрадиционным подходом к закупкам. Такие торги давно завоевали уважение в зарубежных странах, потому нет ничего удивительного в том, что и в России они заняли надлежащее им место.

Опытные люди отмечают, что, дабы конкурс действительно принес ожидаемую пользу, следует обратиться к профессиональным фирмам, которые занимаются проведением тендеров.

Как выиграть тендер: пошаговая инструкция

Тендер — отличный шанс для любой компании. Он позволит заявить о себе, укрепить свою репутацию и не в последнюю очередь хорошо заработать на крупном заказе. Однако правила проведения тендеров в России достаточно сложны, и следует знать обо всех подводных камнях, если хочется не только поучаствовать в тендере, но и выиграть его.

С чего начать выигрывать тендеры: выбираем заказчика с учетом профиля — шаг 1

Первое, что требуется сделать для участия в тендере — найти подходящего заказчика. Сразу стоит отметить, что тендеров проводится очень много, но — поскольку большинство организаций, особенно небольших, не может принимать участие в десятках конкурсов одновременно — к выбору заказчика стоит отнестись очень серьезно. Компании, которая хочет подать заявку на участие в тендере, нужно оценить здраво и беспристрастно как минимум два момента:

Компания заказчика. Вам предстоит собрать информацию по следующим направлениям:

  • какие конкурсы проведены компанией-заказчиком;
  • кто становился победителем;
  • сколько раз;
  • как заказчиком выполнены обязательства перед добросовестным исполнителем и выполнены ли.

Собственные возможности:

  • финансовые. Участие в тендере сулит прибыль, но и требует определенных финансовых вложений как на стадии подготовки к участию, так и нередко в процессе исполнения заказа. Сможете ли вы справиться своими силами или придется прибегнуть к помощи кредитных организаций?
  • трудовые. Для ведения участия в тендере требуется определенный ресурс — вам придется подготовить всю необходимую документацию, провести презентацию товаров и услуг перед заказчиком и прочее. Есть ли у вас в компании люди с соответствующей квалификацией или придется обратиться за помощью к специалистам?

Кроме того, при выборе тендера нужно учитывать следующие аспекты:

  • величина контракта;
  • вид тендера:
  • Открытый или закрытый. Большинство тендеров — открытые, то есть принять участие в них может любой желающий. Информации о закрытых тендерах вы в свободном доступе не найдете, поскольку все вероятные участники получают персональные приглашения. Чаще всего закрытый тендер проводится тогда, когда его исполнение связано с коммерческой или государственной тайной.
  • Коммерческий или государственный. Коммерческие тендеры может устраивать любая коммерческая организация, она же и определяет критерии отбора победителей. Государственные тендеры, организаторами которых могут быть как органы госуправления, так и государственные корпорации, очень строго регулируются Федеральным законом № 44-ФЗ, определяющим порядок проведения тендера и определения победителей.

Изучаем конкурсную документацию — шаг 2

Прежде чем начинать сбор документов для участия в тендере, нужно внимательно изучить документацию, предоставленную самим заказчиком, — она доступна в ЕИС (единой информационной системе госзакупок) или на ЭТП (электронной торговой площадке). Как правило, документация включает в себя проект договора, технические задания и спецификации, при необходимости — сметы и проекты. Недостаточно просто бегло просмотреть все это — вам необходимо тщательно изучить каждый документ, сопоставить требования заказчика и ваши возможности, учесть и его пожелания к исполнителю или поставщику (срок работы компании на рынке, опыт участия в тендерах), принципы определения победителей и другие условия, которые могут быть выдвинуты при проведении коммерческих тендеров.

Уточняем детали и обращаемся за разъяснениями — шаг 3

Каждый участник тендера имеет право обратиться к заказчику за дополнительной информацией или уточнениями (это нередко требуется, если документация оформлена с ошибками, что случается). Запрос разъяснений анонимен, он составляется в свободной форме и публикуется на ЭТП. Важно знать, что направлять такой запрос можно не позднее, чем за 72 часа до окончания срока принятия заявок (или за 5 дней до окончания приема заявок, если речь идет об открытом конкурсе). При этом заказчик обязан предоставить разъяснения в течение двух календарных дней. Если в установленные законом сроки ответа получено не было, вы имеете право подать жалобу в ФАС. Согласно 44-ФЗ на каждый тендер можно направлять до трех запросов-разъяснений.

Собираем документы для подачи заявки на участие в тендере — шаг 4

Это один из самых трудоемких этапов подготовки к тендеру. Для участия в тендере нужно предоставить необходимый минимум документов, определенный законодательством:

  • Документы, подтверждающие информацию о компании (название, адрес, ИНН);
  • Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • Документ, подтверждающий полномочия сотрудника, подающего заявку (копия решения о назначении на должность или доверенность);
  • Документы, подтверждающие соответствие компании требованиям к участникам конкурса;
  • Копии учредительных документов компании;
  • Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия).

Но в некоторых случаях требуются и дополнительные бумаги — например, документы, которые подтверждают соответствие участника ограничениям, установленным заказчиком. Кроме того, заказчик коммерческого тендера вправе потребовать любые другие документы — например, справку об отсутствии налоговой задолженности.

На аспекте обеспечения заявки на участие стоит остановиться подробнее — именно с этим документом связаны основные трудности. Обеспечение заявки — это своего рода гарантия серьезности ваших намерений. Оно удостоверяет, что в случае победы вы не передумаете и не станете уклоняться от подписания контракта. Обеспечение заявки возвращается после подписания договора. Однако до этого момента вам нужно изыскать средства в требуемом объеме. Есть два варианта: изъять часть средств из оборота или предоставить банковскую гарантию — кредитный продукт, созданный специально для этих целей. Второй вариант предпочтительнее, поскольку вам не придется жертвовать (пусть и временно) деньгами компании.

Это важно!
Список банков, имеющих право выдавать банковскую гарантию, опубликован на сайте Минфина России и ежемесячно обновляется.

Оформляем тендерную заявку — шаг 5

Образец оформления тендерной заявки можно найти в конкурсной документации. Она состоит из двух частей: собственно заявки и списка прилагаемых к ней документов — о них мы писали выше. Заполнять тендерную заявку нужно крайне внимательно, поскольку малейшая ошибка или неточность может стать причиной недопущения к тендеру.

Подаем заявку на участие в тендере — шаг 6

Каждый заказчик устанавливает жесткие сроки окончания приема заявок. Окно между датой объявления тендера и последним днем приема заявок зависит от суммы контракта. Если она превышает 3 миллиона рублей, то между этими двумя датами должно быть не менее 20 дней. Если сумма меньше 3 миллионов рублей, этот срок должен быть не менее 7 дней.

На заметку
До окончания срока приема заявок вы имеете право отозвать свою заявку или внести в нее изменения.

Подача заявки в электронной форме на ЭТП возможна лишь в том случае, если вы аккредитованы на данной площадке и можете предоставить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Обе части заявки должны быть отправлены одновременно. После ее регистрации оператор пришлет вам подтверждение того, что заявка получена.

Презентуем компанию — шаг 7

Нередко заказчик, обратив внимание на компанию, хочет увидеть ее презентацию. Это важный шаг — вам предстоит продемонстрировать все достоинства вашей организации и выгоды от сотрудничества с вами. Поэтому презентацию не следует делать впопыхах, она должна быть наготове. Обязательно стоит включить в нее наглядные видеоматериалы, инфографику, конкретные факты — все, что позволит потенциальному заказчику составить полное (и лестное!) мнение о вашей компании буквально за несколько минут.

Ожидаем результатов проведения тендера — шаг 8

После того как пройдены все предыдущие шаги, вам остается только ждать результатов. Протокол подведения итогов будет опубликован заказчиком тендера на ЭТП в течение 3 дней после его составления. И если вы все сделали правильно, у вас будет очень неплохой шанс оказаться победителем.

Проведение тендеров для компании-новичка — непростой процесс. Сложнее всего правильно оформить все необходимые документы и обеспечить себе банковскую гарантию. Именно ради экономии времени и снижения риска ошибок многие компании, не имеющие собственного тендерного отдела и не располагающие свободными средствами, обращаются за помощью к специалистам.

Как получить финансовое обеспечение участнику тендера?

За ответом на данный вопрос мы обратились к эксперту консалтинговой компании КСК групп Андрею Тюрину:

«Обычно главным камнем преткновения для компаний, желающих принять участие в тендере, становится необходимость предоставления организатору торгов финансового обеспечения. В первую очередь это касается госконкурсов, на участие в которых для подачи заявки законодательно необходима банковская гарантия. Все чаще требуют предоставления подобной гарантии и крупные коммерческие заказчики.

При этом сроки подачи заявок ограничены, а банку для принятия решения о выдаче гарантии требуется время, порой не устраивающее соискателя. Ожидая одобрения, компания-соискатель может упустить момент, впустую потратив усилия на подготовку заявки. Именно поэтому содействие в получении банковской гарантии стало одной из самых востребованных услуг в КСК групп.

Консультируя средний и крупный бизнес по данному вопросу, мы понимаем, что клиенту требуется не просто совет, а полновесное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом в оговоренные сроки. Наша помощь заключается в обеспечении лучших условий предоставления банковской гарантии и полном сопровождении компании до получения ею документа.

Обращаясь к услугам КСК групп, постоянные клиенты знают, что могут рассчитывать на оформление банковской гарантии на комфортных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, на более продолжительный срок и при максимальной лояльности к наличию залогового обеспечения. Добиться согласия выбранного банка на благоприятные условия удается благодаря тщательной подготовке и структурированию сделки, а также взаимодействию с лицами, принимающими решения либо способными повлиять на окончательное решение в кредитной организации.

В большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка в отношении выдачи гарантии. Отдельно стоит упомянуть об оперативности решения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя, — обычно удается оформить банковскую гарантию в течение суток».

P. S. Более детальную информацию о реализованных проектах можно получить на сайте КСК групп. Здесь же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию.

Как провести торги частной организации

Организация и проведение торгов всегда связаны с оформлением большого объема документов. Если в компании нет специалиста, который занимается исключительно торгами, то эта задача ложится на юриста. Ошибки, допущенные на данном этапе, чреваты неблагоприятными последствиями для организаторов – торги могут признать недействительными.

Отдельные виды юридических лиц обязаны проводить закупки в специальном порядке. Подробнее об этом см. Как провести закупки по Закону № 223-ФЗ: конкурс и аукцион.

Закупки для государственных и муниципальных нужд также осуществляют с учетом особых требований. Об этом см. рекомендацию В чем особенности проведения закупок в рамках контрактной системы.

Когда частные компании могут и когда обязаны проводить торги

Можно выделить две причины, по которым частные компании могут проводить торги:

  • когда им это выгодно;
  • когда они обязаны это делать.

Хотя не исключены ситуации, когда желание компании может совпадать с установленной в законе обязанностью.

Дело в том, что часто компании сами заинтересованы в проведении торгов. Ведь это один из способов заключить договор (ст. 447 ГК РФ). Они позволяют компании привлечь максимальное количество потенциальных контрагентов и выбрать наиболее подходящего из них. Вдобавок не компания ищет себе контрагентов, а они ищут ее. Это позволяет экономить временные и финансовые ресурсы, не привлекать посредников.

Когда компания вправе провести торги

Любая компания может провести торги в отношении принадлежащего ей имущества или имущественных прав (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Однако закон не запрещает проводить торги, целью которых является (п. 6 ст. 447 ГК РФ):

  • приобретение товаров;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • приобретение имущественных прав.

При этом необязательно проводить торги самостоятельно. Это можно поручить иному лицу (в т. ч. специализированной организации) на основании договора.

На торгах можно заключить любой гражданско-правовой договор, если иное не вытекает из его существа (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Например, нельзя заключить издательский договор, договор дарения, договор о совместной деятельности, договор мены и др.

Также предметом торгов может быть не сам договор, а лишь право на его заключение. Например, аэропорт провел открытый аукцион на право заключения договора аренды коммерческой площади пассажирского павильона. Лот 15 выиграл индивидуальный предприниматель. С ним аэропорт заключил предварительный договор аренды (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2014 г. № Ф02-5553/2014 по делу № А19-14911/2013).

Когда компания обязана провести торги

Случаи, когда для продажи вещи (имущественных) прав необходимо проводить торги, устанавливают законы (п. 3 ст. 447 ГК РФ). К ним относятся, в частности:

  • заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; далее – Закон об аудиторской деятельности);
  • продажа хранителем вещи, цена которой превышает 100 МРОТ (п. 2 ст. 899 ГК РФ);
  • реализация ломбардом невостребованной заложенной вещи, если сумма ее оценки превышает 30 тыс. руб. (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»);
  • реализация имущества должника на торгах в рамках исполнительного производства (гл. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  • продажа предприятия должника в деле о банкротстве (ст. 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
  • другие случаи, когда это прямо предусматривает закон.

В каких формах проводят торги

Торги (в т. ч. электронные) можно провести в форме (п. 4 ст. 447 ГК РФ):

  • аукциона;
  • конкурса;
  • в иной форме, которую предусматривает закон (например, запрос предложений, котировок и др.).

Как отдельную форму торгов можно выделить публичный конкурс (гл. 57 ГК РФ).

В свою очередь аукционы и конкурсы могут быть (п. 1 ст. 448 ГК РФ):

  • открытыми (когда в них могут участвовать любые лица);
  • закрытыми (когда в них могут участвовать только лица, приглашенные организатором торгов).

Форму проведения торгов определяет собственник реализуемого имущества или обладатель имущественного права (п. 4 ст. 447 ГК РФ).

Исключения составляют случаи, когда закон прямо предписывает, в какой форме можно проводить торги. Тогда организатор не вправе ее изменить. В противном случае есть риск того, что признают недействительным контракт, который будет заключен по результатам проведения торгов.

Так, к примеру, договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, нужно заключать по итогам открытого конкурса. Такое требование установлено в пункте 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Внимание! Не каждая процедура по отбору контрагентов является торгами.

Торги необходимо отличать от публичного предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Процедура отбора оферентов для последующего заключения с одним из них договора не является торгами, и положения статей 447–449 Гражданского кодекса РФ в таком случае не применяются.

Необходимо также иметь в виду следующее. В случае размещения приглашения делать оферты лицо, разместившее приглашение, вправе заключить договор с тем контрагентом, условия которого оно сочтет наилучшими (п. 1 ст. 437 ГК РФ). В свою очередь при размещении публичной оферты оференту придется заключить контракт с каждым, кто ее акцептует (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

О сложностях квалификации наглядно свидетельствует следующий пример. Компания провела торги на право заключить договор на поставку, которые назвала «приглашение делать оферты». Причем в извещении указала, что процедура ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как публичная оферта. Впоследствии она отказалась заключать договор с победителем. Причиной стало неодобрение договора как крупной сделки. Победитель обратился в суд с требованием обязать компанию заключить договор. Суд причислил проведенную процедуру к торгам в смысле статей 447–449 Гражданского кодекса РФ и в удовлетворении иска отказал (постановление ФАС Московского округа от 13 июля 2012 г. по делу № А40-108673/11-52-920, см. также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2015 г. № Ф06-25318/2015 по делу № А57-21027/2014).

С чего начать торги: извещение

Закон регулирует порядок проведения торгов лишь в общих чертах. На основе этих положений организатор разрабатывает документацию о торгах, которая и становится детальным разъяснением порядка их проведения как для участников, так и для самого организатора.

Требования к составу такой документации применительно к отдельным случаям предусматривают специальные законы (например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Основным документом при проведении торгов является извещение.

Обязательные условия

Извещение должно соответствовать содержанию документации о торгах и включать в себя следующую информацию (п. 2, 3 ст. 448 ГК РФ):

  • время проведения торгов;
  • место проведения торгов;
  • форму торгов;
  • предмет торгов;
  • о существующих обременениях продаваемого имущества;
  • порядок проведения торгов (в т. ч. порядок оформления участников торгов, определения победителя торгов);
  • начальную цену;
  • условия договора, заключаемого по результатам торгов.

Также нужно учитывать, что обязательным условием торгов является внесение задатка. Организатор в извещении должен определить размер, порядок и сроки его внесения. Вместо задатка организатор может использовать независимую гарантию (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

После того, как организатор заключит договор с победителем торгов, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Остальным участникам торгов организатор обязан возвратить внесенные суммы.

Так же он должен поступить, если торги не состоялись.

Такие правила установлены в пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Возможные условия

Организатор торгов вправе установить квалификационные требования к участникам.

Так, если для участия в торгах и исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результату аукциона, нужна действующая лицензия или иное специальное разрешение, то участники должны их иметь.

Публикация

Форму, в которой необходимо сделать извещение о проведении торгов, закон не утверждает. В свою очередь, ВАС РФ разъяснил, что надлежащей формой извещения о проведении торгов является опубликование необходимой информации в печати. При этом суд указал, что в случае оспаривания результатов торгов «вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов».

Извещение о проведении торгов организатор должен опубликовать не позднее чем за 30 дней до их проведения.

Обязан ли организатор торгов опубликовывать извещение об их проведении на своем официальном сайте?

Нет, закон не обязывает это делать. Организатор торгов вправе сделать это по собственному желанию.

Если организатор торгов нарушит пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, то торги могут признать недействительными по иску заинтересованного лица.

Как отказаться от проведения торгов

Закон позволяет организатору торгов отказаться от их проведения, соблюдая при этом определенные сроки.

Так, отказаться от проведения аукциона можно не позднее чем за три дня до даты его проведения, а от конкурса – не позднее чем за 30 дней.

Организатор вправе предусмотреть в извещении особые условия отказа от торгов. Также такие условия может устанавливать закон.

Внимание! Отказ от проведения торгов может стать основанием для имущественных претензий участников.

Если организатор торгов откажется от их проведения и при этом нарушит установленные сроки, то участники могут требовать от него возмещения реального ущерба, который они понесли из-за этого. Причем сделать это они могут независимо от того, в какой срок после направления извещения организатор отказался от торгов. Кроме того, он обязан вернуть участникам внесенные ими суммы задатка (п. 4 ст. 448 ГК РФ).

Иные последствия отказа закон не предусматривает. Это значит, что заинтересованное лицо не может, например, заявить требование о признании торгов действительными (недействительными), обязании организатора совершить какие-либо действия и др. (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2015 г. № Ф07-6716/2015 по делу № А26-3625/2014).

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ.

Публичный конкурс

Публичный конкурс – это торги в виде конкурса, организованные для общественно-полезных целей. Эти цели отличают его от публичных торгов, которые проводят для того, чтобы исполнить решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства (ст. 449.1 ГК РФ).

Проведение конкурса регулируют положения главы 57 Гражданского кодекса РФ. Если проведение конкурса имеет иные цели, то правила о публичном конкурсе не подлежат применению (постановление ФАС Поволжского округа от 21 сентября 2009 г. по делу № А57-3584/2009).

Если по условиям публичного конкурса организатор обязуется заключить договор с победителем, то подлежат применению положения статей 447–449 Гражданского кодекса РФ. При этом правила главы 57 Гражданского кодекса РФ применяются только в части, не противоречащей указанным положениям (п. 5 ст. 1057 ГК РФ).

При проведении конкурса организатор публично (на сайте в Интернете, в газете и т. п.) сообщает о выплате вознаграждения или выдаче иной награды (любое, не ограниченное и не изъятое из оборота имущество, бонусы и др.) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (п. 1 ст. 1057 ГК РФ).

В сообщении о проведении публичного конкурса необходимо отразить следующую информацию (п. 4 ст. 1057 ГК РФ):

  • условия, предусматривающие существо задания;
  • критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;
  • место, срок и порядок представления результатов работы или иных достижений;
  • размер и форму награды;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Публичный конкурс может быть двух видов (п. 3 ст. 1057 ГК РФ):

  • открытый (когда предложение принять участие в конкурсе обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации);
  • закрытый (когда предложение принять участие в конкурсе направлено определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса).

Организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины срока, установленного для представления участниками своих работ. При этом извещение об изменении условий или отмене необходимо сделать тем же способом, каким был объявлен конкурс (п. 1 и 2 ст. 1058 ГК РФ). В противном случае организатор обязан выплатить вознаграждение всем участникам, которые выполнили указанные им работы (п. 4 ст. 1058 ГК РФ).

В случае изменения условий конкурса или его отмены расходы участника в связи с конкурсной работой распределяются следующим образом. Если участник выполнил конкурсную работу до того, как ему стало или должно было стать известно об отмене конкурса (изменении его условий), то организатор возмещает ему понесенные расходы. Если работа выполнена не в связи с конкурсом (например, до его объявления) или заведомо не соответствует его условиям, то организатор освобождается от возмещения расходов (п. 3 ст. 1058 ГК РФ).

Каковы последствия несоблюдения порядка проведения торгов

Если руководство решило провести торги, компании необходимо соблюдать правила их проведения (ст. 447–448 ГК РФ). В противном случае возникнет риск, что торги признают недействительными. Это возможно в следующих случаях (ст. 449 ГК РФ):

  • кого-либо необоснованно отстранили от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно не приняли высшую предложенную цену;
  • продажу произвели ранее срока, указанного в извещении;
  • допустили иные существенные нарушения порядка проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;
  • допустили иные нарушения правил, установленных законом.

Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их результатам договора. При этом соответствующие расходы, связанные с применением последствий недействительности, распределяются между нарушителями (п. 2, 3 ст. 449 ГК РФ). К ним, в частности, можно отнести затраты организатора торгов на хранение и транспортировку имущества, оплату услуг третьих лиц и др.

Организация и проведение торгов (44-ФЗ, 223-ФЗ, 67 приказ ФАС)

Организация торгов в соответствии с требованиями 44-ФЗ, 44-ФЗ:

Согласно статье 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать специализированная организация, действующая на основании договора. На этом основании наша спецорганизация предлагает следующие услуги:

  • Консультации по выбору способа проведения закупки;
  • Разработка извещений, документации, и иных документов о торгах;
  • Помощь в формировании конкурсных, аукционных и единых комиссий, в том числе предоставление специалистов для включения в состав комиссий, организация и сопровождение заседаний комиссий;
  • Публикация информации о проведении торгов, изменений и разъяснений документации о торгах, извещения об отмене торгов на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru;
  • Прием заявок на участие в торгах;
  • Рассмотрение заявок участников на предмет допуска к торгам;
  • Составление и размещение на Официальном сайте протоколов торгов;
  • Составление и направление уведомлений о результатах торгов;
  • Консультационное сопровождение размещаемого заказа вплоть до внесения в реестр контрактов сведений об исполнении контракта;
  • Представление и защита интересов заказчика при рассмотрении жалоб участников в Федеральной антимонопольной службе и других инстанциях.

Организация торгов и проведение процедур по реализации имущества и прав аренды:

Наша организация располагает необходимыми знаниями, опытом и ресурсами для проведения следующих видов имущественных торгов:

  • На право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;
  • По продаже земельного участка, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства;
  • По продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства;
  • По продаже имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
  • На право заключить договор о развитии застроенной территории;
  • По продаже права на заключение договора аренды лесного участка;
  • По продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

В действующем российском закупочном законодательстве понятия «тендер» на сегодняшний день нет. Оно является общеупотребительным и происходит от английского «предложение». Однако в силу того, что данное понятие используется очень часто, следует дать его определение на основании сложившейся практики.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

При обращении за квалифицированной ЭЦП потребуется предоставить заявление на предоставление такого документа, оформленное от имени руководителя организации, а также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Квалифицированная подпись будет изготовлена предельно в течение семи дней с момента обращения, но в случае небольшой загруженности специалистов может быть сформирована и передана заказчику в более короткие сроки.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

Если речь идет об аккредитации потенциального исполнителя по контракту, который заключается с коммерческой организацией, то такому исполнителю потребуется направить заявку оператору площадки с направлением документов, подтверждающих данные о юридическом лице.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

Процедура аккредитации упрощается, если ранее потенциальный исполнитель по контрактам принимал участие в процедурах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками, и включен в ЕРУЗ.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Подготовка программного обеспечения

Для того чтобы участие в тендерных и закупочных мероприятиях состоялось, участнику таких мероприятий может потребоваться установить ряд специальных программных продуктов. Одним из таковых является «Крипто Про» (в последних доступных версиях). Данное программное обеспечение используется для полноценного функционирования электронной цифровой подписи на всех электронных площадках, а также в Единой информационной системе.

Некоторые электронные торговые площадки требуют установки специального обеспечения. Наличие такого обеспечения обозначается, как правило, в материалах Руководства пользователя той или иной электронной торговой площадки. По этой причине необходимо сначала ознакомиться с требованиями работы на площадке. Если программное обеспечение требуется, то его необходимо скачать и установить на тот компьютер, с которого будет вестись работа на ЭТП.

В случае установки обеспечения на несколько компьютеров может взиматься плата за активацию дополнительных ресурсов. В этом случае следует также или ознакомиться с Руководством пользователя, или обратиться за консультацией в службу поддержки конкретной электронной торговой площадки.

Участие в торгах

В торгах принимают участие только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили аккредитацию на ЭТП.

Если речь идет о закупках, проводимых для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков, то для них обязательна аккредитация в Единой информационной системе, а с 1 ноября 2019 года потребуется обязательное нахождение в Едином реестре участников закупок.

В документации, размещенной на различных площадках, в том числе в ЕИС, отражается информация, на какой именно площадке будет происходить та или иная закупка, а также какие документы должны быть предъявлены участником торгов.

После того как были выбраны торги, потенциальному участнику потребуется предоставить заявку на участие в них в тех рамках, которые установлены закупочной документацией. В качестве сопровождения заявки потребуется предоставить документы, перечисленные выше.

Если речь идет о коммерческой закупке, то все сведения о ней можно отследить на ЭТП. Для государственных и муниципальных торгов все сведения содержатся и на ЭТП, и в ЕИС.

После объявления победителя по итогам тендерной или закупочной процедуры наступает этап подписания контракта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Объявить тендер

Тендером называют предложение о заключении контракта, сделанное в режиме электронного аукциона и обращенное к широкой аудитории с целью определения наиболее подходящего исполнителя. Для того чтобы найти ту компанию, которая сможет наилучшим образом выполнить все пункты контракта, необходимо объявить тендер.

Что нужно сделать, прежде чем объявить тендер

Перед тем, как объявить тендер, необходимо правильно подготовить аукционную документацию. В нее входят:

  • общая информация о природе закупки;
  • перечень документов, необходимых для подачи участниками;
  • условия будущего контракта: объемы поставок, сроки исполнения и многое другое;
  • подробные инструкции для будущих поставщиков;
  • правила, касающиеся сроков и порядка подачи заявок.

В правилах проведения тендерных торгов говорится о том, что в момент объявления тендера контракт должен быть полностью готов. Значит, прежде чем объявить тендер, нужно составить техническую и коммерческую части договора.

Как объявить тендер?

Объявление тендера происходит следующим образом:

  • В случае подготовки к проведению открытого тендера, организатор публикует объявление о начале аукциона в СМИ, если же учреждается закрытый тендер, то приглашения к участию в нем рассылаются ограниченному кругу лиц.
  • Уже в тексте приглашений необходимо указывать такие параметры, как цена контракта и сроки проведения тендера.
  • После всего этого наступает этап подачи заявок от участников. Вместе с заявками участники подают пакеты своих документов, а также предоставляют обеспечения в прямой или непрямой форме.

Как же правильно объявить тендер

На первый взгляд, процедура объявления тендера кажется несложной, но это только видимость. На самом деле, любой из аспектов содержит в себе такое количество тонкостей и нюансов, что разобраться в них порой довольно сложно даже опытным организаторам, а что говорить о новичках.

Специалисты группы компаний «Бико» помогут вам объявить тендер грамотно, и получить ожидаемый результат от его проведения


РекомендуемИ грянул кризис? Эксперты – о падении рынка электронных закупок
30.03.2017

Рынок электронных закупок в России просел с начала года на 1/3 по отношению к прошлогодним показателям. На данный момент совокупный спад объемов составляет порядка 35%.

К чему ведет ограничение числа площадок для проведения закупок по 223-ФЗ?

Как проводить тендеры: пошаговая инструкция

2. Отобранным агентствам разослать приглашение к участию в тендере и бриф. Пригласить на встречу. Если бриф достаточно детализирован, можно попросить сделать предварительную оценку проекта с достоверностью +/- 30%, тем самым определив, кто из компаний вам подходит, поскольку стоимость может отличаться в несколько раз. Вы должны понимать, что на данном этапе, стоимость является приблизительной (только если вы не даете детализированное ТЗ), и окончательная смета может быть сформирована только после первого этапа проекта –написания ТЗ или построения прототипа со спецификацией.

3. На встрече следует обращать внимание на следующие нюансы:

  1. Понимание агентством последних трендов в дизайне, технологиях;
  2. Понимание задач, которые стоят перед создаваемым продуктом;
  3. Готовность объяснить/отстоять свою точку зрения перед клиентом;
  4. Четко объяснить заказчику этапы проекта и правила управления им, управления объемом проекта и бюджетом.
  5. В качестве дополнительной опции вы можете попросить агентство подобрать примеры уже существующих в мире сайтов, можно из других товарных категорий, которые они использовали для вдохновения при работе с вашим проектом как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения навигации. Здесь вы поймете, насколько одинаково вы смотрите на мир.

На данном этапе важны такие нюансами соблюдения процедуры:

  1. Все участники должны получить одинаковый бриф
  2. Вопросы, задаваемые участникам, должны быть одинаковыми
  3. Состав участников встреч со стороны заказчика не должен меняться

В принципе, на данном этапе тендер может быть закончен. Вы увидите компании, которые соответствуют вашим ценовым ожиданиям, а при проведении презентаций сможете выбрать компанию, с которой вы просто мечтаете работать.

Этап 2. Креативный/дизайнерский тендер

Если по каким-либо причинам вам необходимо в рамках тендера увидеть результаты работы компаний именно над вашим продуктом, то проводится вторая часть тендера, в рамках которого вы ставите задачу агентствам по созданию дизайнерского продукта.

К данному этапу рекомендуется приглашать не более трех компаний.

Разработка предложений требует от агентства существенных материальных и временных затрат. Данный этап рекомендуется делать оплачиваемым, либо объявить компаниям рамки будущего бюджета, чтобы участники тендера были мотивированы к участию в нем. Это подтверждает серьезность намерений рекламодателя и позволяет агентствам привлекать больше ресурсов для разработки предложения.

На данном этапе можно предложить агентствам:

  1. Создать UI-дизайн главной и одной внутренней страницы
  2. Создать дизайн главной и одной внутренней станицы

Для оценки предложений компаний-участников рекомендуется сделать внутреннюю таблицу «экспертных оценок», т.е. перечень критериев, по которым вы будете оценивать работы, вес каждого критерия и оценки, выставляемые участниками тендерной комиссии.

В эту таблицу можно перенести оценку стоимости со своим весом из первого этапа тендера. Пример таблицы для проведения тендера с использованием метода экспертных оценок:

Участник

Участник 1

Участник 2

Участник 3

Участник ….

УчастникN

Критерий

Вес критерия

Цена

1 … 10

Понимание маркетинговой задачи

1 … 10

Уровень портфолио

1 … 10

Уровень предложенного UI-решения

1 … 10

Уровень предложенного дизайнерского решения

1 … 10

Уровень экспертизы участника в …

1 … 10

Другие критерии

Данная таблица заполняется каждым экспертом (участником тендерного комитета), после чего делается сводная таблица по всем экспертам и участникам.

Особенности проведения данного этапа тендера:

  1. Всем участникам должна быть поставлена одинаковая задача
  2. Все участники должны знать критерии оценки и вес каждой оценки
  3. Все участники должны иметь одинаковое время на выполнение задачи
  4. Со всеми участниками должен быть заключен договор о конфиденциальности и о соблюдении авторских прав
  5. В оценке результатов должны участвовать должностные лица, принимающие окончательное решение
  6. Всем участникам должна быть предоставлена равная возможность презентовать свои решения
  7. Список участников должен быть им известен. Это не должно быть тайной

Рекомендации и идеи, использованные компаниями при подготовке презентации, являются их собственностью, и защищены авторским правом. Заказчик не имеет права использовать в своей дальнейшей работе идеи и разработки проигравших тендер компаний. С другой стороны, компания, которой сообщили фундаментальные составляющие технической, маркетинговой и коммерческой стратегий компании-заказчика, должна считать их строго конфиденциальными и не использовать для других проектов или клиентов, даже если это агентство не будет выбрано заказчиком.

Чего не следует делать при проведении тендера

  1. В рамках одной итерации оценивать и креатив, и стоимость. Вы можете оказаться в ситуации, когда предложенное решение будущего продукта по стоимости не соответствует вашему бюджету.
  2. Если у вас сложный по функционалу сайт, не стоит присылать запрос в агентство на сайт конкурента или другой компании в отрасли с запросом: «А сколько такое стоит?» Компания-исполнитель не должна и, скорее всего, не будет заниматься аудитом чужого сайта для оценки его структуры, функционала и сложности для определения стоимости. Потрудитесь составить свой бриф. Приветствуется при составлении брифа давать ссылки на другие сайты для примеров особенностей работы отдельных модулей.

Все про тендеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *