Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации (далее – ОНДП) являются документом стратегического планирования, разрабатываемым в рамках планирования и программирования на федеральном уровне.
ОНДП определяет первоочередные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу и необходимые для его достижения приоритеты и задачи Правительства Российской Федерации.
ОНДП разрабатываются на 6 лет с учетом положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды.
14 мая 2015 года Правительством Российской Федерации утверждены ОНДП на период до 2018 года.
ОНДП устанавливает ключевые направления, работа по которым позволит сформировать новую модель экономического роста.
В ОНДП обозначены следующие целевые ориентиры социально – экономического развития:
- повышение темпов роста ВВП до 3,5 – 4 % (не ниже среднемировых);
- повышение доли объема инвестиций в ВВП до 21-22 %;
- увеличение доли несырьевого экспорта до 45 %;
- снижение доли импорта в товарных ресурсах розничной торговли до 30 %.
Ключевые приоритеты ОНДП:
- Обеспечение макроэкономической стабильности.
Оптимизация бюджетных расходов построена на выделении защищенных и незащищенных статей (программно-целевой принцип формирования бюджета, исключающий секвестр производительных статей по формальному признаку).
- Повышение национальной конкурентоспособности.
В 2015 году реализованы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы – набор конкретных мероприятий по совершенствованию бизнес-среды. В 2016 – 2018 гг. упор будет сделан на правоприменение итогов реализованных мероприятий и реализации новых мероприятий в соответствии с лучшими мировыми практиками ведения бизнеса.
Обеспечена реализация мер в сфере налогового законодательства, включая снижение налоговой нагрузки на вновь создаваемые предприятия промышленности и налоговые льготы для территорий опережающего развития.
Для обеспечения конкурентоспособности отечественного промышленного производства и замещения импортных товаров проведена работа по снижению зависимости от импорта, по привлечению инвестиций в основной капитал и расширению производства конкурентоспособной продукции промышленного назначения.
- Повышение качества и доступности услуг институтов социальной сферы.
Развивается практика бюджетного финансирования услуг в социальной сфере на конкурсной основе, включая механизмы закупок для государственных и муниципальных нужд, предоставление грантов и иных видов субсидий поставщикам услуг на конкурсной основе, а также целевых потребительских субсидий (ваучеров).
- Обеспечение сбалансированного регионального развития.
Импульс к ускоренному развитию получили территории субъектов Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации приняты решения о создании особых экономических зон, об установлении особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
- Повышение качества государственного управления.
Важнейшим механизмом повышения эффективности государственного управления является полноценное внедрение инструментов стратегического планирования Российской Федерации. В результате внедрения системы государственного стратегического управления будут определены принципы, приоритеты, цели и задачи развития страны, интегрированы между собой приоритеты отраслевого и регионального развития, будет осуществлена комплексная увязка развития системы расселения (сети населенных мест) с развитием и размещением объектов экономической и социальной сферы, обосновано размещение крупных инвестиционных проектов и их инфраструктурное обеспечение, обоснован состав макрорегионов России и запущен процесс подготовки их стратегий.
В настоящее время разрабатывается проект плана мероприятий по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.