223 ГК РБ

Слово «Свод» в русском языке означает сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты . Свод законов, в этом смысле, есть сведенные в одно целое (как правило – в одно издание) и расположенные в известном порядке законы . В других языках аналогичные издания законов именуются corpus (лат.) – состав, Sammlung (нем.) – собрание, recueil (фр.) – сборник и даже code (англ.), хотя последнее в этом же языке означает один закон, кодекс.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С.704

Свод законов Республики Беларусь, как полное систематизированное собрание законодательных актов Республики Беларусь, формировался в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь». Решение о подготовке Свода законов было принято в связи с назревшей необходимостью систематизации действующего законодательства, освобождения его от устаревших и противоречивых актов. Главное назначение Свода законов было упорядочить законодательство, определив место каждого нормативного правового акта в рамках четко обозначенной системы, сделать законодательство обозримым, понятным и удобным в пользовании.

Включаемые в Свод законов акты распределялись по структурным подразделениям Свода законов (разделам, главам, параграфам, пунктам) в соответствии со Структурой Свода законов, разработанной на основе Единого правового классификатора Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, построенной по предметному признаку. В структурных подразделениях Свода законов акты располагались по системе, обеспечивающей последовательное развитие темы. Акты помещались в том структурном подразделении Свода законов, к которому они относились по своему основному содержанию. Такие акты включались в полном изложении. Наряду с актами в полном изложении в структурные подразделения Свода законов включались отсылки к актам или их отдельным структурным элементам (статьям, пунктам), которые в соответствии с их основным содержанием были расположены в другом структурном подразделении Свода, но содержали нормы, имеющие прямое отношение к тематике данного структурного подразделения Свода законов и без отсылки к ним материалы были бы неполными.

В Свод законов включались следующие виды актов: Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь, акты Верховного Совета Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, вступившие в силу для Республики Беларусь, акты о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее указанных международных договоров, нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на реализацию международных договоров.
В Свод законов не включались: акты о внесении изменений и (или) дополнений и о признании утратившими силу ранее изданных правовых актов, индивидуально-правовые (не нормативные) акты, в том числе акты оперативно-распорядительного характера, локальные правовые акты, акты о проведении разовых мероприятий.

В целях систематизации нормативных правовых актов, включаемых в Свод законов, осуществлялись комплексный анализ законодательных актов на предмет их согласованности, устранения противоречий и пробелов, анализ отсылочных и бланкетных норм, содержащихся в кодифицированных и иных законодательных актах и определение степени их реализации в законодательстве, разрабатывались предложения по упорядочению законодательства.

Работу по формированию и ведению Свода осуществлял Национальный центр законодательства и правовых исследований (далее – Центр). В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2003 года совместными усилиями специалистов Центра и Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) было разработано программное обеспечение формирования, ведения, использования электронной версии Свода законов (ЭВСЗ), которое представлено в виде двух программ:

1) автоматизированной системы формирования и ведения электронной версии Свода законов (редактора ЭВСЗ), предназначенной для создания, ведения, продолжения работы по систематизации законодательства, актуализации полного систематизированного электронного собрания законодательных актов Республики Беларусь, межгосударственных и межправительственных договоров, вступивших в силу для Республики Беларусь;

2) информационно-поисковой системы «Свод законов Республики Беларусь» (ИПС ЭВСЗ), предназначенной для использования всеми, кто постоянно работает с нормативными правовыми актами, кому нужна систематизированная информация о законодательных актах, межгосударственных и межправительственных договорах, вступивших в силу для Республики Беларусь, актах о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее данных договоров.

В текстах актов в Своде законов были выделены бланкетные нормы, реализация которых раскрывалась через гиперссылки, что предоставляло возможность изучить акты, принятые в развитие данных норм, и сформировать достаточно полное представление о правовом регулировании.

Исторический экскурс в процесс формирования Свода законов

Формирование и ведение Свода законов Республики Беларусь осуществлялось Центром по 2019 год.

В 2020 году в связи с тем, что основные цели формирования и издания Свода законов достигнуты, дальнейшая работа по формированию и ведению Свода законов утратила свою актуальность и прекращена.

Овсейко С.

Согласно ст. 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ― ГК) сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Она влечет двустороннюю реституцию, то есть обязанность каждой из сторон вернуть другой все полученное по такой недействительной сделке (п. 2 ст. 168).

В соответствии со ст. 170 ГК так же ничтожна и сделка, совершение которой запрещено законодательством. Но в этом случае:

а) при наличии умысла у обеих сторон такой сделки ― в случае исполнения сделки обеими сторонами ― в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного);

б) при наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь.

Формулировки «не соответствующая требованиям законодательства» и «совершение которой запрещено законодательством» применительно к сделке очень близки, между тем последствия ощутимо разнятся: в первом случае следует восстановление положения сторон до совершения сделки, во втором присутствует явно выраженный штрафной характер в отношении обеих или одной из сторон.

Следует отметить, что в законодательстве других стран нет статьи, аналогичной ст. 170 ГК. В России ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ― ГК РФ) называется «Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности», хотя последствия аналогичны ст. 170 нашего ГК. С одной стороны, российская формулировка ỳже, поскольку очевидно, что не всякое нарушение закона посягает на основы правопорядка; с другой ― шире, поскольку нравственность не является правовой категорией, то есть попрание ее основ не обязательно связано с нарушением норм законодательства. В законодательстве других постсоветских государств встречается 3 различных подхода:

— аналогичный ст. 169 ГК РФ (ст. 187 Гражданского кодекса Кыргызстана, ст. 79 Гражданского кодекса Туркменистана, ст. 54 Гражданского кодекса Грузии, ст. 228 Гражданского кодекса Украины, ст. 158 Гражданского кодекса Казахстана). В первом случае аналогичны и последствия совершения. Кроме того, Гражданский кодекс Кыргызстана содержит специальную ст. 186 «Недействительность сделки, совершенной без получения лицензии». В Гражданском кодексе Туркменистана формулировка аналогична ГК РФ, но без упоминания изъятия в доход государства всего полученного по сделке в качестве последствия. Гражданский кодекс Грузии в качестве критерия использует противоречие публичному порядку и нравственным нормам, а Гражданский кодекс Украины ― нарушение публичного порядка, то есть конституционных прав и свобод человека и гражданина, уничтожение и повреждение имущества физических и юридических лиц, государства и т.п. В Казахстане конфискация применяется лишь при наличии «преступной цели»;

— подход, отрицающий дуализм в данном вопросе (ст. 116 Гражданского кодекса Узбекистана). Имеется лишь одна статья («Недействительность сделки, не соответствующей требованиям законодательства»), предусматривающая в качестве последствия двустороннюю реституцию;

— частично напоминающий ст. 170 нашего ГК, который используется лишь в Азербайджане. Статья 337.1 Гражданского кодекса Азербайджана признает недействительной сделку, заключенную с нарушением условий, установленных ГК, а ст. 338 ― сделку, нарушившую правила и запреты, установленные ГК. Правда, в последнем случае, в отличие от нашего аналога, нет указаний на изъятие в доход государства. То есть сходство имеется только в диспозиции, но не в санкции нормы.

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

Оформить подписку на журнал

Ответ:

В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – Гражданский кодекс) самовольное строительство это деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения).
Гражданский кодекс разделяет самовольное строительство: на предоставленном земельном участке и на самовольно занятом земельном участке.

Справочно: Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

В соответствии пунктом 3 статьи 223 Гражданского кодекса при самовольном строительстве на самовольно занятом земельном участке, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

Таким образом, самовольная постройка на самовольно занятом земельном участке «узаканиванию» не подлежит.

Кроме того, для граждан осуществивших самовольное строительство на самовольно занятом земельном участке предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 21.12 Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 (далее — Кодекс) в размере от 20 до 50 базовых величин за самовольное строительство и в соответствии со статьей 23.41 Кодекса в размере от 10 до 30 базовых величин за самовольное занятие земельного участка.

Следует также отметить, что при осуществлении самовольного строительства могут быть нарушены и другие нормы законодательства, такие как размещение постройки, в охранной зоне объектов, что также может повлечь административную ответственность.
За повторное в течение года самовольное занятие земельного участка предусмотрена уголовная ответственность.

Статья 223 Гражданского кодекса также предусматривает возможность принятия (узаканивание) самовольных построек в эксплуатацию в случаях, если такое строительство осуществлено:
на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;
без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Порядок принятия самовольной постройки в эксплуатацию регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2007 г. № 1802 «Об утверждении положения о порядке принятия решений по самовольным постройкам и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223».

В соответствии с административной процедурой 9.4 утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» одним из необходимых условий принятия самовольной постройки в эксплуатацию или получения разрешения на продолжение строительства такой постройки является документ, подтверждающий право пользования (владения) земельным участком на котором расположены самовольно возведенные постройки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 223 Гражданского кодекса признание судом права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», гражданам – при оформлении правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставляемые в связи с принятием в отношении самовольной постройки решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке), земельные участки предоставляются без проведения аукциона на право заключения договора аренды или аукциона по продаже земельного участка в частную собственность, но с условием взимания кадастровой стоимости таких земельных участков.

1. Самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена:

1) на самовольно занятом земельном участке;

2) на земельном участке, используемом не по целевому назначению либо предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение;

3) без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.

Самовольное строительство должно быть незамедлительно приостановлено.

*Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил для целей настоящего Кодекса понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.

2. Лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 220 настоящего Кодекса и не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

3. При самовольном строительстве в случае, предусмотренном подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящей статьи, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

4. При самовольном строительстве, в том числе при приобретении лицом земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой (далее в настоящей статье – законный приобретатель), в случаях, предусмотренных подпунктом 2 части первой пункта 1 настоящей статьи, областным (Минским городским) исполнительным комитетом принимаются в отношении земельного участка решение в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель, а также, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:

1) о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий;

2) о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий.

За лицом, осуществившим на земельном участке, предоставленном в частную собственность либо пожизненное наследуемое владение, самовольное строительство (в том числе за законным приобретателем) в случаях, предусмотренных подпунктом 2 части первой пункта 1 настоящей статьи, по решению суда может быть признано право собственности на самовольную постройку, если сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.

Признание судом права собственности на самовольную постройку является основанием для принятия местным исполнительным и распорядительным органом решения о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

Подача в суд заявления о признании права собственности на самовольную постройку в течение сроков, указанных в решении областного (Минского городского) исполнительного комитета, либо обжалование в установленном порядке такого решения приостанавливает его исполнение.

5. При самовольном строительстве, в том числе в отношении законного приобретателя, в случаях нарушения законодательства по основаниям, указанным в подпункте 3 части первой пункта 1 настоящей статьи, местным исполнительным и распорядительным органом принимается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, одно из следующих решений:

1) о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) – если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;

2) о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;

3) о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий – если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Обжалование в установленном порядке решения местного исполнительного и распорядительного органа, указанного в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, приостанавливает его исполнение.

6. Снос самовольной постройки, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние на основании вступившего в силу решения местного исполнительного и распорядительного органа, принятого в соответствии с частью первой пункта 4, а также подпунктами 2 или 3 части первой пункта 5 настоящей статьи, выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, либо законным приобретателем, либо за счет таких лиц.

В случаях нарушения законодательства по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 части первой пункта 1 настоящей статьи, законный приобретатель, выполнивший требования, предусмотренные частью первой настоящего пункта, вправе предъявить регрессное требование к лицу, осуществившему отчуждение такого земельного участка, о возмещении понесенных затрат.

7. В случае отказа лица, осуществившего самовольное строительство, законного приобретателя выполнить вступившее в силу решение местного исполнительного и распорядительного органа, принятое в соответствии с частью первой пункта 4, а также подпунктами 2 или 3 части первой пункта 5 настоящей статьи, или невыполнения этого решения в установленный срок либо в случае непризнания судом права собственности на самовольную постройку в соответствии с частью второй пункта 4 настоящей статьи местным исполнительным и распорядительным органом (уполномоченной им организацией) производятся снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, за исключением случаев, указанных в пункте 8 настоящей статьи.

8. Отказ лица, осуществившего самовольное строительство на земельном участке, находящемся в государственной собственности (за исключением земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение), выполнить вступившее в силу решение областного (Минского городского) исполнительного комитета, принятое в соответствии с частью первой пункта 4 настоящей статьи, или невыполнение этого решения в установленный срок признается отказом от права собственности на материалы, из которых возведена самовольная постройка.

В этом случае местный исполнительный и распорядительный орган (уполномоченная им организация) осуществляет одно из следующих действий:

производит снос самовольной постройки или приводит постройку в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние (если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил), а также приводит земельный участок в пригодное для использования по целевому назначению состояние;

подает в суд заявление о признании материалов, из которых возведена самовольная постройка, бесхозяйными и признании права коммунальной собственности на них (если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил). После вступления в силу решения суда местный исполнительный и распорядительный орган принимает решение о дальнейшем использовании материалов, из которых возведена самовольная постройка, в том числе о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке), и о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством об охране и использовании земель.

9. Взыскание затрат на осуществление сноса самовольной постройки или приведение постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние, приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние в соответствии с пунктом 7 и абзацем вторым части второй пункта 8 настоящей статьи производится в судебном порядке.

10. В случае, если самовольное строительство осуществлено на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется его проведение, причиненный лицу вред в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо их должностных лиц возмещается в соответствии со статьей 938 настоящего Кодекса.

223 ГК РБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *