Содержание
- Не бойтесь просто попросить
- Оставляйте в жизни место чуду
- Найдите свой способ успокоиться
- Поддавайтесь на провокации
- Приготовьтесь к любому развитию событий
- Настаивайте на своем
- Не забывайте о главном
- Доверяйте интуиции
- Не насилуйте себя, если душа не лежит
- Вы когда-либо давали взятки в вузе?
- В вузе, котором вы учились, давать взятки было распространенной практикой?
- Как часто вам приходилось давать взятки в вузе?
- Почему вы решили дать взятку?
- В каком размере вы давали взятку?
- Предположим, что во время учебы вы завалили очень сложный и важный экзамен и преподаватель предложил заплатить деньги за положительную оценку. Как бы вы поступили при условии, что требуемая для взятки сумма у вас есть)?
- Как вы относитесь к взяткам в учебных заведениях?
Не бойтесь просто попросить
Михаил, НИУ ВШЭ
«В одно прекрасное субботнее утро у нас был экзамен, который принимал молодой и очень серьезный преподаватель. Энергии у него было много, и он всех студентов просто заваливал вопросами, требовал безукоризненных ответов, неуверенный лепет и фантазии по предмету сразу вычислял и валил. Мы были под бомбардировкой, ряды отправленных на пересдачу постоянно пополнялись. И вот приходит моя очередь. Время 10:30, еще шесть часов назад я плясал, веселился и употреблял горячительные напитки. Соответственно, весь помятый, с мощным перегаром, сажусь к нему за стол вместе с двумя одногруппниками, беру билет и начинаю отвечать. На исходе последнего, третьего вопроса двоих моих коллег он отправил на пересдачу, приходит моя очередь выслушать вердикт и отправиться за ними. Он мне говорит: «Отвечали плохо, даже тройку поставить не могу, вы отправляетесь на пересдачу». И тут я впервые за все время ответа полностью поворачиваюсь к нему (запах вчерашнего веселья полностью заполнил расстояние между нами) с очень грустным лицом, в глазах — смесь отчаяния и безысходности. И выдаю фразу, которую мы запомнили на оставшиеся два года учебы: «ПОЖАЛУЙСТА, НЕ НАДО!» Он на меня смотрел целую минуту, и что-то доброе и человеческое проснулось в нем. Осознав, насколько мне сейчас плохо и какими трудами мне дался этот экзамен, говорит: «Ставлю тебе три, иди отдохни». На удивленные вопросы одногруппников, как же я в таком состоянии сдал экзамен, который завалила треть группы, я им просто сказал: «Пожалуйста, не надо!»
По теме: 4 способа эффективно использовать язык тела
Оставляйте в жизни место чуду
Маша, ВГСПУ
«Худшим предметом всех времен и народов были «Концепции современного естествознания» — полугодовой курс естественно-научных дисциплин для гуманитариев. Весь семестр мы изучали кварки, а ближе к зачету оказалось, что надо было знать и химию, и биологию, и много что еще. Так как по КСЕ можно было получить только или зачет, или незачет, время на подготовку я не тратила, бросив все силы на предметы с отчетностью в виде оценки. На зачете я по традиции, как главная отличница группы, первая вытянула билет, поняла, что там не кварки, посидела с минутку, потом подняла руку и сказала: «Я не готова отвечать по этому билету. Можно я сразу приду на пересдачу?» Выходя из кабинета, я услышала, как у преподавателя зазвонил телефон, и уже из-за двери до меня донеслось: «Да, выезжаю! Девочки, давайте свои зачетки”. Что было бы, если бы я посидела со своим билетом еще минутку? Или хотя бы подумала о том, чтобы попытаться списать? Тогда бы я не ходила пересдавать КСЕ три раза, не сидела бы по пять часов под кабинетом чужой кафедры с такими же несчастными, и мое детство было бы счастливее».
По теме: 5 идей для лучшей работы мозга
Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»
Найдите свой способ успокоиться
Михаил, НИУ ВШЭ
«В конце обучения во всех вузах страны есть такое классное мероприятие, как ГОСы. И если в 99% вузах это простая формальность и праздник как для студентов, так и для выпускников, то наш прекрасный вуз превратил экзамен в «Голодные игры». Еще в начале четвертого курса выпускники нас предупреждали: держитесь, мол, многие не сдают ГОСы, там валят и никакого праздника. Перед самым началом ГОСов, естественно, нервы у всех были на пределе, голова была полностью забита знаниями, полученными за четыре года, и ни о чем другом мы думать в то время не могли. Самое страшное — пережить четыре года и 15 сессий, бесконечное число экзаменов и зачетов и вдруг споткнуться перед самой вершиной. ГОСы шли неделю, мне было назначено на третий день, к тому времени уже много бойцов полегло, и я знал, что выпускники не преувеличивали. Ни до, ни после я так не нервничал, как в то утро перед сдачей главного экзамена.
Я зашел в магазин, купил 0,5 виски, перелил его себе во фляжку и отправился в путь. Это была фляжка для любого исхода: сдам — напьюсь от счастья, не сдам — с горя. Я специально попросился пойти первым, потому что ждать уже не мог. К счастью, я хорошо готовился, ответил на все вопросы, и мне сказали, что будет, скорее всего, высший балл, но оценку скажут, только когда все ответят, то есть через три часа. Я вылетаю из кабинета, меня начинают спрашивать, как, что, кто. Я попросил их подождать 30 секунд и выпил половину своей фляжки залпом. В течение трех часов, до объявления результатов, я запивал стресс сначала из своей фляжки, а потом другими горячительными напитками в соседнем кафе. В итоге, когда вошел (дополз) в кабинет, я с трудом услышал свою фамилию и оценку (обещанный высший балл) и понял, что учился не зря».
По теме: как успокоиться и найти счастье в настоящем моменте
Поддавайтесь на провокации
Женя, МГУ
«Была у меня на первом курсе «История России». Препод ее вел крутой и вообще любимец группы. Всегда рассказывал кучу всяких деталей, учил искать источники — в общем, было интересно. Дошло дело до экзамена, он запустил первую пятерку, готовимся отвечать. Я свой билет в целом знаю, но не идеально. Но знаю. Поэтому сижу, пишу ответ, вспоминаю детали и параллельно слушаю друга (назовем его В.), который пошел отвечать первым. По билету он все рассказал хорошо, но дальше препод начал задавать ему какие-то дичайшие дополнительные вопросы, от которых вся аудитория сидит и ороговевает. Например, про особенности каких-то празднований какого-то там славянского праздника в устье какой-то там реки. В. ответа не знал. Препод предложил поставить ему четверку — либо прийти на пересдачу. В. выбрал пересдачу и ушел, грустный.
Дальше пошла отвечать я. Естественно (я же не могу просто сдать экзамен), я сразу прокомментировала: мол, В. достоин пятерки как никто, придирались вы к нему, уважаемый препод, ну зачем же так. Ладно, рассказала билет, препод говорит: «Вот не знаю, четверку или пятерку ставить, давай вопросы позадаю». Задал один — ответила, но не идеально. Задал еще — опять ответила не совсем идеально. Он говорит, что, мол, пообещал поставить пять, если отвечу на вопросы, но все-таки недотягиваю, что же делать. И такой: «Давай так. Вот вы с В. оба до пятерки не дотянули, но все-таки на грани. Давай я одному из вас поставлю пять — выбирай кому». Я в шоке, естественно, говорю, что ставьте В., потому что ему важно было быть отличником для каких-то там нюансов со стипендией или что-то такое, а мне в целом пофигу. Препод удивился, спросил, точно ли я уверена, что не хочу сама пятерку. Я и говорю, что хочу, конечно, но только если нам обоим. Он посмеялся и в результате поставил нам обоим по пятерке».
По теме: как работает наша совесть?
Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»
Приготовьтесь к любому развитию событий
Вадим, МЭИ
«Это история произошла со мной на втором курсе института. Мы с другом были не согласны с оценкой по физике, и преподаватель (будем называть его В. Г.) предложил нам зайти к нему после пар, ответить на вопросы и повысить балл. Вместо вопросов физик предложил отгадать всех ученых, которые изображены на портретах в его кабинете, — не меньше десятка. Угадаем всех — получим «отлично», одна ошибка — пересдача. Отгадав известных личностей типа Ландау и Фейнмана, мы стали сопоставлять имена знакомых нам ученых, их род деятельности, национальность и возраст, в котором их могли запечатлеть на фото, с портретами на стене. Каким-то образом методом исключения нам удалось отгадать всех. Вместо того чтобы выполнить свою часть сделки, В. Г. попросил нас купить самую дешевую коробку вина в ближайшем киоске. Зная непростую натуру преподавателя, мы решили не мелочиться и купили сразу две, чтобы уж наверняка получить пятерки. И вот здесь мы совершили главную ошибку.
Быстро разделавшись с напитком, В. Г. решил поговорить с нами по душам. Начиналось все с безобидных тем, а закончилось романтическими историями из его юности и изречениями в стиле «Что вы вообще понимаете?». В какой-то момент в руках преподавателя возник аккордеон, и нам пришлось слушать «Где же моя черноглазая, где?», а также другие песни ушедшей юности и истории про друзей, которых уже нет.
Очнулись мы, когда уборщица открыла дверь, сказала, что такое периодически случается, и попросила вывести его на улицу, где В. Г. гордо заявил, что теперь нам придется доставлять его домой. Было поздно, общественный транспорт уже не ходил. Я сказал другу, что справлюсь с этим сам, он сгреб всю мелочь, что у него была, и вручил мне с пожеланием удачи. Мы с В. Г. сели в такси, он назвал свой адрес. В такси В. Г. продолжил говорить по душам, хлопать меня по плечу и называть лучшим другом. Когда мы наконец оказались на месте, наш герой заявил, что это не его адрес и он вообще не понимает, куда я его привез. Денег на еще одну поездку в такси у меня не было. В этот момент я проклял все… Впрочем, пошатавшись по району несколько минут, В. Г. сказал, что пошутил, и благополучно добрел до своего подъезда. Так я оказался ночью на другом конце города без копейки в кармане, а на следующий день В. Г. молча передал нам зачетки, в которых было выведено «отлично». Так мы сдали если не самый сложный, то самый необычный экзамен в своей жизни».
По теме: можно ли редактировать воспоминания
Настаивайте на своем
Сережа, МАИ
«Шла пересдача по матану, и я как мог старался получить хотя бы трояк, отвечая на дополнительные вопросы после никакого ответа по билету. Преподавательница дала мне на разложение несколько пределов. Я применил формулу — одну из немногих, которые засели-таки у меня в голове. При этом у препода было другое мнение: она утверждала, что такой формулы не существует. Я стоял на своем. Мы поспорили, что если я найду в учебнике эту формулу, то она ставит мне три балла и мы расходимся. Я уверенно открываю учебник, показываю ей эту формулу и выясняется, что в моем учебнике кто-то аккуратно в этой самой формуле минус исправил на плюс. Я ушел с тройкой, а препод в очередной раз убедилась, что нет пределов человеческой глупости».
По теме: как полюбить математику
Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»
Не забывайте о главном
Маша, МГУ
«На втором курсе сдавали зачет по «Истории международных отношений». Дело было зимой, поэтому пошла сдаваться в шубе. Я тогда сходила на семь из восьми лекций. Последнюю проболела, но подготовилась к восьми вопросам. К своему ужасу, уже когда пришла утром на зачет, узнала, что вопросов 15! Оказывается, семь билетов мы должны были выучить самостоятельно, и объявили об этом на последней лекции. В тот день зачет сдавали аж две группы, 60 человек. Времени на получение информации было. Поэтому я уговорила подругу рассказать мне семь таинственных билетов. Я напрягала извилины как могла, ловила каждое ее слово и в тот момент, когда заходила в кабинет профессора, знала все. Одна проблема — даты из билета про Крестовые походы наотрез отказывались фиксироваться в измученном мозгу.
Стоя у профессорского стола в ожидании билета, я как мантру про себя твердила: «Только не Крестовые походы, только не Крестовые походы». Профессор медленно произнес: «Давайте-ка расскажите мне про Крестовые походы, давно их не спрашивал». В панике я начала рассказывать, в красках и мельчайших подробностях, о событиях давно минувших лет. Минут через десять мое повествование было остановлено: «Это все замечательно, но как же… даты? Когда был Первый крестовый поход?» Сделав такое глупое выражение лица, на какое только способна, я сказала: «Эээээм… Первый… В начале тысячелетия». — «КАКОГО?» Прикинув, что на дворе две тысячи какой-то там год и что теперь уже даже это знание мне никак не поможет, я буркнула: «Первого». «Вы ошиблись на тысячу лет и сейчас отправитесь на весеннюю пересдачу». — «Неужели ничего нельзя теперь поделать?» — «Хммм… Ну, побуду-ка я сегодня добрым. Задам вам два дополнительных вопроса». Вопросы были по истории Отечества, а за пару дней до этого зачета я получила по этому предмету пятерку.
Через три минуты я выпала в коридор и выдохнула однокурсникам: «Крестовые походы, зачет, шуба… А ГДЕ МОЯ ШУБА???» На зачет же заходила с шубой наперевес. Ворвалась обратно, промямлила про шубу. Пока профессор ползал под столами в поисках пропажи, я носилась по кабинету от стенки к стенке, в какой-то момент остановилась, и меня кольнуло что-то вроде чувства гордости: «Вот он, МУЧИТЕЛЬ, теперь ползает в поисках моей шубы». И тут меня осенило, что ее забрали из кабинета мои подруги и теперь она валяется в общей свалке в коридоре! «Ой, вспомнила! Спасибо, до свидания», — пролепетала я и выскочила в коридор. В тот день зачет сдали от силы человек пять-семь. А моя героиня-подруга отправилась на пересдачу — от волнения она забыла фамилию Христофора, открывшего Америку».
По теме: как запоминать без особых усилий и почти навсегда
Доверяйте интуиции
Дарья, МПГУ
«Я тот самый студент, который не ходит на пары, но каким-то образом всегда выкручивается. На третьем курсе я конкретно забросила учебу, так как вкусила прелести настоящей фултайм-работы журналистом. Первая сессия на четвертом курсе оказалась для меня не такой сложной, как рисовали однокурсницы. Я решила впервые в жизни не делать ничего, надеясь списать или еще на что-нибудь. Приехала в университет, долго ждала своей очереди. Ответившие выходили с трясущимися руками, кто-то даже со слезами на глазах. Я вышла покурить, и неожиданно мне в голову пришла фраза «Ранняя христианская публицистика». Это был один из билетов. Пока курила, я прочитала половину билета и спокойно отправилась в корпус. Я знала, что вытяну именно его, и, когда это и произошло, вообще не удивилась. Перед ответом даже не списывала — стыдно было. Я состроила из себя робкую девицу, но с уверенной интонацией. Отвечала последняя, длилось это минут пять, преподаватели уже устали и «удовлетворительно» меня полностью устроило».
По теме: как и когда использовать интуицию
Не насилуйте себя, если душа не лежит
Соня, НИУ ВШЭ
«После школы мне было очень сложно выбрать, куда пойти учиться. Я могла неплохо сдать большую часть экзаменов, кроме истории. Родители сделали для меня подборку подходящих факультетов, вычеркнув те, для которых требовалась история, и вот — выбор сделан. Первого сентября оказалось, что я ошибалась, думая, что сбежала от истории. Второкурсники любезно сообщили, что этот предмет будет самым тяжелым и изматывающим. На первом устном экзамене преподаватель посмотрел на меня и сказал: «Вы такая глупая, что я у вас даже в глазах не отражаюсь». В общем-то, это было справедливо, потому что от страха я путала все на свете и вместо дат Первой мировой войны вперемешку называла дни рождения дедушки и собаки. Но все равно унижать людей нехорошо, хотя некоторым досталось намного больше. Но самое прекрасное во всем этом то, что ничего из истории так и не отложилось в моей голове, кроме предложения «Немецкая танковая армада покатилась на Ростов».
Опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU показал, что 22% респондентов давали взятки в вузе! Студенты отмечают, что пошли на этот шаг просто потому, что это было проще, чем штудировать учебники и нервничать на экзаменах и зачетах (62%). В то же время почти каждый третий (31%) из тех, кто хотя бы однажды давал деньги преподавателю, признался, что к этому поступку его подтолкнули обстоятельства, и другого выбора у них попросту не было.
Большинство студентов отметили, что давали взятки не более двух раз за все время обучения (71%), чаще всего — за получение положительной оценки на экзамене (12%) или зачета (14%). В среднем сумма, которую студентам пришлось выложить работникам вузов, соответствовала 30 тысяч рублей. Дороже всего обошлось поступление в вуз (205 000 рублей) и возможность продолжить обучение в случае угрозы отчисления (136,5 тысяч рублей). Самая большая взятка, которую пришлось отдать одному из опрошенных студентов за поступление – 1 миллион 600 тысяч рублей.
Интересно, что сегодня многие студенты вузов вполне спокойно относятся к данному явлению: 20% не видят в этом ничего предосудительного, а для 1% наличие «обходных путей» в учебе — хорошая возможность, которая значительно облегчает жизнь. 7% студентов, которые взяток никогда не давали, отметили, что если они завалят экзамен — тут же «дадут на лапу», 39% расстанутся с деньгами после еще одной попытки, 41% останутся непреклонными и будут сдавать экзамен до последнего, а 13% заявят на преподавателя или руководство вуза в соответствующие органы.
Онлайн-опрос проведен порталом для молодых специалистов CAREER.RU 1–6 августа 2012 года среди 1604 московских студентов.
Вы когда-либо давали взятки в вузе?
Возможно несколько вариантов ответа
В вузе, котором вы учились, давать взятки было распространенной практикой?
Ответ | % |
---|---|
Да, всем было известно, кому можно дать взятку, а кому не стоит | 21 |
Нет, ходили только отдаленные слухи, что кто-то берет взятки | 37 |
Нет, в нашем вузе ничего такого не было | 22 |
Если в вузе и давали кому-то взятки, то я об этом ничего не знаю | 20 |
Как часто вам приходилось давать взятки в вузе?
Ответ | % |
---|---|
1–2 раза за все время | 71 |
3–5 раз за все время | 18 |
Более 5 раз за все время | 11 |
Почему вы решили дать взятку?
Ответ | % |
---|---|
Мне предложили дать взятку, и я не стал отказываться | 4 |
У меня просто не было другого выбора | 31 |
В сложившейся ситуации так было поступить проще всего | 62 |
Другое | 3 |
В каком размере вы давали взятку?
Ответ | Среднее значение (руб.) |
---|---|
За поступление | 205 000 |
За экзамен | 21 000 |
За зачет | 12 500 |
За то, чтобы не отчислили | 136 500 |
Предположим, что во время учебы вы завалили очень сложный и важный экзамен и преподаватель предложил заплатить деньги за положительную оценку. Как бы вы поступили при условии, что требуемая для взятки сумма у вас есть)?
Вопрос для тех, кто взятки в вузе никогда не давал.
Ответ | % |
---|---|
Буду сдавать экзамен самостоятельно, до победного | 41 |
Попробую еще раз сдать экзамен самостоятельно, а если не получится – дам взятку | 39 |
Дам взятку | 7 |
Пожалуюсь на преподавателя в соответствующие органы | 13 |
Как вы относитесь к взяткам в учебных заведениях?
Ответ | % |
---|---|
Положительно, без этого невозможно учиться | 1 |
Нейтрально, не вижу в этом ничего предосудительного | 20 |
Отрицательно, это просто неприемлемо | 65 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
Еще будучи студентом, я услышал от одного из преподавателей интересную мысль, которая заставила меня задуматься о пользе халявы для студента. Этот «полу-преподаватель» особо не заморачивался обучением студентов, получить у него зачет было проще простого, студенты его обожали. А зря. Его философия была следующей: «чем меньше студенты знают, тем больше мне цена, как специалисту».
Предыстория
Три года назад я закончил один их филиалов престижного московского технического университета. Учился с желанием стать специалистом в ИТ-сфере, даже не смотря на то, что специальность была больше заточена на математику. Закончил с отличием. Еще в процессе учебы у меня сложились хорошие отношения с моим научным руководителем, в результате он пригласил меня в аспирантуру после окончания учебы. Помимо аспирантуры мне было предложено попробовать преподавать в нашем университете. Я согласился, потому что при таком раскладе я бы больше времени проводил в университете, где мог бы больше времени уделять диссертации.
История
Став преподавателем, я столкнулся со студенчеством с другой стороны. Буквально за месяц мне пришлось пересмотреть свое отношение к занятиям. Я стал пытаться учить студентов, причем учить не только непосредственно программированию. Я старался объяснить им как следует относиться к разным дисциплинам, как выделять основные и второстепенные, как расставлять приоритеты и многое другое до чего мне пришлось дойти самому. К своему огорчению с течением времени я увидел, что студенты и система образования сами вынуждают преподавателей ставить им зачеты на халяву. Студенты считают, что, придя на последние 2 пары в семестре, и пару раз на зачетной неделе я должен поставить им зачет. Они приносят скаченные из интернета, взятые у своих друзей лабораторные работы и искренне удивляются, почему я их отправляю обратно. Ну не могу я принять лабу у студента, который даже не понимает, что значат не только переменные в его программе, но и ключевые слова языка (!), не говоря уже о логике программы. И тут я вспомнил того «полу-преподавателя». Меня эта философия не устраивает, т.к. я по натуре человек исполнительный и к своим обязанностям отношусь достаточно серьезно.
Дилемма преподавателя
Существующая система высшего образования в университете построена таким образом, что преподавателю выгодно (!) ставить студентам зачеты на халяву. Постараюсь объяснить.
Преподавателю оплачивается две консультации по 2 академических часа в неделю в течение семестра и по 3 консультации в неделю в течение сессии. Т.е. преподавателю в сессию обязан уделять студентам всего 3 академических часа в неделю. Естественно, что все «хвостисты» не успевают за эти пресловутые 3 часа сдать все свои долги и преподаватель вынужден тратить на студентов, которые гуляли весь семестр, свое личное время (в это время он мог работать над диссертацией, отдыхать с семьей, заниматься делами по дому и многое другое). В результате мы получаем преподавателя, которому приходится проводить в университете не оплачиваемые ему часы, которые складываются в дни и месяца. Но это ответственный преподаватель.
С другой стороны полу-преподаватель может поставить всем своим студентам зачет на халяву. Такой преподаватель освобождает себе не только его законное свободное время, но и оплаченные часы консультаций. И может пойти куда-нибудь работать дополнительно, поехать в отпуск, да и просто отдохнуть и уделить время семье. И, если в престижных ВУЗах такое отношение встречается не часто (хотя в последнее время все чаще), то в коммерческих ВУЗах мы получаем целую систему липовых зачетов и экзаменов, которая приводит к множеству липовых «специалистов» и «бакалавров». Складывается удручающая картина нашего будущего.
Мнение
Меня, как преподавателя, как специалиста в своей области, как патриота в конце концов, такая ситуация не устраивает. Я хочу, чтобы с моих занятий студенты уходили со знаниями в голове. Я не хочу, чтобы через пару лет кто-то с возмущением спросил у бывшего студента «кто тебя учил так программировать?» и ответом на этот вопрос была бы моя персона. Поэтому я требую от студентов знаний, поэтому каждую сессию приходится работать больше. И вот теперь близится сессия и студенты с каждым днем все больше и больше окучивают мое время на предмет «а можно Вам сдать лабу №1″…