Как предложить деньги преподавателю?

Содержание

Не бойтесь просто попросить

Михаил, НИУ ВШЭ

«В одно прекрасное субботнее утро у нас был экзамен, который принимал молодой и очень серьезный преподаватель. Энергии у него было много, и он всех студентов просто заваливал вопросами, требовал безукоризненных ответов, неуверенный лепет и фантазии по предмету сразу вычислял и валил. Мы были под бомбардировкой, ряды отправленных на пересдачу постоянно пополнялись. И вот приходит моя очередь. Время 10:30, еще шесть часов назад я плясал, веселился и употреблял горячительные напитки. Соответственно, весь помятый, с мощным перегаром, сажусь к нему за стол вместе с двумя одногруппниками, беру билет и начинаю отвечать. На исходе последнего, третьего вопроса двоих моих коллег он отправил на пересдачу, приходит моя очередь выслушать вердикт и отправиться за ними. Он мне говорит: «Отвечали плохо, даже тройку поставить не могу, вы отправляетесь на пересдачу». И тут я впервые за все время ответа полностью поворачиваюсь к нему (запах вчерашнего веселья полностью заполнил расстояние между нами) с очень грустным лицом, в глазах — смесь отчаяния и безысходности. И выдаю фразу, которую мы запомнили на оставшиеся два года учебы: «ПОЖАЛУЙСТА, НЕ НАДО!» Он на меня смотрел целую минуту, и что-то доброе и человеческое проснулось в нем. Осознав, насколько мне сейчас плохо и какими трудами мне дался этот экзамен, говорит: «Ставлю тебе три, иди отдохни». На удивленные вопросы одногруппников, как же я в таком состоянии сдал экзамен, который завалила треть группы, я им просто сказал: «Пожалуйста, не надо!»

По теме: 4 способа эффективно использовать язык тела

Оставляйте в жизни место чуду

Маша, ВГСПУ

«Худшим предметом всех времен и народов были «Концепции современного естествознания» — полугодовой курс естественно-научных дисциплин для гуманитариев. Весь семестр мы изучали кварки, а ближе к зачету оказалось, что надо было знать и химию, и биологию, и много что еще. Так как по КСЕ можно было получить только или зачет, или незачет, время на подготовку я не тратила, бросив все силы на предметы с отчетностью в виде оценки. На зачете я по традиции, как главная отличница группы, первая вытянула билет, поняла, что там не кварки, посидела с минутку, потом подняла руку и сказала: «Я не готова отвечать по этому билету. Можно я сразу приду на пересдачу?» Выходя из кабинета, я услышала, как у преподавателя зазвонил телефон, и уже из-за двери до меня донеслось: «Да, выезжаю! Девочки, давайте свои зачетки”. Что было бы, если бы я посидела со своим билетом еще минутку? Или хотя бы подумала о том, чтобы попытаться списать? Тогда бы я не ходила пересдавать КСЕ три раза, не сидела бы по пять часов под кабинетом чужой кафедры с такими же несчастными, и мое детство было бы счастливее».

По теме: 5 идей для лучшей работы мозга

Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»

Найдите свой способ успокоиться

Михаил, НИУ ВШЭ

«В конце обучения во всех вузах страны есть такое классное мероприятие, как ГОСы. И если в 99% вузах это простая формальность и праздник как для студентов, так и для выпускников, то наш прекрасный вуз превратил экзамен в «Голодные игры». Еще в начале четвертого курса выпускники нас предупреждали: держитесь, мол, многие не сдают ГОСы, там валят и никакого праздника. Перед самым началом ГОСов, естественно, нервы у всех были на пределе, голова была полностью забита знаниями, полученными за четыре года, и ни о чем другом мы думать в то время не могли. Самое страшное — пережить четыре года и 15 сессий, бесконечное число экзаменов и зачетов и вдруг споткнуться перед самой вершиной. ГОСы шли неделю, мне было назначено на третий день, к тому времени уже много бойцов полегло, и я знал, что выпускники не преувеличивали. Ни до, ни после я так не нервничал, как в то утро перед сдачей главного экзамена.

Я зашел в магазин, купил 0,5 виски, перелил его себе во фляжку и отправился в путь. Это была фляжка для любого исхода: сдам — напьюсь от счастья, не сдам — с горя. Я специально попросился пойти первым, потому что ждать уже не мог. К счастью, я хорошо готовился, ответил на все вопросы, и мне сказали, что будет, скорее всего, высший балл, но оценку скажут, только когда все ответят, то есть через три часа. Я вылетаю из кабинета, меня начинают спрашивать, как, что, кто. Я попросил их подождать 30 секунд и выпил половину своей фляжки залпом. В течение трех часов, до объявления результатов, я запивал стресс сначала из своей фляжки, а потом другими горячительными напитками в соседнем кафе. В итоге, когда вошел (дополз) в кабинет, я с трудом услышал свою фамилию и оценку (обещанный высший балл) и понял, что учился не зря».

По теме: как успокоиться и найти счастье в настоящем моменте

Поддавайтесь на провокации

Женя, МГУ

«Была у меня на первом курсе «История России». Препод ее вел крутой и вообще любимец группы. Всегда рассказывал кучу всяких деталей, учил искать источники — в общем, было интересно. Дошло дело до экзамена, он запустил первую пятерку, готовимся отвечать. Я свой билет в целом знаю, но не идеально. Но знаю. Поэтому сижу, пишу ответ, вспоминаю детали и параллельно слушаю друга (назовем его В.), который пошел отвечать первым. По билету он все рассказал хорошо, но дальше препод начал задавать ему какие-то дичайшие дополнительные вопросы, от которых вся аудитория сидит и ороговевает. Например, про особенности каких-то празднований какого-то там славянского праздника в устье какой-то там реки. В. ответа не знал. Препод предложил поставить ему четверку — либо прийти на пересдачу. В. выбрал пересдачу и ушел, грустный.

Дальше пошла отвечать я. Естественно (я же не могу просто сдать экзамен), я сразу прокомментировала: мол, В. достоин пятерки как никто, придирались вы к нему, уважаемый препод, ну зачем же так. Ладно, рассказала билет, препод говорит: «Вот не знаю, четверку или пятерку ставить, давай вопросы позадаю». Задал один — ответила, но не идеально. Задал еще — опять ответила не совсем идеально. Он говорит, что, мол, пообещал поставить пять, если отвечу на вопросы, но все-таки недотягиваю, что же делать. И такой: «Давай так. Вот вы с В. оба до пятерки не дотянули, но все-таки на грани. Давай я одному из вас поставлю пять — выбирай кому». Я в шоке, естественно, говорю, что ставьте В., потому что ему важно было быть отличником для каких-то там нюансов со стипендией или что-то такое, а мне в целом пофигу. Препод удивился, спросил, точно ли я уверена, что не хочу сама пятерку. Я и говорю, что хочу, конечно, но только если нам обоим. Он посмеялся и в результате поставил нам обоим по пятерке».

По теме: как работает наша совесть?

Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»

Приготовьтесь к любому развитию событий

Вадим, МЭИ

«Это история произошла со мной на втором курсе института. Мы с другом были не согласны с оценкой по физике, и преподаватель (будем называть его В. Г.) предложил нам зайти к нему после пар, ответить на вопросы и повысить балл. Вместо вопросов физик предложил отгадать всех ученых, которые изображены на портретах в его кабинете, — не меньше десятка. Угадаем всех — получим «отлично», одна ошибка — пересдача. Отгадав известных личностей типа Ландау и Фейнмана, мы стали сопоставлять имена знакомых нам ученых, их род деятельности, национальность и возраст, в котором их могли запечатлеть на фото, с портретами на стене. Каким-то образом методом исключения нам удалось отгадать всех. Вместо того чтобы выполнить свою часть сделки, В. Г. попросил нас купить самую дешевую коробку вина в ближайшем киоске. Зная непростую натуру преподавателя, мы решили не мелочиться и купили сразу две, чтобы уж наверняка получить пятерки. И вот здесь мы совершили главную ошибку.

Быстро разделавшись с напитком, В. Г. решил поговорить с нами по душам. Начиналось все с безобидных тем, а закончилось романтическими историями из его юности и изречениями в стиле «Что вы вообще понимаете?». В какой-то момент в руках преподавателя возник аккордеон, и нам пришлось слушать «Где же моя черноглазая, где?», а также другие песни ушедшей юности и истории про друзей, которых уже нет.

Очнулись мы, когда уборщица открыла дверь, сказала, что такое периодически случается, и попросила вывести его на улицу, где В. Г. гордо заявил, что теперь нам придется доставлять его домой. Было поздно, общественный транспорт уже не ходил. Я сказал другу, что справлюсь с этим сам, он сгреб всю мелочь, что у него была, и вручил мне с пожеланием удачи. Мы с В. Г. сели в такси, он назвал свой адрес. В такси В. Г. продолжил говорить по душам, хлопать меня по плечу и называть лучшим другом. Когда мы наконец оказались на месте, наш герой заявил, что это не его адрес и он вообще не понимает, куда я его привез. Денег на еще одну поездку в такси у меня не было. В этот момент я проклял все… Впрочем, пошатавшись по району несколько минут, В. Г. сказал, что пошутил, и благополучно добрел до своего подъезда. Так я оказался ночью на другом конце города без копейки в кармане, а на следующий день В. Г. молча передал нам зачетки, в которых было выведено «отлично». Так мы сдали если не самый сложный, то самый необычный экзамен в своей жизни».

По теме: можно ли редактировать воспоминания

Настаивайте на своем

Сережа, МАИ

«Шла пересдача по матану, и я как мог старался получить хотя бы трояк, отвечая на дополнительные вопросы после никакого ответа по билету. Преподавательница дала мне на разложение несколько пределов. Я применил формулу — одну из немногих, которые засели-таки у меня в голове. При этом у препода было другое мнение: она утверждала, что такой формулы не существует. Я стоял на своем. Мы поспорили, что если я найду в учебнике эту формулу, то она ставит мне три балла и мы расходимся. Я уверенно открываю учебник, показываю ей эту формулу и выясняется, что в моем учебнике кто-то аккуратно в этой самой формуле минус исправил на плюс. Я ушел с тройкой, а препод в очередной раз убедилась, что нет пределов человеческой глупости».

По теме: как полюбить математику

Кадр из фильма «Операция «Ы” и другие приключения Шурика»

Не забывайте о главном

Маша, МГУ

«На втором курсе сдавали зачет по «Истории международных отношений». Дело было зимой, поэтому пошла сдаваться в шубе. Я тогда сходила на семь из восьми лекций. Последнюю проболела, но подготовилась к восьми вопросам. К своему ужасу, уже когда пришла утром на зачет, узнала, что вопросов 15! Оказывается, семь билетов мы должны были выучить самостоятельно, и объявили об этом на последней лекции. В тот день зачет сдавали аж две группы, 60 человек. Времени на получение информации было. Поэтому я уговорила подругу рассказать мне семь таинственных билетов. Я напрягала извилины как могла, ловила каждое ее слово и в тот момент, когда заходила в кабинет профессора, знала все. Одна проблема — даты из билета про Крестовые походы наотрез отказывались фиксироваться в измученном мозгу.

Стоя у профессорского стола в ожидании билета, я как мантру про себя твердила: «Только не Крестовые походы, только не Крестовые походы». Профессор медленно произнес: «Давайте-ка расскажите мне про Крестовые походы, давно их не спрашивал». В панике я начала рассказывать, в красках и мельчайших подробностях, о событиях давно минувших лет. Минут через десять мое повествование было остановлено: «Это все замечательно, но как же… даты? Когда был Первый крестовый поход?» Сделав такое глупое выражение лица, на какое только способна, я сказала: «Эээээм… Первый… В начале тысячелетия». — «КАКОГО?» Прикинув, что на дворе две тысячи какой-то там год и что теперь уже даже это знание мне никак не поможет, я буркнула: «Первого». «Вы ошиблись на тысячу лет и сейчас отправитесь на весеннюю пересдачу». — «Неужели ничего нельзя теперь поделать?» — «Хммм… Ну, побуду-ка я сегодня добрым. Задам вам два дополнительных вопроса». Вопросы были по истории Отечества, а за пару дней до этого зачета я получила по этому предмету пятерку.

Через три минуты я выпала в коридор и выдохнула однокурсникам: «Крестовые походы, зачет, шуба… А ГДЕ МОЯ ШУБА???» На зачет же заходила с шубой наперевес. Ворвалась обратно, промямлила про шубу. Пока профессор ползал под столами в поисках пропажи, я носилась по кабинету от стенки к стенке, в какой-то момент остановилась, и меня кольнуло что-то вроде чувства гордости: «Вот он, МУЧИТЕЛЬ, теперь ползает в поисках моей шубы». И тут меня осенило, что ее забрали из кабинета мои подруги и теперь она валяется в общей свалке в коридоре! «Ой, вспомнила! Спасибо, до свидания», — пролепетала я и выскочила в коридор. В тот день зачет сдали от силы человек пять-семь. А моя героиня-подруга отправилась на пересдачу — от волнения она забыла фамилию Христофора, открывшего Америку».

По теме: как запоминать без особых усилий и почти навсегда

Доверяйте интуиции

Дарья, МПГУ

«Я тот самый студент, который не ходит на пары, но каким-то образом всегда выкручивается. На третьем курсе я конкретно забросила учебу, так как вкусила прелести настоящей фултайм-работы журналистом. Первая сессия на четвертом курсе оказалась для меня не такой сложной, как рисовали однокурсницы. Я решила впервые в жизни не делать ничего, надеясь списать или еще на что-нибудь. Приехала в университет, долго ждала своей очереди. Ответившие выходили с трясущимися руками, кто-то даже со слезами на глазах. Я вышла покурить, и неожиданно мне в голову пришла фраза «Ранняя христианская публицистика». Это был один из билетов. Пока курила, я прочитала половину билета и спокойно отправилась в корпус. Я знала, что вытяну именно его, и, когда это и произошло, вообще не удивилась. Перед ответом даже не списывала — стыдно было. Я состроила из себя робкую девицу, но с уверенной интонацией. Отвечала последняя, длилось это минут пять, преподаватели уже устали и «удовлетворительно» меня полностью устроило».

По теме: как и когда использовать интуицию

Не насилуйте себя, если душа не лежит

Соня, НИУ ВШЭ

«После школы мне было очень сложно выбрать, куда пойти учиться. Я могла неплохо сдать большую часть экзаменов, кроме истории. Родители сделали для меня подборку подходящих факультетов, вычеркнув те, для которых требовалась история, и вот — выбор сделан. Первого сентября оказалось, что я ошибалась, думая, что сбежала от истории. Второкурсники любезно сообщили, что этот предмет будет самым тяжелым и изматывающим. На первом устном экзамене преподаватель посмотрел на меня и сказал: «Вы такая глупая, что я у вас даже в глазах не отражаюсь». В общем-то, это было справедливо, потому что от страха я путала все на свете и вместо дат Первой мировой войны вперемешку называла дни рождения дедушки и собаки. Но все равно унижать людей нехорошо, хотя некоторым досталось намного больше. Но самое прекрасное во всем этом то, что ничего из истории так и не отложилось в моей голове, кроме предложения «Немецкая танковая армада покатилась на Ростов».

Опрос портала для молодых специалистов CAREER.RU показал, что 22% респондентов давали взятки в вузе! Студенты отмечают, что пошли на этот шаг просто потому, что это было проще, чем штудировать учебники и нервничать на экзаменах и зачетах (62%). В то же время почти каждый третий (31%) из тех, кто хотя бы однажды давал деньги преподавателю, признался, что к этому поступку его подтолкнули обстоятельства, и другого выбора у них попросту не было.

Большинство студентов отметили, что давали взятки не более двух раз за все время обучения (71%), чаще всего — за получение положительной оценки на экзамене (12%) или зачета (14%). В среднем сумма, которую студентам пришлось выложить работникам вузов, соответствовала 30 тысяч рублей. Дороже всего обошлось поступление в вуз (205 000 рублей) и возможность продолжить обучение в случае угрозы отчисления (136,5 тысяч рублей). Самая большая взятка, которую пришлось отдать одному из опрошенных студентов за поступление – 1 миллион 600 тысяч рублей.

Интересно, что сегодня многие студенты вузов вполне спокойно относятся к данному явлению: 20% не видят в этом ничего предосудительного, а для 1% наличие «обходных путей» в учебе — хорошая возможность, которая значительно облегчает жизнь. 7% студентов, которые взяток никогда не давали, отметили, что если они завалят экзамен — тут же «дадут на лапу», 39% расстанутся с деньгами после еще одной попытки, 41% останутся непреклонными и будут сдавать экзамен до последнего, а 13% заявят на преподавателя или руководство вуза в соответствующие органы.

Онлайн-опрос проведен порталом для молодых специалистов CAREER.RU 1–6 августа 2012 года среди 1604 московских студентов.

Вы когда-либо давали взятки в вузе?

Возможно несколько вариантов ответа

В вузе, котором вы учились, давать взятки было распространенной практикой?

Ответ %
Да, всем было известно, кому можно дать взятку, а кому не стоит 21
Нет, ходили только отдаленные слухи, что кто-то берет взятки 37
Нет, в нашем вузе ничего такого не было 22
Если в вузе и давали кому-то взятки, то я об этом ничего не знаю 20

Как часто вам приходилось давать взятки в вузе?

Ответ %
1–2 раза за все время 71
3–5 раз за все время 18
Более 5 раз за все время 11

Почему вы решили дать взятку?

Ответ %
Мне предложили дать взятку, и я не стал отказываться 4
У меня просто не было другого выбора 31
В сложившейся ситуации так было поступить проще всего 62
Другое 3

В каком размере вы давали взятку?

Ответ Среднее значение (руб.)
За поступление 205 000
За экзамен 21 000
За зачет 12 500
За то, чтобы не отчислили 136 500

Предположим, что во время учебы вы завалили очень сложный и важный экзамен и преподаватель предложил заплатить деньги за положительную оценку. Как бы вы поступили при условии, что требуемая для взятки сумма у вас есть)?

Вопрос для тех, кто взятки в вузе никогда не давал.

Ответ %
Буду сдавать экзамен самостоятельно, до победного 41
Попробую еще раз сдать экзамен самостоятельно, а если не получится – дам взятку 39
Дам взятку 7
Пожалуюсь на преподавателя в соответствующие органы 13

Как вы относитесь к взяткам в учебных заведениях?

Ответ %
Положительно, без этого невозможно учиться 1
Нейтрально, не вижу в этом ничего предосудительного 20
Отрицательно, это просто неприемлемо 65
Затрудняюсь ответить 14

Еще будучи студентом, я услышал от одного из преподавателей интересную мысль, которая заставила меня задуматься о пользе халявы для студента. Этот «полу-преподаватель» особо не заморачивался обучением студентов, получить у него зачет было проще простого, студенты его обожали. А зря. Его философия была следующей: «чем меньше студенты знают, тем больше мне цена, как специалисту».

Предыстория

Три года назад я закончил один их филиалов престижного московского технического университета. Учился с желанием стать специалистом в ИТ-сфере, даже не смотря на то, что специальность была больше заточена на математику. Закончил с отличием. Еще в процессе учебы у меня сложились хорошие отношения с моим научным руководителем, в результате он пригласил меня в аспирантуру после окончания учебы. Помимо аспирантуры мне было предложено попробовать преподавать в нашем университете. Я согласился, потому что при таком раскладе я бы больше времени проводил в университете, где мог бы больше времени уделять диссертации.

История

Став преподавателем, я столкнулся со студенчеством с другой стороны. Буквально за месяц мне пришлось пересмотреть свое отношение к занятиям. Я стал пытаться учить студентов, причем учить не только непосредственно программированию. Я старался объяснить им как следует относиться к разным дисциплинам, как выделять основные и второстепенные, как расставлять приоритеты и многое другое до чего мне пришлось дойти самому. К своему огорчению с течением времени я увидел, что студенты и система образования сами вынуждают преподавателей ставить им зачеты на халяву. Студенты считают, что, придя на последние 2 пары в семестре, и пару раз на зачетной неделе я должен поставить им зачет. Они приносят скаченные из интернета, взятые у своих друзей лабораторные работы и искренне удивляются, почему я их отправляю обратно. Ну не могу я принять лабу у студента, который даже не понимает, что значат не только переменные в его программе, но и ключевые слова языка (!), не говоря уже о логике программы. И тут я вспомнил того «полу-преподавателя». Меня эта философия не устраивает, т.к. я по натуре человек исполнительный и к своим обязанностям отношусь достаточно серьезно.

Дилемма преподавателя

Существующая система высшего образования в университете построена таким образом, что преподавателю выгодно (!) ставить студентам зачеты на халяву. Постараюсь объяснить.
Преподавателю оплачивается две консультации по 2 академических часа в неделю в течение семестра и по 3 консультации в неделю в течение сессии. Т.е. преподавателю в сессию обязан уделять студентам всего 3 академических часа в неделю. Естественно, что все «хвостисты» не успевают за эти пресловутые 3 часа сдать все свои долги и преподаватель вынужден тратить на студентов, которые гуляли весь семестр, свое личное время (в это время он мог работать над диссертацией, отдыхать с семьей, заниматься делами по дому и многое другое). В результате мы получаем преподавателя, которому приходится проводить в университете не оплачиваемые ему часы, которые складываются в дни и месяца. Но это ответственный преподаватель.
С другой стороны полу-преподаватель может поставить всем своим студентам зачет на халяву. Такой преподаватель освобождает себе не только его законное свободное время, но и оплаченные часы консультаций. И может пойти куда-нибудь работать дополнительно, поехать в отпуск, да и просто отдохнуть и уделить время семье. И, если в престижных ВУЗах такое отношение встречается не часто (хотя в последнее время все чаще), то в коммерческих ВУЗах мы получаем целую систему липовых зачетов и экзаменов, которая приводит к множеству липовых «специалистов» и «бакалавров». Складывается удручающая картина нашего будущего.

Мнение

Меня, как преподавателя, как специалиста в своей области, как патриота в конце концов, такая ситуация не устраивает. Я хочу, чтобы с моих занятий студенты уходили со знаниями в голове. Я не хочу, чтобы через пару лет кто-то с возмущением спросил у бывшего студента «кто тебя учил так программировать?» и ответом на этот вопрос была бы моя персона. Поэтому я требую от студентов знаний, поэтому каждую сессию приходится работать больше. И вот теперь близится сессия и студенты с каждым днем все больше и больше окучивают мое время на предмет «а можно Вам сдать лабу №1″…

Как предложить деньги преподавателю?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *