Задолженность за теплоснабжение

В Арбитражный суд

Истец:

адрес:

Ответчик:

адрес:

Исковое заявление
о взыскании задолженности за тепловую энергию (отопление) с управляющей компании

Во исполнение условий указанного договора Истец поставил на объекты, находящиеся в управлении Ответчика в , тепловую энергию и ГВС.

Истцом произведен расчет задолженности за потребленную в период с по тепловую энергию расчетным путем исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления. По расчетам Истца стоимость отпущенной в указанный период тепловой энергии составила руб.

Указанную сумму Ответчик обязан был оплатить не позднее (п. договора), однако, обязанность по оплате поставленной тепловой энергии Ответчиком до сих пор не исполнена.

Письмом от N Истцом Ответчику направлена претензия с требованием о погашении долга.

Ответчик проигнорировал претензию, что послужило Истцу основанием для начисления на сумму долга на основании ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами и обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.

Ст. 539 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации по договору энергоснабжения подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию и обязательства абонента по ее оплате.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением Сторон.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, Исполнитель — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Ответчик не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счет ресурсоснабжающей организации (Истца).

В соответствии с текущая задолженность граждан, проживающих в спорных домах в период с по , , из чего следует вывод о том, что Ответчик, являясь посредником, денежные средства на счет ресурсоснабжающей организации.

Вышеперечисленные действия Ответчика свидетельствуют о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей, предусмотренных п. договора.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 11, 12, 307, 309, 310, 314, 395, 539-548 Гражданского кодекса РФ, ст. ст.153-157, 161 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, просит:

1. Взыскать с в пользу задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся в управлении , в в сумме рублей.

2. Взыскать с в пользу проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме рублей с последующим их начислением до дня фактической оплаты долга.

Приложение:

1. Заверенная копия договора от N о поставке тепловой энергии на нужды отопления и горячее водоснабжение.

2. .

3. .

4. Квитанция об уплате государственной пошлины.

5. Доверенность, подтверждающая право подписи искового заявления.

Изменение и расторжение договора теплоснабжения

Договорной объем тепловой энергии и (или) теплоносителя может быть изменен потребителем при заключении договора теплоснабжения на новый срок. Кроме того, потребитель вправе ежегодно заявлять новый договорный объем поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается их поставка*(1) (п.п. 21, 22 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, далее — Правила организации теплоснабжения).

Если договор теплоснабжения заключен на определенный срок, он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях (п. 43 Правил организации теплоснабжения).

Потребитель вправе полностью или частично отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора теплоснабжения, заключенного с единой теплоснабжающей организацией, при наличии возможности поставки тепловой энергии (теплоносителя) с источников тепловой энергии, которые принадлежат иному лицу. В таком случае договор теплоснабжения заключается между потребителем и владельцем такого источника тепловой энергии. Если в тепловые сети, к которым подключен потребитель, тепловая энергия поступает от нескольких источников, такая возможность реализуется при условии обеспечения раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам. Обязательства по ранее заключенному договору теплоснабжения прекращаются, если по новому договору потребитель приобретает весь объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, который был предусмотрен договором теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией. Обязательства по договору с единой теплоснабжающей организацией считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии (п.п. 31, 32 Правил организации теплоснабжения).

Односторонний отказ от договора означает его расторжение (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ). Последствия расторжения договора определяются общими для всех видов договоров правилами гражданского законодательства, правилами законодательства, регулирующими отношения по договору теплоснабжения, а также самим договором (в части, не противоречащей императивным правовым нормам). Так, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 453 ГК РФ). Следовательно, с момента расторжения договора у теплоснабжающей организации прекращается обязанность по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. Однако расторжение договора не прекращает обязанность потребителя оплатить тепловые ресурсы, поставленные ему до того, как договор был расторгнут. Теплоснабжающая организация вправе применить к просрочившему оплату потребителю меры ответственности, в том числе начислить предусмотренную договором неустойку по день фактической оплаты поставленных ресурсов (см. также п.п. 3, 10 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35).

При наличии у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя более чем один период платежа, а также в ряде других случаев теплоснабжающая организация вправе ограничить или прекратить подачу тепловой энергии. Однако такие меры не означают расторжения договора теплоснабжения по инициативе теплоснабжающей организации, так как после устранения обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в частности, после погашения задолженности или заключения соглашения о реструктуризации долга, подача тепловой энергии возобновляется (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.п. 76, 92, 94 Правил организации теплоснабжения). В судебной практике существует правовая позиция, в соответствии с которой невнесение потребителем платежей за тепловую энергию не является основанием для расторжения договора; в этом случае закон предусматривает иное по сравнению со ст.ст. 523, 546 ГК РФ, правовое последствие, а именно наличие у теплоснабжающей организации права ограничить подачу тепловой энергии потребителю (постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.04.2012 N Ф03-1358/12, Тринадцатого ААС от 27.08.2012 N 13АП-14216/12).

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, включая электроснабжение и отопление, не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

______________________________

*(1) Это правило не распространяется на граждан-потребителей, а также на организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, которые заключили договоры с ресурсоснабжающими организациями (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы).

Нолинский районный суд (Кировская область) — Гражданские и административные Дело № 2-113/2019
43RS0025-01-2017-000462-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нолинск Кировской области 27 мая 2019 года
Нолинский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Василькова Д.С.,
при секретаре Гавриловой Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г.Нолинска» к Бокову А.В., Боковой Н.В. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,
У С Т А Н О В И Л:

Истец ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска» (далее – ООО «ЦРП») обратился в суд с иском к Бокову А.В., Боковой Н.В. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию. В обоснование требований указано, что ответчики, проживающие в жилом помещении по адресу: , площадью 64,2 кв.м., в нарушение действующего законодательства, а именно ст.ст. 153-157 ЖК РФ, раздела III Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ст. ст. 678,682 ГК РФ, имеют задолженность по оплате за тепловую энергию в размере 56308,25 руб. Поскольку добровольно ответчиками задолженность не погашена, истец просит взыскать с ответчиков указанную задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1890 руб. 00 коп.
В судебное заседании представитель истца – ООО «ЦРП г.Нолинска» не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец уведомлен надлежащим образом. В заявлении представитель истца по доверенности Горман М.В. просит судебное заседание провести в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает полностью.
Представитель третьего лица – ОАО «Коммунэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом. В заявлении представитель третьего лица по доверенности Попкова Н.Н. просит судебное заседание провести в отсутствие представителя третьего лица, с исковыми требованиями полностью согласны, расчет произведен верно, обращают внимание суда на то обстоятельство, что расчет размера платы за спорный период исходя из объема тепловой энергии, приходящегося только на места общего пользования из-за отсутствия императивного регулирования, произведен быть не может.
Ответчик Бокова Н.В., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ответчик Боков А.В., являющийся одновременно руководителем третьего лица- ООО «Жилкоммунсервис», в судебном заседании исковые требования признал частично в части оплаты отопления мест общего пользования.
Выслушав пояснения ответчика Бокова А.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка Нолинского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Бокова А.В. в пользу ООО «ЦРП г.Нолинска» задолженности по оплате тепловой энергии в сумме 56308,25 руб. и государственной пошлины в размере 945 руб. (л.д.15).
Решением Нолинского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, исковые требования ООО «ЦРП г.Нолинска» удовлетворены, с Бокова А.В., Боковой Н.В. солидарно в пользу ООО «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска» задолженность по оплате за тепловую энергию в сумме 56308,25 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1890 руб., всего 58198,25 руб. (л.д.156-158).
Каких-либо удержаний по исполнительным листам не производилось, что подтверждается ответом на запрос из ООО «ЦРП г.Нолинска» о наличии у него исполнительного документа, в связи с чем на основании заявления ответчиков Бокова А.В., Боковой Н.В. определением Нолинского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ определено заявление Боковых о пересмотре по новым обстоятельствам (в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. №46-П) решение Нолинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить, указанное решение отменить.
При новом рассмотрении гражданского дела судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
На основании ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, ответчикам Бокову А.В. и Боковой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение по адресу: , площадью 64,2 кв.м. (л.д.25-26).
Жилой дом, в котором расположено указанное жилое помещение, является многоквартирным, находится в управлении ООО «Жилкоммунсервис», подключен к системе центрального отопления, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, подача тепловой энергии осуществляется ОАО «Коммунэнерго» (л.д.6-8,14).
В соответствии с распоряжением главы администрации Нолинского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ и агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между ООО «Жилкоммунсервис» и ООО «ЦРП г. Нолинска», ООО «ЦРП г. Нолинска» осуществляет расчет платежей за теплоснабжение, производит выставление и доставку счетов-квитанций на оплату теплоснабжения, ведет претензионную и исковую работу по взысканию задолженности с населения за теплоснабжение (л.д.9,10).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по жилому помещению по адресу: начислена плата за отопление в размере 56308,25 руб. (л.д.5,6-8), которая в установленные сроки ответчиками не оплачена. Плата за отопление рассчитана с учетом площади квартиры ответчиков, установленных в предусмотренном законом порядке тарифов на тепловую энергию, стандарта уровня платежей граждан и объема потребленной тепловой энергии по общедомовому прибору учета (л.д. 11,12).

Данный факт ответчиком не оспаривается, однако он не согласен с наличием задолженности, поскольку с 2014 г. в жилом помещении, было произведено переустройство, квартира отапливается электричеством, от центрального теплоснабжения его квартира, как и многие в доме, отключена (л.д.117-132), поэтому потребителем коммунальной услуги по отоплению он не является.
В судебном заседании установлено, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения ответчиками были соблюдены, что не оспаривается истцом и подтверждается письменными материалами дела: актом приёмки жилого помещения, законченного переустройством от ДД.ММ.ГГГГ, решением администрации МО Нолинского городского поселения Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании переустройства жилого помещения, актом отключения от теплоснабжения жилых (нежилых) помещений от ДД.ММ.ГГГГ, техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121,122,124,126-132). Таким образом, ответчиками до периода задолженности соблюден установленный жилищным законодательством РФ, в т.ч. ст.ст.26,28 ЖК РФ, порядок переустройства инженерных систем.
При расчете задолженности истец применил положения абзаца второго пункта 40 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603), согласно которому потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Между тем вопрос о конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов был разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2018 года N 46-П, которым данное нормативное положение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 — 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой оно, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений — при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, — лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1708, вступившим в силу с 01.01.2019, а также постановлением Правительства от 23.02.2019 N 184, вступившим в силу 25.02.2019, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требование истца о взыскании платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 56308,25 руб., основанное на пункте 40 Правил № 354, обязывает ответчиков вносить плату, в том числе, и за фактически не используемую им для обогрева квартиры тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, что противоречит действующему законодательству, т.к. ответчиками соблюден порядок переустройства инженерных систем.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 46-П также указал, что обеспечение прав и законных интересов собственников и пользователей жилых помещений, которые в силу объективных причин были вынуждены установить в принадлежащих им помещениях индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, соблюдая при этом нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, предполагает создание правовых условий, позволяющих учесть при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева принадлежащих им жилых помещений, имея в виду, что такие лица — по смыслу подпункта «д» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов — во всяком случае обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении не ниже 12 градусов Цельсия и несут соответствующие расходы, связанные с функционированием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (включая расходы на эксплуатацию самих источников тепловой энергии и на конкретный вид энергетического ресурса).
Сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что сумма задолженности ответчиков за услугу отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоит из платы за потребление услуги в жилом помещении и платы за ее потребление на общедомовые нужды.
Отсутствие на момент разрешения спора методических рекомендаций не препятствует суду разрешить исковые требования о взыскании задолженности за коммунальную услугу по отоплению в части её потребления на содержание общего имущества в многоквартирном доме, применив Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1708, которым внесены необходимые изменения в правовое регулирование отношений в сфере оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, принятый постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 соответствует правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановление № 46-П, обеспечивает баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланс прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, позволяет определить размер платы за услугу в части её потребления на общедомовые нужды. Иного правового механизма определения размера платы коммунальной услуги не имеется.
Материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: подключен к системе централизованного отопления, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
По данным ЕГРН, КОГБУ БТИ площадь квартиры ответчиков составляет 64,2 кв.м (л.д. 25-27).
Согласно расчету истца плата ответчиков за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 5117,27 руб., расчет которой произведен в соответствии с пунктами 3, 3(6) приложения № 2 Правил № 354 (в ред. постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184, п. 3(6) введен постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708). Рассчитан по формуле, где: Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, равен нулю.
Представленный расчет платы за коммунальную услугу по отоплению на общедомовые нужды проверен судом, признан соответствующим нормам жилищного законодательства, а потому принят за основу при определении суммы задолженности за коммунальную услугу по отоплению в части её потребления на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Ответчиками возражений не представлено.
При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания задолженности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме и в соответствии с долями участников в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Таким образом, с Бокова А.В., Боковой Н.В. подлежит взысканию солидарно сумма долга в размере 5117,27 руб. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с частичным удовлетворением иска, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в связи с чем, с ответчиков в пользу истца в солидарном порядке подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г.Нолинска» к Бокову А.В., Боковой Н.В. о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Бокова А.В., Боковой Н.В. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр расчетов с потребителями г. Нолинска» задолженность по оплате за тепловую энергию в сумме 5117,27 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., всего 5517 (пять тысяч пятьсот семнадцать) рублей 27 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Нолинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Д.С.Васильков

Суд:

Нолинский районный суд (Кировская область)

Судьи дела:

Васильков Д.С. (судья)

Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ
По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

Существующее законодательство о потребителях тепловой энергии

  • Гражданский кодекс не дает определений теплоснабжающей организации и потребителя, но из смысла п. 1 ст. 539 вытекает, что абонентом (потребителем) может быть лицо (юридическое или физическое) покупающие тепловую энергию от теплоснабжающей организации через присоединенную тепловую сеть. Причем, расположенные вместе понятия «абонент» и «потребитель» рассматриваются как равно допустимые и, даже, как синонимы, т.к. далее по тексту используется только слово «абонент». В соответствии с этой статьей, договоры теплоснабжения раньше заключались между теплоснабжающими и жилищно-эксплуатационными организациями, обслуживающими многоквартирные жилые дома.

Как правило ЖКО были муниципальными предприятиями, уполномоченными собственником выполнять функции наймодателя жилых помещений. По ст. 676 ГК наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг определен общероссийским классификатором, и к ним относятся в частности услуги отопления, услуги горячего водоснабжения, услуги вентиляции и кондиционирования. Таким образом, жилищно-эксплуатационные организации обязаны были выполнять вышеперечисленные услуги для жителей, закупая для их выполнения тепловую энергию у теплоснабжающих организаций по договору теплоснабжения.

  • Ситуация кардинально изменилась в 1995 году, как из-за начавшейся приватизации жилого фонда, так и вследствие принятия 41 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». В этом законе потребителем было определено физическое или юридическое лицо, осуществляющие пользование тепловой энергией (мощностью).

Понятие «пользование» относится к одному из основных правомочий собственника и заключается в праве потребления своего имущества. Так как ЖЭО тепловую энергию сами не потребляют, то под потребителем во многих случаях стали понимать жителей отдельных квартир.

Скорей всего авторы не подразумевали столь далеких последствий и использовали этот термин применительно к регулированию тарифов, но оговорка сделана не была и заработала статья 548 ГК, определяющая, что статьи 539-547 ГК регулирующие энергоснабжение применяются к отношениям связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не определено законом или иным правовыми актами. Таким образом, этой статьей дается приоритет в регулировании теплоснабжения другим законодательным актам перед ГК.

В условиях массовых неплатежей многие теплоснабжающие предприятия воспользовались предоставленной возможностью, и пошли на прямые платежи от населения. Дальнейшее введение всякого рода расчетно-кассовых центров ситуацию в принципе не изменило, а только упорядочило финансовые потоки.

  • Окончательно зафиксировало признание жителя потребителем тепловой энергии принятие в 2003 году 35 ФЗ «Об электроэнергетике», определившего потребителем тепловой энергии лицо, приобретающее тепловую энергию для собственных бытовых или производственных нужд.

Понятно, что такое определение было принято, чтобы узаконить сложившуюся практику прямого сбора энергоснабжающими предприятиями платежей с населения за электроэнергию. Но парадокс в том, что по электроэнергии в ГК отсутствует норма, отдающая приоритет в регулировании договорных отношений другим законам и, соответственно, в отношении потребителей электрической энергии определение их в законе об электроэнергетике юридически не верно. В отношении же потребителей тепловой энергии оно наоборот имеет приоритет, уточняя определение в 41 ФЗ.

Противоречия в законодательстве

Арбитражная и судебная практика по теплоснабжению многоквартирных жилых домов настолько противоречива, что однозначно можно сказать о несовершенстве действующего законодательства.

  • Все по привычке относят договорные отношения между теплоснабжающими организациями и жителями к договорам энергоснабжения считающимися заключенными согласно п.1. ст. 540 ГК с момента первого фактического подключения жителя к присоединенной сети. Но жители непосредственно не присоединены к сетям теплоснабжающей организации, соответственно договор энергоснабжения заключаться не может. Обыкновенный же договор купли-продажи теплоснабжающие организации на условиях ст. 540 ГК заключать не могут, т.е. необходимы персональные договоры с жителями каждой квартиры.
  • Согласно ст. 539 ГК потребитель по договору энергоснабжения обязан обеспечить безопасность эксплуатации и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, но согласно ст. 50.51 жилищного кодекса и 676 ГК за это отвечает жилищно-эксплуатационная организация.

Согласно ст. 539 ГК потребитель обязан согласовать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, но по п.3. ст. 541 ГК, когда потребителем по договору энергоснабжения выступает гражданин, он освобождается от ограничений по количеству используемой энергии.

  • При заключении договоров купли-продажи между ТСО и гражданами возникает необходимость заключения договора между ТСО и ЖЭО на оказание услуг по передаче тепловой энергии по внутридомовым сетям до потребителя. Выполнение таких услуг подразумевает лицензирование деятельности (согласно 17 ФЗ лицензируется прием, передача и распределение тепловой энергии) и государственное регулирование тарифов за оказание этой услуги (согласно 41 ФЗ и 226 Постановлению Правительства в систему регулируемых тарифов применимых для расчетов за тепловую энергию входит плата за услуги по передаче тепловой энергии).
  • Изменение понятия потребителя не отменило действие других требований главы ГК «Энергоснабжение»:
    • п. 2 ст. 539 требует организовать учет потребления энергии абонентом (потребителем), т.е. по уровню потребления конкретной квартиры, а не по среднему потреблению во всем доме на 1 м2 или на 1 проживающего, даже если среднее потребление рассчитывается по домовым приборам учета.
    • этим же пунктом определяется, что договор энергоснабжения заключается при наличии у абонента (потребителя) отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, но, согласно закона «Об основах федеральной жилищной политики» сантехническое и иное оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения, является общим имуществом кондоминиума и находится в общей долевой собственности.
    • в п. 2 ст. 543 определено, что когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность сетей, а так же исправность приборов учета возлагается на теплоснабжающую организацию, т.е. в этом случае она обязана обслуживать внутридомовые системы.
  • Фактически договоры между ТСО и жителями не существуют. Объем платежей определяется различными схемами договоренности с администрациями, а ответственность прописывается в договорах энергоснабжения между ТСО и ЖЭО, которые в отсутствие реальной купли-продажи фактически являются ничтожными.
  • Житель в такой ситуации оказывается практически без прав. Договора у него нет ни с кем. Кто за что отвечает непонятно. Судиться может быть и можно, но экономические последствия мизерны. На жалобы в теплоснабжающих организациях отвечают, что у них все в порядке и проблемы в доме, а диспетчер ЖЭО выяснив, что ничего не течет, объясняет, что режимы теплоснабжения регулирует ТСО и т.д. В платежах просчитывается плата за отопление м2, хотя фактически это плата за поставку нерасшифрованного количества Гигакалорий без гарантий теплового комфорта. Плата за ГВС фактически также оказывается платой за неясное количество Гигакалорий, потраченных на нагрев горячей воды. Сама же горячая вода оплачивается как холодная вода.
  • Согласно «Правилам пользования системами коммунального водоснабжения в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ № 167, от 12.02.99 г. абонентами определены юридические лица, т.е. для многоквартирных домов – ЖЭО. Ст. 11 этих правил определяет, что отпуск питьевой воды осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
  • Получается, что ЖЭО не осуществляют оказание услуг по горячему водоснабжению, а только распределяют между жителями холодную воду, тепловую энергию, на нагрев которой жители покупают самостоятельно, получая ее с нагретой холодной водой как с теплоносителем. Абсурдность ситуации состоит еще в том, что объем холодной воды, использованной для получения горячей нужно определять по приборам учета, установленным на вводах в дом или ЦТП, а объем тепловой энергии, использованной на нагрев этой воды, по нормативам или по приборам учета тепловой энергии, установленным в квартирах. Даже, если удастся согласовать в качестве этих приборов водосчетчики, непонятно, что делать с разницей, образующейся в доме за счет сетевых потерь или проще – хищений? Кто ее будет компенсировать?
  • В Постановлении Правительства РФ от 25.08.03 г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» определены стандарты предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья, включая услуги водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления. Методикой определения федеральных стандартов предусмотрен учет в составе услуг, предоставляемых ЖЭО, затрат на закупку питьевой воды и тепловой энергии.

В итоге, в такой экономической системе нет ни рыночного покупателя тепловой энергии, ни организации, отвечающей за тепловой комфорт в квартирах.

Последствия отсутствия рыночного покупателя тепловой энергии (мощности) и теплоносителя

  • Отсутствует главная движущая сила любого рынка – контроль покупателя и экономическая ответственность перед ним.
  • Отсутствуют экономические стимулы к соблюдению параметров качества теплоснабжения (температурный режим; физические, химические, санитарно-гигиенические характеристики теплоносителя). Результат – повсеместное невыдерживание нормативной температуры теплоносителя, коррозия и накипь во внутренних системах зданий.
  • Реальное энергосбережение отсутствует.
  • Приборы учета тепловой энергии в муниципальных жилых зданиях практически отсутствуют, хотя в точно таких же, но кооперативных дома они давно установлены.
  • Экономическая ответственность за отключение теплоснабжения в лучшем случае сводится к исключению оплаты на срок отключения. В немалой степени это оправдывает низкую надежность, хотя удельные затраты на транспорт тепла в России самые высокие в мире, а тепловые сети (по году замены труб) – самые новые.
  • Процент сбора платежей населения очень низок, так как организация, приближенная к жителям конкретного дома и экономически заинтересованная в сборах отсутствует, а теплоснабжающая организация технически не может отключить конкретную квартиру.

В итоге неплатежами оправдывается все что угодно, о качестве все забывают навсегда и одинаково страдают все – и те, кто платит и те, кто не платит. Т.о. житель многоквартирного дома, исправно оплачивающий все выставляемые счета за непонятные ему товары и услуги не получает теоретически ожидаемого и постепенно приучается радоваться тому, что отопление не отключили совсем.

Последствия отсутствия организации, отвечающей перед жителем за тепловой комфорт в квартирах

  • Жителю со своими проблемами не к кому обратиться. Согласно ст. 542 он теоретически может обратиться в суд общей юрисдикции с иском к ТСО по качеству тепловой энергии, но доказательств при отсутствии записывающих приборов предоставить не сможет.
  • Не выполняются даже неполные требования «Правил по эксплуатации жилого фонда» предписывающие необходимость регулировки вентиляции при изменении скорости ветра и температуры наружного воздуха; периодического контроля квартир; постоячной и поэтажной наладки; контроля и постоянного утепления подъездов, чердаков, подвалов и т.д. Нет смысла даже говорить о таких тонких материях как учет и анализ потребления тепловой энергии; определение причин повышенных расходов и их устранение; энергосбережение во всех возможных проявлениях, в том числе и за счет окупаемых кредитов; просвещение населения и т.д.
  • Энергосберегающее оборудование, приборы учета тепловой энергии требуют дополнительных затрат на их обслуживание. Отсутствие экономического механизма позволяющего компенсировать эти затраты за счет уменьшения потребления тепловой энергии приводит к тому, что это оборудование эксплуатируется на чрезвычайно низком техническом уровне, а когда наконец-то ломается, всем становится только легче. Таких примеров не счесть. В то же время, все говорят об энергосбережении, сводя его к необходимости выделения дополнительных бюджетных средств.

Реально существующие сегодня жилищно-эксплутационные организации заинтересованы только в отсутствии жалоб, а это достигается за счет обеспечения комфортных условий в самых холодных квартирах при увеличении циркуляции теплоносителя во всем здании, т.е. с массовыми перетопами в теплую погоду и соответствующими потерями энергии и средств.

Сравнение тепловой и электрической энергии

Много лет на теплоснабжение автоматически переносятся нормы, разрабатываемые для электроэнергетики. Необходимо осознать, что тепловая и электрическая энергия – товары имеющие принципиальные различия, особенно при использовании их в многоквартирных жилых домах.

  • В электроснабжении отсутствует товар, аналогичный по свойствам теплоносителю.
  • Понятие мощности потребления в электроэнергетике позволяет прямо измерять эту мощность в любой момент времени. В теплоснабжении приходится содержать огромные резервные мощности на теплоисточниках для прохождения зимнего максимума, поэтому текущую мощность теплопотребления для ее оценки приходится пересчитывать на расчетную температуру наружного воздуха.
  • Объем потребления электрической энергии зависит только от пожеланий жителей, а потребление тепловой энергии зависит также от расположения квартиры, качества утепления дома, регулировки вентиляции.
  • Качество электрической энергии редко регулируется на уровне дома. Часто применяются только регуляторы напряжения в квартирах. Качество тепловой энергии, определяемое через качество теплоносителя обязательно должно регулироваться на уровне дома. При отсутствии такого регулирования, жители начинают разрушать единую систему теплообеспечения здания, увеличивая площадь отопительных приборов, или сливая воду из них.
  • Отсутствие контроля химических и бактериологических характеристик теплоносителя приводит к накипи и коррозии труб и т.д.
  • Принципиально различаются возможности приборного учета.

Счетчики электрической энергии установлены практически повсеместно. Из-за дешевизны –простейшие их типы, не позволяющие жителям осуществлять контроль качества и, соответственно, предъявлять претензии. Главное, что они признаны коммерческими.
Установка коммерческих приборов учета тепловой энергии в каждой квартире практически не реальна из-за дороговизны. К тому же, добавляются проблемы доступа для обслуживания; контроля хищений энергии и теплоносителя; разнесение затрат на отопление внеквартирных помещений; пассивного отопления за счет соседей и т.д.
Различные типы распределителей дешевле, но их применение в российских условиях не элитных домов не позволяет обеспечить даже заявленную погрешность в 15%, и они не являются коммерческими приборами.

Несколько проще с водосчетчиками, они относительно дешевы, могут применяться в коммерческих расчетах, но также не лишены недостатков. В первую очередь, это простота изменения (фальсификации) показаний (леской, магнитом, пылесосом, отбором через фильтр, заменой ГВС на воду из батарей). Отсутствует возможность учета расхода тепла на полотенцесушители.

Водосчетчики не позволяют осуществлять контроль температуры горячей воды и исключать из оплаты слив воды при недостаточности ее температуры.

В коммерческих расчетах за тепловую энергию, используемую на нагрев горячей воды приходится использовать температуру холодной воды, измеряемой на вводе дома, ЦТП или даже на теплоисточнике, в зависимости от типа системы теплоснабжения.

Приходится признать, что массовая организация поквартирного коммерческого учета в российских многоквартирных жилых домах, имеющих преимущественно однотрубную разводку, в обозримом будущем не реальна. Применение же простейших приборов не позволяет жителям быть полноправными рыночными покупателями с возможностью контроля качества покупаемого товара и правами на штрафные санкции за повышенную жесткость сетевой воды, несоблюдение температурного графика, некачественную консервацию системы в летний период, несоответствие санитарным нормам горячей воды и т.д.

И последнее. Хотя и осталось выражение «платить за свет», жители покупают не свет, а электрическую энергию. Этот товар им понятен и они самостоятельно используют его в различных приборах и устройствах. Когда электроэнергия используется для отопления электрическими радиаторами никому не придет в голову вызывать электрика с жалобой недостаточную температуру воздуха.

При отсутствии приборов учета в квартирах жители не воспринимают тепловую энергию как товар. Их интересует результат использования этой энергии, то, что они могут измерить – тепловой комфорт, измеряемый термометром и стоимость этого комфорта, измеряемая рублями.

Тепловая энергия используется в многоквартирных домах только для нагрева воздуха и горячего водоснабжения.

Тепловой комфорт это уже не тепловая энергия, это не товар, который можно куда-то дальше продать, это услуга, имеющая конкуренцию только со стороны закаливания и теплой одежды.

Обеспечить сами себе качественно эту услугу жители отдельных квартир не в состоянии. На качество теплового комфорта, включающего кроме температуры воздуха еще много параметров, влияет не только качество работы теплоснабжающих предприятий, но и качество содержания конструктивных элементов здания, регулировка вентиляции, наладка по стокам и этажам и т.д. Осуществление этой услуги при наличии индивидуального теплового пункта подразумевает покупку водопроводной воды, электрической энергии и тепловой энергии из централизованной системы теплоснабжения. В то же время, при применении рекуператоров вентиляционных выбросов, можно обеспечить тепловой комфорт вообще без покупки тепловой энергии до температуры наружного воздуха +8 ОС.

Услуги по обеспечению теплового комфорта

Основное отличие услуги по обеспечению теплового комфорта от услуги по отоплению – наличие конкретного результата понятного каждому жителю. Система отопления здания может работать очень хорошо, а в квартирах будет холодно. С другой стороны можно ли признать хорошей работу системы отопления, если в квартирах тепло, но это обеспечивается за счет избыточного теплопотребления?

В нормативных документах отсутствует понятие услуги по обеспечению теплового комфорта. Нет практики оказания таких услуг, соответственно нет и организаций экономически ответственных перед жителями за качество воздушной среды в квартирах.
Введение в практику таких услуг не потребует никаких дополнительных средств, т.к. это единственная услуга из всего перечня жилищно-коммунальных услуг, позволяющая исполнителю получить существенный дополнительный выход не за счет увеличения платежей населения, а за счет экономии энергоресурсов. Реальная окупаемость инвестиций за счет экономии в многоквартирных жилых домах возможна только по проектам уменьшения теплопотребления.

Рынок этих услуг для российских условий практически вечен, он не зависит от вида потребляемой энергии (газ, электроэнергия, тепловая энергия) и типа теплоисточника (ЦТ, крышные котельные, квартирные котлы, тепловые насосы и т.д.). Надо только создать экономический механизм, позволяющий предприятиям, оказывающим эти услуги, зарабатывать в запутанной системе дотаций, субсидий и льгот. Это организационное решение позволит получить экономический эффект больший, чем от всех действующих программ энергосбережения вместе взятых.

Может ли оказывать услуги по обеспечению теплового комфорта и горячего водоснабжения теплоснабжающая организация?

Может, но участвуя в конкурсе наравне с другими организациями и предлагая лучшие условия. Реально это возможно там, где нет конкуренции, т.е. в небольших удаленных поселках, по отдельному договору с товариществами собственников жилья или с администрациями.

В крупных поселениях теплоснабжающие организации не конкурентоспособны:

  • лучшие условия могут предложить организации эксплуатирующие дом в комплексе, имеющие реальный возможность обеспечить тепловой комфорт не за счет увеличения потребления, а за счет снижения потерь.
  • понятно, что ТСО не могут объективно контролировать сами себя и будут скрывать информацию, а энергосбережение не выгодно ТСО, т.к. уменьшает объем продаж.
  • абсурдны ситуации продажи продавцом товара самому себе.

Даже в сегодняшних условиях неурегулированности экономических отношений, наиболее тяжелая ситуация наблюдается там, где теплоснабжение осуществляют комплексные предприятия ЖКХ имеющие в своем составе котельные.

Зарубежный опыт и возможности в России

Практически повсеместно, кроме нескольких стран СНГ, покупателями тепловой энергии в многоквартирных жилых домах являются юридические лица. чаще всего это кооперативы, товарищества, кондоминимумы либо владельцы зданий. Для муниципальных зданий управляющую компанию назначает муниципалитет.

В некоторых бывших социалистических странах пуск тепла в начале отопительного сезона осуществляется только при наличии юридического лица, уполномоченного подписать договор.

Активная административная работа позволила за 1-2 года повсеместно создать организации, представляющие коллективные интересы жителей и автоматически решить проблемы полноты платежей, учета тепловой энергии, распределения разницы между показаниями домовых водосчетчиков и суммой показаний квартирных, стимулирования энергосбережения.

Жители каждого дома через принятую ими процедуру определения коллективного мнения, сами решают свои проблемы.

Например, во многих ТСЖ Таллинна порядок и объем финансирования энергосберегающих проектов определяется общим собранием ответственных представителей от каждой квартиры. На собрании должно присутствовать не менее 50% представителей, в противном случае назначается следующее собрание, решения которого обязательны при присутствии более 3-х представителей от собственников квартир. Невыполнение решений собрания позволяет включить судебную процедуру продажи квартиры с выплатой задолженности и выдачей оставшейся суммы бывшему владельцу. Система бюджетной помощи максимально персонифицирована.

Повсеместный результат – стабилизация тарифов на тепловую энергию и снижение объемов ее потребления.

Часто приходится слышать: «На Западе другой народ, другие традиции», но ведь в российских кооперативных домах, без всяких государственных программ также давно установлены приборы учета.

Совсем необязательно откладывать применение эффективных экономических схем до полной приватизации квартир и создания товариществ. Необходимо обеспечить выполнение ст.5 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»: «Граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций». Т.о. жители могут объединяться для решения любого конкретного вопроса без создания юридического лица, например, на общем собрании и определяться с организацией, представляющей их коллективные интересы по договору энергосбережения.

В.Г. Семенов, главный редактор, «Новости теплоснабжения»
«Новости теплоснабжения», № 2 (42), февраль, 2004, www.ntsn.ru

Задолженность за теплоснабжение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *