Разграничение гос собственности

УДК 352

Ливанова Лада Олеговна, Чикишева Валерия Алексеевна

Студентки 3 курса

Башкирский государственный университет, Институт права Научный руководитель: доцент, к.ю.н. Владимиров И. А.

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11763

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Livanova Lada Olegovna, Chikisheva Valeria Alekseevna

3 year student Bashkir State University, Institute of Law Scientific adviser: docent, k. yu. n. Vladimirov I. A.

PROBLEMS OF DIFFERENTIATION OF STATE OWNERSHIP OF LAND

Аннотация.

Данная статья посвящена рассмотрению процесса разграничения государственной собственности на землю в качестве основной процедуры отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации. В рамках статьи автором исследованы проблемы, связанные с осуществлением данного процесса, в результате чего предложены пути их разрешения.

Ключевые слова: государственная собственность, разграничение государственной собственности, муниципальная собственность, земельные участки.

Keywords: state property, differentiation of state property, municipal property, land plots.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что в настоящее время изменения, активно происходящие в сфере государственного устройства Российской Федерации, а также проводимые в последние годы экономические реформы потребовали кардинальным образом изменить сформировавшиеся за многие десятилетия подходы относительно разрешения проблем, напрямую связанных с собственностью на землю.

Изначально государственная собственность исследовалась в качестве единственно возможной формы собственности на землю. В соответствии с данным утверждением и происходило формирование теории земельного права и законодательства в целом. Общепризнанным считалось, что государственная собственность на землю является единой и неделимой. Институт разграничения государственной собственности на землю предоставляет достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также для городских и сельских поселений.

Согласно со ст. 16 Земельного Кодекса РФ, к государственной собственности принято относить земли, которые не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований .

В ст. 214 ГК РФ указывается на то, что государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и

имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации) .

По мнению Е.С. Болтановой, термин «разграничение государственной собственности на землю» включает в себя безвозмездное отчуждение земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Наряду с этим сюда относится признание права собственности Российской Федерации на земельные участки» .

Н.Ю. Чаплин указывает на то, что разграничение государственной собственности на землю подразумевает под собой вопросы определения собственника, передачи объектов государственной собственности из ведения Федерации ее субъектам, процедуру оформления такого рода передачи, права федеральных органов и субъекта федерации, уполномоченных разрешать данные вопросы .

Сегодня вопрос о разграничении государственной собственности на землю остается практически неразрешенным. К примеру, субъекты РФ не могут согласно с федеральным законодательством приобретать в собственность землю, поскольку действующие федеральные законы регулируют данную проблему только лишь при помощи объявления отдельных видов земель федеральной собственностью. В то время как данная проблема должна решаться комплексно.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ63)),2©2© / БСОШМГСБ

В результате этого большинство субъектов РФ начали самостоятельно регулировать вопросы относительно разграничения государственной собственности на землю. При этом они объявляют в одностороннем порядке своей собственностью земли, несмотря на то, что они на данный момент располагаются в государственной собственности РФ.

Данное положение усугубляется еще одним фактором. Так, муниципальные образования полностью лишены возможности приобретения земли в собственность, поскольку вся земля за исключением той, что была передана в частную собственность, признается государственной, которую РФ и субъекты РФ разделяют лишь между собой.

Стоит отметить и то, что сегодня процедура разграничения государственной собственности на землю представлена в наиболее упрощенной форме, а объем права собственности на участки каждого стал конкретным и закрепленным на законодательном уровне.

Однако, как справедливо отмечает О.С. Вохмя-нина, возникла еще одна проблема, суть которой состоит в том, что осуществление контроля за списками участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, на данный момент возложено на Ро-среестр. Изначально данные функции исполнял специально уполномоченный орган в области исполнительной власти . Вследствие этого возникли споры относительно того, достаточно ли полномочий у того или иного органа власти на распоряжение определенным участком.

Целесообразно отметить и то, что для разграничения государственной собственности на землю важно в первую очередь разобраться с тем, что будет признаваться федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью. Если применять термины, представленные в Конституции РФ, то в качестве объекта разграничения государственной собственности будет выступать земля. Однако, что именно необходимо понимать под термином «земля» является достаточно дискуссионным вопросом, так как на законодательном уровне не представлено необходимых разъяснений относительно данного понятия, а юридическая наука не исследовала данную сложность при учете совершенно новых обстоятельств.

Большинство федеральных законов при регулировании земельных правоотношений применяют такие понятия как «земля» и «земельные участки», но данные термины являются далеко неравнозначными, а конституционное понятие «земля» выступает для них в качестве родового.

В результате этого необходимо возродить в законодательстве многообразие форм земельной собственности, а также институт недвижимого имущества. Как показывает анализ многочисленной научной литературы, теория земельного права оказалась неприспособленной к современным условиям. К примеру, в результате земельной реформы в свете современного законодательства земельный участок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выступает в качестве объекта гражданских прав, в то время как раньше он являлся объектом земельных отношений. Данные обстоятельства привели к тому, что понятия «земля» и «земельные участки» стали получать совершенно иное значение.

Помимо всего вышесказанного, сегодня продолжают использоваться уже устаревшие нормы земельного права, которые объявляют субъектом права государственной собственности на землю государство в целом, а осуществление соответствующих прав предоставляют муниципальным властям .

В данном случае РФ является основным собственником всех государственных земель формально и до разграничения государственной земельной собственности не считает необходимым изменять сложившуюся систему управления государственной собственностью на землю. При вышеуказанных обстоятельствах, ни о каком экономическом постоянстве говорить не приходится.

В практической деятельности имеют место случаи, при которых споры, возникающие в процессе разграничения государственной собственности на землю, появляются по отношению к правам собственности на земельный участок. Традиционно они могут появиться в ситуации, когда на один участок претендует несколько человек, или когда у владельца нет необходимых документов или оснований для подтверждения собственных прав. Это может произойти вследствие совокупности определенных обстоятельств. Например, в ситуации, когда документы, которые подтверждают право собственности на участок, утеряны или испорчены. В данном случае процесс их восстановления может затянуться, в частности, когда информации о необходимом земельном участке не содержится в электронных реестрах и владельцу необходимо будет пройти процедуру признания права собственности на земельный участок, осуществление которой происходит только в судебном порядке.

Во-вторых, это оспаривание и расторжение сделок, предоставляющих право на владение участком. В случае, когда в процессе составления договора были допущены самые различные ошибки, или его содержание полностью не соответствует актуальному законодательству, то его можно оспорить в определенном порядке и расторгнуть, признав недействительным. Стоит отметить, что в данной ситуации право нового собственника будет утрачено.

Таким образом, для решения указанных проблем представляется необходимым четкое закрепление порядка разграничения земельных участков, на которых находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в долевой собственности различных публичных собственников.

Также мы предлагаем наделить отдельными полномочиями Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимуще-ство). В частности, это полномочия относительно управления федеральным имуществом по осуществлению контроля за разграничением государ-

ственной собственности на землю. При этом следует сохранить полномочия по контролю за порядком использования и распоряжения неразграничен-ными землями. Данные мероприятия, по нашему мнению, будут способствовать эффективности процесса разграничения государственной собственности на землю.

Список литературы

Разграничение гос собственности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *