Особенности мышления юриста

«Университетская рецепция» римского права сформировала специфический тип юридического мышления в романо-германской правовой семье.
В юридической литературе неоднократно указывалось на качественное различие в превалирующих логических операциях, используемых в мышлении юристов семьи континентального и общего, прецедентного права. Шотландский судья Кипер утверждал: «Для юриста континентальной традиции естествен образ мышления, согласно которому он идет от общих принципов к частному случаю… Юрист же общего права идет от частного случая к общим принципам».
По справедливому утверждению Ф.В. Тарановского, континентальные юристы «имеют дело почти исключительно с готовыми общими положениями закона и из них дедуцируют решения частных случаев, английским юристам приходится предварительно устанавливать самые правоположения индуктивным путем, путем наведения от более или менее казуистических прецедентов и обычаев к юридической норме более или менее общего характера, открывающего возможность последующей дедукции для нового казуса».
Современные исследователи связывают логические операции, превалирующие в мышлении юристов романо-германской и англо-американской правовых семей, с основными видами источников права.
Ж.-Л. Бержель утверждает, что для правовых систем романо-германских государств, в основе правовых систем которых лежат законодательно закрепленные принципы, характерны силлогизм и дедуктивное суждение, а для правовых систем common law, основанных главным образом на юридических прецедентах, свойственно преимущественно суждение по аналогии.
Т.В. Губаева пишет: «Юрист, действующий в системе романо-германского права, где соблюдается принцип первичности законодательства и вторичности судебной практики, мыслит дедуктивно, от общего к частному. /…/ В системе англосаксонского права, где главенствующая роль признается за судебным прецедентом, логика иная. Юридическое мышление индуктивно, осуществляется от частного к общему…».
Важно отметить, что имеется связь дедуктивного мышления с представлением об однозначном смысле законов, выявляемом посредством толкования, – в романо-германской семье, и индуктивного мышления юристов общего права – с представлением о том, что словесные формулировки норм открыты для переосмысления, наполнения новым содержанием.
Как указывает Э. Леви, «слова изменяются, чтобы вместить тот смысл, который вкладывает в них общество». На наш взгляд, отношение юристов романо-германского права к формулировкам закона как обладающим неизменными, устойчивыми значениями, является результатом генезиса континентальной догматической догматики, которая складывалась под существенным влиянием схоластической культуры.
Психологическое объяснение в различиях мышления юристов романно-германского и общего права дает В.М. Танаев.
Исследователь утверждает, что в основании континентальной и англо-американской правовых систем лежат принципиально разные психотипы: первая принадлежит к интуитивному типу права – воспринимающий субъект производит мысленные операции с данными органов чувств и создает модель, по которой оценивается входящая информация (интуитивный и решающий психотип); вторая правовая система принадлежит к конкретному, сенсорному типу, характеризующемуся опорой на данные органов чувств и непрерывное восприятие окружающих сигналов (конкретный и воспринимающий психотип).
Именно поэтому в основе континентального права лежит дедуктивный логический механизм, при котором система права представляет собой «структуру кристалла» – эмпирический опыт в нем вмещается в «прокрустово ложе» систем и норм. В основании же общего права лежит индуктивный подход, прецедентное право представляет собой «вечнозеленеющее дерево жизни», органически растущее в виде создания новых прецедентов как ответов на конкретное восприятие окружающей действительности.
Не отрицая возможность психологического осмысления оснований, обусловливающих стилевые различия в мышлении, мы попытаемся раскрыть определяющее влияние континентальной юридической догматики на дедуктивную ориентацию в мышлении юриста романно-германского права.
Различие в типичных «логических схемах» мышления юристов разных семейств отражается и на целях доктринальной деятельности: «На континенте стремятся создать правовую систему без лакун, в США и Англии для юристов ориентирами служат судебные решения. На континенте испытывают радость от научной систематизации, в США и Англии царит глубокий скепсис по отношению к любым иссушающим душу обобщениям».
В связи с этим в современной компаративистике утвердилась позиция, согласно которой англо-американская судебная практика тщательнее и точнее подходит к исследованию «конкретных особенностей фактической стороны какого-либо дела», поскольку для английских юристов характерны «преюдициальный образ мышления», склонность «обсуждать жизненные проблемы и аргументировать свои выводы, опираясь скорее на конкретные и исторические факты, нежели на абстрактные понятия», в то время как мышление континентальных юристов романо-германской традиции «стремится насильственно втиснуть каждую жизненную ситуацию в заранее разработанную классификацию, подогнать под первый попавшийся «руководящий принцип».
В литературе также проводится связь между стилем юридического мышления и характером юридического образования, структурными особенностями системы права. Так, И.Л. Честнов вполне справедливо утверждает, что «дедуктивный принцип, проникающий во все части юриспруденции континентальной Европы, выражается прежде всего в кодифицированных нормативно-правовых актах, в преподавании, которое начинается с теории права. Индуктивный принцип англосаксонской системы отличает казуистичность, конкретность, инструментальность мышления, преобладание процессуального права над материальным».
Действительно, система юридического образования на континенте построена сообразно дедуктивному стилю мышления: первоначально транслируются знания общих понятий, сформуированных доктриной, а затем изучаются отдельные правовые институты – общее всегда предшествует частному. В странах прецедентного права, напротив, юридическое образование фокусируется на ведущих прецедентах и прослеживает развитие прецедентных «норм» в хронологическом порядке – от прецедента к прецеденту, приучая будущего юриста мыслить по аналогии.
Континентальное юридическое образование основано на системе юридических понятий, во многих правовых институтах присутствуют родовидовые классификации, теория юридической квалификации строится на дедуктивной силлогистике. Все это практически отсутствует в юридическом образовании англо-американских школ права: юристы не рассматривают положительное право как понятийно фундированную целостную систему, не стремятся дать темпорально неизменные определения базовых понятий, а стремятся тщательнее исследовать различия между прецедентами, детали судебной аргументации, прямые и скрытые коллизии с предшествовавшими прецедентами, и др. Очевидно, что стиль юридического мышления, характер образования, структуризация положительного права в каждой правовой семье являются результатом многовекового генезиса ее догмы.
Превалирование дедуктивных заключений среди логических операций в мышлении юристов континентальной семьи имеет под собой культурные основания, укорененные в догматической юриспруденции. Дедуктивная ориентация континентального юридического мышления своей необходимой предпосылкой имеет формирование представления, ставящего абстракцию выше конкретных явлений. Данное представление сформировалось в континентальном юридическом мышлении в период господства схоластического мировоззрения, для которого высшей степенью действительности обладал Бог – самая абстрактная универсалия. Дедуктивная «логическая схема», применяемая для юридических целей, основывается на презумпции истинности утверждений, используемых в качестве больших посылок силлогизма. Это значит, что для формирования дедуктивного типа юридического мышления профессиональное юридическое сообщество должно было отрефлексировать и сформулировать базовые юридические начала, которые пронизывают все «тело» права. Ведь мышление юриста, по справедливому утверждению В. Кнаппа и А. Герлоха, как определенный вид профессионального мышления определяется в первую очередь своим предметом – правом.
Поиск общих принципов права, в свою очередь, должен иметь под собой идейно-ценностные, культурные основания, которые сформировались благодаря средневековой схоластике. Именно средневековые схоласты реципировали сообразную религиозному сознанию «аподиктическую логику» стоиков, которая превратила диалектическое вероятностное суждение в аподиктическое, в котором большая посылка воспринимается как очевидная истина. Логика стоиков позволяла школе комментаторов воспринимать общие принципы как универсальные истины и выводить из них более частные правила, что выступило предпосылкой к формированию юридического концептуализма и пандектной структуризации материала.
В целом схоластическое мировоззрение способствовало трансформации казуистических, привязанных к определенным фактическим составам римских юридических правил в абстрактные нормы и принципы романо-германского права школами глоссаторов и комментаторов. Очевидно, что если право состоит из конгломерата конструкций-инструментов разрешения отдельных типовых ситуаций, как это было в Риме классического периода, то дедуктивный силлогизм не станет основной операцией юридического мышления – юристы будут мыслить по аналогии, пытаясь найти в уже созданных конструкциях наиболее близкий образец для разрешения настоящего дела. Для господства дедукции необходимо, чтобы само содержание положительного права было представлено в виде абстрактных, обобщенных норм, охватывающих множество однотипных ситуаций, должны быть сформированы и общие принципы права, выступающие фундаментом дедуктивного юридического мышления.
По нашему мнению, дедуктивно ориентированный стиль мышления юриста романо-германского права в значительной мере обусловлен генезисом континентальной юридической догматики.

Профессиональное мышление юриста

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе — система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении юриста устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить — это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.

Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через такие его составляющие:

1. установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;

2. обобщение свойств однородной группы правовых явлений;

3. понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений.

Формы мышления:

1. суждение;

2. умозаключение;

3. понятие.

Суждение — форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. Суждение юриста должно иметь твердую нормативность, точность, формализованность выводов. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

Умозаключение — вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение юриста не должно выходить за рамки норм, установленных в законах.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: Что это такое? Давая квалификацию тому или другому явлению через понятие (кража, подлог, покушение на убийство и др.) юрист-практик подводит итог творческой мыслительной деятельности, ориентируясь на закрепленное в законе понятие.

Итак, в мышлении юриста моделируются объективные основные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.

Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через три этапа:

выявление, создание и формулирование ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;

анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;

выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.

Профессиональное мышление юриста связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т.к. для него важен прежде всего процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет.

Содержание профессионального мышления юриста составляют профессиональные установки на:

— высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;

— обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценивать поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям в отношении коллег и клиентов;

— общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;

— приоритетность прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Ст.62 Конституции Украины гласит: «Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу”.

Мышление юриста (следователя, прокурора и др.) должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Это положение мы читаем в первой части ст.62 Конституции Украины: «Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда».

К сожалению, в судах Украины имеют место ограничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточного осмысления судьями принципа приоритетности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности. Нарушение в суде уголовно-процессуального закона о праве подсудимого на защитительную речь при отсутствии адвоката, обязано повлечь за собой протест прокурора, в котором он вправе поставить вопрос об отмене приговора. Судебная коллегия Верховного суда Украины обязана удовлетворить протест прокурора на этом основании.

Уровень профессионального мышления юриста — показатель его компетентности и квалификации как специалиста.

Профессия, специальность и квалификация юриста

Профессионально – квалификационное разделение труда юриста (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.

Профессия — широкая область профессионально-трудовой деятельности, требующая знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в сфере социальных услуг.

Профессия юриста раскрывается через понятия:

деятельность, взятую как определенную реальность;

профессионализм как качество деятельности;

юридический характер как особая сфера деятельности – в отличие от экономической, управленческой и др.

Профессия юриста — широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности данной сферы и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы.

Общие черты профессии юриста:

юрист служит гражданскому обществу и государству: его деятельность имеет, прежде всего, общественный и государственный характер;

юрист имеет дело, как правило, с социальными аномалиями, «болезнями» в обществе;

юрист имеет официальный статус должностного лица: при занятии должности он нередко присягает на верность своему профессиональному долгу;

юрист своим трудом не принимает прямого участия в создании материальных и духовных благ: он обладает определенными властными полномочиями, которые содержат в себе управленческие начала (но не обязательно являются исключительно управленческими). Так, труд прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и др. предполагает наличие у них особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона;

юрист действует автономно: его работа полностью не совпадает с деятельностью учреждения, ведомства, работником которых он является;

юрист призван действовать творчески: он находится в постоянном поиске истины, у него нет стандартов, поскольку он решает конкретные дела конкретного лица или случая;

юрист — служитель закона: в своей деятельности он всегда ограничен рамками закона.

Профессионализм — это хорошее владение своей профессией. Свойство профессионализма отражает специфику работы юриста, отграничивает ее от правового сознания, правовой культуры всех субъектов права (не юристов).

Действовать профессионально (а недилетантские) означает:

осуществлять деятельность по правилам, выработанным и закрепленным в установленном порядке, т.е. действовать в соответствии с особым уровнем принимаемых на себя задач;

соблюдать требования нормативно-правового, психологического, политического, этического и эстетического характера, которые предъявляются к процессу деятельности и ее результатам; руководствоваться морально-правовым долгом (а не соображениями корысти или выгоды) при ее выполнении;

быть подконтрольным деятельности соответствующих государственных органов и (или) объединениям специалистов, свободным от непрофессионального (в том числе партийного) вмешательства;

получать надлежащую оплату за квалифицированный труд;

гарантировать осуществление работы – обеспечивать непрерывность деятельности на надлежащем (практическом и теоретическом) уровне в соответствии с поставленными задачами либо запросами.

Профессия, как правило, включает в себя целый ряд специальностей. Напр., профессия — учитель включает специальности – учитель математики, химии, биологии, истории, основ правоведения и др. Развитие науки и техники, изменения в экономической и политической сферах жизни страны вызывают появление новых и ликвидацию отживших профессий и специальностей. В Государственном реестре насчитываются тысячи профессий и специальностей, которые постоянно обновляются.

Специальность — это узкая сфера профессионально-трудовой деятельности с четко обозначенными полномочиями, требующая конкретных правовых знаний и навыков, необходимого уровня профессионально-правового мышления и поведения (деятельности). В профессии юриста имеются специальности следователя (следователь уголовного розыска и др.), прокурора (помощника прокурора и др.), адвоката, нотариуса, судьи (судья арбитражного суда и др.) и т.д.

В данной статье автор рассматривает профессиональное мышление юриста и его роль в формировании правовой культуры.

Наиболее ярким и четким показателем про­фессиональности знаний, которыми должен обладать юрист, является развитое профессио­нальное мышление. Высококвалифицированный юрист способен мыслить юридически, т.е. на своем участке деятельности осмысливать факты действительности при помощи четких юридиче­ских понятий и конструкций и, в частности, да­вать юридическую оценку фактам — правильно и точно юридически их квалифицировать.

В энциклопедическом словаре мышление определяется как опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей действительности .

Для познания закономерностей явлений, вы­явления связей и отношений между вещами, не­обходима мыслительная деятельность, ибо связи в окружающем мире не могут быть познаны органа­ми чувств человека. Деятельность человека разум­на благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непо­средственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в изменяющейся ситуации.

По мнению известного российского ученого А.Э. Жалинского, профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкрет­ных профессионально-правовых ситуациях дей­ствительности, или иначе — система информа­ционно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального на­значения .

В профессиональном мышлении юриста устанавливается отношение условий его дея­тельности к цели, осуществляется перенос юри­дических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответству­ющую обобщенную схему. Умение юридически мыслить означает целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи.

Мышление судьи, прокурора, адвоката, сле­дователя — это практическое мышление, оно на каждом этапе связано с определенными прак­тическими проявлениями. Умственная деятель­ность юриста-теоретика (ученого) осуществля­ется на пути перехода от практики к абстракции, теории, а юриста-практика — от абстракции к жи­вой действительности. К примеру, осматривая место происшествия, следователь находит следы прошедшего события. Устанавливая существен­ные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, следователь путем логиче­ского мышления реконструирует целостную картину возможного хода события. Оценивая юридическую фабулу дела, прокурор увязывает существо дела с принятым решением провопри-менителя. Эта реконструкция происходит опос­редованным путем — через понимание связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Та­кое логическое отражение возможно на основе обобщения и знаний.

Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через составля­ющие: установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере; обобщение свойств однородной группы правовых явлений; понимание сущности конкретного правового яв­ления как разновидности определенной группы таких явлений .

В юридической литературе выделяют та­кие формы мышления как понятие, суждение, умозаключение. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. К примеру, квалифицируя юридическое дело, да­ется понятие того или иного явления. Тем са­мым, юрист-практик подводит итог творческой мыслительной деятельности, ориентируясь на закрепленное в законе понятие. Таким образом, в мышлении юриста моделируются объектив­ные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенно­сти, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мыш­ления базируется на соотнесении ситуативной информации (о конкретном событии, факте) с обобщенной информацией, хранящейся в памя­ти индивида.

Суждение — форма мышления, в которой от­ражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. Суждение юри­ста должно иметь нормативность, точность, фор-мализованность выводов. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

Умозаключение — вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение юриста не должно выходить за рамки норм, установлен­ных в законах.

Динамика (процесс) правового мышления мо­жет быть представлена через следующие этапы. На первом этапе выявляется, создается и форму­лируется ситуация, связанная с определенным объектом мышления, получением его факти­ческой и правовой характеристики, формули­рованием задачи. На втором этапе проводится анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом по­следствий и существующих ограничений. На по­следнем этапе проводится выбор оптимального варианта решения, определение возможных ре­зультатов и негативных последствий .

Профессиональное мышление юриста свя­зано с выполнением общественных и госу­дарственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вы­несенных решений и актов их реализации, при­дания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т.к. для него важен, прежде всего, процесс практического осуществления принятых решений, их законно­сти, соответствия компетенции и задачам органа, который он представляет.

Содержание профессионального мышления юриста составляют установки на: высокую нор­мативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности; обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценить поведение окружа­ющих людей и самокритическом отношении к собственным действиям; общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях.

Для судей важно придерживаться принци­пов, закрепленных в ст. 77 Конституции РК. Эти принципы являются основополагающими, по­этому считаем необходимым привести их содер­жание полностью:

  • лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет при­знана вступившим в законную силу приговором суда;
  • никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственно­сти за одно и то же правонарушение;
  • никому не может быть без его согласия из­менена подсудность, предусмотренная для него законом;
  • в суде каждый имеет право быть выслу­шанным;
  • законы, устанавливающие или усиливаю­щие ответственность, возлагающие новые обя­занности на граждан или ухудшающие их по­ложение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применя­ется новый закон;
  • обвиняемый не обязан доказывать свою не­виновность;
  • никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких род­ственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельство­вать против доверившихся им на исповеди;
  • любые сомнения в виновности лица толку­ются в пользу обвиняемого;
  • не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;
  • применение уголовного закона по аналогии не допускается .

Мышление следователя, прокурора и других юристов-практиков должно основываться на вы­шеперечисленных принципах. Особое значение имеет принцип презумпции порядочности (не­виновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке.

К сожалению, в судах РК имеют место огра­ничения подсудимого в осуществлении его права на защиту, что является показателем недостаточ­ного осмысления судьями принципа приоритет­ности прав человека как главного принципа в их профессиональной деятельности.

В связи с этим полагаем, что особого внима­ния в формировании профессионального мыш­ления юриста должно быть отведено творческо­му началу, без которого невозможна актуализа­ция права. К примеру, казахстанскому обществу необходим такой судья, который бы обладал духом творчества, критического преобразую­щего восприятия правовых норм, ибо без этого условия судья не может выполнять возложенные на него ст. 78 Конституции обязанности и права оценивать действующие законы с точки зрения защиты прав и свобод человека.

Сегодня большое значение в профессиональ­ной культуре судей должно уделяться развитию конституционного правосознания, основой кото­рого должно стать стремление судей к достиже­нию мира и согласия в обществе. Важно уяснить для судей, что их основное назначение — не ка­рать и наказывать, а воспитывать членов обще­ства, достигать компромисса и согласия в обще­стве и в духовном состоянии членов общества.

Профессионально мышление не может фор­мироваться абстрактно. Здесь важны такие явле­ния, как правосознание, правовой дух, правовые воззрения. Обратим внимание на развитие кон­ституционного духа. Особенно это важно для ра­ботников прокуратуры. В статье 83 Конституции РК закреплено, что прокуратура от имени госу­дарства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нор­мативных правовых актов на территории Респу­блики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, админи­стративного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опро­тестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Респу­блики. Прокуратура представляет интересы го­сударства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществля­ет уголовное преследование. Тем самым в кон­ституционных нормах прямо возлагается обя­занность увязать профессиональное мышление с конституционным правосознанием. Без него у нас не приживется ни одна конституция. Ибо Конституция есть духовный источник конститу­ционного обустройства, развития, функциониро­вания государственности, привития гражданину конституционно-юридических устремлений.

Отметим опасность вырождения професси­онального юридического мышления, выражаю­щуюся в профессиональном правовом нигилиз­ме правоохранительных органов. К сожалению, данное явление имеет тенденцию к росту, что не может не беспокоить как государство, так и общество в целом.

Правоохранительные органы стали, прежде всего, карающими, наказывающими, и даже больше того, во многих случаях органами, про­воцирующими членов общества на совершение преступлений, или точнее органами, ожидающи­ми, чтобы члены общества совершали престу­пления, что, безусловно, выгодно для представи­телей этих органов, т. к. приносит им определен­ные дивиденды. Тем самым сегодня забывается такая функция права, как предупредительная и воспитательная. Это весьма опасно для обще­ства и для его будущего. Эта идея также выража­лась в Послании Президента РК народу Казах­стана от 6 февраля 2008 г.

Полагаю, что сегодня результативность пра­воохранительных органов должна оцениваться не только по количеству вынесенных наказаний, а и по количеству предупредительных мер, на­правленных на предупреждение совершения преступлений и воспитание членов общества.

Полагаем, что при исследовании профессио­нального мышления юристов необходимо учи­тывать внутреннюю психическую самооценку личности юриста, его готовность служить обще­ству или личным интересам.

Общественная полезность или личная выгода или их сочетание — вот цели, определяющие про­фессионализм юриста и его приложение к юри­дической деятельности.

Высшие учебные заведения при подготовке юристов должны обращать особое внимание на обучение юридическим наукам на основе плю­рализма мысли ученых, юридических школ, при этом уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе. Именно в стенах юридических вузов необходимо получение таких практических на­выков, как умение публично выступать, общать­ся с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Разумеется, что культура юриста-профессио­нала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

Таким образом, юристы должны обладать особым профессиональным мышлением, кото­рому должны быть присущи активность и ини­циативность, поисковый характер, глубина и широта, логичность и организованность, доказа­тельность (нетерпимость к голословным утверж­дениям), непротиворечивость, способность мыс­лить при «информационных пустотах», умение выдвигать гипотезы и тщательно исследовать их, находчивость, гибкость, скорость, практич­ность, ясность, устойчивость, прогностичность, креативность (мыслить быстро и творчески), критичность.

Большое значение имеют личностные каче­ства юриста, например духовные потребности, интересы, устремления, ценностные ориента­ции, черты характера, психофизиологические качества (темперамент) и др.

Особенности мышления юриста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *