Полевой участок

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Содержание

Земельные участки для ведения ЛПХ

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) земельного участка и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в собственности граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

Деление земель в Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по видам разрешенного использования. Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

Земли населенных пунктов – это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые для ведения ЛПХ, называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

Земли сельскохозяйственного назначения – это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя ЛПХ и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Полезная информация для многих матерей, как получить декретные если не работаешь.

Важная информация для беременных — это, безусловно, сведения о сроке выплаты пособий. Узнайте их в нашей статье!

На какой размер пенсии может рассчитывать бывший госслужащий, вы узнаете !

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для обустройства огородов, животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Деятельность ЛПХ. Права, обязанности и ответственность

17 Сентября 2014

ЛПХ не является предпринимательской деятельностью. А почему в законе о ЛПХ не сказано, от скольких поголовья крупнорогатого скота ЛПХ уже не является, а считается крестьянским фермерским? Т.К. владельцы ЛПХ очень хорошо устроились, в смысле не уплате налогов, все семь дней в неделю торгуют молочной продукцией и никаких налогов! И ещё хочу задать вопрос, должна ли быть огорожена забором их территория от моей (у нас смежные участки) и где это написано? Где не смотрю территория должна быть огорожена 1.6 м относится к фермерским хозяйствам, а ЛПХ — 9 коров гуляй где хочешь скот и продукцию молочную продают, мясо частникам сдают, чистая прибыль и никаких налогов, всё как у них хорошо то!

А и ещё такой момент. 2 кучи навозной лежат и с каждым днем прибавляются, на своем огороде мы сажая картофель в мае обнаружили свежее останки туши (копыто). И ещё меня интересует вопрос на каком расстоянии от источника водозабора имею ввиду (у себя в доме скважина и колодец) должно быть метров от скотского двора и навозных куч. Знаю, что из-за не удаления и не вывоза навоза могут быть заразы как ящур, туберкулез, бруцелез.

В законе о ЛПХ нет ограничений на количество поголовья крупного рогатого скота, птицы или другой живности так как обстановка в разных регионах РФ может отличается друг от друга, из-за этого данные ограничения обычно накладываются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и применяются к конкретному территориальному району.

Вопросы относительно ограждения территории ЛПХ, навозоудаления и их размещения также регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например в Рязанском районе Постановлением Администрации муниципального образования — Рязанский муниципальный район Рязанской области от 17 февраля 2012 г. N 107 пунктом 4.6 установлено, что расстояние от помещении (сооружений) и выгулов (вольеров, навесов, загонов) для содержания скота и птицы в личных подсобных хозяйствах граждан до объектов жилой застройки (до окон жилых помещений и кухонь) в зависимости от количества животных.

При несоблюдении расстояния от мест содержания животных до жилых помещений в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке владелец личного подсобного хозяйства обязан снизить до нормы количество содержащихся на приусадебном земельном участке сельскохозяйственных животных либо вынести содержание превышающего предельную норму количества животных за пределы сельского поселения с регистрацией владельца личного подсобного хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

Расстояния от сараев для скота и птицы до шахтных колодцев должно быть не менее 30 м. До границы смежного земельного участка расстояния по санитарно-бытовым и зооветеринарным требованиям должны быть не менее:

  • от усадебного одно-, двухквартирного дома — 3 м;
  • от постройки для содержания скота и птицы — 4 м;
  • от других построек (бани, гаража и других) — 1 м;
  • от стволов высокорослых деревьев — 4 м;
  • от среднерослых — 2 м;
  • от кустарника — 1 м.

Нахождение животных за пределами подворья без надзора запрещено (п. 4.8).

Владелец животных не должен допускать загрязнения навозом и пометом дворов и окружающей территории, а в случае загрязнения немедленно устранить его (п.4.9).

Обезвреживание навоза и помета в личном подсобном хозяйстве осуществляется методом компостирования на приусадебном участке в специально отведенных местах, исключающих распространение запахов и попадание навозных стоков в почву.

Навоз или компост подлежит утилизации методом внесения в почву.

В случае невозможности использования на приусадебном участке всего объема навоза и помета владелец обязан обеспечить его вывоз в специально отведенное место, согласованное с органами местного самоуправления и территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (п.4.10).

Разрешается свободный выпас животных на огороженной территории владельца земельного участка (п.6.3), т.е. территория ЛПХ должна быть огорожена в соответствии с границами земельного участка.

Для продажи готовой продукции через рынки, магазины и предприятия общественного питания сертификация в РОСПОТРЕБНАДЗОРЕ с получением справок на реализацию из СЭС производимой сельхозпродукции обязательна для любой формы собственности, включая и ЛПХ, не зависимо от индивидуальных возможностей собственного производства для реализации готовой продукции. Но для КФХ она носит обязательный характер для каждого направления деятельности в отдельности.

Юрист ООО ЮК «Регион лекс» Никулкин Евгений Сергеевич

Теги: Личное подсобное хозяйство, правила содержания животных в ЛПХ
>О личном подсобном хозяйстве (с изменениями на 3 августа 2018 года)

О личном подсобном хозяйстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О личном подсобном хозяйстве

(с изменениями на 3 августа 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008);
Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ (Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ);
Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. статью 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ);
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Принят Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации
26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
7 июля 2003 года
N 112-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК

ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК ПРИУСАДЕБНЫЙ УЧАСТОК — земельный участок, выделяемый в личное пользование колхозников, рабочих и служащих и других лиц, проживающих в сельской местности. Приусадебный участок предназначен для жилых и хозяйственных построек, огорода, сада, для небольшого личного подсобного хозяйства. Приусадебные участки для рабочих и служащих (в том числе пенсионеров) могут быть выделены из свободных земель приусадебного земельного фонда колхозов (по решению общего собрания колхозников), за счёт земель совхозов (для работников совхозов), за счёт земель предприятий и учреждений (для работников этих предприятий), за счёт государственного земельного запаса и других свободных земель.

Размеры приусадебного участка. Для рабочих и служащих (в том числе пенсионеров), проживающих в сельской местности на территории колхозов, приусадебные участки отводятся размером не более 0,15 га на семью, включая площадь, занятую постройками. В районах орошаемого земледелия эта норма сокращается наполовину. Для агрономов, зоотехников, землеустроителей, ветеринарных врачей, специалистов водного хозяйства, механиков, агролесомелиораторов, работающих в сельском хозяйстве или преподающих в сельскохозяйственных учебных заведениях и проживающих в сельской местности, приусадебные участки выделяются в размере до 0,25 га на семью, включая площадь, занятую постройками. Для сельских учителей, директоров и заведующих учебной частью сельских школ приусадебные участки отводятся по нормам для колхозных дворов, но не свыше 0,25 га на семью. Для работников совхозов приусадебные участки отводятся от 0,15 га и выше (0,30 га, 0,40 га, 0,50 га) в зависимости от специализации совхоза и местности. Для некоторых категорий работников транспорта и лесной охраны приусадебные участки могут отводиться в размерах свыше 0,15 га. Приусадебные участки предоставляются в бесплатное и бессрочное пользование.
Планировка приусадебного участка. Форма приусадебных участков зависит от природных условий, формы квартала, от материала, из которого строятся жилые дома, и от площади, отводимой под приусадебные участки. Лучшей формой приусадебных участков является прямоугольная, так как при этом облегчается хозяйственное использование земельного участка (устройство сада, огорода, палисадника), облегчается планировка и застройка участка, а также размещение прямоугольных участков в квартале. Ширина и длина приусадебного участка зависят от площади земельного участка и плана квартала. Чем меньше ширина приусадебного участка, тем меньше затрат на благоустройство. Наименьшая допустимая ширина приусадебного участка зависит от допустимых противопожарных разрывов,которые определяются огнестойкостью конструкции жилого дома. Для одноквартирного жилого дома, при несгораемых конструкциях, ширина участка может быть равна 19 м, при трудносгораемых конструкциях — 22 м и при сгораемых — 25 м.

От расположения дома на приусадебном участке зависит расположение плодового сада, ягодника, хозяйственных построек и двора. При выборе проекта жилого дома надо учитывать его ориентацию па приусадебном участке по отношению к странам света и к направлению господствующих ветров. В средней полосе СССР жилой дом желательно располагать длинной осью с севера на юг, а для южного климата — с запада на восток.

Пример планировки приусадебного участка с одноквартирным домом при ширине участка в 30 м показан на рис. 1. Эта планировка рассчитана на условия средней полосы СССР. Аналогичная планировка может быть применена и при большей ширине участка за счёт увеличения ширины сада и сокращения его глубины. Перспективный вид такого участка см. на рис. 2. При застройке усадеб двухквартирными домами, принимая длину жилого дома в 19 м, при несгораемых конструкциях ширину участка на 2 усадьбы можно принять в 28 м, при трудносгораемых — в 31 м и при сгораемых — 34 м. Если ширина участка на 2 усадьбы равна 34 м, то длина участка (при размерах участка в 0,15 га) будет 88 м. Пример планировки таких усадеб показан на рис. 3. Отрицательная сторона этой планировки в том, что плодовые деревья размещаются в одну линию. В этом отношении более удобна планировка, показанная на рис. 4.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА

Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности (т.е. деятельности, не связанной с систематическим извлечением прибыли) по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и осуществляемой гражданином или гражданином и членами его семьи на земельном участке, полученном или приобретенном для удовлетворения своих личных потребностей. При этом реализация произведенной продукции не признается предпринимательской деятельностью (ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки двух видов:

— в границах населенного пункта (приусадебный участок);

— за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

При этом Законом установлены ограничения по пределам использования приусадебного и полевого земельного участка.

Приусадебный земельный участок может быть использован как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных и бытовых построек, а также иных сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, а также противопожарных, санитарно-гигиенических и других правил и нормативов.

Полевой земельный участок предназначен исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем каких-либо зданий и строений (п. п. 2, 3 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Органами местного самоуправления устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков (п. 4 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Максимальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, которые могут находиться в собственности или ином вещном праве у граждан, установлен в размере 0,5 га. Данный размер может быть увеличен законом субъекта, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), осуществляется на основании акта о предоставлении гражданину земельного участка или акта (свидетельства) о праве гражданина на земельный участок, выданных органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо на основании выданной органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги, или иного документа, удостоверяющего право гражданина на земельный участок (ч. 1 ст. 49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ)).

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется при предоставлении свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение, или один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, о которых сказано выше (ч. 2 ст. 49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то предоставление указанных выше документов не требуется (ч. 3 ст. 49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

После вступления в действие ЗК РФ право собственности регистрируется на общих основаниях, а именно при предоставлении соответствующего акта государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или гражданско-правового договора о его приобретении.

Предоставление земельных участков в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с нормами земельного законодательства (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Земельные участки предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на основании договора купли-продажи за плату (ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ), в безвозмездное пользование (подп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ) или в аренду (подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства осуществляется без проведения торгов (подп. 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).

При этом цена земельного участка устанавливается органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым принадлежит земельный участок (п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ).

В определенных законом случаях земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину бесплатно в случае, если ранее земельный участок был предоставлен гражданину в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства и в течение пяти лет использовался им по назначению в соответствии с видом его разрешенного использования (подп. 4, 5 ст. 39.5 ЗК РФ, подп. 6 п. 2 ст. 39.10 и подп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

Так же бесплатно могут быть предоставлены земельные участки гражданам, которые имеют трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, а также иным лицам в предусмотренных законом субъекта РФ или федеральным законом случаях (п. п. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ).

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов (подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Размер арендной платы устанавливается Правительством РФ (для земель, находящихся в федеральной собственности), органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в их собственности (ст. 39.7 ЗК РФ).

При этом срок аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта устанавливается в 20 лет (подп. 3 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ).

Также земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены гражданину на праве безвозмездного пользования на срок не более чем 6 лет (подп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ).

Таким образом, гражданам земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены на праве собственности, аренды либо на праве безвозмездного пользования.

По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке:

— подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);

— подача гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать;

— принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

— обеспечение заинтересованным гражданином необходимых кадастровых работ в целях образования земельного участка;

— осуществление кадастрового учета земельного участка;

— подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;

— заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком (подп. 1 — 7 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).

(Богатков С.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

Полевой участок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *