Всего найдено: 70
Вопрос № 306290 | ||
Добрый день, следует ли писать «соисполнитель-федеральный орган исполнительной власти» через дефис как «мастер-плиточник» или необходимо обособлять запятыми: соисполнитель, федеральный орган исполнительной власти»
Ответ справочной службы русского языка
Перед приложением может стоять тире (соисполнитель — федеральный орган исполнительной власти) или запятая в зависимости от строя предложения.
Вопрос № 305872 | ||
Добрый день! Подскажите нужна ли запятая после слов Российской Федерации? Обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти по вопросам переданных полномочий в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Если да, то почему?
Ответ справочной службы русского языка
В этом предложении нет слов Российской Федерации.
Вопрос № 300541 | ||
И все же жду ответа! Первые три вопроса отправлены 4, 11, 26 марта – ответа не было! Снова написали вам -15 апреля, от вас снова нет помощи. Сегодня еще одна попытка (но вопросов стало больше). 1. ИзменениЕ (или изменениЯ?) запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр. 2. Ответ на вопрос может быть дан в иной(,) близкой по смыслу формулировке. Нужна ли выделенная запятая? Почему? 3. Строчная или прописная в слове «федеральный»? Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование. 4. Проверьте, пожалуйста, подпись под статьей – большая буква после двоеточия уместна? » Пресс-служба Минприроды России». 5. Подтвердите, что название институтов написано неправильно: ВНИИГеосистем (надо – ВНИИгеосистем), ВНИИОкеангеология (надо – ВНИИокеангеология)? 6. Проверьте, пожалуйста, пунктуацию: В Дальневосточном федеральном округе(,) в Магаданской области учтено шесть месторождений.
Ответ справочной службы русского языка
1. Корректно: Изменение запасов продуктов в результате истечения срока годности, перевода на центральный склад, отправки заказчику и пр.
2. Пунктуация зависит от смысла. Оборот без запятой в иной близкой по смыслу формулировке означает, что была дана близкая по смыслу формулировка, но есть и другая, тоже близкая по смыслу. Оборот с запятой содержит поясняющее определение и означает ‘в иной, то есть близкой по смыслу формулировке’.
3. Корректно написание слова федеральный со строчной буквы: Провести мероприятие поручено федеральному государственному бюджетному учреждению «ВНИИзолоторедька»; Для создания федеральной государственной информационной системы (ФГИС) «Учет неопознанных объектов» следует приобрести новейшее оборудование.
4. Лучше написать со строчной буквы: пресс-служба Минприроды России.
5. Приведем правило. В сложносокращенных словах смешанного типа, образованных из инициальных аббревиатур и усеченных основ, инициальная часть обычно пишется прописными буквами, а усеченная — строчными, напр.: НИИхиммаш, ЦНИИчермет, ГлавАПУ, КамАЗ; однако: ГУЛАГ, СИЗО (следственный изолятор), ГОСТ (государственный общероссийский стандарт), РОСТА (Российское телеграфное агентство), Днепрогэс. При этом составные названия, в которых за инициальной частью следует несокращенное слово (слова) в косвенном падеже, пишутся раздельно, напр.: НИИ газа, НИИ постоянного тока.
По правилу нужно писать: ВНИИгеосистем, ВНИИокеангеологии. Однако в уставах организаций могут быть закреплены варианты названий, не соответствующие правилам. Такие названия придется воспроизводить в юридических документах.
6. Корректно: В Дальневосточном федеральном округе, в Магаданской области, учтено шесть месторождений.
Вопрос № 299201 | ||
Как правильно? Федеральный закон не предусматривает введение или отмену налогов или федеральный закон не предусматривает введения или отмены налогов
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Федеральный закон не предусматривает введения или отмены налогов.
Вопрос № 296092 | ||
Подскажите, пожалуйста, как правильно: пакет законопроектов или Пакет законопроектов.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: пакет законопроектов. С большой буквы пишется первое слово официального названия документа: Федеральный закон «О…»
Вопрос № 295185 | ||
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пишется слово «постановление» в данном случае, с большой или маленькой буквы: 15 июля 2013 года было принято постановление Правительства РФ №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»» (далее – Постановление). Следуя целям и задачам Постановления, был создан федеральный проект «На село», который работает над созданием общероссийского каталога «Российской глубинке посвящается…».
Ответ справочной службы русского языка
Слово постановление пишется строчными буквами.
Вопрос № 290082 | ||
Центральный федеральный округ — с большой Ц. А Центральная Россия, центральная Европа?
Ответ справочной службы русского языка
Также с большой.
Вопрос № 289774 | ||
Здравствуйте! В «Письмовнике» написано, что названия документов берем в кавычки: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». Однако в разделе «Официальные документы» есть такое написание: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 992 О Совете по русскому языку. Как быть? Это факультативный знак? И как поступать с названиями такого плана: Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Заключать ли это в кавычки? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки нужны при указании на полное официальное наименование документа. В нашем случае название дано не полностью (но уже поправили на полное название, с кавычками). А вот «основы» в кавычки не заключаются.
Вопрос № 289032 | ||
Добрый день! Обращаюсь к вам повторно и очень прошу ответить. У нас, в Нижегородской области, был Семёновский район — стал городской округ Семёновский. И теперь во всех бумагах пишут и даже по ТВ говорят: «В городском округе Семёновский», «глава администрации городского округа Семёновский» – без склонения слова «Семёновский». Режет слух ужасно! По аналогии, нужно тогда говорить: «В городском округе Семёновский области Нижегородская Федерации Российская»! Вопрос: так нельзя ли писать и говорить «В Семёновском городском округе», «глава Семёновского городского округа» — как нормальные русские люди? Или я не прав?
Ответ справочной службы русского языка
В названиях городских округов закреплен именно такой порядок слов – городской округ такой-то. Это связано с необходимостью унифицировать наименования, ср.: городской округ Долгопрудный, городской округ Домодедово, городской округ город Дзержинск, но при этом: Сибирский федеральный округ, Нижегородская область.
Вопрос № 288026 | ||
Очень часто в юридических текстах при упоминании какого-либо закона вместо значка № используется буква N (например, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…») Хочется понять, является ли это ошибкой, следует ли в тексте федерального закона исправлять букву на соответствующий значок?
Ответ справочной службы русского языка
При наличии технической возможности заменять N на № необходимо.
Вопрос № 286250 | ||
Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, в каких случаях федеральный закон (положение, решение, постановление и пр.) пишутся с большой буквы? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В официальном названии документа следует писать слово федеральный с прописной буквы, например: Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Не в сочетании с полным официальным названием закона корректно написание строчными буквами: рамочный федеральный закон, новый федеральный закон лежал на столе.
То же правило распространяется и на слова положение, решение, постановление: Положение о мероприятиях, направленных на улучшение содержания животных в неволе, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации».
Вопрос № 283996 | ||
Как пишется г(Г?)осударственная итоговая аттестация (ГИА)? Так же, как и Единый государственный экзамен (ЕГЭ)?
Ответ справочной службы русского языка
Для сочетания государственная итоговая аттестация словарной фиксации в орфографических словарях пока нет. Корректно написание со строчной буквы. Так же – со строчной буквы – пишется это сочетание в официальных документах, регламентирующих проведение ГИА.
Ситуация с написанием сочетания Е(е)диный государственный экзамен сложнее. В орфографическом словаре (Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011) зафиксирован вариант с прописной буквой. Однако в официальных документах (см., например, Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ) название этого экзамена пишется со строчной буквы, как и государственная итоговая аттестация.
Вопрос № 281185 | ||
Первый вопрос был касательно склонения географических названий. Правильно ли писать: «Информация для Федерального Округа Крыма и города Семферополь»?
Инга Зайонц
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: информация для Крымского федерального округа и города Симферополя. Нужно ли отдельно говорить о Симферополе, ведь он входит в состав Крымского федерального округа?
Отсюда второй вопрос: Почему «Крымского округа»? Ведь образование называется не «Крымский федеральный округ», а «Федеральный округ Крым»? Не важно, в какой округ входит Симферополь, но название заканчивается на согласный. Может быть применимо правило, что такие названия не славянского происхождения не склоняются?
Ответ справочной службы русского языка
Официальное название – Крымский федеральный округ.
Вопрос № 280854 | ||
Добрый день! Подскажите пожалуйста наименование лица «главный федеральный инспектор по Курганской области», в середине текста написание слова «главный» с заглавной буквы или маленькой? Например, «В соответствии с запросом Главного федерального инспектора по Курганской области…»
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Такое название должности следует писать со строчной буквы. С прописной рекомендуется писать только названия высших государственных должностей и титулов и только в официальных текстах.
Вопрос № 279525 | ||
Здравствуйте! В законах РФ часто встречается понятие «информационно телекоммуникационная сеть «Интернет». А вопрос такой, почему в данном случае слово Интернет пишется в кавычках?
Пример:
1)Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101 г.
2)Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) (в тексте закона)
3)Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (с изменениями и дополнениями) (в тексте закона)
Ответ справочной службы русского языка
Вероятно, это сложившаяся практика в государственном документообороте. Нормативно без кавычек: сеть Интернет.
Коломенский городской суд отправил под домашний арест выступающего против «мусорного полигона» гражданского активиста Вячеслава Егорова. Отец троих детей борется за возможность дышать воздухом для себя и своей семьи. За это ему вменяют «дадинскую» статью 212.1 УК («неоднократное нарушении порядка проведения митингов»). Тем временем Конституция в России еще имеет юридическую силу и гарантирует права и свободы человеку согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Просто не всем.
Не гарантируются конституционные права прежде всего тем, кто как минимум имеет о них представление и как максимум за них борется. Каждый новый год начинается с обысков у анархистов, которых обвиняют во всём: от «экстремистских» постов в социальных сетях до изготовления взрывчатки. Задержанные сообщают о пытках в отделах полиции и СИЗО, но эта информация неизменно опровергается, а привлечь сотрудников правоохранительных органов к ответственности за превышение должностных полномочий не получается практически никогда: потому что «у суда нет оснований не доверять показаниям сотрудника полиции/ФСИН».
Гражданскому активисту можно подкинуть наркотики, оружие, патроны, любую улику, и активист с вероятностью 98% не докажет ни суду, ни следователю, что эта вещь ему не принадлежит, что она появилась в его доме ровно в тот момент, когда сотрудники правоохранительных органов переступили порог. И общество расколется на тех, кто верит решению суда, и на тех, кто верит активисту и честно собранным доказательствам в его защиту.
Но гражданскому активисту или кому бы то ни было еще нельзя подкинуть свалку – большую, дымящую, источающую удушливую вонь, – и надеяться на то, что никто не заметит, и на то, что общество расколется на тех, кто за, и на тех, кто против. А кто-то решит: свалка под окнами – это такой компромисс, «зато соседи спокойные».
Активистов, которые требуют оставить за ними право дышать пусть не экологически чистым, но воздухом без примеси свалочного газа, «винтят», штрафуют, арестовывают за нарушение проведения массовых мероприятий (с. 20.2 КоАП). Конституция гарантирует гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Но не всем. Ещё активистам вменяют «арестную» статью 19.3 КоАП («неповиновение сотруднику полиции»), потому что у сотрудника полиции окна не выходят на свалку и у него есть приказ.
Утром 31 января к Вячеславу Егорову и еще 14 гражданским активистам из Коломны, «опасным преступникам», пришли с обыском. Ничего не нашли, изъяли ноутбуки, телефоны и детские планшеты. Егорова задержали, потому что сочли: он опасен для общества. Вот выдержка из протокола задержания: «Мотивы задержания: обоснованные на фактических данных предположения о том, что Егоров может скрыться от предварительного следствия; продолжать заниматься преступной деятельностью; воспрепятствовать производству по уголовному делу».
Смотри также Акция «Россия не помойка»: десятки городов, тысячи протестующих
В отношении Егорова, боровшегося против свалки в деревне Воловичи, возбудили уголовное дело по антиконституционной статье 212.1 УК РФ. Она читается как «212 прим». В СССР, кстати, тоже были такие статьи-«прим»: сталинская статья 58.1 УК РСФСР («контрреволюционные преступления») и брежневская статья 190.1 УК РСФСР («распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский строй»). «Прим» – это значит, что такие статьи были введены не в период составления кодекса и что действия, предусмотренные этими статьями, когда-то и вовсе не считались преступными. Это статьи, которые вписывались в УК в угоду случаю (зачеркнуто)… нет, в угоду политическому вектору развития страны и принимались «с голоса». Никого, по-видимому, не интересовало, как эти «прим» увязываются с законодательством, а предельно расплывчатые формулировки новых статей сильно облегчали их использование в репрессивных целях.
Со статьей 212.1 УК – как раз такая история: ее внесли в кодекс после Майдана и крупных протестных акций в Москве. Уголовные дела начали возбуждать довольно быстро: Владимир Ионов, Ирина Калмыкова, Марк Гальперин, Ильдар Дадин. Приговором дело закончилось только у Дадина. Доводы о том, что эта статья нарушает права человека, депутаты, Следственный комитет и судьи не слышали. А доводов много, и полезно снова к ним обратиться.
Статья 212.1 УК РФ лишает человека права не быть повторно осужденным за одно и то же деяние. Чтобы вменить человеку статью 212.1 УК, нужно, чтобы к моменту, когда он совершает новое административное нарушение, за последние полгода у него было три судебных решения по ст. 20.2 КоАП, вступивших в силу. Но если решение вступило в силу, значит, человек уже был наказан за эти нарушения, и Конституция гарантирует ему право не быть осужденным за них еще раз. Именно поэтому процессуально невозможно соединить несколько административных правонарушений в одно настоящее уголовное дело.
Как называется целая государственная система, которая не соблюдает вообще никакой закон, не написано ни в одном кодексе. Значит, и наказания за это нет
«Дадинская» статья нарушает право на защиту. По КоАП, когда в отношении человека ведется административное судопроизводство, он может воспользоваться помощью адвоката или защитника, то есть это вовсе не обязательное действие, потому что административные правонарушения не представляют серьезной опасности для общества и государства. Однако, беря эти административные «правонарушения» за основу уголовного дела, никто не учитывает, был ли у обвиняемого тогда, полгода назад, адвокат или защитник, способный доказать отсутствие состава правонарушения и тем самым помочь обвиняемому избежать уголовного преследования.
Все причастные к возбуждению дела по статье 212.1 забывают про принцип презумпции невиновности. Из механизма привлечения к ответственности по этой статье следует: раз у обвиняемого уже есть три постановления об административном правонарушении, то уголовное дело на три четверти уже расследовано, вина практически доказана. Пересмотреть обстоятельства административных «правонарушений» спустя долгий срок даже теоретически не очень возможно. А практически – вряд ли найдется следователь или судья, который будет этим заниматься.
Два года назад Конституционный суд скорректировал статью, а Дадина освободили. Тогда складывалось ощущение, что правоохранительным органам надоело черпать воду решетом и подобных дел по подобной статье больше не будет. Тем не менее Конституционный суд признал статью конституционной, то есть фактически признал допустимость нарушения фундаментального принципа права: «Никто не может быть наказан дважды за одно и то же». И это уже вылилось в «декриминализацию» антиконституционной статьи 282 УК РФ (или «статьи о репостах») и появление ст. 20.3.1 КоАП, только тут до уголовного преследования законодатели оставили всего один шаг – повторное административное нарушение.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
«Россия не помойка»
Вот как КС скорректировал «дадинскую» статью: указали, что применять ее следует только в случае, если вмененное «нарушение», как и три предыдущих, представляло опасность для общества. Никакого разъяснения, что значит это загадочное «опасность для общества», конечно, нет.
Договориться встретиться у здания Коломенского суда – опасность. Не пропускать мусоровозы к полигону – опасность. Пост в группе против свалки в Коломне – опасность. Это, кстати, те три эпизода, из-за которых к Вячеславу Егорову пришли с обыском в том числе и сотрудники ФСБ. Судя по этому делу, бороться за воздух и, простите, в прямом смысле слова, за чистое небо над головой – опасность для общества, и Конституция ничего вам не гарантирует.
В качестве альтернативы теперь можно просто ввести новую Конституцию – Конституцию.1 или Конституцию-«прим», чтобы больше не нарушать, якобы утвержденные за гражданами России законные права. Ключевое слово – «законные». Человек, не соблюдающий закон, приобретает новый статус – преступник. Но как называется целая государственная система, которая не соблюдает вообще никакой закон, не написано ни в одном кодексе. Значит, и наказания за это нет.
Светлана Осипова – московский журналист
Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не отражать точку зрения редакции
Глава 7. СТРУКТУРА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
Статья 26. Реквизиты нормативных правовых актов
Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:
- вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);
- (абзац 2 статьи 26 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
- Абзац исключен. — Закон Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З.
- название, обозначающее предмет регулирования;
- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;
- подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
Статья 27. Название нормативного правового акта
Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.
Статья 28. Структурные элементы нормативного правового акта
(название в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
(в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу — вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.
(часть 2 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты — на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Статьи и пункты нормативного правового акта — основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.
(часть 4 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.
Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты — на подпункты, части или абзацы; подпункты — на части или абзацы.
(часть 6 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Главы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 7 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Разделы нормативного правового акта — структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.
(часть 8 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Абзац нормативного правового акта — часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.
Подпункты нормативного правового акта — абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.
Часть нормативного правового акта — структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие — точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.
(часть 11 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях — сквозной для каждой статьи, подпунктов — сквозной для каждого пункта.
(часть 13 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.
Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.
(часть 15 статьи 28 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Статья 29. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта
Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.
Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:
фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты);
специализированные нормативные положения (презумпции, преюдиции);
иные исходные нормативные положения, которые характеризуются высокой степенью обобщенности, стабильности и закладывают правовую основу использования (применения) норм Особенной части.
Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:
вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности);
вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность).
Статья 30. Подстрочные примечания и приложения
(в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)
Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.