Статья 320 УК РФ

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 320 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов, а также на личность должностных лиц этих органов и их близких, на их имущественные интересы.

Предметом преступления являются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо его близких. В ст. 5 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» приведен исчерпывающий перечень таких мер. Сведения о них могут, например, содержаться в постановлении о принятом решении о применении мер безопасности, выписке из постановления с конкретными предписаниями и сроками их исполнения.

По содержанию разглашаемых сведений преступление отличается от ст. 137 УК, где предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную и семейную тайну.

Потерпевшими от преступления являются должностные лица правоохранительного или контролирующего органа (см. комментарий к ст. ст. 285 и 317, 318) и их близкие (см. ст. 137 Семейного кодекса РФ, п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК и комментарий к ст. 317). Лица, подлежащие защите, перечислены в ст. 2 указанного Закона.

По кругу потерпевших данное преступление отличается от преступления, предусмотренного ст. 311 УК, где таковыми являются судья, присяжный заседатель, судебный пристав, судебный исполнитель, потерпевший, свидетель и иные лица, участвующие в отправлении правосудия, или участники уголовного процесса, а равно их близкие.

2. Объективную сторону преступления образует разглашение сведений о мерах безопасности. Это означает, что их содержание стало известно хотя бы одному лицу, которому сведения о мерах безопасности не были доверены по работе или службе. Способ разглашения уголовно-правового значения не имеет и может быть любым.

Оконченным преступление считается с момента, когда содержание сведений стало достоянием заинтересованного лица. Наступления каких бы то ни было последствий для ответственности по ч. 1 комментируемой статьи не требуется. Использование полученных сведений находится за пределами рассматриваемого состава преступления.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность разглашения сведений о мерах безопасности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или их близких, осознает, что разглашает сведения с целью воспрепятствования служебной деятельности указанных лиц, и желает это сделать. Цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица является обязательным признаком субъективной стороны.

Если разглашение произошло с косвенным умыслом или по неосторожности, содеянное при наличии всех необходимых признаков образует халатность (ст. 293 УК).

4. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста, но чаще это должностные лица органов, обеспечивающих безопасность защищаемого (его близких): например, работники органов внутренних дел, органов контрразведки, таможенных органов, командование воинских частей. Субъектом преступления могут быть также должностные лица учреждений, организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, например работники паспортных служб, адресных столов, справочных служб телефонной связи.

Не является субъектом преступления лицо, которое получило такие сведения случайно, например похитив документы. При наличии необходимых признаков его можно привлечь к ответственности по ст. 325 УК РФ.

5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее тяжкие последствия. Они могут относиться к личности потерпевшего (смерть, тяжкий вред здоровью, изнасилование, захват заложников, имущественный ущерб), а равно к деятельности представляемого им правоохранительного или контролирующего органа. Их тяжесть оценивает суд. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным, когда тяжкие последствия фактически наступили. Отношение к последствиям характеризуется неосторожностью.

Новая редакция Ст. 320 УК РФ

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 320 УК РФ

1. Основным объектом является совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия функционирования правоохранительных и контролирующих органов. Факультативным объектом могут быть интересы личности — должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также их близких.

2. Перечень лиц, на которых распространяется государственная защита, содержится в ст. 2 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К ним относятся: лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по УД, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; сотрудники органов федеральной службы безопасности; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; судебные исполнители; работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; сотрудники федеральных органов государственной охраны; работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты РФ, органов государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей (см. ЗоЗПП РФ с Комментариями), осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; близкие перечисленных лиц.

3. Объективная сторона составов преступления выражается как в действии, так и в бездействии — разглашении сведений о применяемых или уже принятых мерах безопасности. Подробнее см. коммент. к ст. 311.

4. Субъект преступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В отличие от ст. 311, где предусмотрены специальные признаки субъекта посягательства, в коммент. статье они отсутствуют. Предполагается, что для разглашения необходимо обладание субъектом такой информацией.

5. Субъективная сторона основного состава преступления характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели — воспрепятствовать служебной деятельности потерпевшего. Виновное лицо осознает незаконность разглашения постороннему лицу в любой форме конфиденциальной информации о принимаемых мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, преследуя при этом цель воспрепятствовать его служебной деятельности, и желает так поступить. Мотив (месть, карьеризм и т.п.) на квалификацию не влияет. В квалифицированном составе виновное лицо осознает, что разглашает конфиденциальную информацию о применяемых мерах безопасности в отношении указанных лиц, в целях воспрепятствовать их служебной деятельности и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает или безразлично относится к наступлению тяжких последствий (косвенный умысел).

6. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицирующий признак — наступление тяжких последствий. Этот признак носит оценочный характер и определяется, исходя из конкретных обстоятельств по делу. Подробнее см. коммент. к ст. 311.

7. Содеянное, предусмотренное ч. 1, относится к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 320 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц.

2. В качестве потерпевших выступают: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) их близкие. Если разглашаются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи или участников уголовного процесса, ответственность наступает по ст. 311 УК РФ.

3. В отношении должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов применяются меры безопасности, установленные Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

4. Объективная сторона характеризуется преданием огласке сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц.

5. Преступление окончено, когда сведения о мерах безопасности становятся достоянием хотя бы одного лица, не имеющего права на ознакомление с ними.

6. Обязательным субъективным признаком является цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, т.е. стремление виновного прервать или прекратить такую деятельность.

7. Субъект преступления — специальный. Им может быть лицо, достигшее 16 лет, которому эти сведения были доверены либо стали известны в связи со служебной деятельностью. К лицам, которым сведения о применяемых мерах безопасности были доверены, относятся лица, которые непосредственно обеспечивают мероприятия по осуществлению безопасности потерпевших и являются работниками специальных подразделений, созданных в органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органах государственной охраны. Лицами, которым эти сведения стали известны по службе, являются работники прокуратуры, органов внутренних дел, руководители и служащие паспортных служб и т.п., которым указанная информация стала доступна в силу занимаемого служебного положения или выполняемой работы.

8. Квалифицирующим признаком признается наступление тяжких последствий (например, смерть потерпевшего, вред его здоровью, уничтожение или повреждение имущества в крупном размере). По смыслу закона психическое отношение виновного к наступлению тяжких последствий характеризуется неосторожной формой вины.

Статья 320 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *