Выплаты по европротоколу отзывы

В небольших авариях повреждения часто несоизмеримы со временем, которое нужно потратить на оформление ДТП. Решением стал европротокол, который заполняется на месте самими участниками инцидента без привлечения ГАИ. Здесь много плюсов: во-первых, не будет штрафа за создание аварии, во-вторых, на это уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, в-третьих, проезжающие водители не будут бросать на вас злобные взгляды – мол, тут создали пробку из-за царапины на бампере.

Сложностей тоже набирается прилично: то бланка нет, то максимально предусмотренной суммы потом не хватает для покрытия ущерба. Николай Гомин, директор аукциона «» по продаже разбитых автомобилей с КАСКО, объяснил все нюансы европротокола. К слову, сейчас максимальная сумма выплаты составляет 400 евро, идет обсуждение о поднятии лимита до 1000 евро. Увеличение порога до тысячи евро позволит оформлять без ГАИ аварии с более крупными повреждениями, что тоже будет экономить ваше время.

Первая проблема, с которой сталкиваются водители – отсутствие этого самого документа. Взять его можно в своей страховой компании, но при оформлении полиса «автогражданки» либо КАСКО обычно никто не вспоминает о европротоколе. При мелких авариях люди и рады бы оформить документ и быстро разъехаться по делам, однако бланка у них просто нет. Лучше взять у страховщика сразу несколько экземпляров. Они выдаются бесплатно, а лишними точно не будут. В этом мы убедились, когда составляли документ на импровизированное ДТП, сделав все правильно только с третьего раза (об этом читайте во второй части материала). Ни помарок, ни зачеркиваний не допускается. Поэтому важно, чтобы у вас всегда были с собой несколько экземпляров европротокола.

Придумываем ДТП. Случилась мелкая авария почти новых «бюджетников», популярных у белорусов: Nissan Almera на перекрестке задел Kia Rio, оба седана 2014 года выпуска. На Kia поцарапано крыло, у Nissan треснул бампер. Машины стоят на оживленном перекрестке – пр. Машерова и ул. Богдановича. Если оставить автомобили, минут за пятнадцать успеет собраться пробка. У вас есть выбор: либо ждать ГАИ, которое приедет к вам в течение некоторого времени, либо заполнить европротокол.

Можно составлять документ прямо на месте ДТП, не передвигая автомобили. Важно: сразу после ДТП все пассажиры должны отойти в безопасное место – на обочину или тротуар. Водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак нужно выставить не возле машины, а за 50-150 метров, в зависимости от интенсивности потока и скорости движения автомобилей. Иначе последствия могут оказаться гораздо хуже, чем помятая дверь или поцарапанное крыло. Вспомните, например, случай на МКАД в 2013 году, когда в сломавшийся Daewoo Matiz врезался МАЗ – в той аварии можно было обойтись без погибших, если бы водитель и пассажир неисправной легковушки перешли за ограждение кольцевой.

Главный нюанс – потерпевшей и виновной стороне необходимо сфотографировать место аварии с разных сторон. Нужно снять положение машин, дорожные знаки, несколько общих планов с ДТП, а также повреждения с близкого расстояния. На изображениях должно быть однозначно понятно, кто виновник аварии. Это обязательно нужно сделать до того, как убирать машины на обочину, чтобы не затруднять движение, и составлять европротокол. Может случиться так, что вы отъехали, а создавший аварию водитель мигом заявляет, что он невиновен и это вы нарушили ПДД. Фотографии будут доказательством вашей правоты. Для виновника также есть нюанс: потерпевший может на следующий день осознать, что ремонт обходится дороже 400 евро, пригнать автомобиль на место ДТП, вызвать ГАИ и сказать, что виновник съехал с места аварии. При этом виновник, на радостях и с мыслями «легко отделался», мог взять да и выбросить европротокол.

Возвращаемся к европротоколу. Необходимо сразу оценить полученный ущерб. Сделать это непросто – многие автовладельцы не знают (да и не должны знать), сколько стоит покраска элемента либо новая фара. В нашем примере автомобили почти новые и обслуживаются на официальных сервисах, поэтому звонок дилеру (на СТО) с вопросом о цене ремонта детали поможет определить сумму за восстановление повреждения. Следует узнать общую цифру: работы по снятию, покраске и установке элемента. Также уточните цвет машины – для разных оттенков стоимость работ может отличаться. Если автомобиль постарше, дилер не нужен – просто наберите любой сервис, занимающийся кузовным ремонтом. На всякий случай ищите сервис на Белорусского бюро по транспортному страхованию. Тогда у страховой компании не будет к вам лишних вопросов, если вы решите восстановить автомобиль на том или ином СТО.

Основной момент при звонке – нужно точно определить, хватит вам 400 евро или нет. Названная сумма близка к предельной и нет уверенности, что этих денег будет достаточно – лучше не рисковать и вызывать ГАИ. Укладываетесь в максимум европротокола – просто заполняете со вторым участником аварии бланк и разъезжаетесь.

Чуть другая ситуация – когда машина имеет КАСКО. При подаче документов в страховую компанию появляется нюанс. В полисах КАСКО есть пункт: «N обращений без вызова ГАИ». Обычно их два-три. Подача европротокола означает как раз такой случай. Если исчерпаете лимит, в дальнейшем сможете заявлять о повреждениях машины только с протоколом от сотрудников Госавтоинспекции. Некоторые страховые компании готовы платить за обращение без привлечения ГАИ не более 5% от суммы автомобиля. То есть даже если ваша машина застрахована по КАСКО, вы все равно получите не более пяти процентов от ее стоимости, потому как не вызывали ГАИ для составления документов о ДТП. В случае с «бюджетником», как Nissan Almera или Kia Rio, 5% – это порядка десяти миллионов рублей, что примерно равняется максимальной выплате по европротоколу. В страховую компанию обращается только владелец машины, который указан в техпаспорте, либо лицо, у которого есть генеральная доверенность. При себе нужно иметь заполненный европротокол, техпаспорт, страховой полис, медицинскую справку (при наличии КАСКО) и сертификат техосмотра.

Рассмотрим другую ситуацию: виновник аварии сдавал назад и фаркопом повредил бампер вашей машины. Тот отъезжает, пластик вдруг выпрямляется, остается только мелкая царапина. Больше повреждений, казалось бы, нет. Потерпевший приезжает на сервис, и ему говорят, что сломаны внутренние крепления. Четырехсот евро на ремонт никак не хватит. Если при этом был оформлен европротокол, страховая компания не выделит больше этой суммы. Придется доплачивать из своего кармана, либо подавать на виновника аварии регрессный иск, чтобы получить недостающую разницу. Также на виновника может подать регрессный иск страховая компания по системе КАСКО, если стоимость восстановительных работ составила более 400 евро. Бывает, что участники ДТП неправильно оценивают ущерб и думают, что легко отделались, а потом нужно начинать судебное разбирательство. Такое часто случается с новыми машинами: вроде бы просто фронтальная решетка треснула, а потом оказывается, что она меняется только в сборе с бампером, который стоит больше 400 евро. Правильно оценивайте ущерб, о чем мы писали выше. Это важно как для виновника, так и для потерпевшего в ДТП.

Виновнику аварии нужно хранить европротокол и фотографии с места ДТП три года. Потерпевшая сторона, видя, что сумма ремонта превышает лимит выплаты по европротоколу, может выбросить свой экземпляр документа и обратиться в ГАИ с заявлением об аварии, виновник которой скрылся. Если же у создавшего ДТП водителя есть заполненный европротокол, претензий от ГАИ к автомобилисту не будет. Срок ответственности по линии Госавтоинспекции – два месяца. Установленный срок исковой давности – три года, поэтому документ лучше держать его у себя все это время. При подаче на вас регрессного иска европротокол может быть хорошим аргументом: второй водитель согласился с повреждениями, и кто знает, вдруг «доломал» какой-то элемент ради большей выплаты.

Есть несколько других важных моментов. Когда люди получили травмы и это необходимо зафиксировать, следует обращаться к ГАИ для оформления ДТП. Попавшая в аварию машина зарегистрирована в другой стране – вновь без Госавтоинспекции не обойтись.

Получается, что европротокол – удобный и быстрый способ разобраться с мелкой аварией. Но почему регулярно встречаются ситуации, когда из-за едва заметной царапины перекрыты два ряда из трех и скапливаются огромные пробки? Основная причина – люди боятся, что не получат страховой выплаты. К тому же у многих нет с собой бланков. Сам документ двойной, но заполнять его нужно только один раз: на вторую страницу вся информация продавливается – поэтому, кстати, лучше писать с сильным нажимом. После заполнения европротокола нужно внимательно проверить все записанные данные – не только свои, но и второй стороны. В случае любых неточностей страховая компания не примет документ и, само собой, выплаты не последует.

«Лично с моим автомобилем случались мелкие ДТП дважды. И европротокол был испытан в действии. Это действительно удобно. В одном случае после того, как мы освободили полосы движения, врезавшийся в меня водитель сказал, что он невиновен. Спасли фотографии с места ДТП, которые были сделаны мною сразу же после аварии», – рассказывает Николай.

**

Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, попробовать свои силы в заполнении европротокола. Смоделируйте мелкое ДТП – например, вы остановились на светофор, а позади идущая машина не успела и ударила бампер вашего авто. Распечатайте копию бланка и заполните его с коллегой, родственником или знакомым. Через несколько дней мы опубликуем продолжение статьи, которое будет посвящено правильному составлению европротокола – и тогда вы узнаете, сможете получить 400 евро страховки или нет. Возможно, в будущем это пригодится. Ведь, как известно, лучше помучаться на учениях и чувствовать себя уверенно во время боя.

В большом городе десятки аварий происходят ежедневно. Абсолютное большинство — мелкие ДТП с относительно незначительными последствиями: вмятины, царапины, сломанные элементы кузова. Водителям говорят: в тех случаях, когда это возможно, разбирайтесь самостоятельно, заполняйте извещение о ДТП (так называемый европротокол) и смело идите с ним в страховую. Не нужно ждать ГАИ и создавать затор, виновник же избежит штрафа. Но на практике все часто обстоит куда сложнее. Достаточно упустить какую-нибудь деталь, и есть риск вообще остаться без страховых выплат. В такой ситуации оказался читатель Onliner Владимир. Он говорит, что в качестве потерпевшей стороны согласился на европротокол по совету инспектора, а теперь страховая компания требует вернуть деньги. Страшный сон для любого водителя, но как так вышло?

История одного европротокола

  • Авария
  • Извещение и предупреждение
  • Пояснения виновника ДТП
  • Комментарий страховой компании
  • Обращение в ГАИ
  • Комментарий юриста
  • Что нужно помнить о европротоколе

Авария

29 мая 2018 года. Владимир на Nissan 200SX подъехал к офисному зданию на улице Заславской в центре Минска. Оставил машину у края проезжей части (парковка там разрешена) и ушел по делам. Когда вернулся, увидел, что возле его автомобиля стоит человек с растерянным видом.

— Это был мужчина лет 35. Я спрашиваю: «Что случилось?» А он мне: «Смотри» — и показывает на мою машину. А там задний бампер сломан, крыло повреждено, — рассказал Владимир.


— Меня не было поблизости, когда на улице парковался водитель Kia Carens, — продолжает наш читатель. — Он забыл поставить свою машину на ручник, оставил в режиме Drive. И автомобиль покатился: задел сначала мой Nissan, затем переехал на противоположную сторону дороги и там врезался в припаркованную Toyota Camry. Эта Toyota, как я понял, принадлежала кому-то из банковских служащих. Из здания банка сразу же выбежал охранник, он и вызвал ГАИ.

Водитель обязан покидать свое место или оставлять транспортное средство только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (п. 9.10 ПДД).

Извещение и предупреждение

Вскоре на место ДТП прибыл сотрудник ГАИ. К тому моменту там находились водители Kia и Nissan. Водитель Toyota еще не появился.

— Мужчина из Kia свою вину сразу признал, не спорил. Ходил схватившись за голову, мол, как так умудрился. Мне и ему инспектор предложил составить европротокол. Сказал, что поможет с оформлением и по крайней мере я потом могу быть свободен. Я согласился: повреждения у машины не особо серьезные, с документами у меня порядок. Действительно, нам быстро все составили, мы только расписались. И я уехал, — говорит Владимир.

Владимир

Поначалу все было нормально. Обращение в страховую компанию, оценка повреждений, страховая выплата — на все ушло не больше месяца. Автовладелец починил машину, даже вложился в полученную сумму.

А недавно он получил письмо из страховой компании. В конверте оказалось досудебное предупреждение. В нем было указано, что поскольку в ДТП участвовало три автомобиля, а факт причинения вреда Nissan не зарегистрирован в ГАИ, то и о страховом случае речь не идет. Иными словами, европротокол недействителен — верните деньги.

— Я был огорошен. Моей вины в ДТП нет, ГАИ вызвали, на европротокол я согласился, так как был уверен, что все по закону. А теперь выходит, что компенсация мне не полагается. Съездил в страховую компанию, но там предложили лишь рассрочку для возврата всей полученной суммы. И добавили, что такой случай у них не первый, бывали и судебные разбирательства, — разводит руками наш читатель.


Он не согласен с требованиями страховой компании.

— Дело не столько в деньгах даже. Как так вышло, что я оказался крайним? Я пойду в суд, если нужно, но ситуация мне совершенно непонятна, — добавил Владимир.

Пояснения виновника ДТП

Вернемся на место аварии. Припаркованная машина начинает движение от края проезжей части, задевает один автомобиль, проезжает некоторое расстояние и врезается в другой.

Из объяснений водителя Kia Carens: «29.05.2018 я припарковал свой автомобиль Kia Carens в г. Минске по адресу ул. Заславская 10. Примерно в 15:45 мой автомобиль самопроизвольно покатился и произошло столкновение с автомобилем Nissan. После чего мой автомобиль Kia продолжил движение и столкнулся с автомобилем Toyota, который находился примерно в 30 метрах ниже по улице Заславская. <…> …сотрудник банка вызвал инспектора ГАИ. Прибывший на место сотрудник ГАИ оформил и выдал владельцу автомобиля Toyota справку установленного образца, а также составил (заполнил) извещение о дорожно-транспортном происшествии по факту столкновения автомобиля Kia с Nissan. Сотрудник ГАИ расценил данный случай как два самостоятельных ДТП произошедших в короткий промежуток времени и не связанных между собой. С мнением сотрудника ГАИ полностью согласен, заполнение извещения о ДТП на мой взгляд является полностью правомерным».


Два ДТП, не связанных между собой? Очевидно, что в страховой компании посчитали иначе.

Комментарий страховой компании

За комментарием мы обратились в страховую компанию ТАСК. Там оперативно разъяснили сложившуюся ситуацию.

— Происходит ДТП, один водитель признает себя виновным, составляется извещение. Мы смотрим: у обоих водителей есть страховые полисы — все хорошо, выплачиваются деньги. А через некоторое время оказывается, что был еще и третий водитель. У него справка от ГАИ, он идет в страховую компанию и заявляет убыток. Этот убыток ему компенсируют.

Если учесть, что с точки зрения страховщика мы говорим о ДТП, по которому составлен европротокол, то это происшествие только с двумя участниками, что предусмотрено законодательством. Но участников, получается, трое, причем двое уже получили страховые выплаты.

— У нас есть такое понятие, как «прямое урегулирование». Страхователь может обратиться за выплатой как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП. Допустим, потерпевший застрахован у нас, а виновник — в другой компании. Мы, урегулировав все вопросы с клиентом, направляем этой компании требование: мы выплатили деньги потерпевшему, а раз виновник — ваш клиент, то верните нам деньги. И обычно никаких проблем не возникает. Но вот компания говорит: погодите, у нас есть уже страховой полис, мы уже выплачивали страховку по этому ДТП. Так и выясняется, что, оказывается, в происшествии участвовало три лица.

Этим и объясняется тот факт, что сначала Владимиру была выплачена страховка и только спустя полгода был поднят вопрос о том, имелись ли основания для этой выплаты.

— Мы выплатили деньги и направили обращение в страховую компанию виновника ДТП. Но получили оттуда отказ в связи с тем, что к ним уже обращалось лицо, которому была произведена выплата по этой аварии. И тот человек, обратите внимание, предоставил справку из ГАИ. Когда мы собрали все документы, то увидели, что был составлен европротокол. Для составления такого извещения есть обязательные требования. Одно из них — участников ДТП только двое. Когда выяснились все обстоятельства, мы направили потерпевшему бумагу: к сожалению, деньги придется вернуть.

В ТАСК говорят, что такие случаи происходят нечасто.

— Обычно если происходит ДТП с тремя участниками, то хотя бы кто-то из них вызывает ГАИ, ведь разговор о европротоколе вестись не может. Куда чаще мы имеем дело с тем, что у одного из участников аварии не оплачена вторая часть страхового взноса. Да, страховка у него может быть оформлена на весь год — с 1 января по 31 декабря. Но оплаченной оказывается только первая часть, и никто не смотрит, что до 30 июня нужно оплатить и вторую. В неоплаченный период случается ДТП, водители составляют извещение, приезжают с бумагами. Мы смотрим — а страховой полис не действует. Если не действует у виновника — все еще куда ни шло. Потерпевший обратится в Белорусское бюро по транспортному страхованию и получит выплату. Куда хуже, если страховку забыл оплатить сам потерпевший. Для него ситуация становится безвыходной: в аварии он не виноват, но в выплате ему отказано.

Как же теперь быть Владимиру в его ситуации? У него все в порядке со страховкой, он не виноват в ДТП. И при этом от него требуют вернуть полученные деньги.

— Мы видим, что компенсацию выплатили незаконно, поэтому дали потерпевшему срок для возврата этой выплаты. Если он наше предупреждение проигнорирует — направим документы в суд и уже там будем требовать назад свои деньги. Есть и второй вариант: мы готовы предоставить клиенту отсрочку — два или три месяца. Сумма все-таки относительно небольшая.


Неужели вернуть деньги — это единственный выход? Оказывается, нет.

— Мы понимаем, что люди хотели как лучше, составили европротокол. Если на место ДТП действительно выезжала ГАИ, то, возможно, потерпевшему есть смысл обратиться туда с требованием разобраться в ситуации.

У нас были случаи, когда клиенты по рекомендации составляли европротокол, а в итоге им не хватало страховых выплат на восстановление автомобиля. Они писали официальные бумаги в ГАИ, там эти обращения рассматривались, и затем люди приносили официальные справки, как и положено.

— Если в указанном случае клиент принесет справку о ДТП, которую ему выдадут в ГАИ, — все упрощается, мы тут же снимем это досудебное предупреждение. Тогда все моментально встанет на свои места: деньги уплачены, никто их не будет требовать назад, — отметили в страховой компании.

Обращение в ГАИ

Владимир действительно обратился в ГАИ, и там уже изучают сложившуюся ситуацию. После того как все материалы будут изучены, автомобилист получит официальный ответ, исходя из которого станет ясно, как ему действовать дальше.

Тот самый европротокол

Комментарий юриста

А что, если дойдет до судебного разбирательства? Ситуацию для Onliner прокомментировала юрист Татьяна Ревинская.

— Водители должны иметь в виду, что обязанность соблюдения требований законодательства при составлении европротокола лежит на самих участниках ДТП, — подчеркнула она. — В случае если ими не будут указаны какие-либо сведения, либо указаны недостоверные сведения, либо сведения будут внесены неразборчиво, страховщик вправе будет собрать эти сведения самостоятельно, что может в итоге повлиять на признание ДТП страховым случаем. Кроме того, страховщик вправе назначить проведение независимой экспертизы причастных к ДТП транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате ДТП, зафиксированных в протоколе.


— В рассматриваемом случае страховщик посчитал, что оснований для составления европротокола по конкретному ДТП не было по причине участия в нем трех транспортных средств, поэтому со ссылкой на ст. 192 Положения о страховой деятельности потребовал возврата необоснованно выплаченной страховой суммы.

Если лицо, получившее страховое возмещение, не возвратит полученную сумму, страховщик обратится в суд за ее взысканием, и в ходе рассмотрения дела суд будет устанавливать обстоятельства ДТП, обоснованность составления европротокола и в зависимости от установленного принимать решение по существу.


Представляется, что существенное значение в этом вопросе будет иметь мнение представителя ГАИ по поводу того, возможно ли было в рассматриваемом случае расценить случившееся как два самостоятельных ДТП с возможностью составления европротокола по каждому, а также пояснения работника ГАИ, непосредственно выбывавшего по вызову на место ДТП, поскольку разбирательство дорожно-транспортных происшествий входит непосредственно в компетенцию ГАИ.

Что нужно помнить о европротоколе

Татьяна Ревинская также напомнила, что по общему правилу участники ДТП обязаны сообщить о случившемся в ГАИ, если иное не предусмотрено законодательными актами, и действовать в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. С 1 июля 2010 года водителям предоставлено право оформлять ДТП в упрощенном порядке и не сообщать о нем в ГАИ — путем составления европротокола, что направлено на упрощение процедуры получения страхового возмещения, экономию сил и средств граждан, юридических лиц и государственных органов.

Порядок оформления ДТП без вызова ГАИ устанавливает Положение о страховой деятельности и приказ Белорусского бюро по транспортному страхованию от 25 февраля 2010 г. № 6-од «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и Инструкции о порядке его заполнения». Участники ДТП самостоятельно определяют участника-1 и участника-2, составляют схему ДТП, устанавливают лицо, ответственное за причинение вреда транспортному средству другого участника ДТП, указывают его фамилию и инициалы. Лицо, ответственное за причинение вреда, заверяет подписью свое согласие с тем, что на нем лежит ответственность за причинение в ДТП вреда другому участнику.

Потерпевший в ДТП обращается к любому из страховщиков с заявлением о страховой выплате и представляет один из экземпляров заполненного извещения о ДТП.

Для того чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, необходимо соблюсти определенные условия, в числе которых:

  • участие в ДТП не более двух автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу (кроме участвовавших в нем автомобилей);
  • в ДТП нет погибших и пострадавших;
  • наличие у водителей прав на управление транспортными средствами соответствующей категории;
  • наличие у участников ДТП действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности;
  • отсутствие у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также характера и перечня механических повреждений, причиненных транспортным средствам;
  • отсутствие у водителей претензий друг к другу относительно их состояния;
  • вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в ДТП, оценивается водителями в размере до 400 евро по курсу Национального банка.

Onliner проследит за развязкой этой истории.


серый, хетчбэк, бензин 1.6 л, механическая, передний привод 8200$ / 7630€ черный, седан, бензин 2 л, автоматическая, передний привод 11 500$ / 10 701€ черный, седан, бензин 3.5 л, автоматическая, передний привод 18 300$ / 17 028€ Автобарахолка мобильное приложение

Выплаты по европротоколу отзывы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *