Не распространяй

Материал подготовлен исследовательской группой «Мониторинг актуального фольклора» РАНХиГС при Президенте РФ.

В ночь с 8 на 9 февраля в Москве было снесено около 100 торговых павильонов, в просторечье «ларьков», возле центральных станций метро. Строго говоря, мэр Москвы Сергей Собянин — не первый мэр, который начинает бороться с не устраивающими его постройками и застройками. Лужков и Черкизовский рынок закрывал, и открытые рынки в центре Москвы запрещал, да и вообще сильно изменил облик вверенного ему города. И возмущение в те времена тоже было сильным, однако ни разу резкое неприятие подобных мер не «канализировалось» в мощную фольклорную реакцию через «слово, образ и дело». Почему же так получилось?

Давайте на секунду отвлечемся. Вот представьте себе, что Вы сидите у себя на кухне и пьете чай, и тут к Вам приходит социолог и говорит: «Скажите, как Вы относитесь к сносу ларьков?» Вы излагаете ему свое мнение, и он его фиксирует. Но так ли на самом деле живет наше мнение? Возникает ли наша точка зрения только в разговоре с социологом на кухне и развоплощается ли она после его ухода? Нет, мы не стремимся держать ее в себе, выдавая только по запросу, наоборот, мы хотим ее распространить, и это нормальное свойство человеческого общества, по крайней мере, современного. И не только распространить, но и сделать так, чтобы твоя точка зрения была воспринята другими. Как же сделать так, чтобы твой текст и твое мнение копировали и пересказывали? Ответ прост: надо сделать его, с одной стороны, достаточно привлекательным, чтобы его захотели знать другие члены сообщества, а с другой стороны, достаточно простым, чтобы его легко можно было запомнить. И в том и в другом случае помогает, когда в качестве такого приема мы используем фольклорную оболочку. Анекдот вызывает смех или, по крайней мере, улыбку, слушающий получает удовольствие от такого текста и поэтому хочет его передать дальше, а клишированное, стереотипное содержание гарантирует, что текст легко запомнят, потому что он не будет противоречить «цензуре коллектива».

Такая передача мнений «фольклоризированным путем» характерна для многих обществ современного типа, и возникшая фольклорная реакция в нормальной ситуации не будет значимым явлением. Но вот представьте себе, что в культуре складывается ситуация, когда передача своего мнения по поводу социального или политического события возможна только таким, «горизонтальным путем», от одного члена сообщества к другому, а доминирующий класс (в терминах антрополога Джеймса Скотта) не захочет это мнение услышать. В этот момент передача общественного мнения через фольклорные жанры превращается из спонтанного явления в «оружие слабых», которое не просто передает, но уже и формирует повестку мнений той группы людей, которая к этому «оружию слабых» прибегает («я же не один так думаю, посмотри: все вокруг нас это говорят»).

Чем меньше общественному мнению остается «выходов на поверхность», тем быстрее происходит превращение простых незатейливых текстов в «оружие слабых», и тем больше людей оказываются втянуты в передачу «голосов недовольных». При этом размножение сдерживается теми факторами, о которых говорили выше: все, что нарушает стереотипное восприятие внутри данного сообщества, передаваться не будет; ответственность потенциально может быть переложена на другого члена социума («это не мое мнение, это репост из социальных сетей»), а наличие юмора повышает удовольствие при передаче.

Итак, вернемся к нашим ларькам. Первые шутки о разрушении ларьков появились в Сети синхронно событию (то есть ближе к полуночи 8 февраля, когда у станций метро началась работа по демонтажу «самостроя») и продолжали появляться вплоть до 13 февраля, когда «мощный поток» шуток превратился в тоненький ручеек. Четыре-пять дней — это нормальный период для краткосрочной фольклорной реакции: в этот момент носители «оружия слабых» выплескивают все свое недовольство и формируют внутри своего сообщества устойчивое общественное мнение по данному вопросу.

Но мы должны всегда помнить, что юмористические (иногда с некоторой натяжкой) тексты, распространяемые преимущественно в социальных сетях, неоднородны, а количество стереотипных мнений, передаваемых таким «фольклорным путем», ограничено. Это позволяет нам проследить четкую динамику общественного мнения. На графике ниже отражены основные темы, «закодированные» в актуальном юмористическом фольклоре, возникшем в период с 9 по 12 февраля включительно.

График 1. Динамика основных тем, обыгрываемых в юмористических текстах, по твиттам и блогам ЖЖ через сервис Yandex’a, в % по отношению к общему количеству репостов этих текстов в день

«Спас на шаурме»

Большинство текстов, возникших в «ночь длинных ковшей» и в последующие два дня (28% за 9 февраля и 23% за 10 февраля), описывают ситуацию как заведомо абсурдную, бессмысленную и непонятную. В таких текстах нет никакой политической или экономической трактовки, а есть только эмоциональное неприятие этого зрелища, которое наблюдали многие москвичи, поздно возвращающиеся домой. Оно выразилось, например, в большом количестве гифок с Траволтой, где он удивляется разрушениям:

В тот же день представитель РПЦ предложил «построить на месте снесенных торговых павильонов в Москве небольшие церкви», что немедленно привело к появлению антиклерикальных шуток (26%), содержащих пародийное название для будущих церквей («Храм Спаса на шаурме») или предположение о том, что «иконы в новых церквях будут мироточить майонезом». Все подобные тексты связаны с представлением о том, что РПЦ будет претендовать на освободившиеся в результате демонтажа «самостроя» городские территории: «За ночь в Москве не было снесено ни одной палатки, где продаются свечки и церковная утварь. Это ли не чудо Господне?» (что характерно, это твит из пародийного аккаунта православного активиста Энтео, ставшего в этот день весьма популярным).

В Сети стала распространяться картинка, предлагающая «вернуть любимый бассейн «Москва” вместо уродливого самостроя».

Ну и, наконец, третья по популярности тема в фольклоризированных текстах 9 февраля связана с переживаниями (часто облеченными в одежды «детского, несерьезного текста») о том, что потеря ларьков возле метро нанесет большой ущерб жителям Москвы:

Экскаватор Собянина уже нашел твою станцию метро, ищет твою хинкальную, твой ларек.

Вы все так расстраиваетесь, будто у вас все еще есть деньги на шаурму.

Враги и жертвы: штаб ИГИЛ и «Же суи ларьки»

Уже вечером 9 февраля восприятие ситуации меняется. Уничтожение ларьков экскаваторами вызвало массовое сопоставление с уничтожениями санкционных продуктов, погибшие магазинчики сравниваются с военными жертвами, в Сети начинают набирать обороты тексты, чей лейтмотив можно сформулировать так: «сегодня разрушаются ларьки, завтра — наши дома, послезавтра примутся за нас» (15,4% за 9 февраля и 19,6% за 10 февраля). В таких текстах власть выступает как агрессор, а разрушенный «самострой» становится жертвой, причем оппозиция «агрессор-жертва» становится очевидной через антропоморфизацию «ларьков».

Эта тема становится доминирующей в течение двух дней, и неслучайно ее «закрепление» начинается с поиска названия. Все возникшие варианты так или иначе ассоциируются с известными историческими прецедентами внесудебных расправ и погромов на этнической или религиозной почве: «ночь хрустальных ларьков», «Варфоломеевская ночь самостроев», «собянинский погром», «ночь длинных ковшей». Последнее выражение стало самым популярным: за первые сутки оно набрало в сетях Твиттер, Livejournal и «Вконтакте» свыше полутора тысяч упоминаний (хотя оно не ново под луной: оно было использовано летом 2011 года по схожему поводу, когда в Москве были снесены два исторических здания — флигель усадьбы Шаховских на Б. Никитской и дом купца Феоктистова по Б. Ордынке).

График 2. Динамика «народных наименований» ночного сноса ларьков по твиттам и блогам ЖЖ через Yandex (абсолютные цифры)

Сотрудники «Альфа-банка» выставили на своей странице рекламу, построенную на этих фольклорных мотивах: банкомат «Альфа-банка», уцелевший при разрушении киоска, сравнивается с героем одноименного фильма.

Такая «антропоморфизация» приводит к солидаризации с ларьком как жертвой, для этого используется конструкция «Je suis X”, ставшая после французских терактов в январе 2015 года способом идентификации с жертвой.

График 3

В данном случае это идентификация ироническая: как правило (но не всегда), текст «Же суи ларек/ларьки» встречается в провластном сегменте Интернета и высмеивает готовность оппозиционно настроенных пользователей критиковать любые начинания власти (как, например, демотиватор, где Лия Ахеджакова будто бы держит плакат с надписью «Je suis Larek”).

Даже лишенная цели высмеять оппозицию шутка «Же суи ларьки» снижает изначально серьезный смысл текстов с конструкцией «Je suis Х”.

Однако, несмотря на ироническую форму сочувствия разрушенным магазинам, использование конструкции «Je suis Х” работает на воспроизведение смысловой оппозиции, на одном полюсе которой располагается власть-террорист, а на другом — ее невинные жертвы.

Тема жертв-ларьков органично соединяется с августовской темой уничтожения санкционных продуктов, о которых мы тоже шутили через различные формы антропоморфизации еды (пармезан как партизан, уничтожение сыра как сыроцид или продуктовая инквизиция и т.д.):

Если эта блестящая операция затянется, то хватит ли у нас бульдозеров и другой тяжелой техники для того, чтобы одновременно продолжать давить овощи, фрукты, сыры и прочую враждебную еду?

Сыр, гуси, ларьки. В России нет проблем, которые нельзя решить экскаватором.

Американский фольклорист Алана Дандес утверждал, что одна из функций фольклора в том и состоит, чтобы обеспечить социально приемлемые формы для выражения тех страхов, тревог и надежд, которые не могут быть проговорены прямым образом. В этом отношении фольклор практически выполняет ту же психологическую функцию, что и остроумие или сновидение в концепции Фрейда. Глядя на руины возле станций московского метро (в реальности или на фотографиях), субъект проецирует картину разрушения на себя и испытывает страх оказаться следующим объектом агрессии со стороны власти. Антропоморфизация ларьков и солидаризация с «ларьком-жертвой» — косвенное выражение этого страха. После «ночи длинных ковшей» появились шутки, в которых он проговаривается почти напрямую, например: Твое е..ло не согласовано с администрацией района. Мы будем вынуждены снести его без разрешения администрации.

От власти исходит угроза, потому что ее агрессия может быть направлена не только на ларьки, но и на жилые дома и на самих жителей города:

Валютный ипотечник виноват, что взял ипотеку. Предприниматель виноват, что открыл ларек. Скоро ждем: ты виноват, что еще на свободе.

Живу в типовой многоэтажке, очевидно уродующей облик города. Тревожусь.

Если есть тексты, где ларьки — это жертвы, то должны быть и тексты, где ларьки изображаются врагами. Оправдываясь за разрушенные здания, воображаемый голос власти апеллирует к внешним врагам в виде НАТО или ИГИЛ (запрещена на территории РФ):

Одним штабом ИГИЛ меньше. pic.twitter.com/bNrz57SJ5v

— Санкционный фрукт (@Buddy_Judge) February 9, 2016

Эффекта можно достичь, например, с помощью пародии на пропагандистский дискурс, весьма популярный во время конфликта на Донбассе и в Крыму. Так благодаря фальшивому аккаунту sandy moustache весь текст читается как «комментарий Пескова»:

@Sandy_mustache Если бы мы вчера ночью не снесли ларьки, то сегодня там бы стояли войска НАТО. — Андрей Уваров (@andrejuwarov) February 10, 2016

Тема получает дальнейшее развитие в самых многочисленных вариантах:

«Нельзя прикрываться бумажками»

11 февраля от темы «мы с ларьками потенциальные жертвы власти» и «где же теперь покупать шаурму простому человеку» пользователи Интернета резко переключаются на обсуждение трех новых тем, связанных с правовой сферой в РФ. Эта новая фольклорная волна была спровоцирована 10 февраля высказыванием мэра Москвы в «ВКонтакте»:

Как мы видим на первом графике, а также на графике ниже, фольклорное творчество немедленно отреагировало на язык власти, и фраза нельзя «прикрываться бумажками о собственности» стала порождать фольклорные ответы.

График 4

Тема отмены прав, в том числе прав на собственность, набирает обороты, и если 10 февраля она появлялась только в 16% текстов, то на следующий день почти половина анекдотов и картинок, опубликованных в Сети, была посвящена ей (45%):

Гражданам России пора перестать прикрываться Конституцией, этой бумажкой о правах человека, приобретённой явно жульническим путём.

— Пeрзидент Роисси (@KermlinRussia) February 11, 2016

Реакция была и стихотворной — в сетях передается четверостишие поэта Льва Рубинштейна: Как трудно жить с грехами тяжкими В российской жизни непростой Кто прикрывается бумажками Кто накрывается… и ответ на него филолога Романа Лейбова: Говорит поэт, что тяжко. Да не тяжко, а смешно: без бумажки ты букашка, и с бумажкой ты говно. Фраза «нельзя прикрываться бумажками о собственности» стала настольно популярной, что в буквальном смысле визуализировалась. В центре Москвы прошла акция «Нельзя прикрываться бумажками»:

А 14 февраля на московском митинге «Теплый стан против точечной застройки» (фотография группы МАФ) появился плакат такого же содержания, которым автор прикрывалась:

Угроза, связанная с потенциальным лишением всех прав на собственность, которую ощущает (всерьез или иронично) житель Москвы, часто оформляется в своеобразный детский текст. Такую намеренную «инфантилизацию угрозы» можно видеть на примере известной детской книжки «Чиполлино», где облеченный властью злодей сеньор Помидор выселяет из домика несчастного беззащитного кума Тыкву. Эти цитаты начинают массово распространяться после высказывания Собянина:

При этом вербальные (из книги) и визуальные (из мультфильма) цитаты предваряются указаниями на аналогичность коллизий, переживаемых и героями Дж. Радари, и москвичами («где-то я уже читал про эти ларьки»):

Размышления в Сети на тему реплики Сергея Собянина приводят к развитию двух противоположных тем, чья популярность 11 февраля также стремительно вырастает: «власть пользует двойными стандартами и, предлагая нам соблюдать закон, сама его не соблюдает» (19,2%) и «мы, российский народ, сами пользуемся двойными стандартами: поддержали внеправовую аннексию Крыма, и что теперь жалуемся на несоблюдение прав» (17,8%). Сторонники такой точки зрения проводят параллель между аннексией Крыма и текущей ситуацией:

У Украины тоже все документы на Крым были выправлены. И чего? А вы говорите ларьки…. — liberast_rus (@liberast_rus) February 10, 2016

Согласно нескольким фоторепортажам очевидцев в ночь «длинных ковшей», владельцы палаток вывешивали на окнах портреты Путина в надежде, что здания не снесут, если их владельцы проявят таким образом свою лояльность власти.

Это не первый подобный случай даже за последнее время: работники рынка в Евпатории прямо в эфире канала «Евпатория ТВ», завернувшись в российские флаги и держа портреты президента, просили Путина спасти их от сноса.

В многочисленных текстах, получивших распространение в этот период, «ларечник», сторонник провластной позиции, подвергается осмеянию:

Он стоял в футболке «Крым наш», смотрел как сносят его ларек, с надписью на двери «Обаме вход запрещен» и кричал: Путин, помоги! :)))

— ЕжоFF Band (@M_EzhoFF) February 12, 2016

Владельцы ларьков, которым грозит снос,повесили на двери портрет Путина,в надежде,что это их защитит. Глупцы!Надо вешать портрет Кадырова! — ANTON (@AntonCom47) February 9, 2016

«Сплошной уродливый самострой»: чужой Собянин и власть-варвар

Спустя три дня после события дискуссия сходит на нет закономерным образом, потому что актуальный фольклор — это всегда «кратковременная память». 12 февраля, когда вся острая социально-политическая риторика была исчерпана, на первое место (57,3%) выходит «антисобянинский московский текст», который эксплуатирует тему варварского уничтожения «старой Москвы». Становится невероятно популярной фейковая новость, согласно которой «власти Москвы по ошибке снесли Большой театр и Третьяковскую галерею»:

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, «несмотря на неоднократные обращения, в мэрии так и не увидели собственников этих зданий. Соответственно, мы не смогли получить основополагающие документы, которые говорят о законности создания таких объектов». По его словам, Третьяковская галерея была построена по подложным документам, которые «сфабриковал купец Павел Третьяков». Уже после уничтожения музея мэрия выяснила, что Третьяковка представляла историко-культурную ценность.

Логическим продолжением этого мотива («разрушением ларьков дело не ограничится») становятся тексты, где демонтаж изображается как воздействие бессмысленной разрушительной силы, которую невозможно остановить.

После сегодняшних ночных сносов павильонов и киосков облик Москвы так неузнаваемо изменился, что москвичи спрашивают у приезжих дорогу.

Вариантом интерпретации «власть как варвар» становятся тексты, где градостроительные прожекты также объясняются двойными стандартами («ларьки сносим, а уродливые здания, приносящие деньги, оставляем»). Ненависть москвичей — в очередной раз — вызвали «Атриум» у Курского вокзала и Петр на Москве-реке:

Многие тексты направлены на то, чтобы с максимальным эффектом показать, что московские власти не являются «своей властью», это варвар, пришедший с целью разрушения:

— Вам не жалко Москву, мой император?
— Нет, конечно. Это же сплошной уродливый самострой. pic.twitter.com/7KI766HZTR

— Пeрзидент Роисси (@KermlinRussia) February 11, 2016

Поэтому совершенно не случайно, что в фольклорных текстах этого момента речь от лица власти исходит из уст Шарикова из «Собачьего сердца», воплощения идеи антикультуры, а житель Москвы соотносит себя, конечно, с профессором Преображенским. В одном тексте Шариков оказывается исполнителем акции по демонтажу «самостроя» («Вчера павильоны сносили-сносили, сносили-сносили»), в другом Шариков-Собянин отказывается принимать «бумажки о собственности»:

В нескольких текстах к мотиву варварства добавляется неявная оппозиция «приезжих» и «местных». Так, например, на популярной карикатуре Елкина бульдозерист-мигрант по ошибке принимает за ларек Мавзолей.

«Однако», воскресшее из анекдотов о чукчах познесоветского периода, привносит в этот антисобянинский московский текст нотку ксенофобии. Это совсем неудивительно, если учесть, что именно в эти дни в социальных сетях москвичи выражают свое эмоциональное отношение к мэру Москвы с помощью уничижительных прозвищ, которыми подчеркивается определение Собянина как «чужого», причем «чужого», лишенного культуры и понимания нужд простых москвичей:

График 5. Прозвища мэра Москвы по твитам и блогам ЖЖ (абсолютные цифры) в период с 9 по 12 февраля

Москва в таких текстах, преображенная Собяниным, превращается в тундру: «В тундре никаких киосков нет, и ничего, живут люди, — сказал Собянин, — а сейчас еще плитку сковырнем, чтобы олени ягель могли добывать».

Ну и, наконец, внимательный наблюдатель за дискуссией в Интернете заметит, что есть тексты, которые являются «квинтэссенцией» всех тем, которые мы обсудили, как, например, это стихотворение:

Смотрело безучастно небо
на снос торгового ларька —
рассадник обуви и хлеба,
мобильников и молока.

Здесь обдирали нас до нитки
торговцы, нэпманы, жулье.
А будет новенькая плитка,
затем элитное жилье.

Дрожи, Обама! Нас не тронешь!
Всех победит народ-герой!
Ну все, пора бомбить Воронеж.
Воронеж, сука, самострой.

Итак, что же на самом деле пользователи социальных сетей сказали о «сносе ларьков» за четыре дня «краткострочной фольклорной реакции»? Эмоциональное напряжение, вызванное сносом привычных мест, где можно было дешево поесть, купить носки или зарядник, довольно быстро, за два дня, пошло на спад. Гораздо резче носители фольклора отреагировали на высказывание власти, не согласившись с мотивировками сноса. И наконец, негодование «канализировалось» в антисобянинских текстах, где «наша» власть оказывается чужой и варварской. Именно эти тексты оказались очень устойчивыми, потому что это уже собственно не скоротечная реакция на политическое или социальное событие, а известная культурная модель, берущая начало в ксенофобской и архаической картине мира. Но это уже совсем другая история.

Темы: власть, интернет, Москва, социальные сети

17.04.2019

Лишь 16 регионов из 85 в 2018 году выполнили предписания по повышению зарплат бюджетникам по всем категориям, пишет РБК.

Майские указы президента России Владимира Путина, касающиеся повышения зарплат бюджетникам, не выполняются в большинстве регионов, пишет РБК. По состоянию на конец 2018 года, лишь 16 из 85 регионов достигли поставленных целей в этой части предписаний, подсчитало издание в среду, 17 апреля. По его данным, зарплаты бюджетников достигли целевых значений по всем категориям лишь в Брянской, Тамбовской, Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Волгоградской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тюменской и Новосибирской областях, а также в Ставропольском и Алтайском краях, Татарстане, Чувашии и Бурятии.

В большинстве регионов не выполнены предписания хотя бы по одной категории

В остальных регионах указы не были выполнены хотя бы по одной категории бюджетников. На федеральном уровне уровень зарплат не достиг целевого значения по восьми из 12 категорий, указывает далее издание. При этом были перевыполнены целевые значения у учителей, преподавателей вузов, работников учреждений культуры и научных сотрудников. В наименьшей степени поставленные задачи выполнены в отношении воспитателей детских садов (83,6 процента от средних зарплат по региону) и у соцработников (87,4 процента).

«У регионов нет денег. Здесь проблема в региональных бюджетах», — заявил РБК директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Он назвал цели по росту зарплат бюджетников трудновыполнимыми.

Тем временем Минтруд заявил о выделении из федерального бюджета регионам еще 100 миллиардов рублей на поддержание уровня зарплат бюджетников, упоминаемых в майских указах. Ежеквартально ведомство будет проверять выполнение поставленных целей.

Минтруда заявляет о выполнении майских указов

Между тем пресс-служба министерства труда РФ сообщила о том, что предписания Путина по повышению зарплат бюджетникам «в целом» регионы выполнили. По итогам 2018 года, выполнено 1012 из 1020 показателей, по которым осуществляется мониторинг выполнения этой части майских указов, говорится в пресс-релизе Минтруда, имеющемся в распоряжении «Интерфакса».

При этом, опираясь на информацию Росстата за 2018 год, ведомство «констатирует, что в целом поставленные задачи были выполнены, с учетом отклонения до 5 %». «Небольшое отклонение связано с тем, что фактические темпы роста средней заработной платы оказались выше прогнозных значений, использованных регионами при повышении зарплаты отдельных категорий работников», — отмечается далее.

Майские указы

После предыдущей инаугурации в 2012 году Путин подписал ряд указов, получивших название «майские». Одним из ключевых пунктов был рост зарплат бюджетников до 1 января 2018 года. В частности, зарплаты воспитателей, учителей, соцработников должны были достичь уровня средних зарплат по региону, зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных работников — вырасти до 200 процентов от средних по региону. Позже аналитики пришли к выводу, что федеральные власти и регионы в спешном порядке пытались подогнать реальность под задекларированные цели.

После инаугурации в мае 2018 года Путин подписал новый «майский указ» — «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В документе перечислены меры, призванные ускорить научно-технологическое и социально-экономическое развитие, увеличить численность населения, повысить уровень жизни, а также создать «возможности для самореализации и раскрытия таланта каждого человека». Среди целей называются увеличение продолжительности жизни до 78 лет, коэффициента рождаемости — до 1,7, а также снижение уровня бедности в два раза. Названы также различные показатели снижения смертности, которые должны быть достигнуты.

Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android

Российская политика в карикатурах Как Песков и Володин защищали Путина от Навального

Алексей Навальный заявил, что за его отравлением стоит президент РФ. За хозяина Кремля обиделись пресс-секретарь Путина Песков и спикер Госдумы Володин. Сергей Елкин о реакции защитников Путина.

Российская политика в карикатурах Почему Навальному не возвращают его одежду

Алексей Навальный потребовал от властей РФ вернуть ему изъятую в Омске одежду — «очень важный вещдок» по делу о его отравлении. У кого вещи сейчас, предполагает Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Новые санкции ЕС против России — всего лишь пустышка?

Новые санкции Европейского Союза в отношении Кремля в связи с отравлением Алексея Навального могут оказаться пустыми угрозами, прогнозирует карикатурист Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Отравление Навального и санкции против России: трудности перевода?

Отравление Навального и угроза вмешательства Москвы в белорусский кризис — повод для дискуссии о новых санкциях ЕС в отношении Кремля. Сергей Елкин о том, кто не хочет понять очевидное.

Российская политика в карикатурах Что настигнет Россию быстрее: вторая волна санкций или пандемии?

Отравление Навального стало поводом для дискуссии о введении новых санкций ЕС против России. Они неизбежны, как и вторая волна пандемии коронавируса? Мнение не только Сергея Елкина.

Российская политика в карикатурах Интервью Путина телеканалу «Россия»: сказки в телеэфире

В интервью «России-1» Владимир Путин не сказал ни слова об отравлении Навального. Карикатурист Сергей Елкин о том, насколько далеким от реальности было выступление президента РФ.

Российская политика в карикатурах Почему Навального не могут отправить в Германию

Российские врачи утверждают, что находящийся в омской больнице Алексей Навальный не транспортабелен. Они против его отправки в Германию. Сергей Елкин знает, кто не дает разрешение.

Российская политика в карикатурах Кто может стоять за предполагаемым отравлением Навального?

Алексей Навальный впал в кому спустя некоторое время после того, как выпил чашку чая. Его окружение говорит об отравлении. Карикатурист Сергей Елкин развил эту версию.

Российская политика в карикатурах Символы-2020: что Лукашенко и Путин приготовили своим народам

В Беларуси протесты после выборов президента пошатнули позиции Александра Лукашенко, в России последствия COVID-19 ударили по рейтингу Владимира Путина. Их ответ — в карикатуре Сергея Елкина.

Российская политика в карикатурах «Повар Путина» задал перцу на выборах президента Беларуси

Задержание под Минском граждан РФ, подозреваемых к причастности к ЧВК Вагнера (ее финансирует «повар Путина», бизнесмен Пригожин), добавило остроты выборам в Беларуси. Сергей Елкин об этой приправе.

Российская политика в карикатурах Из какой страны приехали организаторы протестов в Хабаровске?

Многотысячные протесты в Хабаровске организовали иностранцы, уверен и. о. губернатора края Михаил Дегтярев. Карикатурист Сергей Елкин о неординарном мышлении ставленника Москвы.

Российская политика в карикатурах Трехдневное голосование в России: кому точно по душе этот закон

Госдума приняла в окончательном чтении закон о трехдневном голосовании на выборах и референдумах в России. Сказочники и лично трехглавый Змей Горыныч одобряют, считает Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Разгон протестов в Москве: что сказал бы Пушкин?

Протесты против поправок в Конституцию РФ традиционно прошли в Москве у памятника Пушкину. Как обычно, участников задерживал ОМОН. Сергей Елкин о том, что сказал бы на это великий русский поэт.

Российская политика в карикатурах Протесты после ареста Фургала: взрывная ситуация в Харабовске

Протесты в Хабаровске после ареста губернатора Сергея Фургала стали неприятным сюрпризом для Кремля. Сергей Елкин считает, что эта ситуация может по-настоящему «рвануть».

Российская политика в карикатурах Выборы — понятие растяжимое: в России будут голосовать по несколько дней?

Глава ЦИК Элла Памфилова предложила Путину растянуть сентябрьские выборы на несколько дней — по примеру голосования по поправкам. Взгляд Сергея Елкина на эту инициативу.

Российская политика в карикатурах От мороженого до ЛГБТ: запретят ли в России радугу?

Екатерина Лахова из Союза женщин России пожаловалась президенту Путину на рекламу мороженого с радугой, заподозрив пропаганду ЛГБТ. Карикатурист Сергей Елкин знает, как отреагирует Кремль.

Российская политика в карикатурах Поправки к конституции — залог политического долголетия Путина

Владимир Путин заявил, что без обнуления его президентских сроков все скоро начали бы думать о его преемнике. Президент РФ просто боится стать «хромой уткой», считает Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Голосование по поправкам в конституцию: идти или не идти?

На фоне риска заболеть COVID-19 многие россияне задумываются о том, стоит ли им участвовать в голосовании по поправкам в Конституцию РФ. Так видит эту ситуацию карикатурист Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Обращение Путина по коронавирусу: что опять не так?

Владимир Путин в новом обращении к россиянам продлил «нерабочий режим» до 30 апреля, не объявив ни карантин, ни режим ЧС. Поэтому реакция общества не удивительна, считает Сергей Елкин.

Российская политика в карикатурах Обнуление по-путински: как президент РФ решил остаться навсегда

Госдума утвердила поправки в конституцию, предусматривающие обнуление президентских сроков Владимира Путина. Сергей Елкин о продлении полномочий нынешнего президента РФ.

1 | 20 03:02 мин. Все сюжеты | 22.10.2018

Как медики в России попадают под сокращение

Ольга Демидова

Текст Указа:

В целях предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьёй 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Признать действительными на территории Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и российское национальное водительское удостоверение, срок действия которых истёк или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно.

2. Установить, что для граждан Российской Федерации, достигших в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно возраста 14 лет и не получивших паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, основным документом, удостоверяющим их личность, является свидетельство о рождении или паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации определить:

а) порядок и сроки замены документов, названных в пункте 1 настоящего Указа;

б) порядок и сроки выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, названным в пункте 2 настоящего Указа.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Не распространяй

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *