Основания возникновения сервитута

Содержание

Основания возникновения и прекращения сервитутов

Основными способами возникновения сервитутных прав являются соглашение, заключаемое между собственником господствующей недвижимости и собственником зависимой недвижимости, акт государственного органа или органа местного самоуправления, прямое указание закона и судебное решение Копылов А.В. Вещные права на землю. М.: Статут, 2000. С. 68-70.. Рассмотрим более подробно некоторые основания возникновения этого ограниченного вещного права.

Соглашение об установлении сервитута обычно заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Регистрируется само соглашение, а также само ограниченное вещное право. Существенными условиями данного соглашения, конечно, является его предмет — сфера действия права пользования, а также цена Там же. С. 68..

В соглашении об установлении сервитута указывается цель предоставления права пользования. Недвижимое имущество может обременяться сервитутом для обеспечения прохода и проезда, строительства, реконструкции, эксплуатации, если такие действия не препятствуют использованию земельного участка по его предназначению (п. 1 ст. 274 ГК РФ) Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.. Указанный перечень целей не является исчерпывающим, в соглашении между сервитуарием и собственником служащей недвижимости возможно предусмотреть иные цели Рыбалов А.О. Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) // Закон. 2016. № 6. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.).

Сервитут может устанавливаться в случаях, указанных в законе. В настоящий момент существует одна норма, регулирующая возникновение сервитутного права в соответствии с законом. Так, в силу п. 4 ст. 279 ГК РФ сервитуты, установленные в отношении изъятого для государственных или муниципальных нужд земельного участка, сохраняются в ситуации, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие данного земельного участка Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301..

Обременение в виде сервитута может возникнуть после вступления в силу судебного решения о его установлении. Условиями для установления сервитута в судебном порядке являются:

— наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте;

— выявленная судом объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его сервитутным правом Жмурко С.Е. Садовые, огородные и дачные земельные участки: особенности владения, пользования и распоряжения. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 16. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.).

До подачи иска лицо, которое собирается установить сервитут, должно обратиться к собственнику служащей недвижимости с предложением об установлении сервитута. Впоследствии лицо, требующее установления сервитута, вправе подать соответствующий иск, если не будет подписано соглашение между сторонами. Лицо должно доказывать факт невозможности предоставления ограниченного права пользования иными лицами. При установлении сервитута судом будет оцениваться баланс интересов собственников господствующей и служащей вещи. Иск об установлении сервитута является самостоятельным видом иска. Если в судебных заседаниях оспариваются условия предоставления уже возникшего права пользования, то лицо, требующее устранения нарушения права пользования, подает негаторный иск Афанасьев И.В. Условия установления сервитута в судебном порядке // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 11. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.) .

Среди основных способов прекращения сервитутов в российских доктринальных и законодательных источниках выделяются: гибель служащей вещи; слияние в одном лице собственников господствующей и служащей вещи; односторонний отказ (дереликция); расторжение соглашения об установлении сервитута; гибель господствующей вещи; истечение срока сервитута, установленного на определенный период времени; отпадение оснований, по которым сервитут был установлен (п. 1 ст. 276 ГК РФ); невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его целевым назначением (п. 2 ст. 276 ГК РФ). Прокомментируем некоторые основные способы прекращения сервитутов.

Односторонний отказ (дереликция) не предусмотрен как один из способов прекращения действия сервитутных прав и обязанностей в законодательных актах. Тем не менее, этот способ выделяет А.В. Копылов. Дереликция совершается в простой письменной форме. Сервитут утрачивает силу с момента ее государственной регистрации.

Сервитут прекращается в случае расторжения соглашения об установлении сервитута. Оно расторгается как по согласию обеих сторон, так и в одностороннем порядке по инициативе собственника зависимой недвижимости. Сервитут также не имеет юридической силы с момента регистрации расторжения соглашения об установлении сервитута в Едином государственном реестре недвижимости Копылов А.В. Указ. соч. С. 73..

Отпадение основания, в связи с наличием которого был установлен сервитут, может произойти в ситуации, когда сервитуарий утратил интерес к использованию чужой недвижимости (например, прекратил сельскохозяйственное производство, больше не изымает воду на чужом земельном участке) или приобрел возможность удовлетворить свои нужды за счет использования собственной недвижимости (например, вырыл колодец, из которого берет воду для орошения выращиваемых сельскохозяйственных культур) Копылов А.В. Указ. соч. С 74..

В работах российских правоведов и законодательных актах выделяются множество оснований для возникновения и прекращения сервитутов. В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены лишь некоторые способы возникновения и прекращения сервитутного правоотношения. В соглашениях об установлении сервитута могут быть предусмотрены основания, не указанные в ГК РФ.

20. Сервитут: понятие, виды, основания возникновения и прекращения

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость.

>Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах?

Что такое публичный сервитут?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта. К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

Границы зон действия публичных сервитутов

Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. размежёван;
  2. поставлен на кадастровый учёт.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

Основания для возникновения

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу 11.07.11 за № 193-ФЗ. А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.
После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Ошибочная кадастровая запись

Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:

  1. на счёт допущенной технической ошибки;
  2. к титульному инциденту с участком.

Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.

Случаи прекращения действия

Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…»

Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ. Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

Досрочное прекращение права пользования сервитутом происходит на том же основании:

  1. по согласию сторон;
  2. по решению администрации;
  3. через суд.

В такой ситуации инициатором обычно является владелец земельного участка.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в качестве встречной уступки в сторону муниципальной или федеральной власти, если требуется провести работы, затрагивающие интересы города или государства.

Основа регулирования публичных сервитутов
Госрегистрация публичного сервитута
Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
Публичный сервитут и общественные слушания
Основания (цели) установления публичного сервитута
Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Основа регулирования публичных сервитутов

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2018г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. В соответствии со статьей 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018 года) публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа.

Госрегистрация публичного сервитута

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 17 ст. 23 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2018г.), ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания (Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы («Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут и общественные слушания

Прим.: 1). Обязательность проведения общественных слушаний до 01.09.2018

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 статьи 23 ЗК РФ в ранее действующей редакции).

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение «общественности», полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.

Прим.: 2). С 01.09.2018 для установления публичного сервитута общественные слушания не проводятся

Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, действующей с 01.09.2018 года. В отличие от прежней редакции статьи с указанной даты публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа. Из процедуры установления публичного сервитута исключены общественные слушания.

Основания (цели) установления публичного сервитута

Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2018 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

В редакции, действующей с 1 сентября 2018 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:

  • пп. 2 «использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры»
  • пп. 9 («временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ».
  • добавлен пп. 8 («использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса»).

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2018 года).

С 1 сентября 2018 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ («Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности») введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2018 года

Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.

Земельный кодекс РФ дополнен новой главой V.7 «Установление публичного сервитута в отдельных целях». В указанную главу вошли статьи, регулирующие порядок, цели, условия, сроки установления публичного сервитута, вопросы платы за установленный публичный сервитут и ряд других вопросов:

Глава V.7 Земельного кодекса РФ. «Установление публичного сервитута в отдельных целях»:

  • Цели установления публичного сервитута (статья 39.37 ЗК РФ);
  • Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута (статья 39.38 ЗК РФ);
  • Условия установления публичного сервитута (статья 39.39 ЗК РФ);
  • Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (статья 39.40 ЗК РФ);
  • Ходатайство об установлении публичного сервитута (статья 39.41 ЗК РФ);
  • Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (статья 39.42 ЗК РФ);
  • Решение об установлении публичного сервитута (статья 39.43 ЗК РФ);
  • Отказ в установлении публичного сервитута (статья 39.44 ЗК РФ);
  • Срок публичного сервитута (статья 39.45 ЗК РФ);
  • Плата за публичный сервитут (статья 39.46 ЗК РФ);
  • Соглашение об осуществлении публичного сервитута (статья 39.47 ЗК РФ);
  • Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (статья 39.48 ЗК РФ);
  • Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 39.49 ЗК РФ);
  • Права и обязанности обладателя публичного сервитута (статья 39.50 ЗК РФ).

Увеличение срока аренды земельного участка на срок установления на него сервитута

Статья 39.8 ЗК РФ дополнена пунктом 12.1 в соответствии с которым:

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута…

Рекомендуемые по теме публикации:

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Соразмерная плата за сервитут

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

«Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года

Исковые заявления о сервитуте:

Исковое заявление об установлении сервитута
Исковое заявление о прекращении сервитута
Исковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

> Частный сервитут

Основания возникновение частного сервитута

Частный сервитут устанавливается, когда собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Частный сервитут устанавливается для обеспечения определенных интересов (потребностей). Согласно ст. 274 ГК РФ частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Федеральный закон от 3.08.1995 г. «О племенном животноводстве» предусматривает установление частных сервитутов для прогона скота, проведения и отведения воды через соседний участок, забора воды, водопоя скота. Кроме этого, виды частных сервитутов перечислены в ч.1 ст. 44 ВК РФ (водные частные сервитуты) и в п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса (частные сервитуты в области градостроительства). В ряде нормативных актов содержатся лишь общие упоминания о частных сервитутах без установления их видов (ч.2 ст.21 Лесного кодекса РФ; ФЗ от 15.06.96. № 72 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Современное российское законодательство допускает возникновение частного сервитута на основе договора, судебного решения, акта государственного органа и органа местного самоуправления, а также в силу прямого указания закона. Участниками договора с одной стороны является лицо, обремененное сервитутом, в качестве которого может выступать только собственник земельного участка или иной недвижимости (например, собственники помещений в кондоминиуме). Это положение закреплено в п. 3 ст.274 ГК РФ, ч.2 п.5 ст.8 ФЗ «О товариществах собственников жилья». Исключением из этого правила является возможность заключения договора об установлении водного или лесного частных сервитутов не с собственниками водных объектов и участков лесного фонда, а с пользователями (ч.3 ст.43 ВК РФ и ст.ст.1, 17, 21 ЛК РФ). Другой стороной является сервитуарий — лицо, в пользу которого устанавливается сервитут. Таким лицом может быть субъект, обладающий участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Если сервитутом обременяется здание, сооружение и другое недвижимое имущество, сервитуарием может быть собственник зданий, сооружений, а также обладатели права хозяйственного ведения и права оперативного управления на эти объекты (ст.294, 296 ГК РФ). В договоре об установлении сервитута должны быть указаны предмет договора и цена, т.к. этот договор возмездный (п.5 ст.274 ГК РФ). Что касается условия о сроке действия сервитута, то оно является необязательным. Если в договоре срок не определен, он все равно считается заключенным на неопределенный срок и подлежит государственной регистрации.

Глубоко проанализировав, существующее Российское законодательство, на мой взгляд, еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Основанием возникновения сервитута может быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Возможность установления сервитутов на основании актов государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрена только в отношении частных лесных сервитутов (ч.2 ст. 21 ЛК РФ). Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Допускается возникновение сервитута в силу прямого указания закона, например, при продаже земельного участка с сохранением за продавцом или законодателем права собственности на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ, ст.64 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

В договор об установлении сервитута (добровольный сервитут) включаются:

  • 1) описание участка, обремененного сервитутом, и участка, в интересах которого установлен сервитут;
  • 2) условия и сроки установления сервитута;
  • 3) план или карта участка с указанием места нахождения сервитута.

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

В соответствии с положениями ст. 23 Земельного кодекса РФ в результате установления частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным: например, при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе. Известно, что при запрете на приватизацию прибрежной полосы за последние годы огромное количество земельных участков по берегам рек и озер было передано в частную собственность для строительства дач, коттеджей, баз отдыха. В результате население было лишено права свободного доступа к водным объектам.

В отношении платы за ограниченное пользование земельным участком (сервитут) законодатель ввел разные требования по отношению к платности такого использования применительно к частному и публичному сервитуту. Так, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такую плату целесообразно определять в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть предусмотрена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, закрепленном федеральными законами «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О государственном земельном кадастре». При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается в судебном порядке.

По общему правилу установление сервитута является возмездной сделкой. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерной платы за пользование участком.

Статья 275 ГК РФ устанавливает, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный сервитут) или без указания срока (постоянный сервитут). Это в равной степени относится к частным и к публичным сервитутам. При установлении сервитута должно соблюдаться следующее правило: осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Частные сервитуты в области градостроительства могут вводиться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения:

  • — строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений;
  • — строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
  • — проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
  • — прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок;
  • — других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления и прекращения частных сервитутов в градостроительстве определен в соответствии с Гражданским кодексом РФ, то есть основаниями возникновения частного сервитута являются договор либо решение суда.

Обращает на себя внимание трансформация публичного сервитута, предусмотренного Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года, — о доступе на земельный участок для ремонта объектов инфраструктуры в частный сервитут, установленный абз. 3 п. 3 ст. 64 ГрК РФ, обеспечивающий строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Указанные положения законодательства, на мой взгляд, свидетельствуют об отсутствии у федерального законодателя четких критериев разграничения публичных и частных сервитутов.

Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда

Частный водный сервитут — как возможность ограничения прав долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами в пользу заинтересованных лиц. Частный водный сервитут возникает в силу договора либо решения суда.

Частный лесной сервитут определяется как ограничение права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, в пользу заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных и муниципальных органов, а также судебных решений. При этом закон указывает, что положения гражданского, земельного и иного законодательства РФ применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Лесного кодекса РФ. Обращает на себя внимание, что частный лесной сервитут может быть установлен административным актом. Данное положение закона иллюстрирует особый характер природоресурсных отношений.

Для того, что разобраться как сервитуты устанавливаются на практике, проследим этот процесс на региональном уровне:

Правовому регулированию сервитутов большое внимание уделяется и в региональном законодательстве. В частности, Закон Воронежской области «О регулировании земельных отношений в Воронежской области» к сервитутам относит вещные права ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 33). Частные (установленные в отношении одного лица или группы лиц).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю.

Иной подход в регулировании сервитутных отношений закреплен в Законе Кемеровской области «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области». Областной закон вводит понятие обременении земельного участка, под которыми понимает обязательства землепользователя начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение определенных сроков, запрет на изменение внешнего вида недвижимости, а также целевого использования земельного участка, обязанность сохранять естественную среду обитания и пути миграции диких животных и др. Областной закон указывает, что обременения земельного участка устанавливаются непосредственно законодательством, договорами или решением суда. Соответствующие обременения подлежат государственной регистрации и сохраняются при переходе земельного участка к другому лицу. Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Частный сервитут возникает по соглашению между лицом, требующим его установления, и собственником земельного участка. Соглашение об установлении сервитута подлежит государственной регистрации. Сведения о сервитуте вносятся в документы о правах на землю. Областной закон предоставляет право землепользователю, земельный участок которого обременен частным сервитутом, требовать от выгодоприобретателей соразмерную плату за ограничения в пользовании участком, если иное не предусмотрено законом.

Областной законодатель определяет сервитут как право ограниченного пользования одним или несколькими соседними участками. При этом закон не указывает на возможность установления публичных и частных сервитутов, ограничиваясь общим понятием «сервитут» (ст. 14).

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда. В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Сервитут может устанавливаться на основании действующего законодательства, соглашением сторон либо решением суда В целях прохода и проезда через земельный участок, прокладки и ремонта коммунальных и индивидуальных инженерных, электрических и других линий и сетей, создания на земельном участке лесных защитных насаждений и иных природоохранных объектов и для других целей. Вводя общий принцип возмездности сервитутных отношений, областной закон делает исключение в отношении сельских жителей, указывая, что за сервитуты, установленные в их пользу, плата не взимается. Особенностью регулирования сервитутных отношений является то, что наряду с государственной предусматривается и специальная регистрация сервитутов.

Понятие права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) было впервые подробно урегулировано в ст. 274-277 ГК РФ. Однако эти статьи входили в главу 17 Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу только с 23 апреля 2001 года. Поэтому еще рано говорить о сформировавшейся практике установления частных сервитутов в отношении земельных участков на основе положений гражданского законодательства.

Земельным кодексом РФ определены отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют предусмотренным Гражданским кодексом РФ частным сервитутам: например, для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т. п. Основное отличие будет, как уже указывалось, в способе установления сервитута и в тех интересах, в которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в таком случае это будет частный сервитут. Если же через существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего будет сделано на основе установления публичного сервитута.

>Что может быть основанием возникновения сервитута и какие законодательные нормы его регулируют?

Законодательная основа для начала действия обязательства

На каких основаниях может возникнуть право ограниченного пользования земельным участком? Государственная регистрация сервитута может осуществляться на основании ГК РФ, который присутствующей в нем статьей 274 обеспечивает право граждан страны на ограниченное частичное пользование чужим наделом земли.

Статья гласит, что владелец земельного имущества, а также остальной недвижимости, являющейся его собственностью, имеет законное основание требовать у собственника, который владеет соседней территорией, предоставления гражданского права ограниченно пользоваться принадлежащим ему наделом. О том, кто такой обладатель сервитута и какие права и обязанности он имеет, мы писали в этой статье, а о собственнике участка, обремененного сервитутом, читайте в другом материале.

Статья оговаривает, на каких условиях сервитут на земельный участок может вступать в действие, указывает на порядок проведения процедуры, учитывает интересы сторон, включая предусмотренную законодательством плату за наложение сервитута на временно обремененную территорию.

Перечисляет основания на которых сервитут может быть установлен закон ЗК РФ. Присутствующая в нем статья 23 рассказывает, в каких случаях можно приступить к процедуре оформления документов, упоминает о видах и сроках устанавливаемых сервитутов, не забывает о соразмерной компенсации, право на которую имеют владельцы обремененных территорий. Подробную информацию о том, что такое сервитут и примеры передачи права пользования землей другим лицам, вы найдете в отдельной статье.

Порядок оформления необходимых документов регулируется ЗК РФ, статьей 39.26, которая устанавливает сроки, контролирует процедуру подачи заявления и исполнение органами власти своих непосредственных обязанностей.

На существующие особенности при подписании соглашений обращает внимание ЗК РФ, в частности статья 39.24, оговаривает сроки направления уведомлений, указывает на период действия договоров и их расторжении при определенных обстоятельствах.

Пункты официального соглашения, которые заключают стороны между собой, регулирует статья 39.25 ЗК РФ, она же контролирует предусмотренную договором компенсацию за действие сервитута в отношении обремененного участка. Все нюансы составления договора сервитута вы найдете .

  1. ГК РФ, вместе со статьей 275 гарантирует сохранение действия сервитута, в случае возможного перехода обремененного земельного надела к другому владельцу.
  2. ГК РФ, в присутствующей в нем статье 276 указывает на некоторые случаи, согласно которым установленный на обремененную территорию сервитут может прекратить свое действие.
  3. ГК РФ, статья 277 говорит о возможности обременения сервитутом не только земельных территорий, но также другого находящегося в собственности недвижимого имущества граждан, к которому существует необходимость применить ограниченное использование.

При установлении сервитутов сторонам, вступающим в правовые отношения, необходимо обратиться именно к законодательным документам, которые помогут урегулировать любую возникшую ситуацию, облегчить и упорядочить путь к ее разрешению.

Субъекты и объекты процедуры установления соглашения

Регулирующий законодательную деятельность государства ГК РФ определяет перечень объектов (предметов) гражданских прав, на которые указывает статья 128.

Опираясь на статью, объекты гражданского права можно разделить на несколько видов:

  • имущество и имущественные права граждан;
  • нематериальные блага;
  • результат выполненной работы, оказание услуг;
  • результаты, полученные от интеллектуальной деятельности;
  • средства интеллектуальной собственности.

Предметы гражданских прав принимают участие в предусмотренных законодательством гражданских правовых отношениях по разным обстоятельствам.

Наиболее часто в проведении гражданского оборота встречаются случаи отчуждения недвижимости, связанной с обменом, продажей или наследованием имущества и земельных территорий. Установленный сервитут в таких случаях не прекращает свое существование, но на основании предусмотренных законодательством норм и правил продолжает действовать (в каких случаях сервитут все таки прекращает свое действие узнайте ).

Имущество граждан, а также их имущественные права являются наиболее ценной и важной категорией среди объектов гражданского права, именно они чаще других предметов встречаются в правовых земельных отношениях.

Субъектами установленного сервитута считаются лица, которые являются владельцами обремененного имущества, а также осуществляющая действие сервитута заинтересованная сторона.

ГК РФ в 124 статье определяет круг лиц, которые могут являться субъектами гражданского права, к этой категории относятся:

  • граждане;
  • юридические лица;
  • государство, государственные субъекты, а также местные административные органы самоуправления.

Справка. Согласно законодательным нормам все субъекты, в отношении которых установлен сервитут обладают равным гражданским правом, и имеют возможность обжаловать принятые решения в судах.

Более подробно о субъектах сервитутных отношений вы можете узнать в этой статье, а о том, какие объекты могут быть обременены сервитутом, читайте .

Что может быть основанием возникновения сервитута

Сервитут может устанавливаться на основании закона, который обеспечивает права и свободы граждан. ГК РФ является платформой для осуществления таких прав, а статья 274 – основанием для установления сервитута.

Но для процедуры установления заинтересованным лицом сервитута, необходимы обоснованные причины, которые позволяют гражданину заняться оформлением документов.

Основания для возникновения таких причин подробно прописаны в ЗК РФ, их регламентирует статья 23, которая предоставляет гражданину:

  • право на осуществление прохода, а также проезда через находящийся во владении другого собственника участок;
  • право на проведение через земельный надел другого собственника инженерных коммуникаций, линии связи, линий электропередач;
  • право предусмотренного законодательством пользования общественным водным источником, проход к которому возможен лишь через территорию землевладельца;
  • право на осуществление доступа к береговой линии;
  • право на проведение работ связанных с необходимостью мелиорации участка;
  • право на осуществление забора из водяных источников воды, если этот процесс проведения работ невозможен без затрагивания интересов владельца соседней территории;
  • право предусматривающее водопой скота и возможность прогона животных через чужой участок;
  • право на осуществление сенокоса, проведения выпаса животных в установленные согласно местным условиям термины;
  • право предусматривающее использование территории для осуществления рыбоводства, проведения рыбалки, а также для охотничьих мероприятий;
  • право на проведение временных научно-исследовательских работ, действий связанных с поиском полезных ископаемых.

Градостроительный кодекс РФ, статья 64 предполагает установление сервитутов, которые затрагивают объекты недвижимости, и устанавливает дополнительные основания для ограниченного пользования чужой территорией, а также принадлежащим гражданам имуществом.

Такие основания распространяются в основном на сферу проведения ремонтно-строительных работ и реконструкции, где учитываются особенности выполнения поставленных перед заинтересованными лицами заданий, которые затрагивают интересы собственников обремененных строительством сооружений.

Возможность установления сервитута и основания для его действия

Условия, согласно которым законом устанавливается действие сервитута, гласят, что сервитут можно установить только в том случае, если не существует другой возможности обеспечить права граждан. Этим условием, которое содержится в 274 статье ГК РФ, должны руководствоваться все законодательные органы власти, а также система правосудия.

Изучив все возможные варианты, наделенные правами в рассмотрении земельных вопросов государственные структуры, обязаны в месячный срок вынести свое решение согласно предоставленному заинтересованным лицом заявлению.

Определяющим условием для установления сервитута является наличие требования заинтересованного лица (ст. 274, п.1 ЗК РФ), которое предполагает получение добровольного согласия от собственников земельных наделов, заключение и регистрацию подписанного соглашения.

В статье 39.24 ЗК РФ говорится об установлении сервитута при условии, если земельный участок пребывает во владении государственных структур и предоставлен в аренду или бессрочное пользование государственному учреждению (в чем отличия договора аренды земли и сервитута?). Наличие этого условия определяет получения письменного согласия федерального исполнительного органа власти или местных уполномоченных администраций.

ЗК РФ в 23 статье выдвигает условие для установления сервитута, если это действие обеспечивает интересы граждан, местных администраций, а также государства.

Статья 23 оговаривает условия принятия решений в результате учета проведенных общественных слушаний, обращает внимание на сложные условия, возникшие в результате пользования обремененной территорией, предусматривая соразмерную плату в таком случае.

Статья 274 ГК РФ указывает на условие, когда добровольное соглашение не достигнуто между сторонами и предлагает заинтересованной стороне обратиться в суд.

Статья 39.26 ЗК РФ говорит об условиях, которые предполагают предоставление в уполномоченные государственные структуры схематических изображений границ участка, а также условий, где это требование отменяется.

Важно! Условия для установления сервитутов присутствуют практически в каждой статье закона. Заинтересованным сторонам необходимо ознакомится с этими законодательными актами, чтобы избежать задержек процедуры, непредвиденных обстоятельств и негативных решений.

Цели установления

Нет необходимости сомневаться в том, что единственной целью установления сервитута является обеспечение возможности населения страны, юридических и государственных учреждений иметь право на свободное, хотя и ограниченное пользование чужими территориями или объектами, в условиях, когда необходимые жизненно важные решения отсутствуют. О том, что такое сервитут, а также об определениях и его видах, мы писали в отдельной статье.

Задача сервитутов, их цель и направленность в обеспечении интересов всех сторон, которые, так или иначе, зависят от сложившейся ситуации требующей правового решения.

Установление сервитутов регламентируется законодательством, устанавливающим определенные требования и нормы ко всем участникам правовых отношений. Соблюдение всех прописанных в законах условий и оснований для оформления соглашений позволит избежать непредвиденных ситуаций и решить возникшую проблему на основании предоставленных законом возможностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основания возникновения сервитута

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *