Ст 26 44 ФЗ

Содержание

Централизация закупок в контрактной системе

Централизованные закупки — это закупки, осуществляемые одним или несколькими уполномоченными органами (учреждениями) (государственными, муниципальными органами, казенными учреждениями) на основании решения об их создании (ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе). Правовое регулирование контрактных отношений предоставляет возможность выбора подхода и модели централизации в лице одного или нескольких органов исполнительной власти, одного или нескольких казенных учреждений.

Существуют следующие подходы к централизации закупок:

• путем создания государственного, муниципального органа, казенного учреждения, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков (создание нескольких органов, казенных учреждений);

• путем возложения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков на один государственный, муниципальный орган, одно казенное учреждение (несколько органов, казенных учреждений) из числа существующих.

Создание (наделение полномочиями) таких органов (учреждений) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

В целях централизации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления принимают решение об осуществлении полномочий заказчика, как в отношении самих этих органов, так и в отношении их территориальных органов или учреждений (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений).

Путем принятия нормативного правового акта, содержащего решение, закрепляются конкретные функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения. В частности, в решении указываются полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе выполнять функции по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов.

При этом не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение НМЦК, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Порядок взаимодействия уполномоченного органа, уполномоченного учреждения с заказчиками также определяется решением о создании (наделении полномочий) (Приказ Министра обороны РФ от 23.08.2012 № 2450 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил РФ путем проведения торгов (конкурсов, аукционов в электронной форме), запроса котировок цен»).

Предусмотрена также возможность централизации уполномоченным органом, уполномоченным учреждением субъекта РФ закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ (п. 4 ст. 26 Закона о контрактной системе).

Относительно моделей централизации выделяют четыре модели в соответствии с комплексом полномочий на осуществление полномочий заказчика:

• осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (нецентрализованные закупки с возможностью принятия решения о централизации закупок подведомственными заказчиками самостоятельно);

• наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения (нескольких органов, учреждений) полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (частичная централизация используется только на этапе размещения закупок);

• наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки результатов, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков (комплексная централизация, полностью охватывающая цикл осуществления закупок);

• осуществление органами исполнительной власти (на федеральном уровне, уровне субъекта РФ, местном уровне) в отношении подведомственных заказчиков полномочий на а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подведомственных заказчиков; б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных результатов, для подведомственных заказчиков (ведомственная централизация).

Важно запомнить

До 2017 г. продлен срок принятия решения о централизации закупок органами власти в отношении подведомственных заказчиков в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона о контрактной системе.

Функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения могут быть расширены за счет централизации закупок субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 4, ч. 6—8 ст. 26 Закона о контрактной системе). Например, Правительство РФ вправе наделить уполномоченный орган, уполномоченное учреждение полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если условием предоставления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, является централизация закупок. При этом финансовое обеспечение закупки может полностью или частично осуществляться за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета. Если источником межбюджетных трансфертов является бюджет субъекта РФ, соответствующее решение о наделении полномочиями уполномоченного органа, уполномоченного учреждения принимает высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, на основании соглашения между субъектом РФ и муниципальным образованием уполномоченный орган, уполномоченное учреждение вправе осуществлять полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков, действующих от имени субъекта РФ, бюджетных учреждений субъекта РФ, муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений.

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему возникла потребность в централизации закупок
  • Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ
  • Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ? Это способ проведения торгов, предусматривающий определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы.

Почему возникла потребность в централизации закупок

Статьей 26 закона 44-ФЗ определяется значение термина «централизация закупок в контрактной системе». Суть данного понятия заключается в том, что один специально уполномоченный орган имеет право на приобретение товаров, работ или услуг, которые необходимы нескольким государственным заказчикам.

Право на передачу полномочий по закупке имеют некоторые категории организаций-покупателей:

  • Государственные органы власти и органы местного самоуправления.
  • Администрации городов и районов.
  • Казенные и бюджетные организации – и государственные, и муниципальные.

Такой способ проведения торгов имеет следующие задачи:

  1. Снижение стоимости продукции, которую необходимо приобрести, благодаря большему объему закупаемого товара. В качестве примера можно привести приобретение продуктов питания сразу для всех школ города вместо проведения тендера для каждой отдельно. Так цена окажется ниже, что и подтверждает выгодность централизованных муниципальных закупок.
  2. Освобождение заказчика от сложных организационных процедур. Те же школы избавляются от необходимости самостоятельно оформлять закупочную документацию. Стоит отметить, что зачастую тендерами занимается один специальный орган также по этой причине.

Рассмотрим более подробно, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Как уже упоминалось, при данном методе предполагается объединение закупочных процедур по какому-то критерию. При этом все фактические действия осуществляет один специально уполномоченный орган либо приобретающий наибольший объем покупатель. В результате уменьшается количество проводимых процедур, а также сокращаются сроки выполнения заключенных договоров.

Централизация проводится по нормам, указанным в ст. 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Там же прописан подробный порядок определения прав и обязанностей для уполномоченных органов, занимающихся осуществлением централизованных закупок.

Несмотря на преимущества централизованного приобретения продукции, государственные закупки в России обычно проводятся децентрализованно. В этом случае покупатель полностью самостоятельно занимается процедурой закупки и активно в ней участвует. Это позволяет заказчику проконтролировать ее соответствие решаемым задачам.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Децентрализация предполагает, что каждый отдельный заказчик осуществляет закупочную деятельность для собственных целей без участия уполномоченных органов. При этом в организации создается закупочный комитет либо назначается конкурсный управляющий.

Такой способ осуществления закупочной деятельности имеет как плюсы, так и минусы. Среди ее преимуществ можно отметить следующие:

  • Необходимые товары, работы или услуги приобретаются значительно быстрее. Покупатель не обязан согласовывать сроки с уполномоченным органом. Закупочная процедура проводится в нужное и удобное заказчику время.
  • К госзаказам привлекается малый бизнес. Это, в свою очередь, повышает поступление налогов в бюджет и увеличивает уровень занятости.
  • Обеспечивается более гибкое реагирование на изменения правил проведения закупочных процедур, касающихся законодательных норм, количества выделяемых денежных средств, условий их предоставления и т. п.

Тем не менее децентрализованная закупочная деятельность имеет и некоторые минусы. Например, для подрядчиков такие процедуры не слишком привлекательны. Это связано с тем, что расходы на оформление необходимых документов и участие в торгах иногда почти равны возможной прибыли от контракта. Подрядчик обязан создать комитет по закупочной деятельности, в который необходимо включить минимум пять человек. При этом не имеет значения общее количество сотрудников организации.

Также такая процедура влечет за собой дополнительные денежные расходы на зарплату персоналу, расширение штата, прохождение сотрудниками обучения в сфере закупочной деятельности.

С тем, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ, мы уже разобрались. Теперь рассмотрим причины, по которым лучше закупать товары, работы и услуги централизованно.

Среди достоинств данного способа следующие:

  • Процедура выбора подрядчика становится значительно проще. Это связано с тем, что частично, а иногда и полностью, данные функции передаются уполномоченному органу.
  • Экономятся финансовые средства, полученные из бюджета. Предложенная продавцом цена может быть значительно ниже, чем при децентрализованном методе. Причиной этому является покупка уполномоченным органом большого объема продукции.
  • Заказчик получает максимальную пользу. Закупочная процедура проводится с четким соблюдением всех законодательных норм, поскольку уполномоченный орган представляет специалист высокой квалификации.

Минусами централизованного приобретения товаров, работ или услуг считаются следующие моменты:

  • Закупая что-либо централизованно, заказчик сталкивается с более длительным сроком выполнения договора. Это связано с большими объемами приобретаемых товаров, работ или услуг, чем при обычном тендере. Даже несмотря на существенную экономию, такой вариант иногда не подходит покупателю.
  • Круг возможных поставщиков значительно сужается из-за размера заказа. Конкуренция при этом намного меньше, поскольку для маленьких фирм выполнение подобных договоров попросту невозможно.
  • Процедура централизованного приобретения товаров, работ или услуг во многом схожа с совместными закупками.

В практической деятельности централизованные и децентрализованные закупки достаточно часто реализуются совместно. К примеру, централизованный способ подходит для сложных закупок, которые проводятся в форме аукциона или конкурса. Для простых закупок, таких как запрос котировок и предложений или приобретение товара у одного поставщика, уместна децентрализованная процедура.

Вышеуказанная схема используется некоторыми государственными и муниципальными органами. В частности, администрации Архангельской, Владимирской, Костромской, Калининградской областей применяют смешанную процедуру для приобретения товаров, работ и услуг, требующихся для их непосредственной деятельности.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

В некоторых случаях метод проведения закупочной схемы выбирается исходя из договорной цены. Так, в Санкт-Петербурге при цене контракта свыше 50 миллионов рублей процедура проводится централизованно, при меньшей цене заказчик самостоятельно занимается оформлением.

Как видим, закупочная деятельность для государственных и муниципальных заказчиков может осуществляться или централизованно, или децентрализованно. При этом оба эти способа имеют как свои плюсы, так и минусы.

Как различать централизованные закупки по 44-ФЗ

Итак, мы выяснили, что такое централизованные закупки по 44-ФЗ и чем они отличаются от децентрализованных. Теперь разберем, какими они бывают и как их отличать.

Согласно ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» можно выделить базовую и расширенную централизацию.

В первом случае уполномоченный орган решает только организационные вопросы по торгам. Полномочия по обоснованию, расчету НМЦК, определению существенных условий договора и его заключению оставляет за собой непосредственный покупатель.

В качестве примера можно привести Постановление администрации Клинского муниципального района Московской области № 2822 от 21.12.2015. Уполномоченным органом в данном случае является МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ). На него возложены обязанности по согласованию с заказчиками планов и планов-графиков, а также выбор метода, по которому определяется поставщик. Кроме того, ЦПТ занимается формированием и публикацией в ЕИС уведомлений о проведении процедур, организацией заседаний комитета, обеспечением конфиденциальности заявок и хранением тендерной документации.

Все оставшиеся обязанности возлагаются на покупателя, начиная от формирования планов и проведения торгов и заканчивая выполнением договора. При централизованных закупках служба организации-покупателя, которая ответственна за договорную работу, загружена полностью. Также, помимо прочего, заказчик обязан проводить согласование определенных действий с уполномоченным органом. Несомненным преимуществом в данном случае считается обязательное консультирование заказчика при организации торгов. Профессиональная и своевременная помощь – то, что делает централизацию на самом деле выгодной покупателю.

Тем не менее обязанности могут распределяться иначе. Расширенная централизация предполагает, что на уполномоченный орган возлагаются почти все обязанности по проведению торгов: составление планов, выполнение договора, приемка товаров, обеспечение оплаты.

Как подготовить и провести закупку для централизованной организации

Что такое централизованные закупки по 44-ФЗ мы подробно рассмотрели в предыдущих разделах. Теперь важно разобраться, как их правильно организовать.

Работа специальной централизованной организации, занимающейся закупочной деятельностью, инициируется подписанием соответствующего договора на региональном или муниципальном уровне. Данный документ определяет особенности деятельности уполномоченного органа, его полномочия и порядок взаимодействия с покупателями.

В договоре также непременно должны быть прописаны обязанности уполномоченного органа. В тексте отражаются следующие моменты:

  1. Процедура выбора поставщика. К примеру, в Калининградской области покупатель имеет право самостоятельного выбора исполнителя при цене контракта менее 500 тыс. рублей.
  2. Порядок формирования закупочного комитета. Уполномоченный орган может привлекать или не привлекать представителей покупателя к участию в работе комитета.
  3. Покупатели, в интересах которых будет работать централизованная организация. К примеру, в некоторых регионах центр может представлять почти всех заказчиков по 44-ФЗ, в других круг покупателей ограничен.
  4. Направления, в которых допускается проведение централизованных закупок. К примеру, медицинские препараты приобретаются согласно общей заявке через Минздрав. ПО отечественного производства также приобретается централизованно. Организацией процедуры занимается Минкомсвязи, а контроль осуществляет казначейство.

Заявки участников рассматривает закупочный комитет, который состоит из покупателя и агентства. За этим следует составление и публикация протокола рассмотрения заявок на электронной торговой площадке и начало аукциона или конкурса. После их проведения комитет подводит итоги, а агентство обнародует соответствующий протокол на электронной торговой площадке.

Касательно проведения проверок централизованных закупок в ФЗ-44 информации нет. Однако в ч. 5 ст. 38 указано, что контрактная служба покупателя или контрактный управляющий несет ответственность в пределах своих обязанностей, не переданных в уполномоченный орган. То есть проверки могут проводиться на общих основаниях, и каждая из сторон отвечает за свой участок работы в пределах собственных компетенций.

Проведение централизованной закупочной процедуры является достаточно сложным процессом. Однако у покупателя нет возможности самостоятельно решать вопрос об участии в данной процедуре, так как это нарушает законодательные нормы.

Итак, иногда централизованные закупки по 44-ФЗ – это хороший вариант при проведении крупных сделок, а также действенный механизм для экономии средств бюджета.

После феодальной раздробленности многие страны начали переходить к централизованной системе. Такое государство характеризуется объединением ранее разрозненных территорий, под управлением единого центра, который устанавливает всеобщую денежную, судебную, правовую систему. На Руси централизованное государство начало зарождаться при правлении Ивана III. Он стал объединять русские земли, центром сосредоточения власти стал город Москва. Теперь Иван Васильевич был не просто главным среди князей, а единым правителем. Окрепшее на тот момент государство смогло дать отпор монголо-татарскому игу. С появлением новой системы власти, возник и орган управления – Боярская дума. Образовалась единый кодекс законов – Судебник. Однако на этом централизация страны не закончилась и продолжалась вплоть до правления Петра I.

В это же время в Западной Европе также происходило преобразование государственной власти. Централизованная монархия складывалась в Швеции, Франции, Англии. Такой политики были подвержены и некоторые страны в Азии, например, Минская империя, правящая Китаем.

Положительные стороны централизованного государства

  • На всей территории действуют единые законы, (в современном мире конституция), что позволяет более четко выполнять требования, это также удобно при перемещении по регионам.
  • Существуют единая денежная система, валюта, которая изготавливается Монетным двором. Это создает благоприятные условия для внутреннего рынка. По всей местности распространяется одинаковая система налогообложения, способствует тому, что отсутствуют какие-либо притязания одних городов относительно других.
  • Положительным моментом являются общие вооруженные силы, которые выполняют указы центральной власти. Наличие единой армии являлось весомым фактором для объединения в былые времена, ведь одной из причин формирования централизованного государства стала необходимость сплочения народа для борьбы с общим врагом. Также объединенные войска позволяли быстрее мобилизовать людей и направить в необходимое место. Такое объединение на Руси позволило избавиться от давних врагов: с юга от натиска татаро-монгольского ига, с запада от Литовского княжества и Швеции.
  • Наличие общего государственного языка является бесспорным преимуществом, особенно когда присоединяются территории с разными народностями. Это способствует беспрепятственному общению, торговли и свободному перемещению по стране.
  • В регионах управляющие места занимали лица, выбранные центральной властью. Они имели достаточно ограниченный список возможностей, что приводило к снижению бюрократию и меньшему распространению взяточничеству.
  • Единое гражданство позволяет беспрепятственно перемещаться в пределах границ страны.
  • Устанавливается равенство между жителями, для многих феодалов отменили различного рода привилегии, справедливее стали развиваться внутренние торговые отношения и рынок труда
  • Снижение затрат на содержание власти т.к. отсутствуют повторяющиеся органы управления.
  • Единство во всем помогает сплотить народ, а это приводит к культурному и экономическому развитию.
  • Феодалам запретили иметь собственные войска, это поспособствовало прекращению междоусобных войн, а также пополнению общей армии.

Отрицательные моменты централизованного государства

  • Такая система правления невозможна на обширной территории:
    • Из-за плохо контроля, ведь правитель не сможет уследить за всеми.
    • Вследствие медленного реагирования на проблемы, т.к. регионы действуют с разрешения центра.
    • Некоторые регионы в связи со своей национальной особенностью или климатическими условиями требуют ряд собственных законов, особой финансовой политики.
  • Наличие абсолютной власти сосредоточенной в одних руках требует достойного правителя. Ведь глава государства берет на себя ответственность отстаивать права и потребности всего народа.
  • Чаще всего централизация государства происходила в результате феодальной войны. Верховная власть поддерживалась простыми людьми и выступала против феодалов, не хотевших терять свои позиции. А любая война несет за собой потери: человеческие и денежные.
  • Если в государстве проживают люди с разной национальностью, своей историей, языком, то могут возникать различные конфликты.
  • При создании русского централизованного государства, по всей стране закрепилось крепостное право, на первых порах ведущим социальным классом являлись феодалы.
  • Все внешние отношения осуществляются лишь через центральный орган власти, который представляет страну, это снижает потенциальный рост развития для других регионов.
  • Если какая-то область имеет достаточное экономическое и культурное развитие, то им становится невыгодна зависимость от центральной власти. Тогда они могут потребовать некой свободы.
  • Вследствие того, что власть находится в руках единого правителя, создается низкая политическая активность среди населения, такие граждане легко подвластны мнению политиков.
  • Возникает недовольство народа, если их территорию исторически присоединили неестественным путем.
  • Регионы зависят друг от друга и от центральной власти, из-за этого может возникнуть низкий уровень жизни.
  • Опираясь на примеры Западной Европы можно сказать, что централизация приводила к прогрессу экономики, культурных и духовных ценностей. Однако на Руси таких признаков не наблюдалось, развитие городов было достаточно низким.

Вывод

Централизованное государство, как и любое другое, обладает рядом положительных и отрицательных моментов. Самое главное достоинство этой системы, что она позволяет создать единение во всех сферах жизнедеятельности: сплотить народ, создать качественную армию, повлиять на развитие экономики. Основным недостатком является человеческий фактор, если управлять страной станет недостойный кандидат, то он может привести свои владения в упадок.

Плюсы и минусы централизованных структур управления

Плюсы централизации

Важнейшими преимуществами системы с централизованной структурой можно считать следующие:

1. Высокие мобилизационные способности.

Поскольку в централизованной системе принятое на высоком уровне решение является обязательным для всех нижестоящих подсистем, система может мобилизовать все свои ресурсы на решение сложных задач, требующих мощной реакции, — например, на отражение агрессии или решение в кратчайшие сроки таких задач, которые требуют напряжения и согласованной работы гигантского количества подсистем.

2. Относительно малое время реакции на воздействия (внутренние или внешние).

В основном это определяется тем, что в централизованной структуре относительно невелико «расстояние» от подсистемы нижнего уровня до центра, принимающего решения, обязательные для всех подсистем. Правда, сказанное верно не для любых централизованных систем. Если число уровней велико, то, во-первых, путь, проходимый информацией по направлению к центру, немал, а, во-вторых, на каждом уровне подсистемами вносится свой «шум» и информация хотя бы в малой части искажается. Поэтому дошедшая до центрального управляющего звена информация может не соответствовать действительному положению дел и, соответственно, центр может принять решения, неадекватные ситуации и способные нанести вред всей системе вследствие отдачи нераивльных или просто бестолковых команд. Можно сказать, что иерархические структуры более, чем с пятью-семью уровнями, являются неустойчивыми именно из-за слишком большого искажения информации при передачи её через уровни. Для организационных систем снизить уровень вносимого шума можно, применив компьтерные информационные системы. Тогда у централизованной структуры управления появляется возможность расти ещё некоторое время. Целям сохранения централизованной административной системы в нашей стране должна была служить неудавшаяся в 70-х годах, благодаря общему беспорядку, попытка создания единой охватывающей все уровни управления системы АСУ. Т.е. эта попытка тогда запоздала и несмогла реализоваться как раз из-за уже разросшейся многоуровневой системы управления государством.

3. В централизованной системе достаточно просто реализовать процессы информационного взаимодействия (координации действий более низкого уровня)

В иерархической системе создается принципиальная возможность глобальной оптимизации управления системой в целом.

Действительно, владение всей картиной дел в системе позволяет центру без особых трудностей организовать (кто ему возразит?) управление, оптимальное с точки зрения всей системы в целом. При этом центр может допустить функционирование каких-либо подсистем не в оптимальном режиме (на дотациях), а в некоторых случаях и пойти на ликвидацию подсистем ради существования системы в целом. (Всё это, правда, хорошо, если решения принимаются грамотным и информированным центром.) К сожалению, централизованная система не способствует в общем случае попаданию в центр грамотного лидера. Для этого нужно создавать правила продвижения наверх самых толковых. Однако, некоторая «схема» все же имеется — демократия в условиях развитого общества.

Из приведенных базовых свойств можно сформировать достаточно большое количество частных достоинств централизованных структур, что можно применять в свойе жизни и деятельности:

1.1 Для развивающейся организационной структуры при быстром росте системы различные подсистемы растут с разной скоростью, сильное и грамотное централизованное управление может не позволить некоторым подсистемам развиваться за счет других или в ущерб целям организации в целом.

1.2. Централизованное управление в условиях дефицита квалифицированных кадров в области менеджмента позволяет более эффективно использовать знания и опыт тех профессионалов, какие имеются в наличии, устанавливая их в вершинах иерархии управления.

Минусы централизации

Относительные недостатки централизованных структур:

1. В целом недостаточно высокие адаптационные способности (негибкость) системы.

Для того, чтобы реорганизовать систему, подсистемам требуется » убедить» в этой необходимости центральное звено системы, которое часто считает, что именно оно владеет полной информацией и пониманием проблем. Учитывая, что в «большой» централизованной системе уровни вносят свой информационный шум, и центр может не получать объективной информации о состоянии подсистем, подобное убеждение может не иметь успеха. В организационных системах, например, таких, как наше бывшее социалистическое государство, перестройка стала возможна лишь с 1985г., когда созрели (и даже перезрели) предпосылки для смены системы управления народным хозяйством, а также подросли до возраста власти лидеры, заражённые относительной свободой «оттепели» 60-х годов. До этого года все попытки изменить структуру управления не имели успеха.

2. Относительно низкая надежность системы.

Поскольку всем в конечном счете заведует центр, и он же является самым информированным, уничтожение центра, перегрузка или поломка приводят к дезорганизации и даже разрушению системы в целом. Определенным решением проблемы можно считать усиленную защиту центра от внешних агрессивных воздействий и увеличение избыточности в средствах коммуникации.

3. Сильная зависимость поведения всей системы от поведенческих характеристик центра.

Раз центр принимает решения, обязательные для всех подсистем, поведение системы определяющим образом зависит от «грамотности» центрального звена или характера идеи, реализуемой центральным органом. Можно даже сказать, что централизованная система имеет характер того объекта, который находится в центре управления системой (в общественно-экономических системах вспомним Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева. — Так психология конкретного политического деятеля существенно меняла характер государства и поведение его на международной арене).

В природных централизованных системах ядро всегда несет в себе наиболее важные поведенческие «гены», определяя «правила игры» других подсистем во внутренней среде системы в целом. Примеров можно привести множество.

Количество осуществляемых государственных и муниципальных закупок, которые регулярно осуществляются для обеспечения нужд различных государственных органов и учреждений, постоянно растет. Именно по этой причине на законодательном уровне было принято решение о необходимости осуществления централизации проводимых закупок, если их возможно объединить по какому-либо признаку.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Какие виды централизации на сегодняшний день существуют, и каким образом происходит реализация принципа централизации закупок?

Понятие и ключевые типы централизации проводимых закупок

Централизация закупок – это объединение проводимых закупочных процедур по какому-либо признаку с передачей права проведения таких процедур одному уполномоченному органу или наиболее крупному заказчику с целью сокращения осуществляемых процедур и уменьшению сроков исполнения подписанных в итоге контрактов.

Правила осуществления централизации, в том числе в части разработки полномочий для специальных органов, которые занимаются проведением таких централизованных закупок, подробно сформулированы в статье 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» за номером 44-ФЗ.

На сегодняшний день существуют несколько основных типов централизации, которые призваны облегчить и сделать максимально прозрачным функционирование созданной в Российской Федерации контрактной системы. К числу основных типов централизации относятся:

  • базовая;
  • предметная;
  • ведомственная.

В рамках действующего законодательства была также создана и вертикальная централизация, однако, на сегодняшний день она не получила распространения из-за сложности ее организации.

Базовая централизация

Данный тип централизации представляет собой наиболее распространенный в плане осуществления, так как может использоваться на различных уровнях осуществления закупок. В рамках непосредственной реализации данного типа централизации осуществляется разделение полномочий между уполномоченным органом на проведение закупок и потенциальным государственным заказчиком.

При проведении такой закупочной процедуры централизация выглядит следующим образом:

  • уполномоченный государственный орган или специально созданный единый заказчик проводит все процедуры, которые предусмотрены для определения того или иного поставщика или исполнителя;
  • заказчик обосновывает необходимость проведения той или иной закупки, а также формирует начальную максимальную цену контракта и ведет в полном объеме всю процедуру от момента определения исполнителя по контракту до подписания контракта и принятия результатов по итогам его исполнения.

Для того, чтобы проводимые централизованные закупочные процедуры были осуществлены максимально прозрачно, законодатель разграничил полномочия и обязанности, которыми наделены уполномоченный орган по проведению централизованных закупок и потенциальный заказчик.

Так, на заказчика, кроме перечисленных выше обязанностей, возложены и другие, к которым относятся:

  • создание на основании имеющихся потребностей плана закупок, а также плана-графика потенциально осуществляемых закупочных процедур;
  • в том случае, если некоторые закупки требуют проведения общественного обсуждения, то именно заказчик своими силами должен осуществлять такую процедуру;
  • выбор и обоснование того или иного способа определения потенциального исполнителя;
  • подготовка всей необходимой закупочной документации, в которой будет сформировано описание объекта закупки, обоснована начальная максимальная цена контракта, формирование проекта контракта, который в последующем будет подписан с победителем закупочной процедуры;
  • порядок внесения средств в качестве обеспечения заявки на участие и обеспечения исполнения контракта;
  • обработка запросов на разъяснение закупочной документации и передача ответов на запросы в уполномоченные органы на проведение централизованной закупки;
  • подписание контракта с победителем проведенной процедуры и направление информации о заключении такого контракта в реестр контрактов, а также формирование информации о том, в каком объеме и насколько качественно заключенный контракт исполнен;
  • размещение в Единой информационной системе информации в виде отчетов об исполнении контракта;
  • заключение контрактов с единственным поставщиком, а также проведение запроса предложений по итогам признания несостоявшимися аукциона или конкурса как процедуры определения исполнителя по контракту.

Что же касается полномочий, которые возлагаются на специальный орган по централизации закупок, то здесь следует отметить:

  • подготовка извещений о планируемой к проведению закупки и размещение необходимой информации в Единой информационной системе;
  • организация единой закупочной комиссии и осуществление ее деятельности, в том числе путем ведения всех необходимых протоколов и размещения их в указанные сроки в ЕИС;
  • размещение в ЕИС всех необходимых сведений о проводимой закупке, в том числе проекта контракта и документации о закупке для ознакомления с ними потенциальных участников закупочной процедуры;
  • обеспечение сохранности до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в проводимой закупочной процедуре, а также сохранение конфиденциальными поданных электронных заявок на участие до момента их вскрытия для последующей оценки относительно возможностей участия в проводимых процедурах;
  • предоставление возможности представителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей присутствовать в момент вскрытия заявок и проведения их анализа для принятия решения о дальнейшем допуске к участию в закупке;
  • обеспечение хранения всех документов о закупке в соответствии с установленными законом требованиями и в течение срока, который определен для тех или иных закупочных процедур.

Данный вид централизации, однако, не является наиболее удобным, так как «загрузка» и уполномоченного органа на проведение закупок, и самого заказчика остаются достаточно большими.

Ведомственная централизация

Данный вид централизации используется в настоящее время также часто, как и базовая, что обусловлено целым рядом ее особенностей. Чаще всего ведомственная централизация носит характер совмещенного с базовой, так как на заказчике лежит обязанность подготовки закупочной документации, а также проведения ряда мероприятий, направленных на взаимодействие с потенциальными участниками закупки. Однако суть такой централизации заключается в том, что централизованные закупки проводятся для нужд какого-либо ведомства и всех подчиненных ему учреждений (например, в Тульской области Министерство труда и социальной защиты населения проводит централизованные закупки для всех органов социальной защиты населения, а также для нужд Центра занятости населения Тульской области, расположенных на территории Тульской области, если начальная максимальная цена контракта превышает пятьсот тысяч рублей независимо от выбранной формы проведения такой закупки).

Для осуществления таких закупочных процедур в рамках руководящего органа власти формируется специальное подразделение, которое занимается проведением всех необходимых мероприятий от момента размещения извещения в Единой информационной системе до подведения итогов закупочной процедуры.

При этом контракт должен подписать тот заказчик, который выступил инициатором проведения закупки. И на плечи этого же заказчика ложится обязанность о необходимости размещения всей итоговой информации в ЕИС.

Предметная централизация

Этот вид централизации встречается чаще всего в отношении тех закупок, которые проводятся для какой-либо конкретной отрасли, например, для осуществления закупок в интересах дошкольных образовательных учреждений.

Характерной особенностью такого рода закупок становится то, что на заказчика ложится обязанность подготовить обоснование проводимой закупки, а также сформировать информацию о своих потребностях.

Еще одним видом предметной централизации становится централизованная закупка, которая осуществляется уполномоченным на то органом федерального или регионального уровня, если проведение такой закупки отвечает главному требованию – необходимости приобретения сходных или аналогичных товаров для нескольких заказчиков (например, для дошкольных и школьных образовательных учреждений должны быть закуплены методические пособия для педагогического состава, а также раздаточный материал для дошкольников и школьников). Как и в случае предметной централизации в рамках одной отрасли, в данном случае заказчику необходимо только обосновать необходимость проведения для него такого вида закупки, а также обозначить уровень своих потребностей.

Уполномоченные органы на проведение централизованных закупок и порядок взаимодействия с заказчиками

Создание уполномоченных органов на проведение государственных и муниципальных закупок и их функционирование полностью отрегулировано положениями части 1 статьи 26 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений 26 статьи 44-ФЗ уполномоченные органы производят мероприятия, направленные на выбор того или иного способа определения поставщика или исполнителя по контракту, а также собственно проведение закупочной процедуры и выбора поставщика.

Вся процедура проведения закупки уполномоченным органом на проведение централизованных закупок осуществляется на основании действующих положений Федерального закона «О контрактной системе». Что же касается выбора того способа, который следует рассматривать как наиболее оптимальный для определения исполнителя по тому или иному государственному контракту, то такой выбор должен быть осуществлен самим уполномоченным органом на проведение централизованной закупки на основании целого ряда показателей, в числе которых следует рассматривать:

  • срочность обеспечения интересов и нужд того или иного заказчика, который подал заявку на проведение централизованной закупки;
  • начальная максимальная цена контракта (чем меньше данная сумма, тем меньше необходимость проводить крупные торговые процедуры, например, аукцион или конкурс);
  • участие в централизованной закупке нескольких заказчиков, чьи интересы представляет уполномоченный государственный орган.

Что же касается проведения самой выбранной процедуры, то она будет проводиться в соответствии с установленным в соответствующих статьях регламентом. При этом заказчик в лице его контрактного управляющего или уполномоченного сотрудника контрактной службы должен участвовать в подписании всех протоколов и других предусмотренных законом документов, которые должны сопровождать проводимую процедуру.

Плюсы и минусы проведения централизованных закупок с точки зрения заказчика

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Проведение централизованных закупок, несмотря на то, что они осуществляются на основании тщательного государственного регулирования, имеют свои положительные и отрицательные стороны. К числу положительных следует отнести:

  • снижение ответственности для заказчика в части соблюдения сроков и требований законодательства относительно отображения в Единой информационной системе всех результатов проведенной закупочной процедуры;
  • наличие возможности получить квалифицированную консультацию сотрудника, проводящего закупочные процедуры, относительно вопросов подготовки документации или иных спорных вопросов при проведении той или иной закупки;
  • возможность получения необходимого товара, услуг или работ по цене ниже, чем была запланирована, в результате большего снижения НМЦК из-за большего объема закупаемого материала.

К минусам централизованной закупки относятся:

  • срок проведения процедуры, который может быть увеличен по причине увеличения НМЦК свыше трех миллионов из-за необходимости проведения большего объема закупки, чем планировал сам заказчик;
  • отсрочка проведения закупки из-за необходимости набрать определенный объем заказываемых товаров, работ или услуг для проведения единой централизованной закупки по одному из видов централизации;
  • необходимость неоднократного согласования всех подготавливаемых документов для проведения закупочной процедуры.

Несмотря на сложность для заказчика участия в централизованной процедуре закупки, принять решение об участии в ней или отказаться сам заказчик не может, так как это может быть чревато нарушением действующего законодательства.

Однако в некоторых случаях централизованные закупки могут выступать серьезным подспорьем в реализации крупных закупочных процедур и при осуществлении экономии бюджетных средств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Централизованные закупки

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Тендер
  • Централизованные закупки

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Бесплатный доступ

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

  1. Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

  2. Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

  1. создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

  2. применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

  3. устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

  1. техническое задание;

  2. рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

  3. проект договора;

  4. типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

  1. соответствие планам закупок;

  2. проверка комплектности документов;

  3. наличие в документах необходимых сведений;

  4. соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.
В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

  1. принять рекомендации и внести изменения в заявку

  2. или продолжить процедуру без изменений.

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

  1. во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

  2. во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

  3. в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

  1. При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

  2. Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Централизованные закупки

Закупки у субъектов малого предпринимательства

Особенности участия в электронном аукционе

Поделитесь ссылкой на эту статью

>Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция

Как появилась централизация

Такое понятие, как «централизация закупок в контрактной системе» описано в ст. 26 44-ФЗ. Смысл здесь сводится к тому, что приобретать продукцию для нужд нескольких госзаказчиков может один уполномоченный орган (центр). Делегировать часть закупочных обязанностей могут следующие категории покупателей:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления.
  2. Местные администрации.
  3. Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).

Подобная система может преследовать две цели. Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема. Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести продукты питания сразу на все детские сады района. Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена за единицу продукции была бы выше.

Во-вторых, данный подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур. Те же садики освобождаются от сложных административных процедур. Кстати, часто именно по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган.

Как различить централизованные закупки

Исходя из положений ФЗ-44, централизация условно может быть разделена на два вида: базовую (ч. 1 ст. 26) и расширенную (ч. 2-3 ст. 26).

Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.

Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (Постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики, а также выбирает способ определения поставщика. Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, а также хранит тендерные документы. Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта. В данном случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки. При этом дополнительно заказчику необходимо согласовывать некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно будет полезной для заказчика.

Однако обязанности могут быть распределены и по-другому (расширенный вариант).

В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, приемки продукции, обеспечения оплаты.

Как провести централизованные закупки

Сначала для централизации закупок в отношении уполномоченного органа принимают решение о создании или о наделении существующего соответствующими полномочиями. В этом же документе прописывают и ряд обязанностей, которые будет выполнять центр. Здесь стоит обратить внимание на следующие положения:

  1. Кто и как выбирает поставщика. Например, в Калининградской области, где центр — это агентство по централизации закупок, заказчики сами могут выбрать исполнителей вне зависимости от типа процедуры, если НМЦК не превышает 500 000 руб.
  2. Как формируют закупочные комиссии. Уполномоченный орган может либо привлекать представителей заказчика в такие комиссии, либо не привлекать.
  3. Для кого будет работать центр. Государственное агентство по централизации закупок Саратов окутало полностью и помогает проводить тендеры почти для всех заказчиков (областные исполнительные органы власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушва уполномоченный орган оказывает услуги только для 4 конкретных покупателей.
  4. В какой отрасли проводят централизованные тендеры. Приобретение лекарственных средств осуществляется централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (Приказ Минздрава № 357 от 10.10.1996). Через центр приобретают и отечественное программное обеспечение (ПП № 658 от 08.06.2018). Контрольный орган здесь — Минкомсвязи, а закупки осуществляет Казначейство.

В законе № 44 не сказано о том, как осуществляются проверки при централизации закупок. При этом отмечено, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность в рамках полномочий, которые не были переданы в центр (ч. 5 ст. 38). Таким образом, проверки могут осуществляться здесь на общих основаниях, но с тем учетом, что у покупателя и уполномоченного органа разные обязанности, за которые и будет спрос.

Скачать пример положения о централизации закупок

Скачать пример постановление о централизации закупок

Скачать приказ о централизации закупок лекарств

Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения в сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок. В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта. Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок.

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ.

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере.

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок.

Каковы плюсы и минусы централизованных закупок по 44-ФЗ?

Централизованные закупки по 44-ФЗ имеют ряд черт, характерных только для этого способа организации торгов. Об особенностях их проведения и расскажет наша статья. Также из нее вы узнаете о преимуществах и недостатках таких торгов по сравнению с закупками, совершаемыми в обычном порядке.

Централизованные закупки (сущность, порядок организации и проведения), функции контрактной службы заказчика

Преимущества и недостатки централизованных закупок в сравнении с децентрализованными

Централизованные закупки (сущность, порядок организации и проведения), функции контрактной службы заказчика

Централизованные закупки — это способ организации торгов, при котором деятельность, направленную на выбор исполнителей условий контракта, осуществляет уполномоченный государственный орган, а не сам заказчик.

Порядок функционирования института централизованных закупок установлен положениями ст. 26 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44. На государственном или муниципальном уровне создается уполномоченный орган, который осуществляет работу по определению исполнителя условий контракта. В некоторых случаях указанные полномочия передаются уже существующим госорганам.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Несмотря на то что, в соответствии с ФЗ № 44, уполномоченный орган наделен правом самостоятельного определения подрядчика, он не может:

  • определять условия контракта;
  • устанавливать начальную цену для ведения торгов;
  • выполнять обоснование проведенной закупки.
  • подписывать контракты.

Указанный функционал закрепляется за контрактной службой заказчика даже в том случае, если закупка является централизованной.

Преимущества и недостатки централизованных закупок в сравнении с децентрализованными

Основываясь на практических результатах деятельности уполномоченных государственных органов, можно выделить следующие плюсы и минусы централизованных закупок:

  1. Плюсы:
    • экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
    • высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний позволяет достичь максимального эффекта от проведения закупки;
    • упрощение процедуры проведения государственного контроля при организации и осуществлении торгов.
  2. Минусы:
    • объединение схожих нужд заказчиков в единую закупку влечет за собой существенное увеличение объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта (этот фактор становится причиной для отказа многих потенциальных исполнителей от участия в торгах, что влечет за собой снижение уровня конкуренции между участниками);
    • увеличение срока исполнения закупок.

Таким образом, централизация закупок, предусмотренная положениями ФЗ № 44, позволяет снизить нагрузку на заказчиков и усилить государственный контроль за проведением закупок, но в то же время может повлечь за собой снижение уровня конкуренции и увеличение срока проведения торгов для отдельных заказчиков.

В чем плюсы и минусы централизованных закупок?

  • Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения
  • Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бухгалтер Крыма
  • Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Налог на прибыль: учет доходов и расходов
  • НДС: проблемы и решения
  • Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Строительство: акты и комментарии для бухгалтера
  • Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях
  • Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве
  • Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера
  • Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
  • Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера
  • Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений
  • Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере
  • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера
  • Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения
  • Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение
  • Руководитель автономного учреждения
  • Руководитель бюджетной организации

Ст 26 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *