Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права
Подготовил Ренат Беккин
Что такое шариат?
Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источнику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18). Среди мусульманских правоведов существуют различные интерпретации понятия «шариат». Согласно одной из них, шариат включает правовую проблематику, то есть конкретные правила поведения, регулирующие отношения между людьми, — ал-му‘амалат; положения догматики — ал-‘ака‘ид; вопросы исламской этики — ал-ахлак; нормы, регламентирующие порядок исполнения религиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отношения с Аллахом, — ал‘ибадат. Таким образом, шариат — всеобъемлющий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно.
Мусульманское право обозначается понятием фикх (в переводе с арабского — «глубокое понимание», «знание»). Фикх — составная часть шариата, включающая в себя две категории норм. Первые (‘ибадат) регламентируют механизм исполнения религиозных обрядов, вторые (му‘амалат) регулируют отношения между людьми. В обе категории входят как ясно выраженные положения Корана и Сунны пророка Сунна — второй по значимости источник мусульманского права после Корана. Содержит предания о действиях и поступках пророка Мухаммада, служащих примером и руководством к действию для мусульман., так и нормы, выведенные мусульманскими правоведами путем толкования этих источников.
Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практикующий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молитвы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «ввести шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произносящего эти слова. Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относящимися к разделу му‘амалат. Для того чтобы применить некоторые из них, не требуется изменений в законодательстве, а для некоторых (как, например, уравнивание прав всех жен в полигамном браке с точки зрения гражданского законодательства) уже необходимы поправки в Семейный кодекс и другие нормативно-правовые акты.
Миниатюра «Кади из Маарры». 1334 годÖsterreichische Nationalbibliothek / Wikimedia Commons
Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и получил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.
Вообразим на мгновение, что свое преступление Раскольников совершил не в столице Российской империи, а в регионе с шариатской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действующие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на шариате законодательства распространялись на немусульман. Это обстоятельство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убийство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович вынудил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольникова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?
В мусульманском уголовном, или, правильнее, деликтном Деликт (лат. delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нарушения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред. Отсюда название этого раздела права — ‘укубат, буквально: деликты., праве в зависимости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.
Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулировано единодушное мнение сподвижников пророка. Среди мусульманских правоведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к категории хадд. Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтуплениям относятся квалифицированная кража (сарика) Квалифицированная кража — кража, при которой вещь была похищена из места ее привычного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кражей, например, похищение слугой оставленного хозяйкой на столе кольца). Также для отнесения кражи к квалифицированной необходимо, чтобы стоимость похищенной вещи была не меньше определенной в законе суммы., прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.
Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на принципе талиона Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».: кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.
Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульманских стран в эту группу входят все правонарушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.
Содержание
Убийство женщин
В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету (которая, по намеку Достоевского, возможно, ждала ребенка »Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…».). Данное преступление относится ко второй категории — кисас. Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить. Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмездие в виде смертной казни; потребовать от убийцы компенсацию (так называемую плату за кровь, или виру). Однако, по мнению большинства мусульманских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.
Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного преступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокойствия в обществе.
Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь. В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого мужчины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причиненный физический ущерб и убийство.. За убитую взрослую женщину-мусульманку компенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за убитого мужчину превышает 100 тысяч долларов.
Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государству). Правда, в отличие от родственников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.
Кража
Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздаяние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их владельцам или (в случае смерти последних) их наследникам. Если же родственники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увеличить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнаруженные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.
Убийство нерожденного младенца
За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.
Ростовщичество
Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростовщичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степеней наказаний, и самое легкое из наказаний равнозначно наказанию за совершение прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщичества сравнивается с преступлением, которое относится к категории хадд — прелюбодеянию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находящихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятельством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихоимство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульманском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но теоретически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с должников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не только тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.
Убийство «ради блага»
Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.
Проституция
Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариатом. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке. Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по отношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказание, чем предусматривали источники мусульманского права. Например, тех, кто промышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города. Следует также отметить, что нельзя пользоваться деньгами, заработанными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки То есть нельзя брать и выплачивать деньги
за собак., заработок блудницы и заработок прорицателя» — эти деньги считаются нечистыми.
Читайте также на Arzamas «7 секретов «Преступления и наказания»» и «Какие преступления вдохновили Достоевского».
УДК-342:340.5
ШАРИАТСКИЙ СУД (ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ)
З.М. Гаджиева
Статья посвящена роли и месту шариатского суда в современной судебной системе мусульманских стран.
Ключевые слова: ислам, шариат, преступление, наказание, суд.
Влияние норм шариата ислама в целом на правовой и морально — психологический климат является актуальным вопросом для многих регионов России. Актуальность этой проблемы в контексте соотношения преступления и наказания подтверждает и научная доктрина и практика. Так, Елаян Г.Ф. в своем труде «Основы судопроизводства мусульманского права» подчеркивает: » В исламской и арабской уголовно — правовой доктрине наказание ассоциируется с карой за совершенное преступление»!!, с .1- 90].
При непосредственном исследования его содержания следует отметить, что именно данное обстоятельство служит причиной непримиримой категории в отношении норм мусульманского уголовного права и шариата в целом, причем широко распространяющейся в последнее время и приобретающей порой пропагандистский характер. Истоками, обуславливающими, такую позицию являются существующие концепции о правовом государстве и его политики, представляющие идеи о демократии и гуманизме в свете прямо противоположном их пониманию и трактовке шариатом вообще и нормами мусульманского уголовного права в частности.
Многочисленность означенных концепций, обусловленным форменным периодом развития правовой системы и государства, влечет их масштабный характер и всеобщую распространенность. В то же время для реального обеспечения и защиты прав человека, общества и государства, необходим адекватный, отвечающий указанным высоким требованиям, действенный механизм строго надзирающий за сохранностью правовых ценностей, не допускающий даже малейшую угрозу, разрушающую их хрупкую суть. Для аргументации можно привести следующие примеры. «Наказание представляет собой единство карательных и воспитательных элементов. Если кара представляет одну его сторону, то процесс исправления и перевоспитания — другую сторону. Кара означает вторжение в область прав и интересов гражданина — это лишение его в той или иной степени, каких — либо благ. Чем ценнее благо, с лишением или ограничением которого связано то или иное наказание, тем ощутительнее тяжесть наказания».
Именно при ярко отчетливой карательной сущности уголовной политики возможно достижение указанного условия как необходимого для правового государства и гражданского общества.
С точки зрения шариата действия и поступки людей разбиты на пять категорий (ахкам). Различаются:
1) обязанность (фарзу) или необходимые действия (ваджиб) — в эту категорию вошли действия, совершение которых вознаграждается, а не совершение влечет наказание; фарз подразделяется на личную обязанность (фарзу аль — айн) и дополнительную обязанность (фарзу кифая);
2) рекомендательные действия (мандуб), за которые полагается награда, но не совершение которых не наказывается;
3) дозволенное действие или безразличное действие (мубах);
4) предосудительное действие, но не наказуемое (макрух);
5) запрещенное действие и наказуемое (харам).
Сквозь призму отечественной правовой системы преступными целесообразно рассматривать поступки, отнесенные к тем классификационным группам, которые предполагают наложение наказания. Данный аспект объясняет условность вычленения понятий «уголовное право» и «преступление» из шариата как монолитной системы.
Система наказаний по нормам мусульманского уголовного права основана на классификации правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского деликатного права. В основу большинства из них положены два основных
критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. В системе наказаний проявляется определенная направленность карательно-предупредительного потенциала норм мусульманского уголовного права, суть которой заключается в защите. Суд, назначая наказание за то или иное преступление всегда должен индивидуализировать это наказание с тем, чтобы оно соответствовало тяжести содеянного и лучшим образом способствовало исправлению осужденного и предупреждению новых преступлений, как со стороны осужденного, так и других неустойчивых лиц его соразмерность и справедливость являются весьма важными принципиальными положениями уголовного законодательства и должны неукоснительно соблюдаться судами при вынесении приговоров по уголовным делам.
Более суровое наказание, имеет, как правило, и большее превентивное значение. Однако суровое наказание лицу, совершившему тяжкое преступление, является в то же время и более строгим специальным предупреждением. Однако как бы ни были различны применяемые к преступнику виды правового принуждения, они всегда выступали и выступают следствием одного явления — преступления; преследовали и преследуют общую цель — причинить лишение преступнику за его неправомерное поведение и тем.
«Кара, страдание — необходимый признак наказания. Несмотря на то, что, применяя наказание, суд ставит перед наказанием и воспитательные задачи, это не исключает, а напротив, предполагает, что наказание должно устрашить преступника. Если преступник не боится наказания, оно теряет свою силу. Устрашение наказанием, как и такой его признак, как страдания, призвано воздействовать на неустойчивых лиц в целях недопущения в будущем совершения преступлений. Наказывая преступника, суд делает это для того чтобы ни он, ни другие лица не совершали более преступлений, но одновременно он наказывает преступника и за то, что он совершил. В этом проявляется цель кары, хотя она носит подчиненный по отношению к конечным целям наказания характер».
Все правонарушения подразделяет на три большие группы:
1) преступления, представляющие общественную опасность и посягающие на «права Аллаха» и вместе с тем на интересы мусульманской общины о целом, наказываемые точно определенной санкцией (халд);
2) насильственное действие против лиц: убийство (катль) и поранение (джарх), называемое джания, наказываемое равным возмездием (кисас) или уплатою штрафа (дийат);
3) все иные правонарушения, точная мера наказания за которые не установлена (таъзир) и которые могут затрагивать как «права Аллаха» так и частные интересы.
Преступления первой и второй группы влекут за собой строго фиксированные и суровые наказания. Наказание за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир) отличается большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний).
Таким образом, нормы мусульманского уголовного права устанавливают четыре вида наказаний, составляющие их систему.
По закону право карать (азаб) есть либо частное право человека, либо право Аллаха. В первом случае наказание налагается по просьбе жалобщика.
Метод научного исследования норм суда и судопроизводства в Дагестане во второй половине 19в. предполагает обращение к непосредственным источником их содержащим. В связи с этим при характеристике указанных судопроизводств и наказаний проиллюстрирована общая картина регламентации их применения в (том виде в котором интересующие судопроизводства представлены доктриной.
Я считаю важным подчеркнуть, что ислам должен быть рассмотрен прежде всего и именно как элемент судопроизводств, исходя из того, что сами мусульмане трактуют ислам как универсальную систему. Так в Коране (сура Женщины) по этому поводу говорится: «Аллаху принадлежат то что в небесах, и что на земле». В следующей суре (трапеза) эта же мысль выражены в следующей формулировке: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и над землей? Наказывает от кого пожелает и прощает, кому пожелает. Поистине Аллах над всякой вещей мощен.
Подобные упоминание есть и во многих других сурах Корана. В свою очередь отечественные исследователи также подчеркивают (целостную) системную природу мусульманской религии. Например В.В. Сильвестров в этой связи отмечает: «… природное вне общественного осмысливается, собственно природное не более как средство утверждение общественного единства. Задачи Корана состоит в установлении всей совокупности человеческой
жизнедеятельности, в универсализации практики человеческого бытия». .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В настоящее время происходит процесс восстановления национального самосознания. Хотя данная формулировка едва ли адекватно отражает действительность. Национальное самосознание, конечно никогда не исчезало, другое дело, что многие народы нашей страны насильно лишались своей истории, культуры, языка и даже территории. Гласность впервые позволила сказать о том, что хранилось и передавалось на уровне обыденного сознания, обросло слухами, ложными транскрипциями, стереотипами, которые трудно разрушить. Сегодня историкам, философам, религиоведам предстоит большая работа по восстановлению исторической справедливости, правды. На сегодняшний день ислам как религиозно — правовая система, регулирующая все сферы жизни общества, в том числе касающихся преступления и наказания, занимает значительные позиции в нравственно — психологическом климате общества.
Таким образом, шариатский суд хотя и не действует официально ( на территории России), но оказывает большое влияние на правоприменительную практику, правовое сознание граждан и их отношению к религии. Шариатский суд способствует правильному толкованию заветов и возможности применения их в юридически значимых жизненных ситуациях, что позволяет избежать противоречий между светскими законами и законами ислама.
The article is devoted to the role of the Shariat court in the t) in the Muslim system .
The key words : Islam, Shariat, crime, punishment, court
Список литературы
1. Акутаев P.M. Проблемы латентности преступности: Учебное пособие по спецкурсу. Махачкала, 2001.
2. АН — Навави. Сорок хадисов. М., 1996.
4. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права: Учебное пособие / Под общей редакцией Шапиева С.М., доктора юр. наук, профессора кафедры уголовного права и криминологии ДГУ. Махачкала, 2002. С. 90. См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламское уголовное право: от традиционного к современному // Российский ежегодник уголовного права. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2002
Об авторе
Гаджиева З.М.- аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, zagra.gajieva@yandex.ru.
щщт адшнкшй тшт
&Ш71ШЪ>]Л Шт’ШкШШТй]
Ю. А. Иванов
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО:
ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ
Статья посвящена особенностям мусульманского уголовного права и тенденциям его развития (кодификации и исламизации). Вариативность в классификации преступлений и наказаний в мусульманском уголовном праве объясняется различными религиозно-правовыми школами. Рассматриваются критерии и принципы наказуемости за различные категории преступлений и основные виды санкций на примерах исламских государств.
К л ю ч е в ы е с л о в а: мусульманское уголовное право, санкции, кодификация, ислами-зация, Коран, хадд, неотвратимость, выкуп.
K e y w o r d s: muslim criminal law, offence penalty, codification, Islamization, The Qur’an, Hadd, apostasy, compensation.
Уголовно-правовое воздействие на преступление осуществляется главным образом через систему наказаний. При этом наказание нуждается в постоянном совершенствовании в плане установления санкций за те или иные преступления.
Как убедительно свидетельствует судебная практика, слишком абстрактные диспозиции отдельных статей, большие разрывы между минимальными и максимальными границами санкций не способствуют выработке единого подхода к назначению наказания. Уголовно-правовые нормы нередко действуют непродолжительное время, из-за конструктивных недостатков отменяются, изменяются или дополняются.
В связи с этим представляет интерес анализ мусульманского уголовного права с точки зрения соответствия санкций совершаемым преступлениям.
Уголовное право исламских государств по своему существу является неотъемлемой частью мусульманской религии, возникшей в VII в. и распространившейся на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Мусульманское уголовное право, по сути, является неотъемлемой частью ислама и направлено на защиту основных его ценностей.
Современной тенденцией развития уголовного права мусульманских стран является, с одной стороны, его кодификации (Турция, Сенегал и др.), а с другой — последовательная исламизация (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Судан). Однако и в этих странах прослеживается тенденция к кодификации уголовного законодательства на принципах и нормах шариата (в 1981 г. принят УК Ирана, в 1983 г. — УК
© Иванов Ю. А., 2015
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Организация судебной власти и правоохранительной деятельности
Судана)1. Нормы ислама (шариат) выступают в качестве главного источника права и правоприменительной практики. Поэтому выделить мусульманское уголовное право из правовой системы исламских государств «невозможно и неправомерно, так как вся деятельность этих государств призвана отвечать и соответствовать духу и букве шариата»2.
Обязательность соответствия законодательства (в том числе и уголовного) нормам ислама закреплена в ряде мусульманских государств на конституционном уровне. Например, в Конституции Ирана 1980 г. провозглашено, что уголовные законы страны должны соответствовать принципам ислама, а при установлении ответственности за уголовные преступления следует применять нормы шариата (ст. 4, 156)3. Иные законы уголовно-правового характера всегда должны также соответствовать шариату. Так, в Саудовской Аравии действуют законы об ответственности за употребление спиртных напитков, об установлении выкупа за кровь; в Ливии — законы об ответственности за кражу и разбой, о наказании за прелюбодеяние, об ответственности за распитие спиртных напитков4.
Мусульманское уголовное право во многом сохраняет двойственный характер — одна его часть является составным элементом законодательства, а вторая продолжает действовать в виде правовой доктрины, разработанной наиболее авторитетными исламскими правоведами.
К источникам шариата и, следовательно, мусульманского уголовного права, традиционно относят Коран, Сунну, кияс, иджму и урф. Коран — главная священная книга мусульман, включающая проповеди, установления, молитвы, притчи, произнесенные Магометом и записанные его ближайшим окружением. Сунна является сборником рассказов (хадисов) сподвижников Пророка о том, как он поступал в тех или иных случаях. Кияс — толкование Корана и Сунны, даваемое высшим духовенством применительно к конкретному случаю и имеющее силу закона. Иджма представляет собой соглашение мусульманских правоведов о решении вопросов, не урегулированных Кораном или Сунной, такое соглашение может со временем изменяться. Урф — обычное право мусульманских народов, включающее в себя традиции и обычаи5.
Мусульманские исследователи выделяют две группы взаимосвязанных источников мусульманского уголовного права. Источники первой группы — Коран и Сунна — называются первоисточниками. Ко второй группе источников принадлежат иджма и кияс (суждение, основанное на аналогии). Урф сохраняет свое значение в качестве источника только в некоторых мусульманских странах. Например, в Йемене и Судане к таким обычаям относится обычай кровной мести6.
Особенностью мусульманской правовой системы является то, что любое правонарушение (в том числе преступление) квалифицируется как грех. Поэтому в понимании преступления содержится не только правовой, но и религиозно-эти-
1 См.: КибальникА. Преступления и наказания в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2007. № 1. С. 26.
2 Боронбеков С. Современные уголовно-правовые системы и школы. Рязань, 1994. С. 22.
3 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 256.
4 См.: Там же. С. 383, 565.
5 См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 308-330.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Ю. А. Иванов
ческий аспект, влекущий за собой не только «земную» санкцию, но и наказание Аллаха.
Мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений. В основу большинства из них положены два основных критерия: степень определенности наказания за проступки и характер нарушения интересов и прав. Наибольшее распространение получила классификация, согласно которой все правонарушения подразделяются на три категории: 1) хадд — отступничество от ислама, преступления против государства, прелюбодеяние, обвинение в неверности, клевета на целомудрие, распутство, воровство, пьянство, наказуемость которых определена в Коране и Сунне. К этой же категории относятся и некоторые преступления против государства. В частности, в Саудовской Аравии ими являются посягательство на Главу государства, восстание, бунт, неповиновение властям, расцениваемые как подрыв мусульманского строя, за которые Коран и Сунна установили единственное наказание в виде смертной казни7; 2) кисас — причинение ранения или увечья, за совершение которого положено «воздаяние равным», а также возможна выплата выкупа; 3) тазир — преступление, наказание за которое точно не установлено Кораном, Сунной или мнением муджахидов. Например, посягательства на права общины или личные интересы, не подпадающие под категории «хадд» и «кисас». Мусульманские юристы преступления этой категории делят на две группы: а) против религии, общественного порядка и морали; б) против интересов личности.
Преступность деяний, подпадающих под перечисленные категории, нередко прямо установлена в уголовном законодательстве исламских государств. Однако имеются ситуации, когда уголовный закон содержит только преступления категории тазир, а ответственность за преступления категории хадд и кисас определяется в соответствии с нормами некодифицированного мусульманского права (например, УК Объединенных Арабских Эмиратов 1987 г., ст.1)8.
Нередко отечественные авторы говорят о том, что следствием религиозного понимания преступления является отсутствие в мусульманском уголовном праве аналогов многих юридический понятий, институтов и категорий, известных англосаксонскому и континентальному уголовному праву. Действительно, уголовно-правовой доктрине большинства мусульманских, в первую очередь арабских, стран неизвестно понятие общего состава преступления. Однако под влиянием европейского континентального, преимущественно французского уголовного, права в исламской юридической литературе используются понятия «элементы преступления, составляющие каждое отдельное преступление», и «элементы, присущие всем без исключения преступлениям». Например, общими элементами преступления по уголовному праву Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов являются легальный, материальный и моральный9.
Система наказаний, предусматриваемых шариатом, в мусульманской правовой системе базируется на следующих принципах:
— принцип сакральности, т.е. согласно исламским источникам наказание воспринимается как очищение от греха и для человека, и для общества. В качестве примера можно привести следующее высказывание Пророка в ответ на просьбу о
7 The Effect of Islamic Legislation on Crime Prevention in Saudi Arabia. Rome, 1980. P. 42.
9 См.: Там же. С. 6.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Организация судебной власти и правоохранительной деятельности
помиловании женщины, обвиненной в воровстве: «Очищение от греха будет для нее лучше»10. Наказание рассматривается как мера, направленная и на конкретного человека, и на социум;
— неотвратимость и неизбежность наказания; согласно исламскому вероучению, наказание настигает человека и на земле, и в загробной жизни. Даже если наказание по каким-либо причинам отложено, оно все равно должно быть исполнено. Так, наказание беременной женщины откладывается до ее благополучного родоразрешения, но затем все равно приводится в исполнение;
— эквивалентность наказания; наказание должно четко соответствовать совершенному преступлению;
— справедливость наказания, согласно исламу, если существует хотя бы малейшее сомнение в правомерности применения хадда, он не должен применяться. Для того чтобы избежать судебных ошибок в шариате установлены жесткие требования к свидетелям и процедуре вынесения приговора. Согласно высказываниям сподвижников Пророка «ошибка в помиловании лучше, чем ошибка в наказании»11.
В нормах шариата нет однозначного указания на возраст человека, к которому можно применить наказание, поэтому в уголовных законах исламских государств возраст субъекта нередко установлен относительно. Так, ст. 49 УК Судана 1983 г., говоря о минимальном возрасте уголовной ответственности, упоминает о «возрасте половой зрелости»12. С другой стороны, в ряде мусульманских стран минимальный предел возраста уголовной ответственности установлен на очень низком уровне (например, в Иране уголовная ответственность наступает по достижении шести лет).
В исламской доктрине тяжесть совершенного преступления и соответственно вид наказания во многом ставятся в зависимость от формы вины. Например, согласно саудовской религиозной традиции, в случае умышленного убийства потерпевшей стороне предлагается выбирать одно из трех: «воздаяние равным» (т.е. смертную казнь убийцы), прощение преступника или принятие «выкупа за кровь». Право выбора принадлежит родителям убитого, при отсутствии таковых — ближайшим родственникам. За неосторожное убийство виновный должен уплатить «выкуп за кровь» и нести религиозное покаяние13.
Мусульманское уголовное право сохраняет неравный правовой статус мужчины и женщины как субъекта преступления и потерпевшего от преступления. Так, в соответствии со ст. 5 УК Ирана, если мужчина-мусульманин умышленно убил женщину-мусульманку, то его следует приговорить к возмездию (если отсутствует «выкуп за кровь»), но попечитель женщины обязан уплатить убийце половину «цены крови» до того, как казнить его по разрешению мусульманского суда. Если женщина-мусульманка умышленно убила мужчину-мусульманина, то она должна быть приговорена к возмездию, а попечитель не должен ничего платить за кровь. Если достигнут договор о «выкупе крови» (100 верблюдов либо 200 быков, либо 2000 баранов, либо их денежный эквивалент), то согласно традиции цена выкупа за жизнь женщины вдвое меньше, чем таковая за жизнь мужчины14.
10 Панова В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990. С. 235.
11 Ivanov Y. Crime and punishment in muslim criminal doctrine // Cofola 2010: key points and ideas. Brno, 2010. S. 137.
12 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 619.
13 The Effect of Islamic Legislation on Crime Prevention in Saudi Arabia. P. 43.
14 См.: Садагдар M. И. Основы мусульманского права. M., 1968. С. 125-126.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Ю. А. Иванов
Обычно в уголовном законодательстве стран мусульманской системы права нет ни определения наказания, ни его целей. Теоретики ислама выделяют следующие признаки наказания: законность, персональность и публичность. Говоря о целях, они чаще всего упоминают общее и частное предупреждение. При этом в случае совершения преступлений, затрагивающих интересы общества, преследуется цель общего предупреждения, а в остальных случаях — цель частного предупреждения. Таким образом, в исламской доктрине одним из самых спорных является понимание уголовного наказания и его целей в плане соответствия религиозным предписаниям.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В любом случае одной из основных идей, лежащих в основе уголовного наказания в мусульманских странах, является религиозная доктрина милосердия Аллаха. В Коране говорится: «Отплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха». Из этой посылки следует возможность широкого исполнения смертной казни, применения наказания по принципу талиона, а также «выкупа преступления» («дийи») посредством возмещения потерпевшему. Существует настоящая шкала размера выкупа, зависящая от вида преступления. Так, при нанесении телесных повреждений «изуродованию обеих рук или обеих ног дает повод к целому платежу крови, за один член — к половине, за один палец — к десятой части, за один сустав пальца — к тринадцатой, за один зуб — к двадцатой. Если последствием раны был паралич, то штраф будет
— половина цены крови»15.
Арабские ученые отмечают, что о системе наказаний можно говорить лишь применительно к преступлениям категории хадд и кисас, так как наказания за преступления категории тазир назначаются по усмотрению судей.
Предусмотренные шариатом наказания делятся на: а) основные (например, смертная казнь путем забрасывания камнями за прелюбодеяние или отсечение кисти руки за кражу); б) альтернативные, которые могут заменять основные (выкуп в случае убийства); в) дополнительные, которые должны быть исполнены после основного (например, ношение отсеченной руки на перевязи, чтобы все видели
— вор наказан); г) сопутствующие, являющиеся следствием вынесения основного наказания (например, лишение лжесвидетеля права быть свидетелем до конца жизни или лишение отцеубийцы наследства)16.
Несмотря на имеющиеся различия в подходах определения конкретных наказаний за основные категории преступлений суннитских (ханифитское, маликит-ское, шафиитское, ханбалитское) и шиитских (джафаритское, исламистское, зей-дитское)17 религиозно-правовых школ, их можно разделить на следующие виды наказаний преступлений категорий: 1) хадд — смертная казнь, избиение камнями, отсечение рук и ног, удары плетью, ссылка, конфискация имущества; 2) кисас
В исламе существуют три основных вида преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, супружеская неверность и хула на ислам, исходящая от вероотступника. В случае убийства наказание в виде смертной казни возможно в силу принципа «воздаяния равным», причем способ казни
15Дарест Р. Исследования по истории права. СПб., 1894. С. 58.
16 См.: Элайди P. A. Наказание по уголовному праву арабских стран : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 6.
17 См.: Лихачев В. А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988. С. 37-38.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Организация судебной власти и правоохранительной деятельности
нередко соответствует способу лишения жизни потерпевшего. Забивание камнями до смерти — наказание, применяемое к виновным в прелюбодеянии, а в ряде исламских стран оно применяется к виновным в изнасиловании. Смертная казнь назначается бывшим мусульманам-вероотступникам, виновным в оскорблении Бога. Религиозная доктрина ислама исходит из того, что такой человек подрывает устои мусульманского общества, если он не раскаивается в отступничестве.
В государствах мусульманского уголовного права широко распространены наказания, связанные с причинением преступнику физических увечий и страданий. В первую очередь, наказание по принципу талиона, если нет прощения или выкупа, назначается за причинение телесных повреждений. При этом наносимое в качестве наказания ответное телесное повреждение должно в точности соответствовать причиненному жертве. Если такое соответствие установить невозможно, то, по усмотрению судьи, возмещается разница в материальном исчислении.
Однако телесные наказания применяются и за совершение иных преступлений, не связанных с посягательством на телесную неприкосновенность. Например, наказанием за воровство чужой личной собственности служит отрубание кисти руки (в Коране написано: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха»)18. Для наказания кражи отсечением руки само похищенное имущество должно отвечать ряду требований, а его стоимость не должна быть ниже определенного минимума.
Бичеванию подвергаются виновные в ложном обвинении в прелюбодеянии. Коран устанавливает наказание за это преступление следующим образом: «А тех, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восьмьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники, кроме тех, которые потом отвратились и исправились»19.
Нередко в уголовном законодательстве исламских государств пределы применения наказания четко не определены. Например, в ст. 64 (3) УК Судана установлено, что когда в любом из разделов кодекса встречается выражение «тюремное заключение» без указания конкретного срока, это означает тюремное заключение на любой период, который суд сочтет подходящим в данных условиях. Статья 64 (8) этого же закона устанавливает, что термин «наказание плетьми», упомянутый в любой из статей кодекса без определения числа ударов, может означать любое число ударов от 25 до 10020.
Иногда наказуемость деяния напрямую зависит от вероисповедания виновного. Так, в ст. 318 УК Судана говорится, что шариатское наказание за прелюбодеяние (т.е. забивание камнями) не будет применяться к лицам, «божественная религия которых предполагает другое наказание за это преступление». В этом случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Если же религия преступника не предусматривает наказания за это преступление, его нельзя присудить более чем к 8-10 ударам плетьми и штрафу или к тюремному заключению сроком более чем на один год. Аналогично обстоит дело с таким преступлени-
19 Там же. С. 214.
20 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2000. С. 619.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4
Ю. А. Иванов
ем категории «хадд», как распитие спиртных напитков. Наказанию в виде бичевания обычно подвергаются только мусульмане, а немусульмане обычно платят штраф или отбывают тюремное заключение.
Мусульманское уголовное право, являясь одной из четырех основных уголовно-правовых систем современности, уникально в силу своего религиозного характера. Противоположные тенденции его развития (кодификация и исламизация) будут влиять на понимание преступности и наказуемости деяния не только в исламских государствах, ной в тех, где значителен элемент населения, исповедующего ислам, в том числе и в России.
Итак, в мусульманском уголовном праве наказание более полно отражает степень общественной опасности содеянного, социальную ценность объекта посягательства, тяжесть последствий преступления, особенности поведения потерпевшего. В связи с этим повышается общепревентивная роль уголовного наказания.
Иванов Юрий Александрович,
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета E-mail: ivanov@law.vsu.ru Тел.: 8-910-343-09-13
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2015-№ 4