Достоверная информация о состоянии окружающей среды

В российском законодательстве довольно подробно регламентируется право на получение экологической информации. В ст. 42 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Однако граждане довольно слабо знают свои экологические права, что представляет собой серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет также реализовать и другие конституционные права, такие как на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Также в ч. 2 ст.24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Так, статьи 12 и 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды” . устанавливают право граждан и общественных экологических объединений требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. В Законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” провозглашается гласность и открытость информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в этой области. По Закону РФ «Об экологической экспертизе” граждане и общественные организации имеют право получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы информацию о результатах поведения экспертизы. Аналогичные нормы установлены в ст. 8 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” ,ст. 23 Закона РФ «О радиационной безопасности населения» и рядом других актов. Следует заметить, что вопросы доступа граждан и общественных объединений к экологической информации отражены в нормах практически всех нормативно-правовых актов законодательства в области охраны окружающей среды. Такое положение вещей основано на установленном в российском законодательстве запрете ограничивать доступ к подобной информации. Так, Закон РФ от 1993 г . «О государственной тайне” в ст. 7 перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию. Среди них, например, данные о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, о состоянии экологии, санитарии. Информация экологического характера также не может быть предметом коммерческой или служебной тайны. Основной вопрос заключается в том, что относится к экологической информации (по законодательству открытой и доступной), а какие сведения являются секретными либо носят ограниченный характер доступа .
Всеобщая декларация прав человека в п. 2 ст. 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вводит наряду с обозначенными дополнительные ограничения информационных прав в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Исходя из положений Конституции РФ (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55) можно заключить, что к основаниям ограничения прав граждан на информацию относится защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Применительно к экологической информации наиболее проблематичным моментом представляется ограничение информационных прав в интересах безопасности государства, поскольку Закон РФ «О безопасности” от 5 марта 1992 г. выделяет наряду с государственной также экологическую и иные виды безопасности. К основным объектам безопасности Закон относит личность, ее права и свободы. Таким образом, с одной стороны необходимо обеспечить реализацию права граждан на экологическую информацию, с другой стороны — соблюсти интересы безопасности государства.
Международное законодательство и законодательство некоторых зарубежных стран в регулировании вопросов экологической информации ушло гораздо дальше России. Это связано с тем, что в европейских странах раньше осознали наличие проблем, связанныхй с экологической информацией и к чему они могут привести.
Важнейшим документом, принятым в данной области является принятая 7 июня 1990 года Советом Европейского Сообщества Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС) Директива «О свободе доступа к информации об окружающей среде» (90/313/ЕЭС) от 07.06.1990.
Четвертая общеевропейская конференция «Окружающая среда для Европы» на уровне министров состоялась в городе Орхус (Дания) 23-25 июня 1998 года. В результате её работы 25 июня 1998 года была открыта для подписания Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» от 25.06.1998 , Орхус. Конвенция была подписана Европейским Сообществом и подавляющим большинством стран Европы и Центральной Азии (39), членами Европейской комиссии ООН .
30 октября 2001 года Орхусская Конвенция вступила в силу. Но, несмотря на то, что её разработка происходила при непосредственном участии российской стороны, Российская Федерация, как отмечалось ранее, Конвенцию не ратифицировала и не подписала. Неприсоединение к этой Конвенции противоречит одному из прав граждан, декларированному в ст. 42 Конституцией РФ. А присоединение к Конвенции, по мнению Т.В. Злотниковой, отвечало бы национальным интересам, способствовало бы решению ряда природоохранных проблем в европейском регионе и повысило бы международный статус Российской Федерации как правового государства, тем более, что Россия в составе Межпарламентской ассамблеи ООН приняла модельный закон МПА «О доступе к экологической информации», базирующийся на нормах этой Конвенции.
Действующее российское законодательство достаточно широко охватывает процессы, связанные со сбором, накоплением, распространением и доступом к экологической информации. Но и возникают различного рода проблемы, касающиеся непосредственной реализации правовых норм. Например, в Российском законодательстве до сих пор не решен вопрос о сроках предоставления информации, доступе к первичной и аналитической информации, платности или бесплатности предоставления экологических данных. Нет процедуры сотрудничества между общественностью и государственными органами, владеющими экологической информацией и принимающими экологически значимые решения. Хотя российские граждане имеют право представлять государственным органам свои замечания к проектам, однако должностные лица не обязаны их учитывать и обосновывать свой отказ. Также необходимо предусмотреть специальный порядок защиты лиц, сообщающих об экологических правонарушениях и добивающихся решения какого-либо экологического вопроса. В российском же законодательстве вопрос правового иммунитета вообще не отражен.
Все вышеперечисленное подтверждается относительно небольшой судебной практикой, по данного рода делам, а также, отсутствие чёткого механизма функционирования системы государственных органов, распоряжающихся экологической информацией.
В международном законодательстве вопрос доступа граждан к информации о состоянии окружающей среды урегулирован довольно полно, а вот в России законодательство устанавливает лишь общие рамки, оставляя не урегулированным вопрос практической реализации права.

Ссылки:

Полномочия Правительства

Поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Также в Основном законе страны предлагается закрепить необходимость ответственного отношения к животным.

Охрана окружающей среды

Согласно поправкам, которые предлагается внести в статью 114 Основного закона, Правительство РФ:

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Защита животных

Кроме того, в эту статью Конституции предлагается добавить, что Правительство России «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Экологическое просвещение

В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

Администрация Калитинского сельского поселения, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:

— осуществляет информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности.

Источниками экологической информации являются:

— документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;

— научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;

— научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;

— документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;

— документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);

— документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;

— документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;

— документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;

— документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;

— документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;

— документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;

— кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;

— данные экологического мониторинга;

— материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);

— регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;

— экологические стандарты для предприятий.

В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.

Документы по экологии на традиционных носителях:

Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.

В настоящее время более 100 учреждений и организаций РФ выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.

В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.

В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.

На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.

В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИТИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводятся месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории, посадке деревьев и цветов.

На сайте администрации и стендах на территории поселения размещается информация о введении карантинных периодах, введения пожароопасных и ЧС положениях.

Памятки и информационные материалы о пожарах в лесах, прибрежных полосах размещены в разделе ГО и ЧС.

Информация о проводимых мероприятиях размещается в разделе Новости.

Экологические сайты

Ecocom — всеобэкологии

FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии

Saveplanet.su – «Сохраним планету»

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Гринпис России

Министерство природных ресурсов России

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

природоохранное

природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,

Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),

Водный кодекс РФ (ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: » Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы:

К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.

Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.

Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

В рамках всенародного волеизъявления с 25 июня по 01 июля 2020 года жители страны оценили 206 поправок в Конституцию Российской Федерации, охватывающих обширный круг политических, экономических и социальных вопросов. Среди них были и несколько важных поправок, касающихся охраны окружающей среды.

Как сказала журналистам в среду после голосования курирующая природоохранные вопросы вице-премьер Виктория Абрамченко, поправки в Конституцию, в случае их принятия, позволят государству выработать единую политику в сфере экологии в России и помогут решить многие проблемы, усилят ответственность граждан в области охраны природы.

Мы задали нескольким авторитетным экспертам вопросы о «природоохранных» поправках в Конституцию. В частности, почему в некоторых случаях в новой редакции термин «экология» заменили на термин «окружающая среда», помогут ли закреплённые в основном законе за Правительством РФ обязательства «предпринимать меры по сохранению природного богатства и биологического разнообразия России, снижению негативного воздействия на окружающую среду»; можно ли надеяться, что в школах, наконец, введут уроки экологии из-за соответствующей поправки, и станет ли лучше жить обитающим на территории России животным?

«Экология» или «Охрана окружающей среды»? Определимся с терминами!

АЛЛА ДУДНИКОВА, юрист-эколог, заместитель Генерального директора по правовым вопросам ООО «ЭКОТИМ», эксперт Общественного совета при Минприроды России, член Научно-технического совета Росприроднадзора, член Научно-технического совета ППК РЭО, рассказала, что, строго говоря, нельзя «защищать экологию» или «жаловаться на плохую экологию», это неправильно с терминологической точки зрения. Заменяя слово «экология» на выражение «окружающая среда», специалисты просто сделали Конституцию более грамотной.

«Экология – это раздел биологии, изучающий взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой. Потом окружающая среда начала антропогенным фактором воздействовать на организмы, на эту связь между организмами и окружающей средой. И таким образом слово «экология» начало расползаться за пределы биологии. Правильным термином, по мнению многих экспертов, является не «экология», а «охрана окружающей среды», потому что экология — это наука, это раздел биологии.

Некорректно говорить «экология плохая». Если мы говорим о городе, правильно говорить, конечно, «окружающая среда». Если мы говорим о заповеднике, то там «окружающая природная среда». Если мы говорим о целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, то мы говорим об «охране окружающей среды».

Зачем надо было конкретизировать, что обязано делать Правительство для охраны окружающей среды?

РАШИД ИСМАИЛОВ, Председатель общественной организации «Российское экологическое общество», зам. председателя Общественно-делового совета Национального проекта «Экология», руководитель направления «Экология и природные ресурсы» Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, член Рабочей группы «Экология и природные ресурсы» Госсовета Российской Федерации — убеждён, что такая поправка закладывает новый и очень важный институт конституционной ответственности органов власти за конкретную часть государственной политики.

«Поправки прописываются не просто для красоты. Они свидетельствуют о том, что тема нашего с вами экологического благополучия поднимается на самый верхний уровень. Это фокус государственного внимания. Конституция усиливает наши с вами права. Они и раньше были задекларированы, но после того, как тема природоохраны будет поднята на такой уровень, я надеюсь, законодательство будет ужесточаться в отношении нарушителей, будет сформировано понятие экологической диктатуры, которое я продвигаю.

Мы видим, что новыми поправками Правительству предписывается нести ответственность за конкретные меры. За конкретные
мероприятия, проекты, которые обеспечены финансово, ресурсами, конкретные
защитные механизмы. Если нет такой ответственности, можно с природоохранными инициативами тянуть до бесконечности. Например, у нас в основном законе есть статья 42, которая гарантирует наше право на достоверную и доступную информацию о состоянии окружающей среды. Но сколько лет прошло с момента создания текущей Конституции, а эти нормы до сих пор не отражены в текущем законодательстве. И это большая проблема.

Когда же мы прописываем определённый механизм конституционной ответственности и говорим в основном законе, что Правительство отвечает за меры, направленные
на обеспечение экологического благополучия, сохранение биоразнообразия, то есть по сути, на повышение качества нашей жизни — это совершенно другой подход. И он будет развиваться дальше. После принятия поправок мы можем рассчитывать, что всё
законодательство будет развиваться по такому маршруту. Далее все нужные природоохранные меры, с которыми ранее тянули, будут прописываться в федеральных законах, подзаконных актах, а затем и в региональном законодательстве».

Будем ли мы все теперь, наконец, экологически образованными?

АЛЛА ДУДНИКОВА с авторами поправок поспорила: на её взгляд, хотя сама идея всеобщего знакомства с темой охраны природы хороша, говорить нужно не об экологическом образовании, а об экологическом просвещении.

«Опять-таки, говоря о терминах, у нас есть такие три разные вещи, как образование, воспитание, просвещение. В России уже есть экологическое образование, экологические программы. Но всем гражданам страны ведь не надо заканчивать вуз по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов”.

А вот экологическое просвещение обязательно должно быть. На бытовом уровне граждане должны знать, что надо сортировать мусор, зачем это нужно. В это надо посвящать абсолютно всех, начиная со школьного или даже детсадовского возраста. Всем надо знать на бытовом уровне почему, например, нельзя пластик бросать в речку. Это может быть реализовано на уроках экологии».

РАШИД ИСМАИЛОВ рад тому, что теперь у экологических активистов появляются правовые основания требовать, наконец, ввести в школах обязательные уроки экологии (напомним, эта идея «витает в воздухе» уже много лет, но пока так и не пошла дальше отдельных локальных экспериментов).

«Поправка об экологическом образовании имеет очень важный социальный эффект. Мы — экологи, эксперты, общественники — годами просили и Парламент, и исполнительные органы власти сделать так, чтобы экологическое образование, экологическое просвещение и воспитание обязательно было в школах. Желательно, с самых ранних классов.

Сейчас мы, наконец, видим, что Правительству предписывается создавать эти условия. Дальнейшие действия должны быть следующими: должны быть разработаны соответствующие программы (федерального и регионального уровней), которые будут обеспечены финансами, методическими инструментами, и все это, наконец, начнёт реализовываться в учебных заведениях. А если этого не будет происходить, то каждый из нас может апеллировать к Правительству, что необходимо эту систему реализовывать, потому что это наше конституционное право!»

Новая Конституция защитит животных?

ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВА, директор Фонда защиты городских животных, считает, что крайне важно продолжить поправки в основной закон конкретными законодательными актами, чтобы они не остались чисто декларативными.

«Уже очень давно должны были быть внесены изменения в пункты о животных-компаньонах, но их так и нет. Мы ждали 20 лет, чтобы выпустили рабочий инструмент, но в итоге мы так его и не получили. Напротив, принимаются законы о притравочных станциях, охоте с арбалетами.

Важно, чтобы поправки в Конституцию были связана
к реальностью. Что с этими поправками
можно сделать? К кому пойти и как с помощью этих поправок можно привлечь к ответственности людей за жестокое обращение с животными? Мы очень ждем ответа на эти вопросы. А иначе даже с поправками мы получим просто
бег по кругу».

АЛЛА ДУДНИКОВА согласна с зоозащитницей в том, что конституционная норма должна быть подкреплена законами и главное, реальным правоприменением.

«Закон об ответственном обращении с животными и так уже принят. Если правоприменитель будет требовать исполнения этого закона, то тогда людям, жестоко обращающимся с братьями меньшими,
мало не покажется.

Ведь одной Конституцией поведение людей не изменишь.
Если хозяин бьет собачку, если собачку выбросят на улицу – кто будет заниматься этой собачкой? По Конституции полиция будет бегать искать владельца или штрафовать человека, который допустил жестокое обращение? Кроме
нормы в Конституции, должно быть четкое и жесткое применение всего федерального и регионального законодательства, наша полиция реально должна быть
готова так работать: находить
и наказывать тех, кто плохо обращается с питомцами. Если это так будет, то тогда на обывателя это повлияет».

Достоверная информация о состоянии окружающей среды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *