Тренер учитель

Feb 20, 2017 · 2 min read

Спортивный тренер — это профессиональный работник здравоохранения, который имеет физическую подготовку и специализируется в таких методах, как первая помощь и уход за травмированными спортсменами, реабилитация и профилактика травматизма, владеть тренировочными методиками, знать основы физиологии, медицины, психологии,следить за новыми тенденциями в мире спорта. Для того чтобы стать спортивным тренером, необходимо получить педагогическую степень и специальный сертификат или лицензию в аккредитованном спортивном институте.Одни тренеры работают в так называемом массовом спорте, другие занимаются подготовкой мировых звёзд.

Главная цель тренера — раскрыть способности спортсмена, научить его максимально использовать ресурсы своего организма для победы.
Для этого нужно грамотно выстраивать режим тренировок, распределять нагрузки, подбирать эффективные упражнения.
Но, спортсмен должен учится понимать особенности своей физиологии, уметь управлять и своим телом и эмоциями. Тренер прививает показывает важность дисциплины, вдохновляет на победу, а если нужно, умеет найти лекарственные слова от звёздной болезни.
Всё это возможно только в одном случае: воспитанники должны своему наставнику безоговорочно доверять — и как профессионалу,наставнику,человеку. В спорте адаптация проходит в процессе тренировок, где тренер обучает воспитанников и помогает в совершенствовании мастерства,а также готовит к соревнованиям.

Основные задачи тренера:

  • Руководит тренировками в спортивном зале
  • Занимается теоретической и психологической подготовкой
  • Разрабатывает общую программу и режимы тренировок,вносит корректировки
  • Подготавливает индивидуальные программы в зависимости от задач
  • С помощью врача следит за здоровьем подопечных
  • Участвует в адаптации атлета после травм
  • Сопровождает спортсменов на сборах и соревнованиях

Суть любого преподавания основана на постоянном изучении предмета своей профессиональной деятельности,достигнутых результатов и любви к людям в целом. Достойно обучать сможет лишь тот,кто сам был хорошим учеником и нашёл в себе желание «делиться от избытка”,а не потому что пришло время заканчивать карьеру спортсмена.

Для достижения хороших педагогических и спортивных результатов тренеру необходимо быть всесторонне развитым человеком. Знание основ марксизма-ленинизма, умение разобраться в коренных проблемах внутренней и внешней политики, в проблемах воспитания коммунистической убежденности — все это должно быть фундаментом педагогической работы тренера.

Тренер обязан глубоко изучить основы советской педагогики, хорошо знать цели и задачи коммунистического воспитания.

Советский тренер по теннису представляется нам человеком высокого педагогического мастерства, широкой культуры, человеком, обладающим глубоким знанием родственных видов спорта и смежных дисциплин.

И такие тренеры у нас есть.

Большим мастером и спортивно-тренировочной, и воспитательной работы является заслуженный тренер СССР Эвальд Крее. Крее завоевал огромный авторитет не только у своих учеников, но и у других тренеров страны. Этот авторитет Крее зиждется как на спортивных успехах его учеников, так и на той серьезной воспитательной работе, которую тренер с ними проводит. Его работа не укладывается в рамки учебных часов, он не жалеет времени, чтобы разобраться в каких-то домашних или учебных неурядицах своих воспитанников, он является их преданным другом, советчиком и наставником.

К сожалению, некоторые тренеры по теннису пока еще далеки от глубокого и всестороннего воспитания своих питомцев. Такого рода тренеры, будучи хорошими специалистами в вопросах тенниса, порой оказываются очень плохими педагогами.

Некоторые ошибочно считают, что, для того чтобы перейти на тренерскую работу, достаточно стать чемпионом или получить звание мастера спорта. Тем самым они придают вопросам узкой спортивной специализации первенствующее значение, забывая при этом о педагогической технике, педагогическом мастерстве.

В результате получается, что подчас тренер не владеет элементарными педагогическими навыками, не умеет навести порядок во время тренировки, правильно сделать замечание, не умеет так распределить свое внимание во время тренировки, чтобы охватить всю группу.

К сожалению, эта психологическая сторона педагогического мастерства тренера не всегда учитывается даже опытными специалистами. Делая замечание ученику, тренер обязан учитывать, к кому он обращается. Не одно и то же делать замечания ребенку 8—9 лет, подростку 13—14 лет или юноше 17—18 лет, новичку или разряднику. Чем опыт меньше, тем с большей верой ученик воспринимает всякое указание тренера, не требуя доказательств.

Тренер-педагог должен уметь воспитывать юных теннисистов без утомительных нотаций, нравоучений. Можно сделать замечание, подсказать правильное решение, одобрить хороший поступок на глазах у других. Но везде необходима твердая принципиальность и требование безотлагательного выполнения указаний тренера. Нужно категорически отказаться от формальной муштры, которая еще имеет место. Тренер должен быть последователен в своих требованиях. Если вы, например, решили не допускать учеников на занятия не в белой форме, то нельзя разрешать это сегодня, завтра и т. д. В противном случае вы потеряете уважение у детей. В умении тренера научить занимающегося уважать свою волю — секрет авторитета тренера.

Серьезные педагогические ошибки (и опять-таки из-за незнания основ педагогики) совершают некоторые тренеры во время соревнований. Понятно то волнение, которое переживает тренер во время соревнований за своих воспитанников. Соревнования — это серьезные испытания, это экзамен. И не только для юных теннисистов. Это экзамен и для тренера. И не каждый тренер выдерживает такой экзамен.

Как-то мне пришлось побывать на Всесоюзных школьных соревнованиях в Баку. Тренер одной из команд, очень беспокоившийся за своих воспитанников, пытался руководить всеми одиночными матчами, причем одновременно на двух площадках. На всем протяжении игр, т. е. в течение шести часов подряд, он подсказывал своим спортсменам. Он перебегал с одной площадки на другую, при смене сторон переходил на другую сторону, отчаянно жестикулировал. Вкладывая в свои действия так много сил и нервов, он не понимал, что своими указаниями и возгласами он только мешает игрокам, не дает развернуться их самостоятельности, мешает им анализировать игру противника. И конечно, нельзя было смотреть без сожаления на такую «помощь».

А ведь многие тренеры во время соревнований детских команд все еще прибегают именно к такому «руководству». Суматошность, раздраженный тон, неглубокий анализ игры — все это не может не вызвать резко отрицательного отношения к подобного рода практике.

Часто можно наблюдать и такую картину: тренер-опекун садится вблизи корта и, в обход правил, разрешающих давать советы только при перемене сторон, заранее обусловленными жестами подсказывает необходимые действия игроку. Такая мелочная опека кончается довольно плохо: игрок непрестанно смотрит в сторону тренера и теряет инициативу.

Безусловно, место тренера во время соревнований — рядом со своими воспитанниками. Но он должен быть не «нянькой», а старшим товарищем. Задача тренера во время соревнований — дать возможность своему воспитаннику творить, думать, приучать его к самостоятельности, к умению анализировать игровые качества противника.

А с кого же будет брать пример начинающий спортсмен, если его тренер не умеет владеть собой, нетактично реагирует на проигрыш воспитанника?

Профессия тренера требует умения владеть своим настроением, требует постоянной бодрости, хорошего спортивного тонуса, внутренней и внешней подтянутости.

А приходят перечисленные выше качества только в результате серьезной педагогической подготовки.

Астраханцева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, и.о. доцента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: irina. astrahantsewa@yandex. ru

Короткова Марина Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Россия, 432700 г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: ld_nazarenko@,mail. ru

DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-3-175-179 УДК 796.077

ТРЕНЕР — ЭТО ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ Распопова Е.А.1

1ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,

молодежи и туризма», Россия, г. Москва, raspopova48@mail.ru

Аннотация. Тренер — это человек, который, работая со спортсменами на различных этапах спортивной подготовки, воспитывает и мотивирует будущих чемпионов к достижению высоких результатов. Современные образовательные стандарты предусматривают формирование у будущих тренеров большое количество компетенций, направленных на формирование знаний, умений и навыков, определяющих успешную работу тренера. Однако о значении воспитательной работы тренера в нормативных документах упоминается вскользь. На основании распоряжения Департамента физической культуры и спорта города Москвы от 03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с 01.01.2014 года» должность тренера-преподавателя переименовали в должность «тренер». Согласно этому распоряжению тренеры, работающие с юными спортсменами и спортсменами высокой квалификации, потеряли множество льгот, которые имеют педагогические работники. Материалы. В статье рассматриваются функции тренера, направленные на подготовку подрастающего поколения, и сравнение их с функциями педагога. Методы исследования: анализ государственных профессиональных стандартов по физической культуре и спорту. Результаты. В процессе сравнительного анализа деятельности педагога по физической культуре и спорту и тренера по виду спорта было выявлено, что тренер и педагог по физической культуре должны иметь идентичные знания, умения и навыки как в преподавании физических упражнений, так и в области воспитания подрастающего поколения. Заключение. Проведенный анализ ставит под сомнение необходимость эксперимента, проводимого в г. Москве.

A TRAINER IS A TEACHER-EDUCATOR Raspopova E.A.1

Keywords: a coach, a teacher, upbringing, sport, training process.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни людей, занимающихся спортом, главным человеком, которому они обязаны свои успехом, является тренер. К сожалению, в обыденной жизни о тренере вспоминают только тогда, когда спортсмен или спортивная команда проигрывают. А ведь тренер — это тот человек, который с первых шагов в спорте воспитывает и мотивирует будущих чемпионов к достижению высоких результатов.

Тренер посвящает своим ученикам много времени, стремясь сделать все, чтобы спортсмен показал достойный результат. Это относится не только к тем тренерам, чьи воспитанники поднимаются на верхние ступеньки пьедесталов самых престижных соревнований, но и к тем, которые работают с юными спортсменами

на всех этапах спортивной подготовки. Тренер — это педагог-воспитатель.

На основании распоряжения Департамента физической культуры и спорта города Москвы от 03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с 01.01.2014 года» должность тренера-преподавателя переименовали в должность «тренер». Согласно этому

распоряжению тренеры, работающие с юными спортсменами и спортсменами высокой квалификации, потеряли множество льгот, которые имеют педагоги, в том числе такие как продолжительный отпуск (48 дней), педагогическая пенсия, которая выше обычной и др. Это снижает статус тренера как воспитателя-педагога.

Основной целью написания данной статьи явилось сравнение работы тренера с другими педагогическими профессиями,

связанными с физической культурой и спортом.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы провели анализ

профессиональных стандартов педагога по физической культуре и тренера по виду спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

Современные образовательные стандарты предусматривают

формирование у будущих тренеров большое количество компетенций, направленных на формирование знаний, умений и навыков, определяющих успешную работу тренера. Согласно Квалификационному справочнику

должностей работников в области физической культуры и спорта, утвержденному приказом

Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н , в должностные обязанности тренера входит:

— осуществление подготовки спортсменов к соревнованиям и руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществление подбора перспективных спортсменов в команды;

— обеспечение физической, технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсменов;

— разработка индивидуальных планов подготовки спортсменов (команды) согласно утвержденным планам проведения спортивных мероприятий;

— участие в разработке комплексной программы подготовки спортсменов/команды к соревнованиям по соответствующему направлению в работе;

— обеспечение внедрения новейших методик подготовки спортсменов (по виду спорта) в практику тренировочного процесса;

— ведение учета спортивных результатов спортсменов;

— анализ результатов выступления спортсменов на соревнованиях, внесение коррективов в дальнейшую подготовку;

— контроль выполнения программы подготовки;

— своевременное прохождение спортсменом допинг-контроля (в соответствии с антидопинговыми правилами);

— участие в организации и проведении мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

— обеспечение соблюдения правил по охране труда и пожарной безопасности.

Наряду с вышеперечисленными должностными обязанностями тренер должен выполнять целый ряд разнообразных видов деятельности, в том числе непосредственно связанных с педагогической деятельностью, а именно:

— проводить тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

— осуществлять связь педагогической деятельности со спортивной подготовкой;

— участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим .

Только перечисление

представленных обязанностей тренера свидетельствует о том, что тренер в первую очередь педагог. Именно педагогическая часть деятельности тренера позволяет мотивировать юных спортсменов к росту спортивных результатов. Общение тренера со спортсменами позволяет сформировать у

них мировоззрение, любовь к Родине, а часто определяет их будущую судьбу.

Необходимо отметить, что тренер проводит со своими учениками иногда больше времени, чем педагоги в школе, а порой больше, чем родители. Тренер вывозит своих спортсменов на соревнования различного ранга и несет ответственность за их жизнь и здоровье. Во время соревнований тренер круглосуточно находится со своими спортсменами, выполняя функции психолога и наставника, учителя. На наш взгляд, это и есть педагогическая деятельность тренера.

Работа в спорте более 50 лет позволяет с уверенностью сказать, что настоящий тренер оказывает влияние не только на спортивную деятельность, но и на жизнь спортсмена после спорта. Отношение тренера к образованию своих учеников, к их моральному облику, взаимоотношениям в коллективе и семье определяет дальнейшую судьбу каждого спортсмена. Это длительный процесс формирования личности ученика. Это ли не педагогическая деятельность?!

Возникает вопрос, на основании каких критериев работу тренера перестали относить к педагогической деятельности?

Какая часть тренерской работы расходится с работой педагога?

Тренер обучает двигательным действиям, что, кстати сказать, то же самое, что обучать письму, чтению, математике и т.п.

Тренер воспитывает морально-волевые качества: преодоление трудностей, умение терпеть утомление, терпение, волю к победе, патриотизм, чувство коллективизма.

Тренер формирует у спортсменов стремление к здоровому образу жизни и, как следствие, отказ от вредных привычек. Все это направлено на воспитание как физически, так и морально здорового поколения.

Всем известно, что физическая культура и спорт являются действенным средством ВОСПИТАНИЯ.

Учителя в школе и преподаватели в среднем или высшем учебном заведении, как и тренеры, работают с определенным контингентом учащихся. Так почему же тренер перестал быть педагогом?!

Если сравнить стандарт тренера со стандартом педагога, то мы увидим, что наибольшее количество компетенций идентичны.

Безусловно, тренер по виду спорта -это педагог, осуществляющий воспитание в процессе высокопрофессиональной деятельности человека, готовящего спортсмена. Но если рассматривать деятельность тренера на начальном и углубленном этапах спортивной подготовки, то видно, что эта работа несущественно отличается от работы педагога по физической культуре.

Тренер по виду спорта, кроме общих педагогических и биологических основ и теории физической культуры, должен глубоко знать историю развития своего вида спорта, биомеханику выполнения двигательных действий, общие основы адаптации организма спортсмена к специфическим нагрузкам данного вида спота. Все эти знания базируются на общих основах и глубоко изучаются в программе дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта». Таким образом, тренер по виду спорта получает более глубокие знания, чем обычный преподаватель физической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возникаетает вопрос, может ли преподаватель физической культуры работать тренером по виду спорта?

Наверное, может, но только при условии, если он имеет глубокие знания в области данного вида спорта. А это может быть только при условии многолетних занятий им данным видом спорта с достижением уровня «Мастер спорта» и прохождения переподготовки по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта».

Подводя итог сказанному, задаемся вопросами: для чего был проведен

эксперимент в г. Москве? Что от этого получили спортсмены и тренеры? ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа тренера —

высокопрофессиональная педагогическая работа, направленная на физическое воспитание подрастающего поколения и Список литературы

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта». URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitij a-rf-ot-15082011 -n-916n/

2. «Распоряжение Департамента физической культуры и спорта города Москвы от

03.10.2013 г. № 370 «О проведении эксперимента с

01.01.2014 года». URL: http://docs.pravo.ru>document/view/48643904/552030 05/

3. Профессиональный стандарт «Тренер». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2014 № 193н. URL: http://classdoc.ru/profstandart/05 sport/professionalsta ndarts 48

подготовку спортсменов высокого класса. Необходимо приравнять работу тренера к работе педагогических кадров и вернуть все льготы, полагающиеся педагогам. Проведенный анализ ставит под сомнение необходимость эксперимента,

проводимого в г. Москве.

Подано: 24.07.2018

Распопова Евгения Андреевна — доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», 105122, Россия, г. Москва, Сиреневый бульвар, дом 4, e-mail: raspopova48@mail.ru

Тренер учитель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *