Удержание груза

Ответом на этот вопрос может служить традиционное – обратится в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате транспортных услуг. Но любой судебный процесс требует значительных временных и финансовых затрат.

На помощь может прийти институт удержания груза.

Давайте проанализируем правомочие перевозчика по удержанию груза.

Согласно п. 1 ст. 359 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели. Кроме того, согласно п. 3. Ст. 359 ГК РФ для реализации права на удержание груза в договоре перевозки должно отсутствовать запрещения удержания груза.

Отсюда следует, что согласно общему правило для удержания вещи должны быть соблюдены следующие два условия:

  1. Обязательства должника по оплате вещи или иного обязательства не исполнены в срок;
  2. В договоре отсутствует запрещение удержания груза.

П. 3 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – ФЗ «О ТЭД») указывает, что экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

Таким образом, в случае, если груз находится во владении экспедитора, последний имеет право на удержание груза только в случае наличия правомочия по удержанию груза в договоре транспортной экспедиции.

Что касается перевозчика, то ни Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ни Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, не содержат специальной нормы (аналогичной п. 3 ст. 3 ФЗ «О ТЭД»), регулирующей процедуру удержания груза перевозчиком, поэтому должен применяться общий порядок, установленный п. 1 ст. 359 ГК РФ.

Однако, если срок оплаты транспортных услуг не наступил и обязательства по оплате не нарушены, право на удержание груза в любом случае отсутствует. В случае, если перевозчик, не смотря на это все же удержит находящийся в его владении груз заказчика, последний имеет право взыскать штраф за просрочку доставки, а также на компенсацию убытков.

Если сам факт удержания груза не повлек за собой оплату оказанных транспортных услуг, перевозчик/экспедитор имеют право обратить взыскание на удержанное имущество, за исключением случаев, установленных ст. 348 и ст. 360 ГК РФ, а именно обращение взыскания не допускается, если допущенное заказчиком нарушение обеспеченного удержанием обязательства крайне незначительно и размер требований перевозчика/экспедитора явно несоразмерен стоимости заложенного имущества. Если не доказано иное, предполагается, что нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя явно несоразмерен стоимости заложенного имущества при условии, что одновременно соблюдены следующие условия:

1) сумма неисполненного обязательства составляет менее чем пять процентов от размера оценки предмета удержания;

2) период просрочки исполнения обязательства, обеспеченного удержанием, составляет менее чем три месяца.

Перевозчик/экспедитор, удерживающий груз заказчика, имеет право на возмещение расходов по его сохранению (ст. 15 ГК РФ).

РЕЗЮМЕ:

  1. Если вы выступаете в качестве экспедитора перевозки, то можете удерживать находящийся в вашем владении груз заказчика предварительно убедившись, что имеет место просроченная задолженность заказчика, а также что договор транспортной экспедиции предусматривает возможность удержания груза;
  2. Если вы выступаете в качестве непосредственного перевозчика, то имеете право удерживать груз в случае отсутствия прямого запрета на удержание в договоре перевозки, и убедившись в том, что заказчик нарушил сроки оплаты услуг.

Неприятности случаются у всех. Временные финансовые трудности, отсутствие понимания юридических последствий при заключении договора перевозки с организацией, которая перевозчиком не является, неверное заполнение транспортной накладной – всё это может послужить причиной удержания груза перевозчиком. Отсутствие в законах однозначных условий, при которых перевозчик получает право удерживать вверенный ему груз, не всегда позволяет объективно оценить правомочность действий перевозчика. Но давайте попробуем разобраться – а всегда ли виноват в этом перевозчик? Какие мотивы толкают его на удержание груза? Какие юридические последствия удержания груза?

Юридически перевозчик имеет законодательно закреплённое право удерживать груз в соответствии со ст. 790, п. 4 Гражданского кодекса РФ: «Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства». Обратите внимание, что критериев, позволяющих определить правомочность действий перевозчика по удержанию груза, не указано. Следовательно, перевозчик имеет полное право удерживать груз для получения причитающихся ему платежей, связанных с перевозкой, основания для удержания могут быть самыми различными. Наиболее распространённые основания:

  • отсутствие оплаты в установленный договором перевозки срок;
  • возникновение сомнений в платёжеспособности заказчика перевозки, которые могут быть объяснены объективными причинами.

Разумеется, основания для удержания могут быть иными, приведённые выше – наиболее частые.

Следует помнить о том, что удержание груза – неприятная процедура не только для грузоотправителя и грузополучателя ввиду понятных причин. Перевозчику также нет смысла прибегать к удержанию всех грузов подряд, так как это также создаёт для него вполне объяснимые неприятные последствия:

  • автомобиль с грузом простаивает и не зарабатывает деньги, в то время, как зарплата водителю начисляется, лизинговые или кредитные платежи необходимо оплачивать в срок;
  • лишние переговоры, которые зачастую сопряжены с значительным стрессом, так как их ведут люди, не имеющие должного образования или подготовки, пытаясь давить на перевозчика эмоциями;
  • нередко приходится проводить встречи, призванные урегулировать возникшую проблему, что порождает лишнюю трату времени;
  • часто приходится объяснять грузовладельцам и посредникам, что в действиях перевозчика нет состава уголовного преступления; такие объяснения не всегда воспринимаются контрагентом, который остаётся в полной уверенности, что перевозчик совершает преступления, предусмотренные ст. 158 (кража) и 159 (мошенничество) Уголовного кодекса РФ. Грузовладелец обращается в полицию, где его заявление не принимают, так как отсутствует состав уголовного преступления – перевозчик не скрывает местоположение груза, перевозчик действует в полном соответствии со ст. 790, п. 4 ГК РФ, перевозчик указывает объективные причины для удержания груза, нет обращения груза в свою пользу;
  • зачастую грузовладелец начинает доказывать перевозчику, что по договору с посредником тот не имеет права удерживать груз; понятно, что перевозчик не имеет отношения к взаимным договорённостям между третьими лицами.

В качестве аргумента в споре может приводиться то, что перевозчик обязан предоставить транспортные накладные, товарные накладные и прочие документы, которые имеют какое-либо отношение к конкретной перевозке груза. Иными словами, заказчик перевозки не может быть уверен в том, что перевозка груза выполнена и у грузополучателя нет нареканий к работе перевозчика. Аргумент не самый удачный по следующим причинам:

  • ст. 785, п. 1 Гражданского кодекса гласит: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». То есть, оплата производится за саму перевозку, а не за предоставление каких-либо документов, подтверждающих её факт;
  • организация документооборота между грузоотправителем и грузополучателем не входит в обязанности перевозчика. При необходимости заказчик может заключить дополнительный договор возмездного оказания услуг по возврату документов, имеющих отношение к перевозке с соответствующей оплатой этих услуг;
  • транспортным законодательством предусматривается срок исковой давности 1 год – более чем достаточный, чтобы предъявить перевозчику претензию в случаях, предусмотренных законом; отсутствие документов, подтверждающих факт перевозки не сильно повлияет на выяснение того была ли выполнена перевозка в срок и был ли доставлен груз в том виде, в котором перевозчик принял его к перевозке.

Подведём итоги:

  • удержание груза – процедура неприятная как для грузовладельца, так и для перевозчика;
  • отсутствие критериев для оценки возможности удержания груза перевозчиком даёт ему большие возможности;
  • работа через посредника вне правовых рамок в разы увеличивает шанс того, что ваш груз будет удержан;
  • перевозчик, скорее всего, не понесёт ответственности за просрочку доставки груза, если у него будет объективная причина для удержания;
  • правильное заполнение транспортной накладной и корректное заключение договора перевозки в большинстве случаев позволит избежать удержания груза перевозчиком.

Удержание груза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *