Контроль органов судебной власти

Опубликовано:
Информационно-методический бюллетень судебной системы Новгородской области // № 2. 2004. с. 32-36.

Из истории мировых судов Новгородской губернии

Мировые суды Российской Империи и Новгородской губернии были «рождены» судебной реформой 1864 года. До середины XIX века в России сохранялась общегосударственная система судов, созданная во времена правления Екатерины II. В связи с развитием гражданского оборота большая часть населения, включающая и буржуазные слои, и нечиновное дворянство, нуждалась в новых судебных порядках, создании гарантий от судебного произвола. Поэтому подготовка реформы суда встречала меньше препятствий, чем другие реформы. В известной степени на характер реформы повлияло участие в ее подготовке ряда известных либеральных юристов и государственных деятелей того времени.
Утвержденное 20-го ноября 1864 года Императором Александром II Учреждение судебных постановлений в статье 1 установило (здесь и далее стиль изложения приближен к современному с сохранением пунктуации), что «Власть судебная принадлежит:
Мировым Судьям.
Съездам Мировых Судей.
Окружным Судам.
Судебным Палатам и
Правительствующему Сенату, в качестве верховного кассационного суда».
Оставалась, правда, еще судебная власть духовных, военных, коммерческих крестьянских (волостных) и инородческих судов, определяемая особыми постановлениями о них, но статья 2 Учреждения судебных постановлений провозгласила, что «судебная власть означенных в предшествующей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные».
Было утверждено не только Учреждение судебных постановлений, но одновременно с ним Устав Уголовного Судопроизводства, Устав Гражданского Судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Утверждая указанные нормативно-правовые акты, Император напомнил, что «по вступлении на прародительский престол, одним из первых Наших желаний, всенародно возвещенных в манифесте 19 Марта 1856 года (30275), было: «да правда и милость царствуют в судах», и выразил мнение о том, что указанные акты вполне соответствуют его желанию «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе Нашем то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». Очень созвучно с задачами и целями судебной реформы конца XX — начала XXI века!
Мировые судьи состояли по уездам и городам. Уезд с находящимися в нем городами составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки, число которых определялось особым расписанием.
В начале судебной реформы мировой судья был властью единоличной, а все остальные установления (суды) коллегиальными. Было 3 вида мировых судей:
1. участковый мировой судья, работающий на определенном судебном участке и получающий соответствующее содержание;
2. почетный участковый мировой судья, отличающийся от участкового только тем, что отказывался от положенного ему денежного содержания;
3. почетный мировой судья, бесплатно отправляющий правосудие на территории всего мирового округа.
Собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа составляло высшую мировую инстанцию, именуемую Съездом мировых судей, в котором председательствовал один из мировых судей по собственному их избранию.
При значительном «накоплении» дел мировые судьи могли разделяться на отделения, в одном из которых председательствовал Председатель Съезда, а в других избираемые всеми мировыми судьями Председатели временные. В местах, где собирались срочные мировые съезды, одному из мировых судей поручалась подготовка подготовительных распоряжений и исполнение других обязанностей. Этот мировой судья именовался непременным членом мирового съезда.
Мировые судьи избирались на 3 года Уездным Земским Собранием из списка лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи (возраст не менее 25 лет, соответствующие образование или опыт службы, имущественный ценз, отсутствие ограничений и т.п.). Список сообщался Губернатору и публиковался для общего сведения в губернских ведомостях за 2 месяца до выборов.
Приступая к выборам, Земское Собрание прежде всего разрешало поступившие замечания, жалобы и «заявления на список. Земское Собрание было вправе единогласным мнением предоставить звание мирового судьи и таким лицам, которые, хотя и не удовлетворяли всем требованиям, «но приобрели общественное доверие и уважение своими заслугами и полезною деятельностью».
Списки избранных направлялись на утверждение Первого Департамента Правительствующего Сената. Если мировыми судьями были избраны лица вопреки замечаниям Губернатора, то Сенату сообщалось об основаниях к этому. Если Земским Собранием было избрано мировых судей меньше нормы, то недостающее число судей назначалось до следующих выборов Первым Департаментом Сената по представлению Министра Юстиции из числа лиц, которые формально могли быть избраны.
Мировому судье присваивались особый знак его звания и особая печать. Печать в Новгородской губернии была круглой, небольшого размера, вокруг герба (орла) надпись, например: «ВАЛДАЙСКИЙ МИРОВОЙ СУДЬЯ», изображение негативное.
Не будем подробно останавливаться на процессуальных нормах того времени, но отметим, что их принципы, основное содержание вполне совпадают с современными.
Например, в Уставе Уголовного Судопроизводства был раздел «Вызов сторон и свидетелей», в котором было установлено содержание повестки. В ней указывалось вызываемое лицо, время и место явки, дело, по которому «призывается» обвиняемый, последствия неявки.
Содержались и нормы, продиктованные временем, например, не допускались к свидетельству под присягой «евреи по делам бывших их единоверцев, принявших Христианскую веру, и раскольники по делам лиц, обратившихся из раскола в Православие».
Законодатель стремился ускорить разрешение дел («разбирательство и решение каждого дела оканчиваются у мирового судьи, по возможности, в одно заседание»), хотя действующий в настоящее время УПК РФ срок разрешения уголовных дел не ограничил.
В XIX веке власть была более централизованной, руководящая «элита» более послушной, требования к образовательному цензу мирового судьи несколько ниже, а, возможно, были и другие, способствовавшие созданию мировых судов, условия.
Мировая юстиция тогда была образована в кратчайшие, по современным меркам, сроки. В Памятной книге Новгородской губернии за 1865 год уже приведен состав Мировых съездов всех уездов, кроме Новгородского (но А.Г. Лутовинов, будущий руководитель Новгородской Уездной Земской Управы, в сохранившейся в его архиве записке о 12 годах службы по Министерству Юстиции, указывает, что в 1865 году он уже был мировым судьей).
Население Новгородской губернии было немногим более миллиона человек по сравнению с 702 тысячами на 1 января 2003 года, то есть сравнимым, но число мировых судей значительно большим: 122 по сравнению с 33 в наше время.
Обращает на себя внимание более уважительное отношение к мировым судьям в XIX веке: их должности и их съезд пишутся с большой (заглавной) буквы, в разделе «Уездные учреждения» Памятных книжек мировой съезд указан на втором месте (сразу за предводителем дворянства, например, в Боровичском уезде выше городской Думы, городского магистрата, уездного казначейства, уездного суда, духовного ведомства и т.д.), в числе почетных мировых судей немало лиц с титулом «князь», возглавляет Съезд мировых судей, как правило, предводитель уездного дворянства и т.п.
В письме Съезда мировых судей Новгородского мирового округа от 24.10.1872 № 954, адресованном «Господину Мировому Судье А.Г. Лутовинову», непременный член Съезда информирует о датах заседаний Съезда и, не менее вежливо, чем в современных международных поручениях, продолжает: «Сообщая о сем Вам, Милостивый Государь, Мировой Съезд имеет честь покорнейше просить пожаловать в означенные числа для присутствия в заседаниях Съезда».
В настоящее время председатели большинства судов области и руководство Управления Судебного департамента при ВС РФ внимательно, по государственному относятся к нуждам и потребностям мировых судей: приглашают на оперативные совещания и учебные занятия, оказывают необходимую помощь и т.д. Вместе с тем, к сожалению, мировые судьи или хотя бы их представители ни в прошлом, ни в этом году не приглашались участвовать в конференциях судей, проводимых на Валдае, тем самым как бы на время были «исключены» из судейского сообщества.
Категории подсудных мировым судьям судебных дел были аналогичны современным: есть ограничения по цене иска, виду и размеру наказания. Так, ведомству мировых судей подлежали «проступки» за которые определялись:
1) выговоры, замечания и внушения;
2) денежные взыскания не свыше 300 рублей;
3) арест не свыше 3 месяцев и
4) заключение в тюрьме не свыше 1 года, за исключением случаев, когда:
а) наказание за проступок сопряжено по закону с высылкой виновного из места жительства, с запрещением производить торговлю или промысел или же с закрытием торгового или промышленного заведения;
б) иск о вознаграждении за причиненные проступком вред или убытки превышает 500 рублей;
в) обвиняемые сельские обыватели по закону подлежат ответственности перед их собственными судами.
Мировому судье были подсудны иски о:
1) по личным обязательствам и договорам и о движимости ценой не свыше 500 рублей;
2) возмещении ущерба и убытков не свыше 500 рублей и другого, когда во время предъявления иска их размер, не может быть известен;
3) «о личных обидах и оскорблениях»;
4) восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев;
5) «праве участия частного…, когда со времени его нарушения прошло не более года»;
кроме исков: а) о праве собственности или о праве на владение недвижимостью, Утвержденном на формальном акте; б) сопряженные с интересами казенных управлений, за исключением исков о восстановлении нарушенного владения; в) между сельскими обывателями, подлежащих ведомству их собственных судов, если иск не подан по соглашению между истцом и ответчиком.
Вместе с тем сверх дел, предоставленных для разбирательства мировым судьям, ведомству их подлежали «собственно для склонения сторон к миру, дела, которые хотя и влекут за собой наказания более строгие, но по закону начинаются не иначе, как по жалобе потерпевших вред или убытки, и могут быть прекращены примирением».
Также мировой судья мог принять к своему рассмотрению «всякий спор и иск гражданский, если обе тяжущиеся стороны будут просить его о решении их дела по совести».
Ознакомление с описями рассмотренных мировыми судьями Новгородской губернии дел показывает, что стороны часто пользовались указанными исключениями и обращались, например, не в волостной (крестьянский) суд, а к мировым судьям.
Как и в настоящее время, количество рассматриваемых мировыми судьями дел постепенно увеличивалось. Например, по 3 участку Валдайского мирового округа в 1866 году было осуждено 307 человек, а в 1890 году число подсудимых равнялось уже 990, из которых 827 было обвинено и 130 оправдано и освобождено от суда.
Были и другие «сходные» проблемы. Например, в докладе Новгородской Уездной Земской Управы Уездному Земскому собранию «Об изменении границ Судебно Мировых участков» А. Г. Лутовинов указывает количество рассмотренных на участках дел, которое разнится в 2-3 раза, и объясняет, что «такая неравномерность дел, главным образом происходит от неправильного разграничения участков…между тем справедливость требует уровнять труд судей».
В циркулярном письме от 07.08.1917 Экспедиция заготовления государственных бумаг констатировала участившиеся случаи требований о высылке в экстренном порядке бланков (ассигновок, судебных марок и др.) учреждениями и должностными лицами всех ведомств и установила, что заказы следует подавать за ? года до израсходования имеющихся в учреждениях запасов на количество листов по расчету годовой потребности, а заказы отдельных мировых судей не выполняются.
Мировые суды в Новгородской губернии функционировали до 1918 года, претерпев до этого некоторые преобразования. Так, в Расписании мировых съездов и должностей участковых мировых судей в губерниях, в которых вводится в действие в полном объеме закон 15 июня 1912 года о преобразовании местного суда, количество съездов осталось прежним (11), но количество должностей участковых мировых судей увеличилось до 109, а о почетных мировых судьях, составлявших в начале судебной реформы большинство мировых судей, (например, в Новгородском уезде было 19 почетных и только 5 участковых мировых судьи) речь вообще не идет.
Постановлением Временного Правительства от 04.05.1917 № 577 «О временном устройстве местного суда» было определено, «что подведомственные мировым судьям уголовные и гражданские дела за исключением дел, основанных на актах крепостных, нотариальных и засвидетельствованных по правилам положения о нотариальной части, а также по опротестованным векселям, разрешаются участковыми и добавочными мировыми судьями совместно с двумя членами мирового суда. Для каждой волости, входящей в состав внегородского мирового участка, а также для каждого городского мирового участка избирается по два члена мирового суда и по два кандидата к ним.
Должности членов мирового суда и кандидатов к ним могут быть соединяемы с другими должностями по государственной или общественной службе».
Согласно сохранившимся просмотренным описям дел мировых судей, некоторые дела ими оканчивались еще в 1918 году. Судебный отдел Новгородского Губернского Исполнительного Комитета в письме «Всем уездным Совдепам» указал, что «при утверждении сметы народных судов Новгородской губернии — Новгородский губернский контроль утвердил смету только по числу бывших участков мировых судов и только на это число участков будет отпущен кредит, в виду чего при организации Местных Народных Судов нужно ограничиться числом участков бывших Мировых Судов в уезде». На письме стоит штамп входящей регистрации: «Новгородский Мировой Съезд. 25 май 1918″…
Как видим, созданный на рубеже наших веков институт мировых судей — это еще не «хорошо забытое старое», а «недавнее» прошлое, как и административные суды, законопроект о которых принят Госдумой ФС РФ в первом чтении 22.11.2000. Например, 30.05.1917 Временное Правительство издало постановление № 692 «О судах по административным делам» (здесь же положение о судах по административным делам). Сравнивая подсудность тех судов с предполагаемой подсудностью административных судов XXI века, можно сделать вывод об их сходстве.
Отдельные стороны деятельности мировой юстиции Новгородской губернии было бы неплохо возродить. Например, вводить по нескольку должностей добавочных мировых судей для каждого субъекта РФ с тем, чтобы они замещали отсутствующих мировых судей.
Не вызывает сомнения справедливость и обоснованность нормы того времени, установившая, что «все мировые судьи, как в отношении класса их должности, так и в отношении присваиваемых им наград, по званию Судьи, прав и преимуществ, сравниваются с членами Окружных Судов и Судебных Палат».
В настоящее время в нашей области мировыми судьями, составляющими менее четверти всех судей районного и городского уровня, рассматривается около 80% всех (вместе взятых) уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, что, при более низкой по сравнению с федеральными судьями зарплатой, обусловило отток мировых судей в федеральные судьи (по 5-6 человек в год), но не обратно. Целесообразность возрождения других сторон является спорной (возложение на судей хозяйственной функции, например).
Верится, что со временем мировая юстиция поднимется на подобающую ей высоту.

Б.А.Ефремов
Начальник отдела организационно-правового обеспечения комитета организационного обеспечения деятельности мировых судей и государственных нотариальных контор Новгородской области

Александр Музафаров.

20 ноября 1864 года были приняты судебные уставы Российской империи, которые фактически дали старт судебной реформе 1864 года и системе суда присяжных в России

Суд – то есть умение мирно разрешать споры и конфликты между людьми, — испокон веков являлся одной из важнейших обязанностей монарха. Мечом Государь защищал своих подданных от внешних врагов, судом – от самих себя, по установленным законам разрешая их споры. Эта роль власти наглядно описана в русской летописи в сказании о призвании варягов:

В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по ряду, по праву»

Рождение русского суда связано с именем фактического основателя древнерусской государственности князя Владимира Святого.

«И сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: «Вот умножились разбойники; почему не казнишь их?». Он же ответил: «Боюсь греха». Они же сказали ему: «Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость. Следует тебе казнить разбойников, но расследовав». Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: «Войн много у нас; если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней». И сказал Владимир: «Пусть так»».

Сын Владимира, великий князь Ярослав, прозванный историками Мудрым, создает первый свод русского права – Русскую правду.

В четырнадцатом веке, в самые темные годы татарского ига, мудрый московский князь Иван Данилович Калита начинает возрождение русской государственности именно с суда. Не с войска, не с крепостей, а с правосудия. Эффективный суд и правопорядок положили начало экономическому подъему Москвы. Отсюда и наполнение той самой калиты, отсюда и средства на выход Орде и приобретение русских земель, а потом и до войска с крепостями дошло. Летописец пишет в панегирике о князе:

«сему благородному князю великому Ивану, створшему дела подобна в Рускои земли правоверному цесарю Костянтину; о сем бо песнословец глаголет: «постави, Господи, законодавца над ними да разумеют языци яко человеци суть; то же рек: «Боже! суд цесареви дай же правду сынови цесареву». Сии бо князь великой Иоан имевше правый суд паче меры, поминая Божественае Писания

Эффективный суд стал одним из важнейших инструментов Москвы при собирании русских земель. Иван III не просто покорил Господин Великий Новгород силой оружия, он привлек жителей города на свою сторону справедливым судом – «хочу обиженным управу дати». А одним из главных достижений своего правления считал создания в 1492 году Единого общерусского судебника.

Эффективность российского правосудия производила впечатление и на иностранных гостей – один из англичан, бывших в Москве грозненской эпохи оставил интересные заметки о русскому правосудии, сравнивая его с английским. Но при том же Грозном опричники получили на некоторое время судебный иммунитет «судите так, чтоб наши виноваты не были» и от того русскому государству пришлось несладко.

Уделяли внимание правосудию и Алексей Михайлович, принявший в 1649 году Соборное уложение – первый, всеохватывающий свод русского права, и его сын Петр Великий и его наследники.

В XVIII веке в русских судах стали возникать проблемы – законов накопилось слишком много, судьи не успевали разобраться с делами, которые порой тянулись десятилетиями. В Сенате — высшем судебном органе Империи скопились десятки тысяч нерешенных дел. Разгрести завал смог Император Павел Петрович, а его сын Николай Павлович оформил новый свод права – Собрание действующих законов Российской Империи. Судебная же система выглядела причудливо и сложно – она включала в себя многочисленные сословные и местные суды, суды для особых случаев и для отдельных сфер права. Часть судей была профессионалами, часть избиралась населением. Дело могло передаваться по восьми разным инстанциям, а единственной, чье решение нельзя было подвергнуть пересмотру, был лично Государь Император. Говорят, мысли о судебной реформе пришли в голову Императору Александру Николаевичу, после того, как пришлось потратить целую неделю на разбор сложного дела, пересланного всеми инстанциями лично царю.

Это легенда. В реальности Великие реформы, менявшие уклад русской жизни, требовали новой судебной системы. Ее подготовкой занимались ведущие русские юристы. Отдельные элементы заимствовали в других странах, но основа опиралась на многовековые традиции русского правосудия.

Что же нового вводили Судебные уставы от 20 ноября 1864 года?

Во-первых, сокращалось количество судебных инстанций. Теперь их было всего 5 (включая мировой суд).

Во-вторых, вместо прежнего письменного вводилось устное и публичное обсуждение дела в суде.

В-третьих, суды стали всесословными.

В-четвертых, широко использовался суд присяжных, причем его решения не подлежали пересмотру. Эта мера вызвала возмущение со стороны либеральной общественности. Дело в том, что присяжных набирались по жребию из всех сословий Империи. И столичные либералы возмущались – как это наши дела будут рассматривать невежественные мужики, они де ничего не поймут. Однако, практика показала, что и поняли, и справились.

В-пятых, суд стал состязательным. Прокуратура доказывала обвинение, адвокат оспаривал оное. Присяжные и судьи выносили решение.

В шестых, высшей судебной инстанцией окончательно стал Сенат. Государь мог, реализуя свою непосредственную монаршую власть, лично разрешить конфликт или определить меру наказания или помилования, но теперь чиновники не могли переложить ответственность на Монарха, скинув ему нерешенное дело.

Весьма интересным и поучительным было введение реформы в жизнь. Изначально, новые суды вводились лишь в нескольких губерниях, а потом постепенно по мере подготовки кадров, распространялись на остальные земли Империи. Этот происходило не слишком быстро, зато корректировать реформу по ходу реализации и делало процесс трансформации судопроизводства плавным, без шокового эффекта.

Что в итоге? Российская Империя получила одну из самых эффективных систем правосудия в тогдашнем мире. Дела в русских судах решались быстро и непредвзято. Иностранные специалисты высоко оценивали честность русского правосудия, отмечая практически полное отсутствие взяток и давления на суд сверху.

На последнем обстоятельстве надо остановиться особо. Новые суды часто критиковали за слишком гуманное или лояльное отношение к врагам государства, революционерам. Всеобщее возмущение вызвало оправдание судом присяжных террористки Веры Засулич. Показательна реакция властей на этот казус – оправдательный приговор суда не был отменен. Министр юстиции был уволен за небрежное ведение дела, а законодательство было изменено, и все последующие террористы судились уже военным судом.

Император Александр II и его министры хорошо понимали, что уважение к суду и закону – является важнейшим основанием государства, без которого оно не может существовать и всеми силами старались поддерживать силу судебной власти.

Порой можно услышать мнение, что суд и закон русскому человеку не нужны. Он де не имеет юридического мышления, а внимает непосредственно Божией Правде и совести. Но разве одно отменяет другое? Ведь суд людской не подменяет собой Суд Божий, вопреки распространенному мнению, большая часть дел в судах — не уголовные, а гражданские. О наследстве, об разделе имущества, о решении хозяйственных и житейских споров. Понимал ли это русский человек времен Российской Империи?

Да, понимал. Те самые русские крестьяне, которых современные и прежние народолюбцы обвиняли в отсутствии понятия о законе (низводя, тем самым, русского человека на уровень дикаря), прекрасно знали о том и что такое суд и для чего он нужен. В архивах сохранились сотни тысяч дел, возбужденных ими по самым разным поводам – и по незаконному сбору недоимки, и по разделу земли, и за корову крестьяне судились, и честь с достоинством свое защищали. До Сената порой доходили, и добивались справедливого, а главное — законного решения.

Опыт судебной реформы Государя Императора Александра II Николаевича очень полезен для современной России. Увы, судебная система Российской Империи работала эффективнее современной. Может стоит воспользоваться ее наследием?

Содержание

Государственная практика

Этика судей под постоянным контролем

Деловая практика

Зачет в исполнительном производстве невозможен?

Законодательная практика

Как организовать «одобрямс»

Зарубежная практика

Что в Кодексе тебе твоем?

Историческая практика

Судебная канцелярия «клубного типа»

Комментарии и аналитика

Справедлив ли украинский кассационный суд? О полномочиях судьи-докладчика

Неделя права

Гласность судов по-российски

Верховный Суд в борьбе с контрабандой

Новости делового мира

НБУ расширил группу активов с высокой степенью риска

Новости законотворчества

Систему валютного контроля предлагают усовершенствовать

Парламент поддержал проект усовершенствования процедуры госзакупок

Новости из зала суда

Суд запретил «Газу Украины» ограничивать давление в газопроводах Полтавы

Суд признал распоряжения КГГА о повышении тарифов незаконными

Новости из-за рубежа

Спецслужбам разрешено следить за сайентологами

Евросуд взыскал с России более 2 млн евро

Новости профессии

Состоялась итоговая конференция программы МАТРА

Профильный парламентский комитет против отставки Генпрокурора

Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.

Основное содержание судебного контроля, как способа обеспечения законности в управлении, состоит в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц, в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов, условий и причин, их порождающих, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей юрисдикции.
  3. Арбитражные суды.

Конституционный суд РФ

Разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ (предмет рассмотрения вопросов выделен только для государственного управления).

Если Конституционный Суд РФ признает неконституционным нормативный акт, то он утрачивает юридическую силу.

Конституционный суд РФ

Суды общей юрисдикции

Осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

При рассмотрении гражданских дел суд изучает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстановлении нарушенных прав граждан.

Осуществляя производство по уголовным делам, суд с позиций законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работников управленческих аппаратов.

Если при рассмотрении дел суд усмотрит нарушение законности, дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, выявит при этом условия и причины нарушений, он становится вправе вынести частное определение. В необходимых случаях им принимаются меры к привлечению виновных лиц к ответственности.

Суд также рассматривает жалобы лиц на постановления органов и должностных лиц о наложении административного взыскания; жалобы граждан на действия органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Арбитражные суды

Им предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Пример: споры о признании недействительными индивидуальных актов государственных органов, нарушающих экономические права и интересы организаций и граждан-предпринимателей, и о возмещении убытков; об отказе в государственной регистрации организации; о взыскании государственными органами с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и денежных средств.

Решение арбитражного суда по спорам в сфере управления является обязательным к исполнению. Оно исполняется на основании выдаваемого арбитражным судом акта, являющегося исполнительным документом. Суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов, должностных лиц.

ВЫВОД. Основным принципом в деятельности органов исполнительной власти является принцип законности. Условиями (способами) его обеспечения служат контроль, надзор и право лиц на жалобу. Указанные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении реализуют различные государственные органы, предприятия, учреждения и граждане. Все это создает нормальные условия для работы государственного аппарата, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Россия / Особенности судебной власти

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует широкая система судебных органов: Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды — на уровне субъектов Федерации. Соответственно Конституционный суд РФ действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона (1994 года), а конституционные и уставные суды — на основе Основных законов — конституций и уставов субъектов Федерации.

В отличие от других видов судов, суды конституционной юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов конституционной юстиции не образуют.

На федеральном уровне Конституционный суд РФ впервые был образован в 1991 году.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Формируется он Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации после обсуждения их утверждает.

Судьёй Конституционного суда РФ может быть гражданин РФ, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды — это наиболее многочисленные и разнообразные по характеру компетенции суды. К ним относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, городские суды города Москвы и города Санкт-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.

Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам.

В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.

Основными проблемами, которые вызывают критику судопроизводства в РФ, являются: зависимость части судей от административных государственных структур, факты коррупции, обвинительный уклон при рассмотрении уголовных дел, перегрузка судей, не позволяющая во многих случаях вникать в детали дела, подбор присяжных вопреки мнению защиты, преследование адвокатов и др.

Арбитражные суды. В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный суд РФ, высшие арбитражные суды республик, арбитражные суды округов, краевые, областные и городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и округов. На районном уровне не предусматривается создание арбитражных судов.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный суд РФ. Его судьи согласно Конституции РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

← | Особенности судебной власти | Вперёд →

Контроль органов судебной власти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *