Хранить молчание значение

30.10.2003

Для суда мафии не существует.

Ареал организованной преступности становится все шире. А старые средства борьбы с ней все чаще становятся недейственными…

30 октября в Женеве завершил работу первый Форум по организованной преступности, который проводился под патронажем банка Credit Suisse консалтинговой фирмой «Academy&Finance”. На протяжении трех дней социологи, правоведы и юристы-практики из ряда европейских стран обсуждали методы борьбы против растущего спрута мафии.

«Мафиозный синдром – не только проблема, представляющая интерес для специалистов уголовного права, сказал Жан-Франсуа Годбиль, заместитель государственного обвинителя Брюссельского апелляционного суда. Проблемы, относившиеся до сих пор к сфере обычного права, сегодня приобрели всемирный размах».

Однако юристы и по сей день сталкиваются с проблемой: для суда мафии не существует — она в подполье. Более того, Годбиль выделил четыре круга защиты «закона молчания», включая весь арсенал средств манипулирования общественным мнением.

Власти используют проблему преступности в политических целях

Между тем мафия постоянно расширяет сферу деятельности. Джузеппе Мути (Giuseppe Muti), президент итальянской неправительственной организации OMICRON, на примере своей страны проиллюстрировал появление «экомафии», в сферу интересов которой входят, в частности, операции с токсичными промышленными отходами. Только в минувшем году годовой оборот этой мафии немногим не достиг восьми миллиардов евро. Омайра Селье (возглавляющий Всемирное движение защиты детей (WorldWide Mouvement of Child Protection), коснулся темы торговли «живым товаром», жертвами которой ежегодно становятся более миллиона детей. Однако сети педофилов очень трудно раскрыть, и не всегда удается добиться эффективного международного сотрудничества. Так, Селье привел пример, как в России освободили троих арестованных членов итало-российской сети, которые тут же принялись за старое. Президент организации Transparency Филипп Леви говоривший о борьбе с коррупцией, отметил, что страны СНГ отказывают в правовом сотрудничестве по делам, связанным с взятками госслужащим.

Зато органы прокуратуры России оказались удивительно проворны в деле Ходорковского. Из зала прозвучало несколько вопросов, связанных с этим делом. Член французского верховного суда Жан де Майар усмотрел в этом симптом, характерный для авторитарных режимов: «превращение угрозы уголовного наказания в орудие проведения политики».

Право отстает от роста преступности

Как подчеркнул один из участников форума, в мире геополитика все более замещается геоэкономикой, и параллельно с этим процессом ширится ареал организованной преступности. Хотя практически каждый участник мимоходом, скорее по привычке вспоминал о «русской мафии», наибольшую опасность усматривают в росте активности в Европе албанской и бразильской мафии. И через все выступления красной нитью проходила мысль об отставании права от роста преступности. Ее хорошо сформулировал бывший генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса: «Перед нами поставили новые задачи, но оставили старые, ограниченные национальными рамками средства в борьбе против транснациональной преступности».

Игорь Седых, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА (Женева)

Хранить молчание значение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *