Воинская обязанность это установленный законом

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (схема 9).

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

• прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Схема 9

Содержание воинской обязанности

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

• освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

• проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

• отбывающие наказание в виде лишения свободы;

• женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

• постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

• фамилия, имя, отчество;

• дата рождения;

• место жительства;

• семейное положение;

• образование;

• место работы;

• годность к военной службе по состоянию здоровья;

• профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

• основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

• прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

• прохождение военных сборов;

• владение иностранными языками;

• наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

• наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

• возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

• наличие судимости;

• бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

• состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

• являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

• при увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

• сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

• сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

• бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

• гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь – первая категория; отнесенные к этой категории граждане по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей;

б) рекомендуется – вторая категория; отнесенные к этой категории граждане в основном соответствуют требованиям воинских должностей;

в) рекомендуется условно – третья категория; отнесенные к этой категории граждане минимально соответствуют требованиям воинских должностей;

г) не рекомендуется – четвертая категория; отнесенные к этой категории граждане не соответствуют требованиям воинских должностей.

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Эта подготовка предусматривает:

• получение начальных знаний в области обороны;

• подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

• военно–патриотическое воспитание;

• подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

• медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

• проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

• занятия военно–прикладными видами спорта;

• обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

• обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

2. Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету?

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу.

15 августа «АГ» опубликовала новость о решении Елизовского районного суда Камчатского края от 1 августа, которым был удовлетворен иск Л. к Минобороны России и ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о взыскании упущенной выгоды в связи с незаконным призывом на военную службу (дело № 2-927/2019).

На первый взгляд, данное решение – обычный судебный акт о возмещении вреда, причиненного гражданину госорганами. Однако обстоятельства, при которых произошло нарушение права, поднимают другую острую, на мой взгляд, проблему – прохождение срочной военной службы по призыву.

Дело в том, что описанные в решении факты могли произойти только с лицами мужского пола. Эта ситуация демонстрирует дискриминацию мужчин и женщин, которая законодательно закреплена в России. При этом не соблюден баланс между правами человека и интересами государства.

Конституция РФ содержит две относящихся к данной ситуации нормы:

  • статью 19, устанавливающую, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола;
  • статью 59, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, несущего военную службу в соответствии с федеральным законом (либо в определенных случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой).

Однако на практике только граждане мужского пола исполняют этот долг в безусловном порядке, женщины от исполнения названной обязанности освобождены. В силу ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27 лет. Особо отмечу, что альтернативную гражданскую службу также проходят только мужчины.

Согласно российскому законодательству женщины имеют право служить в армии (заключая контракт о прохождении военной службы), но не обязаны проходить военную службу по призыву. И они активно реализуют это свое право – в стране есть женский кадетский корпус, женщины учатся в военных училищах, университетах, академиях. То есть у женщин есть выбор. У мужчин же такого выбора нет – они в любом случае, если позволяет здоровье и нет оснований для отсрочки от службы, обязаны служить в армии (или проходить альтернативную гражданскую службу).

В результате только у мужчин (зачастую – помимо их желания и воли) как минимум год выпадает из активной гражданской жизни, в течение которого они:

  • ограничены в передвижении;
  • лишены возможности иметь достойный заработок, строить карьеру (например, в настоящее время размер окладов призывников составляет от 1000 до 1800 руб. в месяц в зависимости от занимаемой должности (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву»));
  • не имеют возможности учиться (им не разрешается обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»));
  • не имеют возможности создать семью и жить семейной жизнью (в буквальном смысле, а не дистанционно);
  • обязаны исполнять волю воинских начальников, даже если это противоречит их убеждениям (например, при службе в Росгвардии они вынуждены будут разгонять митингующих, хотя разделяют их взгляды);
  • обязаны рисковать жизнью и здоровьем в большей степени, чем если бы они не служили (в том числе воевать).

Как мужчины, так и женщины не выбирали при рождении страну и пол, это не зависело от их воли. Никакой достойной компенсации за то, что государство фактически забирает у них год жизни, мужчины не получают.

Понятия о срочной службе в армии у нас не менялись, пожалуй, с конца XIX в. В то время вопрос дискриминации не ставился. Люди жили в патриархальном обществе, в котором у мужчин и женщин было разделение ролей. Но сейчас XXI – век равноправия, главенства права, а также высоких технологий, высокоточного оружия и оружия массового поражения. Появились новые методы ведения войн. Чему можно полноценно научить молодого человека (за редким исключением) за полгода (еще полгода он должен служить, используя полученные знания)? Думается, ничему. Его можно лишь натренировать выполнять некоторые действия по определенному, не очень сложному алгоритму. То есть солдат срочной службы – это фактически разнорабочий, который, как правило, не мотивирован к качественному выполнению поставленной задачи (для него главное – год службы «отбыть»).

Современная армия – это, в первую очередь, высокие технологии, работать с техникой должен специально обученный и заинтересованный в службе персонал.

Фактически служба по призыву в армии сопоставима с отбытием наказания в колонии общего режима, поскольку это:

  • жизнь за забором (нередко с колючей проволокой) практически в подневольном состоянии с ожиданием окончания срока;
  • казенные одежда, питание;
  • жизнь, подчиненная строгому распорядку;
  • полная зависимость человека от воли и усмотрения должностных лиц;
  • обязанность исполнять требования должностных лиц независимо от согласия или несогласия с ними;
  • невозможность жить полноценной семейной жизнью,
  • привлечение людей, как правило, к низкооплачиваемому неквалифицированному труду;
  • уголовная ответственность за побег;
  • наличие специфической субкультуры с неуставными взаимоотношениями;
  • запрет использования средств мобильной связи и т.д.

Если Россия называет себя правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, то это должно не только декларироваться на бумаге.

Понимаю, что мою позицию многие могут не разделять. Поясню – в прошлом я кадровый офицер, в чьем подчинении находились на одинаковых должностях как солдаты срочной службы (мужчины), так и женщины, поступившие на военную службу по контракту. Мне есть с чем сравнивать. Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы мужчина и женщина имели разный набор обязанностей (и способов их реализации) по защите страны.

Считаю, что призыв мужчин для прохождения срочной военной службы должен быть отменен как дискриминационный, а военная служба должна стать полностью контрактной с равными возможностями реализации прав как для мужчин, так и для женщин. Тогда все граждане смогут реализовывать свою обязанность по защите Отечества исходя из своих возможностей, убеждений, осознанно и с большей отдачей.

Что касается защиты прав призывника в судах, здесь тоже не все гладко. Несмотря на то что закон позволяет гражданину оспорить решения призывной комиссии, а также действия или решения воинских начальников, данным правом пользуются далеко не все. Это связано, в первую очередь, с тем, что гражданин либо не знает своих прав, либо у него нет возможности реализовать право на защиту.

Зачастую очень сложно зафиксировать нарушение и получить его доказательства, поскольку военным присуще из всего делать тайну.

Так, в моей адвокатской практике был случай, когда призывнику в военкомате отказали в ознакомлении с личным делом под тем предлогом, что оно составляет некую тайну. Дело было связано с обжалованием решения призывной комиссии о призыве студента второго курса авиационного колледжа (Рыльский районный суд Курской области, гражданское дело № 2а-80/2019). Поскольку военкомат отказывал призывнику в ознакомлении с личным делом и медицинскими документами о состоянии его здоровья, истец не мог представить их в суд. По ходатайству истца суд истребовал личное дело. В судебном заседании мой доверитель попросил ознакомиться с данным документом. Судья стала выяснять мнение представителя военкомата. Та (молодой фельдшер) по неопытности согласилась. Судья тогда возмутилась, спросила у представителя, понимает ли она, на что дает согласие? Но коль скоро представитель военкомата не стала возражать, мы смогли ознакомиться с личным делом призывника (без отдельного обжалования отказа в ознакомлении).

В другом деле, также рассмотренном в 2019 г. (Великоновгородский гарнизонный военный суд, гражданское дело № 2а-3/2019), в суде в открытом судебном заседании был исследован компакт-диск с аудиозаписью разговора моего доверителя с командованием. Но судья отказал нам в возможности сделать копию записи под предлогом, что ответчик (командир воинской части) заявил, что аудиозапись содержит некую охраняемую законом тайну. Отказ суда апелляционная инстанция признала законным.

Очевидно, что в таких условиях крайне сложно отстаивать свою позицию в споре с государством в лице его органов.

В связи с этим призывнику очень важна профессиональная юридическая помощь. Чем раньше с момента нарушения будет подана жалоба, тем больше шансов восстановить нарушенное право или не допустить дальнейших злоупотреблений.

1. Воинский учёт — является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и моби­лизационных людских ресурсов.

Осуществляется по месту жительства граждан воен­ными комиссариатами.

Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на во­инский учёт осуществляется соответствующими комис­сиями по достижении семнадцатилетнего возраста.

Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за ис­ключением: не имеющих военно-учётной специальнос­ти граждан женского пола; отбывающих уголовное на­казание в виде лишения свободы; достигших предель­ного возраста пребывания в запасе; убывших на постоянное место жительства за границу.

2. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе — это комплекс обязательных меропри­ятий, проводимых с гражданами допризывных и при­зывных возрастов в целях их обучения основам военной службы. Включает в себя: начальную военную подготов­ку; подготовку по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования; обуче­ние по дополнительным образовательным программам в учреждениях среднего общего образования: суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музы­кальных училищах; обучение по программе офицеров за­паса на военных кафедрах высших учебных заведений; физическую подготовку; медицинское освидетельствова­ние; военно-патриотическое воспитание

3. Призыв на военную службу — это комплекс меро­приятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооружённых сил РФ и воинских фор­мирований на обязательной основе. Включает в себя: призыв граждан на срочную военную службу; призыв на военную службу офицеров запаса; призыв на военные сборы; призыв по мобилизации и в военное время.

Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комисса­ром, и осуществляет призывная комиссия, которая со­здаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы ор­гана местного самоуправления.

Гражданин обязан явиться по первому вызову воен­ного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неяв­ка без уважительной причины влечёт за собой админис­тративную ответственность.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрастр от 18 до 27 лет: состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребываю­щие в запасе; окончившие государственные, муници­пальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специ­альностям) негосударственные образовательные учреж­дения высшего профессионального образования и зачис­ленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Решение о призыве граждан на военную службу мо­жет быть принято только после достижения ими возрас­та 18 лет.

От призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно год- ными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие учёную степень кандидата или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы; отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; занятым постоянным уходом за близкими родственниками (инвалидами первой и второй группы, а также пожилыми людьми) отсрочка будет предоставляться после медико-социальной экспертизы; имеющим ребёнка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более детей; обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования — на время обучения; получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, — на время обучения и защиты квалификационной работы.

Прохождение военной службы по призыву — военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также в иных войсках и формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Находясь на военной службе, военнослужащий обязан быть верным Военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; |быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.

Пребывание в запасе (резерве) — заключается в прохождении военных сборов, выполнении правил призыва I на военную службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учёту.

Лицами, зачисленными в запас, считаются: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооружённых сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на неё; не прошедшие военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва I по достижении возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учётную специальность; лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедpax высших учебных заведений; прошедших альтернативную гражданскую службу.

Призыв на военные сборы в период пребывания в запасе — цель призыва — подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, призываются на учебные, поверочные и специальные военные сборы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца.

Чтобы избежать ошибок при призыве и противостоять нарушению закона со стороны должностных лиц, призывник должен четко знать свои права и обязанности.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны:

  • исполнять обязанности по воинскому учету;
  • получать повестки военного комиссариата под расписку;
  • являться в военкомат по повестке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии, для отправки к месту прохождения военной службы.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

  • заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в их похоронах;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными комиссией по первоначальной постановке граждан на воинский учет/ призывной комиссией или судом.

Уважительные причины неявки по повестке должны быть документально подтверждены. О наличии таких причин следует известить военкома заказным письмом с уведомлением о вручении и с актом о вложении (образец № 8). К письму необходимо приложить копии документов, удостоверяющих наличие уважительных причин. В случае неявки по повестке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, без уважительной причины гражданин считается уклоняющимся от военной службы и может быть привлечен к ответственности, в соответствии с законодательством РФ. За неисполнение гражданами обязанностей, возложенных на них ФЗ ВО, установлена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена статьями 21.5- 21.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП):

  • за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП);
  • за уклонение от медицинского освидетельствования или обследования по направлению комиссии по постановке граждан на первоначальный воинский учет либо от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (ст. 21.6 КоАП);
  • за умышленные порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение указанных документов, повлекших утрату (ст. 21.7 КоАП).

Каждое из указанных правонарушений влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

В обязанности граждан по воинскому учету входит явка по повестке в РВК. Таким образом, за неявку по повестке законодательством предусматривается административная ответственность.

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от призыва на военную службу (ст. 328 УК РФ). Уклонением, в соответствии с ФЗВО, признается неявка гражданина без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Законодательство предусматривает широкий спектр ответственности за уклонение от призыва — от денежного штрафа до лишения свободы сроком на два года. Но вопрос об уклонении от призыва может решить только суд. Призывная комиссия или военком вправе направить соответствующие материалы в следственный отдел при прокуратуре месту жительства призывника. Следователь, ознакомившись с обстоятельствами, решает, возбудить уголовное дело об «уклонении» или нет.

Для привлечения призывника к уголовной ответственности требуется установить:

  • факт неявки призывника по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
  • отсутствие уважительных причин неявки;
  • факт вручения гражданину повестки под личную подпись.

Если хотя бы одно из этих трех обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения призывника к уголовной ответственности нет.

Зачастую военкоматы присылают повестки почтой или передают через родителей, соседей. Следует иметь в виду, что ни соседи, ни родители не несут никакой ответственности, если забудут передать или потеряют повестку. Отсутствие у призывной комиссии личной расписки призывника на «корешке» повестки не позволит привлечь юношу к уголовной ответственности за уклонение от призыва. Привлечь призывника к ответственности по статье 328 УК РФ можно будет только в том случае, если будет доказано, что он уклонялся от получения повестки. Из всего сказанного следует, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания повестки РВК. Получив повестку, необходимо либо явиться в призывной пункт, либо реагировать на нее письменным заявлением с обоснованием причин неявки. Полезно также написать заявление в полицию о том, что вы (ваш доверитель) не уклоняетесь от призыва на военную службу, не скрываетесь и выполняете все требования закона (образец № 10).

Воинская обязанность это установленный законом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *