Генсек совета Европы

Слишком часто сотрудники полиции во многих европейских странах прибегают к чрезмерному использованию силы в отношении протестующих, подвергают плохому обращению лиц, содержащихся под стражей, преследуют представителей меньшинств и совершают иные противоправные действия.

Это подрывает доверие общественности к государству, социальную сплоченность, а также эффективность работы правоохранительных органов, которая опирается на сотрудничество между полицией и местными сообществами.

Трудно утверждать, стали ли неправомерные действия со стороны полиции более широко распространенными в некоторых странах, или же просто эта проблема стала более заметной и признанной. Очевидно, что в Европе все чаще проводятся демонстрации, а это порождает новые вызовы для правоохранительных органов. Кроме того, европейские общества стали более многообразными, а силы полиции иногда медленно к этому адаптируются. В других случаях значительная часть вины лежит на политических элитах, поскольку они дают зеленый свет неправомерным действиям со стороны полиции, так как отдавали на этот счет прямые приказы или же делали заявления, подвергающие остракизму некоторые группы населения.

Многообразное явление

В последние месяцы в Европе имел место ряд ярких примеров, когда полицейское сопровождение демонстраций выходило за рамки того, что является юридически и этически приемлемым. В Украине чрезмерное использование силы со стороны полиции в отношении мирных демонстрантов в конце ноября 2013 года породило массовый всплеск протестов, которые с этого момента стали приводить ко все большим жертвам как среди протестующих, так и в рядах самой полиции. После бесед с многочисленными пострадавшими и изучения многих медицинских отчетов я выявил очевидную тенденцию – мишенями становятся головы и лица людей, что является совершенно ненужным и несоразмерным. По итогам событий 2013 года вокруг парка Гези в Турции я получил многочисленные и весьма серьезные заявления о чрезмерном использовании силы со стороны полиции, в том числе о чрезмерном и необоснованном использовании слезоточивого газа и газовых патронов. Как в Украине, так и в Турции полиция неоднократно действовала против журналистов и медицинского персонала, которых очевидно можно было определить по их одежде.

Чрезмерное использование силы во время демонстраций и/или задержаний является, однако, лишь вершиной айсберга. Вне поля зрения общественности имеют место иные формы неправомерных действий со стороны полиции.

Речь идет об обращении с лицами, находящимися под арестом в полиции. В целом ряде европейских государств там имело место жестокое обращение, иногда приводившее к смерти, как это отражено в документах Комитета Совета Европы по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП). Такое обращение в основном происходит в форме пощечин, ударов кулаком и ногами, а также ударов, наносимых твердыми предметами (такими как бейсбольные биты) по разным частям тела. КПП отметил, что заявления о насилии со стороны полиции, как правило, связаны с плохим обращением во время допроса с целью получения признания или для того, чтобы добиться информации.

У меня вызывает особую обеспокоенность практика содержания под арестом в полиции в Испании, где заключение под стражу без какой-либо связи с внешним миром со стороны национальной гвардии является давней практикой, вызывающей проблемы, как уже отмечалось в моем докладе 2013 года по Испании, так как это приводит к серьезным нарушениям прав человека, установленным Европейским судом по правам человека и Комитетом ООН против пыток.

Еще одна серьезная форма неправомерных действий со стороны полиции – это насилие в отношении меньшинств, прежде всего цыган и мигрантов. Так, например, из Греции сообщается о регулярных угрозах и плохом обращении с мигрантами и цыганами на расовой почве со стороны сотрудников полиции и пограничников. Институционализированный расизм также играет важнейшую роль в этническом профилировании, а это приводит к тому, что меньшинства и мигранты подвергаются задержанию на улице и обыскам. В недавнем докладе по Франции правовая инициатива «Открытого общества” подчеркнула весьма негативное воздействие такой практики на «целые группы населения, ощущают, что, несмотря на все свои усилия, они всегда будут оставаться гражданами второго сорта”.

Необходимо искоренять безнаказанность

Европейские государства несут важнейшую обязанность бороться с безнаказанностью в отношении нарушений прав человека, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, для того чтобы жертвы имели доступ к правосудию, чтобы исключались дальнейшие неправомерные действия со стороны сотрудников правоохранительных органов и при этом укреплялось доверие общества и сотрудничество с правоохранительными органами.

Чрезвычайно важно, чтобы все утверждения о неправомерных действиях со стороны полиции становились предметом эффективного расследования, для того чтобы выявлять и наказывать ответственных за это лиц, как это требуется в соответствии с прочно установившейся правовой практикой Европейского суда по правам человека. Более того, необходимо предусматривать серьезные наказания в отношении лиц, совершивших тяжкие нарушения прав человека, в соответствии сРуководящими принципами Комитета министров об искоренении безнаказанности в связи с серьезными нарушениями прав человека.

К сожалению, многие расследования в отношении нарушений прав человека, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, являются неэффективными, поскольку зачастую действия своих коллег расследуют сотрудники этих же органов, и иногда существует «кодекс молчания” для защиты собственных коллег. Одним из решений этой проблемы может быть создание независимых механизмов жалоб на полицию, которые существуют в Соединенном Королевстве, Ирландии и Дании. Еще одна возможность – предоставить национальным омбудсменам полномочия по проведению расследований в отношении жалоб на правоохранительные органы.

Значительную долю ответственности несут и политические лидеры. Поскольку организация правоохранительных органов имеет иерархический характер, заявления и позиции политиков, прежде всего министров внутренних дел, редко игнорируются рядовыми сотрудниками. Поэтому общественному доверию к государственным институтам наносится чрезвычайно серьезный ущерб, когда в отношении сотрудников правоохранительных органов, осужденных в связи с неправомерными действиями, в том числе и жестоким обращением, выносится решение о помиловании или же они получают несоразмерное наказание. Политические руководители должны послать ясный сигнал о том, что ответственность за жестокое обращение распространяется не только на тех, кто это совершает, но и на любого человека, который знает или должен знать о том, что такое жестокое обращение имеет место, и при этом не предупреждает его или не сообщает о нем.

Укрепление гарантий и восстановление доверия

Государства должны разработать четкие руководящие принципы, касающиеся соразмерного использования силы со стороны полиции, в том числе использования слезоточивого газа, перцовых аэрозолей, водометов и огнестрельного оружия в условиях демонстраций, в соответствии с международными стандартами.

Помимо этого, следует принимать практические и не сложные меры, такие как обязанность сотрудников полиции, противодействующих уличным беспорядкам, иметь идентификационный номер, который был бы виден на расстоянии и был достаточно коротким, чтобы люди могли его запомнить и использовать для сообщений о злоупотреблениях.

Кроме того, при подборе, найме и продвижении сотрудников полиции особое внимание следует уделять сообщениям о неправомерных действиях в прошлом, проявлении расизма и способности людей выдерживать ситуации стресса. Набор сотрудников среди групп меньшинств также мог бы помочь снизить риск расово мотивированного насилия и содействовать тому, чтобы полиция в большей степени представляла многообразие общества. В этой связи принципиально важное значение имеют постоянная, систематическая подготовка в области прав человека, а также принятие и реализация Европейскогокодекса этики полиции от 2001 года.

Неправомерные действия полиции – это вопрос, вызывающий беспокойство уже давно, но эта проблема не является неизбежной. Эффективные средства по борьбе с этим явлением существуют и должны использоваться государствами. Это – основополагающее требование для восстановления доверия общества к государственной власти и для обеспечения прав человека и верховенства права.

Нилс Муйжниекс, комиссар Совета Европы по правам человека

26.06.2019

Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич

Свой пятилетний срок полномочий 59-летняя Мария Пейчинович-Бурич начнет исполнять с 18 сентября. Она станет второй в истории женщиной, занимающей пост генсека СЕ.

Новым генеральным секретарем Совета Европы (СЕ) избрана глава МИД Хорватии 59-летняя Мария Пейчинович-Бурич. Голосование прошло в Страсбурге в среду, 26 июня, на заседании Парламентской ассамблеи (ПАСЕ).

Свой пятилетний срок полномочий Пейчинович-Бурич начнет исполнять с 18 сентября, сменив на посту генсека СЕ норвежского дипломата Турбьёрна Ягланда. Она станет второй в истории женщиной, занимающей пост генсека, ее предшественницей была француженка Катрин Лалюмьер, возглавлявшая СЕ с 1989 по 1994 годы.

Ранее в тот же день ПАСЕ без всяких ограничений подтвердила полномочия российской делегации, лишенную права голоса в апреле 2014 года за аннексию Крыма. Одновременно с этим ассамблея призвала Россию освободить 24 украинских моряков, «захваченных в Керченском проливе на основании обвинений в «незаконном пересечении границы РФ», немедленно погасить финансовую задолженность в бюджет СЕ и приступить к сотрудничеству по расследованию авиакатастрофы рейса МН17.

Российские депутаты не принимали участия в работе ассамблеи с 2016 года в знак протеста против лишения права голоса. Летом 2017 года Москва прекратила платить взносы в бюджет Совета Европы, объясняя это тем, что делегация РФ не имеет полноценных прав в ПАСЕ. В понедельник, 24 июня, ПАСЕ приняла резолюцию, позволившую российской делегации вернуться в ассамблею. Однако ее полномочия были оспорены Грузией и Украиной из-за нарушения норм международного права и регламента.

Совет Европы — международная организация, призванная содействовать защите прав человека, законности и демократического развития. Она объединяет 47 стран и не входит в структуры Евросоюза.

Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве Интеграция в Европу

Из стран бывшего СССР полноправными членами Евросоюза на данный момент являются только страны Балтии: Латвия, Литва и Эстония присоединились к ЕС 1 мая 2004 года. Еще шесть стран участвуют в программе ЕС «Восточное партнерство»: три из них — Украина, Молдавия и Грузия — заключили соглашение об ассоциации с ЕС.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве Программа ЕС «Восточное партнерство»

В программе «Восточное партнерство», нацеленной на углубление связей республик бывшего СССР с Евросоюзом, в данный момент участвуют шесть постсоветских стран — Беларусь, Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан. Примечательно, что Беларусь и Армения одновременно являются и членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда также входят Россия, Казахстан и Киргизия.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве «Восточное партнерство» двух скоростей

В последнее время усилилось разделение стран «Восточного партнерства» на две группы. В первую входят Грузия, Молдавия и Украина, подписавшие договор об ассоциации с ЕС. Во вторую — Беларусь, Азербайджан и Армения, не заключившие такого соглашения. 1 мая вступит в силу договор о расширенном партнерстве между Арменией и ЕС, в рамках которого ЕС предоставит Еревану 175 млн евро на проведение реформ.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве Кому нужна виза в ЕС

Граждане стран Балтии, вступивших в ЕС в 2004 году, пользуются правом свободного передвижения и могут работать в любой стране Евросоюза наравне с гражданами того или иного государства ЕС. Обладатели украинского, молдавского или грузинского паспортов могут посещать страны Шенгенской зоны без виз. Гражданам же России, Беларуси, Армении и Азербайджана для этих целей по-прежнему требуется виза.

Евросоюз и НАТО на постсоветском пространстве Интеграция в НАТО

Из республик бывшего СССР полноправными членами Североатлантического альянса пока также являются только три страны Балтии. Украине и Грузии предоставлен статус «страны-аспиранта»: это означает, что государство официально выразило интерес к вступлению в НАТО и получило приглашение присоединиться к интенсивному диалогу по вопросам членства.

1 | 5 08:08 мин. Все сюжеты | 27.05.2019

Как живут на границе России и Европы: Нарва, Ивангород и «Дружба» между ними

Александр Дельфинов

Генсек совета Европы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *