Исполнение административных наказаний

Общие правила назначения административного наказания

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

2-1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2-2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

2-3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2-2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3-1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

3-2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3-3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3-2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

3-4. Внимание! Часть 3-4 вступит в силу 15 июля 2016 г. В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 настоящего Кодекса.

3-5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

74

Юридическая наука. 2015. № 1

ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ КАК СТАДИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

МИНАШКИН Г еннадий Г еннадьевич

Аннотация. В статье исследуются признаки, свойства и особенности стадии исполнения административных наказаний как стадии производства по делам об административных правонарушениях, определяется место данной стадии в административном процессе.

Ключевые слова: административное наказание, производство, постановление, исполнение, административный процесс.

Стадии принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, как и другим функциональным стадиям производства по делам об административных правонарушениях, присущи характерные признаки, свойства и особенности. Признаки характеризуют стадию принудительного исполнения как относительно самостоятельную, но неотъемлемую составную часть производства, неразрывно связанную с другими его стадиями. К таким признакам1 следует отнести: 1) наличие общих для всего производства и специальных, свойственных для данной стадии задач; 2) этапность; 3) совершение одно-мотивных действий, направленных на решение конкретных задач, в совокупности образующих специфическое направление деятельности (функцию); 4) ограниченный круг субъектов, реализующих эту деятельность; 5) оформление в актах (документах) принимаемых решений; 6) наступление процессуальных правоотношений, их специфика.

Автономный характер рассматриваемой стадии обусловлен ее специальными задачами и функциями, спецификой исполнительных процессуально-деликтных отношений и участников исполнительного производства, объемом их процессуальных полномочий и условиями исполнения административных наказаний1 2.

Наличие определенного круга субъектов исполнения постановления также служит характерным признаком самостоятельности стадии производства. Субъектами таких действий могут быть судебные приставы-исполнители, должностные лица специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, которые работают только на рассматриваемой заключительной стадии.

Кроме того, между субъектом исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и правонарушителем складывается специфическое общественное отношение, присущее только данному виду деятельности — исполнительному процессуальноделиктному отношению, которое представляет разновидность процессуально-деликтного отношения и, в свою очередь, административнопроцессуального отношения как явления более общего порядка3.

Рассматриваемая стадия обладает определенной самостоятельностью и особенностями по сравнению с другими, так как характеризуется наступлением процессуальных последствий и документальным оформлением принимаемых постановлений и решений. Процессуальные последствия стадии исполнения выражаются прежде всего в том, что субъект ответственности претерпевает материальные, иму-

1 Парыгин Н.П. Исполнение постановлений об административных взысканиях : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1991. С. 11.

2 См.: Там же. С. 25.

Административное право, административный процесс

щественные, моральные, физические правоограничения. При этом достигаются цели общей и частной превенции.

Типичным для стадии исполнения является оформление специальными документами отсрочки, рассрочки, приостановления, прекращения, окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Решение об отсрочке исполнения выносят судья, орган, должностное лицо в форме определения. При прекращении исполнения решение о назначении административного наказания оформляется в виде постановления.

Установлен процессуальный порядок и срок доведения решения до физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшего при решении вопросов об отсрочке, рассрочке, приостановлении и о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей.

Изложенное подтверждает правильность выводов ученых о том, что стадия принудительного исполнения является неотъемлемой составной частью производства по делам об административных правонарушениях, но по сравнению с другими стадиями производства обладает наибольшей автономностью и специфичностью4. Деятельность по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях можно рассматривать двояко. С одной стороны, это действия в рамках стадии, определенной фазы развития производства по делам об административных правонарушениях, а с другой — правовая форма (особая юридическая конструкция), отражающая нормативно установленный порядок проведения указанной деятельности, исполнительное производство.

Исследуя деятельность по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, уместно заметить, что она состоит как из процессуальных действий, так и действий материально-технического характера, дополняющих друг друга. В совокупности все действия направлены на достижение одного правового результата — обязанность гражданина или

юридического лица претерпеть назначенное административное наказание.

Сущностью исполнения является практическая реализация административного наказания, назначенного лицу, совершившему административное правонарушение5.

Индивидуальные дела, разрешаемые в ходе административного процесса, разнообразны и специфичны. Сам процесс имеет сложную структуру. Единая административно-процессуальная форма не может удовлетворить потребности и правотворчества, и юрисдикции, и других видов деятельности. Точка зрения, представленная в работах В.Д. Сорокина6, А.Л. Корнеева7 и других, имеет своей целью доказать, что административный процесс не может замыкаться в юрисдикционных рамках, а представляет собой явление более широкого плана. Поэтому Д.Н. Бахрах в структуру административного процесса включает административно-правотворческий процесс (принятие уполномоченными субъектами нормативных административных актов); административно-правонадели-тельный, или оперативно-распорядительный, процесс (принятие и исполнение оперативнораспорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов); административно-юрисдикционный процесс (разрешение споров между различными субъектами, а также применение мер административного и дисциплинарного принуждения)8. Ю.М. Козлов разделил формы деятельности в административном процессе на две группы: административно-юрисдикционная деятельность (осуществление функций правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании); административнопроцедурная деятельность (распорядительные действия по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией, реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и прочих функций и полномочий).

6 См.: Сорокин В.Д. Советское административно-

процессуальное право. Л., 1976. С. 21.

7 См.: Корнеев А.Л. Административное право России : учебник для вузов. М., 1996. С. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник для вузов. М. : Норма, 2001. С. 306.

Юридическая наука. 2015. № 1

Видовое разнообразие административных производств Ю.М. Козлов тоже сводил к двум обобщенным группам: юрисдикционное производство и процедурное производство9. Возникает вопрос: к какому виду административного процесса следует отнести деятельность по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях?

Д.Н. Бахрах считает исполнение принятого по делу об административном правонарушении постановления административно-юрисдикционной деятельностью. По мнению М.Я. Масленникова, административный процесс включает в себя управленческие производства и административно-юрисдикционный процесс, а исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях является заключительной стадией административно-юрисдикционного производства10 11. Такой же подход к исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях содержится в исследовании других авторов11.

Позиция тех ученых, которые относят исполнение постановления по делу об административном правонарушении к заключительной стадии административно-юрисдикционного производства, понятна12. И хотя Л.Л. Попов и А.П. Шергин называют указанную деятельность вспомогательной по отношению к административной юрисдикции, от организации и осуществления которой зависит эффективность юридических санкций13, их точка зрения практически не отличается от других, так как

невозможно в теории административного права рассматривать взаимообусловленные правовые институты как работающие и применяемые в отдельности. И в целом административноюрисдикционную деятельность трудно представить без стадии исполнения наказания уполномо-

ченными на то компетентными органами .

Следовательно, место принудительного исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в административном процессе можно представить следующим образом: административный процесс в целом — административно-юрисдикционный процесс — производство по делам об административных правонарушениях — исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях — принудительное исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, исполнение постановления по делам об административных правонарушениях следует понимать как действия уполномоченных на то государственных органов, учреждений (их должностных лиц) по обращению вступившего в законную силу постановления к исполнению, разрешению вопросов, связанных непосредственно с исполнением, окончанию производства по исполнению постановления, а также действия правонарушителя, совершаемые в соответствии с предписаниями постановления органа на заключительной стадии административно-юрисдикционного производства.

Библиографический список

1. Административно-процессуальное право : курс лекций / под. ред. И.Ш. Килясханова. -М. : Юнити-Дана, 2004.

2. Андреев, Е.М. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел / Е.М. Андреев . — М., 1990.

10 Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: понятие и соотношение с иными видами процессуально-правовой деятельности // Государство и право. 2001. № 2. С. 19, 163.

11 Комлев С.В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11, 27.

13 См.; Андреев Е.М. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел / Е.М. Андреев . М., 1990. С. 165.

Административное право, административный процесс

3. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учебник для вузов. — М. : Норма, 2001.

4. Бенедик, И.В. Стадии в юридическом процессе: общетеоретические исследования : автореф. дис … канд. юрид. наук. — Харьков, 1986.

6. Комлев, С.В. Административно-юрисдикционный процесс : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.

7. Корнеев, А.Л. Административное право России : учебник для вузов. — М., 1996.

9. Парыгин, Н.П. Исполнение постановлений об административных взысканиях : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Свердловск, 1991.

10. Семенистый, А.В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право. — Л., 1976.

13. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право. — СПб. : Пресс, 2004.

Глава 32. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Статья 32.1. Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения
Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа
Статья 32.3. Утратила силу. — Федеральный закон от 09.11.2009 N 249-ФЗ.
Статья 32.4. Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения
Статья 32.5. Органы, исполняющие постановления о лишении специального права
Статья 32.6. Порядок исполнения постановления о лишении специального права
Статья 32.7. Исчисление срока лишения специального права
Статья 32.8. Исполнение постановления об административном аресте
Статья 32.9. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
Статья 32.10. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
Статья 32.11. Исполнение постановления о дисквалификации
Статья 32.12. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности
Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ
Статья 32.14. Исполнение постановления об административном запрете на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

Исполнение административных наказаний

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *