Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Дети могут остаться без попечения родителей по самым разным причинам. К объективными причинами можно отнести смерть родителей, их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, признание родителей недееспособными, ограничение или лишение родителей родительских прав. Субъективными причинами оставления детей без попечения родителей могут быть: пребывание родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинской организации и т.п.) либо нежелание выполнять свой родительский долг. При этом такое нежелание может быть как беспричинным, так и может быть связано с определенными обстоятельствами, например, созданием новой семьи.

Российское государство и общество всегда уделяли большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей .

Наиболее тяжелой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из организации, где он находится (больницы, где ребенок находился на лечении, воспитательной организации, организации социальной защиты населения либо другой аналогичной организации, куда он был помещен родителями на время). Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать тяжело больна, а отец находится в местах лишения свободы; мать лишена родительских прав – отец создал новую семью и уехал и т.п.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является задачей органов опеки и попечительства, в обязанности которых входит: выявление детей, оставшихся без попечения родителей и их учет; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования .

Сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, руководители дошкольных организаций, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Эта обязанность в законе не закреплена, но ее следует воспринимать как должное поведение в интересах защиты прав ребенка.

В ст. 122 СК РФ закреплено правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение 3 дней провести первичное обследование. Цель такого обследования — проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявление его родственников, которые могли бы обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть помещен в воспитательную, лечебную организацию, организацию социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно необходимо принять меры по охране его имущества.

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

В том случае, если невозможно устроить ребенка в семью по месту его фактического нахождения, сведения о нем в течение месяца направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет (в государственный банк данных).

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений о детях, оставшихся без родительского попечения, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (п. 1 ст. 122 СК РФ).

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, является функцией Министерства образования и науки РФ. Основной целью учета является осуществление содействия в устройстве каждого ребенка в семью на территории нашей страны .

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, закреплен в ФЗ от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о государственном банке данных), а также в Приказе Минобразования России от 28.06.2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

1) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

2) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

3) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (ст.3 Закона о государственном банке данных являются).

Основаниями прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются:

1) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

2) возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

3) достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

4) смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей (ст.9 Закона о государственном банке данных).

Обязательными условиями получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях являются подача в письменной форме заявления гражданином, который желает взять ребенка на воспитание в свою семью, с просьбой предоставить ему соответствующую информацию и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации. Данная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется для ознакомления в письменной форме лично гражданину.

При выборе ребенка гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается направление в организацию, в которой находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В российском законодательстве предусмотрены следующие формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Законодательство субъектов РФ может предусматривать иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, например, патронатная семья. К сожалению, практика показывает, что предусмотренная законом возможность установления в законодательстве субъектов РФ иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда положительно реализуется региональным законодателем. При этом региональный институт «патроната» в большинстве случаев подменяет институт «приемной семьи» с уменьшением объема предусмотренных федеральным законом компенсаций и льгот .

Таким образом, сегодня в Российской Федерации органами власти всех уровней, общественными организациями, а также при непосредственном участии самих граждан реализуется беспрецедентный комплекс мер, направленных на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Вместе с тем позитивная динамика семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается и рядом проблем. К ним относятся такие как отказ от детей и возвращение их в детские дома, физическое, сексуальное и психологическое насилие над приемными детьми, неисполнение родительских обязанностей.

В большинстве случаев причинами невыполнения усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями своих обязанностей, жестокого обращения с детьми являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к решению проблем воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

В связи с этим важным аспектом деятельности по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение надлежащей подготовки потенциальных замещающих родителей.

В целях защиты детей от жестокого обращения в замещающих семьях, профилактики возвратов детей в интернатные учреждения с 1 сентября 2012 года введена обязательная подготовка кандидатов в замещающие родители. Кроме того, активно развиваются разнообразные формы пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации.

Но самое главное, на наш взгляд, для эффективной работы предусмотренных законом возможностей для обеспечения каждому ребенку семьи является постоянный контроль за деятельностью органов, ответственных за устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствование законодательства, регулирующего данный процесс.

Список литературы:

  1. Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // СПС «Консультант плюс: комментарии законодательства, поиск по названию
  2. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. — М. Гроссмедиа. Росбух. — 2008. / СПС «Консультант плюс»: комментарии законодательства, поиск по названию.
  3. Михеева Л. Правовое регулирование патронатного воспитания детей // Российская юстиция. — 2003. — №7. — С. 39 — 41.
  4. Ювенальное право / под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. — М.: ЗАО «Юстицинформ». — 2005. – 320 с.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 1 статьи 123 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

ГАРАНТ:

См. Примерное положение о центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей, направленное письмом Минобрнауки России от 1 марта 2011 г. N 06-370

См. Правила организации детского дома семейного типа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195

Абзац второй утратил силу.

См. текст абзаца второго пункта 1 статьи 123

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Современные проблемы развития семейных форм устройства детей

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Семейным Кодексом введены следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: — усыновление; — опека; — приемная семья; — учреждение для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Кроме форм, закрепленных Семейным кодексом, существуют и другие: патронатное устройство, семейные детские дома, детские деревни (SOS — Киндердорф). В деле профилактики социального сиротства неоценимую помощь оказывают учреждения помощи семье и временного размещения детей, которые не могут оставаться в семье.

С 1994 года в ряде Российских регионов (всего – в 39 регионах) проводится работа по развитию новой (забытой) формы устройства детей в семью на патронатное воспитание.

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, о которой мы только что рассказали.

Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.

Этим обуславливается то, что это самая «гибкая” форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет).

Впервые появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).

Практикуется краткосрочное размещение на период каникул или на выходные ребенка – инвалида ( это даст передышку родителям ребенка и позволит сохранить ребенка в семье и не допустить его помещение в интернат).

Ребенок помещается в семью и «навсегда”, т.е. до 18-летия, если требуется сопровождение и помощь в воспитании этого ребенка (зачастую это помощь требуется всегда). Например, в г. Москве на «долгосрочном патронате» находится сейчас до 90% всех детей, помещенных в патронатные семьи.

Распространение формы патронатного воспитания проводится Министерством образования РФ. Однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов РФ.

История начала работы по патронату в 1994 году связана с тем, что к этому времени стало очевидным, что интернатная форма защиты прав детей исчерпала себя. Меняющееся Российское законодательство и социально- экономические реформы не затронули органы опеки и попечительства. Государственная функция – госопеки — была возложена на органы местного самоуправления. Огромный функционал не был обеспечен финансово. Прямым следствием этого явилась невозможность для этих органов профессионально исполнять свои функции как по сохранению детей в семьях родителей, так и по их устройству в семьи. Вместо развития форм семейного устройства, возникший вал беспризорности побудил фактически удвоить число учреждений для содержания детей – было построено столько же новых приютов и центров для временного пребывания детей, сколько было уже детских домов.

Причиной того, что формы семейного устройства широко не развивались было отсутствие профессиональных служб по устройству детей в семьи, которые должны находиться в органах опеки.

Другой причиной явилось отсутствие единого «ведения дела» ребенка, находящегося в кризисной ситуации или оставшегося без семьи. Единый процесс защиты его прав расщепился на множество фрагментарных видов помощи, осуществляемых в рамках различных не связанных между собой учреждений и ведомств. Орган опеки перестал играть центральную роль в планировании попечения. КДН так и не смогли эту роль освоить, т.к. фактически не обладали правами для принятия решений, эти права находятся у органов опеки.

Третья причина – устаревшие концепции и виды форм семейного устройства детей.

Научные исследования и общемировая практика доказали, что помещение ребенка в семью будет успешным только, если :

— ребенок подготовлен к такому помещению;

— семья подготовлена к приему и воспитанию такого ребенка;

— после устройства и ребенку, и семье оказывается необходимая помощь с целью предотвращения возвратов детей.

Т.е. как в любом деле, требуется профессионально организованная работа по устройству детей в семью и выстроенные отношения с семьей, предполагающие активное взаимодействие с ней, на основе закона, с наличием прав и обязанностей у взаимодействующих сторон.

Такими правоотношениями не обладали ни одна из имевшихся форм семейного устройства.

Данный исторический очерк показывает, что как в Российской истории (военных лет), так и за рубежом такая форма существовала и завоевала ведущую позицию именно из-за того, что обеспечивала результат. А именно – нормальное стабильное развитие ребенка. Это была форма патроната (в России) и фостерного воспитания (за рубежом).

Начиная с 1992г. Минобразование совместно с Центром «Наша Семья» и английскими коллегами из ряда как благотворительных, так и государственных организаций, с участием ЮНИСЕФ, исследовали эффективность патроната (фостеринга) и начали работу по созданию профессиональных служб по семейному устройству детей на патронатное воспитание.

Из-за недостатка бюджетных средств было решено перепрофилировать детские дома в систему таких профессиональных служб, с использованием уже выделяемых на их работу ресурсов, а не создавать новые учреждения. Это было и не возможно сделать без внесения патронатного воспитания с федеральное законодательство и принятия соответствующих типовых положений о патронатном учреждении.

Первым таким проектом стал детский дом № 19 г. Москвы, открытым как учреждение по патронату в 1994г. Следом в работу включились экспериментальные учреждения в Калинградской, Владимирской и Пермской областях, Башкирии, Новгородской области и Карелии. К настоящему времени патронатное воспитание регулируется 39 региональными законами и еще в 6 областях работа осуществляется в экспериментальном режиме, либо на основе решений региональных властей.

Патронатное воспитание начиналось как форма воспитания ребенка в детском доме (в соответствии с законом РФ «Об образовании» директор выбирал форму воспитательного процесса так, чтобы ребенок воспитывался в семье воспитателя). Однако, по сути, возникающие отношения характеризовались передачей части законного представительства такой семье. Поэтому, начиная с 1998 г. в законы субъектов РФ патронатное воспитание вошло уже как форма семейного устройства детей, основанная на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между патронатным воспитателем и учреждением. Само учреждение, в соответствии с этими законами, заключало договор о муниципальном заказе с органом опеки и попечительства и становилось уполномоченным учреждением этого органа, т.е. выполняло ряд работ по опеке и попечительству – по устройству ребенка на патронатное воспитание и по дальнейшему профессиональному сопровождению такой семьи.

Необходимо отметить, что аналогичные процессы проистекали и в учреждениях по линии Минсоцзащиты. В приютах стали создаваться семейные воспитательные группы, предполагающие передачу детей в семьи воспитателей приюта.

Такая работа регулировалась Постановлением правительства РФ и данная форма семейного воспитания не считалась де- юре устройством ребенка в семью, а лишь формой воспитания в приюте.

Очевидно сходство подходов и происходящих процессов. СВГ имеет ограничение на контингент обслуживаемых детей – в такие семьи создавались только на время до установления ребенку юридического статуса и требовали дальнейшего переоформления в опеку, усыновление, приемную семью. Как известно, любое изменение правоотношений является не простым делом для семьи и ребенка, разрывом стабильности, в этом – ограничение данной формы.

Настало время, видимо, внести определенную ясность в сложившуюся ситуацию и объединить патронатное воспитании и СВГ в одну форму устройства ребенка в семью, называемую, условно, профессиональной патронатной семьей.

Определить, что на такую форму устройства может быть передан любой ребенок – любого возраста, с любым юридическим статусом и с любыми проблемами здоровья, — на тот срок, который необходим для этого ребенка.

В данном объединении может теоретически участвовать и приемная семья, т.к. природа возникающих в ней отношений требует уточнения. По – сути, необходимость заключения договора для установления этих отношений, предполагает права и обязанности сторон, которые в (права органа опеки и попечительства в частности) настоящее время не определены.

Согласно ст. 20 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для Российской Федерации 15.09.1990, ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства обеспечивают замену ухода за таким ребенком, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление либо помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены обязательно должны учитываться этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык ребенка.

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии этой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка следует учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, культуре, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Таким образом, на федеральном уровне этот перечень носит исчерпывающий характер, однако на уровне субъектов Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

При выборе формы для защиты интересов конкретного ребенка необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского попечения, состояние физического и духовного развития ребенка, наличие лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

Пока не избрана форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на органы опеки и попечительства. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Законодательство установлены следующие формы устройства детей:

1) усыновление (удочерение) — является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Усыновление производится только судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

В Семейном кодексе РФ подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

2) опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Устройство ребенка под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки (попечительства) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

К опекунам предъявляются определенные требования: опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительства).

Опекун или попечитель могут быть назначены только с их согласия. При этом должны учитываться их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3) приемная семья — это особый вид опеки или попечительства над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Помимо норм Семейного кодекса РФ деятельность приемных семей регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).

Правовой статус приемной семьи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации, в частности Законом Республики Коми от 24.11.2008 № 139-РЗ «О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью».

4) патронатная семья — форма семейного устройства детей. Патронатное воспитание пока что не вошло в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. На территории республики нормативный правовой акт о патронатном воспитании не принят.

5) устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 558 установлены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возврат к списку

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей». Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3. Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей». Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются. Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях). Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего. Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы. Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:

Схема N 1

Формы устройства

/ \

/ \

Формы Формы

«индивидуального» «неиндивидуального»

устройства устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют. Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:

Схема N 2

Формы устройства

/ \

/ \

Формы Формы

временного постоянного

устройства устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:

Схема N 3

Формы устройства детей

/ \

/ \

Формы «индивидуального» Формы «неиндивидуального»

устройства устройства

/ \ (пребывание ребенка в

/ \ специальной организации)

Усыновление Опека и

детей попечительство

над детьми

/ \

/ \

«Классическая» Возмездная

(безвозмездная)

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ. Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *