Закон бесплатная юридическая помощь

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 16 декабря 2016 года № 201

О гарантированной государством юридической помощи

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с оказанием лицам, указанным в настоящем Законе, консультационно-правовой и квалифицированной юридической помощи в рамках гарантированной государством юридической помощи и устанавливает правовые основы организации и функционирования системы гарантированной государством юридической помощи в Кыргызской Республике.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство о гарантированной государством юридической помощи

Законодательство о гарантированной государством юридической помощи основывается на Конституции Кыргызской Республики, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Статья 2. Действие настоящего Закона в отношении лиц

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Кыргызской Республики, а также на иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, нуждающихся в получении гарантированной государством юридической помощи в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 3. Государственная политика в сфере гарантированной государством юридической помощи

1. Кыргызская Республика гарантирует равный доступ к юридической помощи всем лицам в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

2. Государственная политика в сфере гарантированной государством юридической помощи обеспечивается совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных, контрольных и иных мер, осуществляемых в целях реализации гарантии прав граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на получение гарантированной государством юридической помощи.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) гарантированная государством юридическая помощь (ГГЮП) — консультационно-правовая и квалифицированная юридическая помощь, предоставляемая физическим лицам в соответствии с настоящим Законом;

2) консультационно-правовая помощь — информирование о правовой системе Кыргызской Республики, правах и обязанностях субъектов права, способах реализации и пользования правами в судебном и внесудебном порядке; консультирование по правовым вопросам; помощь в составлении документов правового характера; иные формы помощи, не подпадающие под определение квалифицированной юридической помощи;

3) квалифицированная юридическая помощь — профессиональная деятельность адвоката по представительству и/или защите законных прав и интересов лиц по гражданским, административным и уголовным делам на всех стадиях гражданского, административного и уголовного судопроизводства за счет государства;

4) заявитель — лицо, обратившееся с ходатайством о предоставлении гарантированной государством юридической помощи в своих интересах или в интересах других лиц;

5) получатель — физическое лицо, которому предоставляется гарантированная государством юридическая помощь в порядке, установленном настоящим Законом;

6) система гарантированной государством юридической помощи — организация предоставления и оказания гарантированной государством юридической помощи государственными органами, Адвокатурой Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, другими организациями и лицами в соответствии с настоящим Законом.

Порядок их взаимодействия определяется Правительством Кыргызской Республики;

7) уполномоченный орган — государственный орган, наделенный Правительством Кыргызской Республики полномочиями по реализации государственной политики в сфере гарантированной государством юридической помощи;

8) центр по координации гарантированной государством юридической помощи при уполномоченном органе — специализированное учреждение по предоставлению гарантированной государством юридической помощи;

9) координатор — должностное лицо уполномоченного органа, обеспечивающее взаимодействие между заявителем и адвокатом с целью предоставления квалифицированной юридической помощи.

Статья 5. Принципы гарантированной государством юридической помощи

Принципами гарантированной государством юридической помощи являются:

1) законность;

2) защита прав, свобод и охраняемых законом интересов физических лиц, нуждающихся в гарантированной государством юридической помощи;

3) доступность и качество гарантированной государством юридической помощи;

4) конфиденциальность при оказании гарантированной государством юридической помощи;

5) эффективность государственного контроля за качеством оказания юридической помощи и соблюдения требований законодательства и норм профессиональной этики.

Статья 6. Виды гарантированной государством юридической помощи

1. Гарантированная государством юридическая помощь предоставляется в форме консультационно-правовой помощи и квалифицированной юридической помощи.

2. Консультационно-правовая помощь предоставляется в виде:

1) правовой информации;

2) дачи консультаций и разъяснений по правовым вопросам;

3) составления заявлений, жалоб и других документов правового характера (кроме документов процессуального характера);

4) оказания помощи в обеспечении доступа лица к квалифицированной юридической помощи;

5) иных форм правовой помощи.

3. Квалифицированная юридическая помощь предоставляется в сфере гражданского, административного и уголовного судопроизводства в виде:

1) правовой информации;

2) дачи консультаций и разъяснений по правовым вопросам;

3) составления заявлений, жалоб, документов процессуального характера и других документов правового характера;

4) представительства и/или защиты по гражданским, административным и уголовным делам на всех стадиях гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Глава 2. Лица, имеющие право на получение гарантированной государством юридической помощи

Статья 7. Лица, имеющие право на получение консультационно-правовой помощи

Правом на получение консультационно-правовой помощи обладают все граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Статья 8. Лица, имеющие право на получение квалифицированной юридической помощи

1. Право на получение квалифицированной юридической помощи в сфере гражданского, административного и уголовного судопроизводства предоставляется истцам, ответчикам, подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным, оправданным, потерпевшим, несовершеннолетним свидетелям, годовой доход которых не превышает 60-кратного размера минимальной заработной платы, ежегодно устанавливаемого законом о республиканском бюджете, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Без учета годового дохода, указанного в части 1 настоящей статьи, квалифицированная юридическая помощь предоставляется:

1) лицам в случаях задержания;

2) подозреваемым, обвиняемым, подсудимым в совершении особо тяжких преступлений;

3) лицам с I и II группой инвалидности;

4) лицам, страдающим психическими заболеваниями;

5) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;

6) несовершеннолетним — в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) — в интересах детей;

7) одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних ребенка/детей;

8) лицам, воспитывающим несовершеннолетних ребенка/детей без матери, — по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей;

9) военнослужащим срочной службы;

10) престарелым, проживающим в государственных домах-интернатах;

11) в иных случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 9. Права и обязанности заявителя

1. Заявитель имеет право:

1) обратиться за предоставлением гарантированной государством юридической помощи в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

2) получить полную информацию о своих правах и обязанностях, а также о порядке и условиях предоставления гарантированной государством юридической помощи в письменной или устной форме;

3) получить письменное решение об удовлетворении либо отказе в предоставлении гарантированной государством юридической помощи;

4) на конфиденциальность при оказании гарантированной государством юридической помощи;

5) обжаловать отказ в принятии заявления и в предоставлении гарантированной государством юридической помощи в уполномоченный орган или суд.

2. Заявитель обязан:

1) своевременно предоставлять достоверную и необходимую информацию, являющуюся основанием для принятия решения о предоставлении гарантированной государством юридической помощи;

2) своевременно предоставлять информацию о наличии адвоката по гражданскому, административному и/или уголовному делу, в связи с которым подается заявление.

Статья 10. Права и обязанности получателя

1. Получатель имеет право:

1) получить своевременную гарантированную государством юридическую помощь;

2) обжаловать действия (бездействие) лиц, ответственных за предоставление и оказание гарантированной государством юридической помощи в установленном законом порядке;

3) отказаться от получения гарантированной государством юридической помощи;

4) на конфиденциальность при оказании гарантированной государством юридической помощи.

2. Получатель обязан:

1) своевременно извещать об изменении обстоятельств, влияющих на условия предоставления гарантированной государством юридической помощи;

2) своевременно предоставлять достоверную и необходимую информацию, на основе которой оказывается гарантированная государством юридическая помощь;

3) возместить расходы в случае установления недостоверности предоставленных сведений о материальном и социальном положении в соответствии с настоящим Законом.

Глава 3. Предоставление гарантированной государством юридической помощи

Статья 11. Субъекты, предоставляющие и оказывающие гарантированную государством юридическую помощь

1. Консультационно-правовая помощь предоставляется:

1) соответствующими должностными лицами государственных органов (законодательного органа, органов исполнительной и судебной власти), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений;

2) помощниками адвокатов, коммерческими и некоммерческими организациями, юридическими клиниками и физическими лицами.

2. Квалифицированная юридическая помощь оказывается адвокатами, включенными в Государственный реестр адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи, ведение которого осуществляет уполномоченный орган, и заключившими договор с уполномоченным органом.

Договор должен содержать стандарты качества оказания гарантированной государством юридической помощи. Его форма разрабатывается Советом адвокатов.

Статья 12. Порядок предоставления консультационно-правовой помощи

1. Должностными лицами государственных органов (законодательного органа, органов исполнительной и судебной власти), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений предоставляется консультационно-правовая помощь в виде правового консультирования и разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, и в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан.

2. Помощниками адвокатов, коммерческими и некоммерческими организациями, юридическими клиниками и физическими лицами предоставляются все виды консультационно-правовой помощи, предусмотренные настоящим Законом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Адвокатура Кыргызской Республики может заключать соглашение об оказании консультационно-правовой помощи населению с органами местного самоуправления.

Статья 13. Порядок оказания квалифицированной юридической помощи

1. Адвокаты, как субъекты оказания гарантированной государством юридической помощи, оказывают иностранным лицам, лицам без гражданства и беженцам квалифицированную юридическую помощь в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи обеспечивается территориальными адвокатурами областей, городов Бишкек и Ош, взаимодействующими с Центром по координации гарантированной государством юридической помощи.

Оказание гарантированной государством юридической помощи адвокатами в сельских населенных пунктах обеспечивается соответствующими территориальными адвокатурами областей во взаимодействии с территориальными подразделениями Центра по координации гарантированной государством юридической помощи.

Положение о критериях отбора адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, разрабатывается и утверждается решением Совета адвокатов.

3. Территориальные адвокатуры областей, городов Бишкек и Ош ежегодно направляют в территориальные подразделения Центра по координации гарантированной государством юридической помощи списки адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи.

Списки адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, размещаются на официальных интернет-сайтах уполномоченного органа и Адвокатуры Кыргызской Республики.

4. Уполномоченный орган ежегодно заключает с адвокатами договор об оказании квалифицированной юридической помощи.

Статья 14. Права и обязанности адвоката, участвующего в оказании гарантированной государством юридической помощи

1. Адвокат имеет право:

1) получать информацию о решениях, принимаемых уполномоченным органом и профессиональной организацией адвокатов в системе гарантированной государством юридической помощи;

2) получать оплату из государственного бюджета за оказанную квалифицированную юридическую помощь;

3) обращаться с заявлениями и жалобами в уполномоченный орган и суд;

4) и иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Адвокат обязан:

1) своевременно оказывать квалифицированную юридическую помощь;

2) соблюдать стандарты качества оказания квалифицированной юридической помощи;

3) соблюдать конфиденциальность;

4) предоставлять заявителю и получателю полную информацию об их правах и обязанностях, условиях и порядке получения квалифицированной юридической помощи;

5) вести регистр оказываемых услуг квалифицированной юридической помощи.

Статья 15. Регистр оказываемых адвокатом услуг квалифицированной юридической помощи в системе гарантированной государством юридической помощи

1. Адвокат, предоставляющий квалифицированную юридическую помощь, обязан хранить письменные доказательства всех действий, выполненных на основании или в связи с переданным ему делом.

2. Адвокат обязан вести регистр оказываемых услуг квалифицированной юридической помощи (далее — регистр), в который вносятся персональные данные лица, обратившегося за юридической помощью, проведенные процессуальные действия с указанием числа, места, сторон, другой необходимой информации, количества часов, затраченных на выполнение действий, и другие важные указания. Адвокат обязан вносить в регистр все действия не позднее 3 рабочих дней со дня их выполнения.

3. Порядок, форма регистра и срок хранения информации разрабатываются совместно с Советом адвокатов и утверждаются уполномоченным органом.

4. Ежегодно или по запросу уполномоченного органа адвокаты представляют информацию об оказанных услугах квалифицированной юридической помощи.

Статья 16. Меры воздействия, применяемые к адвокату

При нарушении адвокатом требований настоящего Закона уполномоченным органом применяются следующие меры воздействия:

1) временное отстранение адвоката от оказания квалифицированной юридической помощи;

2) расторжение договора об оказании квалифицированной юридической помощи;

3) иные меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Основания для приостановления договора об оказании квалифицированной юридической помощи и исключения адвоката из Государственного реестра адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи в системе гарантированной государством юридической помощи

1. Действие договора об оказании квалифицированной юридической помощи может быть приостановлено уполномоченным органом в случаях:

1) подачи заявления адвокатом;

2) наличия досудебного производства в отношении адвоката.

2. Адвокат исключается из Государственного реестра адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи уполномоченным органом в следующих случаях:

1) подачи заявления адвокатом;

2) расторжения договора об оказании квалифицированной юридической помощи;

3) лишения адвоката права заниматься адвокатской деятельностью;

4) смерти адвоката.

3. Решение об исключении из Государственного реестра адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи может быть обжаловано адвокатом в судебном порядке.

Глава 4. Управление гарантированной государством юридической помощью и ее координация

Статья 18. Органы, участвующие в управлении гарантированной государством юридической помощью

Органами, участвующими в управлении гарантированной государством юридической помощью, являются:

1) уполномоченный орган;

2) Совет адвокатов.

Статья 19. Государственный реестр адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи в системе гарантированной государством юридической помощи

1. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр адвокатов, которые вправе оказывать квалифицированную юридическую помощь.

2. Государственный реестр адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи составляется в бумажной и электронной формах и размещается на официальном сайте уполномоченного органа.

3. Для включения в Государственный реестр по оказанию квалифицированной юридической помощи адвокат подает заявление в уполномоченный орган.

Статья 20. Координация гарантированной государством юридической помощи

1. Правительство Кыргызской Республики создает Центр по координации гарантированной государством юридической помощи и определяет его правовой статус, порядок осуществления им деятельности с учетом рекомендаций Совета адвокатов.

2. Координаторы Центра по координации гарантированной государством юридической помощи обеспечивают взаимодействие между заявителями и адвокатами, оказывающими эту помощь.

3. В функции координатора Центра по координации гарантированной государством юридической помощи входят:

1) рассмотрение заявлений о гарантированной государством юридической помощи;

2) назначение адвокатов для оказания юридической помощи;

3) сбор информации для подтверждения уровня дохода заявителя;

4) вынесение мотивированного решения о предоставлении, отказе и прекращении юридической помощи;

5) составление и ведение графика дежурств адвокатов на местах;

6) мониторинг деятельности адвокатов по оказанию гарантированной государством юридической помощи в установленном порядке;

7) другие функции в соответствии с настоящим Законом.

Статья 21. Участие Адвокатуры Кыргызской Республики в системе предоставления квалифицированной юридической помощи

1. Адвокатура Кыргызской Республики участвует в системе предоставления квалифицированной юридической помощи путем:

1) разработки формы договора об оказании квалифицированной юридической помощи;

2) разработки и утверждения положения о критериях отбора адвокатов, участвующих в системе гарантированной государством юридической помощи;

3) разработки и утверждения стандартов качества и оценки работы адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь;

4) разработки тарифов и условий оплаты труда адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь;

5) разработки совместно с уполномоченным органом порядка и формы ведения регистра услуг адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, и срока хранения информации;

6) мониторинга деятельности адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь;

7) взаимодействия территориальных адвокатур с Центром по координации гарантированной государством юридической помощи и его территориальными подразделениями;

8) выполнения других функций в соответствии с настоящим Законом и законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности.

2. По представлению уполномоченного органа Адвокатура Кыргызской Республики рассматривает заявления и жалобы о нарушении адвокатами правил профессиональной этики.

Глава 5. Порядок предоставления и финансирования гарантированной государством юридической помощи

Статья 22. Порядок предоставления квалифицированной юридической помощи

1. Заявление на получение квалифицированной юридической помощи подается по форме, установленной уполномоченным органом.

2. Назначение адвоката осуществляется координатором незамедлительно с момента получения соответствующего заявления.

3. Задержанному по подозрению в совершении преступления адвокат обеспечивается с момента фактического задержания органом уголовного преследования.

4. Адвокат назначается из Государственного реестра адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи в соответствии с графиком дежурства адвокатов, составляемым координатором.

Статья 23. Порядок подтверждения права лица на получение квалифицированной юридической помощи

1. Перечень документов, подтверждающих право лица на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

2. В отношении лиц, указанных в статье 8 настоящего Закона, координатор не позднее 3 дней с момента назначения адвоката направляет запросы в органы социального фонда, налоговые органы, другие организации и учреждения для подтверждения уровня дохода заявителя и/или получателя.

3. Запрашиваемая информация предоставляется координатору в течение 10 рабочих дней на безвозмездной основе. В случае непредоставления и/или несвоевременного предоставления запрашиваемой информации должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Основания для отказа в предоставлении квалифицированной юридической помощи

1. В предоставлении квалифицированной юридической помощи отказывается, если:

1) годовой доход лица превышает 60-кратный размер минимальной заработной платы, ежегодно устанавливаемый законом о республиканском бюджете;

2) лицом предоставлена недостоверная информация, на основе которой оказывалась квалифицированная юридическая помощь.

2. Отказ в предоставлении квалифицированной юридической помощи может быть обжалован в уполномоченный орган или суд.

Статья 25. Замена адвоката

По решению координатора адвокат заменяется в случаях:

1) поступления письменного мотивированного заявления от получателя квалифицированной юридической помощи об отказе от предыдущего адвоката или о замене адвоката;

2) отстранения адвоката от оказания квалифицированной юридической помощи;

3) исключения адвоката из Государственного реестра адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи;

4) приостановления действия договора об оказании квалифицированной юридической помощи.

Статья 26. Прекращение квалифицированной юридической помощи

1. Оказание квалифицированной юридической помощи прекращается в случаях:

1) предоставления получателем недостоверной информации для получения квалифицированной юридической помощи;

2) изменения финансового положения получателя, исключающего право на получение квалифицированной юридической помощи;

3) письменного отказа получателя от квалифицированной юридической помощи.

2. Решение о прекращении квалифицированной юридической помощи может быть обжаловано в уполномоченный орган или суд.

Статья 27. Финансирование гарантированной государством квалифицированной юридической помощи

1. Финансирование гарантированной государством юридической помощи осуществляется из средств государственного бюджета.

Финансирование квалифицированной юридической помощи указывается в государственном бюджете отдельной строкой.

Деятельность уполномоченного органа по оказанию квалифицированной юридической помощи финансируется из средств государственного бюджета, предусмотренных на квалифицированную юридическую помощь.

2. Правительство Кыргызской Республики с участием Совета адвокатов утверждает тарифы и порядок оплаты оказанной адвокатом квалифицированной юридической помощи.

3. Оплата за оказание квалифицированной юридической помощи осуществляется уполномоченным органом.

4. Квалифицированная юридическая помощь и деятельность, связанная с ее развитием, могут быть финансированы из других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 28. Порядок возврата и возмещения расходов, связанных с оказанием квалифицированной юридической помощи

1. В случае прекращения оказания квалифицированной юридической помощи по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 26 настоящего Закона, все расходы, связанные с уже оказанной квалифицированной юридической помощью, взыскиваются с получателя.

2. В случае отказа лица возместить расходы, связанные с уже оказанной адвокатом квалифицированной юридической помощью, координатор направляет прокурору соответствующее ходатайство для взыскания государственных расходов в судебном порядке.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 29. Переходные положения

С вступлением в законную силу настоящего Закона принятые положения, предусматривающие право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на получение квалифицированной юридической помощи в сферах гражданского и административного судопроизводства, вступают в силу с 1 января 2018 года.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи» от 17 июля 2009 года № 227 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 7, ст.737).

3. После вступления в силу настоящего Закона:

1) Правительству Кыргызской Республики:

— в 3-месячный срок создать Центр по координации гарантированной государством юридической помощи с учетом рекомендаций Совета адвокатов по организации его деятельности;

— принять меры, обеспечивающие реализацию положений настоящего Закона и привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

— до 1 января 2017 года внести законодательные предложения в части предоставления квалифицированной юридической помощи отдельным категориям граждан по гражданским и административным делам;

— ежегодно предусматривать при разработке республиканского бюджета достаточные средства для финансирования системы гарантированной государством юридической помощи;

— обеспечить порядок взаимодействия субъектов системы гарантированной государством юридической помощи;

2) Совету адвокатов в 3-месячный срок:

— предоставить Правительству Кыргызской Республики рекомендации по порядку осуществления деятельности Центра по координации гарантированной государством юридической помощи;

— разработать форму договора об оказании квалифицированной юридической помощи в рамках системы гарантированной государством юридической помощи и внести на утверждение уполномоченному органу;

— совместно с уполномоченным органом разработать порядок и форму ведения регистра услуг адвокатов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь в рамках системы гарантированной государством юридической помощи;

— разработать и утвердить положение о критериях отбора адвокатов, участвующих в системе гарантированной государством юридической помощи.

Инфосистема государственной правовой помощи (Riigi Õigusabi Infosüsteem – RIS):
телефоны +372 697 9090, +372 697 9091

http://www.riigioigusabi.ee

Что такое государственная правовая помощь?
Кто может получать государственную правовую помощь?
Как получить государственную правовую помощь?
Что учитывается при решении предоставить государственную правовую помощь?
Что делать, если суд отказал предоставить государственную правовую помощь?
Как назначается адвокат, оказывающий государственную правовую помощь?
Является ли государственная правовая помощь бесплатной?
Можно ли сменить адвоката, оказывающего государственную правовую помощь?

Зачем нужна государственная правовая помощь?

В правовом государстве для защиты прав и интересов лица учреждено большое количество правил и норм. Однако часто случается так, что без юридических знаний в соответствующей области вы попадаете в затруднительное положение при осуществлении своих прав. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек имел возможность получить компетентную и надежную юридическую консультацию. По материальным причинам многие не могут себе позволить нанять адвоката. Для того чтобы права и интересы личности не остались незащищенными единственно вследствие материальных ограничений, законом утверждена возможность получить правовую помощь за счет государства.

Что такое государственная правовая помощь?

Государственная правовая помощь – это оказание лицу юридической помощи за счет государства. Государственная правовая помощь заключается в том, что в правовом производстве (производство по уголовным делам, деликтные процессы – производство по проступкам, гражданское судопроизводство, административное судопроизводство, производство по административным делам, исполнительное производство), в котором участвует лицо, его представляет и консультирует адвокат, назначенный Адвокатурой Эстонии.

Кроме предоставления лицу правовой помощи в процессах, проводящихся судами и административными органами Эстонии, граждане Эстонии и лица, проживающие в Эстонии на основании вида на жительство, имеют право ходатайствовать об оказании им государственной правовой помощи (в т.ч. и помощи переводчика) также и при производстве гражданского дела в судах других государств – членов Европейского Союза, а также – при обращении в Европейский суд по правам человека.

Кто может получать государственную правовую помощь?

Условия для получения государственной правовой помощи зависят от того, для какого производства требуется правовая помощь.

В определенных случаях лицо имеет право получить государственную правовую помощь независимо от его материального положения (это означает, что право лица на государственную правовую помощь не зависит от того, есть ли у лица материальная возможность самому нанять себе адвоката или нет):

a) если физическое лицо (человек) является подозреваемым или обвиняемым в производстве по уголовному делу (это значит, что лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления), лицо имеет право на назначенного защитника как в досудебном производстве (во время предварительного расследования/следствия), так и в судопроизводстве;

b) если физическое лицо является подследственным лицом в деликтном процессе (это означает, что государство добивается назначения лицу наказания за совершение проступка), лицо имеет право на назначенного защитника в судопроизводстве в случае, если подследственное лицо находится в возрасте от 14 до 18 лет либо если вследствие психического нарушения человек неспособен представлять себя сам;

c) если другое государство требует передачи или выдачи физического лица, то в производстве о передаче и в производстве о выдаче лицо имеет право на назначенного адвоката, начиная со своего задержания.

Во всех других производствах лицу предоставляется государственная правовая помощь в случае, если лицо, нуждаясь в правовой помощи, вследствие своего материального положения не может заплатить за компетентную юридическую услугу либо может это сделать лишь частично или частичными платежами, или если при его материальном положении после оплаты юридической услуги у него просто не останется средств к существованию.

В некоторых случаях государственную правовую помощь имеют право получить также и юридические лица (то есть коммерческие объединения, некоммерческие объединения и целевые учреждения). Такими случаями являются:

a) неплатежеспособное некоммерческое объединение или целевое учреждение, занесенное в список некоммерческих объединений и целевых учреждений, имеющих льготу по подоходному налогу, или приравненное к ним учреждение, которое ходатайствует о предоставлении государственной правовой помощи в области охраны окружающей среды или защиты потребителя, либо для предоставления государственной правовой помощи имеется иной весомый общественный интерес во имя избежания возможного нарушения защищенных законом прав многих людей;

b) неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым в производстве по уголовному делу.

Как получить государственную правовую помощь?

1. Государственная правовая помощь без подачи ходатайства

В производстве, в котором участие защитника является обязательным по закону, лицо не должно ничего делать для получения государственной правовой помощи – если лицо в подобном случае само не наняло адвоката, ведущий производство служащий обязан распорядиться о назначении лицу адвоката, и лицо не должно подавать для этого ходатайство. Ситуации, когда участие защитника обязательно, являются следующими:

a) в производстве по уголовному делу участие защитника является обязательным во всем производстве (это означает – как во время предварительного расследования, так и в судопроизводстве), если: лицо совершило преступление, будучи несовершеннолетним; лицо, вследствие своего психического или физического недостатка, неспособно защищать себя само либо если защита вследствие этого затруднительна; лицо подозревается или обвиняется в преступлении, за которое может быть присуждено пожизненное заключение; интересы лица находятся в противоречии с интересами другого лица, у которого есть защитник; лицо находилось под стражей по меньшей мере шесть месяцев; по уголовному делу ведется ускоренное производство.

b) в производстве по уголовному делу, начиная с ознакомления с досье уголовного дела (это значит – после завершения досудебного производства);

c) в судопроизводстве по уголовному делу;

d) в производстве о передаче или выдаче лица другому государству, начиная с задержания лица;

e) в деликтном судопроизводстве в случае, если подследственное лицо находится в возрасте от 14 до 18 лет либо если вследствие психического нарушения человек неспособен представлять себя сам.

2. Ходатайство о государственной правовой помощи

В большинстве случаев для получения государственной правовой помощи нужно подать ходатайство. Форма ходатайства общедоступна, она имеется на веб-страницe Министeрства юстиции Эстонии, а также в любом суде и адвокатском бюро.

При заполнении формы ходатайства важно следующее: если ходатайство подает физическое лицо о назначении ему защитника в уголовном производстве, оно не должно заполнять всю форму – в данном случае в ходатайстве нужно привести лишь данные заявителя и язык, на котором человек может общаться с адвокатом, а также ссылку на уголовное дело.

Ходатайство о государственной правовой помощи обычно подается в суд. Конкретный суд, куда подается ходатайство, определяется следующим образом:

a) Ходатайство о получении государственной правовой помощи, будучи участником судопроизводства по гражданскому делу, делу об административном правонарушении или деликтного процесса, подается в суд, который ведет дело или в компетенцию которого может входить ведение дела.

b) Если ходатайствующий хочет получить государственную правовую помощь для составления искового заявления, заявления в неисковом производстве или жалобы в административном судопроизводстве либо в деликтном процессе, он подает ходатайство в суд, в компетенцию которого входит рассмотрение иска, заявление о неисковом производстве или жалобы.

c) Ходатайство о предоставлении государственной правовой помощи для представительства в досудебном производстве по гражданскому делу, в производстве по административному делу или во внесудебном производстве по деликтному делу, для составления правового документа или иного юридического консультирования либо представительства подается в уездный суд по месту жительства или месту нахождения ходатайствующего либо в уездный суд по предполагаемому месту оказания юридической услуги. Если соискатель государственной правовой помощи не имеет в Эстонии местожительства, он может подать ходатайство также и в уездный суд, в сфере действия которого он пребывает.

d) Если лицо ходатайствует о государственной правовой помощи в качестве потерпевшего в производстве по уголовному делу, гражданского ответчика или третьего лица, то дело о предоставлении ему государственной правовой помощи решает суд, ведущий производство по делу, или уездный суд – в досудебном производстве по уголовному делу, – в компетенцию которого могло бы входить производство по уголовному делу.

e) Если лицо ходатайствует о государственной правовой помощи в производстве по возобновлению дела, то решение о предоставлении ему государственной правовой помощи выносит Государственный суд .

f) Ходатайство о предоставлении государственной правовой помощи для представительства в исполнительном производстве подается в суд, в компетенцию которого могло бы входить производство по рассмотрению жалобы на действия судебного исполнителя, ведущего исполнительное производство.

Ходатайство о предоставлении государственной правовой помощи подается в следственное учреждение или в прокуратуру в случае, если лицо является подозреваемым в уголовном деле, в котором участие защитника не является обязательным.

Ходатайство о предоставлении государственной правовой помощи подается на эстонском языке. Ходатайство можно подать также и на английском языке, если о государственной правовой помощи ходатайствует физическое лицо, местожительства которого находится в каком-либо ином государстве – члене Европейского Союза, или который является гражданином какого-либо государства – члена Европейского Союза, или юридическое лицо, местонахождения которого находится в каком-либо ином государстве – члене Европейского Союза.

К ходатайству о предоставлении государственной правовой помощи соискатель – физическое лицо прилагает подписанную им справку о своем материальном положении и по возможности также и другие справки, характеризующие это положение. Справку о своем материальном положении не должен прилагать подозреваемый в производстве по уголовному делу, ходатайствующий о назначении ему защитника.

Лицо, местожительства которого находится не в Эстонии, прилагает к ходатайству справку от компетентного учреждения государства, в котором находится его местожительства, о его доходах и доходах членов его семьи за три последних года. Если ходатайствующий не может представить справку по не зависящим от него причинам, то решение о предоставлении государственной правовой помощи может быть вынесено без справки.

Форма справки о материальном положении общедоступна, она имеется на вeб-страницe Министeрства юстиции, а также в любом суде и адвокатском бюро.

Что учитывается при решении предоставить государственную правовую помощь?

Суд, или следственное учреждение, или прокуратура, выносящие решение о предоставлении государственной правовой помощи, прежде всего анализируют то обстоятельство, имеет ли лицо право ходатайствовать о государственной правовой помощи. В случаях, когда предоставление государственной правовой помощи зависит от материального положения лица, оценивается материальное положение ходатайствующего, т.е. его имущество и доходы, а также имущество и доходы членов его семьи, живущих вместе с ним, количество лиц, находящихся на его иждивении, разумные расходы, идущие на его жилище, и прочие имеющие значение обстоятельства.

Государственная правовая помощь не предоставляется в следующих случаях (нижеследующий перечень не применяется, если о государственной правовой помощи ходатайствует подозреваемый или обвиняемый в производстве по уголовному делу):
1) ходатайствующий сам в состоянии защищать свои права;
2) у ходатайствующего не может быть права, для защиты которого он ходатайствует о государственной правовой помощи;
3) ходатайствующий может понести расходы на юридическую услугу за счет своего имеющегося имущества и имущества, которое можно продать без особых затруднений;
4) расходы на юридическую услугу предположительно не превышают двойного среднего дохода ходатайствующего за один месяц, рассчитанный на основании среднего месячного дохода за четыре месяца, предшествовавших подаче ходатайства, из которого вычтены налоги и взносы за обязательное страхование, и сумма, предусмотренная для выполнения вытекающей из закона обязанности по содержанию (иждивению), а также разумные расходы на жилище и транспортные расходы;
5) исходя из обстоятельств, следует, что возможность ходатайствующего защитить свое право (свою правоту) явно незначительна;
6) об этой помощи ходатайствуют для подачи требования о возмещении неимущественного ущерба, и относительно данного дела не наблюдается усиленного общественного интереса;
7) спор связан с предпринимательством ходатайствующего, и он не ущемляет его права, не связанные с предпринимательством;
8) об этой помощи ходатайствуют для защиты товарного знака, патента, полезной модели, промышленного образца или топологии микровключений либо интеллектуальной собственности в любой форме, исключая права, вытекающие из закона об авторских правах;
9) об этой помощи ходатайствуют в деле, в котором у ходатайствующего имеется явный общий интерес с лицом, не имеющим права получить государственную правовую помощь;
10) об этой помощи ходатайствуют для защиты переданного ходатайствующему права, и есть основание полагать, что право передано ходатайствующему для получения государственной правовой помощи;
11) оказание юридической услуги гарантировано ходатайствующему на основании договора страхования расходов на правовую помощь или обязательного страхования;
12) возможная выгода, которую ходатайствующий может получить от дела, неразумно мала по сравнению с предполагаемыми расходами государства на юридическую помощь.

Государственная правовая помощь не предоставляется для производства по возобновлению дела также и в том случае, если в ходатайстве о государственной правовой помощи не означены основания для возобновления дела или если из означенных оснований для возобновления дела явствует, что у ходатайствующего явно мало возможностей защитить свое право (свою правоту), либо если срок подачи заявления о возобновления дела истек. Государственный суд не должен обосновывать свое решение о непредоставлении государственной правовой помощи.

Что делать, если суд отказал представить государственную правовую помощь?

Отказ представить государственную правовую помощь оформляется постановлением суда. На постановление об отказе предоставить государственную правовую помощь можно подать жалобу в порядке, установленном в законах, регулирующих судопроизводство.

Как назначается адвокат, оказывающий государственную правовую помощь?

Адвоката, оказывающего государственную правовую помощь, назначает Адвокатура Эстонии по ходатайству следственного учреждения, прокуратуры или суда. В большинстве случаев лицо не имеет права выбирать, какой адвокат будет оказывать ему государственную правовую помощь. Однако лицо имеет право ходатайствовать о государственной правовой помощи, которую будет оказывать конкретный адвокат, если этот адвокат дал согласие на оказание государственной правовой помощи. В подобном случае фамилию давшего согласие адвоката нужно указать сразу в ходатайстве о государственной правовой помощи.

Суд, прокуратура или следственное учреждение не имеют права договариваться с адвокатом об оказании государственной правовой помощи, а также назначать адвоката, оказывающего государственную правовую помощь.

Является ли государственная правовая помощь бесплатной?

Адвокату, оказывающему государственную правовую помощь, вознаграждение платит государство через Адвокатуру Эстонии, и лицо, которому оказывается государственная правовая помощь, не должно платить адвокату. Адвокат не может требовать плату за оказание государственной правовой помощи от лица, которому он оказывал юридическую услугу в виде государственной правовой помощи.

Однако следует учитывать, что государственная правовая помощь не всегда является бесплатной. А именно, решение о предоставлении государственной правовой помощи может быть принято 3-мя разными способами:
1) предоставление правовой помощи без обязанности возместить оплату государственной правовой помощи и расходы на государственную правовую помощь;
2) предоставление правовой помощи с обязанностью возместить оплату государственной правовой помощи и расходы на государственную правовую помощь полностью или частично однократным платежом;
3) предоставление правовой помощи с обязанностью возместить оплату государственной правовой помощи и расходы на государственную правовую помощь полностью или частично несколькими частичными платежами.

Если при предоставлении государственной правовой помощи принято решение, что лицо должно возместить расходы на нее частично или полностью, то суд может потребовать от получателя государственной правовой помощи предоплату. В случае невыплаты предоплаты государственная правовая помощь лицу не предоставляется.

Должно ли лицо и в каком объеме оно должно возместить оплату государственной правовой помощи и расходы на нее, определяется в постановлении о предоставлении государственной правовой помощи.

Если государственная правовая помощь предоставляется подозреваемому или обвиняемому в производстве по уголовному делу или подследственному лицу в деликтном процессе, лицо обязано возместить государству оплату, выплаченную назначенному защитнику, и расходы в случае, если лицо признается виновным в совершении преступления или проступка.

Если на лицо налагается обязанность полностью либо частично возместить государству оплату государственной правовой помощи и расходы на нее, то суд после окончания оказания юридической услуги определяет сумму, которую лицо должно заплатить за государственную правовую помощь, и порядок ее оплаты.

В целях выполнения положений ст. 28 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», которой предусмотрена обязанность, в том числе федеральных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц размещается информация о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепил право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов, государственное юридическое бюро, адвокаты и нотариусы.

Закон выделяет несколько форм бесплатной юридической помощи.

Бесплатная помощь может оказываться в виде правового консультирования в устной и письменной форме, путем составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также посредством представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Такую помощь могут оказывать исключительно лица, имеющие высшее юридическое образование.

Помимо этого, законами могут быть установлены и дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах и органах власти.

Одновременно закон определяет, что бесплатная юридическая помощь может оказываться гражданам не только в рамках государственной, но и в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Участниками последней будут являться юридические клиники и негосударственные юридические центры.

Кто имеет право получить бесплатную юридическую помощь

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) определены категории граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Виды бесплатной юридической помощи

1. Устное и письменное консультирование, составление документации

Бесплатное правовое консультирование и составление заявлений, жалоб и ходатайств производится при заключенииуказанными в законе гражданами сделок с недвижимостью, признании прав на жилье, земельный участок, при защите прав потребителей в части предоставления коммунальных услуг, признании гражданина безработным и установлении пособия по безработице, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.

Также данный вид правовой поддержки может быть запрошен при отказе работодателя в заключении трудового договора, предоставлении мер социальной поддержки, установлении отцовства, взыскании алиментов, реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий, ограничении дееспособности, обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи, обжаловании во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Помимо этого, бесплатную помощь обязаны оказать в случаях назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем, а также при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

2. Представительство в суде и государственных органах

Возможность представления в судах, государственных и муниципальных органах интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, поставлена в зависимость от того, являются ли данные гражданами истцами, или ответчиками. Так, закон определяет всего три группы споров, по которым могут быть бесплатно представлены интересы как истцов, так и ответчиков. Это споры о:

— расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав.

— признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения.

— признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Бесплатное представительство граждан, являющихся истцами и заявителями, осуществляется при рассмотрении судами дел о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью.

Отдельно государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, обязаны представлять интересы обратившихся к ним заявителей, если они являются гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией, или гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

3. Обращение за помощью и отказ в предоставлении бесплатной помощи

В целях получения юридической помощи граждане должны предоставить в учреждение, бюро или адвокатам определенный пакет документов.

В него входят документ, удостоверяющий личность, заявление об оказании юридической помощи и справку о среднедушевом доходе семьи, которую можно получить в подразделениях государственного учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение помощи по другим основаниям, необходимо предоставить предусмотренные законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к соответствующим льготным категориям.

В свою очередь вопросы, которые могут быть разрешены в рамках бесплатной помощи, должны отвечать ряду критериев. Они должны иметь правовой характер, быть ранее неразрешенными вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Помимо этого, помощь может быть оказана только по вопросу, по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Одновременно закон детально регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении юридической помощи, не допуская произвольного расширения их перечня. При этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Во-первых, юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин не соответствует требованиям, обозначенным самим законом, то есть является ненадлежащим заявителем. Во-вторых, в помощи отказывается, если гражданин обратился по вопросу, не имеющему правового характера, просит составить документ при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований, или просит представлять его интересы при наличии препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган.

Наконец, бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор уже обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов данного гражданина.

Бесплатная юридическая помощь

Согласно статье 48 Конституции Российской Федерации гражданам России гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных российским законодательством, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В рамках реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, 21 ноября 2011 года принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Часть первая статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепляет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также определяет, что случаи и порядок предоставления такой помощи должны быть урегулированы исключительно федеральным законом и законом субъекта РФ.

В настоящее время, помимо Конституции РФ и указанного Закона № 324-ФЗ, в систему нормативных правовых актов, закрепляющих право на получение квалифицированной юридической помощи, входят:

1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, в частности, в ст. 16 закрепляет право подозреваемого и обвиняемого на защиту, указывая при этом, что они могут пользоваться помощью защитника бесплатно (ч. 4 ст. 16);

2) Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в ст. 22 которого также закрепляются случаи и порядок получения бесплатной юридической помощи;

3) Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который содержит ст. 26, регламентирующую оказание юридической помощи гражданам РФ бесплатно адвокатами;

4) Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Так, ст. 10 закрепляет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь;

5) Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающий в ст. 22 возможность оказания содействия в предоставлении юридической помощи;

6) Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который в ст. 7 закрепляет, что защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат, в том числе и бесплатно;

7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который в ст. 50 регламентирует порядок предоставления бесплатной юридической помощи по назначению в гражданском процессе;

8) Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предусматривающий в ст. 8 право несовершеннолетних, находящихся в спец учреждении на бесплатную юридическую помощь;

9) Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

10) Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313;

11) Приказ Минюста России от 01.03. 2013 № 24 «Об утверждении порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

12) Приказ МВД России от 05.01.2007 № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы системе МВД России».

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установлена принципиально новая структура бесплатной юридической помощи, которая состоит из государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Определены принципы и виды оказания бесплатной юридической помощи, участники государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, категории граждан и случаи, в которых гражданам оказывается бесплатная юридическая помощь.

Так, согласно статье 20 указанного закона право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах (статья 6 вышеназванного закона)

Наряду с категориями граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, установленными Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», право на получение указанной помощи на территории Хабаровского края, согласно Закону Хабаровского края от 28.11.2012 № 237 «О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью», имеют следующие категории граждан:

1) ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы и ветераны труда — лица, указанные в статьях 3, 5, 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

2) труженики тыла — лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2.1) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

3) реабилитированные лица — граждане, признанные в установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» порядке реабилитированными и имеющие справки о реабилитации, выдаваемые правоохранительными органами, постоянно проживающие в крае;

4) лица, пострадавшие от политических репрессий — граждане, признанные в установленном Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» порядке пострадавшими от политических репрессий и имеющие справки о признании пострадавшими от политических репрессий, выдаваемые правоохранительными органами, постоянно проживающие в крае;

4.1) лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

5) родители, имеющие трех и более детей (в том числе пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также родители в неполных семьях, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет;

6) члены семей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) — члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

6.1) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, — граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

7) лица без определенного места жительства и занятий — граждане, не имеющие регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории края и не занятые трудовой деятельностью, приносящей заработок, трудовой доход, а также не зарегистрированные в органах службы занятости;

7.1) лица, освобожденные из мест лишения свободы, в течение шести месяцев после освобождения;

8) неработающие граждане, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также неработающие граждане, достигшие возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины);

9) неработающие инвалиды III группы;

10) представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, постоянно проживающие в крае в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

11) беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

12) пострадавшие граждане, участвующие в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах на территории края, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона края от 25 июля 2018 года № 353 «Об отдельных вопросах защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, участвующих в долевом строительстве жилых помещений в многоквартирных домах на территории Хабаровского края», в случаях, указанных в п. 2.2 настоящей статьи.

2.1. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин, как правило, вместе с заявлением об оказании бесплатной юридической помощи представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, подтверждающий отнесение его к одной из вышеназванных категорий граждан.

Форма заявления об оказании бесплатной юридической помощи и перечень необходимых документов утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 № 118-пр.

Закон бесплатная юридическая помощь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *