Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав

Новая редакция Ст. 1315 ГК РФ

1. Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования исполнения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения, в том числе постановки, — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения, в его запись, в сообщение в эфир или по кабелю, при доведении исполнения до всеобщего сведения, а также при публичном исполнении постановки спектакля.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Комментарий к Статье 1315 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 1315 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 1315 исполнителю принадлежат следующие права:

1) исключительное право на исполнение, которое является имущественным правом. Это право отторжимо от личности исполнителя, может быть отчуждено им по договору, перейти к третьим лицам в порядке универсального правопреемства и т.д.;

2) право авторства — основное личное неимущественное право исполнителя. Его содержание состоит в том, что только исполнитель может быть признан автором исполнения, которое он создает своим творческим трудом;

3) право на имя — на указание имени или псевдонима исполнителя на экземплярах фонограммы (что прямо вытекает из требований ст. 11 Римской конвенции), а также в иных случаях использования исполнения. При этом в случае совместного исполнения (п. 1 ст. 1314 ГК РФ) право на имя реализуется путем указания наименования коллектива исполнителей. Единственным исключением, когда п. 1 ст. 1315 не требует указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей, является ситуация, в которой сам характер использования исключает такую возможность (например, публичное исполнение музыкального произведения на официальной церемонии). Право на имя является личным неимущественным правом;

4) право на неприкосновенность исполнения — также личное неимущественное право исполнителя, призванное защитить исполнение от всякого искажения. Под искажением при этом понимается внесение в запись исполнения, в сообщение его в эфир или по кабелю изменений, которые извращают смысл или нарушают целостность восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения отличается по содержанию от одноименного права автора произведения, поскольку его определение не содержит четкого перечня действий, которые нельзя совершать без согласия исполнителя. Вместе с тем в п. 1 ст. 1315 введены по существу те же критерии, что и в п. 2 ст. 1266 ГК, свидетельствующие о нарушении такого права: извращение смысла и нарушение целостности восприятия исполнения (см. комментарий к ст. 1266).

Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы третьим лицам, отказ от них ничтожен (абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК РФ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав, а также указывает на зависимость прав исполнителей от прав авторов произведений, которые они используют в процессе исполнения. Исполнитель должен правомерно использовать такие произведения, т.е. получить в установленном порядке согласие автора (или авторов) на такое использование. Кроме того, при исполнении произведения не должны нарушаться личные неимущественные права автора (авторов); в первую очередь это касается права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.

3. Норма, содержащаяся в п. 3 ст. 1315, призвана установить соотношение между правами исполнителя и автора исполняемого произведения. В ней подчеркивается, что права исполнителя, несмотря на их связь с авторскими правами, самостоятельны. Они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Например, истечение срока действия авторских прав и переход произведения в общественное достояние в то время, когда сроки охраны прав исполнителя еще не истекли, никак не влияет на охрану прав исполнителя. Последние подлежат охране на протяжении всего срока их действия, установленного Гражданским кодексом.

Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1322 ГК РФ

1. В числе объектов, на которые возникают интеллектуальные права, фонограмма и вещание занимают особое место. Они, строго говоря, являются не результатами интеллектуального труда, а результатами организационных, финансово-материальных и технических усилий по созданию записи звуков и сообщения телерадиопрограмм (телерадиопередач).

Основной причиной их правовой охраны является та огромная несоразмерность между большими усилиями, которые прикладывает организатор по «выведению на рынок» соответствующего продукта — фонограммы или сообщения в эфир (по кабелю), и легкостью несанкционированного использования этих объектов, обеспечиваемой современным уровнем развития аудио- и видеотехники.

Таким образом, возникновение правовой охраны связано с необходимостью обеспечения юридической монополии изготовителей фонограмм и организаций вещания на рассматриваемые объекты. В то же время именно интеллектуальные права и прежде всего исключительное право являются наиболее адекватной юридической конструкцией, обеспечивающей такую охрану. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, как и другие объекты смежных прав, фонограммы и сообщения в эфир или по кабелю передач обеспечивают «доставку» произведений потребителям. Например, как и исполнения, фонограммы позволяют человеку, используя технические возможности, многократно наслаждаться прослушиванием любимых музыкальных и не только музыкальных произведений. Однако в отличие от исполнений фонограммой как бы «упаковываются» не только произведения, но и сами исполнения. В сообщении организаций вещания могут присутствовать и произведения, и исполнения, и фонограммы, а в некоторых случаях (например, при ретрансляции) и вещание другой организации вещания.

Во-вторых, фонограмма как объект — это не сам материальный носитель, а сделанная на нем запись, т.е. и в этом проявляется близость с интеллектуальными нематериальными объектами (произведениями и фонограммами). Ведь важно охранять не право собственности на носитель (как и в авторском праве), а само право на запись. Здесь, кстати, находится и ключ к пониманию содержания фонограммы как объекта прав.

В-третьих, право, возникающее на фонограмму, должно быть абсолютным, поскольку ее использование возможно одновременно неограниченным кругом лиц. Поэтому возникновение исключительного права на фонограмму обоснованно с точки зрения ее правового режима.

2. Комментируемая статья определяет субъекта права на фонограмму — изготовителя фонограммы, поскольку само определение фонограммы как записи содержится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ. Это — лицо, взявшее на себя «инициативу и ответственность за первую запись».

———————————
В части четвертой ГК РФ проведена очень тонкая граница между записью исполнения и фонограммой. При прочтении подп. 3 и 4 п. 2 ст. 1317 Кодекса может показаться, что присутствует какая-то неясность. Но ее там нет. Все дело в разных оттенках смысла термина «запись исполнения» в этих пунктах. В подп. 3 запись понимается как действие, как процесс осуществления фиксации звуков. В подп. 4 указывается на воспроизведение записи как нечто возникшее в результате процесса записи, о котором речь шла в подп. 3, как о результате осуществленной фиксации. Именно поэтому здесь уже можно говорить о записи как о фонограмме.

Кроме того, необходимо было развести объекты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, что было сделано через оборот «запись исполнения».

Данное определение является традиционным. Так, в Договоре ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам производитель фонограммы определяется как физическое или юридическое лицо, которое берет на себя инициативу и несет ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений звуков. Как видим, практически слово в слово. Такое же определение было дано и в Законе об авторском праве и смежных правах. Аналогичное определение содержится и в Римской конвенции.

Слова «взявшего на себя инициативу и ответственность» выражают смысл выделения данного лица в качестве субъекта смежного права: это лицо не создает исполнение и осуществляет не просто техническую запись звуков, оно делает определенные вложения в создание и продвижение такой записи, берет на себя инициативу и ответственность в отношении этого процесса, что и становится предметом правовой охраны. Причем слово «ответственность» употребляется здесь не столько в ретроспективном плане, сколько в позитивном.

Другим важным элементом определения, содержащегося в комментируемой статье, является «первая запись». Здесь на первое место опять выходит юридический, а не технический аспект. Смысл этих слов заключается в том, что лицо, которое первым осуществило запись исполнения или иных звуков, получает юридическую монополию на такую фонограмму. В данном случае никто не может сказать: «Я организовал создание другой записи и не использовал запись, созданную изготовителем фонограммы, поэтому я не нарушил его права». Изготовителю фонограммы, как уже отмечалось, предоставляется юридическая монополия на запись в принципе, а не только на ту непосредственно запись, которая им была создана. Ведь технически можно сделать другую запись (например, на концерте). Но с юридической точки зрения использование такой записи допускается только с согласия правообладателя, если иное не установлено ГК РФ .

———————————
Гражданский кодекс РФ в отдельных случаях допускает использование фонограммы без согласия правообладателя (см., например, ст. 1245 ГК и комментарий к ней).

Фонограмма — это в основном запись исполнения, но не только. Шум прибоя, пение птиц и другие звуки также могут стать содержанием фонограммы. Но в ст. 1322 ГК РФ говорится не только о записи звуков, но и об их отображении. В данном случае юридическое значение приобрел как раз чисто технический аспект. Та аудиоинформация, которая передается с помощью цифровых технологий, не является звуками, а представляет собой их отображение. Как указано в ст. 1305 Кодекса, под «отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств».

Именно поэтому в комментируемой статье (как и в ст. 1329 ГК) появилось указание не только на звуки, но и на их отображение.

3. Если первое предложение ст. 1322 ГК РФ определяет, кто является изготовителем фонограммы, то второе предложение указывает на процесс доказывания того факта, кто признается правообладателем в отношении фонограммы. Формулируется презумпция о том, что это лицо, указанное на экземпляре и (или) упаковке фонограммы обычным образом, т.е. исходя из обычно принятого порядка указания имени или наименования правообладателя. При этом следует учитывать положение уже упоминавшейся ст. 1305 ГК РФ, в соответствии с которым обладатель смежного права на фонограмму вправе для оповещения использовать знак правовой охраны — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

4. Первоначально в проекте части четвертой ГК РФ данный набор прав был предусмотрен не только для изготовителя фонограммы, но и в отношении изготовителя видеозаписи. Такая фигура возникла не на пустом месте. Например, в Директиве ЕС от 19 ноября 1992 г. права проката, предоставления в пользование и некоторые смежные права, авторское право в сфере интеллектуальной собственности, другие соответствующие права (право на прокат, на предоставление в пользование, на воспроизведение), а равно правила об ограничении защиты были предусмотрены в отношении изготовителей первой записи фильмов или видеозаписи. Однако проект в этой части был подвергнут критике, связанной с недостаточной наработкой соответствующего опыта в этой части и возможными трудностями в правоприменении, в том числе и по линии корреляции с правами на аудиовизуальное произведение. Поэтому от предоставления правовой охраны данной категории субъектов было принято решение отказаться. Но вопрос о возможном восстановлении со временем данных норм остается открытым.

Использование объектов смежных прав (исполнений, фонограмм, радио- и телепередач, баз данных, публикаций) допустимо только с разрешения правообладателя. В соответствии с Гражданским кодексом, разрешение правообладателя предполагает, что необходимо заключить с ним договор о передаче смежных прав. Такими договорами является договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, а также лицензионный договор на использование объекта прав, смежных с авторскими. Содержание и условия этих договор очень близки договорам на авторские права, статья о которых была ранее опубликована на нашем сайте. Вместе с тем в области смежных прав есть определенная специфика, что делает полезной и эту статью. Далее расскажу Вам подробнее о каждом из видов договоров о передаче смежных прав, а также остановлюсь на вопросе, в каких случаях заключение договора не обязательно.

  1. Договор об отчуждении исключительных смежных прав.
  2. Лицензионный договор на объект смежных прав.
  3. В каких случаях не надо заключать договор о передаче смежных прав?
  4. Заявление о бесплатном использовании смежных прав.

1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав

По договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав правообладатель передает исключительное право на соответствующий объект в полном объеме приобретателю.

Последствием заключения такого вида договора о передаче смежных прав является утрата первоначальным правобладателем исключительного права и, как следствие, возможности каким-либо образом использовать исполнение, фонограмму, публикацию, теле- или радиопередачу или базу данных. Прав на использование в полном объеме переходит к приобретателю.

Существенные условия договора об отчуждении исключительного права на объект смежных прав:

а. Предмет договора должен включать указание на конкретный объект смежных прав и на то, что исключительное право на него передается в полном объеме. Например, надлежащей будет следующая формулировка: «Правообладатель передает приобретателю исключительное право на исполнение песни «Темная ночь», сделанное и записанное 15 августа 2014 года, длительностью 3 минуты 12 секунд, в полном объеме». Чтобы избежать возможных разногласий, рекомендуется в качестве приложения к договору передать материальный носитель (диск) с фонограммой исполнения.

b. Цена (вознаграждение правообладателя). Договор об отчуждении исключительного смежного права предполагается возмездным, причем цена не может быть определена исходя из обычных условий подобных договоров, поэтому ее согласование обязательно. Вместе с тем не исключено согласование сторонами условия о безвозмездности передачи исключительного права.

Договор об отчуждении прав, смежных с авторскими, должен быть заключен в письменной форме под страхом недействительности. Однако, государственной регистрации такой договор не подлежит.

2. Лицензионный договор на использование объекта смежных прав

По лицензионному договору правообладатель — лицензиар — предоставляет или обязуется предоставить другой стороне — лицензиату — право использования объекта смежных прав в установленных договором пределах.

Лицензионный договор как договор о передаче смежных прав позволяет лицензиату правомерно использовать объект смежных прав При этом правообладатель, как правило, получает вознаграждение за предоставленное разрешение, что отражает его экономический интерес в заключении договора. При составлении лицензионного договора в обязательном порядке подлежат согласованию существенные условия договора, к которым Гражданский кодекс относит:

  1. Предмет договора: указание на объект смежных прав, разрешение на использование которого предоставляется.

  2. Способы использования объекта смежных прав. Способы во многом определяются физической природой объекта. Так, например, ретрансляция возможна в отношении сообщений в эфир или по кабелю теле- и радиопередач, но принципиально исключена в для баз данных. Как правило, в лицензионном договоре на исполнение музыки предусматриваются такие способы использования, как воспроизведение записи исполнения, публичное исполнение, прокат экземпляров.

  3. Цена (вознаграждение лицензиара). По общему правилу, лицензионный договор является возмездным. Впрочем, сторонами может быть согласовано и безвозмездное использование объекта смежных прав. Цена определяется по договоренности сторон, это может быть единовременный платеж, периодические платежи, платежи, рассчитанные в зависимости от объема использования и прибыли.

Лицензионный договор заключается в обязательном порядке в письменной форме. В противном случае он будет признан недействительным. Государственной регистрации лицензионный договор на объект прав, смежных с авторскими, не подлежит.

3. В каких случаях не надо заключать договор о передаче смежных прав?

Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без разрешения правообладателя и без выплаты вознаграждени, допускается в следующих случаях:

  • воспроизведение в личных целях;
  • цитирование и использование отрывков в научных, учебных и культурных целях и при освещении текущих событий;
  • публичное исполнение во время официальных и религиозных церемоний;
  • воспроизведение в целях правоприменения;

Отдельно следует отмететь следующее правило. Допускается воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения, если запись была произведена с согласия исполнителя, а использование осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения. При этом, однако, надо помнить, что на запись исполнения возникает исключительное право изготовителя фонограммы. Если эта запись была опубликована в коммерческих целях, то ее можно использовать без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения. Более подробно об этом рекомендуем прочитать на сайте Всероссийской организации интеллектуальной собственности.

4. Заявление о бесплатном использовании смежных прав

С 1 января 2015 года правообладатели исполнений, фонограмм, сообщений передач, баз данных, а также публикаторы вправе подать заявление о свободном использовании объекта смежных прав. Заявление не является договора, так как не требует каких-либо действий от третьих лиц. Это, кстати, главное отличие такого заявления от открытой лицензии, которая является договором, поскольку требует волеизъявления двух сторон. Заявлению о бесплатном использовании смежных прав и реестру бесплатных объектов смежных прав я посвятил отдельную статью, которую можно найти по ссылке чуть выше.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *