Уверенность в завтрашнем дне

В последнее время как-то очень много говорится и пишется про уверенность в завтрашнем дне. Или, точнее говоря, про ее отсутствие у людей. Время такое у нас, непростое во всех смыслах. Моя бабушка говорила, что даже в войну было проще, потому что тогда никто не сомневался, что трудности временные и скоро все наладится.

А сейчас наоборот. С голоду никто не умирает, куда там. Отдыхают за границей, покупают машины, достраивают и перестраивают дачи, на широкую ногу справляют свадьбы и юбилеи – как в последний раз. Ведь что дальше будет, даже через год – неизвестно.

— Чему радоваться-то? – грустно говорит моя подруга Кристина, вешая в шкаф новенькую шубу из голубой норки. – Новости смотришь? Вот то-то. Все нестабильно. Сегодня живем, шубы покупаем, а завтра может быть все, что угодно…

Кристина, менеджер крупной московской фирмы, тяжело вздыхает. У нее второй брак, замечательный муж. Солидный, положительный, работящий, он, кажется, делает для жены и ее тринадцатилетней дочери все. Проблема одна – вот уже который год муж уговаривает Кристину родить совместного ребенка. А Кристина никак не может решиться.

Потому что нет ее, той самой уверенности в завтрашнем дне.

— Всё непросто! – говорит Кристина. – Ребенок – это долгосрочный проект. Надо все обдумать и рассчитать. Наблюдение беременности у хорошего врача, все же мне не двадцать лет. Роды. Декрет. Жить придется на одну зарплату мужа. А он далеко не олигарх. Да, зарплата у него неплохая, но жить на нее вчетвером?!.. Не представляю. Я очень хочу малыша, и мужу нужен ребенок, но… надо же думать головой, правда?

— Неужели не проживете на зарплату финансового директора? – смеются подруги.

— Проживем… наверно, — неуверенно говорит Кристина. – Но придется ужиматься… А детям столько надо!.. Образование, отдых, питание. Я на дочке убедилась… Не знаю. Сейчас мы вроде не бедствуем, но что будет дальше… В нашей стране разве можно загадывать? Тут неизвестно, что осенью будет, не только через десять, двадцать лет… И не смейтесь!.. Я вообще не знаю, как люди живут в провинции, с теми зарплатами…

…На самом деле Кристина очень хорошо об этом знает. Ее младшая сестра Люба живет в маленьком сибирском городке за четыре тысячи километров от Москвы. Люба работает в городской гимназии, муж ее – инженер на заводе, и живут они, по местным меркам, неплохо. Все-таки оба получают зарплату, что при отсутствии рабочих мест в городе – почти чудо. Хотя совокупный доход их семьи ненамного больше, чем пенсия стариков-родителей, живущих на соседней улице.

— Что поделать, — вздыхает Люба. – Многие у нас не имеют и этого. Работы нет… А у нас две зарплаты в семье – это большое дело…

У Любы с мужем сын-первоклассник, и они активно планируют второго малыша. Беременность, правда, никак не наступает, но Люба упорно лечится, ездит в краевую больницу, где специалисты получше – всеми силами старается приблизить мечту.

— Ты сумасшедшая! – выговаривает сестре Кристина. – Куда тебе сейчас второй? Чем ты думаешь вообще?.. Как вы жить-то будете с двумя детьми…

— Да ладно! – смеется Люба. – Вырастут, прокормим! Не так уж много ребенку надо. Вещи детские мне подруга обещала, кроватку соседка отдаст. А на кусок хлеба заработаем всегда. Где один, там второй, да даже и третий. Дети – это счастье. В конце концов, даже в войну люди рожали, и замечательных людей вырастили. Главное – не унывать…

— И ведь действительно живут! – с недоумением рассказывает Кристина. – Смелые такие! Я бы там с тоски умерла, а Любка наша ничего, веселая. Три года назад машину купили, пусть не самую крутую, и тем не менее. В этом году на море съездили. Питаются, в кино ходят, одеваются… Может, действительно проще надо ко всему относиться? Просто вот забеременеть и родить? Но я так не могу…

…Социологи и политологи проводят опросы, высчитывают среднюю уверенность населения в будущем в процентах, рисуют графики и сокрушаются: так жить нельзя. Ну никакой уверенности у людей. Надо что-то делать. Пособия увеличивать, зарплаты, рабочие места создавать, торговых центров с фонтанами везде понастроить, наконец, чтоб было как в Европе.

Нет, может быть и надо, конечно.

Только, кажется, сёстры Люба и Кристина, равно как и многие другие, все равно не изменят свои взгляды на жизнь – ни одна, и другая. Ведь один и тот же стакан может быть как наполовину пустым, так и наполовину полным, и ничего тут не поделаешь…

Почти каждый второй житель России заявил о своей уверенности в завтрашнем дне. Причём самая высокая доля тех, кто уверенно смотрит в будущее, отмечена среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Как свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в этой возрастной группе показатель уверенности составляет 71%.

Социологи выяснили, на что россияне готовы потратить $1 млн

При этом социологи отметили, что за последние 20 лет уверенность россиян в завтрашнем дне только окрепла. «Если в 2000 году об этом заявлял только каждый третий опрошенный (33%), то сегодня — уже каждый второй (51%)», — уточнили во ВЦИОМ.

В настоящее время 57% россиян из числа участников социологического опроса говорят, что способны планировать будущее своей семьи на год и более вперёд, тогда как 20 лет назад почти две трети (69%) граждан не могли представить своё будущее или будущее своей семьи на срок свыше нескольких месяцев. Увеличилась доля тех, кто хотел бы жить лучше, чем большинство семей в их городе или районе (23% против 11% в 1999 году).

Ранее социологи назвали главные страхи россиян. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, больше всего жителей России беспокоит рост социальной несправедливости, снижение доходов, рост цен и возможность лишиться бесплатной медпомощи. Меньше всего их заботят такие проблемы, как возможное обострение международных конфликтов, потеря работы и рост преступности.

Уверенность в завтрашнем дне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *