Конкурентные способы определения поставщиков подрядчиков исполнителей

Содержание

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

>Как обосновать способ определения поставщика в 2019 году

Обоснование при выборе закупки

С началом действия Порядка обоснования госзакупок (ПП от 05.06.2015 № 555) появились две новые обязательные формы при заполнении закупочного плана и плана-графика. В форме-сопровождении графика введены столбцы № 8 и 9, в которые заказчик включает информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и о причинах такого выбора.

Необходимость обосновать предусмотрена ст. 18 Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Суть заключается в том, что необходимо показать, на каком основании выбрана та или иная процедура, и что решение соответствует требованию закона. Созданы органы для аудита и контроля этой функции. В ходе их проверки закупка может быть признана необоснованной.

Изначально обязанность проводить обоснование выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вызывала у организаторов много вопросов. Отсутствовали четкие требования для заполнения данного столбца. Поэтому стоит детальнее рассмотреть этот вопрос.

Критерии выбора способа закупки

Обоснование выбора поставщика является следствием верного отбора способа проведения процедуры.

Критерии при выборе способа закупки:

  • предмет и условия контракта;
  • начальная цена (НМЦК);
  • параметры выявления победителя;
  • оптимальные сроки.

В ряде случаев способ основывается на установленных в 44-ФЗ требованиях.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: электронный аукцион

Установлен широкий перечень случаев, когда заказчик может провести электронный аукцион. В обязательном порядке такая процедура проводится, когда:

  • планируется заказ товаров, работ, услуг, которые включены в правительственный Перечень (утвержден РП от 21.03.2016 № 471-р);
  • устанавливается только один критерий определения победителя — цена контракта.

Обоснование выбранного способа определения поставщика: запрос котировок

Перечень для объявления запроса котировок также предоставляет разнообразный спектр возможностей. Можно провести в случае:

  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утвержден РП от 30.09.2013 № 1765-р);
  • проведения закупок из правительственного Перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления которых заказчик обязан проводить аукцион при условии ограниченного размера суммы (п. 4);
  • НМЦК не превышает 500 000 рублей;
  • совокупный годовой объем закупок котировками не выше 10 % размера средств всех закупок и не выше 100 миллионов рублей в год.

Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок. В целом основания выбора «электронного» запроса котировок аналогичны «бумажному». При этом действуют ограничения о том, что в 2019 году годовой объем закупок «бумажного», «электронного» запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

>Открытый конкурс

В случаях, при которых заказчик определяет победителя по критериям лучших условий исполнения контракта, заказ обосновывается как открытый конкурс.

Конкурс с ограниченным участием

Организатор объявляет конкурс с ограниченным участием (и приводит его обоснование) в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг технической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера (утвержден ПП от 04.02.2015 № 99).

Двухэтапный конкурс

Решение о проведении двухэтапного конкурса организатор принимает при одновременном соблюдении условий (они же послужат обоснованием):

  • конкурс организуется для проведения научно-исследовательских и проектных работ, экспериментов и изысканий: либо поставляется инновационная и высокотехнологичная продукция, либо заключается энергосервисный контракт, либо будет создано произведение литературы или искусства;
  • есть потребность провести обсуждение для уточнения характеристик объекта закупки.

>Электронные конкурсные процедуры

Критерии выбора электронных конкурсных процедур в целом аналогичны основаниям для проведения бумажных конкурсов.

Закрытые процедуры

Закрытые процедуры применяются только по согласованию с ФАС (ст. 84 44-ФЗ).

При этом попадают в исключения и не согласуются с ФАС закупки федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий должен быть утвержден отдельным Постановлением Правительства.

Электронные закрытые торги

В соответствии с ч. 2 ст. 84.1, закрытые электронные процедуры применяются в случаях, которые аналогичны бумажным закрытым торгам. При этом в этой же статье указано, что правительство может обязать проводить закупку в форме закрытых электронных торгов.

Запрос предложений

Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:

  • услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • заказ изделий народных художественных промыслов;
  • закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений. Это основание действует с 01.01.2019, только если квартиры покупаются у физлиц.

А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Запрос предложений в электронной форме

Выбрать этот способ определения поставщика можно по основаниям, установленным для бумажного запроса. При этом наряду с несостоявшимся конкурсом электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в электронной форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Форма для обоснования способа определения поставщика

После того как заказчик выбрал вид закупки, он предоставляет объяснение по форме:

44-ФЗ: старые и новые способы определения поставщика

Закон 44-ФЗ претерпел кардинальные изменения. Среди прочего, появилось несколько новых способов определения поставщика. Все они электронные. Эти способы носят названия, схожие со знакомыми, и имеют те же основаня для применения. Однако важно помнить, что правила проведения и сроки у электронных и бумажных процедур зачастую разные. И главное — по умолчанию с 2019 года проводятся электронные процедуры.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком. Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс

(в электронной и бумажной форме)

Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный
Электронный аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р НМЦК снижается на
шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить
договор по более низкой цене
Запрос
котировок (в электронной и бумажной форме)
Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей Объем закупок путем запроса
котировок не может быть больше
10% от общего и не должен
превышать 100 млн рублей
Запрос
предложений (в электронной и бумажной форме)
В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) Победителем признается
участник, направивший
окончательное предложение,
которое наилучшим образом
соответствует требованиям
заказчика
Закупка у
единственного
поставщика (в бумажной форме)
По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ Способы:

  • направить предложение
    заключить договор одному
    участнику;
  • принять предложение
    об условиях договора
    только от одного
    участника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ: методы определения, обоснование

Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК

В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.

Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.

С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.

По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.

Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4 Цена 5 Количество Средняя арифметическая цена Среднее квадратичное отклонение Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) Расчет НМЦК
1.
2.
3.

Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК

Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.

Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.

К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:

  • информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
  • информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на ЭТП;
  • данные государственной статистики о ценах;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.

Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Образец обоснования НМЦК

Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета. В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию. Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет».

Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).

Конкурентные способы определения поставщиков подрядчиков исполнителей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *