Переход ЖД в неположенном месте

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), проект которого уже третью неделю обсуждается в Госдуме, существенно повысит штрафы за нарушения в дорожно-транспортной сфере. С увеличением санкций за переход железнодорожных путей в неположенном месте участники вчерашнего заседания рабочей группы согласились, но за незначительное превышение веса транспортируемых сельхозпродуктов – нет.

У каждого свой метрополитен

Основные поправки в гл. 20 «Административные правонарушения на транспорте» и гл. 21 «Административные правонарушения в области дорожного движения» оказались техническими. Так, например, участники заседания рабочей группы по тексту нового КоАП предложили исключить из ст. 20.1 «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» нормы, связанные именно с метрополитеном. Так, ссылаясь на то, что федерального закона о метрополитене в РФ нет, собравшиеся отметили, что не всегда понятно, что такое метрополитен. В частности, во многих субъектах в качестве него используется монорельсовая система и существуют свои законы об ответственности за нарушение правил пользования.

«Получается, что законодательство субъектов частично может продублировать то законодательство, которое есть, применительно к техническим особенностям метрополитена», – резюмировал высказывания собравшихся соавтор нового КоАП, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Таким образом, нормы, связанные с метрополитеном, из ст. 20.1 исключили.

Выше штрафы – меньше трупов

Однако другая часть ст. 20.1, касающаяся прохода по железной дороге в неустановленных местах, осталась неизменной, на что еще раз обратили внимание представители РЖД. За подобное правонарушение новый КоАП вводит штрафы от 500 до 1000 руб., притом что в действующая редакция предлагает наказывать провинившихся в размере от 100 до 500 руб.

Как сообщил Петр Потапов, первый заместитель начальника департамента охраны труда и промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», ввести такую санкцию в проект документа предложили сами железнодорожники. По его данным, «за 2015 год число травмированных составило 3 тысячи человек, число погибших – две с половиной тысячи». «То есть, пять с половиной тысяч человек на пустом месте», – уточнил Владимир Плигин.

По словам Потапова, РЖД за прошлый год подготовило «выборку по московскому региону, кто (пофамильно) попадает под колеса – в основном это жители Востока». При этом в судах к сотрудникам РЖД уже лежат жалобы от самих пострадавших и их родственников примерно на 3 млрд рублей, утверждал он. По словам Потапова, обратиться в суд может любой родственник, а так как «жители востока многосемейные, сегодня пошла тенденция, что они готовы пожертвовать одним ребенком, чтобы получить вознаграждение». В связи с этим штраф в 100 руб. представитель РЖД назвал смешным. Члены рабочей группы с таким нововведением кодекса спорить не стали.

Два процента за перегруз

Однако не так легко с новыми санкциями согласились собравшиеся в отношении другой статьи – ст. 21.22 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Так, Елена Самощенко, начальник отдела депнаучтехполитики Минсельхоза РФ, заявила, что размеры штрафов категорически не устраивают товаропроизводителей. В частности, за превышение допустимой массы транспортного средства и допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2 процентов новый КоАП предлагает административные наказания от 10 000 до 15 000 руб. для должностных лиц и от 100 000 до 150 000 руб. для юридических. В случае, если нарушение выявлено службами автоматической фиксации, то собственнику придется заплатить 150 000 руб. «Если мы возьмем, например, перевозку свеклы, то стоимость самой свеклы составляет примерно 3,5 тысячи рублей за тонну, стоимость груза в 10-тонном «Камаз» свеклы, соответственно, будет 35 000 руб, а ответственность за нарушение правил перевозки – вот эти 2 процента – составит 150 000 руб.», – возмущалась Елена Самощенко.

По ее словам, отследить перевес в два процента в процессе загрузки машины практически невозможно, потому что у производителей сельхозпродукции нет средств весового контроля. Кроме того, вес зависит и от условий, в которых происходит транспортировка, – если, например, пошел дождь, свекла, на которой есть земля, намокнет и станет тяжелее.

«Такие санкции для производителей сельхозтоваров приведут к утрате смысла работать и перевозить эти грузы», – резюмировала Елена Самощенко. С ее точки зрения, «более адекватными» были бы штрафы от 10 000 до 20 000 руб. Дмитрий Вяткин, соавтор КоАП, первый зампредседателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, ответил, что предложенный размер санкции – «согласованная позиция всех участников законотворческого процесса».

Но представитель Минсельхоза настаивала на своем, утверждая, что 2 процента – «нереальная цифра». Более того, ее появление в проекте нового КоАП необоснованно, утверждала Елена Самощенко, потому что даже при расчете нагрузки на дороги допускается погрешность до 5 процентов. «Когда мы говорим про превышение скорости – понятно, что ее нельзя нарушать в принципе, но ответственность начинается с превышения на 20 км, тут она тоже должна начинаться с превышения на 20 процентов», – утверждала представитель Минсельхоза.

В ответ на предложение собравшихся загружать тяжеловесы меньшим количеством груза, представитель Минсельхоза сообщила, что это невозможно, придется гонять Камазы загруженными лишь наполовину. «То есть, либо половину, либо под завязку, а если машина на три четверти загружена, то можно отследить эти два процента?», – уточнил Вяткин. Впрочем, Елена Самощенко и на это ответила отрицательно.

«Если это действительно очень большая проблема, тогда нужно изменять предельно допустимые значения превышения максимальной нагрузки на ось, но решать это не в рамках кодекса», – резюмировал Вяткин. Депутат также призвал участников заседания перестать с помощью низких санкций пытаться изменить правила дорожного движения или других законов или сделать их необязательными.

Подробнее обо всех заседаниях читайте в подборке «Право.ru»: «Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе».

С текстом законопроекта №

Каждому из нас приходится сталкиваться с железной дорогой. Одним чаще, другим реже. Многие живут в непосредственной близости от железнодорожных путей. И поэтому каждый должен знать, что железная дорога – зона повышенной опасности, и все обязаны знать элементарные правила поведения. От этого зависит жизнь и ваша судьба, а также ваших родных и близких. Из-за несоблюдения требований личной безопасности, неосторожности и поспешности гибнут люди.
Ежегодно только на территории Горьковской железной дороги травмирюется более 30 подростков. Как показывают материалы расследований несчастных случаев, основными причинами травмирования граждан являются грубые нарушения ими правил безопасности на железнодорожном транспорте, неоправданная ничем спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой и незнание правил безопасности на железнодорожном транспорте.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– ходить по железнодорожным путям;
– переходить и перебегать через пути перед близко идущим поездом;
– переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования встречного направления;
– подлезать под вагон;
– подходить к вагонам до полной остановки поезда;
– садиться и сходить на ходу поезда;
– подниматься на крыши состава, проезжать на переходных площадках, подножках вагонов;
– посадку (высадку) в вагоны следует производить только после полной остановки поезда;
– выход из вагонов и посадку в них необходимо производить только со стороны перрона или посадочной платформы. Малолетних детей следует держать за руку или на руках.
Объекты железнодорожного транспорта притягивают к себе несовершеннолетних, которые используют их для игр, часто небезопасных как для них, так и для общества. В настоящее время дети в основной своей массе не заняты ни общественной работой в учебных заведениях, ни посещением спортивных секций и различных развивающих кружков. Вследствие незанятости дети зачастую находят себе развлечения на железной дороге. При этом совершают правонарушения, в том числе:
– бой стекол в поездах,
– наложение посторонних предметов на рельсы,
– повреждение железнодорожных светофоров,
– хищение цветных и черных металлов.
Совершение любого правонарушения влечет наступление ответственности административной или уголовной. В случае совершения правонарушения несовершеннолетним, ответственность за это несут родители либо лица их заменяющие.
Ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» – предупреждение, штраф 1–5 МРОТ.
Несовершеннолетние и их родители привлекаются к ответственности за совершение административных правонарушений в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс устанавливает ответственность граждан, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Административное наказание намного мягче уголовного, но тоже весьма неприятно. К несовершеннолетним могут применяться следующие административные наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета.
Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применить довольно широкий перечень мер воздействия:
а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
б) вынести предупреждение;
в) объявить выговор или строгий выговор;
г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;
д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф
е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих;
з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально-техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
За совершение правонарушений на объектах железнодорожного транспорта наступает ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Ст. 11.1 КоАП РФ «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте»:
ч. 1. Повреждение ж/д пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, – штраф 10–15 МРОТ;
ч. 3. Повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов – штраф 3–5 МРОТ;
ч. 4. Нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через ж/д пути, а равно нарушение правил выпаса скота вблизи ж/д путей – предупреждение, штраф 1 МРОТ;
ч. 5. Проход по железнодорожным путям в неустановленных местах – предупреждение, штраф 1 МРОТ;

Ст. 11.15 КоАП РФ «Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования»;
ч. 1. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользовании, если причиненный имущественный ущерб не превышает один МРОТ, а равно повреждение грузовых вагонов, плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте, – штраф 10–15 МРОТ;
ч. 2. Повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов, а равно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов, портов, – штраф от 10 до 15 МРОТ.
Ст. 20.1. «Мелкое хулиганство»:
ч. 1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, – штраф от 5 до 10 МРОТ или административный арест до 15 суток;
ч. 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, – штраф от 10 до 25 МРОТ или административный арест до 15 суток.
Если хулиганские действия сопряжены с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия, то подобное правонарушение всегда квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 213 УК РФ).
Правонарушение – это социальное зло, а неправомерное поведение несовершеннолетних – зло, увеличенное во много раз. И хотя процент привлекаемых к ответственности несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают противоправные деяния, нельзя. Особенно это становится нестерпимым теперь, когда преобразование всех сторон бытия неизбежно и глубоко затрагивают вопросы культуры, духовной жизни. Нужно всеми силами бороться за каждого человека, чтобы никто не пропал для общества. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него подальше от пьяного угара. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей.

Минтранс России предлагает ввести новые составы административных правонарушений, связанных с прохождением через железнодорожные пути. В частности, предлагается штрафовать за проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора, а при отсутствии светофора – перед приближающимся железнодорожным подвижным составом1.

В настоящий момент адмнистративное наказание предусмотрено только за переход через указанные пути в неустановленных местах (ч. 5 ст. 11.1 КоАП). Министерство считает также необходимым понимать под таким переходом нахождение на железнодорожных путях и хождение по ним.

При этом разработанным Минтрансом России законопроектом планируется увеличить административный штраф за все упомянутые правонарушения со 100 до 2 тыс. руб., а также отменить такой альтернативный вид санкции как предупреждение (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ).

Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 28 августа.

С примерной формой административного искового заявления о признании незаконным действия должностного лица, разработанной экспертами компании «Гарант», можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что в конце июня Госдума в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий усиление ответственности за нарушение правил проезда через железнодорожные переезды. Ожидается, что размер административного штрафа возрастет с 1 тыс. до 5 тыс. руб.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/08-18/00082914).

Переход ЖД в неположенном месте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *