Для общего пользования

Содержание

Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 августа 2008 года N Д23-152
Об определении понятия «Земли общего пользования населенных пунктов»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об определении понятия «земли общего пользования населенных пунктов» и сообщает.
Пунктом 12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Земельный кодекс не раскрывает понятия «другие объекты», расположенные на земельных участках общего пользования.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) применяется термин «территории общего пользования», под которым понимается возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п.12 ст.1), в неисчерпывающий перечень которых включаются площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Градостроительный кодекс в п.2 ч.4 ст.36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В связи с тем, что земельные участки общего пользования представляют собой как незастроенные, так и застроенные территории, то на земельных участках общего пользования могут располагаться объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации.
В настоящее время п.1 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред. 13.05.2008) (далее — Федеральный закон N 178-ФЗ) установлена общая норма, согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом, и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, в соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно указанному пункту парки также входят в перечень объектов, расположенных на земельных участках в составе земель общего пользования.
В то же время п.3 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ обязывает собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках общего пользования, переоформить данные земельные участки в аренду.
По общему правилу, владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором (ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс). Следует отметить, что данная норма применительно к земельным участкам общего пользования, переданным в аренду, на практике затрудняет реализацию положения ст.262 Гражданского кодекса о праве граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно информируем, что Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Директор
Департамента недвижимости
А.И.Ивакин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Еженедельник бухгалтера,
N 22, 2008 год

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод. Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности. Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику. Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны. За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Общими землями могут пользоваться граждане в своих целях, если они не мешают собственнику – государственным и муниципальным структурам. Запрет на использование должен быть мотивирован. Налоги с этих земель не платит ни государство, ни арендаторы.

Право пользования землями жилой и общественно-деловой застройки

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Кроме земель, находящихся под строениями, к этим землям относятся придомовые территории и приусадебные участки.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунальнобытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В состав общественно-деловых зон могут включаться:

  • – зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
  • – зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
  • – зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
  • – общественно-деловые зоны иных видов.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

Земли жилой и общественно-деловой застройки предоставляются различным предприятиям, организациям и учреждениям для строительства и эксплуатации промышленных, жилых, культурно-бытовых и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 32 ЗК РФ.

Заказчикам жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства земельный участок предоставляется во временное пользование только на время строительства. По окончании строительства одновременно с передачей гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям возведенных строений и сооружений для их эксплуатации администрация города предоставляет им в бессрочное пользование земельные участки (или в собственность – в случаях, предусмотренных законом).

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут объявить конкурс или аукцион по предоставлению незанятых земельных участков под застройку не ранее, чем будет утверждена, объявлена и зарегистрирована в государственном кадастре объектов недвижимости зона отчуждения земельных участков и другой недвижимости, на каком бы праве владения земельные участки ни находились у граждан и юридических лиц, и не ранее выкупа их недвижимости.

Конкретные размеры участков определяются исходя из объема и вида строительства, а также из обеспеченности данного населенного пункта свободными землями в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-технической документацией.

Придомовые земельные участки многоквартирных жилых домов, находящихся в государственной или муниципальной собственности (либо частично приватизированных), являются государственной или муниципальной собственностью, если иное не предусмотрено федеральным законом, и предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование организациям, осуществляющим управление указанными домами.

При создании единого комплекса имущества в жилищной сфере при приватизации всех жилых и нежилых помещений и образовании при этом ТСЖ придомовые земельные участки передаются данному товариществу в постоянное (бессрочное) пользование или аренду в соответствии с законами субъектов РФ.

Порядок пользования придомовыми земельными участками многоквартирных жилых домов определяется ЖК РФ, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставом ТСЖ.

Предприятия, учреждения, организации, а также граждане могут использовать отведенный им земельный участок только для разрешенного вида использования (строительства, обслуживания зданий (сооружений) и др.). Назначение, тип, размеры, а также характеристика зданий (сооружений), которые должны быть возведены, устанавливаются в документах об отводе земельного участка и в разрешении на строительство, полученном в установленном порядке. Вопросы получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства решаются в соответствии со ст. 40 ГрК РФ.

Возведенные строения признаются принадлежащими соответствующим землепользователям на праве собственности, оперативного управления или пользования. Право пользования предоставленными им земельными участками неотделимо от права собственности на строения, находящиеся на этих участках, и прекращается с прекращением права собственности на строения.

На землях населенных пунктов при переходе права собственности на строение переходит также и право землепользования, собственности на земельный участок или его часть. При переходе права собственности на строение к нескольким собственникам, а также при переходе права собственности на часть строения земельный участок переходит в общее пользование собственников строения. Прекращение права пользования физическими и юридическими лицами земельными участками может иметь место лишь по основаниям, указанным в законе.

Граждане и юридические лица, получившие земельные участки в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, аренду из государственных и муниципальных земель или в результате сделок с недвижимостью, вправе осуществлять снос или реконструкцию приобретенных ими зданий, строений, сооружений в соответствии с градостроительным, жилищным законодательством, законодательством об охране природы и культурного наследия и другим законодательством при условии выполнения обязательств обременения земельных участков.

Право начала строительства наступает после согласования и утверждения в установленном порядке его проекта, получения разрешения на строительство от органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в зависимости от принадлежности земель.

На земельных участках, предоставленных в срочное пользование, допускаются временные постройки, подлежащие по истечении срока сносу за счет средств владельца.

> Земли жилой и общественной застройки

Определение земель жилой и общественной застройки

К землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Земли жилой и общественной застройки занимают 1,7 млн. га131.

Для отнесения земельного участка к землям жилой и общественной застройки закон предусматривает два условия: (1) земельный участок должен быть расположен в пределах населенного пункта; (2) она должна «использоваться для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования». Исчерпывающего перечня «объектов общего пользования» законодательство не определяет.

Понятие «границы населенных пунктов» определяется ч. 1 ст. 173 ЗКУ как «условная замкнутая линия на поверхности земли», отделяющая территорию соответствующего населенного пункта от других территорий (подробнее см. ст.ст. 173-176 ЗКУ и комментарий к ним).

Положение комментируемой статьи о принадлежности к землям жилой и общественной застройки земельных участков, «которые используются для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования», следует понимать расширительно: к данной категории земель относятся участки, что не используются, предназначены для указанных нужд (на правомерность такого толкования указывают, в частности, положения ст. 20 ЗКУ). Определение таких земельных участков должно происходить на основании утв. землеустроительной и градостроительной документации (см. ст. 39 ЗКУ и комментарий к ней).

Не представляет сложностей вопрос, что относить к землям жилой застройки. Исходя из содержания гл. 6 ЗКУ, к землям жилой застройки следует относить земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (ст. 40), земельные участки жилищно-строительных (жилых) кооперативов (ст. 41) и земельные участки многоквартирных жилых домов (ст. 42).

Перечень общественных зданий и сооружений определяется ДБН В 2.2-9-99 «Общественные здания и сооружения». Между тем, содержание положений относительно гаражного строительства, как индивидуального (ст. 40), так и кооперативного (ст. 41), в гл. 6 ЗКУ указывает на то, что и эти виды застройки рассматриваются именно «общественные здания и сооружения» или «другие объекты общего пользования», что является не совсем логичным.

Действующий ЗКУ (в отличие от ранее действующих кодексов) не выделяет как отдельную категорию земель земли населенных пунктов, с которым земли жилой и общественной застройки соотносятся как часть к целому. Мотивом законодательной «замены» категории «земли населенных пунктов» «земли жилой и общественной застройки» стало то, что категория земель населенных пунктов выделялась, по мнению многих ученых, не по критерию целевого назначения, а по критерию территориального размещения. На первый взгляд, данное замечание выглядит логичным, однако полностью согласиться с ним все-таки нельзя. Назначением земель населенных пунктов является создание территориальной основы для компактного расселения людей, обслуживания потребностей жителей населенных пунктов, на что еще в 1976 году обращал внимание Б. В. Єрофеєв132. Такое совместное назначение и обусловливает общие черты в правовом режиме соответствующих земель (прежде всего, все они используются согласно градостроительной документации — см. ст. 39 ЗКУ). Кроме того, действующий ЗКУ и при выделении земель жилой и общественной застройки не отказался от критерия территориального размещения: к данной категории земель относятся земли в пределах населенных пунктов.

Выделение в составе земельных участков населенных пунктов земель общественной застройки выглядит искусственным и потому, что не согласуется с принятым в планировочной деятельности зонированием земель населенных пунктов, в настоящее время устоявшимся. Разделение земель на различные зоны осуществляется согласно подзаконных актов — в частности, согласно п.2.1 ДБН 360-92 территория города подразделяется по функциональному назначению на поселковую, производственную (в т.ч. 3овнішнього транспорта), и ландшафтно-рекреационную зоны. Осуществляется и более мелкое деление: в частности, промышленные районы в городе по архитектурно-планировочными условиями и факторами формирования подразделяются на градостроительные категории, для каждой из которых предусмотрено «функционально-адекватный состав» предприятий, размещаются: промышленная зона, коммунально-складская зона и т.д. На наш взгляд, приведенное зонирования не может быть положено в основу обоснованного выделения земель общественной застройки. Ломать же сложившиеся градостроительные подходы в угоду субъективной забаганці законодателя вряд ли целесообразно.

Согласно ст. 38 ЗКУ, к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, соответственно, нормы законодательства о данную категорию земель не распространяются на земельные участки под поселениями за пределами населенных пунктов. Между тем, здания и сооружения могут находиться и за пределами населенных пунктов на землях, предоставленных для садоводства (ст. 35 ЗКУ), ведения личного подсобного (ст. 7 ЗУ «О личном крестьянском хозяйстве») или фермерского хозяйства (ст. 16 и др. ЗУ «О фермерское хозяйство»); на землях рекреационного назначения (ст. 51 ЗКУ), землях транспорта (помещения для проживания стрелочников, бакенників), обороны и т.д. Фактически сегодня закон не регламентирует размещение служебного жилья на различных категориях земель. Правовой режим земель поселений за пределами населенных пунктов имеет немало пробелов, что приводит к многочисленным злоупотреблениям (например, создание поселений на землях природно-заповедного, водного фонда под видом объектов рекреационного назначения). При заполнении существующих пробелов целесообразно использовать исторический опыт (положения ЗКУ УССР 1970 г.) и соответствующие нормы законодательства зарубежных стран, прежде всего, РФ (Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ).

В судебной практике встречаются дела, в которых признании недействительным государственного акта мотивировано тем, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства за пределами населенного пункта противоречит закону133.3 приведенным подходом согласиться нельзя.

Положение о земельные участки для различных видов жилой застройки (усадебной и «многоквартирной») содержатся в главе 6 ЗКУ «Земли жилой и общественной застройки». Согласно ст. 38 ЗК Украины,» о земель жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов …» .

На первый взгляд, приведенное свидетельствует о том, что строительство объектов жилищно-гражданского назначения возможно только в пределах населенных пунктов. Впрочем, такой вывод был бы преждевременным и ошибочным.

Прежде всего, ни в главе 6 ЗКУ, ни в одном нормативно-правовом акте не предусмотрено запрета на возведение жилых домов и хозяйственных построек за пределами населенных пунктов. При отсутствии такого запрета действует общее правило, которое предоставляет право любому собственнику земли, землепользователю «сооружать жилые дома, производственные и другие здания и сооружения» (п.»д» ч. 1 ст. 90, п.»п» ч. 1 ст. 95 ЗКУ) (конечно, если нет каких-то специальных запретов).

Более того, в действующем законодательстве Украины существует целый ряд прямых указаний на то, что строительство жилых домов за пределами населенных пунктов возможно (например, ч. 2 ст. 5 Закона Украины «О фермерское хозяйство»). Хотя приведенное положение не регулирует непосредственно отношений по предоставлению земельных участков для индивидуального строительства, оно достаточно однозначно формулирует общее отношение законодателя к жилой застройки за пределами населенных пунктов — это отношение положительное. Таким образом, запрета на индивидуальное строительство, а следовательно, и на предоставление земельных участков для индивидуального строительства за пределами населенных пунктов законодательство ни прямо, ни косвенно не устанавливает.

ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Смотреть что такое «ОБЪЕКТЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ» в других словарях:

  • Водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего… … Словарь юридических понятий

  • Водные объекты общего пользования — 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом… Источник:… … Официальная терминология

  • Водные объекты общего пользования — поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено названным Кодексом; каждый гражданин вправе иметь доступ к В.о. и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Земли общего пользования — К землям общего пользования относятся земли, предоставленные под охранные зоны, дороги, проезды, другие сооружения и объекты общего пользования… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ …Земли общего пользования… … Официальная терминология

  • Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Также, земельные участки общего пользования находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не закрытые для общего доступа земельные участки, на которых… … Википедия

  • Береговая полоса водных объектов общего пользования — (далее береговая полоса) полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначенная для общего пользования. В утратившем силу Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.1995 N 167 ФЗ береговая полоса именовалась… … Википедия

  • Автомобильные дороги общего пользования федерального значения — 5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: 1) соединяющие столицу Российской Федерации город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов… … Официальная терминология

  • ГОСТ Р 53111-2008: Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки — Терминология ГОСТ Р 53111 2008: Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки оригинал документа: 3.11 вероятность связности (связность) направления электросвязи: Вероятность того, что на заданном… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Земли общего пользования садоводческих и животноводческих товариществ (кооперативов) — К землям общего пользования садоводческих и животноводческих товариществ (кооперативов) относятся земельные участки, предоставленные под охранные зоны, дороги, проезды, под сооружения и объекты, находящиеся в общей собственности членов… … Официальная терминология

  • Объект культурного наследия общего пользования — объект культурного наследия, использование которого одновременно возможно заранее нерегламентированным широким кругом лиц (отдельные виды зданий, строений, сооружений и объектов науки и техники, произведения монументального искусства, центры… … Официальная терминология

Статья 6 ВК РФ. Водные объекты общего пользования

1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

См. все связанные документы >>>

В новом Водном кодексе РФ 2006 г. сохраняется правило общедоступности поверхностных водных объектов. При этом речь идет о водных объектах разной площади, но обязательно обладающих публичной формой собственности (государственной или муниципальной). В отличие от старого ВК РФ 1995 г. не предусматривается (даже в виде исключения) общее пользование частными водными объектами — прудами и обводненными карьерами. В этом заключается видоизменение правила общего пользования водоемами и водотоками, направленное на защиту частных интересов. Никто не имеет права без разрешения частного собственника пруда или карьера пользоваться этим водным объектом.

В комментируемой статье закрепляется бесплатность пользования водными объектами для личных и бытовых нужд (например, для купания). Данная норма, очевидно, призвана восполнить отсутствие положений о водном сервитуте, содержащихся в ВК РФ 1995 г. Вообще, «молчаливая» отмена водного сервитута является новеллой нового Водного кодекса, однако это не должно прервать ограниченное пользование чужим земельным участком на праве земельного сервитута (см. комментарий к ст. 9).

Общедоступность водного объекта не есть вседозволенность: согласно части третьей комментируемой статьи водопользователь должен руководствоваться правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд. По сообщениям средств массовой информации, в купальный сезон и при зимней рыбалке растет число несчастных случаев из-за несоблюдения отдыхающими элементарных требований безопасности на воде.

На основании части четвертой комментируемой статьи власти могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купания, использования технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопоя скота. При наложении подобных запретов нередко руководствуются большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (пусть даже рекреационной), вследствие чего (в том числе из-за заражения болезнетворными бактериями или загрязнения химическими веществами) вода может стать непригодной для питания. Указанный запрет нацелен на предотвращение вреда здоровью населения или домашних животных, а в ряде случаев (запрет на использование технических средств) — на сокращение антропогенной нагрузки на водоем или водоток.

Муниципальные органы через средства массовой информации и специальные информационные знаки на берегу водоемов и водотоков предоставляют населению необходимую информацию об ограничении водопользования. Вблизи рекреационных водоемов часто встречаются надписи «купаться воспрещено» или «свалка мусора запрещена». К сожалению, многие граждане, лишенные чувства ответственности, продолжают засорять берега и акватории пищевыми отбросами, битым стеклом и прочим мусором…

Сам правовой режим водных объектов общего пользования был бы неполноценным без береговой полосы общего пользования. Согласно новой редакции статьи 27 Земельного кодекса РФ 2001 г. приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Данная норма была включена в ЗК РФ согласно статье 14 Федерального закона от 3 июня 2006 г. «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» и имеет большое значение.

Историческое название береговой полосы — бечевник (от слова «бечева» — канат для тяги судов). Первоначально бечевником именовали полосу вдоль каналов и рек, которая использовалась для тяги судов за счет лошадиной или людской (бурлаки) силы. Еще в Российской империи закреплялось свободное пользование данной полосой (в 10 — 15 м) для нужд судоходства .

Морской энциклопедический словарь / Под ред. В.В. Дмитриева. Ленинград: Судостроение, 1991. Т. 1. С. 144.

В соответствии с Водным кодексом РФ 2006 г. ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м. Лишь небольшие водотоки (реки, ручьи и каналы) протяженностью менее 10 км должны быть окаймлены береговыми полосами шириной 5 м. В свою очередь, на болота, родники и гейзеры, ледники и снежники правило о береговой полосе общего пользования не распространяется. Однако законодатель прямо не исключает общедоступность названных водных объектов, что, впрочем, должно быть согласовано с жесткими требованиями безопасности.

В части восьмой комментируемой статьи логически продолжаются нормы о бесплатном пользовании водными объектами общего пользования для личных и бытовых нужд. Любой гражданин вправе пользоваться и береговой полосой общедоступных водных объектов для передвижения и пребывания около них. Допускаются любительское и спортивное рыболовство, причаливание лодок; запрещено лишь использование механических транспортных средств. Любительский лов рыбы нужно отличать от промышленного рыболовства. Согласно статье 1 Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство имеет цели личного потребления либо рекреационные цели. Промышленное рыболовство является предпринимательской деятельностью и нацелено на получение прибыли.

Федеральный закон № 217-ФЗ об имуществе общего пользования в садоводческих и огороднических товариществах (СНТ и ОНТ)

Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводческих и огороднических товариществ и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящемуся в границах территорий садоводческих или огороднических товариществ (СНТ и ОНТ), относится недвижимое имущество, которое отвечает следующим условиям:

  • имущество создано или приобретено после вступления в силу Федерального закона № 217-ФЗ о ведении садоводства и огородничества;

  • имущество принадлежит собственникам земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков.

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

Все члены товарищества в своей деятельности нуждаются:

  • в проходах и проездах к территории и по территории;

  • снабжении тепловой и электрической энергией, водой, газом;

  • водоотведении;

  • охране;

  • сборе твердых бытовых отходов и т.д.;

  • движимых вещах, созданных (создаваемых) или приобретенных для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при планировке территории садоводства или огородничества

Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества:

  • используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы;

  • никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

К основным целям создания имущества общего пользования Федеральным законом № 217-ФЗ о ведении садоводства и огородничества отнесены:

  • использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд;

  • размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок, их оборудование и т.д.).

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешенном гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), правообладатели входящих в него участков могут:

  • на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причем на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре;

  • при этом после регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли увеличивает и свою базу налогов.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  • общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества;

  • имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности;

  • есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственность.

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества:

  • не может быть обращено взыскание;

  • в случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади;

  • передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества.

пункт 2 статьи 28 «Ликвидация товарищества» Федерального закона № 217-ФЗ о ведении садоводства и огородничества

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

При сделках с садовыми и огородными земельными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости:

  • доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет права:

  • отчуждать долю в праве общей собственности отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок;

  • совершать действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок.

Условия договора, в соответствии с которым происходит

  • переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования,

  • переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок,

являются ничтожными в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ДЛЯ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА

Значение общего имущества для собственников помещений в многоквартирном доме велико. Его надлежащее функционирование напрямую влияет на комфортное существование жильцов. Немаловажна и финансовая сторона – обязанность содержать совместное имущество основана на законе.

Состав общего имущества дома регламентирован правовыми нормами, и все же споры по поводу отнесения того или иного предмета или оборудования к совместной собственности всех жильцов возникают часто. Каковы же признаки общего имущества и порядок пользования им?

Что понимается под общим имуществом в многоквартирном доме?

Определение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме основывается на его главном признаке: особом целевом назначении. Общее имущество в многоквартирном доме используется для обслуживания двух и более помещений здания. Это элементы, имеющие вспомогательное, обслуживающее предназначение, не являющиеся объектами индивидуальной (частной) собственности.

Общедомовая собственность (целиком, частично) не продается, не обменивается, не дарится, не отчуждается иначе. Она не зависит от регистрации в ЕГРН.

Законодательное регулирование

Состав общего имущества жильцов многоквартирного жилого дома, порядок пользования, правила содержания, количественные характеристики, управление регулируется гражданскими и жилищными нормативными документами.

Основополагающее понятие общего имущества собственников квартир определяет ст. 290 ГК РФ. Более подробно данный институт регламентирован Жилищным кодексом и Правилами по содержанию общедомового имущества в МКД, утвержденными Правительством РФ.

Подробный перечень общего имущества

Наиболее развернутый перечень содержится в упомянутых Правилах. Они разработаны на основании позиции законодателя, изложенной в вышеназванных кодексах.

Условно весь состав имеющегося общего имущества многоквартирного жилого дома можно разбить на 4 блока:

  • помещения совместного пользования многоквартирного дома, не относящиеся к квартирам, предназначенные для общего использования, обслуживающие два и более помещений (коридоры, лестницы, колясочные, лифты, техэтажи, технические подвалы и пр.);
  • помещения для занятий гражданами в свободное время физкультурой, творчеством, досугом, иными видами деятельности в социальной и бытовой сфере;
  • сооружения, не/несущие конструкции, обслуживающее оборудование, приспособления для доступа инвалидов, малоподвижных категорий населения к объектам (пандусы и пр.), автоматические системы измерения, учета потребления коммунальных ресурсов (счетчики);
  • земельный надел с домом, деревьями, кустарниками, конструкциями дизайна, и пр.

Подробный перечень общего имущества многоквартирного жилого дома, параметры, закрепляются приложением к договору управления многоквартирным домом. Представленный ниже образец поможет получить наглядное представление.

Определение порядка пользования общедомовыми ресурсами

Порядок пользования совместными ресурсами жильцами определяется жилищными и гражданскими нормативными актами. Собственники владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в установленных законом пределах. У жильцов имеется одинаковый объем прав на его эксплуатацию и, соответственно, обязанностей по его надлежащему содержанию.

Общее имущество может быть уменьшено (посредством реконструкции) исключительно с согласия всех его долевых собственников. Другим лицам могут передаваться в пользование общие объекты по решению собрания собственников. Условием передачи является отсутствие ущемления прав и законных интересов других участников гражданских правоотношений.

Например, жильцы решили сдать подвал, который относится к общему имуществу многоквартирного дома, в аренду для торговли. Для принятия такого решения о распоряжении подвалом потребуется созвать собрание собственников. Последующее пользование арендаторами общим имуществом многоквартирного дома должно осуществляться не в ущерб правам собственников. Использование третьими лицами общего имущества допускается только с согласия всех собственников.

Если МКД разрушен, снесен, у собственников остается право общедолевой собственности на земельный участок. Доля в таком общем имуществе пропорциональна части в общедолевой собственности на имущество на дату разрушения (сноса).

Что будет, если пользоваться имуществом без согласия?

Без согласия собрания использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме неправомочно. Использование общего имущества собственников многоквартирного жилого дома возможно с соблюдением регламентированных кодексом о жилищных правоотношениях норм. Использование общего долевого имущества жильцов многоквартирного дома в нарушение правовых норм может быть признано незаконным.

Например, заказчиком по энергосервисному контракту должно выступать ответственное за содержание жилого дома лицо, имеющее право заключить контракт только при имеющемся письменном согласии каждого собственника. В противном случае договор будет признан ничтожным (на основании Закона об энергоснабжении).

Правила содержания общедомового имущества

Каким образом содержать множество домовых объектов? Требования к содержанию общих объектов устанавливаются законодательством России.

Согласно нормам закона, владельцы квартир несут затраты совместно. Доля издержек каждого собственника определяется его долей в общей собственности.

Мероприятия по содержанию общедомовых ресурсов формируются исходя из их состава, износа, технического состояния, местного климата, конструктивных особенностей, иных характеристик дома. Минимальный список услуг и работ по содержанию, правила их оказания и выполнения устанавливаются Правительством России.

Обычно в список мероприятий входят:

  • периодический осмотр для своевременного обнаружения несоответствия состояния требованиям закона, угрозы безопасности здоровью, жизни граждан;
  • обеспечение функционирования всех инженерных систем;
  • проверка пожарной безопасности;
  • поддержание установленной законодательством температуры, влажности в помещениях (подвалах, подъездах и пр.);
  • уборка и очистка;
  • сбор и вывоз бытовых отходов;
  • содержание мест накопления отходов;
  • озеленение, поддержание благоустройства;
  • текущий и капитальный ремонт общего действующего и вышедшего из строя имущества МКД, подготовка к летней/зимней эксплуатации.

Кто занимается управлением этими ресурсами?

Каким образом построить процесс содержания общедомового имущества согласно предъявляемым требованиям? Кто непосредственно воплощает мероприятия по содержанию в реальность?

Содержание является обязанностью жильцов-собственников. Желание и возможность заниматься есть не у каждого, поэтому необходимо назначение ответственных лиц.

Осуществляется это посредством заключения соглашения (договора) с управляющей фирмой. Общим собранием собственников определяется подходящая управляющая компания, на основании заключенного соглашения ей делегируются полномочия по содержанию.

УК, представляя собственников, подписывает контракты с ресурсоснабжающими предприятиями, с организациями, производящими ремонт, работы по содержанию дома. Компания осуществляет мероприятия, определенные собранием собственников.

Управление общедомовым имуществом можно осуществлять через образование ТСЖ. Товарищество собственников жилья решает задачи по содержанию аналогично УК. Собственники, не вошедшие в ТСЖ, заключают с товариществом соглашение о содержании, ремонте имущества. Такой вариант управления удобен для домов с небольшим количеством квартир.

Способ управления устанавливается на собрании. Решение собрания собственников правомочно при наличии двух третей голосов.

Кем и за какие средства осуществляется ремонт?

Услуги, работы, условия их производства, финансовую составляющую обязаны утвердить собственники помещений на своем собрании. Ремонт проводится управляющими компаниями, если так постановили собственники. Имущественные ресурсы ремонтируются за счет собственников.

Законодатель регламентировал для собственника включение в плату за жилое помещение:

  • затрат на содержание помещения (на текущий ремонт);
  • авансирование капремонта.

Формирование и контроль фонда общих денежных средств собственников

Фонд денежных средств собственников – это спецсчет, где аккумулируются деньги, направляемые на капитальный ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме. Спецсчет пополняется ежемесячными платежами собственников на капремонт, неустойкой, процентами банка. Целевое назначение счета не позволяет направлять ресурсы на другие нужды, кроме капремонта.

Право на спецсчет принадлежит собственникам. Размер доли каждого пропорционален сумме платежей на капремонт всех собственников – владельцев каждой квартиры. О выделении доли финансовых ресурсов нельзя заявить. При продаже квартиры (помещения) покупатель становится собственником части фонда капремонта.

Проведение общего собрания владельцев квартир

Общее собрание собственников помещений в МКД представляет собой управляющий орган. Собрание проводится посредством:

  • личного присутствия каждого владельца жилого помещения;
  • заочного голосования;
  • смешанной формы.

Ежегодно (обычно во II квартале) должно проводиться собрание. Собственник может инициировать созыв внеочередного собрания. Такое собрание правомочно при наличии более 50% всех собственников. В случае отсутствия необходимого количества участников годовое собрание созывается повторно.

Мероприятия в отношении общих ресурсов реализуются по результатам итогов голосования участников собрания: решения принимаются большинством голосов, отдельные вопросы требуют 2/3 голосов или полного единогласия. Итоги голосования подтверждаются протоколами согласно установленным требованиям. Решения, как и протоколы, фиксирующие итоги голосования, удостоверяют факты, следствием которых может стать изменение прав и обязанностей в отношении общедомовой собственности.

Решения, протоколы подлежат размещению в доступных для заинтересованных лиц местах. Подлинные экземпляры обязательно направляются заинтересованным лицам в порядке и в срок, установленные жилищно-правовыми нормами.

Составление акта осмотра многоквартирного дома

Для надлежащего содержания общедомовых ресурсов УК проводит регулярные осмотры. В определенных ситуациях может осуществляться и внеплановый осмотр. Он оперативно выявляет несоответствие состояния имущества требованиям закона и безопасности: дефекты здания, порчу отдельных составляющих, состояние конструкций и внутреннего техоборудования.

Итоги осмотра заносятся в акт, содержащий подробные данные о состоянии всех общедомовых объектов, задачи для устранения обнаруженных несоответствий, анализ причин проявления дефектов (в целях выявления некачественной работы обслуживающих организаций). На основании акта осмотра собственники определяют мероприятия для устранения несоответствий.

Для общего пользования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *