Аудиовизуальное искусство

Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Между ООО и физическим лицом (автор) заключен договор об отчуждении авторских прав на аудиовизуальное произведение (вебинар). ООО стало известно, что автор нарушает условия договора: распространяет вебинар неопределенному кругу лиц.

Может ли ООО как правообладатель данного объекта интеллектуальной собственности взыскать с автора этого вебинара убытки или компенсацию?

ОТВЕТ

Право на распространение произведения (в том числе аудиовизуального) является одним из правомочий, входящих в понятие исключительного права. Исключительное право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом в указанном случае принадлежит не автору, а правообладателю в силу заключенного договора отчуждения исключительного права. Таким образом, после заключения договора отчуждения исключительного права автор сохраняет только личные авторские права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и др.), но теряет исключительное право на данное аудиовизуальное произведения. Поскольку исключительное право является абсолютным правом, правообладатель может защищать его от неопределенного круга нарушителей, в том числе и от автора произведения.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно части 3 статьи 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров (пп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 1263 ГК РФ каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю) (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Аналогичная норма установлена статьей 1285 ГК РФ: по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Вследствие заключенного договора отчуждения исключительного права правообладатель может защищать принадлежащие ему исключительные права на аудиовизуальное произведение при их нарушении третьими лицами, в том числе способами, предусмотренными статьями 1250 и 1252 Гражданского кодекса РФ.

Положения статьи 1250 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными настоящим Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Предусмотренные настоящим Кодексом способы защиты интеллектуальных прав могут применяться по требованию правообладателей, меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено настоящим Кодексом. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим интеллектуальные права.

Как разъясняется в пункте 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», использование произведения науки, литературы и искусства любыми способами, как указанными, так и не указанными в подпунктах 1 — 11 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, допускается только с согласия автора или иного правообладателя, за исключением случаев, когда Гражданским кодексом Российской Федерации допускается свободное использование произведения.

Каждый способ использования произведения представляет собой самостоятельное правомочие, входящее в состав исключительного права, принадлежащего автору (иному правообладателю). Право использования произведения каждым из указанных способов может быть предметом самостоятельного лицензионного договора (подпункт 2 пункта 6 статьи 1235 ГК РФ).

Незаконное использование произведения каждым из упомянутых в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ способов представляет собой самостоятельное нарушение исключительного права.

В судебной практике факт нарушения исключительного права на произведение автором является редкостью. Однако в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 N 15АП-18752/2017 по делу N А32-44777/2016 указано, что неправомерна ссылка апеллянта на факт исполнения произведений самим автором. Автор произвел отчуждение исключительного права на спорные произведения, а лицензиар предоставил соответствующее право лицензиару по исключительной лицензии. Далее суд выражается еще более конкретно: ответчик ошибочно полагает права указанного лица (правообладателя) не нарушенными в связи с исполнением произведений самим автором.

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1263 ГК РФ. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции

Комментарии к статье 1263 ГК РФ, судебная практика применения

В п. 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Право на получение вознаграждения принадлежит также и авторам, чьи музыкальные произведения вошли составной частью в аудиовизуальное произведение

В силу пункта 3 статьи 1263 ГК РФ авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, этого аудиовизуального произведения.

Право на получение вознаграждения принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение.

В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 года содержатся следующие разъяснения:

Права на персонажи мультфильмов, созданных до 1992 года

В п. 12 Обзора приведена следующая правовая позиция: «права на персонажи аудиовизуальных произведений — мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику). У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи».

Наличие прокатного удостоверения требуется только для публичной демонстрации кино- и видеофильмов

В п. 43 Обзора приведена следующая правовая позиция: «наличие прокатного удостоверения требуется только для публичной демонстрации кино- и видеофильмов, а не любых аудиовизуальных произведений… Разрешая требования прокурора, суд на основании анализа федерального законодательства установил, что законодательство предусматривает наличие прокатного удостоверения только для демонстрации кино- и видеофильмов, тогда как понятие аудиовизуального произведения, данное в ст. 1263 ГК РФ, шире понятия кино- и видеофильма».

Предварительные обеспечительные меры для защиты авторских прав в сети «Интернет» принимаются с 1 мая 2015 года (кроме фильмов)

В п. 54 Обзора приведена следующая правовая позиция: «До 1 мая 2015 г. законом не была предусмотрена возможность принятия предварительных обеспечительных мер в целях защиты исключительных прав в сети «Интернет» на иные (кроме фильмов) объекты авторских прав».

Разъяснения утратившего силу Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 2009 года

В п. 10.4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», ныне утратившего силу, содержатся следующие разъяснения:

Право на вознаграждение сохраняется за композитором даже если исключительное право на музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу

Судам следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

Разъяснения утратившего силу Постановления Пленума ВС РФ 2006 года

В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», ныне утратившего силу, содержатся следующие разъяснения:

Что понимается под публичным исполнением аудиовизуального произведения?

Публичным исполнением аудиовизуального произведения является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

От редакции. В журнале «Делопроизводство» публиковались статьи, посвященные документам на бумажной основе и активно внедряющимся начиная с конца ХХ века электронным документам. Однако еще в XIX веке появляются такие способы запечатления информации, как фото-, фоно- и кинодокументирование. Созданные этими способами документы отличает одно важное свойство – они возникают в момент и на месте событий, то есть одновременно с ними, что значительно повышает их достоверность. Кроме того, эти документы наглядны, дают возможность увидеть людей и события такими, какими они были. На рубеже XX–XXI веков фото-, фоно-, видеодокументы стали занимать все большее место в общем массиве документированной информации. Вместе с тем мало кто знает, что они, так же, как и документы на бумажной основе, имеют разные сроки хранения, подлежат сдаче в архив и составляют часть Архивного фонда России – национальной памяти нашего государства.

С этого номера редакция предполагает опубликовать ряд статей, которые позволят оценить значение фото-, фоно- и видеозаписей не только для сегодняшнего дня, но и для истории.

Кинофотофонодокументы по истории науки и техники

В. М. Магидов, доктор исторических наук, профессор РГГУ

  1. Кинодокументы
  2. Фотодокументы
  3. Звукозаписи (фонодокументы)

По данным справки об итогах паспортизации государственных и муниципальных архивов РФ всего в Архивном фонде РФ насчитывалось свыше 200 млн. ед. хр. документов на различных носителях информации. Вполне естественно, что подавляющая часть документов включает документы на бумажной основе (97,5%). Что касается кинофотофонодокументов и видеофонограмм, то их доля в Архивном фонде РФ кажется на первый взгляд незначительной и составляет около 2,5%.

Между тем можно констатировать, что Архивный фонд РФ располагает достаточно представительным по составу и содержанию объемом кинофотофонодокументов и видеофонограмм. Появление на свет, например, фотодокументов насчитывает немногим более полутора столетий. Первые звукозаписи и киносъемки стали достоянием общества несколько позже. Следует отметить немаловажное обстоятельство: начало комплектования в государственном масштабе архивов этими документами относится к концу 1920-х – началу 1930-х гг. и связано с образованием в нашей стране первых специализированных архивов, хранящих кинофотофонодокументы.

Несмотря на крайне скромные показатели объема отложившихся в государственных архивах видеофонограмм, в последние годы количество поступающих на постоянное хранение этих документов существенно возросло, так как увеличилось число учреждений и организаций, заинтересованных в сохранении ценной видеоинформации. Сегодня видеофонограммами комплектуются архивы более 40 регионов России. Наиболее значительные объемы видеодокументов приняты на хранение государственными архивами Москвы, Мурманской, Омской, Сахалинской, Ярославской областей. В трех крупнейших республиках страны – Татарстане, Саха (Якутия) и Марий Эл – созданы специализированные хранилища аудиовизуальных документов (Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Государственное национальное хранилище кинодокументов о Республике Саха (Якутия), Государственный архив аудиовизуальной документации Республики Марий Эл), целью деятельности которых является сохранение республиканского аудиовизуального наследия.

Рассмотрим теперь на конкретном материале, что представляют собой кинофотофонодокументы Архивного фонда Российской Федерации с точки зрения практической, научной и культурной ценности. Отмечая высокие познавательные и эстетические свойства кинофотофонодокументов, их несомненные особенности в отражении реальной действительности, мы вправе поставить вопрос: каким реальным массивом кинофотофонодокументов с точки зрения их состава и содержания может располагать исследователь при изучении событий второй половины XIX – начала XXI века?

Кинофотофонодокументы Архивного фонда Российской Федерации – это довольно пестрый и весьма разнообразный по своей информационной насыщенности и назначению конгломерат отдельных (не всегда связанных единой темой и направленностью) кинофотосъемок, видеофонограмм и звукозаписей, охватывающих в совокупности почти полуторавековой исторический период в жизни страны. Однако, несмотря на то что они обладают достаточно внушительным объемом и являются носителями своеобразной и, по сути дела, уникальной изобразительной, звуковой и изобразительно-звуковой информации, кинофотофонодокументы Архивного фонда РФ в отличие от письменных документов не способны в своей массе выступать в качестве единственного и определяющего источника в последовательном освещении событий и фактов.

Неоспоримую значимость и неповторимость кинофотофонодокументов как источников познания событий можно, по существу, продемонстрировать, раскрыв их содержательную сторону в рамках нескольких тематических групп. Проведенный анализ состава и содержания кинофотофонодокументов, хранящихся в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации, отраслевых ведомственных фондах, музеях, библиотеках и т. д., показал, что их целесообразно рассматривать в интересующем нас плане, объединяя в крупные предметно-тематические комплексы.

В данной статье начнем рассмотрение кинофотофонодокументов с комплекса по истории науки и техники.

Комплекс кинофотофонодокументов по истории науки и техники по сравнению с другими один из немногочисленных по объему. Здесь редко встречаются (особенно применительно к дореволюционному периоду и к 1920–1950-м гг.) сложившиеся тематические коллекции, характеризующие то или иное явление или событие последовательно и всесторонне. Для данного комплекса свойственно отражение лишь отдельных эпизодов, происходивших в различных областях науки и техники.

Первые отечественные кинодокументы, имеющие научно-исследовательскую и техническую направленность, относятся к 1912 г. и связаны с деятельностью полярной экспедиции Г. Я. Седова, известного исследователя Арктики. С помощью выполненных участником экспедиции художником Н. В. Пинегиным киносъемок можно получить представление об отправлении экспедиции на шхуне «Св. Фока» из Архангельска (Г. Я. Седов проверяет снаряжение экспедиции, здесь же сняты участники экспедиции географ В. Ю. Визе, геолог М. А. Павлов и др.), ее остановке на зимовку у острова Новая Земля. Камера зафиксировала состояние шхуны (обледеневшие палуба, мачты, снасти), жизнь команды во время полярного дня (отправление на охоту, танцы, состязание по борьбе, ловля рыбы и т. п.), а также попытку добраться до полюса на санях.

Подобная экспедиция с зимовкой на Новой Земле состоялась и в 1924 г. В одном из выпусков «Ленинградского госкинокалендаря» показана группа ее участников перед отправкой из Ленинграда. Рядом с начальником экспедиции Н. Н. Матусевичем и комиссаром Е. С. Карпешко стоит участник экспедиции Г. Я. Седова в 1912 г. автор вышеописанных съемок Н. В. Пинегин.
В кинохронике 1920-х гг. определенное внимание уделялось популяризации новой техники, новейших технических средств и оборудования. Так, в 21-м выпуске «Кинонедели» один из ее сюжетов был посвящен испытанию автодрезины на Курском вокзале (здесь присутствовал начальник Высшей военной инспекции Н. И. Подвойский), а 28-й выпуск включал фрагмент испытания пожаргасов системы инженера Шефтеля, проводимого в Москве страховым отделом Продовольственного совета. На кинопленку были также зафиксированы испытания Доброхимом дымовых шашек, аэролодки на реке Амударье, аэромобиля во время пробега Москва – Севастополь, опылительного прибора для борьбы с вредителями сельского хозяйства и др.

В нескольких выпусках «Госкинокалендаря» за 1924 г. и начало 1925 г. исследователи найдут материал об испытаниях различных систем отечественных и зарубежных тракторов. Одна из технических сенсаций тех лет – изобретение инженером Я. Л. Брусиловским автоматической веялки-сортировки.

Об уровне технического оснащения шахт в 1920-е гг. наглядно свидетельствует выпуск «Госкинокалендаря» за 1923 г. Надпись к сюжету гласит: «Донбасс. Шахты с паровым подъемом» (в кадре демонстрируются паровые подъемные сооружения на шахтах Донбасса; погрузка угля на тележку; вращение лошадью колеса подъемника и перевозка угля на волах). Заслуживают внимания съемки различных модификаций тепловозов, построенных по проекту советских инженеров и ученых на отечественных заводах и в Германии. В 1920-е гг. широкое распространение получила сборка стандартных домов. Один из поселков, где шло экспериментальное строительство таких домов Стандартстроем и термолитового дома по системе инженера Галахова, запечатлен на кинопленку.

В эти годы многие научные учреждения развернули огромную экспедиционную деятельность, направленную на изучение и освоение природных богатств ряда регионов страны, а также освоение новых воздушных трасс. В этой связи большую ценность имеет съемка, произведенная в районе Байкала на станции Слюдянка, где геологи вели разработку заброшенных раскопок слюды. Определенный шаг вперед сделан и в области авиационной техники. Выпуски «Авиакиножурнала», выходившего в 1925 г., дают интересную информацию. Приметным явлением стали воздушные экспедиции на дальние расстояния. В кинодокументах показано несколько событий, имеющих отношение к организации таких полетов. В РГАКФД и других архивах можно найти кинодокументы о деятельности научно-исследовательских учреждений, сессиях АН СССР, работе выдающихся ученых: К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, А. П. Карпинского и других. Нельзя обойти вниманием уникальную киносъемку, запечатлевшую празднование 200-летия АН СССР (1925 г.) в Ленинграде. В нее вошли кинокадры рабочих помещений физико-химической лаборатории академика Н. С. Курнакова, встречи советских и зарубежных ученых с ленинградцами, а также юбилейного заседания, проходившего под председательством президента Академии наук А. П. Карпинского и т. д.

Начиная с середины 1930-х гг. и до конца 1960-х включительно отображение и популяризация достижений науки и техники осуществлялись в сфере научно-популярного кино посредством выпуска таких периодических киноизданий, как «Наука и техника», «Новости строительства», «Новости сельского хозяйства», «На стальных магистралях СССР», «На голубых дорогах» и др. Можно говорить о том, что в целом они отражали отдельные направления научно-технического прогресса, однако имели строго ограниченный объем и определенное число номеров в год. Поэтому эти кинодокументы были не в состоянии объять многие интересные открытия и эксперименты, технические новинки, в результате чего ряд новейших достижений науки и техники оказался не зафиксированным кинообъективом. Систематические киносъемки по истории науки и техники стали вестись примерно с начала 1960-х гг., когда в системе АН СССР и союзных республик, НИИ и ведомств были организованы специализированные кинофотоотделы или лаборатории. Координировал их работу в 1960–1980-е гг. Госкомитет по науке и технике СССР. Кинодокументы, созданные в системе подведомственных ему учреждений и организаций, до сих пор находятся вне государственного хранения. Их ценность очевидна. Это объясняется прежде всего тем, что в деятельности киноотделов и лабораторий помимо традиционных кинодокументов (киножурналы, хроникальные выпуски, документальные и научно-популярные фильмы) постоянно откладывалась специфическая документация: оперативная киноинформация и научно-исследовательские съемки. Они в совокупности создают широкое представление о состоянии и развитии науки и техники в конкретный отрезок времени и имеют определенную источниковедческую ценность.

Непреходящее значение имеют фотодокументы по истории науки и техники, хранящиеся в государственных и ведомственных архивах и музеях страны. Первые из них появились в отечественной практике уже в 60-е гг. XIX века (например, фотоальбом под названием «Строительство моста через Оку близ Коломны по линии Московско-Рязанской железной дороги», снимки в котором датированы 1863–1866 гг.).

Достаточно подробно запечатлена в многочисленных фотодокументах работа археографических и этнографических экспедиций. Большой исследовательский интерес вызывает фотоальбом, состоящий из 31 снимка известных ученых и путешественников: Н. М. Пржевальского, В. И. Роборовского, П. К. Козлова. В нем нашли отражение все основные места следования экспедиции по Центральной Азии (точнее, по Тибету). Уникальна также в этом смысле коллекция фотодокументов выдающегося деятеля фотографии З. З. Виноградова из собрания Государственного исторического музея. В ней содержится немало снимков, характеризующих модернизацию речного флота на Волге в начале XX века (от развития буксирных способов транспортировки до применения крупных судов специализированной постройки). Ряд фотодокументов дают представление о техническом оборудовании текстильных предприятий на примере Волоколамской хлопчатобумажной фабрики (1930 г.). При съемке такого рода объектов З. З. Виноградов основное внимание, например, обращал на прием последовательной деталировки объекта съемки: после общего вида цеха фиксировались отдельные производственные процессы и станки, а затем детали станков. Таким приемом автор каждым последующим снимком как бы раскрывал фрагмент предыдущего или определенный этап процесса.

Обобщая анализ фотодокументов научно-исследовательских учреждений и ведомственных фотоотделов и лабораторий 1960 – 1980-х гг., хочется отметить, что эти документы принадлежат к разновидности фотодокументов узкотематического профиля, отражающих отдельные стороны производственной и научной деятельности конкретного учреждения или отрасли народного хозяйства, науки и техники. Среди них наиболее значительными следует считать те, которые созданы при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проектировании объектов капитального строительства и т. д., именно они содержат информацию, характерную для конкретного профиля НИИ, дополняющую фотодокументы хроникального характера.

Самостоятельную и значительную по объему группу документов исследуемого комплекса составляют кинофотофонодокументы, запечатлевшие события, связанные с освоением космического пространства. Наиболее подробное освещение здесь нашли запуск искусственного спутника Земли на околоземную орбиту 4 октября 1957 г., подготовка и осуществление космических полетов кораблей с человеком на борту (полет в космос первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина, моменты выхода впервые в мире человека в открытый космос) и др. Особую ценность имеют кинофотофонодокументы, зафиксировавшие момент запуска космических кораблей, приземление космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Николаева, В. Терешковой, В. Быковского, П. Беляева, А. Леонова, членов международного космического экипажа «Союз-Аполлон» В. Кубасова, А. Леонова, Д. Слейтона, В. Бранда, Т. Стаффорда и других. Широко представлены в архивах кинофотофонодокументов материалы о пребывании космонавтов в различных частях страны: например, Ю. Гагарина в Саратове, на смоленской земле, А. Николаева и В. Терешковой – в Северной Осетии, В. Быковского, А. Леонова, В. Терешковой – в Кабардино-Балкарии, П. Беляева, А. Леонова – в Вологодской области, Перми и т. д.

Уникальны звукозаписи позывных первого искусственного спутника Земли, репортажи из Института имени П. К. Штернберга о наблюдении за первым искусственным спутником, из Центра управления полетами о стартах и посадках космонавтов, предполетные интервью космонавтов, интервью с экипажами, сеансы связи, репортажи об их встречах после приземления, пресс-конференции, высказывания основоположника практической космонавтики академика С. П. Королева, его сподвижников академиков А. А. Благонравова, Д. И. Блохинцева, Б. Н. Петрова, Л. И. Седова, Н. М. Сисакяна и других, воспоминания участников космических исследований.

Интерес к фонодокументам по истории отечественной науки и техники как самостоятельному комплексу звуковых документов скорее декларирован, чем реализован. Упоминания о них в архивных справочниках различного типа не решают проблемы, так как большая часть включенного в них материала носит ярко выраженную информационную направленность. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в литературе фонодокументы этого вида специально не рассматриваются, а только в отдельных случаях вскользь упоминаются. Руководствуясь вышеизложенными соображениями, в данном разделе статьи рассматриваются три группы фонодокументов, в которых выделенная нами тематика получила краткое освещение.

Первая группа включает фонограммы проведения официальных мероприятий, что позволяет исследователям получить общее представление о деятельности различных (преимущественно академических) научных учреждений и организаций в 1950–1980-е гг. Самые ранние по времени фонодокументы этой группы относится к 1957 г. В них зафиксирована работа сессии АН СССР, проводимой в связи с 40-летием Октябрьской революции. Большой интерес вызывают различной степени полноты звукозаписи заседаний и собраний АН СССР, республиканских академий наук, посвященных 250-летию основания Российской академии наук и другим юбилейным датам, а также проблемам развития общественных наук. Наиболее характерным документом для данной группы может служить фонограмма, датированная 1962 г., в которой приведены взгляды крупных ученых – академиков А. И. Берга, Б. М. Кедрова, Б. А. Рыбакова, Н. Н. Семенова, высказанные ими на одном из общих собраний АН СССР. Подобная (в какой-то мере условная) попытка идентификации этих фонодокументов связана прежде всего с формой выражения научного и общественного мировоззрения ученого, что в известной степени побуждает исследователей к более широким обобщениям относительно рассмотрения содержания подобного рода источников.

Анализ многочисленных воспоминаний, относящихся к данной проблематике, позволяет сделать некоторые гипотетические выводы:

1. Многие ученые в своих воспоминаниях в основном обосновывают существование одной, господствующей идеологии в советской науке, подчеркивая ее значимость для социалистической революции. Это особенно отчетливо прослеживается в записанных на пленку воспоминаниях 1930–1950-х гг. философов, историков и других ученых. Констатация такого факта важна не только сама по себе: более обширная информация, содержащаяся в фонодокументах, помогает глубже понять внутреннее состояние оратора, мотивацию его идей и представлений.

2. Представляет интерес и проблема выявления полезной или хотя бы более или менее существенной с точки зрения содержания информации по истории науки и техники и ее иерархизации в выступлениях ученых по различным областям математики, вычислительной техники, физики, химии, географии, ядерной энергетики, космонавтики и др.

3. Отдельного рассмотрения требует вопрос об индивидуальности ученого как личности, выражающейся в самых различных аспектах, в том числе неповторимости голоса, его тональности, умении интонационно выделить отдельные слова, фразы. В этом смысле неординарна разговорная речь советских и зарубежных ученых, сохранившаяся в архивных звукозаписях 1930–1980-х гг. Среди них голоса О. Ю. Шмидта, А. В. Луначарского, Н. А. Семашко, А. В. Шестакова, Б. А. Келлера, Ф. Нансена, Т. Хейердала, К. Э. Циолковского, И. В. Курчатова, С. П. Королева и других.

Звучащая речь, как известно, один из важнейших каналов общения. В ней содержится многоплановая информация. Подтверждение тому можно найти в воспоминаниях ученых. В них ярко и неординарно проявляются их индивидуальность, отношение к своим коллегам, их открытиям и повседневной работе. В данной группе фонодокументов заслуживают внимания воспоминания 1960–1970-х гг. Н. Н. Качалова о первом успешном получении оптического стекла в нашей стране в 1926 г. на Ленинградском заводе имени М. В. Ломоносова, Н. П. Дубинина, П. Х. Камая, М. И. Барсукова и других о становлении и организации советской науки, истории отечественной космонавтики, медицины, сельскохозяйственной науки.

Предпринимая попытку проанализировать состав и содержание кинофотофонодокументов по истории науки и техники и объяснить связанные с ней отдельные сложные проблемы, автор отдает себе отчет в неординарной сложности затрагиваемой темы. Анализируемые выше основные группы документов (высказывания, реплики, фрагменты съемок, выступлений и воспоминаний) могут рассматриваться как составная часть традиционных и других источников, отражающих многообразие научной проблематики и технических достижений. Совершенно очевидно, что естественнонаучные направления человеческой деятельности в историческом аспекте получили лишь схематическое освещение. Учитывая масштабы и глубину проблем по изучению истории науки и техники вообще и отдельных ее аспектов в частности, это представляется вполне естественным.

В этой связи необходимо расширить возможности использования кинофотофонодокументов данной тематики, опираясь на теоретическую и практическую важность данной проблематики.

ПРАВИЛА ПРИЕМА И ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ

для обучения по основной профессиональной образовательной программе

среднего профессионального образования

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 210313 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ»

очная форма обучения,

срок обучения на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев;

Обучение специальности «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ» дает возможность получить среднее профессиональное образование с квалификацией: «Техник».

Выпускники Колледжа в соответствии с полученной специальностью могут вести профессиональную деятельность звукотехника на телевидении, в театрах, концертных залах, студий радиовещания, киностудий и других организаций, занимающихся подобной деятельностью. Объектами профессиональной деятельности специалиста-техника являются подготовка, формирование записи, преобразование и воспроизведение информации в виде звуковых и видеопрограмм и обслуживание аудиовизуальной техники.

Прием заявлений и документов проводится с 15 июня по 9 июля.

При подаче заявления поступающие представляют в приемную комиссию следующие документы:

1. Документ, удостоверяющий личность или его копию.

2. Документ об образовании или нотариально заверенную копию.

3. 6 фотографий, размером 3х4 (матовые).

4. Документы, подтверждающие право на льготы.

5. Копию страхового медицинского полиса

6. Медицинскую справку по форме № 086-у (к моменту зачисления).

7. Военный билет или приписное свидетельство (к моменту зачисления).

В С Т У П И Т Е Л Ь Н Ы Е И С П Ы Т А Н И Я

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

  1. Русский язык — проводится в письменной форме (Диктант). Оценивается по 100-балльной шкале.
  2. Физика — проводится в устной форме. Оценивается по 100-балльной шкале.

КОЛЛОКВИУМ (Оценивается по 100-балльной шкале):

Предметное тестирование — определение элементарных знаний в сфере аудио-, видеотехники. Абитуриенту предлагаются к прослушиванию тесты, состоящие из двух-трех записей одного и того же произведения, позволяющие выявить наклонности абитуриента, его способности к творческому мышлению, склонность к обучению и успешной профессиональной деятельности по выбранной специальности;

Собеседование – определение общего культурного уровня и наличие творческих способностей абитуриента, его познаний в области литературы, музыки, кинематографа, изобразительного искусства, театра.

На время сдачи экзаменов общежитие не предоставляется.

Адрес Университета: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д.3.

Телефон приемной комиссии: 8(499)181-03-93

Адрес Колледжа кино телевидения и мультимедиа:129128 Москва, ул. Будайская, д.3,

Изобразительное искусство – это искусство, которое выражается визуально и звуком одновременно, создавая шоу, показывающие, что человеческий образ передается не с глазу на глаз, а с помощью машин. Они включают в себя звуковое и изобразительное искусство, видео-танец, кино и телевидение, например, являющиеся произведениями этого искусства – фильм, телевизионную фантастику, музыкальное видео или рекламную рекламу, а также более абстрактные произведения искусства, такие как видеоарт, звуковая скульптура и звуковые инсталляции в целом и так далее.

Аудиовизуальное искусство – это исследование кинетического абстрактного искусства и музыкального или звукового набора по отношению друг к другу. Это включает визуальную музыку, абстрактный фильм, аудиовизуальные представления и инсталляции. Аудиовизуальное искусство разделяет больше с выступлениями, чем с любым традиционным определением музыкального концерта. Действительно, идея переменной длительности, импровизации и растяжения структуры почти до неузнаваемости звуковой среды вне времени. Аудиовизуальные художественные представления развивались и извлекали выгоду из сделанных на заказ площадок, специально предназначенных для прослушивания. Часть борьбы с определением звукового искусства обусловлена ​​распространенным чувством иерархии, в котором искусство должно находиться где-то выше музыки, перформанса, антропологии или картографии. Они могут иметь отношение к другим художественным дисциплинам, особенно к исполнительским видам искусства, таким как видео танец и изобразительное искусство.

Аудиовизуальное искусство – это видеоарт со звуком, произведения искусства о звуке, произведения искусства композиторов, звуковая скульптура и музыка художников: любое из них может быть воспринято или отвергнуто как звуковое искусство в зависимости от кураторской программы, личных предпочтений или таксономической строгости, но все же Определение звукового искусства – сложная и сложная задача.

обзор
В книге «Искусство и чувства» итальянские художники-футуристы Фортунато Деперо и Луиджи Руссоло в 1915 году разрабатывали художественные машины для создания мультисенсорного опыта звука, движения и цвета. В 1970-х годах Гарри Бертойя создал звуковые скульптуры объектов, чтобы иметь мультисенсорный эффект, исследуя взаимосвязи между звуком, исходным событием и материальными свойствами объектов. В примере с явными музыкальными связями в Оксфордском справочнике по новой аудиовизуальной эстетике цитируется музыкант Брайан Уильямс (он же Lustmord) как человек, чья практика пересекает аудиовизуальное искусство и основные средства массовой информации, где его работа «не является традиционно» музыкальной «и имеет» четко визуальную » аспекты».

Развитие аудиовизуального искусства, корни в футуризме, важность Fluxus в 1960-х годах и ускоряющаяся эволюция и часто взаимозаменяемые идентичности звука, шума и музыки за последние полвека – при этом неизбежно выделяется значительное пространство для аргументации за включение и исключение различных категорий. Казалось бы, звуковое искусство все еще настолько податливо, что выполнение критериев момента может быть самоцелью: если у чего-то просто есть аудиокомпонент, это может быть квалифицировано, что немного похоже на празднование, когда рисуешь что-нибудь, на чем можно найти краску ,

«Освобождение» звука через его готовность переносить является еще одним признаком его распада. Проявляющиеся артефакты звука и музыки исчезают: компакт-диски, кассеты, записи и множество мимолетно инновационных альтернатив являются исчезающими видами. Ритуалы, сопровождающие наше использование звука, наделяют его интеллектуальной и физической идентичностью.

Аудиовизуальное искусство сводит звук к жанрам и категориям и вместо этого сосредотачивается на его воспитании в качестве средства, позволяющего использовать его преимущества, которые так долго дарились изобразительному искусству: среды одитинга, в которых жизненный хаос приостановлен на достаточно долгое время, чтобы позволить прямое столкновение с работа и возможность понять ее смысл, намерение, идентичность и наше отношение к ней. Важно, что галереи должны быть спроектированы и работать с пониманием поведения и восприятием звука.

Сам факт, что аудиовизуальное искусство – это отдельные зоны визуального отделения от этого банального хаоса, позволяет искусству и нашим отношениям к нему. Давайте культивировать звук в зонах аудиовизуальных художественных шоу, воспитывающих его верность и наше внимание, и создадим среду, дающую ключ, необходимый для восстановления телесного, культурного осознания всего звука.

Исполнительское искусство: исполнительское искусство и аудиовизуальное искусство
Аудиовизуальное и исполнительское искусство – это зрелищное искусство. Что касается топологии шоу, фундаментальное различие между аудиовизуальным и исполнительским искусством заключается в том, что в последнем случае человек фактически участвует во плоти и крови, живет, как в случае с лирикой, танцами, театром и т. Д.

В аудиовизуальном искусстве, с другой стороны, существует «сцена призрака», что означает, что зритель имеет доступ ко всем углам восприятия, если он этого хочет. Связь отличается, потому что механические процедуры всегда направляют зрителя, позволяя ему видеть детали капающей капли пота или не слышать, например, рев шкафа, лежащего на полу. Творческий процесс очень отличается, как с точки зрения исполнителей или актеров, так и остальной части компании или команды. В исполнительском искусстве место представления влияет на создание шоу, в том числе потому, что расстояние между сценой и комнатой может привести к потере коммуникативных навыков.

В настоящее время аудиовизуальные материалы часто присутствуют на многих шоу исполнительских искусств.

Аудиовизуальное искусство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *