Понятие договора воздушной перевозки

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

См. ИС «Юрист» Договор об организации перевозок грузов в международном (исключая транзит), межобластном, межрайонном (междугороднем) и внутреннем сообщениях от 2008 г.

Договор об организации перевозок грузов в межобластном и/или международном сообщении (исключая транзит) (примерная форма) от 2002 г.

Договор об организации перевозок грузов в международном сообщении транзитом через Республику Казахстан (примерная форма) от 2002 г.

Трехсторонний договор о порядке применения понижающего коэффициента на перевозки грузов в международном сообщении транзитом через Республику Казахстан от 2006 г.

Договор о порядке применения понижающего коэффициента к действующим тарифам на перевозки грузов в международном (исключая транзит) и республиканском сообщениях от 2006 г.

Договор взаимодействия по перевозке грузов в республиканском и международном (исключая транзит) сообщениях от 2006 г.

Договор взаимодействия по перевозке грузов в международном сообщении транзитом через Республику Казахстан от 2006 г.

Двухсторонний договор о порядке применения понижающего коэффициента на перевозки грузов в международном сообщении транзитом через Республику Казахстан от 2006 г.

Договор воздушной перевозки груза

г.

, именуемое в дальнейшем «Перевозчик», в лице , действующего на основании , с одной стороны и , именуемое в дальнейшем «Грузоотправитель», в лице , действующего на основании , с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется доставить вверенный ему Грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а Грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

1.2. Аэропорт отправления .

1.3. Аэропорт назначения .

1.4. Аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушного судна предусмотрена его посадка .

1.5. Код Перевозчика .

1.6. Номер рейса .

1.7. Дата выполнения рейса .

1.8. Время отправления (местное) часов минут.

1.9. Время прибытия (местное) часов минут.

1.10. Тип воздушного судна .

2. Права и обязанности Сторон

2.1. Перевозчик обязан:

2.1.1. Предоставить Грузоотправителю достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию:

— об условиях договора воздушной перевозки груза;

— о правилах перевозки груза;

— об условиях применения тарифа;

— о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Определение договора дается в п. 2 ст. 103 ВК. Оно ничем не отличается от формулировки, содержащейся в ст. 785 ГК, если не считать того факта, что в п. 2 ст. 103 ВК объединяются определения договора воздушной перевозки груза и договора воздушной перевозки почты, что, впрочем, никак не повлияло на характер дефиниции договора воздушной перевозки груза. Хотя такой подход противоречит правилам нормотворческой техники, исключающей объединение разных определений, хотя и однопорядкового характера, поскольку каждое из них содержит свои отличия. Почта является особым объектом перевозки. В связи с этим ее перевозка регулируется отдельными правилами, которые в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом в области почтовой связи (п. 3 ст. 102 ВК). Специальной статьей (ст. 122 ВК) закреплена ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты. Имеются и другие отличия.

Договор воздушной перевозки груза не имеет каких-либо существенных отличительных признаков. Некоторые особенности договора касаются его структурных элементов. Отличия относительно сторон договора связаны с перевозчиком. В соответствии со ст. 100 ВК перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ вида деятельности в области авиации. К этим видам деятельности относится воздушная перевозка грузов.

Само понятие «эксплуатант» определяется в законе как гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на нраве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Из приведенного определения можно сделать вывод о том, что не всякий эксплуатант может быть перевозчиком. В частности, им не может быть гражданин, поскольку перевозки относятся к предпринимательской деятельности. Следовательно, эксплуатант-перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кроме того, эксплуатант-перевозчик должен использовать воздушное судно не просто для полетов (ими могут быть полеты в спортивных, испытательных, экспериментальных и других целях), а для полетов только по осуществлению перевозок. Наконец, он должен иметь кроме сертификата (свидетельства) эксплуатанта лицензию на осуществление воздушных перевозок.

Кроме эксплуатанта как перевозчика ВК называет в качестве перевозчика авиационное предприятие. Так, в соответствии с п. 1 ст. 61 ВК под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

Определение авиационного предприятия дает основание утверждать, что оно может быть перевозчиком только при условии, что в его учредительных документах в обязательном порядке указывается в качестве одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок.

Поскольку в ст. 100 ВК, устанавливающей, кто является перевозчиком, авиационное предприятие не называется, неясно, должно ли оно, имея одной из основных целей деятельности осуществление воздушных перевозок, обрести статус эксплуатанта. Вполне очевидно лишь то, что для осуществления перевозочной деятельности оно должно иметь лицензию.

Использование в ВК понятия «эксплуатант», «авиационное предприятие» для обозначения перевозчика нельзя признать удачным. Введение в число участников транспортных правоотношений эксплуатанта и авиационного предприятия вызвано, скорее всего, стремлением законодателя отграничить перевозки воздушным транспортом от уже упоминавшихся других видов его деятельности. Однако любой вид транспорта (и в первую очередь автомобильный и морской) также используется не только для перевозок, но и в иных целях. Но законодательство, регулирующее их деятельность, не вводит для обозначения перевозчика каких-либо специальных терминов. Нет подобного обозначения перевозчика и в международных конвенциях, регулирующих воздушные перевозки.

Еще один важный момент, касающийся перевозчика как стороны договора, заключается в том, что его обязанности могут исполнять и другие лица. В частности, он вправе передать свои обязанности или их часть по договору лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок. Это лицо именуется уполномоченным агентом.

Кроме того, перевозчик имеет право передать свои обязанности или их часть лицу, осуществляющему аэропортовую или иную деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, груза на основании предусмотренного законодательством РФ сертификата соответствия, или другому лицу. При этом он несет ответственность за их действия (бездействие) перед грузоотправителем и грузополучателем и за выполнение договора воздушной перевозки груза. По сути речь идет о таком участнике транспортных правоотношений, как фактический перевозчик, которому перевозчик поручает выполнение перевозки груза или ее части. Термин «фактический перевозчик» применен в КТМ (п. 1 ст. 173), а среди международных транспортных источников – в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (п. 2 ст. 1). Значимость роли лиц, которым перевозчик вправе передать свои обязанности или их часть такова, что требует регулирования отношений между ними (фактическими перевозчиками) и перевозчиком на законодательном уровне. При этом норма об ответственности перевозчика за действия или бездействие фактического перевозчика по аналогии с КТМ (п. 2 ст. 173) должна быть дополнена следующим положением: «В соответствии с соглашением межу перевозчиком и фактическим перевозчиком правила, установленные об ответственности перевозчика, применяются также к ответственности фактического перевозчика за осуществленную им перевозку груза».

Предмет договора. Имеются некоторые особенности договора воздушной перевозки груза, касающиеся его предмета. Так, после приема груза к перевозке перевозчик осуществляет его обработку, а также документационное оформление грузовой коммерческой его загрузки на определенный рейс. Особенности предмета касаются также услуги, связанной с уведомлением перевозчиком грузополучателя о прибытии груза. Сроки уведомления здесь существенно отличаются от тех, которые установлены другими транспортными уставами и кодексами. Они значительно короче. Кроме того, в отличие от других транспортных источников Общие правила воздушных перевозок закрепляют специальный срок уведомления о прибытии груза, требующего особых условий перевозки, за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного.

Форма договора воздушной перевозки груза имеет некоторые особенности, касающиеся наименования накладной, количества экземпляров, отметок об особых свойствах грузов, о проверке его состояния, перевозке трансферного груза, внесении изменений и др.

Договор воздушной перевозки груза оформляется грузовой накладной. Форма этого транспортного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Грузовая накладная составляется перевозчиком в трех экземплярах. Первый ее экземпляр остается у перевозчика, второй предназначен для грузополучателя и должен следовать за грузом, третий возвращается перевозчиком или уполномоченным агентом грузоотправителю по принятии груза. Грузовая накладная оформляется на каждую грузовую отправку. Порядок се заполнения, фиксации особых отметок и внесения изменений закреплены в Общих правилах воздушных перевозок (п. 62–66).

Графы ее трафаретной формы заполняются на основании данных, содержащихся в заявлении грузоотправителя на перевозку груза и документе, удостоверяющем личность грузоотправителя, либо доверенности и документе, удостоверяющем личность предъявителя доверенности. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также информацию об оплате перевозки груза.

В ней делается отметка о свойствах груза, если возникает необходимость в особых условиях его перевозки. В случае если перевозчик или уполномоченный агент осуществил проверку состояния груза, в накладной делается отметка о проведенной проверке. Отметки делаются также об объявленной ценности груза, произведенном его опломбировании и указывается наименование пломб грузоотправителя. Если ценность груза не объявлена, то это отмечается в грузовой накладной.

В случае перевозки трансферного груза, который согласно грузовой накладной доставляется в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика, перевозчик или уполномоченный агент оформляет накладную с указанием аэропортов (пунктов) трансфера.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления. При этом все копии грузовой накладной должны отвечать требованию идентичности.

В случае если требуется внести какие-либо изменения в грузовую накладную, перевозчик или уполномоченный агент делает это по согласованию с грузоотправителем. Грузовая накладная подписывается перевозчиком или уполномоченным агентом и грузоотправителем.

Принципиальных отличительных особенностей обязанностей сторон по договору воздушной перевозки груза не существует. Как и в любой перевозке груза, основной обязанностью перевозчика является своевременная и сохранная доставка груза в пункт назначения, а грузополучателя – своевременный и полный расчет за выполненную перевозку. Некоторые особенности обязанностей сторон договора связаны с перевозкой грузов, требующих особых условий. К таким грузам относятся скоропортящиеся грузы, живность, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и некоторые другие грузы.

Перевозка скоропортящихся грузов. Особенности перевозки скоропортящихся грузов состоят в том, что при заключении договора грузоотправитель должен предъявить к перевозке, во-первых, доброкачественный скоропортящийся груз, а во-вторых, предоставить документы, подтверждающие, что скоропортящийся груз при перевозке в предусмотренный договором перевозки груза срок не потеряет своих качеств. Причем такие документы уполномоченных государственных органов должны предъявляться отдельно на каждую грузовую отправку. Общие правила воздушных перевозок запрещают прием к перевозке скоропортящихся грузов без документов, подтверждающих их качество (п. 191).

Если перевозчик не может обеспечить доставку скоропортящегося груза в срок, в течение которого груз не потеряет своих качеств, то он вправе не принимать груз к перевозке. В случае когда принятый к перевозке скоропортящийся груз не может быть перевезен в срок, указанный в грузовой накладной, перевозчик обязан немедленно известить об этом грузоотправителя и возвратить ему груз и провозную плату, если от грузоотправителя не последует других распоряжений. В ситуации, когда скоропортящийся груз находится под угрозой порчи, перевозчик обязан принять согласованные с грузоотправителем меры, необходимые для обеспечения своих интересов и интересов грузоотправителя, грузополучателя и других лиц.

Перевозка в качестве груза живности требует наличия у грузоотправителя документов, предусмотренных международными договорами РФ, нормативными правовыми актами РФ и законодательством страны, на территорию, с территории и через территорию которой предполагается перевозка. Особые требования предъявляются к таре, в которой перевозится живность. Контейнеры, транспортные клетки и т.п., в которых она перевозится, должны быть прочными, обеспечивать необходимые удобства при перевозке, безопасность, соблюдение санитарных требований и прочное крепление на борту воздушного судна.

Перевозка опасных грузов. К опасным грузам относятся оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы. Перевозка этих грузов осуществляется в соответствии с требованиями международных договоров, подписанных Российской Федерацией, и нормативных правовых актов РФ. К группе нормативных источников, регулирующих перевозку опасных грузов, относятся, в частности, Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации, Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО). Требования по обеспечению авиационной безопасности к грузоотправителю, эксплуатанту и другим лицам, обеспечивающим перевозку опасных грузов воздушными судами, устанавливаются техническими инструкциями и федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142). Одно из требований, предъявляемых к перевозке опасных грузов, заключается в том, что к перевозке принимаются только надлежащим образом классифицированные, идентифицированные, упакованные, маркированные и документально оформленные опасные грузы в соответствии с требованиями международных договоров, к которым присоединилась Российская Федерация, и нормативных правовых актов РФ.

Изменение условий договора, его прекращение. Стороны договора имеют право изменить условия договора воздушной перевозки груза. Так, за грузоотправителем остается право распоряжаться грузом и после его сдачи к перевозке. Оно сохраняется за ним до момента получения груза грузополучателем или совершения грузополучателем действий, свидетельствующих о востребовании им груза.

Распоряжение грузом состоит, в частности, в том, что грузоотправитель вправе: получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления; изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу; распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности выдачи его грузополучателю. В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок распоряжение грузоотправителя, связанное с перевозкой груза, обязательно для перевозчика, за исключением случаев, когда такое распоряжение может нанести ущерб перевозчику или другим лицам. Оформляется распоряжение грузоотправителя в письменной форме. Обязательным условием его исполнения является предъявление перевозчику оригинала транспортной накладной.

В случае невозможности исполнения распоряжения перевозчик вправе отказаться от его исполнения с немедленным уведомлением об этом грузоотправителя. Право перевозчика изменить условия договора воздушной перевозки груза увязано законом с выполнением им при этом определенных обязанностей. Он обязан, в частности, поставить в известность грузоотправителя или грузополучателя об изменении условий договора и испросить их решение относительно груза.

Перевозчик обладает правом не только изменить условия договора воздушной перевозки груза, но и прекратить его. В соответствии с законом перевозчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки груза. Перечень оснований принятия такого решения является исчерпывающим. К ним относятся:

  • 1) нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ требований в части, касающейся воздушной перевозки, а при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
  • 2) отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
  • 3) наличие в грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов и вещей.

При прекращении договора воздушной перевозки груза перевозчик обязан возвратить грузовладельцу, грузоотправителю сумму, уплаченную за воздушную перевозку. Возврат денежной суммы производится перевозчиком или но его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Если денежная сумма перевозчиком не возвращается, грузовладелец, грузоотправитель вправе предъявить ему требование о возврате денежной суммы в порядке, установленном правилами перевозчика и договором воздушной перевозки груза.

Выдача груза. Широкий круг обязанностей возлагается на стороны на завершающем этапе перевозочного процесса, каким является выдача груза грузополучателю. При доставке груза в аэропорт назначения перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза не позднее чем через 12 часов с момента прибытия воздушного судна с грузом. Для груза, требующего особых условий перевозки (за исключением негабаритного, тяжеловесного и объемного), установлен более сжатый срок. Уведомление о его прибытии должно последовать не позднее чем через три часа с момента прибытия воздушного судна.

Перевозчик обязан хранить прибывший груз надлежащим образом до явки за ним грузополучателя. Выдача груза осуществляется только после оплаты всех причитающихся перевозчику платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля. Вместе с грузом перевозчик выдает грузополучателю под расписку грузовую накладную и иные относящиеся к грузу документы.

При выдаче груза перевозчик обязан проверить количество грузовых мест и вес прибывшего груза. Если при этом обнаружатся повреждения упаковки, пломб грузоотправителя, которые могут повлиять на состояние груза, перевозчик обязан вместе с грузополучателем взвесить поврежденное грузовое место, вскрыть его и просчитать имеющиеся вложения.

Выдача груза осуществляется на основании и в соответствии с данными, указанными в грузовой накладной. Если эти данные находят подтверждение, оригинал грузовой накладной для перевозчика с пометкой «подтверждение в получении груза» и подписью грузополучателя возвращается перевозчику. В случае несоответствия фактического наименования груза, его веса, количества грузовых мест данным, указанным в грузовой накладной, а также повреждения, порчи груза, обнаружения груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без груза составляется коммерческий акт.

Обязанностью грузополучателя является принятие прибывшего в его адрес груза. Он имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Хранение груза. В тех случаях, когда груз по тем или иным причинам не вручен грузополучателю, перевозчик обязан оставить его у себя на хранение за счет грузоотправителя и на его риск. К таким случаям относятся, во-первых, неявка грузополучателя за грузом в течение трех дней со дня, следующего за днем направления уведомления о прибытии в его адрес груза, или в срок, установленный правилами перевозки или договором воздушной перевозки груза, и, во-вторых, отказ грузополучателя от приема груза.

При невостребованности грузополучателем прибывшего груза по истечении 10 дней со дня, следующего за днем направления сообщения о прибытии груза, перевозчик уведомляет грузополучателя о необходимости получения груза.

Если по истечении 10 дней со дня направления указанного уведомления груз не будет востребован либо грузополучатель откажется от его приема, перевозчик сообщает грузоотправителю о невручении груза. В сообщении содержится предупреждение о возможности реализации или уничтожения груза в случае отсутствия распоряжения грузоотправителя в течение указанных перевозчиком сроков.

При отсутствии распоряжения грузоотправителя в течение 30 дней со дня направления уведомления о невручении груза или если исполнение поступившего от грузоотправителя распоряжения невозможно, груз признается невостребованным и может быть реализован или уничтожен в установленном порядке.

Груз может быть реализован или уничтожен в случаях, если: он признан невостребованным; скоропортящийся груз находится под угрозой порчи.

Решение о реализации или уничтожении груза принимается комиссией, образованной перевозчиком. В ее состав обычно включаются представители обслуживающих организаций, эксперт, а в случае реализации груза – оценщик. Кроме того, в нее могут быть включены представители государственных органов. Основная задача комиссии заключается в том, чтобы установить, достаточно ли имеющихся материалов для принятия решения о реализации либо уничтожении груза. Такими материалами могут быть: акт, составляемый при нечеткости или отсутствии маркировки, нарушении пломб; грузовая накладная; розыскное дело; акт экспертной организации по экспертизе груза; распоряжения грузоотправителя, документы об отказе грузополучателя от получения груза; другие предусмотренные нормативными правовыми актами документы.

По результатам рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт о реализации груза или акт на сто уничтожение.

Груз реализуется через торговые организации. Из полученной суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему и другим лицам суммы. Если вырученные средства не покрывают расходов указанных лиц, грузоотправитель обязан возместить им непокрытую часть.

Розыск груза. В целях обеспечения выполнения условий договора о сохранной доставке груза и вручении его грузополучателю Общими правилами воздушных перевозок закреплен порядок розыска груза и (или) транспортных документов, не доставленных в пункт назначения. В Правилах приводится перечень случаев проведения перевозчиком их розыска. Это случаи, когда по прибытии воздушного судна в аэропорт назначения или аэропорт трансфера обнаружится:

  • 1) отсутствие внесенного в грузовую ведомость груза и (или) грузовой накладной;
  • 2) груз без грузовой накладной и (или) других необходимых документов;
  • 3) грузовая накладная и (или) другие необходимые документы без груза;
  • 4) невозможность идентификации груза вследствие нечеткости транспортной маркировки или ее отсутствия.

При установлении одного из перечисленных случаев перевозчик составляет акт, после чего немедленно приступает к розыску.

Общими правилами воздушных перевозок определены следующие этапы принятия перевозчиком мер по розыску груза и (или) грузовой накладной, других необходимых документов:

  • – направление уведомления в аэропорт отправления об имевших место неисправностях при перевозке груза рейсом, на котором доставлен (не доставлен) груз, грузовая накладная, другие необходимые документы;
  • – формирование розыскного дела;
  • – направление запросов в аэропорты, из которых мог быть доставлен груз и (или) грузовая накладная, другие необходимые документы или в которые они могли быть засланы;
  • – направление указаний по распоряжению грузом и (или) грузовой накладной, другими документами в случае их обнаружения.

При обнаружении груза перевозчик обеспечивает его доставку в аэропорт назначения или аэропорт трансфера.

Понятие договора воздушной перевозки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *